К вопросу о взаимодействии органов внутренних дел и суда по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим

(Портянкина С. П.) ("Арбитражный и гражданский процесс", 2008, N 9) Текст документа

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И СУДА ПО ДЕЛАМ О ПРИЗНАНИИ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ ИЛИ ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ

С. П. ПОРТЯНКИНА

Портянкина С. П., старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса ГОУ ВПО СЮИ МВД России, майор милиции.

"Ушел из дома и не вернулся..." Практически всегда объявления о розыске пропавших без вести людей начинаются с этих слов. Последствия безвестного отсутствия гражданина носят моральный и правовой характер как для лиц, находящихся с безвестно отсутствующим в каких-либо правовых отношениях, так и для самого безвестно отсутствующего. В связи с этим в защите прав и охраняемых законом интересов нуждаются не только заинтересованные лица (те, кто имеет правовые связи с безвестно отсутствующим), но и сами без вести пропавшие граждане. Конституция Российской Федерации закрепила право граждан на судебную защиту их нарушенных прав и охраняемых законом интересов. Государство, осуществляя заботу о своих гражданах, обязано гарантировать осуществление конституционных прав. Такое обеспечение возможно только посредством правотворческой и правоприменительной деятельности соответствующих государственных органов. Одним из таких органов являются суды общей юрисдикции. В условиях развития современного общества проблема признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим стала особенно актуальной, поскольку ежегодно исчезает огромное количество граждан. Усиление криминогенной обстановки в Российской Федерации, рост преступности приводят к совершению в отношении значительного числа граждан различных преступлений, которые нередко являются причиной их безвестного исчезновения. Кроме того, немаловажным фактором, придающим указанной проблеме актуальность, являются локальные военные действия, почти регулярно происходящие в различных регионах бывшего СССР (в частности, военные действия в Чечне и других регионах Российской Федерации), террористические акты (подрыв школы 1 сентября 2004 г. в Беслане и др.), а также стихийные бедствия природного характера, которые в последнее время стали часто происходить не только на территории Российской Федерации, но и в других частях планеты Земля (землетрясения, наводнения, смерчи, сход снежных лавин, например, сход снежной лавины в Кармадонском ущелье в 2002 г., в конце декабря 2004 г. - гибель огромного числа людей, в том числе и российских граждан, на курортах Таиланда и Индонезии вследствие обрушения на побережье волны цунами), разного рода катастрофы (авиационные, автокатастрофы, на железнодорожном транспорте), а также безвестное исчезновение людей при миграционных процессах. Число заявлений в судах Российской Федерации о признании граждан безвестно отсутствующими или объявлении гражданина умершим растет. Дела о признании граждан безвестно отсутствующими или объявлении граждан умершими рассматриваются в порядке особого производства в суде общей юрисдикции. До вступления в силу ГК и ГПК РСФСР 1964 г. рассматриваемые дела имели чаще нотариальную подведомственность, и только после вступления в силу ГК и ГПК РСФСР закреплена исключительная судебная подведомственность этих дел. Несмотря на то что проблема признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим является актуальной, институту судебного признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим законодателем уделено недостаточно внимания. ГПК РФ закрепил лишь уточнения некоторых правил и терминов в связи с положениями действующего материального законодательства. Так, ст. 277 ГПК РФ в соответствии с п. 2 ст. 45 ГК РФ дополнена положением о том, что военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Соответственно, заявитель обязан указать день окончания военных действий. Но какой именно день считать днем окончания военных действий, законодатель не указывает. По ранее действовавшему гражданскому законодательству РСФСР орган опеки и попечительства назначал опекуна для охраны имущества гражданина, признанного безвестно отсутствующим. ГПК РФ предусмотрел правило, согласно которому по договору о доверительном управлении назначается управляющий имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим. Соответствующие уточнения внесены и в ст. ст. 278, 279 ГПК РФ. На протяжении почти 40 лет никаких изменений институт признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим на законодательном уровне не претерпел. ГПК РСФСР 1964 г., затем ГПК РФ 2002 г. установили порядок судебного признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим. Вступившее в законную силу решение является юридическим фактом, влекущим возникновение, изменение или прекращение правоотношений у лиц, которые состояли с гражданином, признанным безвестно отсутствующим или объявленным умершим, в каких-либо правоотношениях. Особая значимость вступивших в законную силу судебных решений по этим делам, правовая сила которых распространяется и на граждан, признанных безвестно отсутствующими или объявленных умершими, требует от судов полноты, четкости, тщательности не только при рассмотрении и разрешении этих дел, но и в не меньшей мере на стадиях возбуждения и подготовки дела к судебному разбирательству. Основной целью института признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим является защита интересов заявителей и заинтересованных лиц. Новый этап развития правового регулирования судопроизводства по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим, начатый принятием ГПК РСФСР 1964 г., характеризуется закреплением судебной подведомственности указанной категории дел; ГК РСФСР закрепил материально-правовые основания признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим; ГК РФ внес некоторые изменения в материально-правовые основания признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим: объявлению гражданина умершим по действующему законодательству предшествует 5-летний срок отсутствия сведений по месту его постоянного жительства вместо ранее установленного 3-летнего срока; ГПК РФ закрепил положение, согласно которому заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении умершим подается в суд по месту нахождения заинтересованного лица, а не по месту жительства заявителя, как предусматривал ГПК РСФСР. В соответствии с ГПК РФ суд после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина, а в соответствии с ГК РФ орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом. Законодатель принял меры к устранению пробелов в правовом регулировании признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим и созданию механизмов, обеспечивающих гарантии защиты интересов заинтересованных лиц и т. д. Задачей института является защита интереса заинтересованного лица при невозможности удовлетворить этот интерес во внесудебном порядке, путем вынесения законного и обоснованного судебного решения, направленного на устранение неопределенности в семейных, гражданских, жилищных и других правоотношениях, которыми безвестно отсутствующий гражданин связан с физическими лицами и организациями. Исследованию проблем, связанных с признанием гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, посвящены научные работы И. Б. Новицкого <1>, Ю. А. Поповой <2>, Е. А. Прянишникова <3>, А. К. Юрченко <4> и других ученых. -------------------------------- <1> См.: Новицкий И. Б. Безвестное отсутствие в условиях войны // Уч. зап. ВИЮН. Вопросы гражданского и трудового права периода Великой Отечественной войны. Вып. 3. М., 1944. <2> См.: Попова Ю. А. Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим. М., 1985. <3> См.: Прянишников Е. А. О безвестном отсутствии и признании умершим // Правоведение. Известия высших учебных заведений. 1990. N 1. <4> См.: Юрченко А. К. Безвестное отсутствие по советскому гражданскому праву. Л., 1954.

Несмотря на то что проблема признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим в настоящее время является актуальной, комплексных исследований, посвященных особенностям судопроизводства по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении гражданина умершим, почти не проводилось. Среди имеющихся научных работ по указанной проблеме, выполненных после принятия ГПК РФ, можно отметить диссертационное исследование Р. В. Ихсанова <5>. Наиболее ценным, на наш взгляд, в указанной научной работе является предложение по совершенствованию Положения о службе в органах внутренних дел и Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции". Имеющиеся другие публикации касались отдельных аспектов особого производства, которые в той или иной мере имеют значение и для производства по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим. -------------------------------- <5> См.: Ихсанов Р. В. Рассмотрение судами дел о признании безвестно отсутствующими или объявлении умершими сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005.

Отметим, что на стадии возбуждения гражданского судопроизводства, после получения заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, судья должен проверить, имеются ли предпосылки и соблюдены ли заявителем условия на судебную защиту, т. е. имеет ли заявитель право требовать судебной защиты своего охраняемого законом интереса. Общими предпосылками права на судебную защиту являются гражданская процессуальная правоспособность, подведомственность дела суду и юридическая заинтересованность в исходе дела. Правоприменительная практика показывает, что на стадии возбуждения судопроизводства по рассматриваемым категориям дел суд проверяет, возбуждалось ли розыскное дело соответствующим органом внутренних дел по заявлению заинтересованного лица, имеется ли в деле соответствующая справка о результатах розыска. По рассматриваемым категориям дел предварительный розыск безвестно пропавшего человека органами внутренних дел обязателен. Поэтому в качестве специальной предпосылки реализации заинтересованным лицом права на судебную защиту охраняемого законом интереса можно назвать обязательное предварительное обращение в органы с заявлением о розыске безвестно пропавшего гражданина. В очерке Д. Лиханова "Без вести..." <6> показано, что число безвестно пропавших увеличивается от плохой организации розыска и что обнаружению пропавших больше способствует случайное стечение обстоятельств, чем время. В указанном очерке описан случай со стариком-пенсионером, который пошел за хлебом, на улице около булочной почувствовал себя плохо, упал и умер. "Скорая помощь" констатировала смерть, и труп был отправлен в морг. Жена, обеспокоенная отсутствием мужа, обратилась в милицию, но оказалось, что пенсионер умер на территории другого района Москвы, где о его розыске не знали. Позже старик был похоронен как неизвестный. Так и объявил бы суд указанного старика-пенсионера умершим или признал безвестно отсутствующим (если бы его супруга или иные заинтересованные лица обратились бы с соответствующим заявлением в суд), если бы на одном совещании в органах милиции эта история не вскрылась. -------------------------------- <6> См.: Лиханов Д. Без вести... // Огонек. 1989. N 19. С. 30 - 33.

МВД России и Генеральная прокуратура Российской Федерации в указании от 24 сентября, 20 ноября 1998 г. N 1/19934, 83/36 "О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, и розыску лиц, пропавших без вести" <7> констатировали, что "состояние борьбы с тяжкими преступлениями против личности продолжает оставаться неадекватным масштабам распространения криминального насилия. Все большую актуальность приобретает работа по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан. Успех борьбы зависит от эффективности и своевременности принимаемых следственных действий и оперативно-розыскных мер. Однако сложившаяся практика реагирования органов внутренних дел на сигналы о безвестном исчезновении людей продолжает существенно отличаться от работы по раскрытию умышленных убийств. Уголовные дела по таким материалам возбуждаются несвоевременно. Внезапность и беспричинность исчезновения не рассматриваются как признаки преступления". В указании, с учетом сложившейся практики, определен ряд признаков, дающих основание полагать, что разыскиваемый стал жертвой преступления. Кроме того, в целях обеспечения конституционных прав граждан, совершенствования работы по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением людей, оптимизации производства розыска, прокурорского надзора за разрешением заявлений и сообщений о без вести пропавших, своевременного выявления признаков преступлений и возбуждения уголовных дел предложен комплекс соответствующих мероприятий. -------------------------------- <7> См.: Указание МВД России и Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 24 сентября, 20 ноября 1998 г. N 1/19934, 83/36 "О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, и розыску лиц, пропавших без вести"// СПС "Гарант", 2004.

В современных условиях, когда интенсивно развиваются миграционные процессы, безвестно исчезают люди, мигрируя из одного региона в другой, пришло время для разработки совместных с Федеральной миграционной службой Российской Федерации мероприятий, направленных на установление местонахождения лиц, в отношении которых органами внутренних дел заведены розыскные дела. Также в рамках развития взаимодействия органов внутренних дел и судов представляется целесообразным обеспечивать информирование судебных органов о наличии заявлений о розыске без вести пропавших граждан в соответствующей административно-территориальной единице. Именно целенаправленное взаимодействие органов МВД России, прокуратуры Российской Федерации, Федеральной миграционной службы Российской Федерации, судебных органов Российской Федерации позволит более эффективно обеспечить защиту прав и охраняемых законом интересов заинтересованных лиц по делам о признании граждан безвестно отсутствующими или об объявлении гражданина умершим. Учитывая состояние законодательства и судебной практики по применению норм ГПК РФ, ГК РФ при рассмотрении и разрешении указанной категории дел, представляется необходимым продолжение проведения серьезного комплексного исследования проблем по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим в современных условиях с целью выработки конструктивных предложений, направленных на выявление и устранение причин безвестного исчезновения людей, совершенствование правового регулирования судопроизводства по рассматриваемым категориям дел.

Название документа Вопрос: На все ли организации распространяется установленный ст. ст. 46, 47 НК РФ внесудебный порядок взыскания налоговым органом налогов (сборов), пеней и штрафов с налогоплательщика или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя по решению руководителя налогового органа (его заместителя) путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю? ("Арбитражный и гражданский процесс", 2008, N 9) Текст документа

Вопрос: На все ли организации распространяется установленный ст. ст. 46, 47 НК РФ внесудебный порядок взыскания налоговым органом налогов (сборов), пеней и штрафов с налогоплательщика или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя по решению руководителя налогового органа (его заместителя) путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю?

Ответ: Нет. Данный порядок не применим в отношении бюджетных учреждений. В силу подп. 1 п. 2, п. 8 ст. 45 НК РФ взыскание налога (сбора), пени и штрафа с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке. Лицевые счета открываются бюджетным учреждениям (БК РФ). Постановление руководителя налогового органа (его заместителя) о взыскании налога (сбора), пени и штрафа за счет имущества налогоплательщика или налогового агента - бюджетного учреждения не может рассматриваться как исполнительный документ ввиду отсутствия соответствующего полномочия у налогового органа (ч. 1 ст. 1 Закона об исполнительном производстве). Следует также иметь в виду, что установленный ст. ст. 46, 47 НК РФ внесудебный порядок взыскания налогов (сборов), пеней и штрафов не применим к налогоплательщикам или налоговым агентам - нотариусам и адвокатам, поскольку в силу ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1, п. 2 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" нотариальная и адвокатская деятельность не является предпринимательской. Используемое в НК РФ понятие "индивидуальный предприниматель" с введением указанного внесудебного порядка взыскания с индивидуальных предпринимателей (в отличие от прежней ред. данного Кодекса) не охватывает нотариусов и адвокатов (п. 2 ст. 11 этого Кодекса).

ПОДГОТОВЛЕНО: А. В.Закарлюка Консультант Управления ФССП России по Свердловской области

СОГЛАСОВАНО: Отдел правового обеспечения Управления ФССП России по Свердловской области (начальник отдела Н. В.Торлопова)

РЕЦЕНЗИРОВАНО: В. В.Ярков Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского процесса УрГЮА

Название документа