В поле зрения прокуратуры
(Стрельников В.)
("ЭЖ-Юрист", 2013, N 37)
Текст документа
В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ ПРОКУРАТУРЫ
В. СТРЕЛЬНИКОВ
Владилен Стрельников, кандидат юридических наук, г. Саратов.
Из положений ст. 1 Закона о прокуратуре следует, что образовательные учреждения всех форм собственности, а также органы управления образованием полностью подпадают под сферу действия прокурорского надзора. Масштабы и острота проблем в области охраны детства требуют от прокуроров своевременного и адекватного реагирования на факты нарушений прав и законных интересов детей. В связи с этим прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи приобретает особое значение. Расскажем, как он устроен.
На страже прав и интересов детей
Несмотря на то что прокурорский надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних отдельно в Федеральном законе от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" не закреплен в качестве особой государственной функции, эта сфера деятельности является для прокуроров приоритетной. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26.11.2007 N 188 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи" предписывает прокурорам субъектов РФ, городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур поставить дело таким образом, чтобы прокурорский надзор обеспечивал максимальное исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, пресечение и предупреждение преступности несовершеннолетних.
В докладе Генпрокуратуры РФ от 31.05.2013, приуроченном к Международному дню защиты детей, особо подчеркивалось, что будущее государства зависит от полноценного развития подрастающего поколения. Деятельность прокурорских работников по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних в образовательных учреждениях - это постоянные и комплексные мероприятия, целью которых является обеспечение надлежащих условий пребывания и обучения детей и недопущение нарушения их законных прав и интересов.
Независимо, а не повторно
Ввиду плановости надзорной деятельности контролирующих органов в области образования многие руководители образовательных учреждений уже привыкли к их посещению. При этом в случае приезда представителей прокуратуры в целях проверки тех же материалов (фактов, событий), которыми незадолго до их визита занимались, скажем, инспекторы Роспотребнадзора, у руководства возникает закономерный вопрос: почему прокуратура повторно их проверяет? Отвечая на него, укажем, что в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона N 2202-1 органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.
Из этого законодательного положения следует, что, во-первых, действия прокуратуры не связаны с какими-либо выводами и проводимыми мероприятиями иных государственных или муниципальных органов. Прокуроры имеют право проверять поднадзорные объекты в требуемом объеме, устанавливать все необходимые обстоятельства и принимать решения в соответствии с действующими нормативными актами.
Во-вторых, все свои функции каждый прокурорский работник должен осуществлять только на основе закона и своего внутреннего убеждения и не обязан давать каких-либо объяснений по существу проводимых проверочных мероприятий и находящихся в его производстве дел, материалов. В случае если повод проверки полностью совпадает с поводом посещения иной контролирующей структуры, работник прокуратуры задает те же вопросы и просит представить те же документы, целесообразно ознакомить проверяющего с материалами, составленными по результатам предыдущей проверки.
Кроме этого, у отдельных руководителей государственных и частных образовательных учреждений возникают вопросы по поводу юридического обоснования и оформления правомерности приезда к ним прокуратуры. Они, как правило, связываются с требованиями ч. ч. 3 и 4 ст. 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с данными требованиями контролирующие органы имеют право проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением; проводить выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (при внеплановой проверке требуется копия документа о согласовании ее проведения).
Однако требования этого Закона не применяются к органам прокуратуры (п. 3 ч. 3 ст. 1). Единственное, что можно потребовать у прокурорского работника в целях подтверждения его полномочий, - это служебной удостоверение, которое он обязан иметь с собой при визите с проверкой.
Права и поводы
Согласно ст. 22 Закона N 2202-1 работники прокуратуры при осуществлении возложенных на них функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций, а также вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов. Обратим внимание на то, что истребуемая документация предоставляется органам прокуратуры безвозмездно, при этом должностные лица обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.
Поводами для проверки образовательного учреждения могут быть:
- задание вышестоящей прокуратуры, в котором прокурору района (города) или специализированному прокурору (например, природоохранному, транспортному) предписано осуществить комплексную проверку исполнения законодательства о несовершеннолетних на определенной территории или же в конкретных образовательных учреждениях (объектах);
- плановая проверка, которая осуществляется согласно плану работы прокуратуры на полугодие, в который включена подобная проверка (запланирована на определенный месяц);
- указание межгоррайпрокурора о проведении выборочной проверки исполнения этого законодательства в определенной школе, данное подчиненным работникам на основании сведений о нарушении законности (внеплановая проверка);
- материалы СМИ (публикации в журналах, газетах, сообщения, переданные по каналам телерадиовещания, материалы интернет-сайтов), но инициировать их помимо руководителя прокуратуры имеет право работник прокуратуры, на которого возложен данный вид надзора;
- обращение в прокуратуру (как устное, так и письменное), содержащее информацию о нарушении законности в данной сфере.
При этом ст. 10 Закона N 2202-1 обязывает прокуратуру рассматривать не только заявления учащихся, их родителей или законных представителей, а также работников образовательных учреждений, чьи права могли быть нарушены, но и обращения уполномоченного по правам человека, депутатов представительных органов, партий, иных общественных организаций, выступающих в защиту их интересов.
Мобильник в помощь
Отдельным поводом проверки образовательного учреждения являются инциденты, нарушающие права и свободы учащихся. В связи с тем что они, как правило, имеют большой общественный резонанс и интересуют все без исключения органы власти, СМИ, а также широкие слои населения, считаем необходимым остановиться на них более подробно.
Подавляющее большинство учащихся имеют мобильные телефоны со встроенной видеокамерой. Последствия их использования очевидны: в социальных сетях и на интернет-ресурсах постоянно появляются снятые на мобильный телефон видеоролики, в которых запечатлены кадры избиения и унижения одних несовершеннолетних другими, употребления школьниками алкогольных напитков, наркотических и психотропных веществ и иные факты противоправного поведения.
Несовершеннолетний, осуществляющий видеозапись недостойного поведения своих сверстников, даже если он сам не принимает участия в противоправных деяниях, не осознает, что он фактически является свидетелем (а иногда и участником) преступления или административного правонарушения, либо не хочет этого осознавать по причине легкомыслия и ощущения собственной безнаказанности.
Размещенный в Интернете видеоролик подобного содержания становится в кратчайшие сроки достоянием общественности и независимо от его качества является первичным доказательством противоправного деяния, на основании которого проводятся последующие проверочные мероприятия. Расследование такого инцидента происходит двумя параллельными путями.
Первый из них предполагает выявление всех лиц, которых запечатлела камера мобильного телефона, квалификацию правонарушения и установление возможной ответственности всех участников и их родителей. Второй путь - это проверка прокуратурой деятельности руководства и педагогов образовательного учреждения, выяснение причин и условий, способствующих этому нелицеприятному событию.
Важно отметить, что факт появления в Интернете видеозаписи, в которой фигурируют несовершеннолетние учащиеся определенного образовательного учреждения, занимающиеся противоправными вещами, будет поводом к привлечению директора школы и педагогов, которые отвечают за воспитание этих подростков, к дисциплинарной и иной ответственности вплоть до увольнения.
Подобные последствия, а также необходимость поддержания престижа школы и недопущения выноса сора из избы приводят во многих случаях к необоснованному сокрытию подобных фактов. Некоторые директора школ считают подобные инциденты и конфликты между педагогами и учащимися внутренними делами школы, которые можно урегулировать своими силами.
Разумеется, это весьма тонкий вопрос, поскольку при выявлении подобных фактов изначально не ясно, может ли ситуация выйти за рамки образовательного учреждения. Поэтому руководству общеобразовательных учреждений - лицам с высшим педагогическим образованием - рекомендуется быть максимально просвещенными в юридических вопросах, связанных с причинением несовершеннолетними телесных повреждений, совершением ими хищений чужого имущества, насильственных действий, в том числе сексуального характера, а также с употреблением подростками алкоголя, наркотических и психотропных веществ.
Это первичный круг вопросов, владение которыми позволит директорам и их заместителям объективно оценивать обстановку. Подобные знания необходимы для решения первоочередных задач. Как известно, руководитель образовательного учреждения во всех без исключения случаях несет ответственность за деятельность учащихся во время их пребывания в школе. Если же на ее территории совершено деяние, которое имеет все признаки преступления, руководитель безотлагательно должен сообщить об этом в правоохранительные органы. В противном случае директор может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 293 (халатность) или ст. 316 (укрывательство преступлений) УК РФ либо по иным статьям УК РФ в зависимости от обстоятельств происшествия.
Хотелось бы предостеречь руководство школ от самостоятельного вмешательства и проведения так называемых внутренних расследований, поскольку подобные действия входят в компетенцию исключительно правоохранительных органов.
Профилактика жестокости
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" общеобразовательные учреждения общего образования, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс, обязаны осуществлять меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Из этого законодательного требования напрямую вытекает обязанность школ осуществлять профилактические мероприятия, направленные на недопущение совершения подростками противоправных деяний. Органы прокуратуры в данной ситуации будут интересовать все задокументированные действия должностных лиц школы, направленные на недопущение подобных инцидентов.
Воспитательный процесс в образовательном учреждении, как известно, весьма сложен, его результат может не соответствовать затраченным усилиям, и даже если все мероприятия в соответствии с указанным выше нормативным актом будут проведены надлежащим образом, всегда существует риск, что кто-нибудь из учащихся совершит наказуемый законом проступок. Прокуратуру в подобном случае будет интересовать причинно-следственная связь между таким проступком и работой администрации школы, направленной на его недопущение. Но, как правило, прокурорские работники не будут анализировать глубину и качество педагогической профилактической работы, их будет интересовать только одно: если в школе имело место совершение преступления или административного правонарушения, то ответственные за это педагоги и руководство должны быть наказаны в установленном законом порядке.
Как показывает практика, в этом случае директор школы либо своим приказом налагает дисциплинарное взыскание на классного руководителя, который допустил совершение его учениками противоправного деяния с формулировкой "ввиду недостаточной профилактической работы", либо пассивно ждет, когда из прокуратуры поступит представление об устранении нарушений законности, выразившихся в недостаточности контроля за несовершеннолетними, в котором будет стоять вопрос о наказании в дисциплинарном порядке виновных лиц.
Но возможен и третий сценарий: прокуратура в случае выявления систематических нарушений в этой сфере, а также в ситуации, когда инцидент стал широким общественным резонансом, может подготовить и направить подобное представление на имя нанимателя (представителя нанимателя) директора школы.
Последствия подобного акта прокурорского реагирования трудно заранее предугадать, они могут быть как минимальными (приглашение руководителя на заседание органа управления образованием в целях предоставления соответствующего отчета, устные замечания и т. д.), так и максимально негативными (освобождение от занимаемой должности по нереабилитирующим основаниям вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей).
Дать какие-либо рекомендации в данном случае весьма сложно, но нужно действовать по принципу "из двух зол всегда выбирают меньшее". В такой ситуации директор школы должен быть максимально готов к прокурорской проверке. Если имел место какой-либо инцидент в образовательном учреждении, связанный с поведением учащихся, необходимо во всех случаях незамедлительно принимать меры к усилению профилактических мероприятий и обязательно фиксировать их документально.
В заключение отметим, что главную роль в корректировке поведения учащихся и воспитанников занимает педагог, учитель, воспитатель. Поэтому, когда речь идет о противоправном поведении несовершеннолетних, возникает вопрос: где в момент происшествия был педагог, куда он смотрел? И прокурор может настойчиво потребовать от директора школы привлечения к дисциплинарной ответственности педагогов, которые ненадлежаще проводили профилактическую работу.
Название документа