Установление личности гражданина России в нотариальной практике

(Романовская О. В.) ("Нотариус", 2008, N 1) Текст документа

УСТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ В НОТАРИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

О. В. РОМАНОВСКАЯ

Романовская О. В., доцент кафедры частного права Пензенского государственного университета, кандидат юридических наук.

В соответствии со ст. 42 Основ законодательства РФ о нотариате (далее - Основы о нотариате) при совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица. Такое установление должно производиться на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия. Столь краткая законодательная характеристика создает немало трудностей в нотариальной практике, основные из которых находятся в плоскости вопросов: что понимать под установлением личности и какие иные документы могут удостоверять личность? В рамках настоящей статьи ограничимся исследованием документов, удостоверяющих личность гражданина России. Ограничительное толкование процесса установления личности определяет, что он должен сводиться к выявлению тождественности фактических данных гражданина, обратившегося к нотариусу, с юридическими данными, изложенными в официальных документах. Нотариус тем самым устанавливает факт личного обращения гражданина за совершением нотариального действия под собственным именем. В. С. Репин отмечает: "Общежитейский термин "личность" обозначает индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности. Именно исходя из этого понимания нотариус при совершении нотариального действия устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия. Личность устанавливается по документам. Нотариус, взяв в руки документ, сличает лицо, обратившееся за совершением нотариального действия, и фотографическую карточку на документе" <1>. Однако термин "личность" в праве носит многоплановый характер. В частности, в советской доктрине долгое время господствовало мнение, что "личность - это разумное существо, определяющее свою деятельную позицию ко всему, что ее окружает: к труду, социальному строю, коллективу, другим людям" <2>. Это означало, что не все граждане признавались личностями, а именно - малолетние, душевнобольные и др., т. е. те, кто не может в силу каких-то причин (возраст, болезнь) определять сознательное отношение к реальной действительности. Приведем в этой части также суждение Н. И. Матузова: "Не всякий человек есть личность, хотя всякая личность - человек. Личностью не рождаются, ею становятся. Ребенок не личность, душевнобольной тоже. Первобытного человека, строго говоря, вряд ли еще можно было назвать личностью. Раб, как известно, также не рассматривался в качестве личности. Следовательно, личность - понятие несколько более узкое, чем человек, а тем более - чем индивид" <3>. Необходимо добавить, что в криминологии предметом пристального изучения является личность преступника, тем самым проводится разделение между человеком (субъектом правоотношений) и личностью (совокупность характеристик, которыми обладает человек). Кстати, приведенное разделение послужило основанием для уточнения ряда конституционных формулировок отдельных прав человека. В частности, право на неприкосновенность личности (ст. 54 Конституции СССР 1977 г.) стало в Конституции России 1993 г. правом на личную неприкосновенность (ст. 22). По-видимому, чтобы избежать двойных толкований, конституционные формулировки были максимально ограждены от использования дефиниций, имевших в советском прошлом идеологическую нагрузку. -------------------------------- <1> Репин В. С. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате (постатейный). М., 1999. <2> Малеин Н. С. Гражданский закон и права личности в СССР. М., 1981. С. 81. <3> Матузов Н. И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972. С. 69.

В судебной практике нередко происходит широкое толкование обязанности нотариуса по проверке личности. Это наблюдается, например, при системном использовании ст. 42 и 43 Основ о нотариате. Статья 43 Основ о нотариате закрепляет самостоятельную обязанность нотариуса по проверке дееспособности граждан, участвующих в сделках, что само по себе должно приводить к разделению сфер регулирования между указанными двумя статьями. Кроме того, ст. 42 Основ о нотариате применяется судами при рассмотрении исков, возникающих в результате удостоверения сделок по подложным документам или в результате неточного установления личности по предъявленному документу (паспорт подлинный, но предъявлен иным лицом, даже если оно максимально похоже). А. В. Вишняков отмечает, что, например, в Замоскворецком суде г. Москвы рассматривалось дело, в котором истец считал, что "нотариус не принял необходимых мер предосторожности, исключающих возможность удостоверения сделки по подложным документам, что означает неосторожную вину в причинении ущерба". Данными мерами, по мнению истца, могли быть звонки в компетентные органы, ЖЭК, правда, не указывалось, на основании какой нормы права на нотариуса возложена такая обязанность <4>. -------------------------------- <4> См.: Вишняков А. В. Иски о возмещении ущерба к нотариусам по удостоверенным им сделкам при предъявлении поддельного паспорта // Нотариальный вестник. 2003. N 10. С. 30 - 32.

Применительно к рассматриваемой проблеме все-таки необходимо представлять личность (исходя из еще дореволюционной русской традиции) "не только как существо, противополагающее себя всему остальному миру, но и как самоцельное существо, являющееся всегда само для себя целью и никогда - лишь средство для чего-либо вне ее" <5>. Б. С. Эбзеев упростил приведенную формулу: "Личность в праве - любой и всякий человек, наделенный определенными правами и несущий установленные государством обязанности" <6>. А. Г. Бережнов дополнил, что попытки проследить определенные различия между человеком и личностью в рамках любого человеческого общежития в принципе лишены научных оснований <7>. -------------------------------- <5> Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб., 1898. С. 222. <6> Эбзеев Б. С. Советское государство и права человека: Конституционные вопросы. Саратов, 1986. С. 58. <7> См.: Бережнов А. Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М., 1991. С. 17.

Как было указано выше, установление нотариусом личности гражданина происходит на основании паспорта или иного документа, исключающего любые сомнения относительно личности гражданина. Это означает, что основным документом для нотариуса при установлении личности должен быть паспорт. Определена видовая характеристика документа. Нельзя не сказать, что в начале 90-х годов высказывалось предложение об отмене паспортов и переходе на удостоверения личности. При таком подходе паспорт выдавался бы гражданину только при выезде за рубеж. Основы о нотариате указывают, что паспорт не является единственным документом, удостоверяющим личность гражданина, что, кстати, подтверждает Указ Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232, обозначающий его как "основной", но не единственный <8>. Более того, приведенная позиция нашла свое подтверждение в судебной практике. В Верховном Суде РФ оспаривались положения Постановления Правительства РФ, принятого в развитие названного Указа. Граждане-заявители посчитали, что паспорт - единственный документ, удостоверяющий личность, на что Верховный Суд РФ провел разделение между понятиями "основной" и "единственный", указав на их нетождественность <9>. -------------------------------- <8> Собрание законодательства РФ. 1997. N 11. Ст. 1301. Данный Указ вводит в действие паспорт гражданина России. <9> Решение Верховного Суда РФ от 25 апреля 2006 г. N ГКПИ06-334 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 2.

В то же время Основы о нотариате не дают перечень документов, которым необходимо руководствоваться в нотариальной практике, отдавая оценку определения степени их "надежности" самому нотариусу. Главным в этом случае становится субъективный фактор: какой именно документ нотариус посчитает исключающим любые сомнения относительно личности гражданина, тот и может быть признан достаточным при совершении нотариального действия. Кроме того, закон должен давать исчерпывающий ответ на то, что именно должен почерпнуть нотариус из документа, удостоверяющего личность. Статья 19 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Между тем одного лишь выявления фамилии, имени, отчества для идентификации личности бывает явно недостаточно. Если говорить о подтверждении гражданства Российской Федерации, то в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" <10> документом, удостоверяющим гражданство России, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, должны определяться федеральным законом, который по настоящее время не принят. Как справедливо отмечает Е. И. Спектор, есть и другие виды документов, удостоверяющих личность гражданина РФ: военный билет, студенческий билет, служебные удостоверения и т. д. <11>. Вопрос в том, какие именно из них исключают любые сомнения относительно личности гражданина. -------------------------------- <10> Собрание законодательства РФ. 2002. N 22. Ст. 2031. <11> См.: Спектор Е. И. Паспортно-визовый режим: правовое регулирование // Журнал российского права. 2001. N 3.

Необходимо отметить, что в советские времена данный вопрос четко регулировался Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР <12>, согласно п. 12 которой личность советских граждан устанавливалась по паспорту, а далее следовал ряд уточнений: -------------------------------- <12> Утверждена Приказом Министра юстиции РСФСР от 6 января 1987 г. N 01/16-01.

"Личность несовершеннолетних, не достигших 16 лет, устанавливается на основании записи о них в паспортах родителей (усыновителей) или по свидетельству о рождении. Личность военнослужащих устанавливается на основании удостоверения личности или военного билета, выдаваемых командованием воинских частей и военных учреждений. Личность прибывших на временное жительство в СССР советских граждан, постоянно проживающих за границей, устанавливается по их общегражданским заграничным паспортам. Личность иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории СССР, устанавливается по виду на жительство в СССР или по национальному паспорту с отметкой о регистрации в органах внутренних дел или других уполномоченных на то органах. Свидетельствование верности копий документов и выписок из них может быть совершено по предъявлении удостоверения, выданного предприятием, учреждением, организацией по месту работы или службы гражданина, удостоверения инвалида Отечественной войны или участника войны". Данная Инструкция была отменена <13>, но именно этот пункт практически полностью перенесен в Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти (утверждена 19 марта 1996 г.) <14>. "Выпало" только указание на возможность удостоверения копий на основании служебных удостоверений и некоторых иных документов. Появившийся пробел может быть устранен в иных нормативных актах. Тем более что ст. 39 Основ о нотариате допускает, что порядок совершения нотариальных действий нотариусами устанавливается не только самими Основами, но и другими законодательными актами РФ и субъектов РФ. Статья 9 Основ о нотариате указывает, что нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами, утверждаемыми Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой. Однако каких-либо уточняющих нормативных актов так до сих пор и не принято. -------------------------------- <13> Приказ Минюста РФ от 26 апреля 1999 г. N 73 // Бюллетень Минюста РФ. 1999. N 7. <14> Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1996. N 6.

Попробуем же определиться с перечнем документов, которые могут быть использованы в нотариальной практике как исключающие любые сомнения относительно личности гражданина. В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 <15>, паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ. Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ. Пункт 5 названного Положения предусматривает, какие отметки могут производиться в паспорте, причем часть из них может производиться по желанию гражданина (в частности, о группе крови и резус-факторе, об идентификационном номере налогоплательщика). Пункт 6 Положения специально закрепляет: "Запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные настоящим Положением. Паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные настоящим Положением, является недействительным". -------------------------------- <15> Собрание законодательства РФ. 1997. N 28. Ст. 3444.

Определен срок действия паспорта гражданина: от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста; от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет - бессрочно. По достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, паспорта выдаются или заменяются по окончании установленного срока военной службы по призыву. Приведенные нормы показывают, что нотариус при проверке паспорта должен также самостоятельно определять его действительность. Соответственно, если в паспорт внесены отметки или записи, которые не предусмотрены нормативными актами РФ, то это влечет его недействительность. Такой же вывод вытекает при представлении незамененного паспорта лицом, достигшим возраста 20 или 45 лет, что подтверждается решением Верховного Суда РФ от 27 августа 2007 г. N ГКПИ07-787: "Нормативные правовые акты об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, устанавливают, что паспорт является документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, только в том случае, если он выдан уполномоченным государственным органом на соответствующем официальном бланке, с соблюдением установленного порядка. Паспорт, не соответствующий этим требованиям, не может считаться документом, удостоверяющим личность и гражданство Российской Федерации" <16>. -------------------------------- <16> См.: СПС "КонсультантПлюс".

Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации <17>, учитывает ситуацию с утратой паспорта. Пункт 17 указанного нормативного акта устанавливает: "До оформления нового паспорта гражданину по его просьбе выдается территориальным органом Федеральной миграционной службы временное удостоверение личности, форма которого устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации". Временное удостоверение (форма N 2П) утверждено тем же Приказом МВД РФ, что и приведенный Административный регламент (приложение N 2). -------------------------------- <17> Приказ МВД РФ от 28 декабря 2006 г. N 1105 // Российская газета. N 35. 2007.

В научной литературе <18> при определении перечня документов, удостоверяющих личность гражданина, нередко ссылаются на п. 5 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации <19>, в соответствии с которым документами, удостоверяющими личность граждан РФ, необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются: -------------------------------- <18> См.: Черемных Г. Г. Нотариальные действия и основные правила их совершения // Бюллетень нотариальной практики. 2004. N 5. <19> Собрание законодательства РФ. 1995. N 30. Ст. 2939.

- паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность гражданина РФ на территории РФ; - паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина РФ, до замены его в установленный срок на паспорт гражданина РФ; - свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14-летнего возраста; - паспорт, удостоверяющий личность гражданина РФ за пределами РФ, - для лиц, постоянно проживающих за пределами РФ. Однако нетрудно увидеть, что в Правилах определена целевая характеристика представляемых документов - "для осуществления регистрационного учета". Кроме того, данный перечень не охватывает те документы, которые также прямо в законах обозначены как удостоверяющие личность (о них пойдет речь ниже). Статья 7 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию" <20> устанавливает, что основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ за пределами РФ, признаются паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка). В развитие Закона приняты Указ Президента РФ от 21 декабря 1996 г. N 1752 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации" <21> и Постановление Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 298 <22> (им утверждены образцы и описания бланков документов, удостоверяющих личность). Необходимо также учитывать, что Указом Президента РФ от 19 октября 2005 г. N 1222 <23> введены документы, удостоверяющие личность гражданина РФ за пределами территории РФ, содержащие электронные носители информации. При этом документы, ранее выданные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 298, действительны до их замены паспортами нового поколения. Образцы и описания бланков паспортов нового поколения утверждены Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2005 г. N 687 <24>, п. 10 которого устанавливает: "В качестве электронного носителя информации о владельце паспорта используется разрешенная в установленном порядке к применению микросхема с бесконтактным интерфейсом, имеющая емкость памяти не менее 64 килобайт". Совместным Приказом МВД РФ N 785, МИД РФ N 14133, ФСБ РФ N 461 от 6 октября 2006 г. утверждена Инструкция о порядке оформления и выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, дипломатического паспорта и служебного паспорта, являющихся основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации <25>. Анализ приведенных актов показывает, что в настоящее время действуют как заграничные паспорта, не содержащие электронные носители информации, так и паспорта нового поколения. Необходимо учитывать, что заграничный паспорт может оформляться на несовершеннолетнего и до достижения им 14 лет (фактически с момента рождения). Названия всех приведенных выше нормативных актов содержат целевое указание на использование документов - они удостоверяют личность граждан РФ за пределами территории нашего государства. Однако такое упоминание отнюдь не означает, что перечисленные паспорта не могут быть использованы в нотариальной практике. В упомянутых Правилах регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства специально уточнено, что регистрация по загранпаспорту осуществляется только для граждан РФ, постоянно проживающих за пределами территории РФ. Это обусловлено целями и порядком регистрации граждан по месту пребывания и жительства, чтобы также исключить двойную (а то и тройную) регистрацию. В нотариальной практике использование документов обусловлено целью установления личности гражданина в момент его обращения к нотариусу, что вполне достигается предъявлением загранпаспорта. Именно поэтому данные документы (как удостоверяющие личность) могут быть использованы и на территории России. Кстати, в отношении паспорта моряка содержится прямое исключение. Пункт 1 Положения о паспорте моряка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1508 <26>, предусматривает: "Паспорт моряка является документом, удостоверяющим личность его владельца как за пределами Российской Федерации, так и в пределах Российской Федерации". Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2007 г. N 546 утверждены образец и описание бланка удостоверения личности моряка <27>. В самом удостоверении личности моряка указывается: "Настоящий документ имеет самостоятельный характер и не является паспортом". -------------------------------- <20> Собрание законодательства РФ. 1996. N 34. Ст. 4029. <21> Собрание законодательства РФ. 1996. N 52. Ст. 5914. <22> Собрание законодательства РФ. 1997. N 12. Ст. 1435. <23> Собрание законодательства РФ. 2005. N 43. Ст. 4372. <24> Собрание законодательства РФ. 2005. N 48. Ст. 5037. <25> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 44. <26> Собрание законодательства РФ. 1997. N 49. Ст. 5598. <27> Собрание законодательства РФ. 2007. N 36. Ст. 4386.

Необходимо учитывать, что все вышеуказанные документы выдаются на определенный срок, что обязывает нотариуса самостоятельно проверять их действительность. Статья 11 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию" предусматривает: "Не допускается оформление нового паспорта без изъятия ранее выданного паспорта, если срок его действия не истек, или без объявления паспорта не действительным для выезда из Российской Федерации в случае, если он утрачен владельцем, за исключением случаев, указанных в части третьей настоящей статьи". Часть 3 ст. 11 уточняет: "В случае если деятельность гражданина Российской Федерации связана с регулярными (не реже чем один раз в течение месяца) выездами за пределы территории Российской Федерации, а данный гражданин не имеет права на получение дипломатического или служебного паспорта, ему по ходатайству организации, направляющей его за пределы территории Российской Федерации, может быть оформлен и выдан второй паспорт, при этом во втором паспорте днем окончания срока действия паспорта указывается день окончания срока действия ранее выданного паспорта". Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1142 <28> утверждено Положение об оформлении свидетельства на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию, в соответствии с которым, в случае если гражданин РФ утратил паспорт (дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка), ему выдается свидетельство на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию по установленной форме. При этом свидетельство является временным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ и дающим ему право на въезд (возвращение) в свою страну. Пункт 8 Положения указывает на временный характер свидетельства: "При выдаче свидетельства заявитель должен быть проинформирован о том, что он в 3-дневный срок с момента прибытия к месту пребывания или к месту жительства в пределах Российской Федерации обязан сдать свидетельство в организацию, выдавшую паспорт (дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка), утерянный гражданином Российской Федерации". Однако надо учитывать, что на территории РФ свидетельство со штампом пограничного контрольно-пропускного пункта может быть использовано гражданином РФ в течение 10 дней с момента пересечения им государственной границы РФ в качестве документа, удостоверяющего его личность. В Постановлении также дано описание свидетельства. Таким образом, нотариус должен самостоятельно установить 10-дневный срок действительности свидетельства по штампу пограничного контрольно-пропускного пункта. -------------------------------- <28> Собрание законодательства РФ. 1998. N 41. Ст. 5020.

Российское законодательство не определяет системы признаков служебных удостоверений, по которым они могут считаться удостоверяющими личность гражданина. Необходимо анализировать каждый из нормативных актов. Так, ст. 41.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <29> прямо предусматривает, что прокурорским работникам выдается служебное удостоверение установленного Генеральным прокурором РФ образца. Работникам Следственного комитета при прокуратуре РФ выдаются служебные удостоверения установленного Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ образца. Служебное удостоверение является документом, подтверждающим личность прокурорского работника, его классный чин и должность. -------------------------------- <29> Собрание законодательства РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.

Статья 5 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" закрепляет аналогичное правило: "Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы имеют удостоверения, являющиеся их основными документами, подтверждающими личность и полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, и нагрудные знаки. Указанными удостоверениями и нагрудными знаками они пользуются в течение срока своих полномочий". Часть 3 ст. 21 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 31323-1 "О статусе судей в Российской Федерации" устанавливает: "Судьям федеральных судов удостоверения судьи подписываются Президентом Российской Федерации и выдаются в порядке, установленном Президентом Российской Федерации. Судьям конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировым судьям удостоверения судьи подписываются и выдаются в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Судьям, пребывающим в отставке, удостоверения судьи подписываются и выдаются председателем суда, в котором они работали в качестве судьи непосредственно перед уходом в отставку". Хотя в Законе прямо не говорится об этом документе как удостоверяющем личность, но его характеристика как "символа судебной власти", данная в названии статьи, безусловно, подчеркивает статус удостоверения судьи. Часть 3 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" <30> устанавливает: "Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих". В соответствии с п. 2 Положения об удостоверении личности военнослужащего Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. N 91 <31>, удостоверение выдается военнослужащим из состава офицеров, прапорщиков и мичманов в индивидуальном порядке под роспись в документе по учету бланков удостоверения на период пребывания военнослужащего на военной службе. Кстати, документы воинского учета (военный билет, приписное свидетельство) не имеют вышеназванных характеристик и не могут рассматриваться как документы, удостоверяющие личность гражданина. -------------------------------- <30> Собрание законодательства РФ. 1998. N 22. Ст. 2331. <31> Собрание законодательства РФ. 2003. N 7. Ст. 654.

Трудно ответить утвердительно на вопрос, будет ли документом, удостоверяющим личность, служебное удостоверение сотрудника милиции. Статья 17 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" только упоминает о них как об атрибуте должностного положения. Такая же характеристика содержится в ст. 1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации <32> и в ст. 2.1 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации <33>. Однако именно для нотариуса при совершении нотариального акта важна иная составляющая документа - подтверждение личности гражданина. -------------------------------- <32> Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 2. Ст. 70. <33> Приказ МВД РФ от 14 декабря 1999 г. N 1038 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 17.

Документы, удостоверяющие личность, которые таким образом характеризуются в нормативных актах, относятся не только к статусу сотрудников правоохранительных органов. Например, ст. 49 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" <34> таковым называет редакционное удостоверение. В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 2 февраля 2005 г. N 13 удостоверение государственного инспектора по надзору в сфере природопользования является также документом, удостоверяющим личность. В то же время введенное Указом Президента РФ от 24 апреля 1998 г. N 447 <35> удостоверение казака действительно на территории РФ при наличии паспорта гражданина РФ или иного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ. -------------------------------- <34> Российская газета. N 32. 1992. <35> Собрание законодательства РФ. 1998. N 18. Ст. 2016.

Особые трудности установления личности в нотариальной практике отмечаются в отношении несовершеннолетних. Их основным документом является свидетельство о рождении, которое не содержит фотографии или каких-то иных особых характеристик, позволяющих его идентифицировать. Исключение составляет заграничный паспорт, который может быть оформлен в отношении несовершеннолетнего. Как отмечает Ю. Беспалов: "Личность ребенка и (или) его законного представителя устанавливается на основании паспорта, свидетельства о рождении ребенка и других документов, бесспорно подтверждающих личность. Если законным представителем являются усыновители, которые не записаны в качестве родителей в свидетельстве о рождении, нотариусу должно быть представлено свидетельство или решение суда об усыновлении (ст. 42 Основ, ст. 136, 137 СК РФ). От опекунов, приемных родителей нотариус должен затребовать соответствующее удостоверение или постановление органов опеки и попечительства о назначении опеки (попечительства) либо договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью (ст. 42 Основ, ст. 146, 153 СК РФ, ст. 1, 3 Положения о приемной семье, утвержденного Постановлением Правительства РФ 17 июля 1996 г. N 829). Если в качестве представителя выступает руководитель учреждения, являющегося опекуном (попечителем) ребенка, необходимо представить нотариусу удостоверение руководителя учреждения, справку о нахождении ребенка на полном государственном попечении (ст. 147 СК РФ). В случае сомнения относительно подлинности документа нотариусу следует отложить совершение нотариального действия и истребовать дополнительные подтверждения от компетентных органов либо иным образом проверить личность. Судебной практике известны случаи, когда лица, обратившиеся к нотариусу за удостоверением сделки, использовали документы других граждан" <36>. -------------------------------- <36> Беспалов Ю. Защита прав несовершеннолетних // Российская юстиция. 1997. N 1.

Необходимо отметить, что Президентом РФ вносился в Государственную Думу РФ проект Федерального закона "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации" (проект N 369593-3). Согласно ст. 1 проекта основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, являются документы, оформленные и выданные от имени Российской Федерации, которые подтверждают принадлежность лица к гражданству РФ и обеспечивают возможность реализации конституционных прав и свобод гражданина РФ. Дальше определен перечень основных документов, в который входят общегражданский паспорт и паспорта, удостоверяющие личность гражданина за пределами РФ. Иными словами, данный проект, приняв форму закона, проблему установления личности при обращении к нотариусу не решил бы, так как имеет совершенно иную направленность. Представляется, что закрепление официального перечня документов, которые могут быть признаны в нотариальной практике, должно происходить в правилах совершения нотариальных действий, принятие которых в ближайшее время не предвидится. Проводя сравнительную характеристику норм российских Основ о нотариате с законодательством о нотариате в странах СНГ, необходимо отметить практически полную тождественность. Так, ст. 36 Закона Кыргызской Республики от 30 мая 1998 г. N 70 "О нотариате" закрепляет, что установление личности должно производиться на основании паспорта или удостоверения личности, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия. Аналогичны по содержанию ст. 29 Закона Республики Таджикистан от 15 мая 1997 г. N 411 "О государственном нотариате", ст. 43 Закона Украины от 2 сентября 1993 г. N 3425-XII "О нотариате". Часть 2 ст. 42 Закона Республики Казахстан от 14 июля 1997 г. N 155 "О нотариате" более конкретна: "Установление личности должно производиться на основании удостоверения личности или паспорта гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия". Законодательство иных стран предоставляет нотариусу возможность удостоверять личность благодаря личному знакомству. Например, ст. 28 Закона Японии от 14 апреля 1908 г. "О нотариате" устанавливает: "1. При совершении нотариальных действий нотариусу должно быть известно имя обратившегося к нему лица; нотариус должен быть знаком с ним лично. 2. Если нотариусу неизвестно имя обратившегося к нему лица или если он незнаком с ним лично, нотариус предписывает ему удостоверить свою личность путем представления сертификата с печатью, выданного правительственной или общественной организацией, либо с помощью иных заслуживающих доверия способов..." Статья 76 Закона Латвийской Республики от 1 июня 1993 г. "О нотариате" допускает выяснять идентичность личности в том числе по свидетельским показаниям: "Если присяжному нотариусу неизвестно лицо, для которого должны быть совершены акт или удостоверение или которое должно быть идентифицировано по другому поводу, он выясняет идентичность этого лица по паспорту. Если упомянутое лицо не может предъявить паспорт, присяжный нотариус выясняет его идентичность по документам личности, которые состоящему на государственной службе или на службе в самоуправлении лицу выдало его начальство, или по иным достоверным документам, в случае необходимости дополняя недостающие сведения показаниями двух свидетелей. В акте или удостоверении должно быть указано, каким образом выяснена идентичность личности. Свидетели, которые удостоверяют идентичность неизвестного присяжному нотариусу лица, дают подписку об уголовной ответственности за заведомо ложное свидетельство". Обобщая вышеизложенное, следует отметить: 1. Основы о нотариате не содержат полный перечень документов, по которым нотариус должен устанавливать личность. Дается лишь общая характеристика представляемого документа - он должен исключать любые сомнения относительно личности обратившегося. 2. Паспорт гражданина России является основным, но не единственным документом, удостоверяющим личность гражданина. 3. Предназначение документов, удостоверяющих личность гражданина, представляемых нотариусу, заключается в подтверждении тождественности фактических данных гражданина с юридическими данными, изложенными в официальных документах. Нотариус тем самым устанавливает факт личного обращения гражданина за совершением нотариального действия под собственным именем. 4. К документам, удостоверяющим личность гражданина, относятся заграничные паспорта, включая дипломатический, служебный, моряка (как старого, так и нового поколения), а также свидетельство на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию. 5. Отдельные законодательные акты содержат прямое указание на выдачу гражданину служебных удостоверений, придавая им официальную функцию - удостоверение личности. К таковым, в частности, относится удостоверение судьи, удостоверение личности военнослужащего, удостоверение личности работника прокуратуры и др. 6. Российское законодательство не содержит возможности установления личности на основании знакомства с нотариусом или свидетельских показаний.

Название документа