Некоторые вопросы, касающиеся полномочий прокурора при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов расследования

(Ткачев И. В.)

("Общество и право", 2008, N 1)

Текст документа

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

ОРГАНОВ РАССЛЕДОВАНИЯ

И. В. ТКАЧЕВ

Ткачев Игорь Викторович, прокурор Республики Дагестан.

Надзор за исполнением требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

Прокуроры и их заместители вправе (и обязаны) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). В то же время теперь они самостоятельно не могут проводить проверку сообщений о преступлениях. В соответствии со ст. 144 УПК РФ это обязанность следователя, органа дознания и дознавателя, которые, как и прежде, обязаны проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и принять по нему решение в соответствии с УПК РФ в течение трех суток. Часть 3 ст. 144 УПК РФ устанавливает право руководителя следственного органа или начальника органа дознания продлевать срок проверки сообщения о преступлении до 10 суток, а если требуется проведение ревизии или документальной проверки - право прокурора (по ходатайству дознавателя) или руководителя следственного органа (по ходатайству следователя) продлить срок проверки до 30 суток.

В УПК РФ отсутствуют нормы, содержащие перечень конкретных проверочных действий, которые вправе использовать прокурор, и которые конкретизировали бы порядок и сроки проведения такой проверки. Эти вопросы регламентированы подзаконными нормативными актами, издаваемыми Генеральным прокурором РФ.

В то же время закон обязывает следователя направлять прокурору копии процессуальных документов, которыми оформлено решение, принятое по результатам проверки поступившего сообщения о преступлении, - постановления о возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 146 УПК РФ) и постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 148 УПК РФ).

УПК РФ содержит указание на формы возможного реагирования прокурора на выявленные нарушения закона, допущенные следователем:

в случае признания решения о возбуждении уголовного дела незаконным и (или) необоснованным своим постановлением отменять постановление о возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 146 УПК РФ);

в случае признания незаконным и (или) необоснованным решения об отказе в возбуждении уголовного дела выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 6 ст. 148 УПК РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 146 УПК РФ прокурор вправе отменить незаконное и (или) необоснованное постановление о возбуждении уголовного дела в срок не позднее 24 часов с момента получения соответствующих материалов (а не копии постановления о возбуждении уголовного дела). Из данной нормы закона следует, что в случаях, когда содержание постановления о возбуждении уголовного дела вызывает сомнение в законности и (или) обоснованности принятого решения, прокурор вправе истребовать материалы, обосновывающие законность принятого процессуального решения. Право прокурора требовать представления необходимых документов и материалов предусмотрено и ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре РФ". В этом случае следователь обязан предоставить истребуемые материалы прокурору. Несмотря на то, что такая обязанность законом прямо не предусмотрена, это вытекает из предписаний ч. 4 ст. 146 УПК РФ, а также ст. 6 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре РФ". В частности, ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О прокуратуре РФ" содержит правило, согласно которому требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в данном Законе, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

А поскольку УПК РФ не установил срок, в течение которого следователь обязан выполнить требование прокурора о предоставлении материалов, обосновывающих законность возбуждения уголовного дела, прокурор вправе установить такой срок самостоятельно.

В то же время следует учитывать, что правовой режим сведений, составляющих государственную тайну, регламентирован Законом РФ "О государственной тайне", допуск для работы с секретными документами оформляется в соответствии с Инструкцией "О порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации. Поэтому если материалы возбужденного уголовного дела содержат сведения, составляющие государственную тайну, надзирающий прокурор должен иметь надлежащим образом оформленный допуск к таким сведениям.

Право прокурора и порядок истребования для изучения материала проверки о преступлении, по которому вынесено решение об отказе в возбуждении уголовного дела, в УПК РФ не регламентированы (порядок направления прокурору материалов об отказе в возбуждении уголовного дела регулируется совместным Приказом Генпрокуратуры РФ и МВД РФ от 12 сентября 2006 г. N 80/725 "Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях"). Очевидно, что сделать обоснованный вывод о законности и обоснованности приятого решения только на основании соответствующего постановления следователя не представляется возможным, для этого необходимо изучение всех материалов доследственной проверки.

Проверка законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях невозможна без ознакомления с учетно-регистрационной документацией, хранящейся в органах предварительного следствия. В этих случаях, руководствуясь именно ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре РФ", по предъявлении служебного удостоверения прокурор вправе беспрепятственно входить на территорию и помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам.

Обобщая изложенное, можно сказать, что законодатель, оставив без правовой регламентации вопросы организации и проведения проверок соблюдения законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, передал разрешение этих частных вопросов правоприменителю. При условии соблюдения принципов уголовно-процессуального законодательства и отсутствия противоречий с иными нормами УПК РФ и Федерального закона "О прокуратуре РФ" эти вопросы могут быть урегулированы подзаконными актами Генеральной прокуратуры РФ, регламентирующими порядок проведения соответствующих проверок.

Однако в настоящее время следует признать, что нечеткая правовая регламентация и пробелы действующего уголовно-процессуального законодательства создают определенные условия для игнорирования следователем законных требований прокурора о представлении материалов для проверки законности и обоснованности решения о возбуждении уголовного дела.

Применительно к установленному УПК РФ сроку, в течение которого прокурор вправе отменить незаконное и (или необоснованное) постановление следователя о возбуждении уголовного дела (24 часа с момента поступления соответствующих материалов), следует отметить, что такая строгая законодательная регламентация в данной части вряд ли оправдана и нуждается в корректировании путем внесении соответствующих изменений в УПК РФ. Установленного законом для прокурора 24-х часового срока явно недостаточно для решения вопроса о незаконности и необоснованности постановления о возбуждении уголовного дела, вынесенного следователем, особенно по материалам, сложным по оценке степени их достаточности, материалам с большим объемом доследственной проверки, содержащим, например, несколько томов.

Недопустимость разглашения данных предварительного следствия.

Предписания ст. 161 УПК РФ о необходимости предупреждения о неразглашении без разрешения дознавателя, следователя данных предварительного расследования и об оформлении подписки с предупреждением об уголовной ответственности в соответствии со ст. 310 УК РФ в случае ее нарушения не могут распространяться на прокурора.

В уголовном судопроизводстве прокурор от имени государства осуществляет уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК РФ). Правовой статус прокурора определяется тем, что он является представителем государства, выступает защитником публичных интересов, осуществляет надзор за соблюдением законов в ходе досудебного производства по уголовному делу. Одновременно на прокурора, равно как на следователя, руководителя следственного органа, дознавателя и орган дознания закон возлагает обязанность по осуществлению уголовного преследования. Для реализации возложенных не него функций прокурор наделен властно-распорядительными полномочиями, которые в досудебных стадиях уголовного процесса он реализует самостоятельно и независимо от других участников уголовного процесса. Обязанность не разглашать данные предварительного расследования лежит на прокуроре как на государственном служащем, выполняющем возложенные на него функции в уголовном процессе в силу предписаний ст. ст. 40, 40.2, 40.4 Федерального закона "О прокуратуре РФ", и не требует какого-либо дополнительного подтверждения.

Предписания ст. 161 УПК РФ в части оформления подписки о неразглашении данных предварительного следствия распространяются на тех участников уголовного процесса, которые, не осуществляя производство по делу, не вправе принимать по нему какие-либо процессуальные решения. УПК РФ содержит прямое указание на необходимость получения подписки о неразглашении данных предварительного следствия у таких участников уголовного судопроизводства, как потерпевший (п. 7 ст. 42 УПК РФ), гражданский истец (ч. 6 ст. 44 УПК РФ), защитник (ч. 3 ст. 53 УПК РФ), гражданский ответчик (п. 2 ч. 3 ст. 54 УПК РФ), свидетель (п. 9 ст. 56 УПК РФ), эксперт (п. 6 ст. 57 УПК РФ), специалист (п. 4 ст. 58 УПК РФ), переводчик (п. 5 ст. 59 УПК РФ), понятой (п. 4 ст. 60 УПК РФ). Поскольку законные представители и представители потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика наделены такими же правами, как и представляемые ими лица (ч. 3 ст. 45, ч. 2 ст. 55 УПК РФ), то представляется, что у них также может быть отобрана подписка о неразглашении данных предварительного следствия. В отношении иных участников уголовного судопроизводства (суда, прокурора, следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, начальника органа дознания) таких предписаний УПК РФ не содержит.

Следует также отметить, что УПК РФ не содержит прямого указания и на необходимость получения такой подписки и у подозреваемого, обвиняемого. В данном случае свобода действий этих участников процесса является формой реализации их конституционного права на защиту.

Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 21 декабря 2004 г. N 467-О "По жалобе гражданина Пятничука Петра Ефимовича на нарушение его конституционных прав положениями ст. ст. 46, 86, и 161 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", названная норма подлежит применению в системном единстве с другими, базовыми для нее, уголовно-процессуальными нормами, устанавливающими обязанность определенных участников уголовного судопроизводства: потерпевшего, гражданского истца, защитника, гражданского ответчика, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика и понятого не разглашать данные предварительного расследования (ст. ст. 42, 44, 53 - 60 УПК РФ). Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении очерчивает круг участников уголовного судопроизводства, на которых распространяется положение ст. 161 УПК РФ.

Специальной нормы, устанавливающей обязанность прокурора не разглашать данные предварительного расследования в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, не предусмотрено. Это объясняется тем, что прокурор:

1) является участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения;

2) должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства;

3) осуществляет надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Обжалование действий и решений дознавателя, следователя, прокурора.

В соответствии со ст. 123 УПК РФ действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном УПК РФ порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы. УПК РФ предусматривает возможность такого обжалования как прокурору, руководителю следственного органа (ст. 124 УПК РФ), так и в судебном порядке (ст. 125 УПК РФ).

При этом следует отметить, что положения ст. 125 УПК РФ конкретизируют применительно к уголовному судопроизводству конституционную норму, согласно которой каждому гарантируется право на судебную защиту, включая право на судебное обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 Конституции РФ). Так, ч. 1 названной статьи УПК, регламентируя право участников уголовного судопроизводства на судебное обжалование действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, прокурора, говорит о таких действиях (бездействии) и решениях, которые способны причинить ущерб конституционным правам либо затруднить доступ граждан к правосудию. В данном случае речь идет о бесспорном праве граждан (а не должностных лиц) обжаловать решения должностных лиц органов предварительного расследования, прокурора и суда.

В то же время ч. 4 ст. 124 УПК РФ устанавливает специальный порядок обжалования следователями действий (бездействия) и решений прокурора. Такое обжалование возможно только вышестоящему прокурору. Эта специальная норма закона носит императивный характер и подлежит применению в случаях, когда органы предварительного следствия не согласны с действиями (бездействием) и решениями надзирающего прокурора.

Название документа