Изменения в налогообложении с 2009 года

(Редакционный материал)

("Налоги" (газета), 2008, N 36)

Текст документа

ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ С 2009 ГОДА

Улучшения в налогообложении затрат на командировки

Статья 264. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией

"1. К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика:

12) расходы на командировки, в частности на:

суточные или полевое довольствие".

2009: На основании Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ для целей начисления налога на прибыль суточные или полевое довольствие, учитываемые для налогообложения, учитываются без применения норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации. Соответственно, в составе расходов, уменьшающих полученные доходы, организация вправе учитывать затраты на выплату суточных за каждый день нахождения в командировке в размере определенном коллективным договором или локальным нормативным актом.

Статья 346.5. Порядок определения и признания доходов и расходов

"2. При определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на следующие расходы:

13) расходы на командировки, в частности на:

суточные или полевое довольствие".

2009: На основании Федерального закона от 22.07.2008 N 155-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 346.5 НК РФ при определении объекта налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на расходы по выплате суточных или полевого довольствия без применения норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации. Соответственно, в составе расходов, уменьшающих полученные доходы, организация вправе учитывать затраты на выплату суточных за каждый день нахождения в командировке в размере, определенном коллективным договором или локальным нормативным актом.

Статья 346.16. Порядок определения расходов

"1. При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:

13) расходы на командировки, в частности на:

суточные или полевое довольствие".

2009: На основании Федерального закона от 22.07.2008 N 155-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения при упрощенной системе налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы по выплате суточных или полевого довольствия без применения норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации. Соответственно, в составе расходов, уменьшающих полученные доходы, организация вправе учитывать затраты на выплату суточных за каждый день нахождения в командировке в размере определенном коллективным договором или локальным нормативным актом.

Статья 270. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения

"При определении налоговой базы не учитываются следующие расходы:

38) на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, на оплату суточных, полевого довольствия и рациона питания экипажей морских, речных и воздушных судов сверх норм таких расходов, установленных Правительством Российской Федерации;".

2009: На основании Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с п. 38 ст. 270 НК РФ для целей начисления налога на прибыль суточные или полевое довольствие для налогообложения учитываются без применения норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации. Соответственно, в составе расходов, уменьшающих полученные доходы, организация вправе учитывать затраты на выплату суточных за каждый день нахождения в командировке в размере определенном коллективным договором или локальным нормативным актом.

Улучшения в налогообложении затрат на образование

Статья 264. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией

"1. К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика:

23) расходы на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи".

2009: На основании Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ для целей начисления налога на прибыль можно учитывать расходы на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам работников налогоплательщика, в том числе не состоящим в штате, в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 264 НК РФ.

"3. Расходы налогоплательщика на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика включаются в состав прочих расходов, если..."

2009: На основании Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с пп. 23 п. 1 и п. 3 ст. 264 НК РФ для целей начисления налога на прибыль можно учитывать расходы на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам работников налогоплательщика в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 264 НК РФ, в том числе (противоречие), по данному пункту не работников.

"1) обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональная подготовка и переподготовка работников налогоплательщика осуществляются на основании договора с российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус".

2009: На основании Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 264 НК РФ для целей начисления налога на прибыль можно учитывать расходы на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам работников налогоплательщика, в том числе и не состоящих в штате. Соответственно можно относить на расходы и затраты на получение первого или второго высшего или среднего образования.

Согласно ст. 20 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" профессиональные образовательные программы реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования. Образовательные учреждения профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, реализуют указанные образовательные программы соответствующего уровня в целях подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня согласно перечням профессий и специальностей и уровням образования, в том числе начального профессионального образования, высшего профессионального образования, в том числе получение второго высшего профессионального образования. Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, то есть дипломы. Причем форма обучения в вузе может быть очной, очно-заочной (вечерней), заочной и в форме экстерната.

"2) обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку проходят работники налогоплательщика, заключившие с налогоплательщиком трудовой договор, либо физические лица, заключившие с налогоплательщиком договор, предусматривающий обязанность физического лица не позднее трех месяцев после окончания указанного обучения, профессиональной подготовки и переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор и отработать у налогоплательщика не менее одного года. В случае если трудовой договор между указанным физическим лицом и налогоплательщиком был прекращен до истечения одного года с даты начала его действия, за исключением случаев прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации), налогоплательщик обязан включить во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором прекратил действие данный трудовой договор, сумму платы за обучение, профессиональную подготовку или переподготовку соответствующего физического лица, учтенную ранее при исчислении налоговой базы. В случае если трудовой договор физического лица с налогоплательщиком не был заключен по истечении трех месяцев после окончания обучения, профессиональной подготовки или переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, указанные расходы также включаются во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором истек данный срок заключения трудового договора".

2009: На основании Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ для целей начисления налога на прибыль можно учитывать расходы на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам не работников налогоплательщика, соответственно, можно относить на расходы и затраты на получение ими первого или второго высшего или среднего образования. Какая квалификация должна быть у данного договора? Статья 196 ТК РФ в данном случае неприменима, так как вовсе не работники проходят обучение вторым профессиям в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования. Соответственно, в данном случае должен заключаться ученический договор, так как согласно ст. 202 ученичество организуется и в иных формах. В данном подпункте написано буквально как "Договор обучения", так и "Трудовой договор", что также можно применить, но как можно заключить трудовой договор не с работником?

Что должно быть обязательно в данном договоре, кроме срока, размера стипендии и так далее? Должна быть предусмотрена обязанность физического лица не позднее трех месяцев после окончания указанного обучения, профессиональной подготовки и переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор и отработать у налогоплательщика не менее одного года. В случае если трудовой договор физического лица с налогоплательщиком не был заключен по истечении трех месяцев после окончания обучения, профессиональной подготовки или переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, указанные расходы включаются во внереализационные доходы налогового периода, в котором истек данный срок заключения трудового договора, причем вообще вне зависимости от внешних обстоятельств (смерть, призыв и так далее, приведшие к этому).

Также в случае, если трудовой договор между указанным физическим лицом и налогоплательщиком был прекращен до истечения одного года с даты начала его действия, налогоплательщик обязан включить во внереализационные доходы налогового периода, в котором прекратил действие данный трудовой договор, сумму платы за обучение, профессиональную подготовку или переподготовку соответствующего физического лица, учтенную ранее при исчислении налоговой базы. В данном случае исключение составляют случаи прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в том числе: призыв работника на военную службу; восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу; осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы; признание работника полностью не способным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением; смерть работника; наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений; дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору; истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права); прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска.

Кстати, возникает противоречие между пп. 1 и 2 п. 3 ст. 264 НК РФ, так как при отсутствии такого договора при увольнении работника восстанавливать расходы не надо, а при его наличии придется, что ухудшает положение работодателя при обучении по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам своих работников.

"Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие расходы на обучение, в течение всего срока действия соответствующего договора обучения и одного года работы физического лица, обучение, профессиональная подготовка или переподготовка которого были оплачены налогоплательщиком, в соответствии с заключенным с налогоплательщиком трудовым договором, но не менее четырех лет".

2009: На основании Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с п. 3 ст. 264 НК РФ налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие расходы на обучение, в течение всего срока действия соответствующего договора обучения, соответственно, в данный период должен быть договор именно с таким названием, хотя фактически это ученический договор, также налогоплательщик обязан продолжать хранить еще один год работы физического лица, обучение, профессиональная подготовка или переподготовка которого были оплачены налогоплательщиком, в соответствии с заключенным с налогоплательщиком уже получается почему-то трудовым договором. Данный срок хранения не должен быть менее четырех лет.

"Не признаются расходами на обучение работников налогоплательщика либо физических лиц, предусмотренными настоящим пунктом, расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения, с содержанием образовательных учреждений, а также с выполнением для них бесплатных работ или оказанием им бесплатных услуг".

2009: На основании Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с п. 3 ст. 264 НК РФ не признаются расходами на обучение расходы, связанные с выполнением для образовательных учреждений бесплатных работ, то есть того, что имеет материальное выражение. Признается расходами оплата обучения работников и не работников в высших и средних специальных учебных заведениях при получении ими высшего и среднего специального образования.

Дополнительно обращаю Ваше внимание на то, что с 1 января 2009 г. не облагаются НДФЛ суммы платы за обучение любого налогоплательщика, а ЕСН работника по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам его профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус. Плата за обучение не работников, осуществляемая не работодателем, например, лицу, ищущему работу, не связанному с организацией трудовым договором или договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, как и раньше (письмо Минфина России от 24.08.2007 N 03-04-06-02/164), не признается объектом налогообложения единым социальным налогом.

В соответствии с п. 3 ст. 264 НК РФ для признания в целях налогообложения прибыли расходов на обучение документальным подтверждением могут служить: договор с образовательным учреждением, приказ руководителя о направлении сотрудника на обучение, учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещений, сертификат или иной документ, подтверждающий, что сотрудники прошли обучение, акт об оказании услуг.

Рекомендую: данное письмо сохраняет свою силу и после 1 января 2009 г.

(Письмо Минфина России от 28.02.2007 N 03-03-06/1/137.)

В соответствии с п. 3 ст. 264 НК РФ стоимость проезда работника к месту обучения и обратно, стоимость проживания во время обучения и суточные учитываются в полном объеме в составе прочих расходов, но как расходы на командировки на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. Датой признания данных расходов является дата утверждения авансового отчета (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ).

(Письмо Минфина России от 28.02.2007 N 03-03-06/1/137.)

В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 264 НК РФ расходы на подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников службы безопасности банка через образовательное учреждение, имеющее соответствующую образовательную лицензию на проведение учебных стрельб, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли.

Рекомендую: данное письмо сохраняет свою силу и после 1 января 2009 г.

(Письмо Минфина России от 29.06.2007 N 03-03-06/2/115.)

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 264 НК РФ расходы на обучение сотрудника организации на курсах повышения квалификации по программе "Бухгалтерский учет по международным стандартам" могут быть учтены для целей налогообложения прибыли.

Рекомендую: данное письмо сохраняет свою силу и после 1 января 2009 г.

(Письмо Минфина России от 06.10.2006 N 07-05-06/244.)

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 264 НК РФ если организация заключила договор с учебным заведением, имеющим лицензию на образовательную деятельность, на профессиональную подготовку (переподготовку) своих штатных работников, у которых есть законченное высшее (среднее) образование, по программам дополнительной профессиональной подготовки (переподготовки) специалистов с целью повышения квалификации и более эффективного использования этих специалистов в деятельности данной организации, то расходы на подготовку (переподготовку) таких специалистов можно учесть для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.

Рекомендую: данные письма сохраняют свою силу и после 1 января 2009 г.

(Письмо Минфина России от 06.10.2006 N 07-05-06/244; письмо УФНС России по г. Москве от 13.10.2006 N 21-11/090326; письмо УФНС России по г. Москве от 13.10.2006 N 21-11/090326@).

Статья 217. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

"Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:

21) суммы платы за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, его профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус".

2009: На основании Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии п. 21 ст. 217 НК РФ указано, что не облагаются НДФЛ суммы платы за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, его профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус. До 1 января 2009 г. не облагались НДФЛ только аналогичные суммы, выплачиваемые детям-сиротам в возрасте до 24 лет.

Статья 238. Суммы, не подлежащие налогообложению

"1. Не подлежат налогообложению:

16) суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций".

2009: На основании Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ с 1 января 2009 г. до 1 января 2012 г. в новом пп. 16 п. 1 ст. 238 указано, что не облагаются ЕСН суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, то есть если она осуществляются на основании договора с российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус. Но и при несоблюдении данного условия про наличие договора эти суммы не будут облагаться ЕСН, так как они не уменьшают налогооблагаемую прибыль на основании п. 3 ст. 236 НК РФ. Обращаю Ваше внимание на то, что данное освобождение от налогообложения не распространяется на суммы платы за обучение работников не от налогоплательщиков налога на прибыль организаций, например индивидуальных предпринимателей, а у организаций или индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы на данные суммы, должно начисляться обязательное пенсионное страхование. Плата за обучение не работников, осуществляемая не работодателем, например, лицу, ищущему работу, не связанному с организацией трудовым договором или договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, как и раньше (письмо Минфина России от 24.08.2007 N 03-04-06-02/164), не признается объектом налогообложения единым социальным налогом. Отрицательным моментом можно считать такое противоречие, как то, что не указано, какие суммы за обучение работников можно освобождать, соответственно, они должны быть не только предусмотрены договором и начислены, но и фактически уплачены.

Улучшения в налогообложении затрат на возмещение уплаты

процентов по кредитам на приобретение жилья

Статья 217. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

"Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:

35) суммы, получаемые налогоплательщиками за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам)".

2005: На основании Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с п. 35 ст. 217 НК РФ для целей начисления налога на доходы физических лиц положения п. 35 не применяются в отношении налогоплательщиков, которые с сумм средств на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленных за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, до 1 января 2008 г. уплатили налог и получили имущественный налоговый вычет, установленный пп. 2 п. 1 ст. 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с новой редакцией не с 1 января 2006 г., а с 1 января 2005 г. в новом п. 35 ст. 217 указано, что не облагаются НДФЛ суммы, получаемые налогоплательщиками за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам). Обращаю Ваше внимание на то, что данное освобождение от налогообложения не распространяется на случаи выплаты компенсаций не за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а, например, за счет средств работодателей. Так как положения п. 35 ст. 217 распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г., то у налогоплательщиков, получивших средства бюджетов на возмещение затрат на уплату процентов по займам в 2006 г., появляется возможность сдать уточненную декларацию за 2006 г.

"36) суммы выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов".

2005: На основании Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с п. 36 ст. 217 НК РФ для целей начисления налога на доходы физических лиц положения п. 36 не применяются в отношении налогоплательщиков, которые с сумм средств на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленных за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, до 1 января 2008 г. уплатили налог и получили имущественный налоговый вычет, установленный пп. 2 п. 1 ст. 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с новой редакцией не с 1 января 2008 г., а с 1 января 2005 г. в новом п. 36 ст. 217 указано, что не облагаются НДФЛ суммы выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Обращаю Ваше внимание на то, что данное освобождение от налогообложения не распространяется на суммы выплаты не за счет средств бюджетов, указанных в данном пункте, а, например, за счет средств работодателей организаций, внебюджетных фондов, бюджетов городских и сельских поселений.

"40) суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций".

2009: На основании Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ с 1 января 2009 г. до 1 января 2012 г. в новом п. 40 ст. 217 указано, что не облагаются НДФЛ суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, то есть в размере, не превышающем 3 процентов суммы расходов на оплату труда. Напомню, что на основании Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ с 1 января 2006 г. в новом п. 35 ст. 217 указано, что не облагаются НДФЛ суммы, получаемые налогоплательщиками за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам). Обращаю Ваше внимание на то, что данное освобождение от налогообложения не распространяется на случаи возмещения уплаты процентов по займам не от налогоплательщиков налога на прибыль организаций, например индивидуальных предпринимателей или организаций, применяющих специальные налоговые режимы. Также данное освобождение от налогообложения не распространяется на случаи возмещения уплаты процентов по займам (кредитам) не на приобретение или строительство жилого помещения, например нецелевым, или на перекредитование целевого займа. Освобождение не распространяется на компенсацию уплаты процентов не работником, а членом его семьи. Положительным моментом можно считать такое противоречие, как то, что не указано, уплату каких процентов можно компенсировать, соответственно, они должны быть уплачены, а не начислены, но одновременно можно компенсировать и уплату процентов в прошлые годы, так как для налогообложения важна именно дата выплаты компенсации, а не то, за какой она период уплачивается. Так что компенсируйте и проценты, уплаченные в прошлом. Срок освобождения ограничен тремя годами, соответственно, рекомендую успеть.

В дополнение к данной теме обращаю Ваше внимание на следующее, с 1 января 2008 г. из перечня доходов в виде материальной выгоды (п. 1 ст. 212 НК РФ) исключены доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в случае если налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса. Но обязательным условием для освобождения от налогообложения доходов в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками заемными (кредитными) средствами, полученных после 1 января 2008 г., является наличие у налогоплательщика права на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ. Право налогоплательщика на получение указанного имущественного налогового вычета подтверждается только налоговым органом в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 220 НК РФ. В случае непредставления налоговому агенту подтверждения права налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета доходы в виде материальной выгоды, полученной в 2008 г. от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, подлежат налогообложению по ставке 35 процентов. Как Вы видите сами, получить освобождение от налогообложения материальной выгоды по беспроцентному займу намного сложнее, чем освободить от налогообложения соответствующую компенсацию.

Рекомендую: вместо низких процентов по займам на приобретение жилья начислять проценты в размере более двух третьих действующей ставки рефинансирования, а затем компенсировать, что позволит в 2009 - 2011 гг. упростить налогообложение.

(Письмо Минфина России от 21.07.2008 N 03-04-05-01/267.)

Статья 238. Суммы, не подлежащие налогообложению

"1. Не подлежат налогообложению:

17) суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций".

2009: На основании Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ с 1 января 2009 г. до 1 января 2012 г. в новом пп. 17 п. 1 ст. 238 указано, что не облагаются ЕСН суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, то есть в размере, не превышающем 3 процентов суммы расходов на оплату труда. Но и сверх данного ограничения эти суммы не будут облагаться ЕСН, так как они не уменьшают налогооблагаемую прибыль на основании п. 3 ст. 236 НК РФ. Обращаю Ваше внимание на то, что данное освобождение от налогообложения не распространяется на случаи возмещения уплаты процентов по займам не от налогоплательщиков налога на прибыль организаций, например индивидуальных предпринимателей, а у организаций или индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, на данные суммы должно начисляться обязательное пенсионное страхование. Также данное освобождение от налогообложения не распространяется на случаи возмещения уплаты процентов по займам (кредитам) не на приобретение или строительство жилого помещения, например нецелевым или на перекредитование целевого займа. Освобождение не распространяется на компенсацию уплаты процентов не работником, а членом его семьи. Положительным моментом можно считать такое противоречие, как то, что не указано, уплату каких процентов можно компенсировать, соответственно, они должны быть уплачены, а не начислены, но одновременно можно компенсировать и уплату процентов в прошлые годы, так как для налогообложения важна именно дата выплаты компенсации, а не то, за какой она период уплачивается. Так что компенсируйте и проценты, уплаченные в прошлом. Срок освобождения ограничен тремя годами, соответственно, рекомендую успеть.

Статья 255. Расходы на оплату труда

"В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

К расходам на оплату труда в целях настоящей главы относятся, в частности:

24.1) расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 3 процентов суммы расходов на оплату труда;".

2009: На основании Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ с 1 января 2009 г. до 1 января 2012 г. в новом п. 24.1 ст. 255 для целей налогообложения прибыли к расходам на оплату труда относятся расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения. Данный расход не учитывается для налогообложения при возмещении уплаты процентов по займам (кредитам) не на приобретение или строительство жилого помещения, например нецелевым, или на перекредитование целевого займа. Не распространяется он также на компенсацию уплаты процентов не работником, а членом его семьи. Данное возмещение затрат работников по уплате процентов должно быть предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Положительным моментом можно считать такое противоречие, как то, что не указано, уплату каких процентов можно компенсировать, соответственно, они должны быть уплачены, а не начислены, но одновременно можно компенсировать и уплату процентов в прошлые годы, так как для налогообложения важна именно дата выплаты компенсации, а не то, за какой она период уплачивается. Так что компенсируйте и проценты, уплаченные в прошлом. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 3 процентов суммы расходов на оплату труда. Срок освобождения ограничен тремя годами, соответственно рекомендую успеть.

Статья 270. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения

"23) в виде сумм материальной помощи работникам".

2009: На основании Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ с 1 января 2009 г. в п. 23 ст. 270 для целей налогообложения прибыли к расходам могут относиться и затраты на первоначальный взнос на приобретение или строительство жилья, на полное или частичное погашение кредита, предоставленного на приобретение и (или) строительство жилья, беспроцентных или льготных ссуд на улучшение жилищных условий, обзаведение домашним хозяйством и иные социальные потребности. Но обращаю Ваше внимание на то, что кроме уплаты процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения (п. 24.1 ст. 255) все остальные вышеупомянутые расходы должны быть не только экономически обоснованны, но и быть оплатой труда в натуральной форме, с налогообложением ЕСН.

В соответствии с п. 23 ст. 270 НК РФ осуществляемые организацией единовременные дополнительные выплаты работникам в виде материальной помощи к отпуску не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Рекомендую: данное письмо сохраняет свою силу и после 1 января 2009 г.

(Письмо Минфина России от 01.08.2007 N 03-03-06/4/103.)

Улучшения в налогообложении дополнительных взносов

на накопительную часть трудовой пенсии

Статья 217. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

"Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:

38) взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, направляемые для обеспечения реализации государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

2009: На основании Федерального закона от 30.04.2008 N 55-ФЗ с 1 января 2009 г. в новом п. 38 ст. 217 указано, что не облагаются НДФЛ взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, направляемые для обеспечение реализации государственной поддержки формирования пенсионных накоплений. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 12000 руб. в год. Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений рассчитывается Пенсионным фондом Российской Федерации до 20 апреля года, следующего за годом уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, в отношении каждого застрахованного лица на основании данных индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования. Как Вы видите, при уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 12000 руб. в год на следующий год происходит удвоение данных сумм.

"39) взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", в сумме уплаченных взносов, но не более 12000 рублей в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателем".

2009: На основании Федерального закона от 30.04.2008 N 55-ФЗ с 1 января 2009 г. в новом п. 39 ст. 217 указано, что не облагаются НДФЛ взносы работодателя в сумме уплаченных взносов, но не более 12000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателем. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" работодатель вправе принять решение об уплате взносов в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Указанное решение оформляется отдельным приказом или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор, а размер взносов работодателя рассчитывается (определяется) им ежемесячно в отношении каждого застрахованного лица, в пользу которого уплачиваются эти взносы. Перечисление дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя осуществляется работодателем единым платежом и оформляется отдельным платежным поручением и одновременно с перечислением дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии формирует реестр застрахованных лиц. Дальше информация в отношении каждого застрахованного лица передается в составе данных индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования. Исходя из предела взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, выгоднее всего уплачивать дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 12000 руб., ведь на следующий год происходит удвоение данных сумм.

Статья 219. Социальные налоговые вычеты

"1. При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих социальных налоговых вычетов:

5) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" - в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный в настоящем подпункте социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", либо при представлении налогоплательщиком справки налогового агента об уплаченных им суммах дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, удержанных и перечисленных налоговым агентом по поручению налогоплательщика, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов".

2009: На основании Федерального закона от 30.04.2008 N 55-ФЗ с 1 января 2009 г. в новом пп. 5 п. 1 ст. 219 налогоплательщик получил право на получение нового социального налогового вычета в сумме фактически уплаченных им в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Для получения этого социального налогового вычета налогоплательщик, самостоятельно уплачивающий дополнительные страховые взносы, представляет документы, подтверждающие его фактические расходы по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Для получения этого социального налогового вычета налогоплательщик, перечисляющий их через работодателя, на основании подаваемого заявлении об уплате указанных взносов представляет справку налогового агента об уплаченных им суммах дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, удержанных и перечисленных налоговым агентом по поручению налогоплательщика, по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой. Данный социальный налоговый вычет не распространяется на уплату взносов за счет работодателей, так как обязательным условием является не только перечисление, но и удержание взносов. При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов в сумме с установлением совокупного ограничения в 120000 руб., определяемого п. 2 ст. 219, для целей применения совокупности социальных налоговых вычетов.

"2. Социальные налоговые вычеты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода".

В соответствии с п. 2 ст. 219 НК РФ и на основании ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика по его письменному заявлению, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Таким образом, в 2008 г. физическое лицо может реализовать свое право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной за свое обучение, только за 2005 - 2007 гг.

Рекомендую: данное письмо сохранило силу с 1 января 2009 г.

(Письмо УФНС России по г. Москве от 23.11.2006 N 28-10/103196.)

"Социальные налоговые вычеты, указанные в подпунктах 2 - 5 пункта 1 настоящей статьи (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, и расходов на дорогостоящее лечение, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120000 рублей в налоговом периоде. В случае наличия у налогоплательщика в одном налоговом периоде расходов на обучение, медицинское лечение, расходов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования и по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" налогоплательщик самостоятельно выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета, указанной в настоящем пункте".

2009: На основании Федерального закона от 30.04.2008 N 55-ФЗ с 1 января 2009 г. в п. 2 ст. 219 налогоплательщик получил право на получение совокупности социальных налоговых вычетов в сумме не более 120000 руб. в налоговом периоде. Одновременно к перечню социальных вычетов добавились расходы по уплате за счет своих средств дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Напомню, что с 1 января 2007 г. в п. 2 ст. 219 указано, что при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов с установлением совокупного ограничения (за исключением: расходов на обучение детей налогоплательщика и расходов на дорогостоящее лечение, доходов, перечисляемых на благотворительные цели), для целей применения совокупности всех социальных налоговых вычетов. Если у налогоплательщика в одном налоговом периоде сумма расходов на обучение, медицинское лечение, расходов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования и по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии превысила 120000 руб., то налогоплательщик самостоятельно выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учесть, но не более суммовых пределов максимальной величины социального налогового вычета. В данном случае рекомендуется выбирать наиболее качественно документированные расходы.

В соответствии с п. 2 ст. 219 НК РФ для получения социальных налоговых вычетов достаточно копий соответствующих документов, заверенных непосредственно самими налогоплательщиками, с расшифровкой подписи и датой их заверения. Подлинники указанных документов нужно предъявить работнику налогового органа при подаче налоговой декларации, он должен проставить отметку о соответствии представленных налогоплательщиком копий документов их подлинникам и дату принятия их налоговым органом.

Рекомендую: данное письмо сохранит силу и с 1 января 2009 г.

(Письмо ФНС России от 31 августа 2006 г. N САЭ-6-04/876@.)

Статья 238. Суммы, не подлежащие налогообложению

"1. Не подлежат налогообложению:

7.1) взносы работодателя, уплаченные налогоплательщиком в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", в сумме уплаченных взносов, но не более 12000 рублей в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя".

2009: На основании Федерального закона от 30.04.2008 N 55-ФЗ с 1 января 2009 г. в новом пп. 7.1 п. 1 ст. 238 не подлежат налогообложению ЕСН в сумме уплаченных взносов, но не более 12000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя, уплаченные налогоплательщиком в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ работодатель вправе принять решение об уплате взносов в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Указанное решение оформляется отдельным приказом или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор, а размер взносов работодателя рассчитывается (определяется) им ежемесячно в отношении каждого застрахованного лица, в пользу которого уплачиваются эти взносы. Перечисление дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя осуществляется работодателем единым платежом и оформляется отдельным платежным поручением и одновременно с перечислением дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии формирует реестр застрахованных лиц. Дальше информация в отношении каждого застрахованного лица передается в составе данных индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования. Исходя из предела взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, выгоднее всего уплачивать дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 12000 руб., ведь на следующий год происходит удвоение данных сумм.

Статья 255. Расходы на оплату труда

"В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

К расходам на оплату труда в целях настоящей главы относятся, в частности:

16) суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, суммы взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации".

2009: На основании Федерального закона от 30.04.2008 N 55-ФЗ с 1 января 2009 г. в п. 16 ст. 255 для целей налогообложения прибыли к оплате труда относятся взносы работодателя, уплаченные налогоплательщиком в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ работодатель вправе принять решение об уплате взносов в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Указанное решение оформляется отдельным приказом или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор, а размер взносов работодателя рассчитывается (определяется) им ежемесячно в отношении каждого застрахованного лица, в пользу которого уплачиваются эти взносы. Перечисление дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя осуществляется работодателем единым платежом и оформляется отдельным платежным поручением и одновременно с перечислением дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии формирует реестр застрахованных лиц. Дальше информация в отношении каждого застрахованного лица передается в составе данных индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования. Исходя из предела взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, выгоднее всего уплачивать дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 12000 руб., ведь на следующий год происходит удвоение данных сумм.

"Совокупная сумма взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", и платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда".

2009: На основании Федерального закона от 30.04.2008 N 55-ФЗ с 1 января 2009 г. в п. 16 ст. 255 для целей налогообложения прибыли при применении ограничения совокупной суммы взносов (платежей) работодателей, когда они учитываются в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда, к договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников добавили еще и взносы работодателя, уплаченные налогоплательщиком в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Название документа