Случай уважительного непонимания закона дееспособным лицом при совершении сделки
(Угренев А. Ю.) ("Нотариус", 2007, N 6) Текст документаСЛУЧАЙ УВАЖИТЕЛЬНОГО НЕПОНИМАНИЯ ЗАКОНА ДЕЕСПОСОБНЫМ ЛИЦОМ ПРИ СОВЕРШЕНИИ СДЕЛКИ
А. Ю. УГРЕНЕВ
Угренев А. Ю., помощник судьи Куйбышевского районного суда г. Омска, соискатель отдела гражданского, арбитражного и административного процесса Российской академии правосудия.
При совершении сделок право на получение квалифицированной юридической помощи реализуется в досудебном порядке, в основном при посредстве нотариусов. В соответствии со ст. 9 Закона РСФСР от 2 августа 1974 г. "О государственном нотариате" (введенного в действие с 1 ноября 1974 г., утратившего силу с 14 марта 1993 г.): "Государственные нотариусы и другие должностные лица, совершающие нотариальные действия, обязаны оказывать гражданам... содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомленность и другие подобные обстоятельства не могли быть использованы им во вред. В необходимых случаях государственные нотариусы и другие должностные лица, совершающие нотариальные действия, по просьбе граждан и иных обратившихся к ним за совершением нотариальных действий субъектов должны составлять проекты сделок и заявлений, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий" <1>. -------------------------------- <1> Содержанию воспроизведенной нормы аналогично содержанию пп. "а" и "б" п. 31 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов (утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 июня 1975 г. N 394), утратившей силу, а также п. 5 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти (утв. Министерством юстиции РФ 19 марта 1996 г. (действующей в настоящее время)). Согласно пп. "а" и "б" п. 31 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов должностные лица исполнительных комитетов удостоверяют сделки, для которых законодательством установлена обязательная нотариальная форма. Согласно действующему законодательству обязательному нотариальному удостоверению подлежат следующие сделки: а) договоры об отчуждении (купли-продажи, мены, дарения) жилого дома (части дома) либо квартиры в многоквартирном доме ЖСК индивидуальных застройщиков, находящихся в городе или поселке городского типа (ст. 239, 255, 257 ГК РСФСР); б) договоры о залоге жилого дома (части дома) либо квартиры в многоквартирном доме ЖСК индивидуальных застройщиков (ст. 195 ГК РСФСР). В соответствии с п. 32 данной Инструкции должностные лица исполнительных комитетов обязаны разъяснять сторонам смысл и значение представленных ими проектов сделок и проверять, соответствует ли их содержание действительным намерениям сторон.
Нотариальная форма сделки представляет собой оказание в момент оформления сделки квалифицированной юридической помощи. Смысл нотариальной формы сделки заключается в разъяснении ее правовых последствий. С одной стороны, разъяснение проекта сделки представляет собой юридическую услугу, оказание которой само по себе не порождает возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей по сделке. С другой стороны, системное толкование ст. 54 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1, помещенной в главу X ("Удостоверение сделок"), а также ст. 47 Закона РСФСР от 2 августа 1974 г. "О государственном нотариате", помещенной в гл. I ("Удостоверение сделок"), говорит о том, что разъяснение (ясность) проекта сделки является обязательным элементом сделки, т. е. существенным условием последней. Таким образом, отсутствие ясности относительно цели и иных существенных элементов сделки при ее совершении либо отсутствие или неправильность разъяснения проекта сделки влекут недействительность всей сделки. Уровень правовой защиты интересов субъектов сделок выше в тех случаях, когда их нотариальное оформление обязательно, так как несоблюдение нотариальной формы означает ничтожность сделки. Никогда не существовало и не существует другого, более высокого, досудебного уровня правового обеспечения интересов субъектов сделок. Обязательность разъяснения проекта сделки при соблюдении нотариальной формы, а также факт признания на законодательном уровне недействительности (ничтожности) сделок в случае ее несоблюдения приводят к выводу о том, что при участии граждан в любой из сделок, для которых законом предусмотрена обязательная нотариальная форма, действует презумпция незнания ими законодательства о таких сделках и об их правовых последствиях. Причем незнание является уважительным, так как его устранение гарантировано соблюдением нотариальной формы сделки, т. е. разъяснением ее проекта, являющегося существенным элементом сделки. В качестве примера приведу один из случаев неправильного устранения нотариальной формы сделок. Пунктом 6 Закона РФ от 23 декабря 1992 г. N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" (далее - Закон) (введенного в действие с 11 января 1993 г., признанного утратившим силу с 1 марта 2010 г.) ч. 1 ст. 7 Закона была изложена в следующей редакции: "Передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном соответствующим Советом народных депутатов. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается". Таким образом, национальным законодательством было исключено нотариальное оформление сделок приватизации. До вышеуказанного изменения прежняя редакция ч. 1 ст. 7 Закона предусматривала обязательное нотариальное оформление сделок приватизации жилья и имела следующий вид: "Передача и продажа жилья в собственность граждан оформляется соответствующим договором, заключаемым Советом народных депутатов, предприятием, учреждением с гражданином, приобретающим жилое помещение в собственность в порядке и на условиях, установленных нормами ГК РСФСР". Несмотря на отмену обязательного нотариального разъяснения проектов сделок приватизации, на момент совершения после этого сделок продолжал действовать принцип всеобщего уважения прав человека и п. 11 и 13 Декларации о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(XXX) от 9 декабря 1975 г.) (далее - Декларация о правах инвалидов), в соответствии с которыми: "11. Инвалиды должны иметь возможность пользоваться квалифицированной юридической помощью, когда подобная помощь является необходимой для защиты их личности и имущества... 13. Инвалиды, их семьи и их общины должны быть полностью информированы всеми имеющимися средствами о правах, содержащихся в настоящей Декларации". Из данных норм следует, что уровень правового обеспечения интересов инвалидов, устанавливаемый национальным законодательством путем регламентации правовых отношений, должен быть выше при участии в них инвалидов, для того чтобы обеспечить осуществление их основных прав и свобод по отношению к их согражданам того же возраста, вне зависимости от происхождения, характера и серьезности их увечий или недостатков, и главным образом - неотъемлемого права на уважение их человеческого достоинства, означающего в первую очередь право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной (п. 3 Декларации о правах инвалидов). Таким образом, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ нормами Всеобщей декларации прав человека, содержание которых применительно к инвалидам раскрывается в Декларации о правах инвалидов, для последних установлена льгота в виде исключения из предусмотренного ч. 2 ст. 15 Конституции РФ общего правила невозможности ссылаться на незнание, непонимание либо неправильное понимание закона, и инвалиды вправе ссылаться на указанные обстоятельства. Если в досудебном порядке наибольшим уровнем правовой защиты интересов субъектов сделок является их обязательное нотариальное оформление, так как несоблюдение нотариальной формы означает ничтожность сделки, то независимо от отмены обязательной нотариальной формы приватизации жилья, в период перехода к рыночным отношениям, при регламентации Закона законодатель должен был не только предусмотреть правило оказания инвалидам квалифицированной юридической помощи при совершении сделок наравне с другими гражданами, но и обеспечить его реализацию в отношении инвалидов. На необходимость обеспечения данного права указывает специальное правило толкования общепризнанных принципов и норм международного права, а именно в ст. 30 Всеобщей декларации прав человека говорится: "Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации" <2>. -------------------------------- <2> Аналогичные правила закреплены также, в частности, в ст. 5 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 17, 18, 53 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Кроме того, мировое сообщество, придавая большое значение созданию условий для становления действительно свободной личности, 4 декабря 1986 г. приняло Резолюцию N 41/117 Генеральной Ассамблеи ООН "Неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав": "Все права и основные свободы человека неделимы и взаимозависимы. Развитие и защита одной категории прав никогда не могут служить предлогом или оправданием для освобождения государств от развития и защиты других прав. И те, и другие права должны быть объектом равного внимания государства".
Устранение национальным законодательством обязательной нотариальной формы сделок приватизации жилья в отношении инвалидов поставило последних в "равное" правовое положение с другими субъектами приватизации. Таким образом, изменение, введенное в действие с 11 января 1993 г., редакции ч. 1 ст. 7 Закона повлекло нарушение (неосуществление) права инвалидов на льготу в виде обязательного разъяснения правовых последствий приватизации жилья, предусмотренного ст. 9, 47 Закона РФ от 2 августа 1974 г. "О государственном нотариате", ст. 54 Основ законодательства о нотариате, нормами Всеобщей декларации прав человека, содержание которых применительно к инвалидам раскрывается в Декларации о правах инвалидов, в частности в п. 3, 5, 11 и 13. Данное право могло быть обеспечено законодательством Российской Федерации. Оно может быть обеспечено также судом путем применения общепризнанных принципов и норм международного права, являющихся составной частью правовой системы России. В момент совершения сделки признанные инвалидами граждане, несомненно, имели право на обязательное нотариальное или иное обязательное квалифицированное разъяснение правовых последствий приватизации жилья, нанимателями которого они являлись, с тем чтобы не совершить действия, направленные к уничтожению, ограничению и умалению своих прав и свобод, изложенных в Конституции РФ, в международных документах, содержащих общепризнанные принципы международного права, а также прав, предоставленных им законом до приватизации <3>. -------------------------------- <3> А именно: 1) право сдать жилое помещение в поднаем либо вселить в него временных жильцов в случае временного выезда (например, в медицинские и санаторные учреждения), получить плату за поднаем жилого помещения, которую можно потратить для осуществления основных жизненных потребностей и интересов, включая обязанность сохранения жилого помещения в состоянии, пригодном для проживания и улучшения жилищных условий (ст. 76, 81 ЖК РСФСР, ст. 77, 78, 80 ЖК РФ); 2) право произвести обмен жилого помещения (ст. 67 ЖК РСФСР, ст. 72 ЖК РФ); 3) право нанимателя жилого помещения на его приватизацию в единоличную собственность и осуществление всех правомочий собственника, вытекающих из права собственности, без вмешательства наследников.
Кроме того, Федеральным законом от 26 ноября 2002 г. N 153-ФЗ "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (введенным в действие с 7 декабря 2002 г.) Закон был дополнен ст. 3.1, согласно которой "в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 г., определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными. Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное". До опубликования 26 ноября 2002 г. и введения в действие 7 декабря 2002 г. ст. 3.1 Закона из буквального смысла его норм не было ясно, могли ли быть приватизированные жилые помещения предметом наследования по закону или нет. Напротив, так как специальные нормы Закона введены в действие после ГК РСФСР и Закона РСФСР от 2 августа 1974 г. "О государственном нотариате", рассчитаны на определенный круг объектов и субъектов и при введении в действие последние остались без изменения, то в этой связи из словесного смысла норм Закона следует, что приватизированные жилые помещения не могут быть предметом наследования по закону, а могут быть только завещаны. Статья 3.1 Закона представляет собой аутентичное разъяснение правовых последствий приватизации жилого помещения в общую собственность без определения долей, неизвестное в том числе пережившим супругам-инвалидам в период совершения сделок, которое подтверждает незнание ими правовых последствий приватизации жилья в момент совершения сделки на случай смерти одного из супругов. Поскольку само по себе содержащееся в ст. 3.1 Закона разъяснение правовых последствий приватизации жилья является неправильным, оно не представляет собой оказание квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ) и нарушает данное право инвалидов. Устранив обязательную нотариальную форму и не сохранив при этом обязательное разъяснение проекта сделок приватизации, Закон не установил обязанность пережившего супруга-инвалида в период перехода к рыночным отношениям, обусловившего период адаптации граждан к внесенным законодателем изменениям в действующую систему норм, обращаться к кому-либо за разъяснением проекта сделки приватизации жилья и субъекта, обязанного бесплатно давать его в целях соблюдения принципа бесплатности приватизации жилья. При таких обстоятельствах неполным содержанием Закона переживший супруг-инвалид был введен в заблуждение о праве на приватизацию относительно природы сделки и ее правовых последствий, в том числе на случай смерти одного из супругов, которое является уважительным. Фактически инвалиду не могла быть оказана квалифицированная юридическая помощь при оформлении сделки приватизации спорной квартиры, так как, с одной стороны, из содержания Закона (в ред., действующей с 11 января 1993 г.) было исключено обязательное нотариальное оформление сделок приватизации и при этом не предусмотрено иное обязательное квалифицированное разъяснение правовых последствий таких сделок, а с другой - Законом и нормативными актами, принятыми в его развитие, не предусмотрена обязанность работников, принимающих документы на приватизацию, разъяснять последствия приобретения жилых помещений в совместную собственность. Соответственно, не предусмотрено это и должностными инструкциями специалистов, принимающих документы. Таким образом, в момент написания и подачи заявления, получения регистрационного удостоверения инвалиду не была оказана квалифицированная юридическая помощь, и он не знал правовые последствия приобретения жилого помещения в совместную собственность на случай смерти одного из супругов. В связи с вышеизложенным само по себе данное нарушение права инвалида является существенным и влечет ничтожность сделки, в результате которой нарушены права инвалида, предусмотренные общепризнанными императивными нормами (принципами) международного права, в том числе ст. 13, 17, 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, включая принцип всеобщего уважения прав человека, смысл которых в отношении инвалидов раскрывают нормы Декларации о правах инвалидов. Для разрешения подобных случаев у судов имеются следующие правовые средства, которые ими в основном не применяются. В соответствии со ст. 7 ГК РФ "1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы Российской Федерации. 2. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора". Аналогичное правило содержали и отсылочные нормы: ст. 569 ГК РСФСР, ст. 170 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. (далее - Основы). Согласно абз. 3 - 6 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума) "под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах ООН и ее специализированных учреждений" <4>. -------------------------------- <4> В соответствии с абз. 1 п. 2 Постановления Пленума: "Частью правовой системы Российской Федерации являются также заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства - продолжателя Союза ССР".
Согласно ст. 18 Конституции РФ "права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием". В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе РФ" (в ред. от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г.) "3. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, закону субъекта РФ, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу". В данном случае преодоление имеющейся коллизии норм федеральных законов путем применения общепризнанных принципов и норм международного права, а также преодоление пробела нормативного регулирования путем применения аналогии подведомственны суду общей юрисдикции. Коллизия заключается в следующем: п. 6 Закона РФ от 23 декабря 1992 г. N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" (введенного в действие с 11 января 1993 г.) в части отмены обязательного оказания инвалидам квалифицированной юридической помощи, т. е. обязательного порядка разъяснения им правовых последствий сделок приватизации жилых помещений <5>, противоречит ст. 7 ГК РФ, ст. 569 ГК РСФСР, ст. 170 Основ, п. 2 и 4 ст. 11 ГПК РФ, т. е. общепризнанным принципам и нормам международного права о защите прав человека и основных свобод (включая принцип всеобщего уважения прав человека), провозглашенным 10 декабря 1948 г. Всеобщей декларацией прав человека, действующим в момент совершения приватизации и имеющим более высокую юридическую силу (и закрепленным также ч. 4 ст. 15, ст. 17, 18, 48 Конституции РФ). -------------------------------- <5> Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" подтвердил лишь право инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, а также других граждан в период перехода к рыночным отношениям на предоставление жилых помещений на условиях социального найма (ст. 9, 10).
Согласно п. 2 и 4 ст. 11 ГПК РФ "2. Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу... 4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданского дела применяет правила международного договора". Таким образом, п. 6 Закона РФ от 23 декабря 1992 г. N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда РСФСР" (введенного в действие с 11 января 1993 г.) не подлежит применению к описываемому случаю с участием инвалидов, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК РФ, ст. 569 ГК РСФСР, ст. 170 Основ, п. 2 и 4 ст. 11 ГПК РФ и абз. 1 п. 2 Постановления Пленума. При таких обстоятельствах имелся пробел в нормативном регулировании, так как при невозможности применения в отношении инвалидов п. 6 Закона РФ от 23 декабря 1992 г. N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда РСФСР", а также отсутствии на момент совершения приватизации и до 26 ноября 2002 г. (7 декабря 2002 г.) другого, аналогичного обязательному нотариальному, либо более высокого досудебного уровня правового обеспечения интересов инвалидов при совершении сделок приватизации жилых помещений данные отношения приватизации жилья не были урегулированы надлежащим образом в отношении инвалидов, в том числе переживших супругов. По смыслу п. 1 ст. 6 ГК РФ, п. 3 ст. 11 ГПК РФ в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). По смыслу п. 1 ст. 4 ГК РФ данный пробел может быть преодолен путем применения аналогии, а именно ст. 9, 47 Закона РФ от 2 августа 1974 г. "О государственном нотариате" (утратившего силу с 14 марта 1993 г. в связи с введением в действие Основ законодательства о нотариате, а также ст. 54 последних), регулирующих оказание квалифицированной юридической помощи при совершении сделок с жилыми помещениями, одной из сторон которых являются граждане, путем установления обязательной нотариальной формы, несоблюдение которой означало ничтожность сделки в соответствии с ч. 1 ст. 47 и ч. 1 ст. 48 ГК РСФСР (п. 1 ст. 165, ст. 168 ГК РФ), так как никакого другого аналогичного или более высокого уровня оказания квалифицированной юридической помощи инвалидам в досудебном порядке при совершении сделок национальное законодательство не предусматривало. Таким образом, совершенные инвалидами сделки приватизации жилья в общую собственность без определения долей являются ничтожными, так как совершены при нарушении требуемой законом формы. Кроме того, при отсутствии встречного предоставления по сделке и разъяснения ее правовых последствий на случай смерти действия инвалидов (написание заявления на приватизацию жилья в совместную собственность и получение регистрационного удостоверения) не образуют сделку, так как фактически оказались направлены не на осуществление своих прав и свобод по своему усмотрению и в своих интересах, а представляют собой ничтожную сделку, т. е. действия, направленные на уничтожение, ограничение и умаление принадлежащих им до приватизации основных прав и свобод человека, которые они не имели права совершать в силу ст. 30 Всеобщей декларации прав человека, ст. 5 Пакта, ст. 17 Конвенции.
(Продолжение следует)
Название документа