Правовое регулирование перехода нотариусов государственных нотариальных контор на частнопрактикующую деятельность и еще раз о необходимости существования единого нотариата

(Азнаев А. М.) ("Нотариус", 2007, N 6) Текст документа

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕХОДА НОТАРИУСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НОТАРИАЛЬНЫХ КОНТОР НА ЧАСТНОПРАКТИКУЮЩУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЩЕ РАЗ О НЕОБХОДИМОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЕДИНОГО НОТАРИАТА

А. М. АЗНАЕВ

Азнаев А. М., помощник нотариуса г. Уфы, Республика Башкортостан.

До 1993 г. в стране существовал лишь государственный нотариат, деятельность которого регулировалась Законом РСФСР 1974 г. "О государственном нотариате". Следствием проводимых в России социально-экономических реформ, развития рыночных отношений, усложнения и увеличения гражданского оборота явилась реформа российского нотариата, которая произошла в 1993 г. после принятия ныне действующих Основ законодательства Российской Федерации о нотариате <1>. По мере развития имущественного оборота, частной и иных форм собственности становилось очевидным, что государственный нотариат теряет свое значение и возложенные на него функции. Объяснений этому было несколько: во-первых, достаточно слабая организация органов нотариата и, как следствие, чрезвычайная перегрузка в работе государственных нотариальных контор; во-вторых, отсутствие у нотариусов личной заинтересованности в результатах своей работы и личной ответственности перед клиентом и, соответственно, низкая производительность и эффективность их труда. Как известно, Основы, введя в стране в 1993 г. частнопрактикующий нотариат, сохранили и нотариат государственный. Обусловлено это было неверием законодателя в новый нотариат, в его возможность обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и организаций, Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. И несмотря на явное противодействие в ряде мест со стороны органов местной власти, без какой-либо поддержки со стороны Министерства юстиции РФ частнопрактикующий нотариат за этот короткий временной промежуток занял доминирующее положение в стране по совершению нотариальных действий. В Москве государственный нотариат окончательно упразднен 10 января 1998 г. Нет государственных нотариусов в абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации. Если в 1999 г. в РФ количество нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, составляло 967, количество частнопрактикующих нотариусов - 5644, количество нотариальных палат без государственных нотариусов - 27, то в 2006 г. количество нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, было 169, количество частнопрактикующих нотариусов - 7074, количество нотариальных палат без государственных нотариусов - 66 <2>. -------------------------------- <1> Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1. <2> См.: Клячин Е. Н. Конституционная гарантия каждого на получение квалифицированной юридической помощи невозможна без более полного использования потенциала нотариата // Нотариус. 2007. N 2. С. 4.

Деление нотариата на государственный и частнопрактикующий было принято неоднозначно нотариусами, которые остались работать в государственных нотариальных конторах. Основами и Законом о нотариате установлены единые требования для занятия должности нотариуса, однако ряд субъектов Российской Федерации при переходе с должности нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, на должность частнопрактикующего нотариуса стали чинить препятствия вразрез с действующим законодательством, что повлекло за собой судебные процессы. Примером может служить решение Центрального районного суда г. Кемерово от 10 сентября 2000 г. по жалобам государственных нотариусов на действия Управления юстиции Кемеровской области "в части отказа от наделения указанных нотариусов полномочиями нотариуса, занимающегося частной практикой". Указанным решением суд обязал Управление юстиции Кемеровской области издать приказ о назначении нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе, "на должности нотариусов, занимающихся частной практикой". Федеральная нотариальная палата в своем ответе на запрос государственных нотариусов г. Уфы Республики Башкортостан от 27 марта 2001 г. <3> также не разделила позицию Главного управления Министерства юстиции РФ по Республике Башкортостан о том, что положение подп. "б" п. 5 Постановления Совета РФ от 11 февраля 1993 г. N 4463-1 "О порядке введения в действие Основ законодательства РФ о нотариате" <4> является актом временного действия и распространяется только на нотариусов, назначенных на должность до вступления в силу Основ законодательства РФ о нотариате, и считает, что Постановление содержит ряд постоянно действующих норм, об этом свидетельствуют, в частности, решение Верховного Суда Российской Федерации от 6 августа 1998 г. N ГКПИ98-300 и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 марта 1999 г. N 36-О, которые были приняты с учетом норм указанного Постановления Верховного Совета Российской Федерации, что подтверждает необоснованность заявления о временном действии этого акта. Кроме того, названное Постановление не признано утратившим силу и по своему содержанию не перекрыто другими актами. Положение, содержащееся в подп. "б" п. 5 обсуждаемого Постановления Верховного Совета Российской Федерации, содержит также постоянно действующую норму, которой в настоящее время руководствуются суды. Кроме того, Федеральная нотариальная палата считает, что нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, желающий заняться частной практикой, должен быть назначен на должность нотариуса в том же нотариальном округе, где находится государственная контора, в штате которой он состоит, независимо от того, с какого времени он работает нотариусом в государственной нотариальной конторе. Для назначения государственного нотариуса на должность частнопрактикующего нотариуса рекомендации нотариальной палаты субъекта Российской Федерации не требуется, как не требуется наличия вакантной должности, поскольку органом юстиции совместно с нотариальной палатой определяется общее количество должностей нотариусов в нотариальном округе. -------------------------------- <3> Федеральная нотариальная палата. Письмо нотариусам г. Уфы Республики Башкортостан от 27 марта 2001 г. N 349. <4> Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе и желающий заняться частной практикой, назначается на должность нотариуса в том же нотариальном округе, где находится государственная нотариальная контора, в штате которой он состоит, не позднее чем через две недели со дня подачи заявления. В этом случае рекомендация нотариальной палаты не требуется. Отказ в назначении на должность нотариуса в таких случаях обжалуется в районный (городской) народный суд по месту нахождения уполномоченного органа юстиции в месячный срок со дня вынесения решения об отказе (извлечение из Постановления).

В своем письме от 28 марта 2001 г. N 09-997, также в адрес государственных нотариусов г. Уфы Республики Башкортостан, Министерство юстиции Российской Федерации занимает аналогичную позицию, отмечая, что "переход нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, на частную практику является их правом. Ограничение нотариусов в реализации этих прав является неправомерным". Правовая неурегулированность организационных вопросов деятельности нотариата, противоречивость действующих правовых норм порождают попытки ряда политиков регионального масштаба восполнить пробелы правового регулирования законами субъектов РФ. Как правило, такие законы противоречат Конституции РФ, федеральному законодательству и ничего, кроме вреда, не приносят <5>. Вероятно, что разработчики Основ законодательства РФ о нотариате 1993 г., а за ними и законодатели совершили ошибку, допустив совместное сосуществование двух антагонистических систем нотариата в одной стороне: агонизирующего, несмотря на чиновничью опеку, государственного и свободного нотариата латинской школы. Последний исторически сложился в демократических странах с рыночной экономикой. До Октябрьского переворота 1917 г. этот нотариат, или почти такой же, был, как известно, и у нас в России. Сейчас он просто возрождается. Каждому времени и каждой формации должны соответствовать присущие им органы и структуры <6>. Сейчас представляется крайне важным сформировать правильное мнение о небюджетном нотариате у глав администрации субъектов РФ, убедить в неэффективности государственного нотариата. Представить объективный анализ, сравнить результаты. Государственный нотариат по характеру задач и функций не отличается от частнопрактикующего. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате закрепляют единые требования к кандидату на должность нотариуса, единый порядок назначения его на должность. Нотариусы независимо от того, являются они государственными или занимаются частной практикой, имеют по общему правилу равные права, т. е. совершают равным образом все нотариальные действия и несут равные обязанности; оформленные ими документы имеют равную юридическую силу; нотариальные действия совершаются нотариусами, как работающими в государственных нотариальных конторах, так и занимающимися частной практикой от имени Российской Федерации. -------------------------------- <5> См.: Клячин Е. Н. Семинар президентов и вице-президентов. Доклад // Нотариальный вестник. 2006. N 1. С. 58, 59. <6> См.: Елизарьев Г. Деление нотариата на государственный и частый противоестественно // Нотариальный вестник. 1997. N 4. С. 4.

Из равного статуса государственных и частнопрактикующих нотариусов есть только два исключения. Во-первых, в соответствии со ст. 36 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате только государственные нотариусы ведут наследственные дела, выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества. Во-вторых, деятельность государственных нотариусов финансируется из средств государственного бюджета, следствием чего является то, что в соответствии со ст. 17 Основ законодательства РФ о нотариате ответственность за действия государственных нотариусов несет государство. Нотариус, занимающийся частной практикой, осуществляет свою деятельность на принципе самофинансирования и отвечает за свои действия всем принадлежащим ему имуществом, т. е. несет полную материальную ответственность за законность совершаемых им нотариальных действий. Государственный нотариат функционирует как традиционная бюрократическая структура. В такой системе нотариусы - это чиновники (агенты), которые получают заработную плату вне зависимости от результатов своей деятельности и не несут имущественной ответственности за нарушение норм права при ее осуществлении, в отличие от частного нотариата. Модель работы частного нотариата создает стимул для эффективного осуществления полномочий, поскольку он зависит от результатов своей деятельности и несет в том числе и имущественную ответственность за некачественную работу. В такой системе личный интерес нотариуса сопряжен с общественным интересом. Сегодня преимущества частного нотариата стали очевидны: уменьшились очереди, изменилось отношение к посетителю и соблюдению законодательства, уменьшилось количество злоупотреблений должностным положением. Таким образом, повышение качества обслуживания и соблюдение законности постепенно образуют равновесный баланс интересов всех сторон: нотариуса, граждан и государства. Следует отметить, что ст. 17 Основ предусматривает, что нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, в случае совершения действий, противоречащих законодательству, несет ответственность в установленном законом порядке. Поскольку он состоит в трудовых отношениях с органом юстиции - государственным органом, то ответственность несет в соответствии со ст. 16 ГК РФ <7>, которая гласит: "Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов... подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием". Данное установление детализирует правовые основы, заложенные ст. 53 Конституции РФ <8>, предусматривающей право гражданина на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами. -------------------------------- <7> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. <8> Конституция Российской Федерации 1993 г.

Кроме определения субъектов ответственности за причиненный вред ГК РФ устанавливает также и органы, к которым предъявляются требования о возмещении убытков и которые выступают от имени государства и его субъектов при возмещении убытков. Таким органом согласно ст. 1069 ГК РФ <9> является соответствующая казна: казна Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. -------------------------------- <9> Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ.

В соответствии со ст. 1081 ГК РФ Российская Федерация имеет право регресса к нотариусу, однако сам государственный нотариус несет ответственность в порядке и размерах, установленных нормами трудового законодательства, а именно ст. 121 - 123 КЗоТ РФ <10>, определяющими исключительные случаи полной материальной ответственности работников за вред, причиненный предприятию. -------------------------------- <10> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ.

Таким образом, государство закрепило правовые гарантии в отношении возмещения вреда, причиненного действиями его органов и их должностных лиц, взяв на себя обязанность по его возмещению. И вроде бы гражданин должен быть абсолютно спокоен в случаях нарушения его прав и свобод - государство не даст в обиду, исправит оплошности и ошибки, допущенные государственными органами и их должностными лицами, и возместит в соответствии со ст. 15 ГК РФ причиненный вред в полном объеме. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что нотариус - чиновник и может не очень задумываться при совершении того или иного нотариального действия: в худшем случае ему грозит увольнение с работы. Отсутствие личной ответственности порождает халатное отношение к работе и приводит к значительному снижению профессионального уровня нотариуса. Именно это является самой страшной бедой для гражданина, который из-за ошибок нотариуса может потерять все, что имеет, а возместить понесенные убытки не сможет. Совсем другое дело - негосударственный нотариус. Основы законодательства о нотариате в ст. 17 устанавливают обязанность нотариуса, занимающегося частной практикой, умышленно разгласившего сведения о совершенном нотариальном действии или совершившего нотариальное действие, противоречащее законодательству РФ, возместить причиненный вследствие этого ущерб. В той же статье закреплено, что в других случаях ущерб возмещается нотариусом, если он не может быть возмещен в ином порядке. Следует отметить, что в данном случае законодатель, очевидно, имеет в виду причинение вреда неумышленными действиями нотариуса, например допущение ошибки вследствие неправильного толкования закона. Под иным порядком возмещения ущерба следует понимать его возмещение страховой компанией. Этот вывод позволяет сделать содержание ст. 18 Основ, предусматривающей обязательное заключение нотариусом договора страхования своей деятельности. При отсутствии такого договора нотариус, занимающийся частной практикой, не вправе приступать к выполнению своих обязанностей. Объектом страхования в данном случае является гражданская ответственность нотариуса перед клиентом. Выплата страхового возмещения производится при наступлении страхового случая в порядке, предусмотренном ст. 1072 ГК РФ, устанавливающей субсидиарную ответственность причинителя вреда в случае недостаточности страхового возмещения, т. е. в случае, если размер страхового возмещения недостаточен для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, нотариус возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба. Как было указано выше, если страховой случай наступил в результате умышленных действий нотариуса, страховая компания освобождается от возмещения ущерба, все убытки возмещаются самим нотариусом. Кроме возмещения убытков гражданин, которому причинен вред неправомерными действиями нотариуса, вправе потребовать от него компенсации морального вреда. Как известно, моральный вред, причиненный действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина и посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага, согласно ст. 151 ГК РФ подлежит компенсации во всех случаях. Институт экономически независимого нотариата латинского типа является в странах с романо-германской системой права одним из гарантов стабильности гражданско-правовых отношений. И в европейских странах, за исключением Португалии, государственный нотариат не существует. Все его функции выполняют частные нотариусы, действующие по принципу латинского нотариата. Дело в том, что в правовом государстве, стремящемся реально обеспечить постоянный рост экономики, благосостояния граждан и правовую защиту их прав и законных интересов (в том числе и от посягательств со стороны чиновников), существование любого государственного органа обусловлено экономическими факторами. Государство, гарантирующее силой принуждения исполнение судебных решений, не в состоянии нести ношу правовой ответственности за действия нотариусов, удостоверяющих гражданско-правовые сделки и факторы, имеющие юридическое значение. Государства с развитой экономикой стараются избежать риска незапланированных расходов, в том числе в виде имущественной ответственности в гражданско-правовых отношениях <11>. В настоящее время мы живем в мире, в котором существует активная тенденция к либерализму, что означает открытость экономических рынков, процессы глобализации. Именно в этих условиях приходится работать нотариусам большинства стран мира. По ряду объективных обстоятельств нотариат стал отделяться от государства. Основой настоящего свободного нотариата является Закон Вантоза 1803 г. <12>, который был принят в эпоху Наполеона. Именно этот Закон учредил Положение о свободном нотариате. Нотариат перестал с этого времени быть государственным, потому что именно в это время Франция переживала смутную эпоху - эпоху революции 1789 г. Этот революционный период сопровождался большими беспорядками: нарушались те законы, те положения, которые действовали в то время. Поэтому Наполеон решил, что, поступая таким образом, он сможет навести порядок, преодолеть смуту, вводя свободную профессию для нотариуса, и тем самым обеспечить его беспристрастность и независимость. -------------------------------- <11> См.: Плахин Ю. В. Частный нотариат: вне закона // Нотариус. 2000. N 5. С. 72. <12> Закон Вантоза от 16 марта 1803 г.

На сегодняшний день существует и активно действует Международный союз латинского нотариата, который объединяет 70 государств, включая Россию. Но система латинского нотариата действует не во всех странах Европы. Исключением являются страны Скандинавии, Англия, за исключением лондонских нотариусов, которые осуществляют свою деятельность в лондонском Сити (они относятся к системе латинского нотариата). В этих странах действует англосаксонская система права. В русском общественно-политическом языке с недавних пор широко используют слово "тяжеловесы". Так вот, "тяжеловесами" латинского нотариата в Европе являются Италия, Испания, Франция, Германия. Несмотря на то что в этих странах такая система существует давно и накоплен вековой опыт, внутри их она применяется неодинаково. Существуют две основные тенденции: первая - немецкого, германского, типа. В Германии нотариус как советчик выступает в ограниченной степени. В основном он занимается только нотариальным актом и все внимание и все усилия направляет на то, чтобы сначала разработать проект нотариального акта, составить его и произвести необходимое нотариальное удостоверение. Результат такого подхода - формализм немецкого нотариата принял чрезвычайно развитые формы. И этот формализм мешает развитию профессии нотариуса. Другая тенденция во Франции. Там нотариат превратился в настоящее нотариальное предприятие. Французские нотариусы охотно объединяются в гражданские товарищества, состоящие из двух и более человек. Там существуют ассистенты - юристы, которые специализируются в какой-то области. Они не имеют права удостоверения, но участвуют в подготовке всех необходимых документов. Нотариус, работающий в Париже, может иметь от 10 до 12 ассистентов. Французский нотариус выступает уже советником и советчиком не только физических лиц, но все чаще и юридических лиц (компаний и обществ). В отличие от германского коллеги французский нотариус не сидит в конторе, ожидая, когда к нему обратятся клиенты. Он очень активен, проявляет большую инициативу, зачастую обращается в Министерство юстиции с предложениями о подготовке нового закона либо внесении изменений в уже существующий закон. Особенно широко французские нотариусы включены в процесс, связанный с операциями по недвижимости. Они занимаются вопросами оценки недвижимости, ведут реестр существующей недвижимости. Даже в региональных департаментских нотариальных палатах существуют так называемые биржи недвижимого имущества. Французские нотариусы, отрицая формализм, зачастую предлагают сторонам не зачитывать текст договора, нотариального акта, хотя законодательство требует, чтобы это условие обязательно соблюдалось. Швейцария в географическом отношении находится на стыке различных стран и испытывает на себе различные влияния. В каждом швейцарском кантоне действует свое нотариальное законодательство. Если, например, в Женеве нотариус осуществляет только функции нотариуса, то в кантоне Нефшатель по закону разрешается, чтобы нотариус был одновременно и адвокатом. Эти различия начинают сегодня особенно остро проявляться в рамках существования Европейского союза <13>. Современное мировое правовое поле делится на две основные системы - континентальную (латинскую) и англосаксонскую. Например, США, где действует англосаксонская система, - это страна адвокатов, в то время как в большинстве европейских стран главным юристом является нотариус <14>. -------------------------------- <13> См.: Мерлотти Мишель. Единые стандарты нотариальной деятельности в Европе // Нотариальный вестник. 2003. N 1. С. 48, 49. <14> См.: Аналитическая записка "Текущее состояние российского небюджетного нотариата и оценка влияния изменения нотариальных тарифов на экономические условия его деятельности" // Нотариальный вестник. 2004. N 9. С. 32.

В настоящее время нотариусы работают в постоянной конкурентной среде со своими коллегами по юридическому сословию, прежде всего с адвокатами, и это характерно не только для России, такая ситуация существует во Франции, Германии и других странах, более того, мы сегодня наблюдаем мощное наступление англо-американской системы права, экспорт которой нагляден в отмене обязательной нотариальной формы ипотеки. В связи с этим для усиления правозащитных и правоохранительных функций нотариата России необходим высокий профессионализм нотариусов, который на деле доказывает преимущества нотариата латинского типа для нашей страны. Нотариус, относящийся к системе латинского нотариата, обеспечивает в своей деятельности единые стандарты предупреждения споров, безопасности и юридической техники, как в других государствах мира, объединяющих более 3 млрд. человек. В итоге это облегчает торговые и личные отношения международного характера <15>. Нотариальная деятельность в международном аспекте усиливается возможностью придания нотариальному акту как судебному решению исполнительной силы за рубежом, что предусмотрено Брюссельской <16> и Луганской конвенциями и предварительным проектом Гаагской конвенции от 30 октября 1999 г. о международной подсудности споров и признании и исполнении иностранных решений. Таким образом, нотариальный акт призван стать незаменимым в международных торговых отношениях, которые необходимы для экономического развития страны и ее интеграции в мировое экономическое и правовое пространство. -------------------------------- <15> См.: Медведев И. Г., Ярков В. В. Российский нотариат в изменяющейся государственной и правовой системе России: современное состояние и перспективы развития // Нотариальный вестник. 2005. N 3. С. 26. <16> Брюссельская конвенция по вопросам юрисдикции и принудительного исполнения судебных решений в отношении гражданских и коммерческих споров от 27 сентября 1968 г. (извлечение).

Сегодня в стране мало нотариальных контор, которые можно было бы хоть отдаленно сравнить с европейскими: либо это убогое помещение государственных нотариальных контор, одна-две комнаты в помещениях банков, иных коммерческих структур, куда человеку и попасть-то непросто, либо купленные нотариусами квартиры, переведенные в нежилое помещение. Ютятся в них сотрудники, нет места для граждан, обратившихся за нотариальной помощью, некуда девать нотариальный архив. И никого в стране это положение не беспокоит, кроме, естественно, самого нотариуса. Но и он ничего не может исправить, поскольку государство поставило его в такие экономические рамки, что заработать, скопить средства на развитие нотариальной деятельности он объективно не в состоянии <17>. -------------------------------- <17> См.: Черемных Г. Г. Быть или не быть нотариату в России? // Нотариус. 2004. N 3. С. 21.

С первых же дней своего возрождения нотариату приходится бороться и противостоять беззаконию и некомпетентности; пришедшее из прошлого отношение к нотариату как к непрестижной профессии во многом не изжито и теперь. Незаконные назначения на должность нотариуса, попытки ограничить компетенцию нотариальных палат, необоснованное увеличение налоговых ставок, приравнивание нотариуса к предпринимателю - вот далеко не полный перечень проблем, которые бы и не появились вовсе при надлежащем, а главное - компетентном отношении к этому важному институту. Четырежды Конституционному Суду РФ пришлось рассматривать обращения нотариусов о нарушении Конституции при принятии и применении законов, касающихся деятельности нотариата, и четырежды высшая судебная инстанция страны соглашалась с позицией нотариата. Начиная с 1996 г. государство либо целенаправленно, либо по недомыслию ведет явно дискриминационную политику против нотариата, а фактически против себя, ибо обеспечение эффективной нотариальной деятельности в стране, защита прав и законных интересов граждан и организаций, оказание им квалифицированной юридической помощи - это в первую очередь задача государства, а не нотариуса. Сначала принимается Гражданский кодекс, которым, вопреки сложившимся правовым традициям, для большинства сделок с недвижимым имуществом вводится простая письменная форма. В результате огромная часть рынка остается без должного правового обеспечения, негативные последствия чего еще многими не осознаны, но обязательно проявятся в будущем. Постепенно нотариус стал не нужен для удостоверения доверенностей и договоров, касающихся автотранспорта. Вред от этого шага уже почувствовали сотрудники МВД и граждане, потерявшие свои автомобили, а в ряде случаев здоровье и даже жизнь. Нотариат отстранили от удостоверения доверенностей на распоряжение банковскими вкладами, от проверки и при открытии счетов в банках и т. д. <18>. -------------------------------- <18> См.: Клячин Е. Н. Каков закон, таков и нотариат. Вправе ли нотариат России рассчитывать на хорошие законы? // Нотариальный вестник. 2005. N 1. С. 17.

Существующая сегодня в России модель нотариата носит во многом промежуточный, временный характер, появилась как итог компромисса между различными политическими силами. В период решения вопроса о разграничении полномочий в сфере нотариата между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, проведения административной реформы государственных органов исполнительной власти из-за путаницы в компетенции федеральных ведомств организационная деятельность нотариата оказалась на некоторое время практически парализованной. Возникла ситуация, когда четыре нормативных акта разного статуса - от закона до постановления и приказа министра - противоречили друг другу в части назначения на должность нотариуса. Происходящие в настоящее время процессы упорядочения системы государственного устройства потребуют встраивания института нотариата во вновь складывающиеся отношения между государством и обществом. Представляется, что небюджетный нотариат, уже добившийся признания как важный правоохранительный институт общества, имеет значительный потенциал развития, способен оказать благотворное воздействие в контексте проходящих реформ судебной системы, государственного управления, ускорения темпов экономического роста и реализации концепции социального государства. Однако без определенных реформ организации нотариата, совершенствования форм и методов нотариальной деятельности реализация его позитивных возможностей будет затруднительна или вообще поставит профессию на грань выживания. Тринадцать лет функционирования внебюджетного нотариата показали необходимость законодательного пересмотра целого ряда положений Основ законодательства Российской Федерации о нотариате <19>. -------------------------------- <19> См.: Черемных Г. Г. Нотариат - надежный защитник прав граждан // Нотариус. 2006. N 1. С. 6.

Название документа