Юридическая помощь несовершеннолетним, содержащимся в местах лишения свободы
(Зубенко В. М.) ("Адвокат", 2007, N 11) Текст документаЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ, СОДЕРЖАЩИМСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
В. М. ЗУБЕНКО
Зубенко В. М., сотрудник аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Правовой статус несовершеннолетнего, гарантии его основных прав должны соответствовать принципам и нормам Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации. Конституция Российской Федерации устанавливает: - общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15) <1>; -------------------------------- <1> Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений (См. пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 12.
- каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь предоставляется бесплатно (ч. 1 ст. 48); - каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45); - каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (ч. 3 ст. 50). Несовершеннолетние, совершившие общественно опасные деяния, могут быть помещены в воспитательные колонии или в специальные учебно-воспитательные учреждения (профессиональные училища и общеобразовательные школы) закрытого типа либо к ним применяются иные меры воспитательного характера. В учебно-воспитательные учреждения закрытого типа могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (п. 4 ст. 15) <2>. Помещение несовершеннолетнего в указанное учреждение формально уголовным наказанием не является и не влечет судимости. Учебно-воспитательные учреждения находятся в ведении органов управления образованием. Данные учреждения являются местами принудительного содержания по двум причинам. Во-первых, эти учреждения осуществляют "принудительные меры воспитательного воздействия" (ч. 2 ст. 92 УК РФ). Во-вторых, несовершеннолетние не имеют права покидать учреждение по своему желанию. -------------------------------- <2> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.
Содержание несовершеннолетних в спецучилищах и спецшколах закрытого типа является (де-факто и де-юре) лишением свободы. Режим в учреждении обеспечивает строгую изоляцию от общества; объем ограничений основных прав близок к объему ограничений в воспитательных колониях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Негативные явления криминальной субкультуры в учреждениях обоих видов имеют много общего. Поскольку эти учреждения являются пенитенциарными, в настоящей статье рассматриваются несовершеннолетние, содержащиеся не только в воспитательных колониях, но и в спецпрофучилищах и спецшколах. Количество несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях России, в течение последних 10 лет колеблется в пределах 12 - 18 тысяч; количество несовершеннолетних, содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа - 4 - 5 тысяч. Итого в детских пенитенциарных учреждениях содержится в среднем около 20 тысяч несовершеннолетних. Всего в России более 60 воспитательных колоний и около 60 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. Федеральный закон N 120-ФЗ устанавливает, что несовершеннолетние, находящиеся в спецучилищах и спецшколах закрытого типа, "имеют право на обеспечение бесплатной юридической помощью с участием адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи в соответствии с законом". Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" <3> устанавливает: юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ч. 3 ст. 26). О несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, Закон умалчивает. -------------------------------- <3> См.: СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.
Бесплатная юридическая помощь несовершеннолетним, содержащимся в спецшколах и спецучилищах, оказывается на основании их заявления и соответствующей справки администрации учреждения. Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением <4> устанавливает: "Воспитанники имеют право на получение юридической консультации за счет средств учреждения, предусмотренных сметой расходов по оплате внештатных работников" (п. 55). Представляется, что указанное положение ограничивает субъективное право на получение юридической помощи. Источником реализации конституционных положений (ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 48) должны быть, по-видимому, средства из федерального бюджета. -------------------------------- <4> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 420.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает: "Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи" (ч. 8 ст. 12); "для получения юридической помощи осужденным по их заявлению предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи" (ч. 4 ст. 89). Возникает вопрос о правовом механизме реализации указанного субъективного права несовершеннолетнего осужденного. Именно о механизме реализации указанного права в Уголовно-исполнительном кодексе РФ ничего и не сказано, не говорится об этом и в подзаконных актах. Отсутствуют организационно-правовые гарантии того, что заявление несовершеннолетнего: а) будет зарегистрировано и незамедлительно отправлено по адресу; б) дойдет до адресата - соответствующего адвокатского образования; в) если и дойдет до адвокатского образования, то и тогда нет гарантии, что подростку будет предоставлена своевременная юридическая помощь, так как до сих пор не решен вопрос об оплате труда адвоката: отсутствуют соответствующие нормы в Федеральном законе "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и УИК РФ. Какие лица помимо адвокатов могут оказывать несовершеннолетним осужденным юридическую помощь? Некоторые авторы считают: поскольку такое лицо должно иметь право оказывать юридическую помощь, оно должно подтвердить факт наличия у него этого права <5>. Например, предъявить соответствующее удостоверение. Представляется, что этими органами и лицами могут быть: -------------------------------- <5> См.: Акимов С. К., Лысягин О. Б. Основные права осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы: виды, содержание, реализация и защита (восстановление). М., 2007. С. 59, 60.
федеральный уполномоченный по правам человека; региональные уполномоченные по правам человека; региональные уполномоченные по правам ребенка; специализированные уполномоченные по правам осужденных; органы местного самоуправления; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (комиссии субъектов Федерации и комиссии муниципальных образований); члены родительского комитета; попечительские советы субъектов Федерации, осуществляющие попечительство над воспитательными колониями (попечительство над осужденными); неправительственные правозащитные организации; благотворительные организации, целями которых в уставе указаны: правовое просвещение, предоставление услуг по оказанию юридических консультаций. Некоторые осужденные считают, что они невиновны либо виновны в менее опасном деянии или были нарушены правила ведения следствия и суда <6>. -------------------------------- <6> См.: Горелик А. С. Надзорная жалоба. М., 2007. С. 5.
Анонимное анкетирование осужденных в одной из воспитательных колоний, показало, что 30% опрошенных считают "направление в воспитательную колонию незаконным и несправедливым" <7>. -------------------------------- <7> В анкетировании участвовало 49 осужденных, всего в колонии содержалось около 120 чел. Анкетирование проводил автор настоящей статьи в Можайской воспитательной колонии (Московская область) в 2007 г.
Государство должно создать (обеспечить) надежные гарантии исправления судебных ошибок. Если государство "дает сбои", допуская "некачественное правосудие", то, стремясь к правовому государству, оно должно создавать механизмы исправления "судебных ошибок". В частности, обеспечить несовершеннолетнему получение квалифицированной юридической помощи. Необходимо учитывать еще одно важное обстоятельство: чувство несправедливости препятствует формированию цивилизованного правового сознания несовершеннолетнего и способно провоцировать различные эксцессы, правонарушения, а иногда и членовредительство. Для составления надзорной жалобы целесообразно обратиться к помощи адвокатов. Однако осужденные далеко не всегда могут оплатить труд адвоката. В юридической литературе справедливо указывается на актуальность для осужденных вопросов, касающихся реализации их права на получение квалифицированной юридической помощи <8>. Отмечается, что у несовершеннолетних осужденных возникают правовые вопросы, касающиеся амнистии, помилования, порядка наследования, социальной помощи, трудовой занятости <9>. -------------------------------- <8> См.: Акимов С. К., Лысягин О. Б. Указ. соч. С. 57. <9> См.: Коптяева О. А. Реализация несовершеннолетними осужденными, отбывающими наказание в местах лишения свободы, права на юридическую помощь и их правовое просвещение // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. М.: Юрист, 2005, N 5. С. 29 - 31.
Опрос региональных неправительственных организаций подтверждает актуальность оказания юридической помощи несовершеннолетним осужденным <9>. То обстоятельство, что осужденный находится в подчиненном, зависимом от администрации исправительного учреждения положении и ограничен в правомочиях лично защищать свои права, предопределяет особую значимость своевременного обеспечения его права на квалифицированную юридическую помощь адвоката и реальную возможность воспользоваться ею <10>. -------------------------------- <10> Экспресс-опрос по электронной почте проводил автор настоящей статьи в 2007 году. <11> См.: Акимов С. К., Лысягин О. Б. Указ. соч. С. 61.
За нарушение режима к несовершеннолетним осужденным могут применяться меры взыскания. Самая строгая мера - водворение в дисциплинарный изолятор (ДИЗО) сроком до семи суток с выводом на учебу (ст. 136 УИК РФ). Осужденным, находящимся в ДИЗО, запрещаются длительные свидания <12>, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок, передач и бандеролей (ст. 137 УИК). Однако телефонный разговор в ДИЗО "может быть разрешен лишь при исключительных личных обстоятельствах" (ч. 3 ст. 92 УИК). Исключительными личными обстоятельствами обычно признаются тяжелая болезнь или смерть близких родственников. -------------------------------- <12> Даже в случае если дата свидания с родными ранее была в установленном порядке согласована (утверждена) начальником учреждения и родители (родные) уже приехали.
Постановление начальника колонии о водворении осужденного в ДИЗО может быть законным либо незаконным <13>. -------------------------------- <13> Анонимное анкетирование осужденных, содержащихся в Можайской воспитательной колонии, проведенное автором настоящей статьи, показало, что 25% опрошенных водворялись когда-либо в дисциплинарный изолятор. Из тех же, кто водворялся в дисциплинарный изолятор, 40% считают, что были водворены туда "незаконно и несправедливо". В анкетировании приняли участие 49 осужденных (всего в колонии в тот период содержалось около 140 осужденных).
Думается, что потребность несовершеннолетнего в помощи адвоката целесообразно считать "исключительным личным обстоятельством". Поэтому необходимо предоставить право позвонить адвокату. Указанное право необходимо закрепить в УИК РФ. Это будет содействовать предотвращению возможных нарушений прав несовершеннолетних, водворяемых в ДИЗО. Осужденные, признанные злостными нарушителями режима, подлежат переводу из обычных условий отбывания наказания на строгие условия на срок шесть месяцев (ч. 3 ст. 132 УИК РФ). При таком переводе дополнительно ограничиваются основные (конституционные) права несовершеннолетних; значительно ухудшаются условия их содержания, существенно изменяется правовое положение. В строгих условиях они проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время <14>. Запрещаются длительные свидания (ст. 133 УИК). Телефонный разговор и в этом случае может быть разрешен лишь при исключительных личных обстоятельствах. -------------------------------- <14> Необходимо учитывать, что осужденные, содержащиеся не в строгих, а в обычных условиях отбывания наказания, "проживают в обычных жилых помещениях", а не в "запираемых изолированных жилых помещениях".
Таким образом, несовершеннолетний, содержащийся в строгих условиях, не имеет права позвонить адвокату. Не имеет он также права позвонить, например, в аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ, регионального уполномоченного по правам человека, регионального уполномоченного по правам ребенка, а также родителям или в правозащитную организацию. Представляется, что указанные ограничения прав несовершеннолетних неоправданны, точнее, грубо противоречат международным стандартам и Конституции России. Ведь международные нормы запрещают отказывать узнику в связи с внешним миром и, в частности, с семьей или адвокатом в течение периода, превышающего несколько дней; Конституция допускает ограничения основных прав только в исключительных случаях и в определенных (разумных) целях: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства" (ч. 3 ст. 55). Потребность несовершеннолетнего в помощи адвоката также целесообразно считать "исключительным личным обстоятельством". Решение о переводе в строгие условия принимает начальник колонии "по представлению учебно-воспитательного совета", т. е. во внесудебном порядке. Таким образом, перевод производится неправомерно. В уголовно-исполнительном законодательстве существует пробел. Отдельные авторы в обоснование (оправдание) правового пробела считают, что контроль за соблюдением законности при переводе осужденных в строгие условия могут осуществлять специальные общественно-государственные органы - попечительские советы при воспитательных колониях <15>. Данное утверждение представляется недостаточно корректным, точнее, ошибочным - попечительский совет не наделен такими контрольными полномочиями. -------------------------------- <15> См.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. М., 1997. С. 298. Правовой основой деятельности указанных попечительских советов является Примерное положение о попечительских советах при воспитательных колониях, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г. N 1295 // Российская газета. 1997. 29 окт.
Необходимо внести в УИК РФ соответствующее дополнение: "В случае, когда, по мнению несовершеннолетнего, перевод на строгие условия является незаконным, суд обязан незамедлительно принять к рассмотрению жалобу несовершеннолетнего на незаконный перевод в строгие условия". Перевод же осужденного из строгих условий в обычные (согласно ч. 3 ст. 132 УИК РФ) производится в случае отсутствия взысканий за нарушение режима (в период нахождения в строгих условиях) и при добросовестном отношении к труду и учебе. Обжаловать неправомерность содержания в строгих условиях в течение срока свыше шести месяцев несовершеннолетний не в состоянии хотя бы потому, что отсутствует правовой механизм. Таким образом, он может находиться в строгих условиях много месяцев, не надеясь на справедливость и забывая о законности. Представляется, что решение о продлении срока содержания в строгих условиях должен принимать суд, например, пенитенциарный суд (пенитенциарный судья). На это указывают многие авторы <16>. Но пока в России пенитенциарный суд отсутствует, поэтому его функции мог бы временно выполнять мировой судья либо судья районного суда. -------------------------------- <16> См., например: Руднев В. И. Пенитенциарный судья (к вопросу о судебном контроле за исполнением наказаний) // Российская юстиция. 2001. N 8; Зубарев С. М. Теория и практика контроля за деятельностью персонала пенитенциарной системы: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2006. С. 35, 36.
Каким образом несовершеннолетний в случае нарушения его прав администрацией пенитенциарного учреждения может реализовать свое конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи, например адвоката? Думается, что получение юридической помощи (осуществление защиты нарушенных прав) проблематично, поскольку, как правило, не в интересах администрации содействовать реализации данного права, содействовать допущению адвоката к подростку. Допустим, что несовершеннолетний - с нормальным правосознанием - проявил правовую активность, т. е. решил защищать свои нарушенные права в рамках права, на основании (с помощью) закона. Вполне возможен следующий вариант развития событий: Сначала несовершеннолетний обращается к администрации (начальнику) воспитательного учреждения, но в итоге не получает необходимой помощи. Затем он обращается к надзирающему прокурору, который периодически "заглядывает в зону". Предположим, он и у прокурора не получил помощь. Далее его письменные обращения, жалобы, адресованные в различные мыслимые и немыслимые инстанции (УФСИН и губернатору субъекта РФ, депутату, в суд), нередко "тормозятся" либо к их авторам (заявителям) применяются "воспитательные меры", с ними проводится "разъяснительная работа". Примеров более чем достаточно <17>. Реальная защита несовершеннолетнего против подобного "неформального" воздействия или ведомственного произвола государством не создана, в законодательстве не предусмотрена. -------------------------------- <17> Показательно, что зачастую оказывается мощное и грубое давление даже на взрослых осужденных-заявителей ("жалобщиков").
По мнению отдельных экспертов, если права несовершеннолетнего нарушаются, например администрацией специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, "должен предпринять все возможные шаги для того, чтобы обратиться по телефону в ближайшее адвокатское образование, в адвокатскую палату соответствующего субъекта Российской Федерации. Чтобы адвокаты, в свою очередь, предприняли необходимые шаги, чтобы без воздействия на руководителя этого учреждения можно было выслушать проблему и оказать юридическую помощь" <18>. -------------------------------- <18> Из выступления (в радиопередаче "Оказание бесплатной юридической помощи" 25 июня 2007 г.) адвоката Центральной коллегии адвокатов города Москвы, члена правления Ассоциации юристов России, члена Секции международного права Американской ассоциации адвокатов Льва Бардина // www. svobodanews. ru.
Следуя этой логике, необходимо: во-первых, обеспечить несовершеннолетних соответствующей информацией, с указанием номеров телефонов адвокатских образований; во-вторых, обеспечить беспрепятственный доступ к телефону, практически в любое время в течение дня ("от подъема до отбоя"). Представляется, что одним из возможных вариантов решения проблемы является установка в воспитательном учреждении телефонного аппарата, бесплатного и доступного в любое время (дежурный телефон - "горячая линия"). Нередко юридическую помощь несовершеннолетним оказывают правозащитные организации, уставными целями которых являются: защита прав человека, правовое просвещение, юридическая помощь. Однако эффективно действующие НПО имеются не во всех регионах, у них не хватает ресурсов, да и никакой поддержки они, как правило, не получают. Стимулирующее законодательство отсутствует. Государственные гранты, как правило, "проходят мимо". К сожалению, необходимая поддержка явление редкое. Например, "Красноярский краевой общественный комитет по защите прав человека" оказывает бесплатную правовую помощь осужденным при их обращениях с жалобами и по многим делам добился изменения судебных приговоров <19>. Комитет в соответствии с его уставом является региональной организацией, поэтому занимается делами, которые были рассмотрены судами Красноярского края. Если юристы Комитета находят нарушение, то используются все возможности, вплоть до обращения в Верховный Суд РФ, а в некоторых случаях в Конституционный Суд РФ и Европейский суд по правам человека. -------------------------------- <19> См.: Горелик А. С. Указ. соч. С. 6, 7.
Необходимо отметить, что посещать детские пенитенциарные учреждения неправительственные организации могут лишь при "доброй воле" ФСИН, т. е. с разрешения тюремного ведомства (ФСИН России и его территориальных управлений). То есть, как правило, только в тех случаях, когда отсутствует "конфликт интересов", а именно когда вопросы, по которым необходимо оказание юридической помощи, не включают в себя защиту прав, нарушаемых администрацией (персоналом). Даже осуществление правового просвещения не всегда находит поддержку у руководителей региональных Управлений УФСИН России. Лишь некоторые НПО в субъектах Федерации заключают с УФСИН соглашения о сотрудничестве (взаимодействии) <20>. -------------------------------- <20> Например, Иркутская область, Пермский край.
Перспективным направлением оказания юридической помощи несовершеннолетним представляется дальнейшее развитие так называемых "юридических клиник". Так, одно из направлений деятельности "юридической клиники" Красноярского госуниверситета - проведение индивидуальных юридических и социально-психологических консультаций с несовершеннолетними. Задача - смягчить негативные последствия отбывания несовершеннолетними наказания, помощь в решении их юридических и социально-психологических проблем. Представляется, что государство должно развивать и стимулировать (морально и материально) деятельность "юридических клиник". Необходимо отметить деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и его рабочего аппарата по оказанию осужденным, включая несовершеннолетних, юридической помощи, а также деятельность региональных Уполномоченных по правам человека (по правам ребенка). Рассматривая жалобы и обращения, принимая в пределах своей компетенции меры по восстановлению нарушенных прав, омбудсмен оказывает бесплатную юридическую помощь в тех формах, которые предусмотрены Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", а также выработаны практикой его правозащитной деятельности. В соответствии с планом работы аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации сотрудники аппарата посещают пенитенциарные учреждения. При посещении воспитательных колоний, кроме ознакомления с условиями содержания несовершеннолетних, как правило, проводится их анонимное анкетирование по специально разработанной анкете <21>. Так, в 2007 г. сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека посетили Можайскую воспитательную колонию с целью контроля за обеспечением прав воспитанников и ознакомления с условиями их содержания <22>. Было проведено анонимное анкетирование <23>. -------------------------------- <21> Анкета разработана в аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, при участии автора настоящей статьи. Вопросы анкеты направлены на выявление уровня обеспечения (уровня нарушений) прав несовершеннолетних, содержащихся в местах лишения свободы. Уместно отметить, что анонимное анкетирование (при соответствующей подготовке и правильном его проведении) обладает достаточно высокой степенью достоверности полученной информации. <22> В посещении колонии принимали участие: автор настоящей статьи (сотрудник отдела мониторинга прав человека) и начальник отдела по защите прав детей аппарата Федерального Уполномоченного по правам человека (по доверенности Уполномоченного). <23> В анкетировании участвовало 49 осужденных. В учреждении содержалось около 120 чел.
На вопрос анкеты "знаете ли вы свои права?" 30% опрошенных ответили: "не знаю" или "мне никто не разъяснял мои права". "Оказывается ли вам при необходимости юридическая помощь?" - 40% ответили "нет" или "не всегда". "Известно ли вам, к кому можно обратиться, чтобы защитить свои права?" 25% ответили "да"; 25% - "нет"; остальные затруднились ответить либо указали: "к адвокату" (10%) и "к Уполномоченному по правам человека" (12%). "Какие работники чаще всего нарушали ваши права?" - 40% ответили: "работники милиции", 46% - "работники воспитательной колонии", 10% - "другие лица". Центр содействия правосудию, созданный при Фонде "Информатика для демократии" (ИНДЕМ), исследует проблему предоставления бесплатной юридической помощи несовершеннолетним осужденным. В частности, посредством анонимного анкетирования воспитанников и сотрудников по специально разработанной анкете - с целью определения степени нуждаемости в юридической помощи и по каким проблемам. Исследование указанной проблематики осуществляется при поддержке Федерального Уполномоченного по правам человека. При посещении (в 2007 г.) Можайской воспитательной колонии было также проведено анкетирование, направленное на выявление нуждаемости несовершеннолетних в юридической помощи. 15% опрошенных не подавали надзорную жалобу, указав следующие причины: "Не знал о такой возможности" (10%); "не было материальной возможности"; "боялся, что срок больший дадут"; "считал, что это ничего не даст, и не было материальной возможности". 30% опрошенных хотели бы воспользоваться услугами адвокатов, если бы они периодически приезжали в колонию и оказывали юридическую помощь бесплатно <24>. Эти данные подтверждают актуальность проблемы предоставления несовершеннолетним осужденным юридической помощи, и кроме того - актуальность защиты их прав. -------------------------------- <24> В анонимном анкетировании, проведенном автором настоящей статьи, приняли участие 70 осужденных (на момент проведения анкетирования в колонии находилось около 120 осужденных).
Обеспечение режима законности, соблюдение прав и охрана личной безопасности несовершеннолетних в закрытых воспитательных учреждениях характеризуют уровень так называемой пенитенциарной безопасности, которая, в свою очередь, оказывает существенное влияние на общественный порядок, правопорядок и общественную (национальную) безопасность <25>. -------------------------------- <25> См.: Каламкарян Р. А. Правовое обеспечение безопасности человека (материалы научной конференции) // Государство и право. 1999. N 7. С. 117.
Положение несовершеннолетних в пенитенциарных учреждениях зачастую не соответствует положениям Конституции РФ, федеральному законодательству и международным стандартам. В пенитенциарных учреждениях зачастую имеет место правовой нигилизм, а иногда и правовой цинизм, безответственность персонала и должностных лиц, а иногда и произвол должностных лиц. Как известно, должен быть принят федеральный закон об общественном контроле за обеспечением прав лиц в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности <26>. В соответствии с концепцией законопроекта, принятого в первом чтении, представителей общественных объединений, в уставе которых основными задачами определены содействие обеспечению и защите прав человека, наделяет полномочиями общественного инспектора Федеральный Уполномоченный по правам человека, выдает соответствующее удостоверение. Законопроект предусматривает, в частности, что общественные инспекторы имеют право принимать жалобы (устные и письменные). Вместе с общественным инспектором вправе посетить учреждение так называемый "доверенный юрист" (в целях оказания правовой помощи). -------------------------------- <26> Необходимость закона вытекает также из положений статей 23 и 24 УИК РФ.
Принятый в первом чтении законопроект лежит без движения с 2003 года. На необходимость принятия этого закона обращает особое внимание Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В. П. Лукин <27>. Принятию этого важнейшего закона противодействует мощное сопротивление "силовых ведомств" <28>. -------------------------------- <27> См., например: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2004 год. М., 2005. С. 192; Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 год. М., 2007. С. 43. <28> См.: Лукин В. Зона вне контроля. // Российская газета. 2004. О необходимости общественного контроля заявляет и председатель Совета по развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте России Э. А. Памфилова. Об этом говорится во многих международных документах. На отсутствие гражданского контроля в пенитенциарной сфере давно обращают внимание ученые (см., например: Стецовский Ю. И. Право на свободу и личную неприкосновенность. М., 2000. С. 367 - 382).
Обеспечению прав несовершеннолетних узников должен содействовать ряд международных стандартов. В их число входят следующие. Конвенция о правах ребенка Организации Объединенных Наций (1989 г.) <29>. Она была ратифицирована Советским Союзом и является обязательной для Российской Федерации. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязались защищать и обеспечивать права ребенка и согласились отчитываться перед международным сообществом о мерах по выполнению принятых обязательств. Согласно Конвенции: "В целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками и выполнения обязательств, принятых в соответствии с настоящей Конвенцией, учреждается Комитет по правам ребенка" (п. 1 ст. 43). В рамках этого процесса правительства государств-участников должны представлять Комитету ООН по правам ребенка национальные доклады о мерах по выполнению положений Конвенции <30>. -------------------------------- <29> Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. N 45. Ст. 955. <30> Согласно п. 1 ст. 44 Конвенции "государства-участники обязуются представлять Комитету через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций доклады о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав...".
Согласно Конвенции "во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка" (ч. 1 ст. 3). "Государства-участники обеспечивают, чтобы каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи, а также право оспаривать законность лишения его свободы перед судом или другим компетентным, независимым и беспристрастным органом и право на безотлагательное принятие ими решения в отношении любого такого процессуального действия" (п. "d" ст. 37). Другими словами, согласно требованиям Конвенции, государство должно обеспечить несовершеннолетнему узнику неотложную юридическую и любую иную необходимую помощь. При этом имеется в виду ребенок в возрасте от 11 до 18 лет. 28 сентября 2005 г. Комитет ООН по правам ребенка рассмотрел на своем заседании очередной (третий) периодический Доклад Российской Федерации "О мерах по выполнению Конвенции о правах ребенка". 30 сентября 2005 г. Комитет принял Заключительные замечания, в которых, в частности, "призывает государство-участника к в приоритетном порядке гарантировать всем детям право на соответствующую правовую помощь и защиту" (п. 86) <31>. -------------------------------- <31> См.: Заключительные замечания Комитета по правам ребенка. М., 2006. С. 39.
Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985 г.) <32> устанавливают: "несовершеннолетним в исправительных учреждениях должен обеспечиваться уход, защита и вся необходимая помощь" (п. 26.2). -------------------------------- <32> См.: Сборник международных договоров. Женева, 2002. С. 416 - 440.
Международные акты требуют от государств обеспечивать право на жизнь, личную безопасность и уважение достоинства ребенка в местах принудительного содержания. Основные принципы обращения с заключенными (ООН, 1990 г.) <33>. Исправительные (воспитательные) учреждения закрытого типа, должностные лица и персонал этих учреждений представляют государство, которое несет ответственность за личную безопасность и здоровье узника. -------------------------------- <33> См.: Там же. С. 325.
Свод принципов защиты всех лиц, подвергающихся задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (ООН, 1988 г.) <34>: -------------------------------- <34> См.: Там же. С. 327 - 336.
"Любому лицу в момент ареста и в начале задержания или заключения или вскоре после этого органом, ответственным за арест, задержание или заключение, соответственно, доводятся до сведения и разъясняются его права, и как оно может осуществить эти права" (принцип 13); "задержанному или находящемуся в заключении лицу может быть отказано в связи с внешним миром, и в частности с его семьей или адвокатом, в течение периода, не превышающего нескольких дней" (принцип 15); "1. Задержанное или находящееся в заключении лицо имеет право связываться и консультироваться с адвокатом. 2. Задержанному или находящемуся в заключении лицу предоставляются необходимое время и условия для проведения консультаций со своим адвокатом. 3. Право задержанного или находящегося в заключении лица на его посещение адвокатом, на консультации и на связь с ним, без промедления или цензуры и в условиях полной конфиденциальности, не может быть временно отменено или ограничено, кроме исключительных обстоятельств..." (принцип 18). Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.) <35>. Согласно Правилам: -------------------------------- <35> См.: Сборник международных договоров. Женева, 2002. С. 337 - 353.
"После помещения в исправительное учреждение все несовершеннолетние должны получать экземпляр правил поведения в этом учреждении и письменное описание их прав и обязанностей на доступном им языке вместе с адресом органов, правомочных получать жалобы, а также адресом государственных или частных учреждений или организаций, оказывающих юридическую помощь..." (правило 24); "Всем несовершеннолетним разъясняются... разрешенные способы получения информации и подачи жалоб..." (правило 25); "Каждый несовершеннолетний должен иметь право обращаться с просьбой или жалобой, содержание которых не может быть изменено цензурой, к центральной администрации, в судебный орган или к другим соответствующим властям через установленные каналы и быть незамедлительно информированным об их решении" (правило 76); "Каждый несовершеннолетний должен иметь право обращаться при подаче жалобы с просьбой об оказании помощи, когда это возможно, со стороны членов семьи, юрисконсультов..." (правило 78). Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (ООН, 1979 г.) <36> предписывает: "При выполнении своих обязанностей должностные лица по поддержанию правопорядка уважают и защищают человеческое достоинство и поддерживают и защищают права человека по отношению ко всем лицам" (ст. 2). -------------------------------- <36> См.: Там же. С. 393 - 398.
Название документа