Реклама и нотариат в Российской Федерации

(Романовская О. В.) ("Бюллетень нотариальной практики", 2007, N 5) Текст документа

РЕКЛАМА И НОТАРИАТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О. В. РОМАНОВСКАЯ

Романовская О. В., доцент кафедры частного права Пензенского государственного университета, кандидат юридических наук.

Российское законодательство не ограничивает право нотариуса на рекламу собственных услуг. Основы законодательства РФ о нотариате не предъявляют каких-либо требований к содержанию, форме рекламы, к информации, допускаемой к публичному размещению. Учитывая международный опыт выделения общих принципов рекламы юридических услуг (к которым в широком смысле можно отнести и нотариальные) из правил регулирования адвокатской деятельности, рассмотрим российское законодательство об адвокатуре. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" <1> лишь определяет порядок использования терминов, применяемых в настоящем Федеральном законе: "Использование в наименованиях организаций и общественных объединений терминов "адвокатская деятельность", "адвокатура", "адвокат", "адвокатская палата", "адвокатское образование", "юридическая консультация" или словосочетаний, включающих в себя эти термины, допускается только адвокатами и созданными в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, организациями". Однако цель подобного ограничения совсем не в том, чтобы урегулировать рекламу адвокатских услуг. "Вместе с тем, - отмечается в Комментарии к Закону, - эти термины широко используются в обычном словоупотреблении не в столь строгом смысле, а для обозначения любых явлений, связанных с отстаиванием чьих бы то ни было прав, интересов. Это позволило многим юридическим фирмам, частным предпринимателям, работающим в сфере права, и даже общественным организациям включать слово "адвокат" и производные от него термины в собственное название и использовать их при характеристике своей деятельности. В результате этого граждане и юридические лица, будучи дезориентированными подобным словоупотреблением, обращались к ним за юридической помощью, но зачастую не могли ее получить как по формальным причинам (например, в связи с тем, что уголовно-процессуальный закон исключил возможность участия в стадии предварительного расследования в качестве защитника любых других лиц, кроме адвокатов), так и по существу" <2>. Соответственно норма защищает самих адвокатов от возможных злоупотреблений иных структур, пытающихся присвоить себе статус профессионального защитника. Указанная норма не затрагивает вопросы рекламы самих адвокатов. В этой части есть определенное сходство с моделью правового регулирования нотариальной деятельности: сама реклама не запрещена. -------------------------------- <1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 23. Ст. 2102. <2> Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (постатейный) / Под ред. Д. Н. Козака. М., 2003.

Региональное законодательство делало попытки хотя бы отчасти урегулировать отношения в сфере публичного распространения нотариусом информации о своей деятельности. Так, ч. 4 ст. 6 Закона Воронежской области "О нотариате" (принят областной Думой 30 мая 1997 г.) закрепляла: "Нотариальная контора должна иметь на видном месте вывеску утвержденного совместным решением Управления юстиции и Нотариальной палаты образца с указанием режима работы. В помещении нотариуса должна находиться наглядная информация о правах граждан и юридических лиц при совершении нотариальных действий, способах их реализации, о размерах платы за совершение нотариальных действий и выполнение технических работ. Наглядная информация должна соответствовать информационным стандартам, утверждаемым совместно Управлением юстиции и Нотариальной палаты". В содержании нормы видна особая управленческая роль со стороны контролирующих органов. Однако в 2004 г. ч. 4 приобрела иной вид (Закон Воронежской области от 30 декабря 2004 г. N 108-ОЗ): "Нотариальная контора должна иметь на видном месте вывеску с указанием режима работы. В помещении нотариуса должна находиться наглядная информация о правах граждан и юридических лиц при совершении нотариальных действий, способах их реализации, о размерах платы за совершение нотариальных действий и выполнение технических работ". Закон Еврейской автономной области от 19 июля 2000 г. N 204-ОЗ "Об организации нотариальной деятельности в Еврейской автономной области" также предъявляет требования к "внешнему виду" нотариальной конторы: "Нотариус обязан обеспечить наличие вывески на здании, где располагается контора. Вывеска должна содержать сведения о статусе конторы (государственная нотариальная контора или нотариус, занимающийся частной практикой), а также сведения о режиме работы. Информация о предоставляемых услугах, размере и порядке их оплаты должна быть в доступной форме доведена до посетителей конторы" (ст. 4). Более "свежий" пример из Закона города Москвы от 19 апреля 2006 г. N 15 "Об организации и деятельности нотариата в городе Москве". В соответствии со ст. 8 названного Закона требования к помещению нотариальной конторы утверждаются Московской городской нотариальной палатой с учетом мнения Главного управления Федеральной регистрационной службы по Москве. Закон прямо предписывает, что нотариус обязан информировать население о месте нахождения своей нотариальной конторы и режиме ее работы. Определено, что вывеска нотариальной конторы, указатели и иная информация о месте ее нахождения не являются рекламой. Сведения о месте нахождения нотариальных контор в городе Москве ежегодно публикуются Московской городской нотариальной палатой в средствах массовой информации или городских справочных изданиях. Следует констатировать, что в проектах (проекты N 1 и N 2 размещены на сайте Федеральной нотариальной палаты <3>) Федерального закона "Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации" вообще не урегулирован вопрос о рекламе нотариальных услуг. Только в ст. 32 проекта N 2 можно найти следующее предложение: "Вывеска нотариальной конторы и указатели ее месторасположения не являются рекламой". С одной стороны, такое умолчание указывает на то, что реклама нотариальных услуг признается допустимой. Ее использование должно отвечать общим требованиям российского законодательства в сфере рекламы. С другой стороны, Основы о нотариате однозначно предусматривают некоммерческий характер нотариальной деятельности: "Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли" (ч. 6 ст. 1). В этой части следует согласиться, что "указанная черта пронизывает содержание законодательства о нотариате, определяя целый ряд существенных характеристик нотариальной деятельности... взаимоотношения нотариуса и лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, имеют не договорную, а публично-правовую основу" <4>. -------------------------------- <3> www. notar. ru <4> Гонгало Б. М., Зайцева Т. И., Крашенинников П. В., Юшкова Е. Ю., Ярков В. В. Настольная книга нотариуса. В двух томах. Т. I. 2-е изд., испр. и доп. М., 2004.

Обратимся к сфере действия законодательства о рекламе. Статья 2 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" определяет сферу применения данного Закона, вводя общее правило о его применении к отношениям в сфере рекламы вне зависимости от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации. Одновременно в этой же статье содержатся исключения, на какие случаи Закон не распространяется. Применительно к рекламе нотариальной деятельности вызывают интерес следующие исключения. Закон о рекламе не распространяется на: - сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой; - вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера; - объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. По первому исключению необходимо отметить следующее, что нотариус осуществляет действия от имени Российской Федерации, что "отражает его правовой статус как лица, находящегося на службе государства и общества" <5>. Указание на особый характер нотариального действия, безусловно, говорит о том, что нотариусу делегированы государственно-властные полномочия. О целесообразности (или конституционности) такого делегирования можно спорить, но отрицать его как данность практически невозможно. Более того, от имени Российской Федерации с соблюдением всей формальной атрибутики действует только суд ("Именем Российской Федерации" - такой фразой начинается судебное постановление). Логика Закона о рекламе вполне понятна. Выглядят абсурдными объявления, направленные на формирование потребительского интереса к деятельности государственных органов, например: "Мировой судья - присужу, разведу, накажу. Телефон..."; "Законодательное собрание примет законы по заявкам избирателей" и т. д. Властная деятельность публичных органов - это не только их право, но и в первую очередь обязанность, вытекающая из ст. 2 Конституции РФ, так как человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государство функционирует не для того, чтобы обеспечить какой-то работой некое количество чиновников, а для того, чтобы эффективно осуществлять государственное управление общественными процессами. Поскольку нотариус входит в круг субъектов, осуществляющих государственно-властную деятельность, вряд ли можно признать рекламным характер объявлений, информирующих граждан о месте, времени осуществления нотариальных действий. -------------------------------- <5> Нотариальное право России / Под ред. проф. В. В. Яркова. М., 2003. С. 7.

Второе исключение (относительно вывесок) основывается на законодательстве в области защиты прав потребителей. Начало было положено информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1998 г. N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" <6>: "Указание юридическим лицом своего наименования (фирменного наименования) на вывеске в месте нахождения не является рекламой" (п. 18). Суд сослался на нормы Гражданского кодекса РФ <7> (далее - ГК РФ), предусматривающие наличие наименования у юридического лица как его формального и неотъемлемого признака (ст. 54). Были применены также нормы Закона РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" <8>, а именно проанализировано назначение вывески, преследующее иные цели, чем реклама. Общий вывод заключается в следующем: "Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске". Но и в приведенном исключении следует отметить, что нотариальные услуги не носят гражданско-правовой характер, не подпадают под понятие "услуги", которое используется ГК РФ. Отношения "нотариус - клиент" не носят договорной характер, на них не распространяется законодательство в области защиты прав потребителей. Исходя из этого, указание на нерекламный характер вывески нотариальной конторы в Законе города Москвы и в проекте Закона о нотариате выглядит обоснованным. -------------------------------- <6> Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1999. N 2. <7> Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301. <8> Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 140.

Третье исключение имеет прямое отношение к нотариальной деятельности. Закон "О рекламе" указывает, что объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, не являются рекламой. В этом случае, как и в предыдущих, следует опять указать, что нотариальная деятельность не является предпринимательской. Благодаря анализу приведенных исключений, можно сделать общий вывод, что любое информирование нотариуса, привлечение внимания к себе или к характеру своей деятельности путем размещения объявлений, сообщений, иных форм не будет подпадать под действие Федерального закона "О рекламе". Долгое время именно такой вывод служил основой для невключения рекламных расходов в состав затрат, на сумму которых уменьшались полученные доходы. Если деятельность не является предпринимательской - значит, не нуждается в рекламе - атрибуте именно коммерческой деятельности. Для нотариуса такое ограничение означало увеличение налогооблагаемой базы. Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) отчасти разрешил сложившуюся ситуацию, отчасти ее еще больше запутал. Часть 2 ст. 54 устанавливает: "Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации". В развитие данной статьи принят Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (утвержден Приказом Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам от 13 августа 2002 г. N 86н/БГ-3-04/430), в котором предусматривается: "Индивидуальные предприниматели должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета всех полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций при осуществлении предпринимательской деятельности и деятельности, осуществляемой частными нотариусами". Далее по тексту деятельность, осуществляемая частными нотариусами, именуется как предпринимательская. Налоговый кодекс РФ до 2006 г. вообще нотариусов относил к предпринимателям, что породило обращение в Конституционный Суд РФ гражданки Г. Ю. Притулы - частнопрактикующего нотариуса. Конституционный Суд РФ <9> отказал в принятии жалобы, обосновав, что отождествление нотариусов и предпринимателей имеет специально-терминологическое значение, предназначенное для применения исключительно в целях налогообложения. В то же время законодатель понял, что даже "в целях налогообложения" отождествление представляет собой серьезный изъян в юридической технике. Именно поэтому в НК РФ были внесены изменения, фактически учитывавшие претензии гражданки Г. Ю. Притулы. -------------------------------- <9> Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 116-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Притулы Галины Юрьевны на нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого пункта 2 статьи 11, статей 39, 143 и 235 Налогового кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 29. Ст. 3007.

В соответствии со ст. 221 НК РФ при исчислении налоговой базы право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют частнопрактикующие нотариусы в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций". Согласно НК РФ и Порядку учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей под расходами понимаются фактически произведенные и документально подтвержденные затраты, непосредственно связанные с извлечением доходов от предпринимательской деятельности. К материальным расходам индивидуального предпринимателя, в частности, относятся расходы на рекламу изготавливаемых (приобретаемых) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), связанных с деятельностью индивидуального предпринимателя, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках. К расходам на рекламу относятся (ч. 4 ст. 264 НК РФ): а) расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети; б) расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; в) расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании. Письмо Федеральной налоговой службы РФ от 11 февраля 2005 г. N 02-1-08/24@ "О расходах на рекламу" разъясняет, что перечисленные выше расходы на рекламу принимаются к вычету при определении налогооблагаемой базы без ограничений при наличии соответственно подтверждающих данные расходы документов. НК РФ (абз. 5 ч. 4 ст. 264) дополняет, что расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные выше, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. А. Н. Борисов отмечает: "Как указал Минфин России в письме от 7 июня 2005 г. N 03-03-01-04/1/310, отвечая на запрос, для расчета норматива на рекламные цели применяется выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со ст. 249 Кодекса, без учета НДС и акцизов. В письме от 25 апреля 2003 г. N 04-02-05/3/35 Минфин России, отвечая на конкретный вопрос, указал, что организация может относить к расходам на рекламу амортизационные отчисления, начисленные в соответствии с действующим порядком, по рекламному щиту" <10>. -------------------------------- <10> Борисов А. Н. Налог на прибыль организаций. Комментарий к главе 25 части второй Налогового кодекса РФ (постатейный). М., 2006.

Учитывая, что налоговое законодательство косвенно дает добро на рекламу нотариальных услуг, правоприменительная практика также складывается, исходя из ее допустимости и регулирования с помощью общих норм Закона "О рекламе". Российское законодательство содержит меры административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе - ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа на: - граждан - в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; - на должностных лиц - от сорока до двухсот минимальных размеров оплаты труда; - на юридических лиц - от четырехсот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда. В вопросе ответственности нотариуса за нарушение законодательства о рекламе также может возникнуть путаница. НК РФ во многих вопросах отождествляет нотариуса и индивидуального предпринимателя. В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Примечание к данной статье дополняет, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА (выделено мной. - Авт.), несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. Получается, что вся реклама нотариальных услуг основывается на недомолвках, аналогиях и пробелах российского законодательства. Как представляется, такое правовое регулирование недопустимо. Кроме того, зарубежный опыт показывает, что реклама нотариусом своих услуг понимается в более широком смысле, чем это дано в Федеральном законе "О рекламе" и в НК РФ. Под ней будет пониматься практически любая деятельность, связанная с продвижением нотариальных услуг, оказываемых лично данным нотариусом, либо с маркетинговым продвижением конкретного имени нотариуса. Исходя из этого, дисциплинарной оценке будут подвергнуты дача интервью нотариусом, участие в ток-шоу, публичные ответы на вопросы и другие аналогичные мероприятия, которые рекламой в смысле Федерального закона "О рекламе" не являются. С точки зрения зарубежной практики многих стран появление нотариуса на обложке глянцевого журнала, в котором рассказывается, какой тот "молодой и успешный", уже будет нарушением профессиональной этики. Такое поведение расценивается как реклама, хотя сам нотариус может и не оплачивать данную статью и не участвовать в ее редактировании. Необходимо отметить, что органами самоуправления нотариусов восполнены многие пробелы в правовом регулировании, в том числе в части рекламы нотариальной деятельности. Так, Профессиональный кодекс нотариусов Москвы <11>, принятый общим собранием нотариусов г. Москвы 30 сентября 2000 г., устанавливает, что нотариус в своих отношениях с коллегами и нотариальным сообществом не вправе допускать следующие нарушения профессиональной этики: ...заниматься индивидуальной рекламой, рекламировать себя и свою деятельность путем ссылки на не имеющие прямого отношения к нотариальной деятельности функции, почетные звания, научные степени, дополнительные особенности своей квалификации (§ 5). Параграф 7 дополняет: "Индивидуальная реклама нотариусов в средствах массовой информации, включая Интернет, не допускается. Не являются рекламой указания на местонахождение и режим работы нотариальной конторы". Указанный Кодекс расценивает данные нарушения профессиональной этики как дисциплинарные проступки, за которые могут быть наложены дисциплинарные взыскания. -------------------------------- <11> Нотариальный вестник. 2000. N 11/12. С. 48 - 56.

Московский опыт был учтен. Постановлением Собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации от 18 апреля 2001 г. N 10 утвержден Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации <12>. В разделе "Отношения нотариуса с коллегами и нотариальным сообществом" находим п. 2.4, в соответствии с которым нотариусу запрещено заниматься индивидуальной рекламой, в том числе в средствах массовой информации и Интернете, рекламировать себя и свою деятельность путем ссылки на не имеющие прямого отношения к нотариальной деятельности почетные звания, научные степени и дополнительные особенности своей квалификации (не являются рекламой указания на местонахождение и режим работы нотариальной конторы). -------------------------------- <12> Размещен на сайте Федеральной нотариальной палаты: www. notar. ru.

Веянием времени можно назвать появление собственных интернет-сайтов отдельных нотариусов. Достаточно набрать в любой поисковой системе ключевые слова "нотариус", "услуги", можно увидеть некоторые ссылки. Учитывая распространение Интернета, а также его использование как раз людьми, обладающими навыками делового общения, а значит, наиболее обеспеченными потенциальными клиентами, необходимо отметить, что данная сфера деятельности нотариуса также нуждается в правовом регулировании. Большинство сайтов нотариусов размещает информацию об истории нотариата, его значении в гражданском обороте, представлен перечень осуществляемых нотариальных действий, а также перечень документов, необходимых при их совершении. Отдельный раздел в ряде сайтов называется "Прейскурант", что представляется не совсем верным и создает основу для отношения к нотариусу как к лицу, осуществляющему рядовую коммерческую деятельность. При принятии соответствующего акта по восполнению пробела в правовом регулировании можно взять за основу Положение по созданию и сопровождению официальных интернет-сайтов судов общей юрисдикции Российской Федерации, утвержденное Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 24 ноября 2004 г. Указанное Положение содержит градацию разделов на размещаемые на интернет-сайте суда в обязательном порядке и размещаемые в рекомендательном порядке. Специально устанавливается, что на сайте суда не допускается размещение: а) предвыборных агитационных материалов, агитационных материалов при проведении референдумов; б) рекламы любого рода; в) информации, не связанной с деятельностью суда и органов судейского сообщества региона; г) информации, отнесенной к категории конфиденциальной. Обобщая вышеизложенное, можно выделить следующие выводы: - реклама нотариальной деятельности нуждается в самостоятельном правовом регулировании, так как не подпадает под общие принципы распространения коммерческой информации. При этом законодатель должен определить пределы распространения публичной информации о самом нотариусе и его профессиональной деятельности; - основы правового регулирования рекламы нотариальных услуг должны закрепляться в Законе о нотариате, а не в Законе о рекламе; - необходимо учесть опыт правового регулирования распространения публичной информации государственными органами, в частности, относительно размещения информации на интернет-сайтах судов.

Название документа