Правовое регулирование целительской деятельности в России: история вопроса и современные общеюридические начала
(Ковригина Г. Д.) ("Медицинское право", 2008, N 4) Текст документаПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА И СОВРЕМЕННЫЕ ОБЩЕЮРИДИЧЕСКИЕ НАЧАЛА
Г. Д. КОВРИГИНА
Ковригина Г. Д., преподаватель кафедры специальных юридических дисциплин Иркутского государственного технического университета.
В современной правовой практике в последние годы актуализировались проблемы административно-правового, гражданско-правового, трудоправового регулирования общественных отношений в сфере медицины и связанных с нею областях, в том числе вопросы уголовной, административной, дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности лиц, незаконно либо недобросовестно, некачественно осуществляющих соответствующего рода деятельность. Особый проблемный пласт здесь составляет практика лиц, выполняющих на возмездной основе действия, направленные на улучшение физического либо психического здоровья клиента, но при этом не являющихся дипломированными медиками. Зачастую они в своей деятельности пользуются средствами, полезное воздействие которых не подтверждено официальной наукой, не апробированными в установленном законом порядке, а нередко и носящими откровенно псевдонаучный характер. В связи с комплексным, межотраслевым характером проблемы в ней обнаруживаются аспекты общетеоретического характера. Прежде всего это необходимость формирования понятийно-категориального аппарата, формулирование дефиниций и определение соотношения понятий "здравоохранение", "медицинская деятельность", "народная медицина", "лечение", "целительство", "знахарство", "врачевание" и т. д. Традиционно в подобных ситуациях на помощь общей теории права приходит история права. Анализ имевших место в прошлом юридических явлений и процессов позволяет выработать современные подходы с учетом богатейшего исторического опыта, имеющихся правовых традиций, культурно-правовых тенденций. Элементы правового регулирования целительской деятельности появились одновременно с рождением сферы общественных отношений, которую на современном языке принято называть медициной, вместе с появлением особого рода деятельности, направленной на исцеление больного, - врачеванием. В России издавна широко применяли лекарственные препараты природного происхождения. Существовали специальные руководства - травники, которые закрепляли опыт лечения различными растениями. Русские врачи положительно его оценивали, считая природу отличным целителем, а ее лекарственные растения - надежным и действенным средством лечения самых разных заболеваний. В Средние века врачевание считалось чародейством. Поэтому за вред, причиненный лечением, врач нес ответственность, как за умышленное преступление. История Древней Руси сохранила сведения о болезни и смерти сына Великого князя Иоанна III. Лекарь Леон, лечивший княжеского сына, после его смерти по приказанию Великого князя подвергся умерщвлению. Другого лекаря по имени Антон, лечившего татарского князя Каракучу, после смерти последнего зарезали "яко овцу". В конце XVII в. в одном из царских указов лекари предупреждались, что, "буде из них кто нарочно или ненарочно кого уморят, а про то сыщется, им быть казненными смертью". Позднее русское законодательство изменилось, и за смерть от неправильного лечения или "важный вред здоровью" виновный предавался церковному покаянию. Если подобных последствий не происходило, то врачам, допустившим ошибки, воспрещалась практика, "доколе они не выдержат нового испытания и не получат свидетельства в надлежащем знании своего дела" <1>. Прогрессивная регламентация врачебной деятельности в России началась при Петре I. Законодательные акты Петра I определяли требования не только к профессиональной деятельности, но и к личным качествам врача: "Следует чтобы лекарь в докторстве доброе основание и практику имел; трезвым, умеренным и доброхотным себя держал и в нужных случаях чин свой как нощно так и денно отправлять мог". В Морском уставе Петра I говорилось: "Ежели лекарь своим небрежением и явным презорством к больным поступит, отчего им бедство случится, то оной яко злотворец наказан будет, якобы своими руками его убил, или какой уд отсек" <2>. -------------------------------- <1> Миненко Б. Н. История культуры русского крестьянства Сибири в период феодализма. Новосибирск, 1986. С. 66. <2> Морской устав Петра I. Цит. по: Попов Г. Русская народно-бытовая медицина // Сказания о чудесах. М., 1990. С. 336 - 408.
До второй половины XIX в. медицинская практика полностью базировалась на бесценных знаниях народной медицины, полученных в результате случайного или сознательного выявления народом лекарственных свойств окружающей природной среды. Эти сведения скрупулезно собирали, фиксировали и дополняли в своих трудах знаменитые врачи древности и Средних веков Гиппократ, Гален, Диоскорид, Авиценна, Амасиаци и многие другие. По действовавшему в России в дореволюционный период законодательству, сосредоточенному в томе XIII Свода законов (Уставе врачебном), никто не может заниматься никакой отраслью врачебной или ветеринарной практики, не имея диплома или свидетельства от военно-медицинской академии или университетов (ст. 125). На обязанности медицинского департамента Министерства внутренних дел (ст. 128 и сл.) лежит наблюдать за порядком в производстве медицинской практики, главным же образом за тем, чтобы лечение людей производимо было не иначе как испытанными врачами, и отвращать всякий вред от врачевания лицами несведущими, или, как говорится в законе (ст. 130), "шарлатанами и эмпириками" <3>. Запрещение заниматься врачеванием людей для лиц, не имеющих медицинского звания, не относится, однако, к оказанию помощи страждущим по человеколюбию. До 1864 г. незаконное врачевание за деньги влекло за собой наказание по ст. 1115 Уложения о наказаниях 1845 г. При издании Судебных уставов 20 ноября 1864 г. эта норма заменена была ст. 104 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, по которой незаконное врачевание влекло за собой уголовную ответственность только в том случае, если от него последовал вред для здоровья пациента <4>. Составители уставов полагали, вероятно, что подвергать уголовной ответственности за всякое врачевание лиц, не имеющих официального права заниматься медицинской практикой, при незначительном в то время контингенте врачей и привычке народа обращаться к так называемым знахарям и знахаркам, было бы несправедливо и нецелесообразно, так как для науки имеет интерес изучение народной медицины. В 1874 г. ст. 104 Устава о наказаниях была видоизменена в той части, что уголовной ответственности - аресту до трех месяцев или штрафу до 300 руб. - стали подвергаться виновные в незаконном врачевании, если для лечения ими употреблялись сильнодействующие или ядовитые вещества, безразлично, произошел ли от лечения вред или нет, если только оно не являлось безвозмездной, человеколюбивой помощью советами или известными врачующему средствами. Если же от употребления сильнодействующего вещества при врачевании не врачом происходил вред для здоровья, то виновный подвергался по ст. 871.1 Уложения о наказаниях тюремному заключению от 2 до 4 месяцев, или же аресту от 7 дней до 3 месяцев, или же штрафу до 300 руб. -------------------------------- <3> Устав врачебный // Свод законов Российской империи. Т. 8. М.: Наука, 1958. С. 573 - 581. <4> См.: Бромлей Ю. В., Воронов А. А. Народная медицина как предмет этнографического исследования // Советская этнография. 1976. N 5. С. 9.
В советский период, вплоть до начала 90-х годов, содержание нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность медицинских работников, определялось в соответствии с официальной идеологией социалистического общества и государства. Целительство же в исконном понимании - как альтернативная официальной медицине деятельность - ставилось практически полностью "вне закона". Современной науке о поведении животных в естественных условиях - этологии - хорошо известно об умении высших позвоночных заниматься "самолечением": раненые особи зализывают кровоточащие раны, в случае ожогов пораженные места доступными способами охлаждаются и т. д. Исходя из этого можно предположить, что рефлекторные навыки и приемы лечебных действий входили в тот арсенал знаний, который сопутствовал человеку уже на самых ранних стадиях антропосоциогенеза. С развитием человечества: человека, как наделенного разумом и волей биологического существа, и человеческого общества, имеющего государственно-властную организацию, развивались и совершенствовались как само это знание, так и практика его реализации в человеческой деятельности (медицинская практика). Одновременно шел процесс становления и совершенствования правового регулирования такого рода деятельности. В современном понимании целительство может рассматриваться в качестве особой предпринимательской деятельности, направленной на удовлетворение нематериальных потребностей потребителя, в процессе выполнения которой не создается новый, ранее не существовавший, материально-вещественный продукт, но изменяется качество жизни потребителя, поэтому и качество целительства как услуги прежде всего должно оцениваться потребителем. Основную роль в оценке соответствия заявленному уровню качества услуг целителей приобретает профессиональный контроль профессиональных объединений и социальный контроль общественных объединений и комиссий. На сегодняшний день подобные контрольные функции выполняют профессиональные ассоциации и профсоюзы народной медицины, торгово-промышленные палаты, общества потребителей. Роль же органов государственной власти состоит в создании правовых условий и механизмов для обеспечения саморегулирования деятельности в этой сфере. Правовое регулирование целительства как самостоятельного рода деятельности в сфере охраны здоровья населения осуществляется Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан. Так, согласно ст. 57 указанного Закона народная медицина - это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации <5>. -------------------------------- <5> См.: Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318.
Правом на занятие народной медициной обладают граждане Российской Федерации, получившие диплом целителя, выдаваемый органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения. Решение о выдаче диплома целителя принимается на основании заявления гражданина и представления профессиональной медицинской ассоциации либо заявления гражданина и совместного представления профессиональной медицинской ассоциации и учреждения, имеющего лицензию на медицинскую деятельность. Диплом целителя дает право на занятие народной медициной на территории, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения, выдавшему диплом. Лишение диплома целителя производится по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения, выдавшего диплом целителя, и может быть обжаловано в суд. Незаконное занятие народной медициной (целительством) влечет за собой административную ответственность (ст. 6.2 КоАП РФ), а в случаях, когда подобная деятельность причиняет существенный ущерб охраняемым законом интересам, - уголовную ответственность (ст. 235 и др. УК РФ). В развитие положений о целительстве Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития было опубликовано письмо "О деятельности народных целителей" <6>. В данном письме, в частности, разъяснено, что Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан народная медицина отнесена к сфере здравоохранения, но не включена в номенклатуру лицензируемых работ и услуг по медицинской деятельности. Как видно из анализа действующих нормативно-правовых актов, в последние годы законодатель пошел по пути ужесточения правил занятия народным целительством, что представляется оправданным. Ведь народная медицина определена как методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Иными словами, в общем смысле это разновидность медицинской деятельности. Соответственно, к ней должны предъявляться адекватно высокие правовые требования, так как в случае нарушения правил этой деятельности может быть нанесен вред здоровью пациента. -------------------------------- <6> См.: письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 27 апреля 2006 г. N 01И-363/06 "О деятельности народных целителей" // Бюллетень нормативно-справочной информации по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Вып. 6. М., 2006.
Представляется, что действующее законодательство в сфере народной медицины на сегодня недостаточно эффективно выполняет возложенную на него задачу. Об этом свидетельствуют многочисленные действующие и пользующиеся у населения большой популярностью центры традиционной и народной медицины, целители, маги, колдуны и пр., практикующие на свой страх и риск, не зарегистрированные в установленном порядке, предоставляющие "медицинские" услуги сомнительного свойства абсолютно бесконтрольно, вне правового поля Российской Федерации и ее субъектов. Опасность такой деятельности, как уже говорилось, заключается в возможности нанесения вреда здоровью людей, обращающихся за помощью к таким "целителям". С учетом важности и злободневности вопроса положение, на наш взгляд, может выправить принятие основанного на действующем законодательстве об охране здоровья граждан специализированного закона, регулирующего деятельность народной медицины и целительства. В данном законодательном акте помимо обязательного закрепления научно обоснованных понятий целительской деятельности и народной медицины следует выделить категории таких целителей и ввести обозначение деятельности, которой они занимаются. Это должно быть сделано с целью отделения специалистов в области народной медицины от магов, колдунов и прочих людей, практикующих сомнительные методы воздействия на людей отнюдь не с целью целительской помощи. Кроме того, в данном законе следует указать организационные формы, в рамках которых народные целители могут осуществлять свою деятельность, и урегулировать иные аспекты "неофициальной" фармацевтической, лечебной и оздоровительной деятельности, способные сделать ее безопасной и полезной для человека.
Название документа