Адвокатура в России во второй половине XIX в

(Анохина С. В.) ("Право и политика", 2007, N 9) Текст документа

АДВОКАТУРА В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

С. В. АНОХИНА

Анохина Светлана Вячеславовна - соискатель кафедры теории и истории государства и права Воронежского государственного университета, заведующая филиалом "Юстина" Воронежской межтерриториальной коллегии адвокатов, г. Воронеж.

В 1864 году в России была проведена судебная реформа, в которой была воплощена общая для либерального и консервативного мышления ценность силы закона и уважения к нему. Введенные судебной реформой преобразования просуществовали с небольшими изменениями до 1917 года. Проведение реформы должно было совершенно изменить эту систему. А. Ф. Кони писал: "Судебная реформа призвана была нанести удар худшему из видов произвола, судебному произволу, прикрывающемуся маской формальной справедливости. Она имела своим последствием оживление в обществе умственных интересов и научных трудов" <1>. -------------------------------- <1> См.: Смолярчук В. И. Гиганты и чародеи слова. Русские судебные ораторы второй половины XIX - начала XX века. М., 1984. С. 13.

Действительно, реформа внесла значительные изменения в судоустройство крепостнической России, отличавшейся узкосословной системой, прямой зависимостью суда от администрации, многообразием и многочисленностью судебных инстанций, инквизиционным характером процесса, основанного на теории формальных доказательств. "Новым духом повеяло, новое время настало и явились новые люди, которые на своих плечах вынесли судебную реформу... на Руси, в этой классической стране бесконечной волокиты и бесшабашного взяточничества, водворился суд, соответствующий своему названию... возникло понятие о праве, как о чем-то реальном... вместо прежнего недоверия к суду, от которого народ ограждал себя, как от нечистой силы, разными заклинаниями, явилась вера в суды..." <2>. -------------------------------- <2> См.: Бородин Д. Н. Исторический очерк русской адвокатуры. Ч. 1. СПб., 1888. С. 60.

Одним из наиболее важных моментов судебной реформы стало создание адвокатуры как особой группы. С одной стороны, гласность и состязательность судебного процесса являлись неотъемлемой частью суда в либеральном обществе. С другой стороны, в России, где большинство населения обладало низким уровнем правосудия, созданию адвокатуры придавался особый смысл. В суде адвокатура должна была выступать гарантом прав личности, обеспечивать состязательность судопроизводства, служить связующим звеном между отдельной личностью и судом, а также быть неотъемлемой частью нового судопроизводства. Перед реформаторами стояла задача создать такой институт адвокатуры, который коренным образом отличался бы от дореформенного ходатайства по чужим делам, как по моральным, так и по профессиональным качествам, то есть необходимо было призвать к жизни и заново организовать целый институт - институт адвокатуры: "...после тяжкого времени, когда на Руси слышно было одно лишь молчание, не легко снова пробудить гражданское чувство, интерес к общественному делу и свободную самостоятельность" <3>. При выполнении этой задачи, составители уставов не стали обращаться к помощи западноевропейской науки и законодательной практики, хотя ими были приняты во внимание научные истины и исторический опыт народов. Они не удовольствовались слепым подражанием устройству адвокатуры западноевропейских государств, а позаимствовали у них то, что считали наиболее целесообразным и соответствующим условиям русской жизни. Форма устройства адвокатуры, выработанная ими, не была точной копией ни англо-французской, ни австро-германской систем, а представляла собой комбинацию их обеих, наиболее подходившую в то время для России. -------------------------------- <3> См.: Розенберг С. С. Судьбы нашей корпоративной присяжной адвокатуры. СПб., 1896. С. 40.

В результате судебной реформы в России появился институт присяжных поверенных как самостоятельное звено судебной системы, ставшей неотъемлемой частью нового судопроизводства. Назначение присяжных поверенных по мысли законодателя - наиболее всесторонним образом дела содействовать раскрытию истины, быть свободным и независимым посредником между судом и тяжущимся. Для того, чтобы сословие присяжных поверенных представляло самое верное ручательство нравственности, знания и честности убеждений, были выработаны строгие требования допуска к присяжной адвокатуре. Присяжным поверенным могло быть лицо, которое: достигло двадцатипятилетнего возраста; имело русское подданство; получило диплом университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук или о выдержанных экзаменах по этим наукам; имело практическую подготовку <4>. -------------------------------- <4> См.: Учреждение судебных установлений. Ст. 354.

Помимо перечисленных положительных условий для присяжных поверенных, были установлены и некоторые отрицательные. Признавая, что адвокаты не должны ни от кого зависеть и быть полноправными гражданами, безукоризненными в нравственном отношении, к занятию адвокатской деятельностью не допускались: - лица, состоящие на службе от правительства или по выборам, за исключением тех, которые занимают почетные или общественные должности без жалования; - объявленные несостоятельными должниками; - подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговору духовного суда; - состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния и неоправданные по обвинению в таких преступлениях и проступках; - исключенные из службы по суду или из духовного ведомства за пороки или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат; - лишенные по суду права ходатайствовать по чужим делам, а также исключенные из числа присяжных поверенных <5>. -------------------------------- <5> См.: Учреждение судебных установлений. Ст. 355.

Кроме того, не допускались к званию адвоката женщины, несовершеннолетние, а также лица, страдающие болезнями, которые лишали их гражданской дееспособности. Для лиц нехристианских вероисповеданий (так называемых иноверцев) поступление в адвокатуру было ограничено рядом дополнительных условий, и самое главное то, что они могли быть приняты только с разрешения Министерства юстиции. Порядок поступления в сословие адвокатов состоял из двух актов: принятия и приписки в присяжные поверенные. Лицо, удовлетворяющее требуемым условиям для поступления в адвокатуру и желающее поступить в присяжные поверенные, обращалось с просьбой об этом в соответствующий Совет присяжных поверенных, прилагая все необходимые для этого документы. Совет, изучив представленные документы и оценив способности лица, желающего поступить в адвокатуру, принимал решение. Определения Совета о принятии или непринятии, основанные на условиях формальной правоспособности, могли быть обжалованы в судебную палату, а затем в Сенат. Определения о непринятии в присяжные поверенные, основанные на нравственной оценке личности претендента, обжалованию не подлежали <6>. Если кандидат был принят в адвокатуру, то он приносил присягу, которая носила религиозный характер и возлагала на присягающего хранить верность императору. После принесения присяги принятый в число присяжных поверенных вносился в список, о чем делалась надлежащая запись на свидетельстве, выданном ему Советом. Сведения о принятии в присяжные поверенные публиковались от судебного места для всеобщего сведения. Приписка носила формальный характер: она делалась судебной палатой во исполнение определения Совета о принятии лица в присяжные поверенные <7>. Палата не могла отказать в приписке лица, принятого Советом. -------------------------------- <6> См.: Сборник решений Общего собрания кассационных департаментов Правительствующего сената. СПб., 1879. N 76. <7> См.: Сборник решений Общего собрания кассационных департаментов. СПб., 1877. N 28.

Чтобы подчеркнуть отличие присяжных поверенных от всех лиц, не принадлежащих к их сословию, Государственный Совет 22 января 1866 года учредил для них особый знак, серебряный, с изображением герба судебного ведомства в дубовом венке, который полагалось носить в петлице на левой стороне фрака. Законодатель определил права и обязанности присяжных поверенных. Они могли принимать на себя хождение по делам во всех судебных местах округа судебной палаты, к которой они приписаны. В то же время присяжные поверенные, принявшие на себя хождение по делу, начавшемуся в округе, к которому они приписаны, имели право, по желанию тяжущегося, продолжать ходатайство по данному делу во всех судах до окончательного решения дела, хотя бы это было и вне того округа, подчиняясь в данном случае Совету присяжных поверенных того места, где будет производиться дело <8>. -------------------------------- <8> См.: Учреждение судебных установлений. Ст. 382, 383.

Поскольку присяжные поверенные входили в корпорацию, то на них возлагалась обязанность своим поведением охранять ее авторитет, действовать сообразно с ее высоким назначением и избегать таких поступков, которые могли бы уронить достоинство всей корпорации. Так, присяжным поверенным запрещалось: - покупать или каким-нибудь другим способом приобретать права своих доверителей по тяжбам; - вести дела в качестве поверенного против своих родителей, жены, детей, родных братьев, сестер, дядей и двоюродных братьев и сестер; - быть поверенными обоих тяжущихся или переходить от одной стороны к другой в одном и том же процессе; - оглашать тайны своего доверителя, причем не только во время производства, но даже после окончания дела. За нарушение своих обязанностей присяжные поверенные подлежали ответственности перед судом в гражданском и в уголовном порядке или же особой дисциплинарной ответственности. Присяжные поверенные несли ответственность перед учрежденными органами надзора - судебной палатой и Советом присяжных поверенных. Судебные уставы наделили присяжных поверенных рядом широких полномочий для представления интересов в судебных органах. Присяжные поверенные имели право: вести гражданские и уголовные дела во всех судах; получать вознаграждения за ведение дела по таксе, если иное не было оговорено в соглашении между присяжным поверенным и доверителем; передавать друг другу состязательные бумаги по гражданским делам без посредства судебных приставов или судебных рассыльных; быть защитниками лиц, обвиняемых в государственных преступлениях и судимых в Верховном Суде, и некоторые другие. Выступая представителем тяжущегося по гражданским делам, присяжный поверенный пользовался теми же правами, что и доверитель. Он имел право подавать исковое прошение в суд, давать объяснение на него, предъявлять встречный иск, принимать участие в словесном состязании, представлять доказательства, присутствовать при допросе свидетеля, заключать мировое соглашение, подавать частные, апелляционные, кассационные жалобы, просьбы об отмене решения. Участвуя в процессе, "присяжные поверенные могут показывать друг другу бумаги по делам своих доверителей и передавать копии" <9>. Полномочия присяжных поверенных по гражданским делам удостоверялись ордером, выданным Советом присяжных поверенных. В то же время для выполнения специальных действий, помимо ордера, требовалась доверенность. -------------------------------- <9> См.: Устав гражданского судопроизводства. Ст. 308.

Защищая и охраняя своих доверителей, присяжный поверенный не должен был нарушать ни общих законов, ни правил нравственности. Он не имел права прибегать для достижения цели к неправомерным действиям, хотя бы этого прямо и требовал доверитель <10>. В судебном заседании присяжные поверенные пользовались свободой речи, но не должны были распространяться о предметах, не имеющих отношения к рассматриваемому делу, употреблять выражения, оскорбительные для чьей бы то ни было личности. Хотелось бы отметить, что Совет присяжных поверенных всегда "порицал предосудительные действия своих членов даже в таких случаях, когда они были направлены не к вреду, а к частной выгоде их доверителей" <11>. -------------------------------- <10> См.: Отчет Совета присяжных поверенных при Петербургской судебной палате за 1884 - 1885 гг. (далее - Отчет Петербургского совета). СПб., 1885. <11> См.: Смолярчук В. И. Гиганты и чародеи слова. Русские судебные ораторы второй половины XIX - начала XX века. М., 1984. С. 92.

По уголовным делам присяжные поверенные принимали на себя защиту подсудимых либо по соглашению с ними, либо по назначению председателя судебного места. Число защитников по соглашению зависело от воли подсудимого: никаких ограничений по этому поводу закон не делал. Подсудимый избирал защитника как из числа присяжных поверенных, так и из других лиц, которым закон не воспрещал ходатайство по чужим делам. Лишь по делам о государственных преступлениях, а также по преступлениям должностным, подлежащим рассмотрению Верховным Судом, закон допускал только присяжных поверенных, их помощников, частных поверенных и старших кандидатов на судебные должности <12>. -------------------------------- <12> См.: Устав уголовного судопроизводства. Ст. 565, 1055.

Процессуальные права и обязанности адвоката различались в зависимости от периодов процесса. В течение всего времени до судебного заседания функции защитника сводились к ознакомлению с делом и предъявлению суду ходатайств в интересах подсудимого. Средствами ознакомления с делом служили: свидание с подсудимым, рассмотрение актов уголовного судопроизводства, иные меры, способные восполнить сведения по делу (напр., осмотр места происшествия, опрос свидетелей). С момента открытия судебного заседания деятельность присяжного поверенного получала устный характер и его положение становилось равноправным с положением обвинителя. При производстве судебного следствия присяжный поверенный допрашивал свидетелей, представлял новые доказательства, заявлял необходимые по делу ходатайства, выступал в прениях. При осуществлении защиты присяжный поверенный должен охранять интересы подсудимого против любых незаконных притеснений и ограждать его от опасности неправомерного осуждения. За труд присяжного поверенного устанавливался гонорар. Размер и порядок выплаты вознаграждения присяжному поверенному определялись письменным соглашением с клиентом. В случае отсутствия соглашения вознаграждение определялось специальной таксой, установленной Министром юстиции. Такса по оплате за ведение гражданских дел была установлена в 1868 году и не пересматривалась. Вообще, как указал А. Н. Марков <13>, одна из печальных сторон адвокатской деятельности - это необеспеченность вознаграждения за труд, полная зависимость от добросовестности доверителя <14>. -------------------------------- <13> Марков Александр Николаевич - член Совета присяжных поверенных округа Московской судебной палаты. Составитель адвокатской профессии в России. <14> См.: Правила адвокатской профессии в России. Опыт систематизации постановлений Совета присяжных поверенных по вопросам профессиональной этики / Отв. редактор Ю. В. Тихонравов. М., 2003. С. 328.

Большое значение в адвокатской практике уделялось ведению дел без предварительной оплаты, то есть люди, лишенные материального благосостояния, могли воспользоваться юридической помощью профессиональных защитников. Присяжный поверенный ходатайствовал в первой инстанции по делу лица, пользующегося правом бедности, а также выполнял все действия, связанные с возложенными на него обязанностями по защите, также по требованию последнего приносил апелляционную жалобу на решение первой инстанции и поддерживал ее перед судебной палатой. В то же время в обязанности присяжного поверенного, ведущего дело по назначению, не входило приискание или собирание сведений или бумаг, подтверждающих доводы тяжущегося. Если по делу нужна была справка из другого присутственного места, то взять из суда необходимое для того свидетельство должен присяжный поверенный, но получение самой справки для него не обязательно и могло быть предоставлено им самому тяжущемуся <15>. Кроме того, на присяжного поверенного, назначенного поверенным по праву бедности, не возлагалась обязанность производить расходы по делу из собственных средств, также на него не могла быть возложена обязанность по розыску необходимых документов. Присяжный поверенный не обязан был выезжать на осмотр за пределы того города, в котором проживал, не получив на то необходимых средств. -------------------------------- <15> См.: Отчеты Петербургского совета за 1869 - 1870 гг., 1871 - 1872 гг., 1873 - 1874 гг., 1878 - 1979 гг.

Обязанность ведения дела по бедности и защита по уголовным делам по назначению суда являлась одной из самых важных функций адвокатуры и воспринималась как предназначение, общественное служение, согласное с внутренним признанием. От несения такой общественной обязанности присяжный поверенный не имел права уклониться и переложить обязанность на другого. И только в исключительных случаях и при уважительных обстоятельствах Совет или суд могли освободить присяжного поверенного от ведения дел по праву бедности. Руководящим органом присяжных поверенных был Совет присяжных поверенных. Он руководил сословием адвокатов, представлял и защищал их интересы перед властью, оберегал репутацию сословия, развивал сильные и обезвреживал слабые стороны его самоуправления. Советы присяжных поверенных были полновластными, но в то же время сравнительно демократичными органами корпорации. Совет присяжных поверенных: - назначал по очереди поверенных как для возмездного хождения по делам лиц, пользующихся правом бедности, так и для ходатайства по делам лиц, обратившихся в Совет с просьбой о назначении таковых; - определял количество вознаграждения по таксе в случае несогласия по данному вопросу между поверенным и тяжущимися, когда не было заключено между ними письменного условия; - рассматривал жалобы на действия присяжных поверенных и наблюдал за точным исполнением ими законов, установленных правил и всех принимаемых ими на себя обязанностей. Кроме того, к обязанностям и правам Совета относилось: - рассмотрение прошений лиц, желающих приписаться к числу присяжных поверенных или выйти из этого звания, и сообщение судебной палате о приписке их или отказ им в этом; - выдача присяжным поверенным свидетельств в том, что они не подвергались осуждению Совета; - распределение между присяжными поверенными процентного сбора, установленного ст. 398 Учреждения судебных установлений; - наложение взысканий на присяжных поверенных как по собственному усмотрению, так и по жалобам, поступающим в Совет. Совет имел право подвергать присяжных поверенных дисциплинарному взысканию в виде: - предостережения; - запрещения присяжному поверенному исполнять обязанности поверенного в течение определенного срока, но не более 1 года; - исключения из числа присяжных поверенных; - предания уголовному суду в особо важных случаях. Опасаясь "корпоративного своеволия" советов, в 1875 году Правительство издало указ о временной приостановке открытия новых советов <16>. "Шаг этот, - писал профессор И. Я. Фойницкий, - весьма прискорбный, ибо для суда, своими занятиями обремененного, надзора присяжными поверенными и охранение достоинства института гораздо труднее, чем для членов совета, из среды самих поверенных избранных, свою честь и достоинство при этом ограждающих. В то же время он в корне нарушает независимость адвокатуры и задерживает ее последовательное естественное развитие" <17>. В результате этого почти 40 лет со дня учреждения русской адвокатуры только в трех округах судебных палат и 37 округах окружных судов действовали советы, в остальных же 10 округах судебных палат, которым подведомственны 67 окружных судов, где не было Советов, судам принадлежали права и обязанности советов. Между тем в самодержавной стране совет для присяжных поверенных был крайне необходим как гарантия их жизнедеятельности: "Где нет совета, там нет и настоящей адвокатуры, а только обманчивое ее подобие" <18>. -------------------------------- <16> См.: Собрание узаконений и распоряжений Правительства 1875 г., первое полугодие. СПб., 1875. С. 16. <17> См.: Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. 1. СПб., 1902. С. 446. <18> См.: Троицкий Н. А. Адвокатура в России и политические процессы 1866 - 1904 гг. Тула, 2000. С. 38.

Но несмотря на то, что самодержавие стремилось задержать развитие Совета присяжных поверенных, советы принесли во многих отношениях несомненную и большую пользу. Они не только следили за точным применением действующего законодательства к возникавшим на практике вопросам адвокатской деятельности, но и издавали со своей стороны правила и распоряжения с целью поддержать внутренний порядок среди присяжных поверенных. Советы распространяли и дополняли постановления относительно допущения к адвокатуре и исполнения адвокатами своих обязанностей. Благодаря инициативе советов возникли различные общественные учреждения, например библиотеки, консультационные бюро, классы пособий. Кроме того, заботясь об улучшении состояния корпорации, они вырабатывали проекты реформ и знакомили власть с нуждами и желаниями своих членов. Наконец, ими были установлены некоторые правила профессии. Корпоративная жизнь процветала, так как в ней деятельно участвовало значительное большинство членов корпорации. Вступавшие в сословие присяжных поверенных поддерживали принципы деятельности советов и отвергали способы и приемы деятельности своих предшественников. "Мы народились не из них (то есть дореформенных адвокатов), мы даже произошли не из пепла их, мы совсем новые люди, ни исторического родства, ни последовательной связи с ними не имеем, чем и можем гордиться" <19>. Это было кредо первого поколения присяжных поверенных после реформы 1864 года. "Создание присяжной адвокатуры, Совета присяжных поверенных... не освобождало адвокатуру от проблем и трудностей... но голос адвоката всегда был слышен в зале" <20>. Именно это время положило начало золотой поре адвокатуры России. В этот период появились "яркие звезды". "И откуда явилось столько талантливых, знающих, честных людей, сразу сумевших освоиться с новыми, незнакомыми формами судопроизводства, возвысить судебное дело... Точно благословение Божие пало на вновь вспаханную ниву русского суда. Вот имена тех, кто возглавил в историческом аспекте список героев золотой поры. Это Спасович, Арсеньев, Андриевский, Плевако, Александров, Урусов, Коробчевский. Одним словом, имя им легион" <21>. -------------------------------- <19> См.: Гессен И. В. История русской адвокатуры. Адвокатура, общество и государство (1864 - 1914). Т. 1. М., 1997. С. 11. <20> Журнал "Адвокат". 2006. N 6. <21> Журнал "Адвокат". 1999. N 12.

Говоря об адвокатуре, необходимо отметить, что во второй половине XIX века, кроме института присяжных поверенных, существовал институт частных поверенных, образованный Законом от 25 мая 1874 года <22>. Не подлежало никакому сомнению, что регламентация путем Закона частной адвокатуры, безусловно, необходима, поскольку присяжные поверенные не могли в полном объеме заполнить собой всю правозащитную нишу. Для того, чтобы удовлетворить потребности населения в защите, требовалось введение еще одного института - института частных поверенных, который имел своей задачей, при недостатке присяжных поверенных, оградить население от лиц, обращавших адвокатуру в профессию, не имея для того достаточных нравственных и умственных качеств <23>. Но организация института частных поверенных была крайне несовершенна. Как выразился Е. В. Васьковский, он признавался "всеми компетентными лицами язвой современной адвокатуры" <24>, поскольку не гарантировал в достаточной степени ни юридических познаний, ни нравственных качеств, ни независимости частных поверенных. -------------------------------- <22> См.: Учреждение судебных установлений. <23> См.: Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. 1. СПб., 1902. С. 457. <24> См.: Васьковский Е. В. Организация адвокатуры. Ч. 1. Очерк всеобщей истории. СПб., 1898. С. 350.

Частными поверенными могли быть лица, получившие высшее юридическое образование или удостоверившие суд в своих познаниях. При этом Закон не устанавливал, в чем заключалось такое удостоверение. Лицо, желающее быть частным поверенным, подавало об этом заявление в суд. После рассмотрения всех необходимых условий для поступления в частные поверенные суд принимал решение: или выдать просителю свидетельство на право ведения чужих дел, или об отказе в ходатайстве просителя, "...хотя бы он и соответствовал всем требуемым Законом формальным условиям" <25>. Свидетельство на право ходатайствовать по чужим делам выдавалось мировыми съездами, окружными судами и судебными палатами. Сведения о лицах, получивших свидетельство ходатайствовать по чужим делам, доводились до Министра юстиции, и их имена публиковались в местных губернских "Ведомостях". -------------------------------- <25> См.: Учреждение судебных установлений. Ст. 406 - 407.

Не имели права быть частными поверенными женщины, иностранные граждане, а также лица, исключенные в дисциплинарном порядке из числа частных поверенных. Частные поверенные получили право ходатайствовать по судебным делам, но, как правило, малой значимости; к участию в политических процессах они не допускались. Кроме того, их деятельность была локализована. Так, они имели право ходатайствовать только в том судебном месте, в котором им выдавалось свидетельство. Ввиду зависимости от суда частными поверенными становились большей частью лица невысокого достоинства. Кроме этого, частные поверенные подлежали высшему надзору Министра юстиции, которому было предоставлено право без возбуждения дисциплинарного преследования "устранять от ходатайства по судебным местам лиц, которые, по доходящим до него несомненным сведениям, обнаруживают предосудительный образ действий, не соответствующий званию поверенного" <26>. -------------------------------- <26> См.: Учреждение судебных установлений. Ст. 406 - 415.

Частные поверенные не были объединены в какую-либо организацию, в которой они могли бы повышать свой профессиональный уровень, которая бы их защищала и охраняла и направляла их деятельность. "Для частных ходатаев была недоступна та корпорация, которая объединяла присяжных поверенных, - корпорация, сплоченная связью обычаев и преданий, самоуправления и нравственной солидарности, внутренней силой" <27>. -------------------------------- <27> См.: Смолярчук В. И. Гиганты и чародеи слова. Русские судебные ораторы второй половины XIX - начала XX века. М., 1984. С. 92.

Таким образом, несмотря на то что для России необходимо было два вида адвокатской деятельности - институт присяжных поверенных и институт частных поверенных, второй из институтов не оправдал возложенных на него законодателем надежд.

Название документа