Регистрация недвижимости, приобретенной с торгов
(Шарошкина Н.) ("Корпоративный юрист", 2007, N 8) Текст документаРЕГИСТРАЦИЯ НЕДВИЖИМОСТИ, ПРИОБРЕТЕННОЙ С ТОРГОВ
Н. ШАРОШКИНА
Наталья Шарошкина, старший юрисконсульт ООО "Русский Инвестиционный Клуб Консалтинг".
В статье рассматриваются особенности приобретения недвижимого имущества на торгах и порядок оформления прав на него. Автор уделяет внимание необходимому для этого комплекту документации, а также анализирует судебную практику по отказу в государственной регистрации.
Общий порядок оформления прав на недвижимое имущество
В РФ оформление прав на недвижимое имущество осуществляется посредством государственной регистрации таких прав и соответствующих сделок. Для точного соблюдения установленного порядка оформления необходимо знать ключевые положения законодательства и в первую очередь - Федерального закона от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о госрегистрации). Положения о регистрации также содержатся в ГК РФ и других нормативно-правовых актах. Государственная регистрация - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода и прекращения прав на недвижимое имущество. Она является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, что следует из ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод. Таким образом, государственная регистрация как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и потому способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом <1>. -------------------------------- <1> Определение КС РФ от 05.07.2001 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Ребау АГ" на нарушение конституционных прав и свобод п. 1 ст. 165 и п. 2 ст. 651 ГК РФ".
Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав, который содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. По общему правилу государственная регистрация прав осуществляется в месячный срок со дня подачи заявления и необходимых документов в порядке, определенном п. 1 ст. 13 Закона о госрегистрации. Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав, выданным по форме, утвержденной Правительством РФ. Действующее гражданское законодательство предусматривает различные основания приобретения прав собственности, в том числе на недвижимое имущество. Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Таким образом, правоустанавливающие документы на объекты недвижимости будут отличаться в зависимости от вида сделки и порядка ее заключения.
Приобретение недвижимого имущества на торгах
Согласно п. 1 ст. 447 ГК РФ, гражданско-правовой договор может быть заключен в результате проведения торгов. Однако заключение договора посредством торгов не должно вступать в противоречие с существом договорного обязательства. Вместе с тем ГК РФ не раскрывает данной позиции, оставляя возможность для ее произвольного толкования. Гражданский кодекс содержит только три статьи, регулирующие порядок проведения торгов. При этом правовые нормы о торгах широко представлены в специальном законодательстве, например: в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества"; в Положении об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций ОАО на специализированном аукционе и в Положении об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 585 (в ред. от 11 ноября 2002 г.) и др. Статья 447 ГК РФ называет две основные формы для осуществления торгов - аукцион и конкурс. При аукционной форме имущество или право на имущество передается физическому или юридическому лицу, предложившему наивысшую цену. Это лицо признается выигравшим торги на аукционе. По смыслу Федерального закона от 6 мая 1999 г. "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", конкурс - это способ выявления поставщика (исполнителя) товаров (работ, услуг) для государственных нужд, обеспечивающего лучшие условия исполнения государственного контракта. Пункт 2 ст. 447 ГК РФ определяет, что в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация, например государственный заказчик в лице федерального органа исполнительной власти, а также юридическое лицо, которому государственный заказчик на условиях договора передал часть своих функций по проведению конкурса. Аукционы и конкурсы бывают открытыми и закрытыми. В открытом аукционе или конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе или конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели. Победитель торгов и их организатор подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами в течение двадцати дней (или иного указанного в извещении срока) после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из сторон от заключения договора другая вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.
Регистрация приобретенных на торгах прав на объекты недвижимости
По результатам торгов их победитель или организатор обращается в регистрационный орган с заявлением о государственной регистрации прав и в соответствии с п. 2 ст. 16 Закона о госрегистрации прикладывает к заявлению необходимые для проведения данной процедуры документы. Закон о госрегистрации не содержит конкретного перечня таких документов. Единственное упоминание о них имеется в п. 4 ст. 16, на основании которого вместе с заявлением о государственной регистрации и документами о правах на недвижимое имущество следует предъявлять документ об уплате государственной пошлины; документ, удостоверяющий личность заявителя; нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица и доверенности представителя. Сложившаяся практика свидетельствует о том, что правоустанавливающими документами на объекты недвижимости, приобретенные на торгах, могут служить: - протокол о результатах торгов в форме аукциона или протокол об итогах торгов в форме конкурса; - акт приема-передачи имущества; - договор купли-продажи, в случае если предметом торгов было право на заключение договора. Все документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям ст. 18 Закона о госрегистрации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не предусмотрено Законом о госрегистрации, вид регистрируемого права. Кроме того, в установленных законодательством случаях они должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц. Рассмотрим конкретный пример. ОАО приобрело с торгов объекты недвижимости, правоустанавливающие документы на которые были поданы на государственную регистрацию. При проведении правовой экспертизы документов государственным регистратором установлено, что правоустанавливающие документы (протокол о результатах торгов по продаже арестованного имущества и акт приема-передачи арестованного имущества к протоколу) представлены в одном экземпляре-подлиннике, поскольку второй экземпляр был утерян. Является ли указанный недостаток условием для отказа в регистрации и есть ли какие-либо варианты решения данной проблемы, в частности, представление нотариально заверенных копий? Как уже было сказано выше, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию, должны соответствовать требованиям законодательства РФ и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Документы, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав возвращается правообладателю, а второй - помещается в дело правоустанавливающих документов. Аналогичное положение содержится и в п. 8 разд. II Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 1 июля 2002 г. N 184. В случае если регистраторы устанавливают, что сданный на регистрацию комплект документов является неполным, заявителю направляется письмо о приостановлении регистрационных действий на определенный срок, в течение которого предлагается представить недостающие документы. Непредставление в срок недостающих документов влечет отказ в регистрации. Вместе с тем по Закону заинтересованное лицо может обжаловать отказ в государственной регистрации прав в суд или в арбитражный суд (п. 5 ст. 2, п. 3 ст. 20 Закона о госрегистрации). Это является воплощением конституционных положений ст. 45, в соответствии с которыми в РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе посредством обращения в судебные органы. Современная арбитражная практика не выработала однозначной позиции по рассматриваемому вопросу. В одном случае суд признал отказ регистрационной службы в государственной регистрации права собственности на часть железнодорожного пути правомерным, поскольку обществом не были представлены документы, подтверждающие право собственности продавца на спорный объект <2>. "Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из следующего. Абзацем 2 п. 5 ст. 18 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что на государственную регистрацию прав представляются не менее чем два экземпляра документов, выражающих содержание сделок. В судебном заседании Арбитражного суда Челябинской области общество пояснило, что не располагает подлинными документами, подтверждающими права, о чем имеется отметка в протоколе". -------------------------------- <2> Постановление ФАС Уральского округа от 09.04.2007 по делу N Ф09-2362/07-С6.
Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению. Таким образом, при принятии решения по данному спору суд формально оценил только те доказательства, которые имелись в материалах дела, и признал их недостаточными для удовлетворения заявленных требований. В другом случае суд удовлетворил требования истца о признании отказа в государственной регистрации права незаконным. Отказ в государственной регистрации мотивирован тем, что поданные документы не соответствуют требованиям действующего законодательства: правоустанавливающие документы на объект недвижимого имущества не удостоверяют права собственности на него. Квалифицируя такой отказ как недействительный, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что заявителем представлены доказательства возникновения прав на имущество, в том числе документы, свидетельствующие о проведении торгов (например, публикация в "Российской газете"). Таким образом, удовлетворяя заявленные требования, суд признал достаточной совокупность иных доказательств, имеющихся в материалах дела, для подтверждения возникновения прав на имущество <3>. -------------------------------- <3> Постановление ФАС Уральского округа от 27.04.2005 по делу N Ф09-181/05-С3.
Вторая позиция представляется более корректной, поскольку действующее гражданское законодательство в случае спора при отсутствии письменной формы сделки отказывает сторонам в праве ссылаться в подтверждение сделки на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства. Подводя итоги, хотелось обратить внимание на то, что Закон содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации. К таким основаниям, в частности, относится несоответствие требованиям действующего законодательства поданных на государственную регистрацию прав документов по форме или содержанию. Данное несоответствие устанавливается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в ходе проведения правовой экспертизы представленных документов. Таким образом, нужно тщательно готовить все необходимые для государственной регистрации документы, соблюдая требования действующего законодательства.
Название документа