Роль суда и прокуратуры в профилактике преступлений в виде причинения вреда здоровью
(Мирзаметов А. М.) ("Российский судья", 2007, N 9) Текст документаРОЛЬ СУДА И ПРОКУРАТУРЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ВИДЕ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ
А. М. МИРЗАМЕТОВ
Мирзаметов А. М., соискатель кафедры уголовного права и криминологии ДГУ.
Среди посягательств на охраняемые уголовным законодательством права личности особое место занимают преступления, связанные с причинением вреда здоровью средней тяжести. В последние годы в стране наблюдается тенденция роста преступлений в виде причинения вреда здоровью средней тяжести. В 1997 г. в Российской Федерации зарегистрировано 24855 таких посягательств, в 1998 г. - 26995 <1>, 1999 г. - 28393, 2000 г. - 29678 <2>, 2001 г. - 32953, 2002 г. - 35100, 2003 г. - 40086 <3>, 2004 г. - 44229; 2005 г. - 54551; 2006 г. - 54551 <4>. Тенденция роста данных преступлений отмечается и в Республике Дагестан. Статистические данные показывают, что в 1997 г. в республике было зарегистрировано 153, в 1998 г. - 123, 1999 г. - 159, 2000 г. - 157, 2001 г. - 186, 2002 г. - 185, 2003 г. - 214, 2004 г. - 250, 2005 г. - 258, 2005 г. - 267 преступлений в виде причинения вреда здоровью средней тяжести <5>. -------------------------------- <1> Зарегистрированные преступления и выявленные лица в 1997 - 1999 годах в разрезе статей Особенной части УК РФ (приложение 1) // Власть: криминологические и правовые проблемы. М., 2001. С. 368. <2> Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон / Под ред. А. И. Долговой. М., 2001. С. 533. <3> Преступность в России начала XXI века и реагирование на нее / Под ред. А. И. Долговой. М., 2004. С. 92. <4> Зарегистрированные преступления и выявленные лица в 2002 - 2006 годах в разрезе статей Особенной части УК РФ (приложение 1) // Преступность, криминология, криминологическая защита. М., 2007. С. 337. <5> Данные Информационного центра МВД РД.
Посягательства на жизнь и здоровье граждан признаются наиболее тяжкими преступлениями, они относятся к числу тех преступных деяний, которые часто вызывают серьезные трудности при расследовании, юридической квалификации и назначении наказания. Эти трудности обусловлены многообразием различных ситуаций совершения таких преступлений, зачастую тщательной подготовкой к преступлению, сокрытием его следов, неясностью мотивов и целей, что нередко приводит к искажению действительных признаков преступления. Практика свидетельствует, что квалификация деяний, сопряженных с причинением вреда здоровью, противоречива и объективно затруднительна, что требует комплексного исследования как уголовной практики, так и социально-экономических вопросов, оказывающих влияние на рассматриваемые преступления. В этом заключается необходимость дальнейшего углубленного исследования вопросов квалификации преступлений против личности, разработки научных рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства и улучшение следственной и судебной практики. Система судебной защиты занимает ведущее место среди специализированных субъектов профилактики. Как отмечает В. П. Кашепов, выделить из всего комплекса судебной деятельности или правосудия подсистему судебной защиты прав и свобод граждан невозможно, так как вся деятельность суда представляет в широком смысле защиту прав и свобод граждан. Более того, защита средствами правосудия некоторых социальных прав граждан якобы не реальна, ибо она противоречит складывающимся в стране рыночным отношениям и интересам предпринимателей <6>. -------------------------------- <6> Кашепов В. П. Институт судебной защиты прав и свобод граждан и средства ее реализации // Государство и право. 1998. N 2. С. 68.
По мере становления и утверждения принципов демократического правового государства в России должна возрастать роль юридических механизмов обеспечения подлинного демократизма в общественной и государственной жизни, укрепляться правовая защищенность граждан. Одними из основных средств решения этих задач являются расширение полномочий и сферы действия, совершенствование методов реализации и укрепления гарантий законности судебной власти. В то же время реалии сегодняшнего дня требуют в полной мере использовать правозащитные функции всех государственных органов, в том числе и органов прокуратуры, которая является одним из звеньев правозащитного механизма нашего государства, специальным правовым институтом, который занимает особое положение в системе органов власти. "Закон о прокуратуре предусматривает различные формы реализации полномочий прокурора, направленные на выявление, устранение и предупреждение нарушений закона. Средства выявления нарушений закона известны и используются прокурорскими работниками повсеместно. Это тот "арсенал", благодаря которому формируется материал общенадзорной проверки" <7>. "Острота современной ситуации с законностью и правопорядком в стране, специфика переходного периода, наконец, вступление Российской Федерации в полномочные члены Совета Европы и подписание Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод диктует необходимость максимального использования правозащитного потенциала всех государственных органов, а прежде всего судебной деятельности, приоритетом которой является реализация именно правозащитной функции" <8>. -------------------------------- <7> Закройщиков Ю. Возбуждение уголовных дел по материалам прокурорских проверок // Законность. 2005. N 4. С. 19. <8> Тихонов Е. Н. Уголовная ответственность за причинение вреда здоровью по законодательству: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 21.
В современных условиях, когда государство нуждается в укреплении и модернизации различных ветвей власти, правосудие как никогда требует к себе самого пристального внимания. Президент Российской Федерации В. В. Путин в своем Послании к Федеральному Собранию указывает на то, что России необходим такой суд, который уважают и в стране, и за ее пределами <9>. Убедительным примером указанной тенденции в уголовной политике являются исследования В. С. Шадрина, в которых он, опираясь на концепцию прав человека, международные стандарты и международный опыт борьбы с преступностью, приходит к выводам, что в уголовно-процессуальном законодательстве необходимо реализовывать следующие положения: личность, ее права (права и свободы человека и гражданина) являются высшей ценностью; ограничение прав личности допускается законодателем в минимальных пределах, определяемых исключительно необходимостью обеспечить права и свободы других людей и интересы общества; возможности ограничения прав личности в правоохранительной практике при производстве по уголовным делам должны быть жестко регламентированы и доставлены под строгий контроль, в том числе судебный; необходимы эффективные механизмы (средства, условия) обеспечения прав личности, включая их защиту, охрану и восстановление <10>. -------------------------------- <9> России надо быть сильной и конкурентоспособной: Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2002. 19 апр. <10> Шадрин В. С. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений. Волгоград, 1997. С. 44.
Главная задача правосудия - максимальное восстановление нарушенных прав человека. "Набором средств реагирования, находящихся в своем распоряжении, правосудие должно пользоваться крайне осторожно, гибко и результативно, а где нужно - достаточно чувствительно. Коэффициент полезного действия той или иной формы правосудия не должен определяться только строгостью назначенного наказания" <11>. Основной показатель продуктивности суда, его социальной полезности - справедливость его наказания. -------------------------------- <11> Безнасюк А. С., Рустамов Х. У., Байсонгуров Б. Г. Примирительное правосудие (история и современность). Махачкала, 2002. С. 166.
Предупреждение преступлений против личности невозможно без тесного взаимодействия всех правоохранительных органов, суда, органов здравоохранения, других ведомств. Наряду с другими мерами, направленными на защиту прав личности, в настоящее время необходимо укрепление такого особого контрольного механизма, как прокуратура и ее специализированные структуры. Прокуратура имеет собственные следственные подразделения, которые осуществляют надзор в ходе предварительного следствия и координируют правоохранительную деятельность. Действующее законодательство именно прокуратуре отводит ключевую роль по обеспечению неотвратимости наказания. Перед прокуратурой стоит задача предотвращения преступлений, поэтому прокурорский надзор должен носить упреждающий характер. Но огромное количество нераскрытых преступлений говорит о низком качестве расследования и оперативного обеспечения следственной деятельности <12>. Важная функция прокуратуры в борьбе с преступностью - координирующая. Координационные структуры формально существуют везде - и в районах, и в городах, и в федеральном центре. Но относиться к этой важнейшей общегосударственной функции нужно не как к общественной нагрузке, Генеральной прокуратуре необходимо взять под особый контроль регулярное проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов в субъектах Российской Федерации. Добиваться действенного, а не констатирующего подхода в обеспечении координации борьбы с преступностью. Необходимо, чтобы решения координационных совещаний имели практическую направленность. Такая мера представляется важной в условиях неразвитости судебной системы. Важно усилить взаимодействие органов МВД, прокуратуры и судов в борьбе с преступлениями против жизни: взаимный обмен информацией, координацию планов работы. -------------------------------- <12> Владимир Путин: не ужесточать наказание, а обеспечить его неотвратимость: Из выступления Президента Российской Федерации В. Путина на коллегии Генеральной прокуратуры // Российская юстиция. 2003. N 3. С. 1.
Название документа