Особенности повода к возбуждению уголовного дела о преступлениях, совершаемых в местах лишения свободы

(Плашевская А. А., Родичева Т. П.) ("Российский следователь", 2007, N 18) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ПОВОДА К ВОЗБУЖДЕНИЮ УГОЛОВНОГО ДЕЛА О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СОВЕРШАЕМЫХ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

А. А. ПЛАШЕВСКАЯ, Т. П. РОДИЧЕВА

Плашевская А. А., доцент кафедры уголовного процесса, прокурорского надзора и правоохранительной деятельности Юридического института, Томского государственного университета, кандидат юридических наук.

Родичева Т. П., старший преподаватель кафедры уголовного права и уголовного процесса Томского филиала Кузбасского института ФСИН России, кандидат юридических наук.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ не содержит легального определения понятия повода к возбуждению уголовного дела. Представляется, что под поводом к возбуждению уголовного дела необходимо понимать источник информации о подготавливаемом или совершенном преступлении, который служит юридическим фактом для возникновения уголовно-процессуальной деятельности, протекающей в стадии возбуждения уголовного дела. В соответствии со ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения любого уголовного дела, в том числе и о преступлении, совершенном в местах лишения свободы, являются: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Заявление как повод для возбуждения уголовного дела представляет собой не просто просьбу о начале уголовного процесса, а адресованное компетентным органам (должностным лицам) официальное (т. е. с соблюдением всех правил и формальностей) обращение, содержащее информацию о совершенном или готовящемся преступлении. Прием заявления (устного или письменного) осуществляется в порядке ст. 141 УПК РФ. Исходя из данных следственно-судебной практики заявление как повод к возбуждению уголовного дела в местах лишения свободы используется крайне редко. Это обусловлено спецификой деятельности учреждений, исполняющих наказание. Потерпевшие осужденные, как правило, не обращаются с заявлениями в отношении виновных лиц, если они тоже являются осужденными. Однако это правило не распространяется на случаи превышения полномочий или злоупотребления ими сотрудников пенитенциарных учреждений, совершенные в отношении осужденных. В данной ситуации осужденные, как правило, обращаются с заявлением в прокуратуру либо используют это как повод для организации акций протеста, дезорганизации деятельности исправительных учреждений. Это объясняется психологическим состоянием, связанным с физической изоляцией от общества; воздействием, оказываемым на потерпевшего другими осужденными; недоверием или отрицательным отношением части осужденных к деятельности правоохранительных органов и администрации исправительных учреждений, в том числе к потерпевшим, лицам из числа осужденных, оказывающим помощь администрации учреждения; влиянием криминальной субкультуры; негативным отношением к проводимым режимным мероприятиям, предусмотренным УИК РФ и др. Рассматривая заявление о совершении преступления как повод для возбуждения уголовного дела, необходимо учитывать, что оно может быть подано не только по делам частного, но и частно-публичного или публичного обвинения. Это также обусловливает специфику порядка подачи заявлений. По делам публичного и частно-публичного обвинения особой специфики приема заявлений в учреждениях, исполняющих наказание, нет. Прием и регистрация таких заявлений производятся в общем порядке, в соответствии с нормами УПК РФ и ведомственной Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях <1> (далее - Инструкция). -------------------------------- <1> Утверждена Приказом Минюста России от 11 июля 2006 г. N 250.

Что касается дел частного обвинения, то необходимо рассматривать две ситуации: когда данные о личности лица, совершившего такого рода преступления, известны или когда такие данные отсутствуют вообще или присутствуют не в полном объеме: например, осужденный знает только прозвище виновного осужденного. В первом случае заявление потерпевшим подается непосредственно мировому судье по месту нахождения учреждения. Изоляция осужденного от общества не позволяет ему лично подавать заявление мировому судье, поэтому заявление может быть направлено только по почте. В соответствии с ведомственными нормативно-правовыми актами письма, отправляемые осужденными в адрес прокурора или суда, не вскрываются и не подвергаются цензуре. В этой ситуации возникает проблема с регистрацией данного вида преступления в книге регистрации сообщений о преступлениях, которая предусмотрена Инструкцией, что может привести к искажению статистических данных о состоянии преступности в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Во втором случае согласно ч. 4 ст. 20 УПК РФ прием заявления должен осуществляться в общем порядке. После проведения проверочных действий решается вопрос о возбуждении уголовного дела начальником учреждения как начальником органа дознания или уполномоченным им лицом, как правило, оперативным сотрудником, в порядке, предусмотренном УПК РФ. Дальнейшая судьба уголовного дела зависит от формы предварительного расследования. Следующим поводом является явка с повинной (ст. 142 УПК РФ), т. е. добровольная подача заявления о содеянном преступлении лицом, его совершившим. По сути, это разновидность заявления о совершенном преступлении. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление о явке с повинной принимается и заносится в протокол в том же порядке, что и другие устные заявления о преступлении (ч. 2 ст. 142, ч. 3 ст. 141 УПК РФ). Исходя из данных следственно-судебной практики, явка с повинной в качестве повода к возбуждению уголовных дел о новых преступлениях, совершенных именно в местах лишения свободы, не используется, что обусловлено вышеуказанной спецификой самого учреждения и категорией лиц, отбывающих наказание. Явка с повинной, как правило, используется как повод к возбуждению уголовного дела или как основание возобновления предварительного расследования (приостановленного по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ) по ранее совершенным осужденным преступлениям (до начала отбытия наказания в виде лишения свободы). Третий и последний повод к возбуждению уголовного дела определен в п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ, он обозначен как "сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников". Из этой формулировки следует, что любое сообщение, полученное из любого источника (кроме анонимного письма), является поводом к возбуждению уголовного дела, а значит, обязывает соответствующих должностных лиц начать уголовно-процессуальную деятельность в стадии возбуждения уголовного дела. И эта деятельность должна заканчиваться вынесением либо постановления о возбуждении уголовного дела, либо постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Однако содержание ст. ст. 143, 144 УПК РФ вносит некоторые коррективы в понятие сообщения о преступлении, поступившего из других источников, как повода к возбуждению уголовного дела. Анализ их содержания позволяет сделать вывод о том, что на самом деле поводом к возбуждению уголовного дела является не само сообщение, полученное из иных (кроме заявления или явки с повинной) источников, а рапорт должностного лица об обнаружении признаков преступления. Уголовно-процессуальный кодекс РФ не конкретизирует должностных лиц, полномочных составлять рапорт об обнаружении признаков преступления, что обусловливает существование двух возможных выводов: рапорт может составляться только тем должностным лицом, которое в соответствии с УПК РФ правомочно осуществлять предварительную проверку, к каковым относятся орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор; рапорт может составить любое должностное лицо, выявившее преступление, но проверку по нему проводить оно не правомочно, в соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ. Содержащуюся в ст. 143 УПК РФ формулировку о том, что рапорт об обнаружении признаков преступления составляется на основании сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученного из иных источников информации, чем указанные в ст. ст. 141 и 142 УПК, следует понимать именно с учетом ст. 144 УПК. Таким образом, не всякий рапорт, составляемый в соответствии с ведомственными правилами лицами, получающими сообщения и заявления, можно рассматривать как повод для возбуждения уголовного дела. Изучение следственно-судебной практики показывает, что рапорт об обнаружении признаков преступления составляют должностные лица, которые проводили первоначальные проверочные действия по сообщению, полученному из иных источников. К таковым, как правило, относятся должностные лица органа дознания, дознаватель, следователь и прокурор. В соответствии с Инструкцией рапорт об обнаружении признаков преступления может составить любой сотрудник ИУ, который обнаружил признаки совершаемого или совершенного преступления. Им может быть инспектор охраны, начальник отряда, оперативный дежурный и т. д. По сути, Инструкция отождествляет ведомственный рапорт и рапорт, составляемый в уголовно-процессуальном порядке. Однако опрос респондентов показал, что в случае обнаружения признаков преступления, совершаемых в местах лишения свободы, перечисленными сотрудниками последние составляют ведомственный рапорт на имя начальника ИУ. Последний для проведения проверки данный рапорт передает оперативному сотруднику, который после проведения проверки и составляет рапорт об обнаружении признаков преступления. На наш взгляд, это является более верным действием с точки зрения уголовного процесса, поскольку данный субъект относится к органу дознания в соответствии с УПК РФ. В связи с этим представляется необходимым привести в соответствие с УПК РФ положения Инструкции, касающиеся конкретизации должностных лиц, правомочных составлять рапорт об обнаружении признаков преступления, совершенных в местах лишения свободы. Рапорт должен быть составлен незамедлительно по получению и оценке сообщения, а установленные ст. 144 УПК сроки должны исчисляться с момента составления рапорта. Применительно к местам лишения свободы Инструкция в п. 17 уточняет, что если регистрация информации о преступлении была задержана по каким-либо причинам (например, неисправность средств связи), то при регистрации наряду со временем поступления информации в дежурную часть, указываются дата, часы и минуты ее первичного поступления к сотруднику УИС. В этих случаях сроки разрешения информации исчисляются со времени первичного поступления информации. Исходя из этого можно констатировать, что сроки для принятия решения исчисляются с момента выявления признаков преступления. Изучение судебно-следственной практики показывает, что рапорт об обнаружении признаков преступления является самым распространенным поводом к возбуждению уголовного дела по признакам преступлений, совершенных в местах лишения свободы. Это обусловлено тем, что чаще всего преступления в местах лишения свободы выявляются либо в ходе проведения режимных мероприятий, либо в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий. Так, например, предметы, запрещенные к обороту (наркотики, оружие), обнаруживают чаще всего в ходе таких режимных мероприятий, как досмотр и обыск, а факт совершения побега устанавливается, как правило, в ходе проведения такого режимного мероприятия, как просчет <2>. -------------------------------- <2> Для выяснения количества отсутствующих, их личности дежурной службой осуществляется построение осужденных, просчет и поименная проверка. В соответствии с п. 33 Приказа Минюста России от 3 ноября 2005 г. N 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" проверки наличия осужденных в исправительных учреждениях осуществляются ежедневно утром и вечером в часы, определенные распорядком дня. В необходимых случаях проверки могут проводиться в любое время суток. Проверки проводятся в установленном месте на общем построении путем количественного подсчета и пофамильной переклички. От построения освобождаются осужденные, отдыхающие после работы, занятые на работах, оставление которых невозможно, имеющие освобождение по болезни (с постельным режимом), а также инвалиды первой или второй группы с учетом медицинских показаний. Их проверка проводится по местам пребывания.

Результаты режимного мероприятия оформляются рапортом, который не является аналогом рапорта об обнаружении признаков преступления. Прежде чем решить вопрос о возбуждении уголовного дела, начальник органа дознания (он же начальник учреждения) уполномочивает оперативного сотрудника провести предварительную проверку, после проведения которой оперативный сотрудник составляет рапорт об обнаружении признаков преступления, являющийся законным поводом к возбуждению уголовного дела. Факты причинения телесных повреждений выявляются, как правило, в ходе досмотров, медицинских осмотров и др. Преступления, совершаемые сотрудниками УИС, выявляются в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, и, соответственно, поводом для возбуждения уголовного дела является рапорт об обнаружении признаков преступления, который составляется оперативным сотрудником, выявившим преступление. Как свидетельствует практика, решения о возбуждении уголовного дела в местах лишения свободы принимаются крайне редко (имеется в виду вынесение постановления о возбуждении уголовного дела как итогового документа, завершающего первоначальную стадию уголовного процесса), ограничиваясь лишь процессуальной деятельностью по выявлению повода и основания, а значит, и проведению совокупностью проверочных действий, после которых материалы проверки передаются через надзирающего прокурора по подследственности. Представляется, что это связано с отсутствием разработанного механизма порядка возбуждения уголовного дела в местах лишения свободы, который учитывал бы специфику самого учреждения и личности осужденного, а иногда и отсутствием достаточного уровня квалификации сотрудников учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Возможно, выход можно найти и во введении в таких учреждениях постоянной должности дознавателя, который будет работать только с данной категорией дел.

Название документа