Роль правоохранительных органов в профилактике преступлений в виде незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации

(Идаятов Р. И.) ("Российский следователь", 2007, N 15) Текст документа

РОЛЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ВИДЕ НЕЗАКОННОГО ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р. И. ИДАЯТОВ

Идаятов Р. И., соискатель кафедры уголовного права и криминологии ДГУ.

Профилактика преступлений, в том числе незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации, осуществляется множеством субъектов. Профилактика преступлений представляет собой систему разноплановых мер по недопущению преступлений, совершаемых различными субъектами (государственными и негосударственными, специализированными и неспециализированными), путем выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) причин и условий преступлений <1>. Г. А. Аванесов отмечает, что субъекты "представляют собой особую "деятельную целостность" и поэтому имеют свой определенный статус" <2>. "Особенности функционирования значительного числа субъектов предупредительной деятельности, различный вклад в ее конечные результаты предопределяют необходимость исследования их роли в предупреждении преступлений" <3>. -------------------------------- <1> Литвинов А. Н., Гавриш Т. С. Профилактика преступлений. От теории к практике: Научно-практическое пособие. М., 2003. С. 21. <2> Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980. С. 422. <3> Гапахов С. С., Петрушкина Л. В. Концептуальные основы предупреждения преступлений оперативными подразделениями органов внутренних дел // Российский следователь. 2005. N 5. С. 20.

Основываясь на классификации, принятой в криминологии, субъектов профилактики незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации можно разделить на: 1) неспециализированные; 2) частично специализированные; 3) специализированные. Большую группу составляют специализированные субъекты профилактики пересечения Государственной границы Российской Федерации, для которых профилактика правонарушений является основной, единственной либо профилирующей функцией. Важную роль в профилактике незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации среди специализированных субъектов играют правоохранительные органы. Это органы прокуратуры, внутренних дел, ФСБ, юстиции, таможенной и пограничной службы и некоторые другие, а также суды. "Контроль за соблюдением законных требований в области миграционной политики в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, осуществляют федеральные органы исполнительной власти в области миграционной политики, а также ведающие вопросом иностранных дел, внутренних дел, пограничной службы и т. д. Основную работу с миграционной картой проводят паспортно-визовые подразделения и подразделения по делам миграции МВД России, ГУВД, УВД субъектов РФ и Федеральная миграционная служба (ФМС России)" <4>. Охрана Государственной границы осуществляется органами и войсками ФПС России, Вооруженными Силами и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска путем принятия пограничных мер. -------------------------------- <4> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. В. М. Лебедев. М., 2005. С. 809.

Предупреждение преступлений, в том числе профилактика незаконных пересечений Государственной границы Российской Федерации, является одной из основных функций правоохранительных органов. Как отмечает Ю. М. Лужков <5>, в условиях происходящих сложных социально-экономических процессов необходима правильная выработка стратегии правоохранительных органов. Их особая роль в этом деле определяется разнообразием компетенции, широким спектром полномочий в сфере уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной, административно-юрисдикционной и иных видов деятельности по борьбе с правонарушениями. -------------------------------- <5> Лужков Ю. М. Укреплять законность и правопорядок // Законность. 1997. N 9. С. 2.

Следует отметить, что "воздействовать на причины преступности правоохранительные органы, в том числе и в рамках координационной деятельности, сегодня не в силах. Преступность имеет глубокие социально-экономические корни. Однако усилия правоохранительных органов в рамках координационной работы по наиболее опасным и распространенным направлениям преступности могут способствовать тому, что эти проявления преступности будут испытывать постоянное воздействие и давление правоохранительной системы" <6>. -------------------------------- <6> Зинуров Р. Приоритетные направления в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью // Уголовное право. 2003. N 1. С. 109.

Сотрудники органов внутренних дел наделены широкими властными полномочиями оперативно-розыскного, уголовно-процессуального и административно-правового характера <7>. Данные структуры осуществляют большую работу, направленную на выявление и оперативное устранение (блокирование, нейтрализацию) причин и условий, способствующих совершению преступлений различных видов. С начала текущего года Управление по делам миграции совместно с паспортно-визовой службой и с другими подразделениями МВД РД (по борьбе с экономическими преступлениями; с организованной преступностью; с экстремизмом и терроризмом), а также с Управлением Федеральной службы безопасности РФ по РД организовало пять крупномасштабных оперативно-профилактических операций, направленных на противодействие нелегальной миграции иностранных граждан ("Паспорт", "Фильтр", "Мигрант" и "СКПО"). Однако интересно заметить, что борьба с нелегальной миграцией не дает ощутимого результата из-за сохраняющегося безвизового режима с рядом стран СНГ, отсутствия у Каспийского пограничного управления ФСБ России компьютерной базы данных по выдворенным за пределы РФ иностранным гражданам. -------------------------------- <7> Клейменов М. П. Проблема коррупции среди сотрудников службы криминальной милиции // Преступность в России и борьба с ней: региональный аспект: Сб. статей. М.: Рос. крим. ассоциация, С. 10.

Следует создавать специализированные подразделения, непосредственно направленные на профилактику незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации. За 2004 - 2006 гг. органами ФПС России на Государственной границе Российской Федерации и границах государств - участников СНГ задержано около 20 тыс. нарушителей. Значительный поток лиц и транспортных средств, пересекающих Государственную границу, продолжает оказывать влияние на интенсивность служебно-боевой деятельности органов пограничного контроля ФПС России. С 2003 по 2006 г. частями и подразделениями пограничного контроля в пунктах пропуска через Границу пропущено 241 млн. 267 тыс. 191 человек, в том числе иностранных граждан - 104 млн. 417 тыс. 927 человек и 38 млн. 453 тыс. 165 единиц транспортных средств. Важное предупредительное значение имеет то, что в последние годы при активном и непосредственном участии Пограничной службы и координирующей роли Государственной пограничной комиссии активно реализуется комплекс мероприятий по повышению эффективности функционирования пограничных пунктов. Открываются новые пункты пропуска на перспективных направлениях, сокращается количество действующих непосредственно в этих пунктах контрольных органов <8>. -------------------------------- <8> Зверев Н. К. Соблюдение законности в сфере обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации // Государственная граница, организованная преступность, закон и безопасность России / Под общей ред. проф. А. И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2005. С. 347.

Специальное подразделение можно создать и в структуре органов прокуратуры Республики Дагестан. Это позволит усилить профилактику незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации, повысить уровень взаимодействия соответствующих служб и подразделений прокуратуры и других правоохранительных органов. "В системе органов государственной власти Российской Федерации важное место принадлежит судам, прокуратуре, органам предварительного следствия и дознания" <9>. -------------------------------- <9> Тарасов А. В. Принуждение и ответственность в уголовном судопроизводстве: Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2004. С. 12.

Прокуратура является одним из субъектов профилактики незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации. В последние годы удалось общими усилиями обеспечить последовательное снижение преступности в поднадзорных пограничных органах. Результаты работы по обеспечению средствами прокурорского надзора пограничной безопасности Российской Федерации позволяют сделать вывод об актуальности по меньшей мере трех основных направлений деятельности: 1) стабилизация и укрепление системы межгосударственных отношений в пограничной сфере и развитие приграничного сотрудничества; 2) приоритетный учет в пограничной сфере экономического аспекта интересов государства как внутреннего фактора, определяющего состояние национальной безопасности; 3) совершенствование и развитие собственно системы обеспечения пограничной безопасности государства. Анализ работы органов прокуратуры свидетельствует, что при осуществлении прокурорского надзора за ходом расследования рассматриваемых преступлений следует периодически изучать оперативно-поисковые дела, заведенные по фактам незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации, обращая особое внимание на полноту оперативно-розыскных и поисковых мероприятий, качество исполнения отдельных поручений следователей, взаимодействие следователей и оперативных работников. Эти вопросы были предметом неоднократных обсуждений на коллегиях прокуратуры Республики Дагестан и координационных совещаниях правоохранительных органов республики. По ним принимались конкретные решения, направленные на активизацию борьбы с преступностью, ее предупреждение. В заключение следует отметить, что профилактика преступлений в виде незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации требует "использования разнообразных методов и средств правового, идеологического, культурно-воспитательного или организационного характера" <10>. Успех деятельности правоохранительных органов в сфере предупреждения данного преступления во многом зависит от четкого распределения функциональных обязанностей подразделений и служб, а также от координации их действий. -------------------------------- <10> Кудрявцев Р. Н. Правовое поведение (норма и патология). М., 1982. С. 160.

Название документа Вопрос: ...При выборе договора (договор соинвестирования или договор участия в долевом строительстве) компании также пытаются избежать излишней государственной регистрации права общей совместной собственности на объекты строительства при договоре соинвестирования. Можно ли в процессе строительства уточнять доли участников в натуре путем заключения дополнительных соглашений к договору? ("Налоги" (газета), 2007, N 29) Текст документа

Вопрос: При выборе договора (договор соинвестирования или договор участия в долевом строительстве) компании также пытаются избежать излишней государственной регистрации права общей совместной собственности на объекты строительства при договоре соинвестирования. В связи с чем вопрос: Можно ли в процессе строительства (при договоре соинвестирования) уточнять доли участников в натуре (уточнение площади, объема передаваемых каждому участнику помещений, количества и видов помещений) путем заключения дополнительных соглашений к договору соинвестирования, чтобы в дальнейшем не регистрировать права общей совместной собственности, и не регистрировать выделение долей в натуре, а сразу зарегистрировать доли каждого участника?

Ответ: 1. Для правильного понимания ответа поясняем следующее. Гражданское законодательство предусматривает два вида общей собственности (п. 2 ст. 244 ГК РФ): - общая совместная собственность (без определения долей); - общая долевая собственность (с определением доли каждого собственника). Под определением доли подразумевается не уточнение части имущества или площадей, причитающихся каждому из собственников, а установление соотношения прав каждого из собственников на количество площадей объекта общей собственности в виде правильной дроби, например: у двух инвесторов в результате реализации инвестиционного контракта образовалось право общей долевой собственности на помещения в здании общей площадью 90 кв. м. Доля первого участника составила 1/3, доля второго участника составила 2/3. Определение долей не устанавливает конкретные площади, причитающиеся каждому из инвесторов, а устанавливает право на количество площадей. Определение долей в дробных отношениях в рассматриваемой ситуации будет означать, что инвестор, доля которого составляет 1/3, имеет право на 30 кв. м; инвестор, доля которого составляет 2/3, имеет право на 60 кв. м. Указанные права на определенное количество площадей могут быть реализованы инвесторами при принятии решений о пользовании общим имуществом, а также при выделении долей в натуре. 2. В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на вновь созданное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. При этом статьей 6 Закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" предусмотрено, что инвесторы имеют равные права на владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений. Указанная формулировка о правах инвесторов говорит о возникновении права общей собственности. Исходя из изложенного, а также учитывая, что содержание права собственности, установленное п. 1 ст. 209 ГК РФ, включает в себя права владения, пользования и распоряжения собственником своим имуществом, объекты капитальных вложений признаются собственностью инвестора в виде имущественной доли, размер которой выражен в сумме инвестиций. Таким образом, Закон N 39-ФЗ устанавливает возникновение у инвесторов права общей долевой собственности на объект строительства, которое, по сути, возникает с момента регистрации согласно ст. 219 ГК РФ. В связи с вышеизложенным считаем, что уточнение долей "в натуре" в дополнительных соглашениях, по сути, не повлечет каких-либо правовых последствий, определяющих вид права на объект строительства, который возникнет у инвесторов. Учитывая цели уточнения долей в дополнительных соглашениях, изложенные Вами в вопросе: 1 - не регистрировать права общей совместной собственности; 2 - не регистрировать выделение долей в натуре; 3 - а сразу зарегистрировать доли каждого участника, отвечаем следующее. В результате реализации инвестиционного договора у инвесторов возникает право общей долевой собственности на объект строительства, что означает: - право общей совместной собственности не возникает, в связи с чем необходимости в регистрации такого права нет; - выделение долей в натуре Вы не осуществляете, в связи с чем регистрации этой процедуры не будет; - Вы обязаны будете зарегистрировать право общей долевой собственности, в связи с чем цель N 3 соблюдается - сразу будут зарегистрированы доли каждого участника.

Название документа Вопрос: Каков порядок выделения долей в натуре участников строительства в построенном объекте для договора долевого участия в строительстве? ("Налоги" (газета), 2007, N 29) Текст документа

Вопрос: Каков порядок выделения долей в натуре участников строительства в построенном объекте для договора долевого участия в строительстве?

Ответ: При финансировании строительства объекта посредством заключения договора долевого участия в строительстве по факту завершения строительства выделения долей в натуре не потребуется, так как в результате реализации этого договора право общей собственности на объект строительства у сторон не возникает. В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" на основании договора участия в долевом строительстве у участников возникает право собственности на объекты долевого строительства. Право общей собственности возникает только на общее имущество. Понятие общего имущества в данном Законе не приведено, однако косвенно следует, что это имущество включено в объект долевого строительства и право на долю в общем имуществе не может быть отчуждено отдельно от права собственности на сам объект. Как правило, общим имуществом могут являться лестничные пролеты, коридоры, подвальные помещения и т. д. Выделение доли в натуре в общем имуществе по смыслу Закона N 214-ФЗ неосуществимо.

Название документа Вопрос: Каков порядок выделения долей в натуре участников строительства в построенном объекте для инвестиционного договора? ("Налоги" (газета), 2007, N 29) Текст документа

Вопрос: Каков порядок выделения долей в натуре участников строительства в построенном объекте для инвестиционного договора?

Ответ: Раздел имущества, находящегося в общей долевой собственности, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 252 ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 252 ГК РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. В связи с чем порядок выделения долей в натуре можно представить как: 1) определение сторонами площадей, закрепляемых за каждой из сторон; 2) регистрация прав собственности на вновь образовавшиеся объекты каждой из сторон.

Название документа Вопрос: Какие документы необходимы для реализации (закрытия) договора долевого участия в строительстве? ("Налоги" (газета), 2007, N 29) Текст документа

Вопрос: Какие документы необходимы для реализации (закрытия) договора долевого участия в строительстве?

Ответ: В соответствии со ст. 12 Закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства. Обязательства участника долевого строительства считаются исполненными с момента уплаты в полном объеме денежных средств в соответствии с договором и подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства. Учитывая изложенное, документом, необходимым для закрытия договора долевого участия в строительстве, будет являться передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства.

Название документа Вопрос: Какие документы необходимы для реализации (закрытия) договора инвестирования? ("Налоги" (газета), 2007, N 29) Текст документа

Вопрос: Какие документы необходимы для реализации (закрытия) договора инвестирования?

Ответ: Как мы понимаем, в рассматриваемом вопросе подразумевается документ, в котором стороны согласовывают результаты инвестиционного договора по факту его выполнения. Действующее законодательство не регламентирует ни вид такого документа, ни порядок его оформления. Как показывает практика, стороны инвестиционного контракта при его завершении подписывают акт о результатах инвестиционного договора.

Название документа Вопрос: Подлежит ли государственной регистрации в учреждениях по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним договор долевого участия в строительстве? ("Налоги" (газета), 2007, N 29) Текст документа

Вопрос: Подлежит ли государственной регистрации в учреждениях по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним договор долевого участия в строительстве?

Ответ: Отношения сторон в рамках договора долевого участия в строительстве регулируются Законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". В соответствии с п. 3 ст. 4 указанного Закона договор долевого участия в строительстве заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Отметим, что порядок регистрации договоров участия в долевом строительстве разъяснен в Приказе Минюста России от 9 июня 2005 г. N 82.

Название документа Вопрос: Подлежит ли государственной регистрации в учреждениях по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним договор инвестирования? ("Налоги" (газета), 2007, N 29) Текст документа

Вопрос: Подлежит ли государственной регистрации в учреждениях по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним договор инвестирования?

Ответ: Отношения сторон в рамках инвестиционного договора регулируются Законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", а также общими положениями ГК РФ. Указанные нормативно-правовые акты не предусматривают обязательную государственную регистрацию в учреждениях по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним договора инвестирования.

Название документа