Надзор за соблюдением законодательства в сфере градостроительной деятельности

(Земеров Н.)

("Законность", 2007, N 8)

Текст документа

НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н. ЗЕМЕРОВ

Н. Земеров, заместитель прокурора г. Новосибирска.

Увеличение объемов жилищного строительства не должно приводить к снижению его качественных показателей, уровень которых является ненадлежащим, равно как и работа контролирующих органов в данной сфере.

Необходимо уделять пристальное внимание вопросам надзора за соблюдением законодательства в сфере градостроительной деятельности, в отдельных случаях уже сегодня обозначив его в числе приоритетных, чтобы завтра исключить возможность разбазаривания бюджетных средств, предотвратить криминальный передел земельных ресурсов, не допустить человеческих жертв вследствие строительных катастроф.

Генеральный прокурор РФ в Приказе от 19 января 2007 г. N 11 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов" (п. 2.3) потребовал от подчиненных прокуроров обращать особое внимание на четыре вопроса в рассматриваемой сфере.

Вопрос первый - соответствие принятых законов и иных нормативных правовых актов федеральному земельному, градостроительному, жилищному и антимонопольному законодательству.

Федеральным законодательством установлена обязанность органов местного самоуправления принять определенные нормативные правовые акты в сфере градостроительства. Так, в силу п. 14 ст. 3 ФЗ от 25 октября 2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с 1 января 2010 г. при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется. Процедура принятия правил землепользования и застройки в соответствии с положениями гл. 4 Градостроительного кодекса РФ включает принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта правил и его опубликование, создание специальной комиссии по подготовке проекта правил, проведение публичных слушаний по проекту, утверждение правил представительным органом местного самоуправления.

Зачастую органы местного самоуправления, несмотря на однозначность требований принимаемых законодательных актов, не желают ломать сложившуюся систему финансовых потоков, годами поступавших от застройщиков. В частности, в Новосибирской области в 2005 - 2006 гг. арбитражным судом удовлетворены десятки исков прокуроров о признании недействительными договоров, заключаемых между мэрией г. Новосибирска и застройщиками, о перечислении застройщиками денежных средств за предоставление органом местного самоуправления гарантий последующего предварительного согласования места размещения объекта, т. е. по сути исполнение возложенной на него законодательством обязанности. Арбитражными судами не только признаны недействительными подобные договоры, но и применены последствия недействительности ничтожных сделок с обязанием мэрии г. Новосибирска возвратить застройщикам полученные денежные средства.

Анализ практики других регионов свидетельствует о многообразии выявляемых прокурорами правовых актов, противоречащих федеральным законам.

Так, в Пермском крае в феврале 2006 г. прокуратурой края принесен протест на отдельные положения Указа губернатора области от 28 июня 2004 г. N 82 об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков для строительства в аренду без проведения торгов, которые вошли в противоречие с Земельным кодексом РФ. Оно предусматривало возможность предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для жилищного строительства без проведения торгов. Протест удовлетворен.

Законодательным собранием Пензенской области был принят Закон Пензенской области от 27 ноября 2003 г. N 550-ЗПО "Градостроительный устав Пензенской области" как основной закон области, определяющий порядок осуществления градостроительной деятельности на ее территории. В связи с тем, что он не был своевременно приведен в соответствие с Градостроительным кодексом РФ, ряд его положений противоречил действующему федеральному законодательству о градостроительной деятельности. Прокуратура области опротестовала его. Протест удовлетворен.

Изложенное позволяет сделать вывод о разнообразии допускаемых органами государственной власти и местного самоуправления нарушений при принятии правовых актов и, как следствие, о необходимости всестороннего прокурорского надзора в этой сфере.

Вопрос второй - соблюдение требований законодательства при предоставлении земельных участков, в том числе для строительства жилых домов.

Общая норма, регулирующая порядок предоставления земли для строительства, закреплена в п. 1 ст. 30 ЗК, в соответствии с которой предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования и с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Федерьного кодекса РФ разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которое представляет собой документ, удостоверяющий выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Полномочия по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию возложены на федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство.

Следовательно, в рамках надзора за обеспечением качества возводимого жилья необходимо давать оценку своевременности, законности и полноты действий органов государственного строительного надзора, а также законности выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

И последний, четвертый, вопрос, на который Генеральный прокурор РФ требует обращать особое внимание, - соблюдение порядка и сроков проведения государственных экспертиз и разрешительных процедур. К ним в первую очередь относятся предусмотренные ст. ст. 51 и 55 Градостроительного кодекса РФ 10-дневные сроки выдачи разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию.

Таким образом, требуется принятие дополнительных организационно-правовых мер, направленных на активизацию прокурорского надзора и эффективное устранение нарушений законов в деятельности должностных лиц и хозяйствующих субъектов в сфере градостроительства, которые вместе с тем не должны создавать препятствий для реализации соответствующего приоритетного национального проекта, федеральных и региональных целевых программ.

Название документа