Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности

(Чеботарев В.)

("Законность", 2007, N 8)

Текст документа

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В. ЧЕБОТАРЕВ

В. Чеботарев, прокурор Владимирской области.

Владимирская область занимает относительно небольшую территорию (29 тыс. кв. км) с населением около 1,5 млн. человек, 80% жителей составляют городское население, почти треть - молодежь.

Социально-экономическое развитие области за минувший год характеризуется в целом положительной динамикой. Безработица имеет тенденцию к снижению и составляет 1,8%. В то же время дотационность региона сохраняется на уровне 18%. Вместе с тем его специфика не повлияла на распространение негативного явления, характерного для общества в целом, - экстремизма.

Несмотря на отсутствие острых социальных вспышек, экстремистские проявления становятся реальностью. В истекшем году на территории области зарегистрировано 10 преступлений указанной категории, годом раньше их было 5. В основном это посягательства, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, т. е. преступления, предусмотренные ст. 282 УК РФ.

Есть положительная практика применения ст. 280 УК по фактам публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности, выявления и пресечения их сотрудниками УФСБ в рамках оперативно-розыскной деятельности. Так, гражданин Сирии, студент 2-го курса Владимирского госуниверситета, ввез на территорию России и распространял среди иностранных студентов компакт-диск с видеофильмом о деятельности на территории Чеченской Республики незаконных формирований, содержащим призывы к насильственному изменению конституционного строя и осуществлению террористической деятельности на территории России. Основная сложность при расследовании дела состояла в доказывании умысла на осуществление призывов к экстремистской деятельности, установлении публичного характера этой деятельности. Сказывалось и отсутствие правоприменительной практики. Однако результат был достигнут, и приговором суда в июне 2005 г. студент был осужден и депортирован из страны.

На увеличении статистических показателей сказалось и ужесточение надзора в сфере регистрации и учета анализируемых преступлений. Наверное, в другое время они могли быть квалифицированы по иным составам, но уходить от проблемы - значит усложнять ее.

Что касается низкой раскрываемости. В последнее время наметилась положительная динамика. Понятно, если с момента обнаружения факта распространения материалов экстремистской направленности до реагирования на них проходит не один день, то о какой работе по "горячим следам" можно говорить.

Надо признать, что до последнего времени этот участок работы недооценивался. Не в полной мере использовали возможности оперативно-розыскных подразделений. Сейчас упорядочили работу, повысили спрос. Вместе с тем хотелось бы обратить внимание на следующее. Состав ст. 280 УК РФ (призывы к экстремистской деятельности) подследствен ФСБ, а близкий ему состав ст. 282 - нет. Притом, что Положение о Федеральной службе безопасности к основной задаче этой службы относит противодействие экстремизму. Эффективность оперативно-розыскных мер была бы на порядок выше, если сделать подследственность хотя бы альтернативной.

Уровень оперативной работы снижает и другое обстоятельство: ст. 282 отнесена к преступлениям средней тяжести, ОПД не заводятся. Этот вопрос также нуждается в разрешении в законодательном порядке.

В ряде случаев действия экстремистски настроенных лиц имели характер вандализма и выражались в осквернении зданий, квалифицировались по ст. 214 УК. Однако отсутствие квалифицирующего признака указанного преступления ("по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды") и, как следствие, возможности назначения более сурового наказания не способствует профилактике этого вида преступлений. На наш взгляд, данная статья УК нуждается в дополнении частью второй, предусматривающей указанный квалифицирующий признак.

Возникают и другие проблемы. Правоохранительные органы области испытывают серьезные сложности при проведении исследований и экспертиз печатной, аудио - и видеопродукции на предмет наличия в ней экстремистских материалов. Они вызваны отсутствием в области экспертов соответствующего профиля. Проведение таких экспертиз (исследований) в других регионах не позволяет обеспечить своевременное принятие решений по проверочным материалам и делам в установленный уголовно-процессуальным законодательством срок. В настоящее время в результате обращения прокурора области в Министерство юстиции России во Владимирской лаборатории судебной экспертизы введена ставка эксперта-лингвиста и появилась возможность исследования проводить на месте.

Несомненно, противодействие криминальному экстремизму - непосредственная функция правоохранительных органов. Однако одного этого недостаточно. Вторая составляющая нашей работы - предупреждение массового распространения экстремистских проявлений.

Федеральным законодательством важная роль в этом отводится органам государственной власти и местного самоуправления. В области действуют целевые программы по профилактике правонарушений и повышению правовой культуры населения, в которые отдельными разделами включены мероприятия по противодействию экстремизму. Мы изучили программы и пришли к выводу, что в них отсутствует системный подход, недостаточное внимание уделено целенаправленной работе с молодежью.

Специально созданной межведомственной группой под руководством заместителя прокурора области были подготовлены и направлены губернатору и в законодательное собрание области предложения о дополнении региональной программы по противодействию экстремистским проявлениям в молодежной среде. Предлагаемые мероприятия касаются, в частности:

- расширения сети военно-патриотических, спортивных и других профильных лагерей с информационно-пропагандистским сопровождением их деятельности;

- корректировки политики трудовой занятости с целью вовлечения молодежи в систему профессионального обучения, их трудоустройства с расширением практики квотирования рабочих мест;

- активного и целенаправленного использования в СМИ материалов, разоблачающих идеологию экстремизма и нацизма.

По заданию прокуратуры области горрайпрокурорами проведены проверки в органах местного самоуправления. Результаты показали, что во многих муниципальных образованиях вопреки требованиям ст. 5 ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" никакой работы в этом направлении не проводилось. Соответствующие меры реагирования приняты.

Прокуратурой совместно с УФСБ постоянно отслеживается деятельность периодических печатных изданий, проводится мониторинг содержания газетных публикаций. В необходимых случаях к проверкам привлекаются специалисты Росохранкультуры.

Под пристальным вниманием правоохранительных органов находится деятельность общественных и религиозных организаций. По состоянию на 1 января 2007 г. в области зарегистрированы 1378 общественных объединений, 342 религиозные организации, 26 региональных отделений политических партий. Действуют 8 этнических общин.

Некоторые из общественных объединений, играя на социальных проблемах определенных групп населения, предпринимают попытки распространения экстремистских проявлений межнационального характера, пытаются использовать в своих интересах антикавказские настроения.

Возникающие в связи с этим ситуации анализируем, принимаем превентивные меры на основе взаимодействия в рамках межведомственных и координационных совещаний, используем потенциал региональной антитеррористической комиссии. Вырабатываем совместные мероприятия как при получении информации о подготовке действий экстремистского толка, так и при их совершении.

Казалось бы, незначительная бытовая конфликтная ситуация на фоне антикавказских настроений могла перерасти в массовые беспорядки на межнациональной основе. В г. Александрове произошло дорожно-транспортное происшествие с участием водителя - азербайджанца, который сбил русскую женщину, причинив вред ее здоровью средней тяжести. Муж потерпевшей при помощи знакомого предпринимателя и редактора местной газеты решил организовать погром азербайджанцев на рынке, приурочив его ко Дню народного единства. Они запланировали осветить ДТП в СМИ, придав ему межнациональный окрас, акцентировать внимание на бездействии властей, связав это с засильем азербайджанцев на рынке, и изобличить пассивность правоохранительных органов, поскольку виновник ДТП был привлечен к административной ответственности в виде штрафа. Погром на рынке решено было осуществить с привлечением националистов из соседнего региона.

Сотрудники УФСБ, получив оперативную информацию, незамедлительно проинформировали прокуратуру области. Был выработан и реализован план совместных действий. Одновременно с проведением оперативно-профилактических мероприятий по недопущению проведения акции городской прокурор провел беседу с потерпевшей, ее мужем, предпринимателем и редактором газеты, разъяснил положения законодательства о недопустимости действий экстремистского характера и об ответственности. В то же время прокуратура опротестовала постановление начальника ГИБДД в отношении виновника ДТП из-за мягкости наказания, решением суда он был лишен водительских прав. В результате максимально быстрого реагирования по использованию как оперативно-профилактических возможностей, так и предоставленных прокуратуре полномочий удалось не допустить перерастания локального инцидента в массовые беспорядки.

Мы не склонны драматизировать ситуацию в области, но и недооценивать ее нельзя. Тем более в условиях приближающихся выборов в высшие органы власти страны. Определены и осуществляются дополнительные меры противодействия экстремистским и иным антиконституционным проявлениям.

Название документа