К вопросу о субъекте регистрации незаконных сделок с землей

(Булавинцев А. Т.) ("Законы России: опыт, анализ, практика", 2007, N 5) Текст документа

К ВОПРОСУ О СУБЪЕКТЕ РЕГИСТРАЦИИ НЕЗАКОННЫХ СДЕЛОК С ЗЕМЛЕЙ

А. Т. БУЛАВИНЦЕВ

Анатолий Тихонович Булавинцев, начальник отдела регистрации прав на землю Главного управления Федеральной регистрационной службы по г. Москве.

По прямому указанию уголовного закона субъектом предусмотренных ст. 170 УК РФ преступных деяний является должностное лицо, которое, используя свое служебное положение, регистрирует заведомо незаконные сделки с земельными участками или умышленно искажает учетные данные государственного земельного кадастра либо умышленно занижает размеры платежей за землю. Уголовный закон, тем самым, в качестве обязательного признака каждого из предусмотренных ст. 170 УК РФ составов преступлений рассматривает специального субъекта. Если иметь в виду сформулированное в прим. 1 к ст. 285 УК РФ определение понятия должностного лица, которое, по мысли законодателя, распространяется только на нормы гл. 30 УК РФ, то напрашивается вывод о существующих содержательных различиях между данным понятием и понятием должностного лица в ст. 170 УК РФ. Думается, что это не так, поскольку речь идет исключительно о технических погрешностях, допущенных законодателем при конструировании дефиниции в вышеназванном примечании. В то же время нельзя не учитывать, что дополнительные признаки специального субъекта либо прямо описываются законодателем в диспозиции соответствующей нормы, либо эти признаки субъекта устанавливаются путем логического и грамматического толкования нормы <1>. -------------------------------- <1> См.: Уголовное право. Общая часть / Под ред. Н. М. Кропачева, Б. В. Волженкина, В. В. Орехова. СПб., 2006. С. 453.

Экстраполируя данный тезис на проблему установления признаков специального субъекта преступления применительно к каждому из преступных деяний, предусмотренных ст. 170 УК РФ, целесообразно обратить внимание на следующее обстоятельство. Несмотря на то что в тексте ст. 170 УК РФ прямо указано на должностное лицо как на субъект преступления, использование логического, грамматического, а также систематического толкования указанной уголовно-правовой нормы в целях полного раскрытия признаков должностного лица применительно к каждому из предусмотренных ею альтернативных деяний представляется оправданным и необходимым. Таким образом, при установлении и описании признаков субъекта преступлений, выражающихся в регистрации заведомо незаконных сделок с земельными участками, искажении учетных данных государственного земельного кадастра, а также умышленном занижении размеров платежей за землю, наряду с анализом общего понятия должностного лица (прим. 1 к ст. 285 УК РФ) представляется уместным систематическое толкование норм гражданского, земельного и налогового законодательства, определяющих полномочия тех или иных работников учреждений, организаций или предприятий. Общие для всех субъектов преступлений (ст. 170 УК РФ) признаки должностного лица вытекают из прим. 1 к ст. 285 УК РФ. В нем под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Признаки представителя власти, которые, по нашему мнению, имеют важное значение при определении субъекта преступных деяний, предусмотренных ст. 170 УК РФ, раскрыты в прим. к ст. 318 УК РФ, согласно которому таковым признается лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Более детально раскрыты особенности представителя власти в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" <2>, согласно которому к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами и организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД РФ и ФСБ РФ, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями). -------------------------------- <2> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 4. С. 5.

С учетом изложенного можно утверждать, что представители власти наделены административно-властными полномочиями, позволяющими им осуществлять функции федеральной государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), государственной власти субъектов РФ, а также властных органов местного самоуправления. В интересующем нас аспекте целесообразно обратить внимание на работников государственных надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном порядке распорядительными полномочиями либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности. Такие лица, будучи наделенными административно-властными полномочиями, являются должностными и не только представляют интересы надзирающих и контролирующих органов, но и реализуют управленческие полномочия, которые делегированы им государством. В сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним органом государственного контроля является Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация), действующая на основании Положения о Федеральной регистрационной службе, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1315. В соответствии с данным Положением Росрегистрация в числе других возложенных на нее полномочий осуществляет также государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, координирует работу по созданию органов по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и осуществляет правовой контроль их деятельности; обеспечивает соблюдение Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также создание и функционирование системы указанного реестра в электронном виде; принимает решение о предоставлении информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним в порядке, установленном законодательством РФ. Функции в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Росрегистрация осуществляет непосредственно и через территориальные органы. В соответствии с Общим положением о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ от 3 декабря 2004 г. N 183, территориальный орган Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) РФ - Главное управление (управления) Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) РФ осуществляет следующие полномочия: 1) принимает документы, необходимые для регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с Федеральным законом "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", регистрирует такие документы; 2) проводит правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию, и проверку законности сделок с недвижимым имуществом; 3) вносит записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при отсутствии оснований для отказа или приостановления государственной регистрации; 4) совершает соответствующие надписи на правоустанавливающих документах и выдает документы, подтверждающие проведение государственной регистрации прав на недвижимое имущество; 5) выдает информацию о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества и др. Указанные полномочия в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют должностные лица Федеральной регистрационной службы и ее территориальных органов, именуемые государственными регистраторами. В случае регистрации заведомо незаконных сделок с земельными участками государственный регистратор как должностное лицо выступает в качестве субъекта преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ. Специальным субъектом преступления в виде искажения учетных данных государственного земельного кадастра является также должностное лицо, осуществляющее возложенные на него функции по ведению государственного земельного кадастра в соответствии с полномочиями, закрепленными за органом государственного земельного контроля - Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Согласно Положению о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2004 г. N 418, на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости возложены следующие полномочия в области государственного контроля за соблюдением земельного законодательства: 1) проведение территориального землеустройства в соответствии с решениями органов государственной власти, а также территориального землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности; 2) проведение государственной кадастровой оценки земель; 3) представление результатов государственной оценки земель в соответствии с законодательством РФ; 4) ведение государственного земельного кадастра, градостроительного кадастра и государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства; 5) создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов капитального строительства; 6) представление заинтересованным лицам сведений государственного земельного кадастра и сведений об объектах капитального строительства; 7) утверждение карт (планов) и материалов межевания объектов землеустройства и др. Функцию по ведению государственного земельного кадастра, наряду с другими полномочиями в сфере осуществления государственного контроля за соблюдением земельного законодательства, выполняют территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, полномочия которых конкретизированы Типовым положением о территориальном органе Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 21 февраля 2006 г. N 47. Следовательно, субъектом преступления в форме искажения учетных данных государственного земельного кадастра (ст. 170 УК РФ) являются должностные лица Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов, которые в соответствии с возложенными на них служебными обязанностями ведут государственный земельный кадастр. Вопрос о субъекте преступления в виде умышленного занижения размеров платежей за землю (ст. 170 УК РФ) является в науке уголовного права дискуссионным. Некоторые авторы обосновывают мнение о том, что субъектом анализируемого преступления может быть должностное лицо предприятия, учреждения, организации, ответственное за представление в налоговые органы расчета причитающегося с них налога по каждому земельному участку <3>. Данная точка зрения была подвергнута критике Б. В. Волженкиным, по мнению которого субъектом умышленного занижения размеров платежей за землю являются "должностные лица органов местного самоуправления, незаконно понизившие ставки или установившие льготы по земельному налогу для отдельных плательщиков, а также должностные лица налоговых органов Российской Федерации, умышленно занизившие размер земельного налога с гражданина. При умышленном занижении нормативной цены на землю в случае ее продажи гражданам ответственность несут должностные лица органов местного самоуправления" <4>. Следует также выделить позицию по данному вопросу Н. А. Лопашенко, которая пришла к выводу, что "занижение размера обязательных платежей за землю, совершенное руководителем государственного предприятия, квалифицируется по ст. 199 УК, равно как и занижение земельного налога руководителем негосударственной организации" <5>. -------------------------------- <3> См.: Гаухман Л. Д., Максимов С. В. Преступления в сфере экономической деятельности. М., 1998. С. 137; Уголовное право. Особенная часть / Под ред. А. И. Рарога. М.: ИМПЭ, 1996. С. 152. <4> Волженкин Б. В. Преступления в сфере экономической деятельности (экономические преступления). СПб., 2002. С. 158. <5> Лопашенко Н. А. Преступления в сфере экономической деятельности (комментарий к главе 22 УК РФ). Ростов н/Д, 1999. С. 51.

В связи с произошедшими в последние годы изменениями в налоговом и земельном законодательстве, регламентирующем процедуры исчисления и уплаты земельного налога, думается, что высказанные указанными авторами точки зрения по вопросу субъекта умышленного занижения размеров платежей за землю нуждаются в определенной корректировке и уточнении. Учитывая бланкетный характер диспозиции ст. 170 УК РФ, можно сказать, что при уяснении признаков субъекта преступления в виде умышленного занижения размеров платежей за землю систематическому толкованию подлежат уголовно-правовые нормы, содержащиеся в ст. 170 УК РФ, прим. 1 к ст. 285 УК РФ, а также нормы налогового и земельного законодательства, регламентирующие процедуры исчисления и уплаты земельного налога и арендной платы за пользование земельным участком. В соответствии с п. 2 ст. 396 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму земельного налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно. Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, также самостоятельно исчисляют сумму земельного налога (сумму авансовых платежей по налогу) в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности. Согласно п. 3 ст. 396 НК РФ сумма земельного налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Таким образом, обязанность по исчислению сумм земельного налога налоговым законодательством дифференцируется в зависимости от категории налогоплательщиков: налогоплательщики-организации и налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, использующие земельные участки в предпринимательской деятельности. Что касается обязанности по исчислению размера земельного налога на земельный участок, права на который принадлежат физическому лицу, то эта обязанность возложена на налоговые органы. Это означает, что вопрос о субъекте преступления в виде умышленного занижения размеров платежей за землю с точки зрения теории и практики уголовного права также должен решаться дифференцированно. Вряд ли требует глубокого научного обоснования тезис о том, что субъектом преступления в виде занижения размера земельного налога, уплачиваемого физическим лицом, является должностное лицо налогового органа, осуществляющее расчет суммы данного налога. Подобный расчет объективируется, т. е. получает материальную фиксацию в налоговом уведомлении, направляемом должностным лицом налогового органа физическому лицу, обладающему соответствующим правом на земельный участок. Поэтому с момента внесения в налоговое уведомление не соответствующих действительности сведений, в частности касающихся уменьшения ставки земельного налога или уменьшения налоговой базы, содеянное образует оконченное преступление, а должностное лицо налогового органа, совершившее подлог с использованием своих служебных полномочий, несет ответственность по ст. 170 УК РФ. Отметим, что физическое лицо, организовавшее совершение преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, либо склонившее к его совершению должностное лицо налогового органа, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т. п., может нести ответственность в зависимости от содеянного им как организатор, подстрекатель либо пособник по соответствующей части ст. 33 УК РФ и ст. 170 УК РФ. При этом возникает вопрос о квалификации действий физического лица, не уплатившего земельный налог, в том числе и в случае, когда его размеры занижены. Отвечая на поставленный вопрос, целесообразно учитывать, что в соответствии с п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Поскольку на физических лицах, обязанных уплачивать земельный налог, по смыслу ст. 398 НК РФ не лежит обязанность по представлению в налоговый орган налоговой декларации и других документов, служащих основанием для исчисления и уплаты земельного налога, например расчетов по авансовым платежам по земельному налогу, то они не могут нести ответственность по ст. 198 УК РФ за уклонение от уплаты данного налога. Пленум Верховного Суда РФ в п. 6 Постановления от 28 декабря 2006 г. N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления" разъяснил, что "субъектом преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ, является достигшее шестнадцатилетнего возраста физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), на которое в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по исчислению и уплате в соответствующий бюджет налогов и (или) сборов, а также по представлению в налоговые органы налоговой декларации и иных документов, необходимых для осуществления налогового контроля, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным" <6>. Изложенное не снимает вопроса о квалификации действий физического лица, не уплатившего земельный налог согласно расчету (в том числе заниженному), содержащемуся в налоговом уведомлении. По нашему мнению, такие действия образуют состав предусмотренного ст. 122 НК РФ налогового правонарушения, влекущего ответственность в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. -------------------------------- <6> Российская газета. 2006. 31 декабря.

Более сложным представляется вопрос относительно субъекта исследуемого преступления в случаях, когда обязанность по исчислению земельного налога возложена на организацию. Отметим, что круг организаций, на которые возложена эта обязанность, ограничен налоговым законодательством. В частности, освобождаются от налогообложения организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций; организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования; религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, и ряд других организаций, исчерпывающий перечень которых закреплен в ст. 395 НК РФ. Необходимо также иметь в виду, что согласно п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектами налогообложения земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исчерпывающие перечни таких земельных участков содержатся в ст. 27 ЗК РФ. Это означает, что организации, которым принадлежат изъятые из оборота или ограниченные в обороте земельные участки, также освобождены от необходимости исчисления и уплаты земельного налога. Следовательно, должностные лица таких организаций не могут быть субъектом предусмотренного ст. 170 УК РФ преступления в виде умышленного занижения размеров платежей за землю. Что же касается вопроса о признании субъектом исследуемого преступления должностных лиц организаций, обязанных исчислять и уплачивать земельный налог, то данный вопрос может быть решен следующим образом. Субъектом предусмотренного ст. 170 УК РФ преступления могут быть руководители и главные бухгалтеры государственных и муниципальных учреждений, которые, выполняя соответственно организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, являются должностными лицами, т. е. отвечают указанным в прим. 1 к ст. 285 УК РФ признакам. Преступление в виде умышленного занижения размеров платежей за землю совершается ими путем внесения не соответствующих действительности сведений о налоговой базе, ставке земельного налога и т. п. в официальный расчетный документ - форму Налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу. Не случайно в Приказе Министерства финансов РФ от 19 мая 2005 г. N 66н <7> (с изм. от 12 апреля 2006 г.), утвердившем указанную выше форму, специально оговаривается, что достоверность и полнота сведений, содержащихся в этом официальном документе, подтверждаются подписями руководителя и главного бухгалтера организации. -------------------------------- <7> См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 24.

Подобного рода вывод вряд ли возможен в отношении руководителей и главных бухгалтеров коммерческих и иных организаций независимо от формы собственности либо некоммерческих организаций, не являющихся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением. Известно, что в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 50 ГК РФ коммерческой организацией признается организация, которая в качестве основной цели своей деятельности преследует извлечение прибыли. К таким организациям относятся хозяйственное товарищество и общество, производственный кооператив, государственное и муниципальное унитарное предприятие. К некоммерческим организациям относятся потребительский кооператив, общественные или религиозные организации (объединения), учреждения, благотворительные или иные фонды и другие прямо предусмотренные законом виды юридических лиц (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Руководители и главные бухгалтеры указанных организаций не обладают признаками должностного лица, указанными в прим. 1 к ст. 285 УК РФ. Пленум Верховного Суда РФ в п. 6 Постановления от 10 февраля 2000 г. "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" отметил, что "лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой или иной организации независимо от формы собственности либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением... не могут быть признаны должностными лицами". Таким образом, толкуя буквально диспозицию ст. 170 УК РФ, можно сказать, что в действиях, к примеру, руководителя или главного бухгалтера производственного или потребительского кооператива, государственного унитарного предприятия отсутствуют признаки субъекта преступления в виде умышленного занижения размеров платежей за землю, если они в процессе исчисления суммы земельного налога путем интеллектуального или физического подлога внесли ложные сведения в форму Налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу. Содеянное в подобного рода случаях образует предусмотренное ст. 327 УК РФ преступление - подделку официального документа. Аналогичным образом, т. е. по ст. 327 УК РФ, квалифицируются действия индивидуального предпринимателя, который при расчете подлежащего уплате земельного налога на земельный участок, используемый в предпринимательской деятельности, занижает его сумму путем внесения ложных сведений в форму Налогового расчета по авансовым платежам, поскольку он (индивидуальный предприниматель) не является должностным лицом, как того требует ст. 170 УК РФ. Вместе с тем нельзя исключать уголовную ответственность руководителя и главного бухгалтера коммерческих или иных организаций независимо от формы собственности либо некоммерческих организаций, не являющихся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, а также индивидуального предпринимателя за совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 199 и 198 УК РФ. Дело в том, что в соответствии с п. 1 ст. 398 НК РФ указанные выше лица обязаны по истечении налогового периода представить в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу. Кроме того, в п. 2 ст. 398 НК РФ установлено, что налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по земельному налогу, обязаны по истечении отчетного периода представить в налоговый орган по месту нахождения земельного участка расчет по авансовым платежам по налогу. В случае непредставления такой декларации, а равно представления в налоговый орган расчетов по авансовым платежам с заниженными суммами исчисленного земельного налога и при условии неуплаты налога в крупном размере руководители и главные бухгалтеры коммерческих или иных организаций независимо от формы собственности либо некоммерческих организаций, не являющихся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, а также индивидуальные предприниматели несут уголовную ответственность соответственно по ст. ст. 199 и 198 УК РФ за уклонение от уплаты земельного налога. Кстати говоря, дополнительно по ст. 199 УК РФ несут ответственность также руководители и главные бухгалтеры государственных или муниципальных учреждений, если они после совершения преступления в виде умышленного занижения размеров платежей за землю (ст. 170 УК РФ) выполнят действия, образующие объективную сторону состава уклонения от уплаты земельного налога с организации. Таким образом, можно заключить, что уголовную ответственность по ст. 170 УК РФ за умышленное занижение размеров платежей за землю могут нести только должностные лица государственных или муниципальных учреждений - руководитель и главный бухгалтер. В случае если эти должностные лица после совершения предусмотренного ст. 170 УК РФ преступления выполнят действия, образующие состав уклонения от уплаты земельного налога с организации, содеянное ими должно дополнительно квалифицироваться по ст. 199 УК РФ. Не являются субъектом предусмотренного ст. 170 УК РФ преступления физические лица, руководители и главные бухгалтеры коммерческих и некоммерческих организаций, а также индивидуальные предприниматели. При занижении руководителями и главными бухгалтерами коммерческих или некоммерческих организаций, а также индивидуальными предпринимателями размера подлежащего уплате земельного налога содеянное ими образует состав подлога официального документа (ст. 327 УК РФ). В случае если указанные лица после совершения подлога в процессе исчисления размера земельного налога совершат действия, влекущие неуплату земельного налога, содеянное руководителем и главным бухгалтером коммерческой или некоммерческой организации образует совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 327 и 199 УК РФ, а содеянное индивидуальным предпринимателем - совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 327 и 198 УК РФ. Говоря о субъекте умышленного занижения размеров платежей за землю (ст. 170 УК РФ), следует вспомнить и о таком виде земельного платежа, как арендная плата за использование земельного участка, которая в соответствии с гражданским законодательством является необходимым элементом договора аренды. Поскольку субъектом преступления в виде занижения размеров платежей за землю может быть только должностное лицо, то занижение арендной платы за пользование земельным участком возможно при сдаче в аренду земельных участков, находящихся в государственной либо муниципальной собственности. Занижение размеров арендной платы при сдаче в аренду земельных участков, находящихся в частной собственности, состава анализируемого преступления не образует. В смысле ст. 170 УК РФ при сдаче в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, арендодателями выступают уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Если земельный участок сдается в аренду из земель, находящихся в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований, то общие принципы определения арендной платы (порядок, условия и сроки внесения платежей) устанавливаются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления соответственно. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. При определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, учитываются нормы бюджетного законодательства, устанавливающие поправочные коэффициенты и содержащиеся в федеральных законах на соответствующий год. Арендная плата за землю выступает в качестве важного источника формирования финансовой базы органов государственной власти и местного самоуправления. Поэтому умышленное занижение в договоре аренды земельного участка размера арендной платы (например, путем уменьшения ставки арендной платы, уменьшения поправочных коэффициентов и т. п.) в конечном итоге приводит к причинению существенного вреда финансовым интересам государства и органов местного самоуправления. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что не всякое уменьшение должностным лицом органа государственной власти или местного самоуправления, скажем, установленного коэффициента к ставкам арендной платы образует предусмотренное ст. 170 УК РФ преступление. Дело в том, что такие поправочные коэффициенты могут в установленном порядке снижаться решениями органов местного самоуправления в отношении отдельных категорий арендаторов. Например, Постановлением Правительства Москвы от 29 марта 2005 г. N 162-ПП "О коэффициентах к ставкам арендной платы за землю для категорий арендаторов, занимающихся приоритетными для города видами деятельности" (с изм. от 9 августа 2005 г., от 25 апреля, 17 октября 2006 г.) понижающие коэффициенты к ставкам арендной платы за землю при установлении размера арендной платы были снижены указанным арендаторам. Разумеется, установление должностным лицом органа местного самоуправления в договоре аренды земельного участка арендной платы с учетом официально определенных понижающих коэффициентов не образует преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ. Изложенное позволяет заключить, что субъектом преступления в виде умышленного занижения размеров арендной платы за использование земельного участка может быть должностное лицо органа государственной власти и органа местного самоуправления, снизившее в договоре аренды ее официально установленный размер.

Название документа