Конституционная гарантия каждого на получение квалифицированной юридической помощи невозможна без более полного использования потенциала нотариата
(Клячин Е. Н.)
("Нотариус", 2007, N 2)
Текст документа
КОНСТИТУЦИОННАЯ ГАРАНТИЯ КАЖДОГО НА ПОЛУЧЕНИЕ
КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕВОЗМОЖНА БЕЗ
БОЛЕЕ ПОЛНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА НОТАРИАТА
ДОКЛАД
Е. Н. КЛЯЧИН
Клячин Е. Н., президент Федеральной нотариальной палаты.
Уважаемые коллеги!
Искренне рад приветствовать вас на нашей конференции.
Прошло уже 14 лет с тех пор, как в России началась полномасштабная реформа нотариата. По признанию юридического сообщества и ведущих политиков, эта реформа стала одной из самых успешных и реальных реформ в правовой сфере, позитивные результаты которой ощутили практически все россияне.
Значение и роль нотариата сегодня признают не только ученые, занимающиеся теорией нотариата, не только практикующие юристы, но и политическая элита и структуры гражданского общества. И прямым тому подтверждением является авторитетный состав участников сегодняшней конференции. Во всяком случае, я никогда еще на собраниях и форумах нотариата не видел в президиуме одновременно трех министров юстиции. По моим подсчетам, в зале находятся более 15 докторов юридических наук, кандидаты юридических наук, представители всех ветвей власти, что говорит о повышенном интересе общества и государства к нашим проблемам.
Разумеется, становление и развитие молодого российского нотариата проходило не без трудностей, не без проблем и, можно даже сказать, не без кризисов, но все же большинство из них нам удалось успешно преодолеть.
Каков сегодня российский нотариат? Какие перед ним стоят задачи? Что удалось и что пока не удалось воплотить? Что предстоит нам сделать и какие мы ставим перед собой стратегические задачи? Эти и многие другие вопросы, надеюсь, станут предметом обсуждения на конференции.
Позвольте мне поделиться с вами своим видением ситуации. Демократическое государство может быть признано таковым, если его устройство и деятельность обеспечены соответствующими правовыми институтами, призванными, в свою очередь, обеспечивать конституционные права и свободы человека и гражданина. Формирование современной правовой системы в стране, совершенствование законодательства неразрывно связаны с развитием и повышением роли институтов гражданского общества, к каковым относится и нотариат. Нотариат является одним из тех институтов гражданского общества, которым в первую очередь приходится не только проводить от имени государства правовые реформы, но и познавать их социальные последствия. Учитывая накопленный опыт деятельности нотариальных палат, ставших первыми в нашей стране объединениями на принципах саморегулирования, и высокие профессиональные знания нотариусов, государство и общество вправе ожидать от института нотариата более активных действий, не ограниченных лишь урегулированием вопросов нотариального сообщества и совершением нотариальных действий. Потенциал нотариата, например, наряду с адвокатурой мог бы быть более активно задействован в пропаганде правовых знаний, в оказании содействия по формированию общественного правосознания и нравственности, соответствующих правовому государству.
В целях успешного формирования гражданского общества необходима выработка практики гражданско-правового взаимодействия гражданина и организации, гражданина и государства. Нотариус как представитель гражданского общества и одновременно как носитель публично-правовых полномочий, оказывая юридические консультации и нотариальную помощь, вполне успешно мог бы способствовать укреплению авторитета государственных органов власти, становлению правового государства путем формирования у граждан уважения к закону. Однако для этого в первую очередь необходимо совершенствование самого законодательства, направленное на исключение пробелов в урегулировании тех или иных правоотношений и на недопустимость возможности вольного толкования по своему усмотрению законодательства со стороны чиновников.
И хотя, как отметил в своем докладе об итогах 2006 года и основных проблемах 2007 года Президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации академик Евгений Примаков, прошли времена, когда на высшем уровне отрицали необходимость "государственных вложений в человека", наглядных примеров несовершенства законодательства, ущемляющих права участников гражданского оборота, увы, еще очень много.
Свежий пример - принятие Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ, в соответствии с которым должностные лица местного самоуправления наделяются правом совершать определенные нотариальные действия. Предусмотрев право указанных лиц совершать нотариальные действия, законодатель оставил без внимания вопросы о профессиональном уровне подготовки этих должностных лиц. Ни слова не сказано и о контроле за их деятельностью, об их ответственности за совершение нотариального действия с нарушением законодательства, о хранении нотариального архива, о праве должностных лиц местного самоуправления выдавать дубликаты нотариальных актов и так далее. Понятно, что все эти вопросы неизбежно дадут о себе знать, и в первую очередь недоработки этого Закона ударят по гражданам, которые столкнутся с негативными последствиями этих нововведений.
Еще один достаточно свежий пример несовершенства законодательства - это принятие всем вам хорошо известного Федерального закона от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ, предусмотревшего право граждан передавать документы для государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество в определенных случаях. Мы знаем, что это может делать нотариус. Казалось бы, идея правильная, позитивная, идея правовая. Но без определения статуса вменяемого нотариусу действия и порядка его совершения обесценивается весь позитив. Желание помочь гражданам, упростить процедуру регистрации останется нереализованным, так как воспользоваться этим своим правом гражданин не сможет.
Как мы видим, проблемы, которые решаются не комплексно, не системно, а лишь частично, - это проблемы нерешенные. И разрешение этих проблем, к сожалению, иногда длится годами. Например, вопрос о свидетельствовании подписи на заявлениях о регистрации бывшего руководителя единоличного органа юридического лица оказался решен только на уровне Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и лишь два года спустя после того, как нотариальное сообщество аргументированно и убедительно сформулировало его налоговым органам.
Чтобы оценить востребованность института нотариата, эффективность использования имеющегося у него потенциала, следует обратиться к цифрам. Я не буду утомлять вас громоздкими перечислениями, но принципиально важные назову. В 2000 году нотариусами Российской Федерации было совершено 30 миллионов нотариальных действий, в 2005 году - 73 миллиона, то есть произошел рост в 2,5 раза. Но если посмотреть по видам нотариальных действий, налицо увеличение сложных, социально значимых нотариальных действий, которые отражают суть нотариальной деятельности. Соответственно значительно увеличилось количество простых, не требующих высокой квалификации действий. Так, в 2000 году было удостоверено около 1 миллиона договоров по отчуждению имущества, а в 2005 году - 339 тысяч и так далее (см. таблицу 1).
Таблица 1
Динамика изменения количества нотариальных действий
Год Общее Количество В процентах Количество В процентах Договоры
количество договоров к общему договоров к общему залога
нотариальных отчуждения количеству отчуждения количеству недвижимости
действий недвижимого нотариальных автотранспорта нотариальных (ипотека)
имущества действий действий
1997 71858138 1398850 1,9467% 200682 0,2793% 19943
1998 20231406 2662700 13,1612% 96731 0,4781% 13485
1999 31375419 1080083 3,4424% 88776 0,2829% 14487
2000 29904561 742256 2,4821% 78654 0,2630% 14778
2001 45526623 720307 1,5822% 71982 0,1581% 23287
2002 57427651 628477 1,0944% 63765 0,1110% 27467
2003 54856311 525283 0,8099% 81943 0,1263% 41306
2004 82150432 477335 0,5810% 78991 0,0962% 52763
2006 73133171 338989 0,4635% 75365 0,1031% 24138
Мы, таким образом, вынуждены констатировать неэффективное использование нотариата и соответственно уменьшение правовой защищенности граждан и юридических лиц, поскольку единственной задачей нотариата, как мы знаем, является защита прав этих субъектов.
Конституционная гарантия каждого на получение квалифицированной юридической помощи (включая, разумеется, и нотариальную помощь) невозможна без более полного использования потенциала нотариата. А для этого необходимо решение ряда принципиальных вопросов, определяющих роль и место нотариата в правовой системе государства. Я имею в виду и взаимоотношения нотариата с органами государственной власти, и более четкое определение понятия нотариальной тайны, правового статуса нотариального акта, процедуру совершения нотариального действия, и ряд других вопросов, которые способствовали бы развитию нотариальной деятельности. Необходимо на уровне закона придать особую силу презумпции и достоверности сделкам и фактам, удостоверенным или засвидетельствованным в нотариальном порядке, путем освобождения от доказывания в судебном процессе обстоятельств, содержащихся в нотариальном акте, и путем расширения перечня нотариальных документов, имеющих силу исполнительного документа. Тем самым действующее законодательство Российской Федерации будет приведено в соответствие с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 1998 года N 15-П, констатировавшим доказательную силу и публичное признание нотариально оформленных документов. Не говоря уже о том, что это позволит существенно снизить нагрузку на суды и гарантировать реальное обеспечение защиты прав добросовестного приобретателя.
С большим сожалением могу заметить, что, несмотря на это Постановление, публично-правовой статус нотариата до настоящего времени не закреплен на законодательном федеральном уровне.
В целях обеспечения реализации конституционного права граждан на наследство назрела необходимость в создании всероссийского единого реестра завещаний и в рассмотрении вопроса о присоединении России к Конвенции о системе регистрации завещаний, заключенной в Базеле 16 мая 1972 года. В противном случае из-за отсутствия после смерти завещателя источника получения сведений о составленном завещании права наследников не будут защищены должным образом.
Все эти вопросы, как мне представляется, следовало бы урегулировать в новом Федеральном законе о нотариате, поскольку принятые в 1993 году Основы законодательства Российской Федерации о нотариате - это продукт своего времени, и этот Закон был призван регулировать правоотношения именно в период становления небюджетного нотариата. Мы уже, как вам всем известно, начали работу над проектом нового Закона. Делалось это по поручению Администрации Президента. Но, к сожалению, это так и осталось проектом. Возникает вполне резонный вопрос: если в 2002 году уже было осознание необходимости новых подходов, нового правового регулирования отношений в области нотариата, то по прошествии пяти лет, естественно, мы констатируем, что острота этого вопроса не пропала.
Прошедшие четырнадцать лет с момента начала реформы института нотариата в Российской Федерации позволили нотариату существенно развиться, укрепили его правовой статус. За этот период во много раз возросла и численность нотариусов. Вот некоторые статистические данные (см. таблицу 2).
Таблица 2
Динамика изменения количества частнопрактикующих
и государственных нотариусов
Год Количество нотариусов, Количество Количество
работающих в частнопрактикующих нотариальных
государственных нотариусов палат без
нотариальных конторах государственных
нотариусов
1999 967 5644 27
2000 853 5650 27
2001 701 5919 27
2002 614 6177 27
2003 421 6371 35
2004 308 6628 49
2005 150 6890 64
2006 169 7074 66
Налицо устойчивая тенденция выбора государства, властей субъектов Федерации в пользу небюджетного нотариата. К сожалению, нередко небюджетный нотариат воспринимают как придаток государственного аппарата. И далеко не все и не всегда понимают, что нотариат - это институт гражданского общества, обладающий относительной самостоятельностью и независимостью от государства.
Проявляется такой негатив чаще всего в игнорировании государственными органами требований о недопустимости разглашения нотариальной тайны, в изъятии у нотариуса без возврата нотариальных дел, с чем мы нередко сталкиваемся, в отсутствии условий и порядка передачи нотариального архива на хранение нотариусам, а также в предъявлении требований к содержанию нотариального акта, исходя из Правил ведения Единого государственного реестра. До настоящего времени в законе Российской Федерации сохраняется диспропорция в части определения статуса нотариуса и нотариальной деятельности. Согласно Основам нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует цели извлечения прибыли, в то же время для налогообложения частнопрактикующих нотариусов применяется инструментарий, используемый при исчислении налогов с предпринимателей, включающий в себя и такой институт, как себестоимость. И это происходит несмотря на то, что теперь даже в рамках налогового законодательства нотариус исключен из категории предпринимателей. Общая направленность на приравнивание нотариальной деятельности к предпринимательской прослеживается и в других отраслях права, в частности, в Трудовом кодексе РФ мы опять поименованы как предприниматели. К сожалению, примеров таких диспропорций в законодательстве можно привести очень много. К их числу относится и отсутствие механизма возмещения государством нотариусам затрат на льготное нотариальное обслуживание некоторых категорий граждан и юридических лиц, несмотря на обязательность предоставления такого обслуживания.
Эффективность деятельности нотариата, сочетающего в себе элементы института гражданского общества, публичной власти и механизма реализации отдельных общегосударственных задач, невозможна без совершенствования процедуры допуска к профессии нотариуса. Лицо, изъявившее желание заняться нотариальной деятельностью, равно как и сам нотариус, помимо надлежащего уровня профессиональных знаний должно обладать высокими нравственными качествами, такими, как честь, совесть, добропорядочность, нетерпимость к нарушению закона. Думаю, что расширение присутствия представителей общественности в комиссиях при проведении конкурса на занятие вакантной должности нотариуса создаст мощную преграду для коррупции. В тех же целях следовало бы также четко урегулировать критерии и условия допуска к профессии нотариуса после лишения нотариуса права заниматься нотариальной деятельностью. В настоящее время государственной властью проводятся широкие экономические преобразования. Очевидно, что институты гражданского общества должны иметь возможность реагировать на эти преобразования оперативно. Но для этого необходимо более эффективное государственное управление, и в первую очередь упорядочение функций и полномочий государственных органов.
Надеюсь, вы согласитесь с тем, что отсутствие эффективного государственного управления особо остро прочувствовал именно нотариат. В период решения вопроса о разграничении полномочий в сфере нотариата между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации, проведения административной реформы государственных органов исполнительной власти из-за путаницы в компетенции федеральных ведомств организационная деятельность нотариата оказалась на некоторое время практически парализованной.
Действительно, мы столкнулись с ситуацией, когда четыре нормативных акта разного статуса: от закона до постановления и приказа министра - противоречили друг другу, хотя бы в части назначения на должность нотариуса. Сейчас эти вопросы отчасти уже решены, но так, конечно, быть не должно.
В целях предотвращения названных проблем, а также для решения иных вопросов, возникающих в нотариальной деятельности и касающихся, например, порядка хранения денежных средств в депозите нотариуса, передачи на хранение в банк входящих в состав наследства валютных ценностей, драгоценных металлов и камней, необходимо перевести взаимоотношения нотариального сообщества с Федеральной регистрационной службой и ее территориальными органами на новый уровень. Необходимо усилить контроль со стороны Росрегистрации и объединить усилия для поиска путей выхода из проблемных ситуаций, возникающих в деятельности нотариата. Я здесь полностью согласен с В. Ф. Яковлевым, который еще раз подчеркнул, и нас не надо здесь особенно убеждать, что только государственный контроль позволит нотариату эффективно осуществлять свои функции.
Как уже было отмечено выше, высокий профессиональный потенциал нотариата несопоставим с его крайне ограниченным использованием. Можно с грустью констатировать, что на сегодняшний момент нотариат практически выведен из участия в гражданских договорных отношениях и его знания применяются в лучшем случае для удостоверения доверенностей, а в основном при свидетельствовании подлинности подписей и верности копий документов.
Вместе с тем более широкое использование знаний и интеллектуального потенциала нотариата могло бы обеспечить реальную защиту прав и законных интересов участников гражданского оборота, предотвратить возможность возникновения споров уже на стадии заключения сделки, разгрузить суды, освободить от бремени судебных разбирательств участников сделки. Нотариат прекрасно справляется с оформлением наследственных прав, являющихся по своей сути одним из самых сложных нотариальных действий. И, пожалуй, в настоящее время лучше нотариусов никто не знает всех тонкостей, нюансов и проблем наследственного права.
Представляется, что потенциал нотариата мог бы успешно использоваться в примирительных производствах, в обеспечении защиты прав акционеров и предотвращении незаконного захвата корпораций, в оказании помощи по сбору и передаче документов в соответствующие органы. Я бы хотел сказать и подчеркнуть, что нотариат не ставит задачу сделать визит к нотариусу обязательным. Мы говорим о том, что государство должно создать такие условия для граждан, чтобы обращение к нотариусу было бы выгодно. Если бы нотариальный акт имел силу исполнительного документа, то это привлекло бы к нотариальной защите большее количество и граждан, и юридических лиц. Сегодня, в том числе и Президентом страны, не раз ставилась задача разгрузить суды, которые буквально завалены делами, не требующими судебного разбирательства. И здесь нотариат мог бы реально оказать помощь.
Укрепление потенциала нотариата, повышение общественного уважения и доверия и к государству, и к нотариату неразрывно связаны с назревшей необходимостью повышения ответственности нотариуса и нотариального сообщества за риск профессиональной ответственности. В настоящее время законодательством урегулировано только личное страхование риска профессиональной ответственности нотариуса, а обязательный максимальный размер сегодня до смешного мал - 10 тысяч, и мы понимаем, что это тоже отталкивает граждан от обращения к нотариусу, поэтому ФНП ставит эти вопросы о необходимости увеличения размеров страхования риска нотариальной деятельности.
Как видим, имеется значительный комплекс нерешенных проблем, на которые необходимо обратить самое пристальное внимание и попытаться найти конструктивные подходы по их разрешению. Может быть, этот доклад показался вам недостаточно оптимистичным, но хотелось бы сказать, что настоящая конференция - не праздничный митинг, а серьезный форум, который призван помочь найти ответы на поставленные вопросы.
Название документа