Налоговые льготы (статья 381)
(Тамайко М. Л.)
("Налоги" (газета), 2007, N 11)
Текст документа
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ (СТАТЬЯ 381)
М. Л. ТАМАЙКО
Тамайко М. Л., консультант по налогам и сборам ЗАО "BKR-Интерком-Аудит".
Статья 381 НК РФ устанавливает перечень льгот по налогу на имущество организаций. Рассмотрим эти льготы подробнее:
"1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций".
Уголовно-исполнительная система Российской Федерации включает в себя:
- учреждения, исполняющие наказания;
- территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний.
Кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения (статья 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 года N 89 "Об утверждении Перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему" утвержден Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему.
Не подлежит налогообложению имущество, используемое для осуществления возложенных на вышеуказанные организации и учреждения задач, установленных Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 23 августа 2006 года N Ф09-7279/06-С7 по делу N А47-18100/05 суд вынес решение о том, что организации и учреждения уголовно-исправительной системы освобождаются от уплаты налога на имущество, основываясь на пункте 1 статьи 381 НК РФ.
"2) религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности".
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Закон о свободе совести) религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
- вероисповедание;
- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Таким образом, к религиозной деятельности относятся вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание последователей.
Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.
Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории России, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (статья 8 Закона о свободе совести).
Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.
Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.
Указанная льгота распространяется на организации, имеющие статус некоммерческих организаций согласно Закону о свободе совести и Федеральному закону от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
К некоммерческим относят организации, которые не ставят в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (статья 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях") и не распределяют полученную прибыль между участниками.
Сами некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций, союзов и т. п.
Учреждение или организация, созданные религиозной организацией, имеющие признаки и цель, предусмотренные статьей 6 Закона о свободе совести, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования признаются также религиозной организацией.
Религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность.
Иностранной религиозной организацией именуется организация, созданная за пределами России в соответствии с законодательством иностранного государства. В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона о свободе совести представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный Законом о свободе совести.
На основании изложенного льгота по налогу на имущество может быть предоставлена:
1) религиозному объединению (организации);
2) централизованной религиозной организации;
3) учреждению или организации, созданным религиозной организацией, имеющим признаки и цель, предусмотренные статьей 6 Закона о свободе совести, в том числе руководящему либо координирующему органу или учреждению.
Таким образом, организациям, не являющимся по статусу религиозными организациями, иностранным религиозным организациям, созданным за пределами России, имеющим на территории Российской Федерации представительства, льгота по налогу на имущество не может быть предоставлена.
Согласно разъяснениям Минфина Российской Федерации в письме от 29 декабря 2003 года N 04-05-06/53 и Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Москве в письме от 7 мая 2004 года N 23-10/1/31399 не подлежат обложению налогом на имущество культовые здания и сооружения (церкви, колокольни, часовни, молельные дома, духовные семинарии и другие объекты), иные объекты, в том числе отнесенные к памятникам истории и культуры, специально предназначенные для богослужений и религиозных обрядов, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), а также имущество для подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций, основание и содержание которых осуществляется религиозными организациями, предметы религиозного назначения и другое имущество, используемое для религиозной деятельности.
При этом от обложения налогом на имущество организаций освобождается все имущество, составляющее (входящее в) указанные объекты.
В письме Минфина Российской Федерации от 24 мая 2005 года N 03-06-02-02/41 указано, что в рамках положений статьи 381 НК РФ предусмотрена льгота для организаций в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения. Данная льгота позволяет, в частности, освободить религиозные организации от уплаты данного налога за объекты профессионального религиозного образования, а также иные объекты, относимые к указанной сфере. Указанная льгота в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов" утратила силу с 1 января 2006 года.
При этом нормы главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ не исключают возможности предоставления налогоплательщикам льгот по уплате налога на имущество организаций, в том числе применяемых в настоящее время, равно как и иных льгот по уплате данного налога. Так, статьей 372 НК РФ предусмотрено, что при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Считаем необходимым предупредить о возможных изменениях в данном пункте. Государственной Думой рассматривается поправка к статье 381 НК РФ о возможном освобождении религиозных организаций от уплаты налога на имущество, пока же льгота применяется только в отношении имущества, которое используется для осуществления религиозной деятельности.
"3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям".
Согласно статье 6 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" общественной организацией признается добровольное объединение граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, если она соответствует целям, для достижения которых они созданы.
Определение общественных организаций инвалидов дано в статье 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Это организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы. Цель создания - защита прав и законных интересов инвалидов, обеспечение им равных с другими гражданами возможностей, решение задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.
В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, земельные участки, а также другое имущество.
Следует отметить, что вправе применять льготу, установленную пунктом 3 статьи 381 НК РФ, общественные организации инвалидов, имеющие статус общероссийских.
Если региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов является самостоятельным юридическим лицом, то оно вправе воспользоваться льготой по пункту 3 статьи 381 НК РФ (при соблюдении условий предоставления льготы).
При этом его уставные документы и документы о государственной регистрации должны подтверждать, что отделение является структурным подразделением конкретной общероссийской общественной организации инвалидов.
Льгота по налогу на имущество не предоставляется при производстве и (или) реализации подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров, указанных в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2004 года N 90 "Об утверждении Перечня товаров, производимых с использованием имущества организаций, не подлежащих освобождению от обложения налогом на имущество организаций, и (или) реализуемых такими организациями". Согласно вышеуказанному Перечню к товарам, производимым с использованием имущества организаций, не подлежащих освобождению от обложения налогом на имущество организаций и (или) реализуемым такими организациями, относятся:
- шины для автомобилей;
- охотничьи ружья;
- яхты, катера (кроме имеющих специальное назначение);
- продукция черной и цветной металлургии (кроме вторичного сырья и метизов);
- драгоценные камни и драгоценные металлы;
- меховые изделия (кроме изделий детского ассортимента);
- высококачественные изделия из хрусталя и фарфора;
- икра осетровых и лососевых рыб;
- готовая деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов.
Перечень подакцизных товаров установлен в статье 181 НК РФ:
1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%;
3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов);
4) пиво;
5) табачная продукция;
6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.);
7) автомобильный бензин;
8) дизельное топливо;
9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
10) прямогонный бензин. Под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного. Бензиновой фракцией является смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 градусов Цельсия при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба.
Узнать, что имущество фактически используется для производства и реализации товаров (работ, услуг), организация может по методу учета амортизации, начисленной по данному имуществу: амортизация должна быть списана на затраты на производство и (или) реализацию указанных товаров (работ, услуг) в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета.
Расчет среднесписочной численности и фонда оплаты труда для применения налоговой льготы производится за отчетный (налоговый) период в порядке, установленном Госкомстатом Российской Федерации. В настоящее время для расчета численности можно воспользоваться Постановлением Росстата от 3 ноября 2004 года N 50 "Об утверждении Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации" (форма N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников").
При определении среднесписочной численности инвалидов среди работников организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, необходимо помнить следующее. Под общим числом работников понимается среднесписочная численность работников организации, в которую включаются работники, состоящие в штате, а также внешние совместители и работники, выполняющие работу по договору подряда и другим договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Заметим, что организация должна определять среднесписочную численность и фонд оплаты труда за тот же период, за который составляется расчет налога на имущество. Если в отчетном периоде численность инвалидов, исчисленная нарастающим итогом, составила менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда менее 25%, то за этот отчетный период льгота по налогу не предоставляется, а перерасчет по налогу за предыдущие отчетные периоды не производится.
"4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями".
На основании данного пункта от налогообложения освобождается имущество, используемое организациями, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями.
Для правомерного применения льготы данные организации обязаны вести раздельный учет имущества, используемого для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями.
Льгота по налогу предоставляется организациям, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, при наличии у них лицензии. Лицензия выдается в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положением о лицензировании производства лекарственных средств, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2006 года N 415 "Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств". Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития", лицензирование деятельности по производству лекарственных средств (за исключением лекарственных средств для животных и кормовых добавок) осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
"5) организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке".
Объектами культурного наследия федерального значения являются объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия (статья 4 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ). Перечень видов объектов культурного наследия установлен в статье 3 Закона N 73-ФЗ.
Организация, имеющая на балансе объекты культурного наследия, в целях предоставления льготы должна представить охранное обязательство, оформленное в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Охранное обязательство должно содержать требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, а также иные требования, обеспечивающие сохранность такого объекта. В соответствии с пунктом 3 статьи 63 Закона N 73-ФЗ охранные обязательства применяются до включения объекта культурного наследия в Единый государственный реестр. В отношении объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр, охранные обязательства не оформляются. В этом случае право на льготу можно подтвердить паспортом объекта культурного наследия, который выдается собственнику объекта.
В соответствии с пунктом 2 Положения об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 года N 1487 "Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации", отнесение указанных объектов культурного наследия к числу особо ценных осуществляется указом Президента Российской Федерации. Объекты, отнесенные к числу особо ценных, включаются в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, и сведения о них вносятся в Регистрационный реестр Государственного свода. При этом следует иметь в виду, что памятниками истории и культуры федерального значения признаются имущественные объекты, а не юридические лица, в ведении которых указанные объекты находятся.
Обратите внимание!
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов" пункты 6, 7 статьи 381 НК РФ утратили силу с 1 января 2006 года. Таким образом, с 1 января 2006 года организации уплачивают налог на имущество на общих основаниях в отношении следующих объектов:
- жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов;
- социально-культурной сферы, используемых организациями для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
Объекты мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированные и (или) не используемые в производстве; испытательных полигонов, снаряжательных баз, аэродромов, объектов единой системы организации воздушного движения, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам особого назначения, также облагаются налогом на имущество на общих основаниях, поскольку в отношении указанных объектов льгота действовала до 1 января 2005 года. Пункт 8 утратил силу с 1 января 2005 года согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов".
"9) организации - в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;
10) организации - в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания".
К ядерным установкам относятся:
- сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства;
- сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами;
- сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях;
- другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов (статья 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии").
Под пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилищами радиоактивных отходов понимаются не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов.
Напоминаем, организация, на балансе которой находятся ядерные установки, используемые для научных целей, и пункты хранения, в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" должна иметь лицензии, выданные соответствующими органами государственного регулирования в области использования атомной энергии.
"11) организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации".
Льгота предоставляется организациям, которые имеют на балансе железнодорожные пути и федеральные автомобильные дороги общего пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередачи. Для таких организаций льгота по налогу предоставляется по имуществу, из которого состоят указанные объекты. Эти основные средства должны быть включены в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации.
Учитывая, что эта льгота действует с 1 января 2004 года, организации, имеющие на балансе льготируемое имущество, не применяли данную льготу, так как перечень не был утвержден.
Указанный Перечень имущества Федерации утвержден Постановлением Правительства Российской от 30 сентября 2004 года N 504 "О Перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций".
В соответствии с пунктом 2 этот документ применяется к возникшим с 1 января 2004 года правоотношениям, касающимся обложения налогом на имущество организаций. Организации вправе произвести перерасчет налоговых обязательств за 2004 год. Об этом сказано и в письме Минфина Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 03-06-01-04/23.
"12) организации - в отношении космических объектов".
Следует отметить, что для применения этой льготы следует руководствоваться Законом Российской Федерации от 20 августа 1993 года N 5663-1 "О космической деятельности" и "Общероссийским классификатором основных фондов" ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года N 359.
Согласно статье 17 Закона Российской Федерации от 20 августа 1993 года N 5663-1 "О космической деятельности" космические объекты подлежат регистрации и должны иметь маркировку, удостоверяющую их принадлежность Российской Федерации.
"13) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий".
Льгота, установленная данным пунктом, предоставляется всем специализированным протезно-ортопедическим предприятиям по производству протезно-ортопедической продукции независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по изготовлению протезно-ортопедических изделий по заказам граждан. Этот пункт Закона вступил в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования Закона, то есть с 17 июля 2005 года.
Лицензирование деятельности по изготовлению протезно-ортопедических изделий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по изготовлению протезно-ортопедических изделий по заказам граждан, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 года N 647.
"14) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций".
Условием предоставления этой льготы является их соответствие критериям, установленным Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации должны быть созданы в соответствии со статьей 20 указанного Закона. У таких налогоплательщиков от налога освобождается все движимое и недвижимое имущество, которое они учитывают в качестве основных средств на балансе. При этом НК РФ не ограничивается применением льготы в зависимости от способа использования имущества (например, предоставление помещений в аренду).
Адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация являются формами адвокатских образований.
Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат вправе самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности. Об избранной форме адвокатского образования и месте осуществления адвокатской деятельности адвокат обязан уведомить совет адвокатской палаты.
"15) имущество государственных научных центров".
Порядок присвоения статуса государственного научного центра утвержден Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 1993 года N 939 "О государственных научных центрах Российской Федерации".
Статус государственного научного центра Российской Федерации может присваиваться расположенным на территории Российской Федерации предприятиям, учреждениям и организациям науки, а также высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, результаты научных исследований которых получили международное признание. Отнесение учреждений и организаций науки, а также высших учебных заведений к государственным научным центрам Российской Федерации осуществляется Советом Министров - Правительством Российской Федерации по представлению Межведомственной координационной комиссии по научно-технической политике. Об этом говорится в пункте 2 Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 1993 года N 939 "О государственных научных центрах Российской Федерации".
Государственный научный центр Российской Федерации действует в соответствии с законодательством и Положением об условиях государственного обеспечения центра, утверждаемым Правительством Российской Федерации одновременно с принятием решения о присвоении организации или высшему учебному заведению статуса государственного научного центра.
Данная льгота по налогу на имущество организаций предоставляется государственным научным центрам вне зависимости от осуществления ими предпринимательской деятельности, в том числе сдачи имущества в аренду. Такие разъяснения даны в письме УМНС Российской Федерации по городу Москве от 9 марта 2004 года N 23-10/1/15064.
Следует отметить, что льгота, предусмотренная пунктом 15 статьи 381 НК РФ для государственных научных центров, не может применяться организациями, которым присвоен статус федерального научно-производственного центра. Об этом сказано в письме Минфина Российской Федерации от 25 июня 2004 года N 03-05-06/78. Порядок присвоения статуса федерального научно-производственного центра утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 года N 983 "О федеральных научно-производственных центрах".
С 1 января 2006 года в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов" пункт 16 статьи 381 НК РФ утратил силу. Данная налоговая льгота применялась исключительно в отношении имущества, используемого в целях научной (научно-исследовательской) деятельности. То есть с 2006 года научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств уплачивают налог на общих основаниях.
Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (пункт 11 статьи 1) введен пункт 17:
"17) организации - в отношении имущества, учитываемого на балансе организации резидента особой экономической зоны, в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет".
Таким образом, с 1 января 2006 года налогоплательщики - резиденты особых экономических зон (промышленно-производственных и технико-внедренческих), имеющие движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, не уплачивают налог на имущество организаций. При этом указанное имущество не облагается налогом в течение пяти лет со дня постановки на учет имущества.
Обратите внимание, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" резидент особой экономической зоны не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории особой экономической зоны. Соответственно, имущество организации - резидента особой экономической зоны, находящееся за пределами особой экономической зоны, подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
Статьей 2 Федерального закона от 20 декабря 2005 года N 168-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов" в статье 381 введен пункт 18:
"18) организации - в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов".
Внесение изменений в статью 381 НК РФ обусловлено созданием Российского международного реестра судов.
Судовладельцам при применении этой льготы нужно учитывать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 20 декабря 2005 года N 168-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов" новые положения НК РФ вступают в силу с 1 января 2006 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона. Отметим, что Закон впервые был опубликован в "Российской газете" 23 декабря 2005 года. Получается, что льготой можно воспользоваться не ранее 23 января 2006 года, а налоговый период по налогу на имущество установлен как календарный год (пункт 1 статьи 379 НК РФ). Поэтому указанная льгота по налогу на имущество может применяться судовладельцами с 1 января 2007 года.
В письме Федеральной налоговой службы от 27 февраля 2006 года N ГВ-6-21/197@ "О налоге на имущество организаций" указаны коды налоговой льготы по налогу на имущество организаций в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, и в отношении учитываемых на балансе налогоплательщика судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.
Так, ФНС Российской Федерации указала, что при заполнении раздела 5 "Расчет среднегодовой (средней) стоимости не облагаемого налогом (подлежащего освобождению) имущества" налоговой декларации по налогу на имущество организаций по форме, утвержденной Приказом МНС Российской Федерации от 23 марта 2004 года N САЭ-3-21/224 "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовым платежам) и инструкции по ее заполнению", в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, в течение 5 лет с момента постановки на учет, по строке 020 указывается код налоговой льготы "2010252", а в отношении учитываемых на балансе налогоплательщика судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, по строке 020 указывается код налоговой льготы "2010254".
Как уже отмечалось, согласно статье 14 НК РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам и сборам. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации, согласно статье 372 НК РФ, законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков любые налоговые льготы и основания для их использования. При этом льготы, предусмотренные статьей 381 НК РФ, применяются независимо от того, упоминаются они в региональных законах или нет.
Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" перечень налоговых льгот установлен в статье 4.
Название документа