Особые полномочия органов прокуратуры в сфере защиты прав хозяйствующих субъектов
(Коткова О. А.) ("Безопасность бизнеса", 2013, N 3) Текст документаОСОБЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ <*>
О. А. КОТКОВА
Коткова Ольга Аркадьевна, начальник Управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Владимирской области.
Статья посвящена описанию особых полномочий прокуратуры по согласованию внеплановых выездных проверок, а также осуществлению функции по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с приведением данных прокуратуры Владимирской области.
Ключевые слова: субъекты предпринимательства, контролирующие органы, внеплановые выездные проверки, сводный план проведения плановых проверок.
The article concerns description of special powers of the procurator's office with regard to coordination of unscheduled on-site audits as well as effectuation of the function with regard to formation of an annual composite plan of conduct of scheduled audits of juridical persons and individual entrepreneurs with presentation of the data of the procurator's office in the Vladimir region.
Key words: subjects of entrepreneurship, control agency, unscheduled on-site audits, composite plan of conduct of scheduled audits.
Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" на органы прокуратуры возложены полномочия по согласованию проведения органами контроля внеплановых выездных проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок согласования проверок органами прокуратуры утвержден Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2009 N 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В день подписания распоряжения или приказа о проведении внеплановой выездной проверки в целях согласования ее проведения орган контроля представляет либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган прокуратуры заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия распоряжения или приказа о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения. Соответствующее заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки. По результатам рассмотрения заявления не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения. В первом полугодии 2013 г. в органы прокуратуры области поступило 261 заявление о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, по результатам рассмотрения принято 83 решения об отказе в согласовании проведения проверок, что составляет 31,8% от общего количества поступивших заявлений. Решения об отказе в согласовании проведения проверок принимались по следующим основаниям: 1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, по данному основанию отказано в 4 случаях (МЧС и Ростехнадзор), что составляет 1,5% от количества поступивших заявлений; 2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки, отказано в 43 случаях (федеральным органам контроля - 28, региональным органам контроля - 13, муниципальным органам контроля - 2), что составляет 16,5% от количества поступивших заявлений. По указанному основанию органам МЧС отказано в 10 случаях, МВД - 7, Роспотребнадзору - 4, Ростехнадзору - 3, Росприроднадзору - 2, Россельхознадзору - 1, Росреестру - 1; 3) несоблюдение требований, установленных Федеральным законом, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки, отказано в 34 случаях (федеральным органам контроля - 25, региональным органам контроля - 9), что составляет 13% от количества поступивших заявлений. По указанному основанию органам МЧС отказано в 11 случаях, Роспотребнадзору - 4, Ростехнадзору - 3, МВД - 2, Росреестру - 2, Россельхознадзору - 1, Росприроднадзору - 1, Росздравнадзору - 1; 4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации, отказано в 1 случае (ФМС), что составляет 0,4% от количества поступивших заявлений; 5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, принято 1 решение об отказе в согласовании проверки региональному органу контроля; 6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, по данному основанию решения об отказе не принимались. При этом органами прокуратуры области согласовано 178 проверок, что составляет 68,2% от общего количества поступивших заявлений. Если сравнивать данные показатели с аналогичным периодом прошлого года, то в текущем году поступило на 37 заявлений больше, чем в 2012 г., а процент принятых решений об отказе за 1 полугодие 2012 г. составил чуть более 34% от общего количества поступивших заявлений, в текущем году - 31,8%. Нарушения требований Федерального закона установлены в ходе проверок подразделений федерального государственного пожарного надзора. Прокуратурой области в Управлении надзорной деятельности МЧС выявлены нарушения требований законодательства в сфере осуществления государственного контроля (надзора). Проверки, включенные в ежегодный план проведения плановых проверок, организованы с нарушением запланированных сроков. Так, проверка ООО "Центр аварийно-спасательных и экспертных работ" длительностью 50 рабочих часов была запланирована на 11.06.2012. Фактически распоряжение о проведении проверки N 43 издано только 28.06.2012. Несоблюдение запланированной даты начала проведения плановой проверки допущено и при проведении проверки в отношении ООО "Спецмонтаж-33". Распоряжение о проведении плановой проверки, начало которой было запланировано на 26.09.2012, издано только 02.10.2012. Также установлено, что должностными лицами УНД ГУ МЧС при принятии решений о привлечении виновных лиц к административной ответственности и вынесении соответствующих постановлений не учитываются все обстоятельства, установленные в ходе проведенных проверок и рассмотрения соответствующих административных дел, являющиеся основанием для признания наличия в действиях лиц, подвергнутых административным наказаниям, составов правонарушений. По представлению заместителя прокурора области начальником ГУ МЧС 8 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. Прокуратурой города Владимира в деятельности ОНД по городу Владимиру выявлены нарушения сроков уведомления о проведении плановой выездной проверки, в ряде материалов плановых проверок отсутствуют сведения о дате и времени уведомления предпринимателя о проведении соответствующей выездной проверки, что свидетельствует о нарушении сроков уведомления о проведении проверки, предпринимателям не вручались заверенные печатью копии распоряжения или приказа о проведении проверки. В ряде распоряжений ОНД по городу Владимиру о проведении внеплановых выездных проверок в качестве правового основания проведения проверки указаны основания, не предусмотренные законом. При проведении контрольных мероприятий в ООО "Владпромбанк" государственный инспектор ОНД по г. Муром, осуществляя проверку исполнения мероприятий, указанных в ранее выданном предписании, вышел за пределы проверки, поскольку им проведены мероприятия, не входящие в предмет проверки. Государственным инспектором проведены мероприятия по установлению соответствия проектным требованиям используемых материалов при монтаже автоматической пожарной сигнализации, было установлено несоответствие кабеля, питающего приемно-контрольный прибор, характеристикам, указанным в проекте. Также с превышением полномочий в ходе внеплановой проверки инспектором произведен замер расстояния места расположения звукового оповещателя от уровня потолка и установлено, что расстояние не соответствует требуемым нормам. По фактам допущенных нарушений государственным инспектором составлено новое предписание. Проверка надзорной деятельности ОНД по городу Коврову и Ковровскому району показала, что допускаются нарушения порядка уведомления проверяемых лиц о начале проведения плановой проверки посредством направления копии распоряжения руководителя контрольного органа. По результатам рассмотрения представления городского прокурора 4 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Выявлялись нарушения и в органах федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В материалах плановых и внеплановых проверок, проведенных Управлением Роспотребнадзора в отношении ООО "Джип Авто", ООО "Старый город", ООО "Орхидея", документы, подтверждающие направление в адрес проверяемого лица копии приказа о начале проведения плановой проверки, отсутствовали. После вынесения должностными лицами Управления определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведения административного расследования предпринимателям направляется уведомление о проведении внеплановой проверки в соответствии с требованиями Федерального закона, в которых указано основание проведения проверки - определение о возбуждении дела об административном правонарушении. Однако Федеральный закон N 294-ФЗ не содержит такого основания, как возбуждение дела об административном правонарушении. По представлению заместителя прокурора области 2 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности. При проведении проверки территориального отдела в г. Муроме, Муромском, Меленковском и Селивановском районах Управления Роспотребнадзора по Владимирской области выявлены нарушения порядка уведомления проверяемого лица о проведении плановой проверки при оформлении распоряжения о проведении проверки. В ТО Управления Роспотребнадзора по Гусь-Хрустальному району установлено, что должностными лицами ненадлежащим образом осуществляется контроль за выполнением законных предписаний, выявлены факты выдачи предписаний об устранении нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства без указания сроков их исполнения. Нарушения требований Федерального закона выявлялись и в других органах государственного контроля (надзора), органах муниципального контроля. Прокуратурой области в Управлении Росздравнадзора установлено, что предприниматели уведомляются о проведении плановых проверок с нарушением требований, копия приказа о проведении плановой проверки представлена предпринимателям только в день начала проведения проверки, в приказах о проведении проверок не приведен перечень документов, которые необходимо представить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для проведения проверки. Заместителем прокурора области руководителю Управления Росздравнадзора внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Прокуратурой области в Государственной жилищной инспекции установлены факты проведения плановых проверок с нарушением запланированных сроков. Несоблюдение запланированной даты начала проведения плановых проверок допущено Инспекцией в ходе проверок ООО "МЦ ЖКХ" г. Муром, ООО "УК ЖКО" г. Ковров, ООО "ЖЭУ N 4" г. Владимир. В ходе проверки установлены факты неисполнения требований к порядку оформления результатов проверки и составления соответствующих актов. Так, Инспекцией проведена внеплановая выездная проверка МУМП "ЖКХ п. Вольгинский", акт проверки не содержал сведений об ознакомлении или отказе в ознакомлении с ним представителя МУМП, присутствовавшего при проведении проверки, а также сведений о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием указанного журнала. Руководители ООО "Ковровтеплострой" не ознакомлены с актом внеплановой выездной проверки, при этом в акте отсутствовали сведения об отказе в ознакомлении с ним, либо о его почтовом направлении, в копии предписания не имелось сведений о его получении должностными лицами общества, а также о его направлении посредством почтовой связи. По представлению заместителя прокурора области 10 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. Прокуратурой области в Департаменте развития предпринимательства администрации области выявлены нарушения сроков уведомления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о проведении плановых проверок. В ряде приказов Департамента не указаны: места нахождения и фактического осуществления предпринимателями деятельности; сроки проведения мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля; перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки. По представлению заместителя прокурора области 2 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Федеральным законом N 294-ФЗ на органы прокуратуры возложена функция по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В настоящий момент нами осуществляется формирование плана на 2014 год. Работа между прокуратурой области и территориальными прокурорами разграничена, прокуратура области осуществляет формирование плана в части центральных аппаратов территориальных подразделений федеральных органов контроля (надзора), органов контроля (надзора) субъекта, гормежрайспецпрокуроры - в части их обособленных структурных подразделений на местах и муниципальных органов контроля. Данная работа осуществляется в несколько этапов. На первом этапе органы контроля (надзора) до 1 сентября текущего года направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры. Данные проекты рассматриваются на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля. Однако, как и для внеплановых проверок, для отдельных видов контроля (надзора) федеральными законами могут быть установлены иные основания для включения проверки в план. В завершение первого этапа формирования сводного плана руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля вносятся предложения о проведении совместных плановых проверок. Ежегодно органами прокуратуры области вносится порядка 1500 таких предложений. В течение месяца контролирующие органы рассматривают наши предложения о проведении совместных проверок, о чем в последующем сообщают до 1 ноября. На втором этапе, который наступит после 1 ноября, нами будет проведено обобщение поступивших от органов контроля (надзора) утвержденных ежегодных планов. Результаты проделанной работы в виде обобщенного плана по всем органам контроля области 30.11.2013 будут направлены в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования сводного плана проведения плановых проверок и размещения его до 31.12.2013 на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет.
Литература
1. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". 2. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27.03.2009 N 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". 3. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 31.03.2008 N 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности". 4. Указание Генерального прокурора России от 13.08.2009 N 260/7 "Об усилении прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов малого и среднего предпринимательства, устранением административных барьеров предпринимательской деятельности, исполнением законов органами исполнительной власти, обладающими контрольно-надзорными полномочиями и реализующими разрешительные процедуры".
Название документа