Предварительное следствие по уголовным делам о пенитенциарных преступлениях: постановка проблемы
(Страхов А. В.) ("Российский следователь", 2007, N 1) Текст документаПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
А. В. СТРАХОВ
Страхов А. В., соискатель кафедры уголовно-процессуального права (Владимирский юридический институт ФСИН России).
По статистическим данным, в учреждениях уголовно-исполнительной системы совершается значительное количество преступлений, которые по родовому признаку относятся к подследственности как следователей прокуратуры и органов внутренних дел, так и органов дознания МВД и ФСИН России. Однако в настоящий момент не урегулирован вопрос: кто должен их расследовать? Согласно ст. 125 УПК РСФСР к органам предварительного следствия по уголовным делам были отнесены следователи прокуратуры, а также следователи органов внутренних дел и следователи органов государственной безопасности. Данная норма Уголовно-процессуальным кодексом РФ воспринята не была, ввиду чего круг государственных органов и должностных лиц, уполномоченных вести предварительное следствие, приходится логически домысливать, исходя из предписаний ч. 2 ст. 151 УПК РФ: следователи прокуратуры, следователи Федеральной службы безопасности, следователи ОВД Российской Федерации и следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В данной статье нас будут интересовать следственные подразделения органов прокуратуры. Следственный аппарат органов прокуратуры действует в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г.). На основании этого Закона в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, прокуратурах субъектов Российской Федерации, прокуратурах городов и районов и приравненных к ним прокуратурах установлены среди прочих должности старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников. Согласно ст. 31 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры, осуществляя уголовное преследование, призваны проводить расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к их компетенции. К их ведению относится расследование уголовных дел о наиболее опасных преступлениях против жизни (убийства), о половых, должностных преступлениях и о некоторых иных, перечисленных в ч. 2 ст. 151 УПК РФ, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами ФСБ, МВД, таможенных органов и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, военнослужащими, и по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью. Следует отметить, что еще Генеральным прокурором СССР, с учетом увеличения количества пенитенциарных преступлений и возросшей вследствие этого нагрузки на следственный аппарат органов прокуратуры, в союзных республиках, краях и областях СССР были организованы специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительно-трудовых учреждениях, которые действуют вплоть до настоящего времени <1>. Так, на основании Приказа Генерального прокурора СССР от 20 апреля 1983 г. N 303-Л "Об организации прокуратуры" была создана Владимирская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительно-трудовых учреждениях. В штат специализированных прокуратур были введены должности следователей. -------------------------------- <1> В соответствии п. "о" ст. 71 Конституции РФ и в связи со вступлением в силу Уголовно-исполнительного кодекса РФ с 1 июля 1997 г. взамен утратившего силу Исправительно-трудового кодекса РСФСР в названиях органов, исполняющих наказания, меняются слова "исправительно-трудовые" на "исправительные".
Поскольку специализированная прокуратура осуществляет надзор за деятельностью исправительных учреждений, где совершаются преступления, относящиеся по предметно-родовому признаку и к подследственности органов дознания, и к подследственности органов предварительного следствия, то возникает вопрос: чем в своей работе должны руководствоваться следователи прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях при определении подследственности по уголовным делам? До недавнего времени функциональные обязанности следователей специализированных прокуратур регулировались Приказом Генерального прокурора РФ от 9 апреля 1996 г. N 24 "О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур" (в ред. Приказов Генерального прокурора РФ от 23 мая 1997 г. N 26, от 4 августа 1997 г. N 48, от 8 декабря 1998 г. N 48). Эта директива предписывала прокурорам по надзору за соблюдением законов в ИТУ: "Производить предварительное следствие по делам о преступлениях, совершенных осужденными в исправительно-трудовых учреждениях, а также по службе работниками этих учреждений, специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, если вышестоящим прокурором не принято иное решение". Однако указанный подзаконный ведомственный нормативный акт Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 9 сентября 2002 г. N 54 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур" был отменен. При этом новый Приказ вопросам уголовно-процессуальной деятельности специализированных прокуроров уголовно-исполнительной направленности не уделил внимания. В результате этого следователи "пенитенциарной" прокуратуры, осуществляя предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, совершаемых в исправительных учреждениях, руководствуются в своей деятельности самыми общими предписаниями Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и УПК РФ, что следует признать крайне недостаточным. По статистическим данным за 2005 г., количество зарегистрированных преступлений среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС, составило 930. Данная цифра, на наш взгляд, не отражает действительного положения вещей, так как в пенитенциарных учреждениях существует практика сокрытия преступлений от учета по принципу "не выносить сор из избы". Из общего количества преступлений можно выделить такие, как: - убийства (ст. 105 УК РФ) - 18; - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ч. ч. 1 - 3 ст. 111 УК РФ) - 26; - умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ) - 37; - причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта (ст. 113 УК РФ) - 4; - кражи на объектах УИС (ст. 158 УК РФ) - 20; - незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ или их аналогов (ст. 228 УК РФ) - 82; - побеги из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст. 313 УК РФ) - 263 <2>. -------------------------------- <2> См.: Сводный отчет о результатах деятельности УИС (форма 1-УИС) // Информ.-аналит. сб. Тверь, 2006.
Отсюда следует, что преступления, совершаемые в исправительных учреждениях, можно отнести и к подследственности следователей (органов дознания) органов внутренних дел и к компетенции органов прокуратуры, а также частично к подследственности следственных подразделений органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в сфере юрисдикции которых функционируют соответствующие учреждения. Необходимость производства следственных и иных процессуальных действий в ходе расследования указанных преступлений приводит к тому, что, например, следователь ОВД вынужден посещать исправительное учреждение с целью осмотра места происшествия, проведения допросов, причем, возможно, не только сотрудников учреждения, но и осужденных, производства следственных экспериментов и т. д., что вряд ли желательно для администрации исправительного учреждения <3>. -------------------------------- <3> См.: Малышева О. А. Предварительное расследование по УПК России (процессуальные и организационно-правовые аспекты): Моногр. Рязань, 2004. С. 146.
В данном случае ведомственный интерес превалирует над интересами уголовного судопроизводства. Аналогичную мысль высказывает и Ю. М. Антонян, отмечающий, что должностные лица, принадлежащие к разным правоохранительным органам, не связаны общими ведомственными интересами <4>. -------------------------------- <4> См.: Антонян Ю. Зло приносят... соловьи // Щит и меч. 2003. N 12.
При этом не последнее место отводится и психологическому фактору. Осужденные, находящиеся в местах лишения свободы, относятся к сотрудникам милиции в большей степени отрицательно, чем к сотрудникам исправительных учреждений, поскольку считают, что именно первые их "посадили" и из-за них они вынуждены претерпевать определенные лишения: ограничения в свободе перемещения, переписке, общении с родственниками, друзьями. Поэтому нужных результатов при проведении следственных, процессуальных действий следователи ОВД добиться не смогут. Во избежание этого при выявлении преступления, подследственного органам дознания, соответствующие материалы по сложившейся практике забирают прокуроры по надзору за исправительными учреждениями. Они возбуждают уголовные дела и своими постановлениями изменяют форму расследования преступления с дознания на предварительное следствие. При этом свои решения о принятии к производству следователями прокуратуры по надзору за исправительными учреждениями уголовных дел о преступлениях, подследственных органам дознания, в частности ОВД, а также об изменении формы расследования они мотивируют возможностью усиления процессуальных гарантий защиты прав осужденных либо сотрудников исправительных учреждений, вовлекаемых в уголовное судопроизводство в качестве подозреваемых (обвиняемых), и других участников уголовного процесса. Можно предположить, что между начальниками учреждений ФСИН России и прокурорами по надзору за исправительными учреждениями существует негласная договоренность о том, что все преступления против установленного порядка несения службы, совершенные сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно преступления, совершенные в расположении указанных учреждений и органов иными лицами, должны расследоваться следователями специализированной прокуратуры. Следует особое внимание обратить на ст. 313 УК РФ "Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи". Уголовные дела о преступлениях, квалифицируемых по части первой этой статьи, относятся к подследственности органов дознания ОВД, а уголовные дела о преступлениях, квалифицируемые по второй и третьей частям, - к подследственности следователей органов внутренних дел. В настоящий момент в прокуратурах по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФСИН России действуют следственные подразделения, штат которых различен. Они расследуют уголовные дела о пенитенциарных преступлениях. Однако не ясно, чем они руководствуются при определении подследственности в случае принятия дела к своему производству? Соответствующих предписаний нет ни в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации", ни в подзаконных нормативных правовых актах, ни в УПК РФ. Представляется, что данная тема является весьма актуальной для серьезных научных исследований.
Название документа