Корректировка статуса
(Шиняева Н.)
("ЭЖ-Юрист", 2006, N 49)
Текст документа
КОРРЕКТИРОВКА СТАТУСА
Н. ШИНЯЕВА
Н. Шиняева, эксперт "ЭЖ-Юрист".
До конца этого года ожидается рассмотрение Госдумой РФ во втором чтении поправок в ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". В первом чтении произошло их концептуальное одобрение парламентом. Однако, по мнению специалистов, отдельные положения документа остаются достаточно спорными, некоторые - противоречащими Конституции РФ и нормам международного права.
Главное, что беспокоит общество, - нарушается неприкосновенность адвокатской тайны. Статью 31 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" предлагается дополнить п. 10, где сказано, что "территориальный орган государственной регистрации вправе запрашивать от совета адвокатской палаты справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений, относящихся к установленной сфере деятельности, в том числе связанные с рассмотрением жалоб и обращений граждан и организаций. Совет адвокатской палаты предоставляет запрошенные материалы в срок, установленный территориальным органом государственной регистрации, а если срок не установлен - не позднее месяца со дня получения запроса или обращения".
Фактически речь идет о доступе к адвокатскому досье, которое является адвокатской тайной (ст. 8 Закона).
Предполагается запретить адвокатам "заниматься предпринимательской, а также любой, кроме адвокатской, оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности".
По мнению президента Федеральной палаты адвокатов РФ (ФПА РФ) Евгения Семеняко, нынешняя формулировка данной статьи полностью соответствует общественно-экономическим реалиям, и в Кодексе профессиональной этики адвоката ограничения, касающиеся предпринимательской деятельности, обозначены и дополнительной законодательной регламентации не требуют. Ограничение возможно только в том случае, когда ставится под угрозу независимость адвоката в первую очередь от государственных структур. Нельзя лишать адвоката прав приобретения и распоряжения акциями, инвестировать свои средства, распоряжаться личным имуществом.
По здравому смыслу ограничения для адвоката ничем не должны отличаться от ограничений, накладываемых на судей в соответствии с их специальным статусом.
В п. 6 ст. 2 Закона предлагается изменение, касающееся деятельности адвокатов иностранных государств на территории РФ. Они будут регистрироваться органом исполнительной власти, "осуществляющим правоприменительные функции в сфере адвокатуры". Не уточнен перечень таких органов, ведь, по сути, правоприменительные функции может осуществлять множество органов. Правоприменительная деятельность означает властную организующую деятельность государственных органов и не может осуществляться в отношении такого независимого института, как адвокатура. По мнению всего адвокатского сообщества, налицо покушение на независимый статус адвоката.
В п. 2 ст. 6 Закона предлагается внести изменения, направленные на ужесточение контроля и учета ордеров. Также авторами законопроекта вносится предложение о передаче обязанности по утверждению порядка изготовления, выдачи и учета ордеров федеральному органу исполнительной власти в области юстиции. Однако в действующем законе установлено, что форма ордера утверждается федеральным органом юстиции, который выдается адвокату адвокатским образованием.
Среди новелл - механизм дисциплинарной ответственности адвоката, вводимый поправками к ст. 7 Закона. Поводом для возбуждения дисциплинарного производства будут "жалобы и обращения физических лиц и организаций, свидетельствующие о нарушении адвокатом настоящего Федерального закона или Кодекса профессиональной этики адвоката". Данная позиция нарушает принципы относимости и допустимости поводов для возбуждения дисциплинарного производства в отношении адвокатов. К тому же новый механизм дублирует Кодекс профессиональной этики адвоката.
Слишком расплывчат механизм возбуждения процедуры дисциплинарного производства в отношении адвоката "по представлению территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры", не уточняется, что это может быть за орган.
Новшество - запрет приобретать статус адвоката лицам, "имеющим судимость за совершение умышленного преступления независимо от погашения или снятия такой судимости".
В ФПА РФ считают: "Нельзя согласиться с изложением этой нормы. Согласно с п. 6 ст. 86 УК РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с ней. Поправка повлечет за собой ущемление прав гражданина на выбор профессии и трудовую деятельность".
Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена на статус адвоката, как предлагают, утверждается федеральным органом юстиции совместно с Советом ФПА РФ. В действующей редакции Закона этот вопрос находится только в компетенции Совета ФПА РФ. В настоящее время уже действует Положение, устанавливающее единые стандарты и квалификационные требования к претендентам на приобретение статуса адвоката, порядок сдачи экзамена и оценки знаний и утвержденное Советом ФПА РФ. Оно успешно применяется в течение трех лет, и никаких серьезных замечаний на него в ФПА РФ не поступало, сведениями об обжаловании данного Положения в судебном порядке ФПА РФ также не располагает.
Территориальные органы Росрегистрации по проекту наделяются правом проверять документы, которые стали основанием для принятия решения квалификационной комиссией о наделении конкретного лица статусом адвоката. Вследствие этого могут появиться механизмы, посредством которых будет закрыт путь в адвокаты "неугодным".
Статья 16 Закона (приостановление статуса адвоката) дополняется п. 7, в котором указано, что "территориальный орган госрегистрации, располагающий сведениями об обстоятельствах, являющихся основаниями для приостановления статуса адвоката, направляет представление о приостановлении статуса адвоката в адвокатскую палату, где его должны рассмотреть в месячный срок. Если Совет палаты не принимает никакого решения, то территориальный орган вправе обратиться в суд". Не понятно, по какому вопросу территориальный орган обращается в суд - по поводу непринятия палатой решения или оспаривания принятого решения?
Предлагается сократить срок рассмотрения Советом палаты представления о прекращении статуса адвоката, направленного территориальным органом юстиции, с трех месяцев до одного. Если сегодня обращение территориального органа юстиции в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката возможно только при условии, что Совет палаты в положенный срок не рассмотрел представление, то согласно новым поправкам это возможно, если Совет палаты не принял решение о прекращении статуса адвоката. Логично предположить, что любое решение Совета адвокатской палаты о сохранении статуса конкретного адвоката может быть оспорено территориальным органом юстиции в суде.
В ст. 30 Закона вносятся поправки, расширяющие круг лиц, которые могут обжаловать решения собрания (конференции) адвокатов, - "заинтересованными лицами, организациями и органами в судебном порядке".
По мнению президента ФПА РФ Евгения Семеняко, есть опасность перекоса - усиления властных полномочий государства в отношении адвокатуры, нарушения принципа ее независимости и самоуправляемости.
Подготовлено Натальей Шиняевой
при участии Натальи Гетьман
Название документа