К вопросу об основных направлениях развития российской адвокатуры

(Хоменя А. В.) ("Адвокат", 2006, N 11) Текст документа

К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АДВОКАТУРЫ

А. В. ХОМЕНЯ

А. В. Хоменя, соискатель Российской академии адвокатуры адвокат.

Активная дискуссия о путях реформирования российской адвокатуры ведется на всем постсоветском пространстве еще с начала 90-х годов. Вместе с тем сам процесс реформирования затянулся, чему способствовало и то, что адвокаты, не придавая значения противоречиям внутри адвокатского сообщества, в большей своей части имеют склонность списывать все проблемы адвокатуры на несовершенство законодательства, анализируют исключительно процессуальные аспекты <1> неудовлетворительного состояния адвокатуры. -------------------------------- <1> Например, отсутствие законодательно закрепленных механизмов противодействия адвокатуры давлению со стороны прокуратуры и прочих правоохранительных органов на суд в ходе судебного заседания, а также злоупотреблениям со стороны органов дознания и предварительного следствия в ходе совершения досудебных процессуальных действий.

Споры возникают по поводу тех или иных норм уголовно-процессуального, гражданско-процессуального и иных отраслей права, которые имеют декларативный характер, где не предусмотрен механизм их реализации, вносятся предложения о расширении прав адвокатов и т. д. Но источники проблем в деятельности адвокатуры находятся за пределами отдельных отраслей законодательства. Нормы законодательства являются лишь зеркалом фактически складывающихся в обществе отношений. Характер взаимоотношений адвокатуры и правоохранительных органов государства на данный момент представляет собой противостояние общественной организации (пусть даже наделенной особым статусом) и высокоорганизованной системы органов государственной власти <2>. -------------------------------- <2> См.: Хван Л. Б. Опыт реформ адвокатуры в странах СНГ: Проблемы независимости профессионального единства и непрерывного образования. Современное состояние адвокатуры в странах Центральной Азии: Проблемы и перспективы. Материалы международной региональной конференции (4 - 7 февраля 2003 г., Ташкент, Узбекистан) / Отв. ред. Г. А. Ишанханова, Л. Б. Хван, И. Б. Азизов и др. Ташкент: Консаудитинформ, 2003. С. 20.

Институциональность дальнейших преобразований в области адвокатской деятельности в настоящее время имеет принципиальное значение, поскольку институт адвокатуры: - является частью правового института защиты прав и свобод человека и гражданина; - является институтом гражданского общества, содействующим правосудию, т. е. находится в определенной связи с элементами судебной системы Российской Федерации; - использует чрезвычайно много процессуальных норм из различных областей права, которые помимо данного института нигде больше не получают такого общего объединения; - в силу своего предназначения в процессуальном плане противопоставляется всему комплексу правоохранительных органов государственной власти, что, соответственно, предполагает необходимость урегулирования взаимоотношений между адвокатурой и всеми этими органами с учетом специфики каждого из них; - в настоящее время должен быть подчинен международным стандартам, причем стандартам двояким: в области обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи и в области правил функционирования самого института адвокатуры как саморегулируемой структуры. Таким образом, дальнейшее реформирование российской адвокатуры должно происходить с учетом перечисленных аспектов, в своей совокупности позволяющих позиционировать данное реформирование как институциональный процесс. Рассматривая первую из выделенных предпосылок и обозревая российское законодательство в области адвокатской деятельности на предмет его соответствия международным стандартам, необходимо заметить, что на сегодняшний день оно существует в некотором отрыве от таковых. Так, в современном международном праве выработан комплекс мероприятий в виде организационных и правовых гарантий правозащитной деятельности адвоката в целях обеспечения юридической помощи населению, т. е. международные стандарты адвокатской деятельности, направленные на обеспечение одного из фундаментальных прав человека - права на защиту. Основу правового и морального регулирования деятельности адвоката на международном уровне составляет целая система международно-правовых актов: - Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 8 января 1993 г. N R (93) 1 "Об эффективном доступе к праву и правосудию малообеспеченных"; - Резолюция Комитета министров Совета Европы от 18 февраля 1996 г. N (76) 5 "О юридической помощи по гражданским, торговым и административным делам" <3>; -------------------------------- <3> Российская юстиция. 1997. N 6.

- Резолюция Комитета министров Совета Европы от 2 марта 1978 г. N (78) 8 "О юридической помощи и консультациях" <4>; -------------------------------- <4> Российская юстиция. 1997. N 6.

- Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 14 мая 1981 г. N R (81) 7 "Комитет министров - государствам-членам относительно путей облегчения доступа к правосудию" <5>; -------------------------------- <5> Российская юстиция. 1997. N 6.

- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (принята Генеральной Ассамблеей ООН и открыта для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией 39/46 от 10 декабря 1984 г.) <6>; -------------------------------- <6> Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. N 45. Ст. 747. Конвенция подписана от имени Правительства СССР 10 декабря 1985 г. и ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 21 января 1987 г. со следующими оговорками: "Союз Советских Социалистических Республик не признает компетенцию Комитета против пыток, определенную статьей 20 Конвенции"; "Союз Советских Социалистических Республик не считает себя связанным положениями пункта 1 статьи 30 Конвенции". Конвенция вступила в силу (в том числе для СССР) 26 июня 1987 г. Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Российская Федерация в качестве государства - продолжателя Союза Советских Социалистических Республик осуществляет права и выполняет обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных СССР.

- Свод принципов для защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утвержден Генеральной Ассамблеей ООН в Резолюции 43/173 от 9 декабря 1988 г.) <7>; -------------------------------- <7> Советская юстиция. 1992. N 6. С. 20.

- Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (приняты на I Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом ООН в Резолюциях 663С от 31 июля 1957 г., 2076 от 13 мая 1977 г. и 1984/47 от 25 мая 1984 г.) <8>; -------------------------------- <8> Советская юстиция. 1992. N 2. С. 19.

- Принципы эффективного предупреждения и расследования внезаконных, произвольных и суммарных казней (рекомендованы на пленарном заседании Экономического Совета ООН 24 мая 1989 г.) <9>; -------------------------------- <9> Советская юстиция. 1992. N 7, 8. С. 36.

- Рекомендация Комитета министров Совета Европы о свободе осуществления профессии адвоката (принята Комитетом министров Совета Европы 25 октября 2000 г.) <10>; -------------------------------- <10> Собрание международных документов "Права человека и судопроизводство". OSCE. Poland.

- Основные принципы, касающиеся роли юристов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 27 августа - 7 сентября 1990 г.) <11>; -------------------------------- <11> Собрание международных документов "Права человека и судопроизводство". OSCE. Poland.

- Основные положения о роли адвокатов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 27 августа - 7 сентября 1990 г.) <12>. -------------------------------- <12> Советская юстиция. 1991. N 20. С. 19.

Практически все вышеперечисленные документы не имплементированы в правовую систему Российской Федерации, что позволяет сделать вывод о функционировании института российской адвокатуры в отрыве от существующих международных стандартов и принципов в данной области, а равно о территориальной изолированности исследуемого института. Говоря о еще одной предпосылке необходимости дальнейшего реформирования института адвокатуры в Российской Федерации, а именно об отсутствии в российском законодательстве механизма реализации принципа равенства сторон в суде, сошлемся на мнение профессора А. Х. Саидова, который резонно полагал: "Если обвинение обладает мощным аппаратом (системой правоохранительных органов), то одним из необходимых условий обеспечения состязательности сторон в судебном процессе является формирование мощной структуры, объединившей бы адвокатов. "Организации" может противостоять только "организация". Не будет сильной организации адвокатов - не будет состязательности процесса" <13>. -------------------------------- <13> См.: Саидов А. Х. Международные стандарты и законодательство об адвокатуре в странах Центральной Азии. Материалы Международной региональной конференции (4 - 7 февраля 2003 г.). Ташкент. С. 14.

В России о состязательности сторон в суде стали говорить менее чем пятнадцать лет назад, а фактически данную состязательность достигнуть к настоящему времени так и не удалось. Кроме того, сама российская система правоохранительных органов обладает большим потенциалом воздействия в суде, причем не только на противную сторону, но и на сам суд. В таких условиях институт адвокатуры нуждается в определенных процессуальных гарантиях своего равноправия в судебном процессе. До принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ (в ред. от 20 декабря 2004 г.) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре" <14> на территории Российской Федерации вообще не существовало документально зафиксированных, формализованных в виде нормативных правовых актов процедур оказания данной помощи. С принятием Закона об адвокатуре ситуация некоторым образом улучшилась, но остались неразрешенными многие вопросы в области оказания гражданам декларированной в Конституции РФ юридической помощи. Так, если сам процесс судопроизводства или, допустим, предварительного следствия, дознания подвержен строгой регламентации, что не дает возможность суду спекулировать своим процессуальным положением, то процедура оказания юридической помощи формально не привязана ни к одному нормативному правовому акту. Возможно, именно поэтому на сегодняшний день лишь небольшое количество российских граждан могут с уверенностью сказать, что они смогли получить квалифицированную юридическую помощь. Процент же лиц, имеющих представление о процедуре получения данной юридической помощи (за исключением самих оказывающих данную помощь), а равно представляющих, какие они имеют гарантии, что получаемая ими помощь окажется именно квалифицированной, стремится к нулю <15>. -------------------------------- <14> СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102. <15> См., например: Мартынчик Е. Г., Колоколова Э. Е. Юридическая помощь в судопроизводстве: Виды, субъекты и их функции // Адвокатская практика. 2001. N 4; Работа коллегий адвокатов Российской Федерации в 2001 году // Российская юстиция. 2002. N 8; Каламкарян Р. А. Юридические гарантии прав личности в Российской Федерации (по материалам "круглого стола") // Государство и право. 2000. N 1.

Рассматривая следующую из выделенных предпосылок, следует заметить, что в связи с отсутствием регламентации в области деятельности российских адвокатов за границей и получатели юридической помощи, и сами адвокаты находятся в равном положении субъектов, чьи права и обязанности не урегулированы правом. В связи с этим можно еще раз выразить сожаление относительно отсутствия у федерального законодателя попыток интегрировать российский институт адвокатуры в общемировую правозащитную систему. Применительно к российской правовой системе, а также организационной, финансовой и материально-технической обеспеченности российской адвокатуры можно выделить следующие предпосылки реформирования института адвокатуры в России: 1) наличие определенной зависимости адвокатских образований от деятельности органов государственной власти субъектов Федерации <16>: например, закрепление за региональным бюджетом обязанности по материально-техническому и финансовому обеспечению оказания юридической помощи адвокатами (пусть даже в труднодоступных и малонаселенных местностях), а также предоставление субъектам Федерации полномочий в области формирования квалификационных комиссий <17>; -------------------------------- <16> Важен не столько факт, что федеральная власть отдает на откуп определенные функции в области регулирования адвокатской деятельности субъектам Федерации, сколько сам объем и финансовое обеспечение этих полномочий. <17> СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

2) игнорирование государством своей обязанности обеспечивать гарантии независимости адвокатуры, зафиксированной в п. 3 ст. 3 Закона об адвокатуре. Так, Министерство юстиции РФ, осуществляя в соответствии со своими обязанностями <18> функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере адвокатуры, достаточно формально подходит к своим обязанностям, что подтверждается минимальным количеством нормативно-правового материала, посвященного адвокатуре и вышедшего из стен данного министерства. Причем практически все указанные акты не имеют ничего общего с обязанностью государства обеспечивать гарантии независимости адвокатуры; -------------------------------- <18> См.: Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4108.

3) отсутствие реальной независимости адвокатов. Данная предпосылка перекликается с предыдущей. В настоящее время национальное законодательство Российской Федерации не содержит пояснения, создающие гарантии независимости адвокатской деятельности от неуместного вмешательства государства. Проведение всех процессуальных действий в отношении адвоката регулируется общими нормами уголовно-процессуального законодательства и не предполагает дополнительных процессуальных гарантий, которые учитывали бы публичный характер адвокатской деятельности. В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона об адвокатуре проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения. Вместе с тем действующим Уголовно-процессуальным кодексом РФ (далее - УПК РФ) <19> не предусмотрено получения судебного решения для проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката. Статья 447 УПК РФ к лицам, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, относит и адвокатов. Отмечая, что в настоящее время конфликт Уголовно-процессуального кодекса РФ и Закона об адвокатуре обостряется, суды трактуют эту спорную ситуацию и в ту и в другую сторону. -------------------------------- <19> СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. I). Ст. 4921.

Концепция институционального развития и реформирования адвокатуры включает понимание необходимости разработки и внесения изменений во многие российские законодательные акты, так или иначе связанные со статусом адвоката в обществе. Эти изменения должны коснуться Закона РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ (в ред. от 15 декабря 2001 г.) "О судебной системе Российской Федерации", Гражданского процессуального кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, Арбитражного процессуального кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, Налогового кодекса РФ и других нормативных актов. Только при таком комплексном подходе к реформированию законодательных и нормативных актов можно установить эффективный правовой механизм реализации статуса института адвокатуры как независимого и эффективного правового института гражданского общества, стоящего на страже прав и свобод граждан. Таким образом, институциональное развитие можно назвать одним из принципов реформирования российской адвокатуры. Среди других принципов, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении указанного реформирования, можно отметить: - единство адвокатских объединений в рамках всего государства; - организацию взаимоотношений с органами государственной власти на основе партнерства; - дальнейшее реформирование института адвокатуры в рамках уже существующих международных принципов и стандартов как в области оказания юридической помощи, так и в области адвокатской деятельности; - позиционирование адвокатуры как независимой саморегулируемой организации, подчиненной интересам не государства, а общества и направленной на обеспечение положений ст. 48 Конституции РФ, а именно на оказание профессиональной юридической помощи. Анализируя вышеприведенные принципы, отметим, что дальнейшее реформирование адвокатуры в Российской Федерации тактически необходимо начинать именно с объединения российских адвокатов в единую организацию, представляющую собой систему адвокатских формирований всего государства. Причина, по которой приоритет отдается созданию именно системы адвокатских формирований государства, заключается в следующем: хорошо организованной системе правоохранительных органов государства, представляющих сторону обвинения в суде, может достойно противостоять только хорошо организованная система, представляющая сторону защиты. Причем "противостояние" сторон обвинения и защиты начинается уже тогда, когда правоохранительные органы через свое "лобби" <20> в законодательных органах обеспечивают принятие правовых актов, создающих благотворную почву для коррупции в самих силовых структурах, способствующих ущемлению прав человека, признанных в международно-правовых актах. Лоббирование принятия нормативных правовых актов принципиально является доступным только хорошо организованной системе <21>. -------------------------------- <20> Здесь под словом "лобби" необходимо понимать различного рода неофициальные (неформализованные в законе) способы и технологии оказания влияния на различные органы государственной власти для принятия выгодного лоббирующей стороне решения. <21> См.: Хван Л. Б. Указ. соч.

Таким образом, единство системы адвокатуры в рамках Российской Федерации не только будет способствовать развитию возможностей адвокатуры в судебном процессе и на стадии предварительного следствия, но и создаст условия для защиты интересов адвокатского корпуса еще на стадии принятия нормативных правовых актов, так или иначе касающихся юридической помощи населению и адвокатской деятельности. Следующим принципом реформирования российской адвокатуры следует признать осуществление всего реформирования исключительно в рамках построения партнерских отношений между адвокатским объединением и органом государственной власти. В связи с этим концепция реформирования института адвокатуры предполагает установление партнерских взаимоотношений между адвокатурой и государственными структурами, прежде всего в вопросах обеспечения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод субъектов, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, а также обеспечение верховенства права и закона. Помимо всего прочего партнерские отношения предполагают: отсутствие подчиненности друг другу, наличие корреспондирующихся прав и обязанностей, взаимной ответственности за нарушение условий партнерского взаимодействия. Следующий принцип - принцип реформирования института адвокатуры в рамках международно-правовых стандартов - предполагает: - определение соответствия правового статуса адвокатуры в Российской Федерации международно признанному месту этого института в жизни общества; - присоединение к различного рода международно-правовым инициативам, регламентирующим правила оказания юридической помощи, а также осуществление адвокатской деятельности и выполнение этих инициатив на практике. Несоблюдение указанного принципа при реформировании института российской адвокатуры не только значительно усложнит сам процесс реформирования (просто потому, что в данной ситуации правила осуществления адвокатской деятельности придется формировать самостоятельно, т. е. игнорируя уже сложившиеся в мировой практике), но и усложнит будущие контакты с представителями иностранных адвокатских корпусов как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. Исходя из этого, а также учитывая пока еще не ратифицированные Российской Федерацией международно-правовые соглашения, принцип независимости адвокатуры должен стать своеобразным "краеугольным камнем" в процессе дальнейших преобразований в области адвокатской деятельности. Так, по мнению, адвоката С. В. Бровченко, в развитие и уточнение уже существующих принципов, касающихся независимости и гарантий неприкосновенности практикующих юристов, в том числе адвокатов, необходимо применять сформулированные в итоговом Документе Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Москва, 1991 г.) дополнительные положения <22>. Так, п. 19 гл. 2 Документа сформулирована степень необходимых гарантий независимости участников судопроизводства, в том числе адвоката-защитника, с тем чтобы обеспечивалось соблюдение основных принципов правосудия. Выполнение государством этой задачи определяет степень развития институтов гражданского общества и зрелости демократии страны в целом <23>. -------------------------------- <22> Международные избирательные стандарты: Сборник документов / Отв. ред. А. А. Вешняков; науч. ред. В. И. Лысенко. М.: Весь Мир, 2004. С. 355. <23> См.: Бровченко С. В. Гарантии независимости адвоката. Проблемы обеспечения уголовно-правовых гарантий независимости адвокату, выступающему в российском уголовном судопроизводстве в качестве защитника // Вопросы адвокатуры. 2004. N 32.

Гарантии независимости прокуроров и судей в настоящее время в Российской Федерации закреплены специальными положениями соответствующих федеральных законов, которыми, в частности, предусмотрен особый порядок возбуждения уголовного дела, привлечения их к уголовной ответственности и производства по делам против должностных лиц этих органов, что является достаточной гарантией их личной безопасности и, как следствие, - независимости. Таким образом, такими же юристами-практиками, как прокуроры, являются адвокаты, выполняющие функции защитников по уголовным делам. Поэтому они как равноправная сторона судопроизводства должны иметь равные с прокурорами гарантии неприкосновенности, личной безопасности и иммунитета, в том числе особый порядок возбуждения против них уголовных дел, привлечения их к уголовной ответственности и производства по делам против них. Положение об одинаковых правовых гарантиях деятельности и независимости адвокатов и прокуроров следует из смысла Документа Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ, в котором признана необходимость государственного, а значит, и законодательного закрепления гарантий независимости судей и юристов-практиков, в том числе адвокатов <24>. Обязанность государства обеспечить защиту прав и свобод граждан следует из положений ст. ст. 2, 17, 18 и 45 Конституции РФ и реализуется в том числе принятием соответствующего законодательства о гарантиях независимости защитника-адвоката. -------------------------------- <24> Документ Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Москва, 3 октября 1991 г.). Международные избирательные стандарты: Сборник документов. С. 355.

В значительной степени независимость адвоката позволяет последнему активно защищать права человека и основные свободы, гарантированные Европейской конвенцией 1950 г. о защите прав человека и основных свобод, реализуя конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), добиваться защиты прав и свобод своих подзащитных в судебных и иных учреждениях <25>. -------------------------------- <25> СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.

Анализируя независимость адвокатуры как основной принцип ее последующего реформирования, отметим, что непременным условием деятельности адвокатов является их процессуальная, организационная и материальная независимость от органов власти, которым часто приходится оппонировать адвокату, защищающему права и интересы доверителей. Современная юридическая практика доказывает необходимость деятельности независимого юриста-практика, в том числе адвоката, свободного от давления, шантажа, угроз и преследований в связи со своей профессиональной правозащитной деятельностью. Для реализации этих принципов деятельности адвокатов российские власти обязались соблюдать положения Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Копенгаген, 29 июня 1990 г.), отмечая, что только использование возможностей защиты, осуществляемой независимыми адвокатами, позволяет стороне реализовать возможности законной защиты своих прав, интересов и свобод. С этой целью пунктом 5.13 закреплено обязательство властей гарантировать независимость адвокатов, в частности в том, что касается условий приема на работу и практики <26>. -------------------------------- <26> Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Копенгаген, 29 июня 1990 г.). Международные избирательные стандарты: Сборник документов. С. 335.

Из содержания указанных выше международных актов и ч. 3 ст. 37 Конституции РФ следует обязанность российских властей обеспечить безопасные условия работы не только представителей обвинения (прокурора, следователя), но и адвоката в связи с выполнением последним своих профессиональных обязанностей защитника в уголовном судопроизводстве. Действовавшие до 1 июля 2002 г. Положение об адвокатуре РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, а равно ст. 294 ныне действующего Уголовного кодекса РФ таких гарантий адвокатской деятельности, как особый порядок возбуждения уголовного дела против адвоката, привлечения его к уголовной ответственности и производства по делу, не содержали. Практика доказала: несовершенство федеральных законов в обстановке правового произвола представителей государственной власти, осуществляющих функции уголовного преследования против подзащитных адвоката, приводит к тому, что недобросовестные представители обвинения могут легко расправиться с "мешающим" адвокатом, выступающим защитником по уголовному делу. Принятием и введением в действие Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" закреплены определенные процессуальные требования о гарантиях независимости адвокатов, но это лишь основы, требующие дальнейшего развития и совершенствования.

Название документа Интервью: В Московской городской коллегии адвокатов работают люди, преданные профессии и доказавшие эту преданность всей своей жизнью (интервью с председателем Московской городской коллегии адвокатов А. В. Живиной) ("Адвокат", 2006, N 11) Текст документа

"В МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ КОЛЛЕГИИ АДВОКАТОВ РАБОТАЮТ ЛЮДИ, ПРЕДАННЫЕ ПРОФЕССИИ И ДОКАЗАВШИЕ ЭТУ ПРЕДАННОСТЬ ВСЕЙ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ"

А. В. ЖИВИНА, Ю. В. ИВАНОВА

В сентябре адвокатура Московского региона торжественно отмечала свой 140-летний юбилей. В сентябрьском номере журнала "Адвокат" наряду с интервью президента Адвокатской палаты г. Москвы Г. М. Резника планировалась публикация интервью председателя Московской городской коллегии адвокатов А. В. Живиной. К сожалению, намеченная публикация не состоялась по причине крайней занятости Аллы Викторовны, и только сейчас у редакции появилась возможность восполнить этот пробел. Председатель МГКА А. В. Живина рассказывает о сегодняшних заботах и успехах коллегии в беседе с заместителем главного редактора Ю. В. Ивановой.

Алла Викторовна, Вы возглавляете старейшую в нашем городе Московскую городскую коллегию адвокатов, поэтому 140-летний юбилей адвокатуры московского региона, который мы отмечали в сентябре, - прежде всего праздник вашей коллегии. На праздновании юбилея в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя было видно, что организация праздника легла в основном на МГКА. После торжеств люди часто оказываются буквально завалены делами. У Вас тоже так получилось?

Было бы неправильным сказать, что организация праздника, посвященного 140-летию московской адвокатуры, легла в основном на плечи МГКА. В подготовке этого мероприятия принимали участие Адвокатская палата города Москвы, Адвокатская палата Московской области, Московская городская и Московская областная коллегии адвокатов. Обязанности были распределены заранее: кто-то заказывал зал, печатал пригласительные билеты, приглашал гостей, артистов. Мне же посчастливилось вести торжественное собрание. Нам очень хотелось, чтобы праздник удался. Думаю, что получилось. Адвокатов Москвы и Московской области поздравил в своем приветственном письме мэр Москвы Юрий Лужков, депутаты Государственной Думы, мы получили массу поздравительных телеграмм от коллег из других регионов. Что касается дел, то их всегда много. Я - практикующий адвокат, и мои доверители постоянно требуют внимания. Даже 15 сентября 2006 года, в день, когда проходило торжество, мне пришлось участвовать в судебном заседании, и я очень боялась опоздать. К счастью, этого не случилось.

К юбилею планировалось издать сборник работ, посвященных московской адвокатуре советского периода. Это удалось сделать? Где можно приобрести книгу?

Книгу об истории московской адвокатуры давно задумал написать Алексей Алексеевич Рогаткин - один из старейших адвокатов Московской городской коллегии, бывший председателем Президиума МГКА с 1993 по 1997 годы. Все началось с очерков, которые Алексей Алексеевич печатал в газете "Адвокат". Газету издает Международный союз (содружество) адвокатов, первым вице-президентом которого сейчас является А. А. Рогаткин. Этот материал и составил книгу под названием "Очерки истории московской адвокатуры", предисловие к ней написал президент Адвокатской палаты г. Москвы Генри Резник. Книга получилась увлекательная, она будет интересна и широкому кругу читателей и, конечно, адвокатам. Автор не только обобщил сведения из самых разных источников, но и провел собственное исследование, обнаружив немало ранее неизвестных фактов. Именно благодаря исследованию А. А. Рогаткина установлено, что первым днем существования московской адвокатуры является 16 сентября 1866 года (по старому стилю) - день выборов Московского Совета присяжных поверенных на первом адвокатском собрании. Жаль, что книга издана небольшим тиражом, всего 600 экземпляров. Едва выйдя в свет, она уже стала редкой. Надеюсь, что получится выпустить дополнительный тираж, и книга появится в продаже.

Московская городская коллегия адвокатов долгие годы была не просто старейшей и крупнейшей в стране, но и единственной в столице. Как изменилась жизнь МГКА после появления многочисленных параллельных коллегий новой волны, а затем и создания Адвокатской палаты г. Москвы?

После принятия Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и вступления его в силу 1 июля 2002 года употребление определения "параллельные" коллегии адвокатов является некорректным. Согласно Закону и два адвоката могут образовать коллегию адвокатов. На сегодняшний день в Москве зарегистрировано более 320 коллегий. На мой взгляд, это абсурд, но это положение закреплено Законом, а с Законом надо считаться. Для Московской городской коллегии адвокатов в принципе ничего не изменилось. Она как была старейшей и самой крупной в Москве, так и осталась, причем тенденция роста остается неизменной: каждый месяц на своем заседании Президиум МГКА принимает новых членов. Мы стараемся сохранять традиции и принципы деятельности коллегии, обеспечиваем условия для работы более чем 1500 адвокатам. С созданием Адвокатской палаты г. Москвы функция рассмотрения дисциплинарных материалов в отношении всех московских адвокатов, в том числе адвокатов МГКА, перешла от Президиума нашей коллегии к Квалификационной комиссии и Совету Адвокатской палаты. Президиум МГКА сейчас может применить к адвокату коллегии в соответствии с ее Уставом какие-либо меры взыскания только за неисполнение решений общего собрания или Президиума коллегии.

В своем интервью нашему журналу президент Адвокатской палаты г. Москвы Г. М. Резник говорил о важности сохранения традиций, живой связи времен и поколений адвокатов. МГКА в советское время славилась хорошо налаженным обучением молодых адвокатов, в котором охотно принимали участие признанные мэтры. Сейчас, наверное, все по-другому?

В МГКА действительно существует хорошая традиция обучения молодых адвокатов профессиональному мастерству, и мы всеми силами ее поддерживаем. Конечно, произошли некоторые изменения. Если десять лет назад работа каждого молодого адвоката в течение первых трех лет обязательно подвергалась проверке, то сейчас этого не происходит. Слово "проверка" режет слух, вызывает неприятные ассоциации, связанные с недоверием, желанием уличить и наказать. В действительности это не так: проверки помогали молодому адвокату набираться опыта, избегать повторения ошибок. Дружеский совет маститого адвоката, его уместные замечания всегда приносили только пользу. Мы сохранили обязательные лекции для стажеров и помощников адвокатов. На этих лекциях корифеи адвокатуры делятся с молодежью секретами адвокатского мастерства, учат правильно вести себя в той или иной ситуации, знакомят с основами адвокатской этики. В коллегии проводятся заседания криминалистической и цивилистической секций, на которых обсуждаются изменения в законодательстве и правоприменительная практика.

Давайте подробнее поговорим о подготовке молодых адвокатов - ведь это будущее коллегии. Раньше в адвокатуру можно было прийти сразу после окончания вуза. Причем, насколько я знаю, еще двадцать лет назад распределение в адвокатуру после окончания, например, юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова считалось не плохим, но и не лучшим вариантом. Теперь Закон об адвокатуре предусматривает обязательное наличие стажа работы по одной из юридических специальностей. Как Вы считаете, это оправданно?

Не могу согласиться с тем, что раньше в адвокатуру можно было прийти сразу после окончания вуза. Для поступления в адвокатуру, кроме высшего юридического образования, всегда требовался стаж практической работы по одной из юридических специальностей не менее двух лет. Если такого стажа не было, то необходимо было пройти стажировку. Ранее срок стажировки колебался от шести месяцев до одного года, сейчас он установлен Законом об адвокатуре - от одного года до двух лет. Действительно, в коллегии адвокатов, как и во все организации, в советское время принимали молодых специалистов по распределению, но получившие распределение в адвокатуру после окончания вуза могли быть приняты только в стажеры. Надо сказать, что это не было принудительным распределением, потому что коллегия могла выбирать студентов, проводя предварительное собеседование с ними. Поступление стажером в Московскую городскую коллегию адвокатов всегда считалось престижным. И, раз уж Вы упомянули об МГУ, то должна уточнить: юридический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова ежегодно направлял в МГКА 10 человек. Начиная с 1972 года каждый год МГКА принимала по 20 стажеров, в последние три года перед принятием Закона об адвокатуре - по 30 - 40 стажеров. Требование о наличии стажа работы для получения статуса адвоката я считаю совершенно необходимым. Адвокату требуются не только хорошие знания, но и некоторый жизненный и профессиональный опыт, ведь ему приходится участвовать в решении вопросов, касающихся судеб людей, их имущественных интересов, то есть помогать людям в ситуациях, когда такой опыт ох как нужен.

Получается, что теперь в адвокаты попадают в основном переквалифицировавшиеся специалисты (наверное, в основном следователи МВД и прокуратуры - там стажа для занятия должности не требуется). А как быть тем, кто со школьной скамьи мечтал стать именно адвокатом? Сколько лет это займет, через какие испытания придется пройти?

Нет, так не получается. В адвокатуру попадают те юристы, которые сдали квалификационный экзамен и получили статус адвоката. Среди соискателей есть разные специалисты. Для членов квалификационной комиссии определяющим является способность сдающего экзамен проявить свои знания, использовать прежний профессиональный опыт применительно к адвокатской деятельности. Тому, кто мечтал стать адвокатом со школьной скамьи, не надо преодолевать препятствия, брать приступом недосягаемые вершины, нужно только хорошо подготовиться к сдаче экзамена и отвечать требованиям, установленным статьей 9 Закона об адвокатуре. Не скрою, очень огорчает то обстоятельство, что пришедшие в адвокатуру бывшие следователи МВД или прокуратуры порой не считают нужным соблюдать этические нормы. В МГКА существует строгое правило, по которому бывшие работники правоохранительных органов и судов, став адвокатами, в течение трех лет не могут практиковать в том районе, где они раньше работали. Это правило нельзя рассматривать как ограничение профессиональной деятельности. Наоборот, оно делает адвоката "из бывших" менее уязвимым и исключает возможность необоснованных обвинений в нарушении адвокатской этики.

Есть ли какие-то преимущества у помощников или стажеров адвокатов в плане получения статуса адвоката? Я имею в виду не юридическое, а фактическое преимущество.

В соответствии с Законом об адвокатуре стажеры и помощники при сдаче экзамена на получение статуса адвоката находятся в абсолютно равном положении со всеми иными соискателями. Единственное преимущество стажеров и помощников МГКА состоит в том, что на лекциях в коллегии мы помогаем им подготовиться к экзамену. Пожалуй, это можно назвать фактическим преимуществом.

В столичных вузах на юридических факультетах предусмотрены спецкурсы и семинары по адвокатуре, есть и специализированное высшее учебное заведение - Российская академия адвокатуры. МГКА поддерживает какие-либо связи с вузами (например, организация прохождения практики студентами, преподавание и тому подобное)?

МГКА не имеет каких-либо специальных договоров с вузами о прохождении студентами практики либо о приеме студентов или выпускников стажерами и помощниками адвокатов. Но мы никогда не отказываем студентам в прохождении практики в коллегии, для этого требуется только направление вуза. Многие адвокаты нашей коллегии занимаются преподавательской деятельностью: в МГКА 9 докторов и 46 кандидатов юридических наук.

Не могу удержаться от ставшего уже традиционным вопроса о проблемах, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи, тем более что 14 октября принят Закон г. Москвы о порядке оказания такой помощи в нашем городе. Как Вы оцениваете этот Закон?

Оказание юридической помощи гражданам бесплатно всегда было почетной обязанностью адвокатов, в том числе московских. Закон г. Москвы N 49 "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве" расширил перечень лиц, которым помощь оказывается бесплатно. К субъектам, перечисленным в статье 26 Федерального закона об адвокатуре, добавились инвалиды I группы или имеющие ограничения способности к трудовой деятельности III степени - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью, и несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, находящихся на территории города Москвы. С моей точки зрения, Закон нужный. Он упорядочит возможность получения и предоставления бесплатной юридической помощи. Однако ни один закон не бывает совершенен. Например, в новом московском Законе определен перечень документов, которые гражданину необходимо предоставить, чтобы получить бесплатную юридическую помощь. Это может привести к тому, что адвокат будет обязан оказывать бесплатную юридическую помощь только тем гражданам, которые подпадают под действие Закона, и, следовательно, будет получать компенсацию за свой труд из бюджета города. С другой стороны, эта оплата будет произведена только в том случае, если помощь оказана лицу, подпадающему под действие Закона. Если адвокат окажет бесплатно помощь другому субъекту, то это останется его почетной обязанностью. Для того чтобы Закон заработал, Правительству Москвы по согласованию с московской Адвокатской палатой необходимо утвердить примерную форму соглашения об оказании бесплатной юридической помощи. Так записано в Законе. Знаю, что в Санкт-Петербурге для реализации подобного закона разработано около 27 документов. Надеюсь, что в Москве мы обойдемся меньшим количеством. Посмотрим.

Алла Викторовна, больше года назад в своем интервью, опубликованном в мартовском номере "Адвоката", Вы говорили о трудностях, связанных с предоставлением помещений, необходимых для работы коллегии. Готовящийся сейчас закон о публичном имуществе, по оценке Г. М. Резника, принесет московской адвокатуре огромные проблемы, поскольку в собственности органов власти должно будет остаться только то имущество, которое необходимо для осуществления их функций. Неиспользуемое имущество должно быть продано, что автоматически отменит льготы по оплате аренды занимаемых помещений, которыми пользуются сейчас адвокатские образования в городе. Что Вы думаете об этом? Если предположить, что закон будет принят и действительно вызовет такую ситуацию, как это отразится конкретно на МГКА?

Мне трудно сейчас сказать, что коллегия будет делать, если в Москве будет принят закон о публичном имуществе в той редакции, о которой говорил Г. М. Резник. Мы привыкли решать проблемы по мере их поступления. Конечно, идеально, если помещение, в котором работают адвокаты, находится в собственности коллегии (бюро). Если предположить, что в силу закона адвокатские образования окажутся вынуждены выкупать у города помещения, то, вероятно, это приведет к укрупнению адвокатских образований, потому что немногие из них (я не имею в виду адвокатские кабинеты) смогут позволить себе покупку помещения по рыночным ценам. Остается надеяться, что московские власти сочтут возможным рассматривать деятельность адвокатуры как необходимую составляющую, в том числе осуществления органами власти их функций.

Со времени нашей последней беседы прошло достаточно времени. Какое наиболее важное событие или достижение коллегии Вы хотели отметить?

Никаких существенных перемен не произошло. Примечательно другое. В Московской городской коллегии адвокатов работают люди, преданные профессии и доказавшие эту преданность всей своей жизнью. 13 сентября 2006 года отметила 60-летие адвокатской деятельности член МГКА, ветеран Великой Отечественной войны Фаина Моисеевна Капелевич. Вот это достижение! Всю свою жизнь Фаина Моисеевна работает только в Московской городской коллегии адвокатов. Многим молодым адвокатам она помогла найти себя в профессии. Я знаю еще одного адвоката, адвокатский стаж которого превышает 60 лет. В Москве ни одна другая коллегия не может похвастаться такими адвокатами.

Название документа