О кодификации гражданского законодательства (извлечения из публикаций)
(Медведев Д. А.) ("Вестник гражданского права", 2008, N 3) Текст документаО КОДИФИКАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА <*>
(ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ ПУБЛИКАЦИЙ)
Д. А. МЕДВЕДЕВ
-------------------------------- <*> Составлено по: Медведев Д. А. Гражданский кодекс - его роль в развитии рыночной экономики и создании правового государства // Вестник гражданского права. 2007. N 2. Т. 7; Медведев Д. А. Новый Гражданский кодекс Российской Федерации: вопросы кодификации // Кодификация российского частного права / Под ред. Д. А. Медведева. М.: Статут, 2008.
Медведев Д. А., Президент Российской Федерации.
Роль Гражданского кодекса в развитии рыночной экономики и создании правового государства
Гражданский кодекс, наверное, один из краеугольных документов, по которым живет наша страна, наша экономика. Поправки туда должны вноситься крайне бережно. Думаю, что это в целом принципиальная позиция, которой сегодня придерживается государство. Конечно, Гражданский кодекс - не священное писание, но трогать его, на мой взгляд, нужно только тогда, когда без этого обойтись нельзя. Вместе с тем та самая стабильность Гражданского кодекса, о которой я только что сказал, не означает, что он не нуждается в совершенствовании. При всех его многочисленных достоинствах, а сегодня мы еще об этом поговорим, не следует забывать, что и первая, и вторая части Кодекса разрабатывались в те годы, когда Российская Федерация только делала первые шаги по пути рыночного развития. В это время никто еще не представлял в полной мере всего многообразия форм, в которых будет реализовываться провозглашенная Конституцией свобода экономической деятельности, и, главное, не представлял, каковы должны быть пределы этой свободы в нашей стране. Сегодня Россия обладает динамично растущей рыночной экономикой. В стране реализован ряд серьезных экономических проектов, осуществляются социальные программы. У нас накоплен значительный опыт применения Гражданского кодекса. И было бы разумно, чтобы, опираясь на этот опыт, используя его, мы позаботились о совершенствовании Гражданского кодекса. Но еще раз подчеркну, что ценностью Гражданского кодекса, того полноценного свода гражданских законов, который в таком виде был впервые создан за всю российскую историю, является его стабильность. Нельзя забывать и того, что Гражданский кодекс - это, прежде всего, система норм. Причем среди всех российских законов и кодексов система норм ГК, очевидно, самая сложная и к тому же она имеет продолжение в других федеральных законах, иных нормативных актах. Поэтому совершенствование Гражданского кодекса должно носить системный характер. Оно должно базироваться на продуманных подходах, на выверенных концепциях. Блоки взаимосвязанных норм должны быть состыкованы в ходе такого рода законотворческой работы. Именно этот системный путь развития гражданского законодательства предопределен и созданием при Президенте Российской Федерации Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. В него входят наиболее авторитетные специалисты, наиболее авторитетные ученые и практики. Одной из главных задач Совета как раз и является подготовка предложений Президенту о государственной политике в сфере гражданского законодательства и об основных направлениях совершенствования этого законодательства. Интересной и полезной разработкой Совета стала Концепция развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе, но понятно, что этой Концепцией дело не может ограничиться. Юридическая практика требует дальнейшего продуманного и планомерного совершенствования ряда подотраслей гражданского законодательства, ряда гражданско-правовых институтов. Настало время глубоко проанализировать в комплексе самые разные позиции, которые мы уже достаточно активно применяем последние 15 лет на практике. Это в полной мере относится к законодательству о юридических лицах, в том числе об организационно-правовых формах юридических лиц. Что касается коммерческих организаций, об этом неоднократно говорилось в самых разных местах, даже на заседании Правительства страны, которое раньше особой любовью к гражданскому законодательству себя не проявляло. Тем не менее сейчас и Правительство внимательно следит за развитием гражданских законов. Я имею в виду, в частности, вопрос о делении акционерных обществ на закрытые и открытые и сосуществовании закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Такого сосуществования, вы знаете об этом хорошо, нет в законодательных системах других стран с развитой рыночной экономикой. Что касается некоммерческих организаций, то одним из фундаментальных вопросов законодательства является определение тех пределов, в которых они могут заниматься деятельностью, приносящей доход. Это тоже постоянная тема для обсуждения на практическом уровне, в исполнительной власти, обсуждения тех условий, при которых данная деятельность допускается. Здесь закон должен способствовать развитию недавно созданной формы автономных учреждений. Такой закон, вы знаете, был подготовлен и принят после довольно серьезных дебатов по поводу его целесообразности. Посмотрим, как он будет работать. Пока, во всяком случае, развитие практики по этому закону идет крайне медленно. Было бы весьма интересно основательно проработать вопросы соотношения Гражданского кодекса с рядом комплексных кодексов и рядом других законов в части регулирования отношений собственности. Полагаю, что основная, базисная, роль Гражданского кодекса Российской Федерации может быть утрачена, если принципиальные нормы, определяющие права на ряд видов имущества, будут находиться вне зоны его регулирования, как это происходит в некоторых случаях сейчас. Кроме того, было бы полезно, чтобы правовой инструментарий, предлагаемый ГК для регулирования вещных прав, иных, чем право собственности, стал более полным и развернутым. Далее. В такой важной для нас области, как обеспечение исполнения обязательств, действует ряд не очень совершенных и достаточно плохо увязанных между собой норм. Я имею в виду и, казалось бы, уже ушедший в историю Закон о залоге 1992 года, и Закон об ипотеке 1998 года, и законодательные акты, вытекающие из последнего Закона. Ясности, полноты и совершенства законодательства о залоге пока не наблюдается, а от его прозрачности, от того, насколько этот законодательный инструментарий будет подготовлен к нормальной повседневной правовой практике, зависит и жизненно важный для нашей страны процесс развития ипотечного кредитования. В этой связи нельзя признать разумной попытку "списать" ипотечное регулирование, правовое регулирование, касающееся залога недвижимости, из ряда других правовых систем, абсолютно не соотносящихся с российской правовой системой. Законодательство о залоге, законодательство об ипотеке затрагивает интересы не только узкой корпорации цивилистов или экономистов, но и многих миллионов других людей, оно должно органично вписываться в тот правопорядок, который создавался в нашей стране веками. Это, еще раз подчеркну, федеральная проблема. Вы знаете, что ипотека довольно бурно развивается, только в прошлом году в нашей стране рынок ипотек составил 260 млрд. рублей. Можно назвать и ряд других направлений предстоящего развития гражданского законодательства в целом и совершенствования Гражданского кодекса.
Вопросы совершенствования Гражданского кодекса
Каким бы совершенным ни выглядел Гражданский кодекс после своего появления на свет, он развивался, обогащался, и его обогащению, вне всякого сомнения, помимо развития научной цивилистической мысли, в очень большой степени способствовала практика его применения судами. Необходимость постоянного совершенствования гражданского законодательства обусловлена не в последнюю очередь поступательным развитием экономики страны, появлением новых видов гражданско-правовых отношений, в том числе договорных. С момента вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации - 1 января 1995 г. в развитии экономических отношений произошли кардинальные изменения. Россия - это страна, которая в XX в. была подвергнута тяжелейшим испытаниям - революциям, гражданской войне, прокатившимся по ее территории двум мировым войнам, страна, которая не раз испытала экономический коллапс. В период до 2000 г. основными признаками нашей экономики были запретительные по сути для ведения бизнеса налоги, почти 20-процентная годовая инфляция, долг, превышающий объем валового внутреннего продукта, зарплата менее 100 долларов, которая оставляла почти половину российских семей за чертой бедности. Сегодняшняя Россия - это совсем другая страна. С 2000 г. ВВП в реальном выражении увеличился на 60%, или почти на 7% в среднегодовом исчислении. По итогам 2005 г. по уровню ВВП, рассчитанного на основе паритета покупательной способности, мы находились на девятом месте в мире. И нашей экономике вполне по силам уже в ближайшие годы выйти по этому показателю на шестое место, опередив Италию, Францию и Великобританию. В 2005 г. мы были тринадцатыми в мире по объему экспорта. В 2006 г. вошли в первую десятку стран-экспортеров. Ведь Россия является одной из наиболее открытых стран с точки зрения торговли товарами и услугами, а с недавнего времени - и в отношении перемещения капиталов. Барьеры для осуществления валютных операций сегодня в России устранены. Россия привлекает к себе тем, что она превратилась в один из наиболее быстро растущих рынков, и не последнюю роль в этом играет совершенное гражданское законодательство страны, современные и развитые нормы международного частного права. Наличие совершенного внутреннего законодательства, его стабильность способствуют более устойчивым международным, партнерским отношениям, организации диалога как между странами, так и между разными группами интересов в целях решения глобальных проблем. Сегодня мы строим новые институты, основанные на базовых принципах полноценной демократии - демократии без ненужных дополнительных определений, демократии эффективной, опирающейся на принципы рыночной экономики, верховенства закона и подотчетности власти остальному обществу. Мы хорошо понимаем, что еще ни одно недемократическое государство не стало по-настоящему процветающим по одной простой причине: свобода лучше несвободы. Сегодня мы строим новые институты и в нашем гражданском законодательстве. Наряду с приоритетами защиты вещных прав, развития свободы договорных отношений гражданское законодательство должно обеспечивать на высоком уровне защиту интеллектуальных прав, в том числе авторских, патентных. Весьма актуальной является проблема продвижения российских изобретений за рубежом, активная защита интересов и прав отечественных изобретателей и ученых, у которых - и это тоже не секрет - Запад активно "заимствует" научные идеи и секреты. Ведется серьезная работа над принятием в развитие части четвертой Гражданского кодекса необходимых нормативных документов, в том числе закона о патентных поверенных и закона о передаче федеральных технологий. Развитие нашей экономики, усложнение и диверсификация отношений, связывающих участников экономического оборота, меняющиеся экономические потребности этих субъектов оборота, становление гражданского общества в стране и укрепление составляющих его базу демократических начал нашей жизни - вот те причины, которые уже вызвали и будут вызывать в дальнейшем необходимость постоянного совершенствования Гражданского кодекса.
Перспективы Гражданского кодекса
Принятие Гражданского кодекса Российской Федерации создало основу процесса обеспечения правового регулирования рыночных отношений, одним из важнейших достижений которого стало восстановление ряда правовых институтов, категорий, существовавших в дореволюционной России, причем восстановление на самом современном уровне и в соответствии с мировыми стандартами гражданско-правового регулирования. Можно сказать, что в России сформирована система гражданского законодательства, в основе которой лежит Гражданский кодекс Российской Федерации. С учетом части четвертой Гражданского кодекса можно говорить о том, что создана уникальная и логически завершенная система кодификации гражданского законодательства России. Сложившаяся система нуждается не в переустройстве, коренном изменении, как предлагают некоторые специалисты применительно к части четвертой Гражданского кодекса, а в совершенствовании, раскрытии ее потенциала и выработке механизмов реализации. Гражданский кодекс уже стал и должен оставаться основой становления и развития в государстве цивилизованных рыночных отношений, эффективным механизмом защиты всех форм собственности, а также прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Кодекс не требует коренных изменений, но дальнейшее совершенствование гражданского законодательства необходимо. О причинах, методах и формах совершенствования Гражданского кодекса уже подробно говорилось <1>. Следует лишь еще раз напомнить, что главная цель такого совершенствования состоит в том, чтобы учесть в Кодексе огромный опыт его толкования и применения судами и пополнить его часть первую некоторыми нормами, полнее отражающими состояние отношений собственности в нашей стране, более точно регламентирующими статус юридических лиц разных видов. Помня все время о важности задачи сохранить достигнутое единообразие нашего Кодекса с гражданскими кодексами большинства стран СНГ, надо в то же время вести дело к сближению ряда принципиальных положений Гражданского кодекса с регулированием соответствующих отношений в праве Европейского союза. Наконец, надо обратить пристальное внимание на новейший положительный опыт модернизации гражданских кодексов ряда европейских стран с развитой рыночной экономикой - Нидерландов, Германии, а также Франции, где развернуто обстоятельное обсуждение реформы обязательственного права. -------------------------------- <1> См.: Медведев Д. А. Гражданский кодекс России - его роль в развитии рыночной экономики и создании правового государства // Вестник гражданского права. 2007. N 2. Т. 7.
Полезно еще раз сказать о том, что условием совершенствования Гражданского кодекса является обеспечение стабильности гражданско-правового регулирования. Изменения Кодекса не должны затрагивать его систему и структуру, влечь кардинальные изменения его понятийного аппарата. Очевидно, что такая работа может быть успешно проделана лишь на основе тщательно разработанных и всесторонне обсужденных концепций развития гражданского законодательства (о юридических лицах, о собственности на землю и другие природные ресурсы, об общих положениях обязательственного права, о защите личных неимущественных прав и др.). Представляется, что для разработки таких концепций и для проведения в целом всей работы по модернизации части первой Гражданского кодекса у нас есть хорошо себя зарекомендовавший механизм в виде Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Гражданский кодекс России - это основа для рассмотрения судами общей юрисдикции и арбитражными судами широкого спектра экономических и иных споров, возникающих из гражданских правоотношений. Сегодня наиболее важно обеспечить эффективную реализацию Кодекса и всего действующего гражданского законодательства. В связи с развитием экономических отношений, гражданского законодательства должно совершенствоваться и судопроизводство, правоприменительные механизмы. Доработка и шлифовка гражданского законодательства не будут иметь должный результат без эффективной системы процессуального законодательства, которое обеспечит исполнение участниками правовых отношений их обязательств. Одним из основных направлений в этой сфере является реализация концепции Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы, направленной на обеспечение открытости и прозрачности правосудия, независимости судей, повышение эффективности и качества рассмотрения дел, уровня исполнения судебных актов, доверия к правосудию.
------------------------------------------------------------------
Название документа