Надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях

(Проскуряков А. А.) ("Военно-юридический журнал", 2013, N 7) Текст документа

НАДЗОР ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ ПРИ ПРИЕМЕ, РЕГИСТРАЦИИ И РАЗРЕШЕНИИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ <*>

А. А. ПРОСКУРЯКОВ

Проскуряков Александр Анатольевич, начальник отдела надзора (за исполнением законов при расследовании преступлений) военной прокуратуры Восточного военного округа, полковник юстиции.

Статья посвящена такому важному направлению прокурорской деятельности, как надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

Ключевые слова: прокуроры, надзор за процессуальной деятельностью, органы предварительного следствия.

Article is devoted to such important direction of public prosecutor's activity, as supervision of procedural activity of bodies of preliminary investigation at reception, registration and permission of messages on crimes.

Key words: prosecutors, supervision of procedural activity, bodies of preliminary investigation.

Соблюдение органами предварительного следствия законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях является одним из основных направлений работы органов прокуратуры. В связи с произошедшими в 2007 г. реорганизационными мероприятиями органов прокуратуры и созданием Следственного комитета Российской Федерации внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации издан Приказ от 2 июня 2011 г. N 162 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия" вместо утратившего силу Приказа от 6 сентября 2007 г. N 136. Кроме того, 27 июля 2011 г. заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором издано указание N 139 "Об организации исполнения в органах военной прокуратуры Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 2 июня 2011 г. N 162". Указанные организационно-распорядительные документы позволяют организовать и обеспечить действенный надзор за неукоснительным исполнением органами предварительного следствия требований законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, принятие мер по предупреждению, выявлению и устранению нарушений законов в деятельности следственных органов, защите прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений, пресечению незаконных действий и решений должностных лиц органов предварительного следствия, препятствующих доступу пострадавших от преступлений к уголовному судопроизводству, а также взаимодействовать со следственными органами. В ходе осуществления надзора прокурорам предписано тщательно и всесторонне проверять соблюдение установленного законодательством, межведомственными и ведомственными нормативно-правовыми актами единого порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, а также законность принимаемых по ним решений. Особое внимание необходимо обращать на вопросы соблюдения компетенции уполномоченных должностных лиц органов предварительного следствия, обязательный порядок проверки сообщений средств массовой информации о преступлениях, сроков регистрации сообщений о преступлениях и их проверки, порядок продления сроков, достоверность документов и результатов проверки сообщений. В целях обеспечения полноты регистрации сообщений о преступлениях, выявления нарушений законов, связанных с укрытием преступлений от регистрации и учета, прокурорами проводятся ежемесячные сверки данных, содержащихся в книгах учета сообщений о преступлениях, с учетной документацией следственных органов, а также имеющимися в медицинских учреждениях, страховых компаниях, государственных контролирующих, надзорных и контрольно-ревизионных органах, комендантских службах гарнизонов и иных организациях документами и данными, указывающими на противоправный характер деяний. При наличии данных, указывающих на особую значимость проверяемых фактов, сложность их исследования, а также на неоднократные существенные нарушения требований уголовно-процессуального законодательства, в соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурорам в обязательном порядке необходимо изымать материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования для передачи в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, а по выявленным фактам укрытия должностными лицами следственного органа преступлений от учета при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, необходимо, согласно п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, выносить мотивированные постановления о направлении в органы предварительного расследования соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании. При осуществлении надзора за деятельностью органов предварительного расследования в обязательном порядке необходимо добиваться соблюдения установленного ч. 4 ст. 148 УПК РФ срока направления постановления об отказе в возбуждении уголовного дела заявителю и прокурору - в течение 24 часов с момента его вынесения, как и представления копий постановлений о возбуждении уголовных дел, а также срока сообщений о задержании подозреваемых - в течение 12 часов. При несоблюдении вышеназванных требований незамедлительно принимать меры прокурорского реагирования в адрес руководителя следственного органа в пределах предоставленных прокурорам полномочий. На протяжении последних лет наблюдается снижение преступности, сокращение количества тяжких и особо тяжких преступлений и следственной нагрузки. Вместе с тем число допускаемых следственными органами нарушений при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях из года в год неуклонно растет. Так, следственными органами Восточного военного округа в 2012 г. разрешено 4744 (4949; - 4%) сообщений о преступлениях, в ходе их разрешения прокурорами выявлено 1308 (1221; + 7%) нарушений закона, из них 49, связанных с нерегистрацией сообщений о преступлениях либо с их несвоевременной регистрацией. Из 2875 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела 564 отменено прокурорами, т. е. каждое пятое решение. Зачастую следственными органами допускается незаконная пересылка сообщений о преступлениях по подследственности в другие органы. Подобные нарушения при организации надзорных полномочий подлежат обязательному выявлению и принятию мер прокурорского реагирования. Так, 21 июня 2012 г. в военном следственном отделе (далее - ВСО) по Уссурийскому гарнизону из отдела МВД России по г. Уссурийску поступили материалы проверки по факту открытого хищения военнослужащим войсковой части 71289 рядовым А. Г. Третьяковым чужого имущества - мобильного телефона у гражданина. В тот же день после регистрации в книге учета сообщений о преступлениях указанного военного следственного органа в нарушение п. 12 ч. 2 ст. 37, ч. 2 ст. 38 и ч. 8 ст. 151 УПК РФ материалы проверки обратно направлены по подследственности в отдел МВД России по г. Уссурийску. После возвращения в ВСО по Уссурийскому гарнизону и проведения проверки в порядке ст. ст. 144, 145 УПК РФ 25 января 2013 г. в отношении Третьякова возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. "г" ч. 2 ст. 161 УК РФ. В ходе организации прокурорского надзора за деятельностью органов предварительного следствия Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 2 июня 2011 г. N 162 прокурорам необходимо при проверке законности и обоснованности постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела изучать материалы проверок сообщений о преступлениях, обращать особое внимание на объективность и полноту их проведения, в т. ч. путем опроса заинтересованных лиц и специалистов. Следует констатировать, что продолжается получившая широкое распространение в последние годы практика многократного вынесения незаконных и необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела без проведения в нарушение требований ст. 144, ч. 6 ст. 148 УПК РФ надлежащих проверочных мероприятий. В этой связи прокурорам в целях соблюдения конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве необходимо избирать принципиальную позицию, использовать полномочия, предоставленные ч. 6 ст. 148 УПК РФ, в постановлениях об отмене постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела давать четкие, мотивированные указания о необходимости выполнения конкретных проверочных мероприятий. Кроме того, имеет положительные результаты практика проведения совместных с руководством следственных органов оперативных совещаний, направленных на выработку мер к принятию законных и обоснованных процессуальных решений по материалам проверок. В военной прокуратуре Восточного военного округа ведутся списки доследственных проверок, по которым следователями гарнизонов Восточного военного округа длительное время принимаются необоснованные процессуальные решения об отказе в возбуждении уголовного дела. По данным проверкам с руководством Военного следственного управления по Восточному военному округу Следственного комитета Российской Федерации (далее - ВСУ по ВВО) военной прокуратурой Восточного военного округа проводятся совместные оперативные совещания, благодаря чему удалось добиться по ним принятия законных и обоснованных процессуальных решений, сократить их количество в 2,5 раза. Так, в 57 ВСО по результатам доследственной проверки по факту гибели военнослужащего войсковой части 29420 младшего сержанта Е. А. Кымындынова с мая 2010 г. 19 раз принимались необоснованные процессуальные решения об отказе в возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 110 УК РФ, на основании п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, которые отменялись как военным прокурором 57 военной прокуратуры гарнизона, так и самостоятельно руководителем названного ВСО. Только после рассмотрения вопроса о принятии по результатам данной проверки законного и обоснованного процессуального решения на совместном оперативном совещании с должностными лицами ВСУ по ВВО 4 октября 2012 г. в 57 ВСО в отношении военнослужащего вышеупомянутой воинской части капитана И. А. Долженко возбуждено уголовное дело по признакам двух преступлений, предусмотренных п. "а" ч. 3 ст. 286 УК РФ. Несмотря на принимаемые меры, по более чем 30 сообщениям о преступлениях постановления об отказе в возбуждении уголовного дела отменялись 3 и более раза. По ряду материалов такая волокита продолжается свыше трех лет (ВСО по Белогорскому и Уссурийскому гарнизонам), утрачивается доказательственная база. В то же время по причине истечения сроков давности уголовного преследования от установленной законом ответственности следователями ВВО в 2012 г. освобождено более 50 лиц, с чем согласились руководители ВСО и военные прокуроры гарнизонов. Проведенным анализом установлено, что четверть таких случаев обусловлена нерасторопностью следователей. Так, в 318 ВСО с августа 2008 г. проводилась доследственная проверка в отношении начальника штаба войсковой части 36399 подполковника Е. Д. Лобова в связи с изданием им документов о якобы прохождении военных сборов военнослужащими запаса, что повлекло причинение ущерба государству на сумму 85,2 тыс. руб., окончательное решение об отказе в возбуждении уголовного дела по которой по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ, принято лишь 12 ноября 2012 г. на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, т. е. за истечением срока уголовного преследования. В настоящее время остается важным вопросом при организации надзора за деятельностью следственных органов возможность отмены руководителями следственных органов в соответствии с п. 2.1 ч. 1 ст. 39 УПК РФ незаконных или необоснованных постановлений следователей об отказе в возбуждении уголовного дела. В ряде случаев многократная отмена руководителями следственных органов решений следователей используется как повод непредставления материалов проверок прокурору, что также требует своевременного реагирования, в т. ч. в адрес вышестоящего руководства следственных органов. В соответствии с ч. 4 ст. 146 УПК РФ органам предварительного следствия предписано незамедлительно направлять прокурору копию процессуального решения о возбуждении уголовного дела. Правом отмены указанного процессуального решения наделен только прокурор, которому законом установлен срок не более 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела. При отмене постановления о возбуждении уголовного дела в связи с неполнотой проверки прокурор обязан указать конкретные обстоятельства, не выясненные в ходе проверки, что повлекло принятие необоснованного решения. В ходе осуществления прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях необходимо акцентировать внимание на соблюдении следственными органами особого порядка привлечения к уголовной ответственности отдельных категорий лиц, предусмотренных ст. 448 УПК РФ. В случае выявления нарушений требований закона незамедлительно принимать меры прокурорского реагирования. Следует иметь в виду, что качественный и эффективный надзор за исполнением законов следственными органами при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях зависит в большой мере от оперативности, надлежащего качества документов прокурорского реагирования, а также обсуждения проблемных вопросов в данной сфере надзора на совещаниях руководителей органов прокуратуры и следствия с целью выработки мер по улучшению качества работы.

Название документа