Полномочия по привлечению к административной ответственности - важный инструмент прокурорского реагирования на правонарушения

(Никитин А. П., Жуков О. А.) ("Военно-юридический журнал", 2013, N 7) Текст документа

ПОЛНОМОЧИЯ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ - ВАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА ПРАВОНАРУШЕНИЯ <*>

А. П. НИКИТИН, О. А. ЖУКОВ

Никитин Александр Павлович, начальник управления надзора (за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями) Главной военной прокуратуры, старший помощник Главного военного прокурора, кандидат юридических наук, генерал-майор юстиции.

Жуков Олег Алексеевич, начальник 3 отдела управления надзора (за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями) Главной военной прокуратуры, помощник Главного военного прокурора, полковник юстиции.

В статье исследуются полномочия военной прокуратуры по привлечению к административной ответственности. Авторы приводят результаты анализа деятельности органов прокуратуры в данной сфере.

Ключевые слова: военная прокуратура, административная ответственность, административное правонарушение.

In article powers of military prosecutor's office on attraction to administrative responsibility are investigated. Authors give results of the analysis of activity of bodies of prosecutor's office in this sphere.

Key words: military prosecutor's office, administrative responsibility, administrative offense.

Органами военной прокуратуры уделяется большое внимание организации собственной деятельности при реализации предоставленных законом полномочий по привлечению виновных лиц к ответственности за совершение ими административных правонарушений. При этом данное средство прокурорского реагирования (возбуждение производства по делу об административном правонарушении либо направление имеющихся материалов в полномочные принимать такое решение органы) рассматривается как важнейшая мера, направленная не только на пресечение, но и на профилактику противоправных действий (бездействия) должностных лиц проверяемых органов, а также иных, в т. ч. юридических, лиц. Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (ст. ст. 22, 23, 25, 28) и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. ст. 25.11, 28.4, 28.8, 29.7, 30.10, 30.12, далее - КоАП РФ) прокурору предоставлены процессуальные полномочия по возбуждению производства об административном правонарушении, участию в его рассмотрении, принесению протеста на постановление по нему независимо от участия в деле и совершению иных предусмотренных федеральным законом действий. Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" и изданным в его исполнение указанием заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора от 10 апреля 2008 г. N 70 "О задачах органов военной прокуратуры по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" потребовано шире использовать в профилактических целях материалы административных дел для предупреждения и пресечения правонарушений, за которые КоАП РФ установлена административная ответственность, активнее применять предоставленное право возбуждать дела об административных правонарушениях либо направлять имеющиеся материалы в полномочные принимать такое решение органы и вместе с тем решительно пресекать факты незаконного применения к гражданам административного задержания, штрафов и иных мер административной ответственности, освобождать своим постановлением лиц, необоснованно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. В 2012 г. военными прокурорами вынесено 6528 постановлений о возбуждении дела об административном правонарушении (+15,2% в сравнении с 2011 г.), по результатам рассмотрения которых 6375 лиц (+11,3%) привлечены к различным видам административной ответственности. Не снижается активность военных прокуроров и в текущем году: только за 5 месяцев по постановлениям прокуроров привлечено к административной ответственности 2958 должностных, физических и юридических лиц (+11,5% в сравнении с АППГ). Несмотря на очевидную активизацию этой работы, ее анализ свидетельствует о наличии значительных резервов в применении военными прокурорами полномочий, предусмотренных КоАП РФ, поскольку их результативно можно использовать при проведении проверок исполнения должностными лицами различных видов законодательства: в сфере финансов, налогов и сборов, здравоохранения и лицензирования отдельных видов деятельности, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд, рассмотрения обращений граждан и др. Постановление о возбуждении административного производства имеет определенное целевое назначение - поставить вопрос о привлечении виновного в нарушении закона лица или нескольких лиц к административной или дисциплинарной ответственности. Тем самым прокурор привлекает внимание соответствующего органа или должностного лица к допущенному нарушению закона, его общественной опасности и к необходимости привлечения к ответственности виновного в целях пресечения и предупреждения в будущем противоправных действий. Однако при этом следует иметь в виду, что в отношении военнослужащих действует особый порядок привлечения к административной ответственности. Особенность ответственности военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, за административные правонарушения заключается в том, что по общему правилу за них военнослужащие несут дисциплинарную ответственность и только в порядке исключения за административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, для военнослужащих наступает административная ответственность. В случае, когда административное правонарушение совершено военнослужащим или лицом, призванным на военные сборы, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности (ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ). В этом случае постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности (ч. 2 ст. 28.9 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ). В остальных случаях военнослужащий может быть привлечен к административной ответственности, но без применения к нему административного ареста (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ), в т. ч. к административному штрафу, кроме военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ). Учитывая значительное число выявляемых правонарушений и причиняемый ими имущественный и моральный вред, особо следует остановиться на практике реализации военными прокурорами полномочий по привлечению к административной ответственности за нарушения порядка рассмотрения обращений граждан (ст. 5.59 КоАП РФ), несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков (ст. ст. 7.29 - 7.32 КоАП РФ), а также за невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ). 25 июля 2011 г. вступил в законную силу Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", дополнивший указанный Кодекс ст. 5.59, в соответствии с которой за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в т. ч. юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, предусмотрено наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Порядок, нарушение которого влечет административную ответственность в соответствии с данной статьей, регламентирован Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Сразу же после вступления в силу названных изменений в КоАП РФ Главной военной прокуратурой организован надлежащий надзор за исполнением законодательства о рассмотрении обращений граждан и потребовано от военных прокуроров при наличии оснований принимать меры по привлечению виновных должностных лиц к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.59 КоАП РФ. В результате за период с августа по декабрь 2011 г. по материалам проверок исполнения названного законодательства военными прокурорами возбуждено 83 дела об административных правонарушениях, а в 2012 г. - уже 253. Наиболее распространенные нарушения здесь - несоблюдение установленных законом сроков рассмотрения обращений и направления ответов заявителям. Так, первым заместителем военного прокурора Западного военного округа возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ в отношении начальника отдела государственных жилищных сертификатов и социального найма ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России, рассмотревшего обращение гражданина по истечении 128 дней (при установленных законом 30 днях со дня регистрации обращения). Указанному должностному лицу мировым судом назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 тыс. рублей. Дважды в 2012 г. на основании постановлений Главной военной прокуратуры решением мирового суда за допущенные нарушения сроков и порядка разрешения жалоб граждан привлечен к административной ответственности заместитель руководителя Департамента жилищного обеспечения Минобороны России (в каждом случае назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 тыс. рублей). Военными прокурорами также выявлены в деятельности отдельных должностных лиц нарушения требований ст. 8 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" о направлении письменного обращения, содержащего вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа, в установленные сроки в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу. В частности, военным прокурором возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ в отношении старшего помощника начальника отдела военного комиссариата Хабаровского края по г. Комсомольску-на-Амуре, который, заведомо зная, что разрешение вопросов, изложенных в переданном ему для разрешения коллективном обращении граждан, в компетенцию указанного отдела не входит, в течение 2 месяцев в соответствующий орган его не направлял (в соответствии с законом оно должно было быть направлено в 7-дневный срок со дня регистрации). Военными прокурорами накоплен значительный положительный опыт в вопросах привлечения к административной ответственности физических и юридических лиц за нарушения законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за следующие правонарушения в данной сфере: - несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков при принятии решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (ст. 7.29); - нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков (ст. 7.30); - предоставление, опубликование или размещение недостоверной информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, а также направление недостоверных сведений, внесение их в реестр контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, реестр недобросовестных поставщиков (ст. 7.31); - нарушение сроков возврата денежных средств, порядка и (или) сроков блокирования операций по счету участника размещения заказа, порядка ведения реестра участников размещения заказа, правил документооборота при проведении открытого аукциона в электронной форме, разглашение оператором электронной площадки, должностным лицом оператора электронной площадки сведений об участнике размещения заказа до подведения результатов открытого аукциона в электронной форме (ст. 7.31.1); - нарушение условий контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд (ст. 7.32). В текущем году по постановлениям военных прокуроров привлечены к административной ответственности за указанные правонарушения 225 должностных и юридических лиц (данные за 5 месяцев), что на 12,5% превысило аналогичный показатель 2012 г. Так, в марте - мае 2013 г. Главной военной прокуратурой по материалам прокурорской проверки возбуждено 5 дел об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора Департамента размещения государственного заказа Министерства обороны Российской Федерации по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.2 ст. 7.32 КоАП РФ, а именно уклонения от заключения государственного контракта с ОСАО "РЕСО-Гарантия" на оказание в 2013 г. услуг по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Минобороны России (находятся на рассмотрении в Федеральной антимонопольной службе). Указанное правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере 50 тыс. рублей. Ранее военной прокуратурой Тихоокеанского флота по результатам прокурорской проверки было возбуждено 3 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ, в отношении воинского должностного лица, допустившего нарушения антимонопольного законодательства, связанные с заключением трех государственных контрактов на строительство объектов флота на сумму более 3,2 млн. рублей без проведения торгов с единственным поставщиком. По результатам рассмотрения указанных дел должностному лицу, совершившему названные административные правонарушения, постановлениями Приморского управления ФАС России было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 тыс. рублей (по каждому делу). Военными прокурорами все шире применяются процессуальные полномочия, предусмотренные Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" и КоАП РФ по возбуждению дел об административном правонарушении за невыполнение должностными лицами законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий и изложенных в документах прокурорского реагирования. В минувшем году военными прокурорами вынесено 86 (в 2011 г. - 41, рост в 2,1 раза) постановлений о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ. Надзорная практика свидетельствует, что административное правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 КоАП РФ, выражается в воспрепятствовании допуску прокурорского работника на проверяемые объекты, непредставлении истребуемых документов, материалов, сведений либо нарушении установленных прокурором сроков их представления, неисполнении в срок должностными лицами контролирующих органов требований о выделении специалистов, неявке по вызову прокурора для дачи объяснений по поводу нарушения закона и отказе от дачи объяснений, а также в невыполнении требований, изложенных в актах прокурорского реагирования. Примером может служить дело об административном правонарушении в отношении начальника Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (далее - Инспекция). 31 августа 2012 г. при прибытии уполномоченного работника Главной военной прокуратуры в Инспекцию указанным должностным лицом в нарушение ст. 6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и ст. 15 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" было отказано в выдаче запрашиваемых документов без уважительных причин и какого-либо объяснения. В последующем также не было исполнено представленное в Инспекцию письменное требование Главной военной прокуратуры о представлении необходимых документов и сведений. Первым заместителем Главного военного прокурора было возбуждено два дела об административных правонарушениях, выразившихся в отказе в выдаче запрашиваемых документов и сведений, а также в уклонении 6 сентября 2012 г. от явки по вызову прокурора в Главную военную прокуратуру для дачи объяснений по поводу нарушений, которые рассмотрены мировым судьей судебного участка N 417 района Арбат г. Москвы, и начальнику Инспекции по каждому административному делу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 тыс. рублей. Кассационной инстанцией указанные судебные решения признаны законными, обоснованными и оставлены без изменения. Главной военной прокуратурой продолжается работа по повышению эффективности реализации предоставленных законом полномочий по привлечению должностных, юридических и иных лиц к ответственности за совершение ими административных правонарушений.

Название документа