В поисках нового - залог успеха
(Мачинский В., Мельник В.)
("Законность", 2006, N 10)
Текст документа
В ПОИСКАХ НОВОГО - ЗАЛОГ УСПЕХА
В. МАЧИНСКИЙ, В. МЕЛЬНИК
В. Мачинский, прокурор Курганской области, кандидат юридических наук.
В. Мельник, начальник следственного управления.
В июле 2006 г. в Екатеринбурге под председательством Генерального прокурора РФ Ю. Чайки прошло межведомственное координационное совещание, на котором был рассмотрен вопрос о состоянии работы и мерах по усилению борьбы с организованной преступностью и коррупцией, профилактике правонарушений, укреплению законности и правопорядка в Уральском федеральном округе. В нем приняли участие полномочный представитель Президента РФ в округе П. Латышев, министр внутренних дел РФ Р. Нургалиев, заместители Генерального прокурора РФ В. Гринь и Ю. Золотов, ряд руководителей главных управлений Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, губернаторы, руководители органов правоохраны, председатели судов регионов. На совещании отмечалось, что криминальная обстановка на Урале в 2006 г. остается достаточно напряженной, о чем свидетельствует 14,6-процентный рост зарегистрированных преступлений за полугодие. Несколько иной она складывается в этом году в Зауралье. И вот, на наш взгляд, почему.
Курганская область, несмотря на небольшие размеры и отдаленность от центра, - один из наиболее криминогенных регионов России (более 3,5 тыс. преступлений на 100 тыс. населения; по России - 2,5). Одна из причин такого положения, несомненно, низкий жизненный уровень населения, особенно в сельской местности, а также безработица и пьянство. Отсюда распространенность таких преступлений, как хищения чужого имущества (каждое второе преступление), бытовые убийства, избиения, причинение телесных повреждений и др.
Достаточно сказать, что в среднем за год по области регистрируется до 400 умышленных убийств, более 100 фактов причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом, 120 - 130 погибших в дорожно-транспортных происшествиях. И еще несколько трагичных, хотя и не связанных с криминалом, цифр. В среднем за год в области гибнут от несчастных случаев и самоубийств до 3 тыс. человек. И в подавляющем большинстве это происходит на фоне неумеренного потребления спиртного.
Конечно, проще всего было бы искать экономические корни преступности и ждать, когда повысится жизненный уровень населения, после чего преступность отпадет сама по себе. Но это иллюзии, а потому приходится сегодня и сейчас изыскивать методы влияния на ситуацию.
В текущем году в Курганской области, вопреки многолетним тенденциям, преступность по многим направлениям пошла вниз. По итогам 1-го полугодия мы единственный субъект Уральского федерального округа, где уровень преступности практически остался на прошлогоднем уровне. Первое, что в такой ситуации предполагается, это, конечно же, что преступления укрываются от учета.
И такая версия небеспочвенна, так как только за 2003 - 2006 гг. по области в целом прокуратурой выявлено и дополнительно поставлено на учет более 12 тыс. ранее укрытых преступлений, а это около 10% от общего числа учтенных преступлений.
Но так ли однозначно влияние на динамику преступности именно этого фактора?
Недавно с выездами на места областная прокуратура проверила по данному вопросу все города и районы. Конечно же, были выявлены неединичные факты нерегистрации преступлений, особенно все тех же краж. По результатам проверок за 6 месяцев текущего года дополнительно поставлено на учет около 2 тыс. неучтенных преступлений. Как говорится, "вычистили" все, что можно было. Но даже после этого роста уровня преступности не произошло. Причем, что характерно, отмечено значительное сокращение тех преступлений, которые никак не отнесешь к категории латентных и которые практически не укрываются.
Это, прежде всего, умышленные убийства (на 33,2%), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (34,2%), квартирные кражи (25,7%), кражи автотранспорта (14,7%). Уменьшилось также число преступлений, совершенных с применением оружия (на 39%), сократился рецидив преступлений (7,3%), а также число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения (7,7%).
Не думаем, что обозначившиеся тенденции носят устойчивый и необратимый характер, понимая, что такое явление, как преступность, находится под влиянием многочисленных факторов и ее показатели в любое время могут резко меняться. И тем не менее есть основания предположить, и хочется в это верить, что отчасти подобное стало возможным и вследствие той кропотливой профилактической работы, которую прокуратура совместно с другими правоохранительными органами области проводит в последние годы.
Прежде всего мы сконцентрировали внимание и усилия на борьбе с так называемыми малозначительными деяниями, связанными с бытовыми драками, избиениями, истязаниями, угрозами убийством. Тем самым решается задача выявления преступной агрессии на ранних этапах конфликтов, когда ситуация еще не дошла до совершения убийств и других тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан.
Приведем несколько цифр.
С 2003 г. по настоящее время в Курганской области число преступлений, предусмотренных ст. 115 УК (умышленное причинение легкого вреда здоровью), выросло с 30 до 350, т. е. более чем в 10 раз; ст. 116 (побои) - с 50 до 1400 (в 30 раз); ст. 117 (истязание) - с 120 до 400 (более чем в 3 раза); ст. 119 УК (угрозы убийством) - с 1000 до 2000 (в 2 раза). Причем работа по выявлению указанных преступлений так называемой двойной превенции уже никому не навязывается, а стала для работников милиции традиционной.
Порою, чтобы не выпустить ситуацию из-под контроля, приходится принимать нетрадиционные, а в отдельных случаях и несколько рискованные решения, которые, однако, в конечном итоге подтвердили свою правильность.
Как известно, в декабре 2003 г. в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство внесены изменения, которыми, в частности, была существенно реструктуризована ст. 213 УК, предусматривающая ответственность за хулиганство. В частности, умышленное причинение легкого вреда здоровью и побоев, совершенные из хулиганских побуждений, переведены в самостоятельные составы, предусмотренные частями вторыми ст. ст. 115 и 116 УК.
Все бы хорошо, если бы по каким-то непонятным причинам эти преступления не попали в разряд дел частного обвинения, по которым, как известно, предварительное расследование практически не проводится. В связи с этим возникла проблема, о которой мы и подумать не могли: по всем фактам хулиганских избиений, там, где личности правонарушителей не были установлены, потерпевшие не могли найти защиты у властей, так как в порядке частного обвинения они в суде не могли возбудить дело, не указав личности правонарушителя. А в милиции розыск преступников не велся, так как это, в свою очередь, дела частного обвинения. Круг, на радость хулиганов, замкнулся.
В такой ситуации прокуратура области с коллегами из УВД на свой страх и риск пошли на неординарное решение: в августе 2004 г. направили на места совместное указание, которым рекомендовали прокурорам на местах во всех подобных случаях использовать свое исключительное право на возбуждение уголовных дел частного обвинения в порядке ч. 4 ст. 20 УПК, а руководителям ГРОВД - расследовать такие дела и принимать меры по розыску преступников.
В результате все встало на свои места: поток справедливых жалоб граждан прекратился. А спустя некоторое время правомерность такого решения была подтверждена Конституционным Судом РФ (Постановление от 27 июня 2005 г. N 7-П).
Приходилось изыскивать новые формы борьбы и с таким злом, как продажа спиртосодержащей жидкости в сфере неорганизованной торговли. Ранее, как помним, была норма об ответственности за самогоноварение, и в какой-то мере она позволяла прикрывать точки по продаже алкогольных суррогатов. Однако с ее отменой наши села и города буквально захлестнула волна продаж всего, что содержит хоть какой-то хмельной градус, начиная от разбавленного спирта, в том числе технического, и кончая всевозможными средствами для чистки стекол, мойки машин и т. д. Не случайно в нашей области ежегодно гибнут от алкогольного отравления около 600 человек.
С 2003 г. стали вводить практику применения ст. 238 УК, в том числе и в отношении продавцов крепких напитков на дому. Провели несколько межведомственных мероприятий, разработали для следователей прокуратуры учебное уголовное дело, провели несколько семинаров, используя при этом опыт работы прокуратуры Ульяновской области, и т. д. Одним словом, запустили идею в работу и, обратите внимание, сделали это задолго до того, как такая работа получила широкий резонанс в Федеральном округе и в России. И вот результаты: если в 2003 г. в области по ст. 238 УК было возбуждено около 20 таких уголовных дел, то в 2004 г. их стало 310, в 2005 г. - 782, а за первое полугодие текущего года - уже 429. Причем абсолютное большинство из них направляются в суды, и уже есть примеры, когда подсудимым назначается наказание в виде лишения свободы и они арестовываются прямо в зале суда. По наблюдениям с мест, такая активность уже дает результаты. И если пока не удается до конца навести здесь порядок, то однозначно продавец алкогольного суррогата уже "загоняется в подполье", а кое-кто призадумывается, нужен ли ему такой "бизнес" вообще.
Несомненно, в вопросах профилактики преступлений важное место занимает соблюдение принципа неотвратимости наказания.
Хотя прокуроры и не несут прямой ответственности за показатель раскрываемости преступлений, мы с прошлого года повернули своих подчиненных в сторону и этой проблемы, так как количество безнаказанных преступников напрямую влияет на показатели всей работы в организации борьбы с преступностью.
Проведенный анализ показал, что в целом по области к настоящему времени за все годы накопилось около 200 тыс. нераскрытых преступлений, в числе которых более 600 умышленных убийств, немногим менее 200 - умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, 130 изнасилований и т. д. Если учесть, что население области не превышает миллиона человек, эти цифры приводят в содрогание.
Как прокуроры ранее содействовали наведению порядка по делам о нераскрытых преступлениях? А просто: перелистывали приостановленные дела, расписывались в статкарточках и отчитывались о работе "наверх". Причем чем больше прокурор отменил постановлений о приостановлении следствия, тем он лучше. Такой, с позволения сказать, надзор насквозь был пронизан формализмом и зачастую только мешал нормальной работе по расследованию преступлений. И нередко следствие возобновлялось лишь в связи с поступлением жалоб либо по причине истребования дела на контроль.
Приведу пример. Осенью 2004 г. прокуратура области истребовала с мест для проверки все приостановленные дела. После запроса в один-два дня прокуроры городов и районов отменили более 4 тыс. постановлений и завалили делами следственные отделы милиции, парализовав тем самым текущую работу следователей.
В связи с этим прокуратура области решила изменить стиль данной работы и в корне поменяла свое отношение к оценке работы прокуроров. Было принято решение внести принципиальные изменения в традиционные способы и приемы надзора за полнотой расследования дел о неочевидных преступлениях и законностью приостановления следствия.
В частности, проблема была обсуждена на коллегии, после чего на места было направлено совместное с УВД указание, согласно которому прокурор обязан изучать материалы дела, подлежащего приостановлению, не после истечения 2-месячного срока и принятия по нему процессуального решения, как это делалось ранее, а за 10 - 15 дней до истечения этого срока. В случае же, если дело расследовано неполно, следствие не должно приостанавливаться. Срок расследования продлевается прокурором для выполнения всех необходимых следственных и оперативно-розыскных мероприятий. Одновременно должен решаться вопрос об ответственности нерадивых следователей. Также было доведено до сведения прокуроров, что показатель значительного числа отмененных ими постановлений о приостановлении следствия будет расцениваться не как достижение, а как свидетельство недостатка прокурорского надзора. По существу, от прокуроров потребовали организовывать надзор таким образом, как должно было делаться постоянно.
Как и ожидалось, качество и полнота расследования таких дел заметно улучшились, а количество незаконных постановлений о приостановлении следствия сократилось с 7 тыс. в 2004 г. до 442 в первом полугодии текущего года.
В Курганской области много пока еще нерешенных проблем в борьбе с преступностью. Ситуация заставляет искать неординарные подходы к их преодолению. Но недаром же говорят, что дорогу осилит идущий.
Название документа