Правовой статус адвоката в иностранных государствах
(Косарев М. А.) ("Право и политика", 2006, N 11) Текст документаПРАВОВОЙ СТАТУС АДВОКАТА В ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВАХ
М. А. КОСАРЕВ
Косарев Максим Александрович - почетный адвокат России, лауреат серебряной медали имени Плевако, адвокат коллегии адвокатов "МОСЮРЦЕНТР".
При исследовании вопроса о правовом статусе адвоката и тесно связанного с ним вопроса о статусе адвокатуры в России следует обратиться к обширному опыту организации и деятельности адвокатуры в других странах. Исследование правового положения института адвокатуры в системе органов государственной власти, местного самоуправления, структур гражданского общества в зарубежных странах поможет, с нашей точки зрения, не только понять степень разработанности в Российской Федерации исследуемой проблемы, но и прогнозировать развитие института адвокатуры в нашей стране, а также открывает широкие перспективы для оптимизации законодательных предложений. При этом следует учитывать и то, что "общепризнанные принципы и нормы международного права... являются составной частью правовой системы" Российской Федерации (ст. 15 Конституции РФ), и это обязывает при совершенствовании национального права и правовых институтов не замыкаться рамками отечественных традиций. В Заключении по заявке России на вступление в Совет Европы (Страсбург, 25 января 1996 г.) подчеркивалось, что правовая система нашей страны все еще страдает рядом недостатков, что при доработке важнейших правовых актов (УК, УПК, ГК, ГПК РФ) в основу их концепции будут положены принципы и стандарты Совета Европы. Отдельный пункт Заключения (VI) был посвящен адвокатуре России: "Статус адвоката будет защищен законом; будет учреждено профессиональное объединение адвокатов" <1>. Вот почему в работе будет уделено особое внимание вопросу правового статуса адвоката в других странах. -------------------------------- <1> См.: Бессарабов В. Г. Европейский суд по правам человека. М., 2003. С. 27 - 28.
Адвокатура является составной частью правовой культуры страны, поэтому мы рассмотрим устройство адвокатуры в США и Франции, поскольку теория права относит эти государства к особо ярким представителям различных правовых систем: англо-саксонской и романо-германской. Кроме того, будут исследованы вопросы статуса адвоката в Германии и Великобритании; Финляндии - государства, которое в ходе развития института адвокатуры использовало и опыт Российской империи (до октября 1917 г.), и свои традиции; Южно-Африканской Республики (ЮАР) - государства Африканского континента, где адвокатура в течение длительного времени развивалась довольно самобытным путем, опираясь на англо-саксонскую и романо-германскую системы. Считаем необходимым рассмотреть вопросы статуса адвокатуры и адвокатов в странах - участницах Союза Независимых Государств (СНГ), в которых при формировании национальной адвокатуры в существенной мере проявляются степень развитости правовой сферы, исторические и национальные традиции, политические ориентации, влияние опыта и традиций совместного развития этих независимых государств в составе СССР. Будет рассмотрен опыт развития института адвокатуры Китайской Народной Республики - государства, идущего по пути построения социализма, которое при создании в КНР адвокатуры на определенных этапах активно использовало опыт СССР.
Порядок и основания приобретения статуса адвоката
Условия доступа к адвокатской профессии во Франции довольно жесткие и определены Декретом 1972 г. Для этого необходимо иметь французское гражданство и диплом по специальности высшего учебного заведения (как минимум магистра права); лицо, желающее стать членом ассоциации адвокатов, не должно иметь судимости, а также взысканий за серьезные дисциплинарные или административные проступки; не быть соучастником банкротства по линии какой-либо фирмы или предприятия. Лицо, соответствующее указанным требованиям, должно выдержать вступительные экзамены в центре профессиональной подготовки (два письменных и устный), проучиться там год, пройти теоретический курс и практическую стажировку, а затем сдать выпускные экзамены (1 письменный и 3 устных). При соблюдении этих условий юрист вступает в ассоциацию адвокатов и принимает присягу следующего содержания: "Присягаю как адвокат исполнять свои функции с достоинством, добросовестно, независимо, честно и гуманно". После этого он уже в качестве адвоката проходит двухгодичную стажировку по специальности и получает свидетельство. Адвокатом во Франции может стать также гражданин одного из государств Общего рынка при наличии условий взаимного признания дипломов о высшем образовании. Кроме того, иностранцы должны соответствовать ряду особых требований. В Германии деятельность и построение адвокатуры регламентирует специальное законодательство. Это Федеральный закон об адвокатуре, принятый 1 августа 1959 г., и Федеральное положение об оплате услуг адвокатов, принятое 26 июля 1957 г. Согласно Государственному договору об экономическом, валютном и социальном союзе, заключенному между ФРГ и ГДР и вступившему в силу с 1 июля 1990 г., на территории бывшей ГДР стали применяться законы ФРГ. Соответственно, в настоящее время эти два нормативных акта действуют на всей территории объединенной Германии. К адвокатской деятельности допускается только тот, кто в соответствии с Законом о судоустройстве может быть признан пригодным к исполнению судебных обязанностей. Для адвокатов и судей установлены одинаковые требования к уровню образования. Соискатель, имеющий высшее юридическое образование, должен прослушать курс права в течение 6 семестров в одном из университетов Германии, а затем успешно сдать два специальных экзамена. Первый экзамен можно назвать выпускным, поскольку сдается он в том учебном заведении, в котором обучался будущий судья или адвокат. Следующий этап - стажировка (от трех с половиной до четырех лет) в органах суда, прокуратуры, нотариата или адвокатуре. Оплата стажировки - за счет казны (специальных фондов земельных органов власти). После окончания стажировки наступает время для сдачи второго экзамена. Этот экзамен проводится под эгидой министерства (управления) юстиции соответствующей административной территории (земли). Именно министерство (управление) разрабатывает программу экзамена и формирует экзаменационные билеты, издает методические пособия, создает экзаменационную комиссию. Это уже не экзамен на знания, а экзамен на практические навыки на владение профессией. Сдавший его может стать и судьей, и адвокатом. Из этого правила есть лишь одно исключение: и без стажировки, и без экзамена адвокатом может стать юрист, имеющий степень доктора права Германии. Вопрос о допуске к адвокатской практике решает министерство (управление) юстиции той же земли, на территории которой проживает соискатель. Однако решение принимается с учетом мнения территориальной коллегии адвокатов. После получения ходатайства министерство запрашивает мнение коллегии адвокатов округа, в котором заявитель собирается работать. Максимальный срок для дачи ответа - два месяца. Однако, если за это время коллегия никак не отреагировала на запрос о ее мнении по поводу заявителя, не высказала своего мнения, считается, что возражений со стороны коллегии нет. Закон об адвокатуре содержит исчерпывающий и весьма подробный (десять пунктов) перечень оснований, по которым соискателю может быть отказано в удовлетворении его ходатайства. Гражданин не будет допущен к адвокатской практике, если он: - был лишен по решению Федерального конституционного суда основных гражданских прав; - по решению суда лишен права занимать публичные должности; - по решению суда был исключен из адвокатуры; - по решению дисциплинарного суда был уволен из органов правосудия; - был обвинен в совершении поступка, недостойного адвокатского звания; - противозаконным способом участвует в борьбе против существующего в Германии общественного строя; - вследствие своих физических недостатков или слабости духовных сил длительное время будет не в состоянии надлежащим образом исполнять адвокатские функции; - занимается деятельностью, не совместимой с профессией и репутацией адвоката; - ограничен решением суда в праве распоряжаться своей собственностью; - является судьей или государственным служащим (за исключением случаев, когда эти функции выполняются на общественных началах) <2>. -------------------------------- <2> См.: Барщевский М. Ю., Сарайкина О. В. Закон об адвокатуре: Хотели как лучше, получилось?.. М., 2004. С. 7 - 8; 40 - 41.
Адвокат имеет право осуществлять адвокатскую практику только в одном суде, к которому он приписан. Возможно получение разрешения на работу в других судах, но только в интересах правосудия и в виде исключения. Юристу, допущенному к адвокатской деятельности в Федеральном верховном суде Германии, адвокатская практика в любом нижестоящем суде запрещалась без каких бы то ни было исключений. В Финляндии деятельность адвокатов регламентируется Законом "Об адвокатуре" от 1959 года. Контроль за деятельностью адвокатов осуществляется их публично-правовым объединением, Ассоциацией адвокатов Финляндии, для приема в члены которого требуются, кроме высшего юридического образования, достаточный практический опыт вспомогательной работы, связанной с адвокатской деятельностью, а также сдача специального экзамена адвоката. Ассоциация адвокатов предоставляет звание адвоката по ходатайству кандидата. Требованиями к нему являются: наличие высшего юридического образования; достаточный практический опыт; сдача организационного Ассоциацией адвокатов экзамена адвоката для показания достаточной квалификации; честность и пригодность к профессии адвоката; достаточная материальная обеспеченность для занятия профессиональной деятельностью <3>. -------------------------------- <3> Халберг П., Яймя М. Основы правовой защиты в Финляндии. Хельсинки, 2002. С. 44.
Кроме того, в Финляндской Республике для оказания юридической помощи малоимущим слоям населения создана разветвленная структура государственных юридических бюро, организационно подведомственных Министерству юстиции и расположенных, как правило, в тех же районах, где и уездные суды. Сотрудники таких бюро являются государственными служащими и получают заработную плату из госбюджета. Гражданам предоставляется государственная юридическая помощь практически по неограниченному кругу вопросов и дел в судах, хотя основное внимание уделяется помощи в социальной сфере (спорам по трудовым, пенсионным, семейным отношениям и т. п.). Критерием, дающим право на получение такой юридической помощи, является имущественное положение гражданина. Так, при месячном совокупном доходе до 650 евро юридическая помощь оказывается бесплатно. Если доход составляет от 650 до 1400 евро, предусмотрена пробная шкала, в соответствии с которой гражданин частично оплачивает получение такой помощи. При совокупном доходе свыше 1400 евро бесплатная или льготная государственная юридическая помощь не предоставляется. В конкретных случаях государственным юридическим бюро предоставлено право нанимать специального адвоката для оказания юридической помощи малоимущему гражданину в суде и оплачивать его услуги. Содержание государственных юридических бюро осуществляется за счет средств государства, а также частичной оплаты их услуг гражданами в указанных выше случаях. В США нет нормативно-правового акта, который закреплял бы права адвоката в судопроизводстве. Статус защитника вытекает из обычая, прецедентного права, норм профессиональной этики. Основополагающее условие участия адвоката в судопроизводстве, изложенное в поправке VI (1791 г.) к Конституции США: "При всяком уголовном преследовании обвиняемый имеет право на скорбный и публичный суд беспристрастных присяжных того штата и округа, ранее установленного законом, где было совершено преступление; обвиняемый имеет право быть осведомленным о сущности и основаниях обвинения, он имеет право на очную ставку со свидетелями, показывающими против него, право на принудительный вызов свидетелей со своей стороны и на помощь адвоката для своей защиты". В свою очередь, эта поправка нашла свое развитие в ряде решений судов (1963 г., дело "Гидеон против Уэйнтрайта"; 1966 г., дело "Миранда против штата Аризона"; 1977 г., дело "Брюер против Вильямса" и т. д.). Суть этих решений сводится к следующим принципам: право на адвоката является фундаментальным и необходимым для справедливого суда, при этом право на адвоката имеет каждый, может быть назначено наказание в виде лишения свободы; адвокат должен участвовать в тех процессуальных действиях, где он может оказать обвиняемому "помощь, чтобы справиться с правовыми проблемами, или дать совет, когда ему противостоит другая процессуальная сторона". Таким образом, участие адвоката-защитника обязательно в любом судебном заседании вне зависимости от того, признал ли подсудимый себя виновным или нет. Выпускник юридического вуза вместе с дипломом и степенью не обретает автоматического права заниматься адвокатской практикой. Для того чтобы получить патент на адвокатскую практику, ему необходимо пройти дополнительную аттестацию. Причем патент выдается на право заниматься адвокатской практикой не вообще, повсеместно в США, а только на территории этого штата, где собирается практиковать данный кандидат в адвокаты. Условия допуска к адвокатской практике устанавливаются обычно верховным судом штата, однако вопрос о самом допуске решается специальной комиссией по допуску в адвокатуру, формируемой либо ассоциацией адвокатов штата, либо по назначению суда или губернатора штата. Как правило, эта комиссия состоит из практикующих юристов. При решении вопроса о допуске к адвокатской практике комиссия исходит из моральных качеств кандидата и результатов проводимого ею экзамена. Изучение моральных качеств предваряет экзамен и состоит в исследовании документов, представляемых самим кандидатом. Если у комиссии возникнут какие-либо сомнения по поводку правдивости предоставленной информации, она вправе провести негласную проверку полученных данных. Характеристика лица складывается из рассказа претендента о самом себе, а также из информации о наличии или отсутствии судимостей, приводов в полицию, о том, страдает ли он наркоманией или алкоголизмом. Нередко о моральном облике соискателя патента справки наводятся и у его соседей по месту жительства. Экзамен состоит из устного собеседования и письменной работы. Письменная работа, как правило, продолжается несколько дней, в течение которых претендент должен ответить на 20 - 30 вопросов, касающихся толкования и применения правовых норм штата, в котором сдается экзамен. Решение экзаменационной комиссии может быть обжаловано в суде. Разрешение на ведение дел в федеральных судах выдается автоматически лицам, допущенным к адвокатской практике в штате. В Англии адвокатура (advocacy) - институт, который до недавнего времени (до принятия Закона о судах и правовом обслуживании 1990 г.) в Англии официально не признавался. Считалось, что применительно к английской правовой практике, об адвокатуре можно говорить со значительной долей условности - как о представителях юридической профессии, входящих в корпорации барристеров или солиситоров <4>. Обе корпорации имеют свою богатую историю, начавшуюся еще в XII - XIII вв. <5>. Они возникли и развивались как два совершенно самостоятельных и даже конкурирующих объединения, каждое из которых играло существенную роль в производстве по уголовным делам. Но эти различия постепенно сглаживаются, и не исключено, что в конце концов произойдет полное слияние и будет образована единая корпорация юристов, призванных заниматься оказанием юридических услуг в широком смысле этого слова, в том числе осуществлять защиту лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. -------------------------------- <4> См.: Апагова Т. В. Суды и судебный процесс в Великобритании. М., 1996. С. 61 - 75. <5> См.: Романов А. К. Правовая система Англии. М., 2000. С. 284.
Существенным моментом, характеризующим специфику статуса английских юристов, допущенных к ведению дел в судах, является то, что они могут выступать на стороне обвинения в судах по поручению не только частных лиц, но и государственных органов, осуществляющих функцию преследования лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Одновременно со сближением статуса барристеров и солиситоров в Англии идет также процесс модификации статуса не относящихся к их корпорациям практикующих юристов, например королевских представителей, регистраторов недвижимости и сделок с нею, др. Последние в некоторых отношениях стали приравниваться к барристерам и солиситорам. В целом все представители названных профессий после издания Закона 1990 г. официально называются адвокатурой. В Южно-Африканской Республике (ЮАР), чтобы обрести статус адвоката высшей квалификации (attorney), необходимо сначала получить в университете базовое юридическое образование - пройти полный курс обучения на юридическом факультете, получить диплом юриста и проработать от трех до шести месяцев в Верховном суде, где, естественно, рассматриваются наиболее сложные дела. А затем пройти полуторагодичную стажировку в крупной юридической фирме. И только после обретения практического опыта на правовом поприще кандидат может быть допущен к квалификационным экзаменам. При условии успешной сдачи он официально получает квалификацию адвоката и право вступить в ассоциацию адвокатов при Верховном суде ЮАР. Возможен и другой более простой вариант: работать на адвокатском поприще и не сдав квалификационных экзаменов. Но тогда это более низкий статус. "Простой" адвокат может работать с доверителями, но не в суде. А в суде имеет право отстаивать интересы доверителей адвокат высшей квалификации (attorney). В Верховном суде работают специалисты именно такого уровня.
Полномочия адвокатов
С конца XIX в. во Франции утвердился принцип независимости адвокатской профессии, которая традиционно занимала престижное место в общественной жизни страны. Адвокаты во Франции всегда пользовались гораздо большей свободой, чем в других странах Европы, что, в свою очередь, позволило сформировать богатейшие традиции французской адвокатуры. По Закону от 31 декабря 1971 г. произошло слияние ряда адвокатских профессий (адвоката, поверенного и консультанта-эксперта в коммерческих судах) в единую профессию адвоката. В 1992 году также произошло слияние адвоката и юридического советника в новую единую адвокатскую профессию. Указанные изменения были вызваны тем, что традиционно адвокатские ассоциации были организованы при судах соответствующих инстанций, считались независимыми и не состояли в отношениях какой-либо соподчиненности, не принимая единых профессиональных стандартов, что в настоящее время представляется необходимым. В рамках указанных преобразований была создана единая адвокатская ассоциация, а также учрежден Центр профессиональной адвокатской подготовки. В настоящее время существует три категории адвокатов, имеющих право выступать в суде: солиситоры, барристеры и барристеры перед Советом. Солиситоры имеют право на представление интересов в судах первой инстанции, барристеры - в апелляционных судах и, наконец, стороны в кассационном суде в Совете государства должны быть представлены специалистам - барристерами перед Советом. Адвокаты вправе работать самостоятельно или объединяться на условиях партнерства с другими адвокатами. С 1992 г. адвокатам также разрешено работать в коммерческих организациях. Кроме того, адвокат может нанимать других адвокатов. Адвокат, работающий по найму у другого адвоката, не вправе иметь собственную клиентуру. При этом всю полноту гражданско-правовой ответственности несет адвокат-наниматель. При этом адвокат, работающий по найму, обязан в своей деятельности указывать данные адвоката, на которого он работает. Формы совместной работы адвокатов чрезвычайно разнообразны и классифицируются по мере ответственности адвоката за деятельность его партнера, а также по форме оплаты труда. Адвокаты Франции объединены в ассоциации (ордера). В каждом судебном регионе существует только одна ассоциация. Существует 181 региональный суд и соответственно столько же адвокатских ассоциаций. Парижский орден адвокатов, основанный в XVII в., по сведениям на 2000 г., состоял из 7 тысяч профессионалов, без которых является немыслимой общественная и экономическая жизнь большого региона. Его бюджет исчисляется примерно 100 млн. франков, что позволяло провести 27 тыс. бесплатных консультаций в год для населения, это 9,5 тысяч уголовных дел, в которых адвокаты участвовали по назначению, это 12 вспомогательных служб, которые находятся в распоряжении адвокатов, это центры подготовки и исследовательские центры, которые их обслуживают, и многое другое <6>. -------------------------------- <6> Галаганов А. П. Организация и принцип деятельности российской адвокатуры в условиях формирования правового государства // Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 184 - 185.
Главой ассоциации адвокатов является председатель, избираемый тайным голосованием членов ассоциации (включая стажеров) сроком на два года. В компетенцию председателя входит представление интересов ассоциации перед государственными органами и общественными организациями, разрешение споров между адвокатами, применение дисциплинарных взысканий к адвокатской ассоциации, руководство службами ассоциаций; он является председателем Совета ассоциаций. На национальном уровне адвокатура Франции представлена Советом ассоциаций адвокатов, которая избирается членами ассоциации. Основной деятельностью Совета ассоциаций адвокатов Франции, является координация учебных центров по подготовке адвокатов, представление сообщества адвокатов перед государственными органами и общественностью. Также Совет ассоциаций имеет право вырабатывать дисциплинарные и этнические нормы для всей профессии. На адвокатов в Германии возложены следующие полномочия в соответствии с Федеральным законом об адвокатуре: 1) дача советов и консультаций (информации) по юридическим вопросам; 2) представительство клиентов, выступающих в качестве стороны в гражданском процессе (в суде и во внесудебных органах); 3) защита обвиняемого или подсудимого по уголовному делу (это также считается формой представительства клиента, но уже в рамках уголовного процесса) в суде и/или органах следствия. В рамках уголовного процесса адвокат может выступать и в качестве представителя интересов потерпевшего; 4) закон представляет адвокату право заключить договор с клиентом на управление имуществом последнего; 5) адвокат может выполнять функции юрисконсультов, но по специальному договору, так как официально он не может работать юрисконсультом в соответствии с Федеральном законом, который определяет адвокатуру как "независимый орган правосудия" (имеется в виду правосудие в широком смысле слова - правоохранительная деятельность, юстиция). Коллегии адвокатов образуются по территориальному принципу и объединяют адвокатов, "приписанных" к суду одной и той же земли. Министерство (управление) юстиции земли может дать согласие на образование второй коллегии на территории данного округа, но лишь в том случае, когда количество практикующих там адвокатов превысит 500 человек. Все существующие в Германии коллегии адвокатов объединяются в Федеральную палату адвокатов. Высшим органом коллегии является общее собрание ее членов, собрание избирает правление коллегии, устанавливает размер членских взносов и порядок их уплаты, решает вопросы социального обеспечения адвокатов коллегии и членов их семей, вопросы стажировки, выделения средств на общеколлегиальные нужды, возмещения расходов членов правления и членов суда адвокатской чести. Исполнительным органом коллегии является правление, обычно состоящее из семи человек. Однако не все немецкие адвокаты объединены в коллегии. Но если адвокат - не член коллегии, то он никогда не сможет работать при федеральном суде, возникнет у него и ряд других проблем. В Ассоциации адвокатов Финляндии около 1500 адвокатов. Помимо них в адвокатских фирмах работают помощники адвокатов. Часть консультантов, работающих в государственных бюро юридической помощи, являются членами Ассоциации адвокатов. Кроме адвокатов, в Финляндии юридическую помощь могут оказывать и другие лица. Однако с целью сохранения высокого уровня правовой помощи возможно получение от государства материальной поддержки для оплаты труда адвоката, поскольку получение юридической помощи не должно зависеть от материального положения гражданина. Адвокатская деятельность предусматривает доверительные отношения между клиентом и адвокатом <7>. -------------------------------- <7> Халберг П., Яймя М. Основы правовой защиты в Финляндии. Хельсинки, 2002. С. 45.
В Соединенных Штатах Америки каждый адвокат-защитник обязан быть полностью лояльным по отношению к своему клиенту. Любая информация, касающаяся рассматриваемого дела, сообщенная адвокату клиентом, является конфиденциальной. Адвокат не может в одностороннем порядке раскрыть конфиденциальную информацию, а государство не может принудить его разгласить эту информацию. Адвокат должен использовать все тактические приемы защиты, согласующиеся с нормами профессиональной этики, чтобы обеспечить своему клиенту справедливый суд. Если у адвоката конфликт интересов, личная предвзятость или предубежденность, которые препятствуют активному и полному представлению интересов клиента, адвокат не может представлять этого клиента. Но прежде всего, адвокат должен быть независим. Не должно быть и тени сомнения в том, что позиция адвоката не зависит от государственного обвинения или суда. Более половины адвокатов в США работают в одиночку либо вместе с двумя-тремя адвокатами. Однако основной по значимости в американском сообществе формой адвокатской деятельности являются крупные (более пятидесяти адвокатов) адвокатские фирмы. Такие фирмы, как правило, не занимаются уголовными делами и предпочитают вести дела обеспеченных клиентов, преимущественно корпораций. Часть адвокатов работает в ведомствах "публичных защитников" - организациях, финансируемых из бюджета Штата и обслуживающих на бесплатной основе обвиняемых из числа неимущих граждан. Существуют и аналогичные службы юридической помощи неимущим, финансируемые из федерального бюджета. Головной организацией этих служб является Корпорация по оказанию юридической помощи, учрежденная и финансируемая Конгрессом. Адвокатские конторы, "защищающие интересы общества", не ведут дела отдельных клиентов, а выступают с исками против государства или корпораций, связанными с охраной прав и интересов крупных категорий граждан (потребителей, политических активистов, избирателей, налогоплательщиков) или с охраной природы и охраны здоровья населения (например, иски против предприятий, загрязняющих окружающую среду, или против строительства атомных электростанций). Многие адвокаты работают в юридических службах общественных организаций, ориентирующихся преимущественно на судебно-правовые способы реализации своих задач <8>. -------------------------------- <8> См.: Уголовная защита бедных в Нью-Йорке. СПб., 1987. С. 400 - 403.
В США в каждом штате имеется ассоциация адвокатов штата. В большинстве штатов установлено обязательное членство в ассоциации для всех лиц, допущенных к адвокатской практике. Однако в ряде штатов для занятия адвокатской деятельностью не обязательно быть членом ассоциации адвокатов. В таких штатах ассоциации адвокатов создаются на добровольной основе Общенациональной организацией адвокатов с добровольным членством является Американская ассоциация юристов. В задачи ассоциаций входят: установление норм профессиональной этики, содействие адвокатам, принятие дисциплинарных мер, разработка стандартов адвокатской деятельности, содействие совершенствованию права и осуществлению правосудия и т. п. В современной Англии барристеры и солиситоры почти в равной мере принимают активное участие в производстве по уголовным делам. Они призваны делать не только, что считается привычным для российского адвоката-защитника или его коллег из стран континентальной Европы: участвовать в исследовании доказательств в ходе судебных разбирательств и произносить речи в качестве защитников, представлять интересы обвиняемых при принятии судами решений по конкретным вопросам, возникающим в ходе предварительного расследования, либо в судебных инстанциях, проверяющих законность и обоснованность приговоров. В силу специфики английского уголовного судопроизводства их профессиональным долгом при осуществлении защиты является также организация т. н. параллельного расследования - непосредственного сбора оправдательных доказательств либо установления сотрудничества с привлекаемыми частными детективами, другими специалистами, необходимыми для "обработки" доказательств защиты <9>. -------------------------------- <9> Гуценко К. Ф., Головко Л. В., Филимонов Б. А. Уголовный процесс западных государств. М., 2001. С. 81.
Для полномочий адвокатов исследуемой нами группы стран характерно осуществление юридической помощи неимущим, или, иначе говоря, предоставление этой категории лиц бесплатной юридической помощи. Во Франции бесплатная или льготная правовая помощь установлена для обвиняемых и оплачивается государством по утвержденным расценкам. После реформы, проведенной в январе 1972 г., стало возможным соизмерять объем юридической помощи с имеющимися у клиента средствами, освобождая его от части судебных расходов. Как и в Российской Федерации, вознаграждение адвокатов за бесплатную юридическую помощь достаточно скромное и оплачивается с большим промежутком во времени. При этом объем такой помощи порой доходит до 50% всех гражданских и уголовных дел. Ситуация осложняется еще и практикой привлечения адвокатов к предварительному следствию по назначению. В ФРГ предусматриваются случаи бесплатной юридической помощи по уголовным делам за счет земли ФРГ или государственной казны. В Англии по общему признанию существует наиболее разработанная система юридической помощи малоимущим. Она включает в себя как защиту по уголовным делам, так и представительство в гражданском судопроизводстве и консультационную помощь. Бесплатная или льготная правовая помощь оказывается с учетом доходов лица, определяемых путем проверки его материального положения. (Такая предварительная проверка не производится лишь в экстремальных случаях задержания подозреваемого или обвиняемого.) Расходы на оплату юридической помощи неимущим возлагались на ассоциацию солиситоров, а в последние годы - на независимый совет юридической помощи, при котором создан специальный фонд. В перспективе вопрос о доступности юридической помощи для каждого нуждающегося в ней во всех странах, вступивших в Совет Европы, должен быть решен в соответствии с теми правилами, которые устанавливаются этой международной организацией. В Резолюции (78) от 2 марта 1978 г. Комитета Министров Совета Европы "О юридической помощи и консультациях" вопрос этот связывается с проблемой доступа к правосудию. В п. 1 Резолюции записано: "Никто не может быть лишен в силу препятствий экономического характера возможности использования или защиты своих прав в любых судах, правомочных выносить решения по гражданским, административным, социальным или налоговым делам. С этой целью любое лицо должно иметь право на необходимую юридическую помощь в судебном разбирательстве". После изложения условий обязательного обеспечения юридической помощи и ее видов устанавливается важнейшее для данной темы правило: "Ответственность за финансирование юридической помощи должна быть возложена на государство" (п. 8). В США льгота "бедных" также возникла применительно к лицам, обвиняемым в совершении преступлений. Эта практика получила широкое распространение, ибо правом бедности практически пользуется любой обвиняемый, заявивший об отсутствии средств на оплату адвоката. В Соединенных Штатах существует три формы предоставления услуг защитника бесплатно: 1) адвокаты-защитники по назначению; 2) адвокаты-защитники по контракту; 3) ведомства публичных защитников. То есть "в США существует два вида адвокатуры: государственная и частная. Первая базируется непосредственно при судах. Человек на предварительном слушании заявляет, что у него нет средств оплатить труд защитника. Тогда судебный клерк проверяет достоверность заявления: каково у человека жилище; имеет ли он автомобиль; занят ли на производстве; каковы его доходы. Если выяснится, что клиент действительно малоимущий, ему назначат адвоката. Государство платит защитнику от 30 до 50 долларов в час. В случае, когда клиент обращается к частному адвокату, оплата труда доходит до 100 долларов в час. При этом адвокат ведет строгий учет времени, потраченного на выполнение конкретного задания, и представляет письменный отчет. Какие-либо подтасовки, махинации, а тем более прямой обман практически сведен к нулю". Программы адвокатов-защитников по назначению чаще всего создаются в муниципальных образованиях, которые недостаточно велики, чтобы обзавестись самостоятельным ведомством публичных защитников. Местная власть составляет список частнопрактикующих адвокатов, готовых представлять интересы тех, кто в этом нуждается. Отбор адвоката для конкретного дела производится судом либо на основе одноразового назначения, либо путем выбора судьей адвоката из соответствующего списка. Последнее предпочтительнее по делам, требующим специализации, поскольку в списке указываются также сферы специализации адвоката. Оплата услуг адвоката производится через суд из федерального бюджета или бюджета штата, и адвокат должен заручиться согласием суда на расходы, связанные с проведением собственного расследования или приглашением экспертов. Программы адвокатов по контракту обеспечивают участие в процессе частнопрактикующего адвоката, который заключает контракт с местной властью о выплате гонораров на заранее оговоренную сумму. Если количество малоимущих клиентов превышает оговоренное контрактом, стороны данного контракта могут заключить новый или согласиться продлить старый. Американская ассоциация юристов разработала рекомендации по заключению таких контрактов "в целях обеспечения высокого уровня представительства или полного изложения прав и обязанностей сторон". Программы деятельности ведомств публичных защитников обеспечивают оказание юридической помощи большинству малоимущих обвиняемых по уголовным делам. Такие ведомства создаются местными органами власти, которые курируют деятельность этого ведомства, не вмешиваясь в его повседневную работу. В некоторых юрисдикциях ведомство публичных защитников входит в структуру местного органа власти, и адвокаты-сотрудники ведомства формально считаются государственными служащими. В Соединенных Штатах Америки, Англии, Финляндии, Франции, Германии, как и в большинстве других развитых демократических государствах Европы и мира, адвокаты привлекаются к уголовной ответственности на общих основаниях и не обладают адвокатским иммунитетом, означающим освобождение определенного круга субъектов правовых отношений из-под действия общих правовых норм. В названных государствах, кроме целого комплекса (в том числе уже отмеченных нами) мер, гарантирующих в той или иной мере независимость адвоката, можно отметить существующий порядок оплаты адвокатских услуг. Во Франции, в связи с тем, что профессия адвоката отнесена законом к независимым, вмешательство в финансовые отношения адвоката и его клиента ограничено. Основой взаимоотношений адвоката и клиента является добровольная сделка. Статья 10 Закона о статусе адвокатов предусматривает, что тарифы за составление гражданско-процессуальных документов и участие в процессуальных действиях устанавливаются гражданско-процессуальным законодательством. Гонорары же за консультации, помощь в суде, дачу советов, составление правовых документов, которые не требуют удостоверения, и за выступления в прениях устанавливаются по договоренности с клиентом. При отсутствии согласия с последним гонорар определяется, как правило, с учетом материального обеспечения клиента, сложности дела, затрат адвоката и др. Запрещено устанавливать размер гонорара лишь в зависимости от результатов судебного дела. Однако не запрещается к основному гонорару доплачивать дополнительный в случае положительного для клиента решения суда. Споры относительно гонораров между адвокатом и клиентом разрешаются руководством ассоциации адвокатов. В Германии Федеральное положение об оплате услуг адвоката 1957 г. содержит указание на размер минимального тарифа. Данное Положение не раз дополнялось и изменялось. Коллегия определяет в рекомендательном плане тарифные ставки, и этические нормы требуют их соблюдения. В Великобритании барристер при принятии поручения от солиситора сам обусловливает сумму гонорара, не ориентируясь на таксу. Солиситор, определяя гонорар, вступает в переговоры с клиентом. Последний вправе потребовать произведения расчета по таксе. В случае спора размер гонорара определяется чиновником ведомства лорда-канцлера. Учитывается не только стоимость услуг солиситора, но и возможные его расходы по ведению дел. С апреля 1986 г. юридическим обществом установлены ставки почасовой оплаты услуг солиситора. В США существует более 700 специальных таблиц для исчисления гонорара за различные виды услуг, однако основной способ размера гонорара - свободное соглашение с клиентом с учетом сложившейся практики и рекомендаций тех организаций, при которых стоят практикующие юристы. Широкое распространение получила практика определения гонорара в виде процентов от суммы иска.
Ответственность адвокатов
Во Франции адвокат отвечает за действия, связанные с исполнением профессионального долга. Прежде всего речь идет о гражданско-правовой ответственности, основания для которой возникают как за пределами процесса, так и в его рамках. В первом случае из ненадлежащего исполнения обязанностей адвоката при даче консультаций, подготовке документов и т. д. Во втором - ответственность возникает в случае ошибочной оценки адвокатом сущности дела, при нарушении ведения дела, ненадлежащего выполнения обязательств по оказанию помощи во время процесса. Ответственность адвоката гарантируется законом в форме обязательного страхования профессиональной ответственности. Кроме гражданско-правовой ответственности, адвокат может быть подвергнут и дисциплинарным санкциям со стороны ассоциации адвокатов: виде предупреждение; выговор; временное запрещение заниматься адвокатской деятельностью сроком не более чем на три года; как крайняя мера - исключение из адвокатской ассоциации. Причем исключенный из списков ассоциации адвокат не может быть принят на работу в другую ассоциацию адвокатов. Контроль за деятельностью коллегии адвокатов осуществляет апелляционный суд того округа, в котором действует коллегия, которая рассматривает жалобы на решения дисциплинарного совета адвокатов. Контроль за выполнением решений дисциплинарного Совета осуществляет Генеральный прокурор, которому принадлежит также право обжалования решений в апелляционный суд. Этические нормы и правила адвоката в Германии, а также ответственность за их нарушение регулируется Федеральным законом об адвокатуре. Закон гласит: "Адвокат должен добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности. Как в рамках своей профессии, так и вне их он должен быть достойным того уважения и доверия, которого требует положение адвоката". Законом установлены следующие виды ответственности для "провинившегося" адвоката: выговор; штраф в размере до 10 тыс. марок (штраф и выговор могут быть назначены одновременно); запрет заниматься адвокатской деятельностью на срок от одного года до пяти лет (но только по определенным отраслям судопроизводства); исключение из адвокатуры. В ФРГ государственный надзор за деятельностью местных коллегий адвокатов осуществляет ведомство юстиции соответствующей земли. Дисциплинарная ответственность адвокатов за непрофессиональное поведение - явление широко распространенное в Германии. Рассмотрение дел этой категории отнесено к компетенции судов чести. Суды чести состоят из председателя суда и нескольких членов, назначенных министерством (управлением) юстиции земли сроком на 4 года. Назначение членов суда производится после консультации с территориальной коллегией адвокатов, которая вместе с тем не может забаллотировать ту или иную кандидатуру. В период своей деятельности член суда чести имеет все полномочия "обычного" судьи, но не получает зарплату, ему лишь возмещаются служебные и транспортные расходы. Другими словами, работа в суде чести общественная. Рассмотрение дел в суде чести проходит коллегиально - председательствующий и два члена суда. При высшем суде каждой земли существует специальная судебная палата, являющаяся второй инстанцией по отношению к нижестоящим судам чести. В этой палате представлены как профессиональные судьи, так и сами адвокаты. Председателем палаты и председательствующим по конкретному делу может быть только адвокат. Как в нижестоящих судах чести, в палате работают лица "по назначению", т. е. члены палаты назначаются (сроком на 4 года) земельным министерством (управлением) юстиции. В качестве надзорной инстанции выступает Сенат по делам адвокатов, функционирующий при Федеральном верховном суде. Сенат вправе осуществлять чрезвычайный пересмотр дел, рассмотренных судами чести или земельными палатами по делам адвокатов при высшем суде соответствующей земли. Состав Сената следующий: Председатель Федерального верховного суда, три члена этого же суда и три адвоката (принимающие участие в рассмотрении дел в качестве заседателей). Адвокаты-заседатели назначаются на четырехлетний срок министром юстиции Германии из списка кандидатур, представленных Федеральной палатой адвокатов. Остальные члены Сената (за исключением Председателя Федерального верховного суда) также назначаются Министром юстиции, но уже по списку, представленному Федеральным конституционным судом. В Финляндии адвокаты обязаны выполнять вверенные им поручения надлежащим образом. Клиенты вправе обращаться в правление Ассоциации адвокатов в случае спора о размере гонорара и иных разногласий. Помимо Ассоциации адвокатов контроль за деятельностью адвокатов осуществляет в качестве надзирателя за законностью Канцлер юстиции при Государственном совете. В США во многих штатах дисциплинарное производство в отношении адвоката осуществляется с участием судебных инстанций. В этих случаях решения органов адвокатского самоуправления носят рекомендательный характер, а окончательное решение принимается окружным судом. В ряде штатов дисциплинарное производство на адвоката передается для окончательного решения не суду, а генеральному атторнею, или местному прокурору. В Великобритании адвокаты находятся под надзором Высокого и апелляционных судов, которые могут исключить солиситора из корпорации. С 1974 г. действует независимый от юридического общества дисциплинарный трибунал, в который входят должностные лица судебных учреждений, независимые члены адвокаты со стажем работы не менее десяти лет. В соответствии с правилами в Великобритании барристер не может нести материальную ответственность в порядке гражданского иска, ограничиваясь дисциплинарной ответственностью перед Сенатом своей корпорации. Солиситору может быть предъявлен иск любой стороной в процессе о взыскании убытков, причиненных его небрежным отношением к своим обязанностям. Высокий или апелляционный суд, под надзором которых традиционно находятся солиситоры, может предписать солиситору лично уплатить судебные издержки, образовавшиеся вследствие его недолжного поведения. Представляется, что нам немаловажно знать, в каком направлении развивается законодательство, регулирующее организацию и деятельность института адвокатуры в государствах, входивших до недавнего времени в состав Союза ССР и, в частности, стран - участниц Содружества Независимых Государств (СНГ). Конституционные положения об адвокатуре государств - участниц СНГ получают свое развитие в статутном законодательстве, то есть в законах об адвокатуре этих государств. Причем статутные законы, регламентирующие деятельность адвокатуры, приняты во всех странах, участвующих в названном союзе. В этих законах определяются вопросы деятельности адвокатуры, ее структура, полномочия, порядок организации, права и обязанности адвокатов и основные положения, регулирующие правовой статус адвокатуры этих государств и входящих в их состав адвокатов. Так, реализуя положения ст. 13 Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 г., закрепившей положения о том, что каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод, получение квалифицированной юридической помощи и в случаях, предусмотренных законом, получение бесплатной юридической помощи, в ст. 1 Закона Республики Казахстан "об адвокатской деятельности" от 5 декабря 1997 г. (с последующими изменениями и дополнениями) определено, что "1. Адвокатура Республики Казахстан призвана содействовать реализации гарантированного государством и закрепленного Конституцией Республики Казахстан права человека на судебную защиту своих прав, свобод и получение квалифицированной юридической помощи. 2. Адвокатура организует деятельность адвокатов по защите по уголовным делам, представительству по гражданским, административным, уголовным и другим делам, а также по оказанию иных видов юридической помощи в целях защиты и содействия в реализации прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов юридических лиц. Юридическая помощь, оказываемая адвокатами в рамках осуществляемой ими адвокатской деятельности, не является предпринимательской деятельностью" <10>. -------------------------------- <10> Адвокатская деятельность: Сб. законодательных и нормативных актов. Алматы, 2004. С. 3.
В Кыргызской Республике деятельность адвокатуры Кыргызстана - основной способ обеспечения выполнения ст. ст. 40 и 88 Конституции Кыргызской Республики, которые провозглашают: "Каждому гражданину Кыргызской Республики обеспечивается квалифицированная юридическая помощь и защита прав и свобод, гарантируемых Конституцией". "При любом публичном или ином обвинении гражданин имеет право на защиту своего достоинства и права в суде; ни при каких обстоятельствах в такой судебной защите не может быть отказано. Защита является ненарушаемым правом лица на любой стадии процесса рассмотрения судебного дела. При отсутствии у гражданина средств юридическая помощь и защита обеспечиваются ему за счет государства. В суде каждый участник судебного процесса имеет право быть выслушанным". Согласно Закону Кыргызской Республики "Об адвокатской деятельности" от 21 октября 1999 г. правовой основой регулирования адвокатской деятельности являются: Конституция Кыргызской Республики, Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс Кыргызской Республики, Закон "Об адвокатской деятельности" и международные договоры Кыргызской Республики, а также иные нормативные правовые акты Кыргызской Республики. В Законе Республики Молдова "Об адвокатуре" от 19 июля 2002 г. определено, что адвокатура является самостоятельным правовым институтом гражданского общества, призванным обеспечить оказание на профессиональной основе квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и законных интересов, а также обеспечить доступ к правосудию, и как правовой институт является профессиональным сообществом юристов, осуществляющих адвокатскую деятельность на основании лицензии, выданной в соответствии с Законом. Причем адвокатская деятельность не является предпринимательской. В статье 3 названного органического Закона определено, что деятельность адвокатуры основывается на следующих принципах: а) обеспечение гарантированного Конституцией права на защиту; б) свобода и независимость осуществления адвокатской деятельности; в) демократизм и коллегиальность во взаимоотношениях между адвокатами; г) добровольность членства в профессиональных объединениях адвокатов; д) обеспечение законности и гуманизма. В Таджикистане конституционный Закон об адвокатуре, принятый 4 ноября 1995 г., установил, что независимая профессиональная ассоциация, обеспечивает предоставление правовой помощи физическим и юридическим лицам. В Таджикистане существуют адвокаты, являющиеся членами коллегий, и так называемые адвокаты-поверенные, которые, будучи профессиональными юристами, не состоят в коллегиях адвокатов, но имеют лицензию Министерства юстиции на предоставление юридической помощи. На основе принципа взаимности Таджикистан признает право адвокатов иностранных государств - участников СНГ оказывать правовую помощь без создания юридических предприятий. В Туркменистане требование профессиональной юридической помощи не включено в число предъявляемых к порядку судебного разбирательства. По Конституции Туркменистана (ст. 108), правовую помощь могут оказывать адвокаты и "другие лица и организации". В Узбекистане организация и порядок работы адвокатуры определяются двумя законами: Законом "Об адвокатуре" от 27 декабря 1996 г. и Законом "О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов" от 25 декабря 1998 г. К организационным принципам построения адвокатуры стран - участниц СНГ можно отнести: добровольность профессионального объединения; самоуправление адвокатуры и ее независимость от государственных органов; равенство прав входящих в ассоциацию адвокатов; право адвоката выполнять поручения клиентов на всей территории страны независимо от его вхождения в конкретное региональное объединение и др. Законодательство об адвокатуре союзных республик, а затем суверенных государств СНГ формировалось в основном на тех же принципах, которые нашли ныне отражение в Законах об адвокатуре Белоруссии, Украины, Казахстана, Узбекистана и ряде других государств, принятых в 90-х годах XX века. Существенное организационное новшество содержит Конституция Республики Армения (от 5 июля 1995 г.), в ст. 93 которой записано: "Вступившие в законную силу решения, приговоры и постановления пересматриваются в Кассационном суде на основании протеста Генерального прокурора, его заместителей или имеющих специальную лицензию и зарегистрированных в Кассационном суде адвокатов". Соответственно этому конституционному положению Закон Республики Армения "О деятельности адвокатуры", принятый 12 января 1999 г, предусмотрел, помимо выдачи лицензий на занятие адвокатской деятельностью Союзом адвокатов, выдачу при определенных условиях "особой лицензии" сроком на пять лет, которая регистрируется в Кассационном суде "по приказу председателя Кассационного суда". Таким образом, члены Союза адвокатов Армении разделены на две категории, подобно тому, как это имеет место в Англии и ряде других стран Запада. Отметим, что оказание квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям является приоритетной задачей адвокатуры. Адвокатура отделена от государства, чем обеспечивается ее независимость; адвокат может противостоять интересам и стремлениям публичных структур и их должностных лиц, не может допрашиваться в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему неизвестными в связи с выполнением обязанностей защитника и представителя профессионального союза либо другой общественной организации. Особо квалифицированная помощь необходима лицам, заключенным под стражу, так как, будучи лишенными свободы, они ограничены в выборе форм и методов защиты. Поэтому процедурные вопросы оказания юридической помощи весьма подробно регулируются в уголовно-процессуальном законодательстве государств - участников СНГ. Юридическая помощь неимущим в странах СНГ осуществляется при определенных условиях бесплатно так же, как адвокатами России. Однако существуют значительные различия в определении контингента лиц, пользующихся этой льготой, в порядке компенсации труда адвокатов и в организации такого рода услуг. Во всех странах СНГ ряд вопросов, относящихся к деятельности адвокатуры, регулируется подзаконными нормативно-правовыми актами (постановлениями правительств, инструкциями министерств юстиции и рядом других). К корпоративным актам относятся уставы объединений адвокатов, решения общих собраний и конференций, акты ревизионных комиссий. Представляется, что роль корпоративных актов будет возрастать ввиду все большей самостоятельности адвокатов и структурных подразделений коллегий. Тем не менее в ряде исследуемых государств национальное законодательство не содержит пояснений, создающих гарантии независимости адвокатской деятельности от неуместного государства. Так, президент Союза адвокатов Казахстана Р. С. Куанышбаева отмечает: "Все адвокатское сообщество принципиально не согласно с государственным лицензированием адвокатской деятельности, осуществляемым Министерством юстиции. Мы неоднократно выражали свою позицию Министерству юстиции, Правительству, что данный порядок необходимо изменить, но не нашли понимания, тем не менее мы считаем, что приемом в коллегии адвокатов должно заниматься само адвокатское сообщество и государство не должно вмешиваться в вопрос подбора кадров. Удостоверение права адвоката на осуществление адвокатской практики происходит по предоставлению лицензии адвоката, выданного юридической консультацией, адвокатской конторой. Возникновение права адвоката на занятие адвокатской практикой начинается с момента приема адвоката в коллегию адвокатов. Поэтому после получения лицензии любое лицо должно вступить в коллегию адвокатов" <11>. -------------------------------- <11> Куанышбаева Р. С. Правовой статус общественного объединения Союза адвокатов Казахстана // Современное состояние адвокатуры в странах Центральной Азии (проблемы и перспективы): Материалы Международной региональной конференции (4 - 7 февраля 2003 г. Ташкент, Узбекистан). Ташкент, 2003. С. 64 - 65.
В государствах Центральной Азии, по мнению профессора А. Х. Саидова, нередки случаи, когда адвокат, ведущий дело, бывает неудобной фигурой для следователя, осуществляющего предварительное следствие, для прокурора, надзирающего за ним, и т. д. Желая избавиться от "неудобного" адвоката, правоохранительные органы начинают оказывать на него "воздействие", что свидетельствует о необходимости внесения в уголовно-процессуальное законодательство дополнительных процессуальных гарантий, которые учитывали бы публичный характер адвокатской деятельности <12>. -------------------------------- <12> См.: Саидов А. Х. Международные стандарты и законодательство об адвокатуре в странах Центральной Азии // Современное состояние адвокатуры в странах Центральной Азии (проблемы и перспективы): Материалы Международной региональной конференции (4 - 7 февраля 2003 г. Ташкент, Узбекистан). Ташкент, 2003. С. 16.
Исследуя статус адвокатуры в Кыргызстане, отметим, что в октябре 2002 г. Уголовный кодекс Кыргызской Республики был дополнен новой нормой - ст. 318, предусматривающей уголовную ответственность за воспрепятствование профессиональной деятельности защитника, согласно которой воспрепятствование в какой бы то ни было форме реализации прав и исполнению обязанностей защитника, предусмотренных ст. 48 УПК Кыргызской Республики (права и обязанности защитника), наказывается вплоть до лишения свободы сроком до пяти лет. Закон "Об адвокатской деятельности" 1999 г. предусматривает неприкосновенность адвоката и гарантии адвокатской деятельности, которые ранее не были предусмотрены каким-либо законом. Так, в соответствии со ст. 17 адвокат-защитник не подлежит вызову и допросу в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые входят в предмет адвокатской тайны. Адвокат не вправе давать объяснения и показания об этих обстоятельствах, а также предоставлять о них какие-либо материалы для использования в оперативно-розыскной деятельности, судопроизводстве и другом производстве в правоохранительных органах. Неприкосновенность адвоката гарантирована ст. 16 Закона "Об адвокатской деятельности": проникновение в жилище или рабочее помещение адвоката, в используемый им транспорт, производство в них осмотра, обыска, выемки, личный досмотр или личный обыск адвоката, наложение ареста на его имущество, осмотр и выемка его почтово-телеграфной корреспонденции, прослушивание его телефонных и других переговоров; привод, задержание и арест адвоката могут производиться не иначе как по постановлению прокурора либо по определению суда. Адвокат не может быть подвергнут личному обыску или личному досмотру при выполнении им своих профессиональных обязанностей. Уголовное дело в отношении адвоката в связи с его профессиональной деятельностью может быть возбуждено, а арест санкционирован Генеральным прокурором Кыргызской Республики либо его заместителем <13>. В законодательстве ряда стран - участниц СНГ также определенное место занимают вопросы гарантий адвокатской деятельности, в том числе адвокатского иммунитета. Так, например, ст. 26 Конституции Молдовы гласит: "Вмешательство в деятельность лиц, осуществляющих защиту в установленных пределах, наказывается законом". Гарантии адвокатской деятельности закреплены в ст. ст. 43 и 44 Закона Республики Молдова "Об адвокатуре". Так, в статье 43 этого Закона определено, что при осуществлении своей деятельности адвокат независим и руководствуется только законом, он свободен в выборе своей позиции и не обязан согласовывать ее ни с кем, кроме клиента. Статья 44 Закона "Гарантии независимости" гласит: "При осуществлении своей деятельности адвокат независим и руководствуется только законом. Адвокат свободен в выборе своей позиции и не обязан согласовывать ее ни с кем. -------------------------------- <13> См.: Кожомова Г. К., Иванова Л. А. Статус адвокатуры в Кыргызстане // Современное состояние адвокатуры в странах Центральной Азии (проблемы и перспективы): Материалы Международной региональной конференции (4 - 7 февраля 2003 г. Ташкент, Узбекистан). Ташкент, 2003. С. 70 - 71.
1. Вмешательство в профессиональную деятельность адвоката запрещается. 2. Обыск жилища адвоката или помещения для оказания юридической помощи, используемого им транспорта, изъятие принадлежащих ему предметов и документов, досмотр и выемка его почтово-телеграфной корреспонденции, прослушивание телефонных разговоров допускаются только с санкцией Генерального прокурора, его заместителей или на основании решения судебной инстанции. 3. Адвокат не может быть подвергнут личному обыску или личному досмотру при выполнении своих профессиональных обязанностей, за исключением случаев очевидного правонарушения. 4. В случае задержания адвоката или привлечения его к уголовной ответственности принявший данные меры орган обязан проинформировать об этом Министерство юстиции и Совет коллегии адвокатов в течение шести часов с момента задержания или привлечения к уголовной ответственности. 5. Оскорбление адвоката, клевета, угрозы в его адрес, насилие по отношению к адвокату при исполнении им профессиональных обязанностей или в связи с их исполнением влекут установленную законом ответственность. 6. Адвокат не может быть допрошен о содержании своих отношений с лицом, которому оказывает или оказывал ранее юридическую помощь. 7. Судебная инстанция обеспечивает адвоката помещением для выполнения им своих профессиональных обязанностей по делам, рассматриваемым данной инстанцией. 8. Ни один орган публичной власти не может прямо или косвенно оказывать влияние на договор между адвокатом и клиентом". Схожие положения содержатся в Законе Украины об адвокатуре, принятом в декабре 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Статья 10 этого Закона гласит: документы, связанные с выполнением адвокатом поручения, не подлежат досмотру, разглашению или изъятию без его согласия... Адвоката нельзя привлечь к уголовной, материальной и иной ответственности или угрожать ее применением в связи с оказанием юридической помощи гражданам и организациям согласно закону. Закон Республики Армения "О деятельности адвокатуры" содержит такие положения: "Запрещается использование тех доказательств, которые приобретены во время личного обыска адвоката или вследствие обыска его квартиры и которые содержат адвокатскую тайну. При аресте адвоката орган, осуществляющий арест, в обязательном порядке уведомляет соответствующий союз адвокатов. Уголовное дело в отношении адвоката, имеющего особую лицензию, может возбудить только Главный прокурор". Гарантии независимости адвоката и элементы адвокатского иммунитета содержат и другие законы об адвокатуре, принятые в странах - участницах СНГ. В то же время юридический иммунитет далеко не всегда ограждает адвоката от имущественной ответственности за ущерб, причиненный клиенту небрежным или неквалифицированным исполнением обязанностей. Этот вопрос в законодательстве об адвокатуре СССР и союзных республик не затрагивался. Этой же традиции следуют и принимаемые ныне в странах СНГ законы об адвокатской деятельности. Однако едва ли эта традиция сохранится надолго с учетом перехода к экономическим отношениям рыночного типа. Интересен опыт развития института адвокатуры в Китайской Народной Республике. В последние годы с развитием экономики Китая наблюдается и динамичное развитие адвокатуры. Основными нормативными правовыми актами, регулирующими адвокатскую деятельность и адвокатуру, являются: Закон КНР "Об адвокатской деятельности и адвокатуре" от 1 января 1997 г. (в ред. от 29 декабря 2001 г.), Постановление Минюста КНР "О профессиональной нравственности и требованиях к адвокатской деятельности" от 27 декабря 1993 г. и Постановление Минюста КНР от 1 января 1995 г. "О порядке регистрации адвокатских контор и о порядке управления адвокатскими конторами". Также немаловажное значение имеют Постановления Министерства юстиции КНР "Об ответственности адвокатов" от 31 января 1997 г. и "О порядке управления представительствами иностранных адвокатских контор в Китае" от 1 января 2002 г. и другие нормативные акты, связанные с адвокатской деятельностью и адвокатурой. Эти нормативные акты устанавливают правила получения статуса адвоката, правила включения адвокатов и контор в государственный реестр, права, обязанности и правила об ответственности адвокатов, а также требования к деятельности адвокатов и адвокатских контор и другие. Адвокатская деятельность и адвокатура практически полностью находятся в ведении Министерства юстиции КНР и его территориальных органов, хотя существуют Всекитайская палата адвокатов и территориальные палаты адвокатов. Закон КНР "Об адвокатской деятельности и адвокатуре" устанавливает несколько предпосылок для получения статуса адвоката. Претендент на получение статуса должен иметь высшее юридическое образование. После получения высшего образования необходимо сдать единый государственный экзамен. Этот экзамен проходит один раз в год. На практике его успешно выдерживают всего 10 - 15% претендентов. Таким образом, только те, кто имеет степень бакалавра, магистра или аспиранта могут претендовать на сдачу экзамена для занятия адвокатской деятельностью. После сдачи экзамена адвокат должен быть внесен в Государственный реестр. По Закону в оформлении статуса адвокату должны помочь уже существующие конторы. То есть адвокатская контора должна обратиться в Министерство юстиции с ходатайством о включении лица в Реестр. Затем после получения удостоверения адвоката и иных документов, подтверждающих его статус, он может непосредственно начать заниматься адвокатской деятельностью. В соответствии с Законом КНР "Об адвокатской деятельности и адвокатуре", никто, кроме адвокатов, не может оказывать юридические услуги <14>. -------------------------------- <14> Изложенное не включает сведения об адвокатуре в районах Китая: Гонконг, Аомынь и Тайвань.
На сегодняшний день адвокаты в Китае играют все большую роль в экономической деятельности участников рыночных отношений в стране и за ее пределами. Адвокатская деятельность состоит не только в оказании юридической помощи по уголовному, гражданскому и арбитражному процессу, но и в юридической поддержке, и консультировании бизнеса, и ведении деловых переговоров. После вступления Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО) все более актуальной становится адвокатская деятельность по разрешению споров, связанных с торговлей в рамках ВТО. В Китае нет ясности в том, является ли адвокатская деятельность коммерческой или нет, но адвокатские конторы создаются в форме товариществ, и их деятельность облагается налогом. Адвокатская контора может учреждаться не менее чем тремя адвокатами. Примечательно еще то, что адвокатскую контору учреждают адвокаты, но и адвокатами становятся при помощи контор, то есть контора регистрирует их деятельность. В одних адвокатских конторах оказываются услуги по гражданскому, международно-торговому, хозяйственному праву, а в других - уголовному процессу и т. д. Отметим, что основу правового и морального регулирования деятельности адвокатуры и каждого адвоката в отдельности на международном уровне, путей совершенствования статуса адвокатур независимых государств и статуса адвокатов составляют следующие международные акты: 1. Устав Организации Объединенных Наций, принятый 26 июня 1945 г. и провозгласивший право людей различных наций без разделения по признакам пола, языка, религии на создание условий, в которых уважались бы права человека и соблюдалась бы законность. 2. Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г., закрепившая принципы равенства всех перед законом, презумпции невиновности, право на беспристрастное и открытое рассмотрение дела в суде и самое главное - гарантии защиты. 3. Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый 19 декабря 1966 г., подтвердивший основные положения Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека и детализировавший их: во-первых, право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность; никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей; никто не должен быть лишен свободы не иначе как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом; во-вторых, каждому арестованному при аресте должны быть сообщены причины его ареста и в срочном порядке любое предъявляемое ему обвинение; в-третьих, каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо в срочном порядке должно доставляться к судье или другому должностному лицу, которому принадлежит по закону право осуществлять судебную власть; арестованное или задержанное лицо имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение; в-четвертых; каждый, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой. 4. Основные положения о роли адвокатов, принятые восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в 1990 г. в Нью-Йорке, закрепили следующее: а) возможность исполнять все их профессиональные обязанности без запугивания, препятствий, беспокойства и неуместного вмешательства; б) возможность передвигаться и консультировать клиентов в своей стране и за границей; в) невозможность наказания или угрозы такового и обвинения, административных, экономических и других санкций за особые действия, осуществляемые с признанными профессиональными обязанностями, стандартами и этическими нормами; г) там, где безопасность адвокатов находится под угрозой в связи с исполнением профессиональных обязанностей, они должны быть адекватно защищены властями; д) адвокаты не должны идентифицироваться с их клиентами и делами клиентов в связи с исполнением их профессиональных обязанностей; е) обязанностью компетентных властей является обеспечение адвокату возможности своевременного ознакомления с информацией, документами и материалами дела, а в уголовном процессе - не позднее окончания расследования и до судебного рассмотрения дела. ж) суд или административный орган не должны отказывать в признании права адвоката, имеющего допуск к практике, представлять интересы своего клиента, если этот адвокат не был квалифицирован в соответствии с национальным правом и практикой его применения; з) адвокат должен обладать уголовным и гражданским иммунитетом от преследований за относящиеся к делу заявления, сделанные в письменной или устной форме, при добросовестном исполнении своего долга и осуществлении профессиональных обязанностей в суде, трибунале или другом юридическом или административном органе; 5. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, утвержденный Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1988 г., согласно которому любое задержанное лицо имеет право на получение юридической помощи со стороны адвоката. Задержанное лицо вскоре после ареста информируется компетентным органом о своем праве, и ему предоставляются разумные возможности для осуществления этого права. Если задержанное лицо не имеет адвоката по своему выбору, оно во всех случаях имеет право воспользоваться услугами адвоката, назначенного для него судебным или иным органом, без оплаты его услуг, если это лицо не располагает достаточными денежными средствами. Свод принципов также закрепляет: а) право задержанного или находящегося в заключение лица связываться и консультироваться с адвокатами; б) задержанному или находящемуся в заключении лицу должны быть предоставлены необходимое время и условия для проведения консультаций со своим адвокатом; в) право задержанного или находящегося в заключении лица на его посещение адвокатом, на консультации и на связь с ним, без промедления или цензуры и в условиях полной конфиденциальности не может быть временно отменено или ограничено, кроме исключительных обстоятельств, которые определяются законом или установленными в соответствии с законом правилами, когда, по мнению судебного или иного органа, это необходимо для поддержания безопасности и порядка; г) свидания задержанного или находящегося в заключении лица с его адвокатом могут иметь место в условиях, позволяющих должностному лицу правоохранительных органов видеть их, но не слышать; д) связь задержанного или находящегося в заключении лица с его адвокатом не может использоваться как свидетельство против обвиняемого или находящегося в заключении лица, если она не имеет отношения к совершаемому или замышляемому преступлению. 6. Основные принципы, касающиеся роли юристов, принятые на восьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1990 г. в Гаване, закрепили положения, касающиеся: доступа к юристам и юридическим услугам; специальных гарантий в вопросах уголовного правосудия; квалификации и подготовке кадров; функций и обязанностей; гарантий в отношении выполнения юристами своих обязанностей; свободы убеждений и ассоциаций; профессиональных ассоциаций юристов; дисциплинарных мер, принимаемых за надлежащее выполнение юристами своих обязанностей. 7. Стандартные минимальные правила содержания заключенных рекомендуют, в частности, чтобы юридическая помощь и конфиденциальность в процессе ее осуществления были гарантированы для лиц, находящихся в заключении. 8. Гарантии, обеспечивающие защиту лиц, которым угрожает смертная казнь, подтверждают право каждого, кому предъявлено или может быть предъявлено обвинение, влекущее в качестве меры наказания смертную казнь, получать необходимую юридическую помощь на всех стадиях расследования и разбирательства дела. 9. Декларация об основных принципах юстиции для жертв преступления и превышения власти рекомендует принятие мер на международном и национальном уровнях для улучшения доступа к юстиции и справедливому отношению, возмещения вреда, компенсации и помощи для жертв преступления. 10. Стандарты независимости юридической профессии, принятые Международной ассоциацией юристов в сентябре 1990 г. в Нью-Йорке, закрепили: допуск к юридической профессии и юридическому образованию; правовое обучение общества; права и обязанности юристов; юридическое обслуживание бедных; задачи и ассоциации адвокатов; дисциплинарное производство юристов. К числу важных международно-правовых актов об адвокатуре относятся также Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в 1950 г. в Риме (данная Конвенция неоднократно дополнялась и в нее вносились изменения: 21.09.1970; 20.12.1971; 01.01.1990; 06.11.1990; 25.05.1992; 25.05.1992; 11.05.1994). В частности, Конвенция подтвердила: право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность; никто не может быть лишен свободы иначе как в определенных случаях в порядке, установленном законом. Конвенция провозгласила, что каждый, обвиняемый в совершенном преступлении, имеет следующие права: во-первых, быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного обвинения; во-вторых, иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты; в-третьих, защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, если у него нет достаточных средств для оплаты услуг защитника, иметь назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия. Регламент Европейского суда по правам человека, принятый 4 ноября 1998 г., содержит положения, согласно которым каждая сторона имеет право получать помощь от советников и адвокатов. В феврале 1996 г. Кабинет Министров Совета Европы принял Резолюцию "О юридической помощи по гражданским, торговым и административным делам". Основная цель этого документа - устранение препятствий экономического характера для доступа к правосудию неимущих и малоимущих. Резолюция рекомендует правительствам предоставлять юридическую помощь всем на тех же условиях, что и своим гражданам. В целях дальнейшего развития интеграции в рамках Европейского Сообщества и расширения международной деятельности адвокатов в странах Сообщества был принят "Общий кодекс правил для адвокатов стран Европейского Сообщества". Перечисленные и ряд других международно-правовых актов о роли адвокатов в обществе составляют основу международных стандартов адвокатского права. Международные стандарты по адвокатуре признаны мировым сообществом, и любая страна, считающая себя субъектом современного международного права и членом Организации Объединенных Наций, Совета Европы, других международно признанных организаций, а также правовым государством, должна привести свое национальное законодательство в соответствие с перечисленными нормами и стандартами. Все вышеизложенное позволяет нам сделать ряд выводов и предложений. Среди них следующие. 1. Законодательство, регулирующее статус адвокатуры и статус адвоката в развитых демократических государствах мира постоянно развивается в соответствии с выработанными международным правом стандартами адвокатской деятельности в целях обеспечения одного из фундаментальных прав человека - права на защиту. 2. Статус адвоката в государствах - участниках СНГ и КНР требует своего дальнейшего совершенствования, что вызвано недостаточным соответствием национального законодательства об адвокатуре этих стран международно-правовым стандартам и, прежде всего, связанного с независимостью от государства, механизма реализации. 3. Свобода адвокатуры от опеки органов государства в США и в странах Западной Европы является в известной мере относительной, так как государственные органы исполнительной и судебной власти ведущих государств западной демократии имеют, как правило, значительные полномочия по контролю за формированием адвокатских корпораций, их дисциплинарной и нередко гонорарной практикой. Но этот вопрос основывается на нормативно-правовой основе, системе сложившихся традиций, которые в основе своей основаны на добровольности выполнения адвокатами и их сообществами требований государства. 4. Характерной особенностью национальных корпораций (союзов, ассоциаций) указанных стран является то, что они не могут вмешиваться в саму профессиональную деятельность адвоката и имеют целью главным образом поддержку и защиту их, оказание определенной методической помощи, выработку нравственных начал профессии и обеспечение их соблюдения с опорой на региональные адвокатские ассоциации. Независимость их самоуправления - традиционная ценность данных систем правовой помощи и защиты. 5. Оказание бесплатной юридической помощи адвокатами населению характерно для развитых в экономическом отношении западных государств и для стран - участниц СНГ. 6. Гонорарная практика в большинстве развитых стран мира в основе своей имеет соглашение адвоката с клиентом. Вместе с тем действуют и официально установленные расценки на оплату услуг адвоката, и осуществляется контроль за размером оплаты "по соглашению". 7. В нормативных правовых актах, регулирующих вопросы ответственности адвокатов в США, Англии, Франции, ФРГ, Финляндии и др., содержится отработанная и достаточно демократичная система привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности; гражданско-правовая ответственность адвоката перед клиентом за ненадлежащее выполнение обязанностей является нормой для западных правовых систем, в том числе в ряде стран (в частности, во Франции) ответственность адвоката гарантируется путем обязательного страхования профессионального риска; к уголовной ответственности адвокаты отмеченных западных государств привлекаются на общих основаниях в соответствии с действующим в этих странах законодательством. При этом сама постановка вопроса о законодательном введении особого порядка привлечения адвокатов к уголовной ответственности "адвокатского иммунитета" характерна для ряда стран - участниц СНГ, тех стран, в которых только идет процесс формирования демократических правовых институтов. 8. Правовой статус адвоката в ведущих странах западной демократии - США, Франции, ФРГ и др. - с учетом национальных особенностей развития этих государств нашел закрепление в нормативных правовых актах, регулирующих общественные отношения с органами государственной власти, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества. В законах и иных нормативных актах демократических государств Запада, регулирующих вопросы организации и деятельности адвокатуры, принятых, дополняемых и изменяемых в условиях эволюционного развития на протяжении довольно длительного периода, нашли необходимое закрепление полномочия адвоката, порядок и основания приобретения, приостановления и прекращения статуса адвоката, гарантии независимости, а также ответственности адвоката, что требует использования накопленного опыта при совершенствовании нормативных правовых основ организации и деятельности адвокатуры Российской Федерации в целом и статуса российского адвоката в частности.
Название документа