Пенсию посчитает суд
(Каширин А.)
("ЭЖ-Юрист", 2008, N 33)
Текст документа
ПЕНСИЮ ПОСЧИТАЕТ СУД
А. КАШИРИН
Алексей Каширин, газета "Эж-Юрист".
Несмотря на почтенный возраст действующего пенсионного законодательства, отточенного рекомендациями ВАС РФ, споров с органами Пенсионного фонда РФ меньше не становится. Кто чаще ошибается - страхователи или чиновники? Последние тенденции судебной практики по делам этой категории отслежены в Обзоре примеров рассмотрения споров, связанных с применением налогового и пенсионного законодательства, с участием органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации (Обзор Десятого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2008).
Уплата страховых взносов сама по себе не освобождает налогоплательщика от ответственности за нарушение срока регистрации в органе Пенсионного фонда РФ.
Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ - обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с предпринимателя штрафных санкций за несвоевременную регистрацию в органе Пенсионного фонда РФ.
Основанием для привлечения к ответственности явилось непредставление предпринимателем в установленный ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" тридцатидневный срок сведений о лицах, с которыми заключены трудовые договоры.
Суд удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с решением суда, предприниматель обжаловал его в суд апелляционной инстанции.
Апелляция не нашла оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Частью 1 ст. 11 и ч. 2 ст. 14 Закона N 167-ФЗ установлена обязательная регистрация страхователей - физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в срок не позднее тридцати дней со дня заключения трудовых договоров с работниками.
Ответственность за нарушение срока регистрации в органе Пенсионного фонда РФ установлена ч. 1 ст. 27 Закона N 167-ФЗ.
Уплата страховых взносов сама по себе не освобождает налогоплательщика от ответственности, так как нарушение срока регистрации является правонарушением, не связанным с фактом уплаты страховых взносов.
Следовательно, привлечение предпринимателя к ответственности за нарушение срока регистрации в органе Пенсионного фонда РФ является правомерным.
В случае пропуска срока на внесение исправлений в своевременно представленные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, страхователь подлежит привлечению к ответственности за представление недостоверных сведений, а не за нарушение срока их представления.
Органом Пенсионного фонда РФ выявлены несоответствия между результатами проверки и представленными обществом в установленный срок сведениями, необходимыми для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Обществу в соответствии с п. 29 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.03.97 N 318, было предложено в двухнедельный срок внести соответствующие изменения.
Поскольку в указанный срок изменения внесены не были, орган Пенсионного фонда РФ принял решение о привлечении общества к ответственности за непредставление в установленный срок необходимых сведений.
Суд отказал в привлечении общества к ответственности.
Дело в том, что ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрены финансовые санкции за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо за представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Из смысла указанной статьи следует, что непредставление сведений в установленные сроки и представление неполных и (или) недостоверных сведений образуют два самостоятельных состава правонарушений.
Общество не внесло своевременно исправления в недостоверные сведения, представленные в установленные сроки, следовательно, оно подлежало привлечению к ответственности не за нарушение сроков, а за представление недостоверных сведений.
Поскольку орган Пенсионного фонда РФ обратился в суд с заявлением о привлечении общества к ответственности за непредставление сведений в установленные сроки, суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Территориальные органы Пенсионного фонда РФ обладают исключительными полномочиями по взысканию недоимок по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Орган Пенсионного фонда РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Суд удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с решением суда, общество обжаловало его в апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно ст. 25 Закона N 167-ФЗ налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда РФ сведения о суммах задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Взыскание недоимки по страховым взносам осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда РФ.
В п. 5 информационного письма ВАС РФ от 20.02.2006 N 105 предусмотрено, что при рассмотрении дел, связанных с взысканием недоимки по страховым взносам, полномочиями по взысканию наделены лишь территориальные органы Пенсионного фонда РФ. Налоговые органы такими полномочиями не обладают.
Начисление пеней за неуплату авансовых платежей за отдельный месяц является неправомерным.
Территориальный орган Пенсионного фонда РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с предприятия пеней за неуплату авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Суд удовлетворил заявленные требования частично, отказав во взыскании пеней, начисленных за неуплату ежемесячных авансовых платежей.
Не согласившись с решением суда, орган Пенсионного фонда РФ обжаловал его в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона N 167-ФЗ страхователь уплачивает авансовые платежи ежемесячно, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.
Под расчетным периодом понимается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Как следует из абз. 4 ч. 2 ст. 24 указанного Закона, разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам, либо возврату страхователю.
В силу ч. 4 ст. 26 Закона пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.
Приведенные выше нормы говорят о том, что начисление пеней производится только по итогам отчетного периода, так как суммы ежемесячных авансовых платежей не являются окончательными и подлежат корректировке.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 47 "О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование". В п. 3 данного Постановления прямо указано, что Закон не предусматривает нормы, распространяющей на ежемесячные авансовые платежи порядок начисления пеней, установленный для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Таким образом, начисление пеней за неуплату авансовых платежей за отдельный месяц является неправомерным.
Суд кассационной инстанции согласился с решением суда первой и постановлением суда апелляционной инстанций.
Взыскание штрафа за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, производится в судебном порядке.
Орган Пенсионного фонда РФ обратился в арбитражный суд с заявлением к предпринимателю о взыскании финансовой санкции, не превышающей пяти тысяч рублей, за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Суд прекратил производство по делу, сославшись на Федеральный закон от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров", согласно которому территориальные органы Пенсионного фонда РФ самостоятельно взыскивают с физических лиц штрафные санкции, размер которых не превышает пяти тысяч рублей.
Не согласившись с определением суда, орган Пенсионного фонда РФ обжаловал его в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что определение о прекращении производства подлежит отмене.
Это объясняется тем, что согласно ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, либо за представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции, взыскание которых производится органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.
Также согласно п. 7 информационного письма ВАС РФ от 20.02.2006 N 105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" при рассмотрении дел о взыскании санкций за нарушения, предусмотренные ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, следует исходить из содержащегося в этой статье прямого указания на то, что взыскание этих сумм производится органами Пенсионного фонда РФ.
Таким образом, заявление органа Пенсионного фонда РФ о взыскании финансовой санкции с предпринимателя за несвоевременное представление сведений подлежит рассмотрению судом первой инстанции.
***
Полный текст Обзора читайте на сайте суда и на нашем интернет-портале: www. gazeta-yurist. ru.
Название документа