Нотариат как часть судебной системы

(Беньягуев Г. И.)

("Нотариус", 2006, N 4)

Текст документа

НОТАРИАТ КАК ЧАСТЬ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

Г. И. БЕНЬЯГУЕВ

Беньягуев Г. И., нотариус г. Мытищи МО, Московская областная нотариальная палата.

Большой радостью было для меня найти в сборнике "Концепция развития Российского законодательства", составленном Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, в разделе, написанном канд. юрид. наук Л. Ф. Лесницкой, в подразделе "Нотариат как правовой институт предупредительного правосудия", подтверждение всем тем идеям, которые предлагаются в готовящейся мной диссертации "Роль и значение нотариата в осуществлении превентивного правосудия". В то же время есть некоторые принципиальные пожелания и замечания.

1. Необходимо закрепить в законе то, что нотариальная деятельность - это правосудие. Без этого нотариус и нотариальные акты не могут полноценно выполнять свою правозащитную функцию. К сожалению, ст. 118 Конституции Российской Федерации вопреки здравому смыслу требует осуществления правосудия только судом.

2. Расширить перечень нотариальных актов, имеющих силу исполнительного документа. Статья 35 Конституции Российской Федерации также только суду делегирует право лишать имущества. Вряд ли возможно внести изменения в Конституцию по таким неглобальным поводам, но, используя подготавливаемый проект Федерального закона "Об организации и деятельности нотариата в РФ", можно минимизировать потери:

а) передать нотариат в ведение Верховного Суда Российской Федерации;

б) приравнять статус нотариуса хотя бы к статусу мирового судьи;

в) обжалование нотариальных актов приравнять к обжалованию решения суда.

Главной целью деятельности нотариуса является содействие установлению истины правосудием, защита законных интересов граждан, в том числе и от неправомочных посягательств государства, тем не менее нотариусы находятся хоть и не в прямом подчинении у органов исполнительной власти, но Министерство юстиции, а сейчас и Федеральная регистрационная служба, которой передан нотариат, в лице своих региональных органов проводят организационные, экзаменационные, контролирующие мероприятия, выдают лицензии и назначают на должность и соответственно имеют возможность осуществлять давление на теоретически независимых нотариусов.

До проведения судебной реформы в Российской Федерации сами суды были учреждениями Министерства юстиции, но получили настоящую независимость, когда была создана самостоятельная ветвь власти. К сожалению, никто не подошел системно к определению места нотариата, и он остался в ведении органов юстиции, а насколько логичнее и завершеннее была бы судебная реформа, если бы при Верховном Суде, наряду с Судебным, существовал Департамент нотариата.

Нотариат формировался и развивался параллельно с появлением и развитием судопроизводства для облегчения и обслуживания судебного разбирательства, поэтому естественно, что наиболее эффективно этот институт действует во Франции, Австрии, Дании и некоторых других развитых странах, где он входит составной частью в судебную ветвь власти и независим от органов исполнительной власти государства.

В Российской империи в ходе судебной реформы 60-х гг. XIX в. было принято в 1866 г. "Положение о нотариальной части", по которому нотариус являлся судебным чиновником, совершал нотариальные действия практически точно такие же, с соблюдением той же процедуры, делал почти все то же самое, что делает современный нотариус. Процесс назначения на должность также почти такой же, существенная разница в том, что нотариатом в регионе ведал Губернский суд, который проверял квалификацию претендента, назначал нотариуса на должность, проводил проверку его работы. В уездах, где должность нотариуса была вакантна, нотариальные действия совершал мировой судья.

После революции 1917 г. нотариат упразднили на три месяца, потом восстановили, но уже как учреждения в органах исполнительной власти, то внутренних дел, то юстиции. Казалось бы, какая разница, в чьем подчинении нотариус, при совершении самого нотариального действия нотариус независим, снять его с должности может только суд за нарушение действующего законодательства, что уже само по себе позволяет не бояться виртуального начальства, а руководствоваться Конституцией, законами, подзаконными актами и своим правосознанием.

Есть одно большое но. Нотариус, действуя от имени государства, нередко принимает решения, как и судья, в условиях правового вакуума или коллизии, и здесь нотариус в гораздо худших условиях, так как вышестоящие инстанции суда - это те же судьи, только более опытные и квалифицированные, мыслят теми же категориями и подход к толкованию законодательства одинаковый. В том случае, если появляется какое-то узкое место в судебной практике, частые судебные разбирательства, порожденные недоброкачественной нормой, то суды высших инстанций своими разъяснениями, решениями или обращением в орган, принявший норму, легко устраняют эту проблему.

Нотариат брошен в этом отношении на произвол Министерства юстиции, в подчинении которого находится, он не имеет возможности участвовать в законотворчестве, нотариальная палата, членом которой по закону обязан быть каждый нотариус, по своей организационно-правовой форме - это просто общественная организация и, естественно, не принимает никаких норм, только может давать рекомендации и обращаться в Министерство, но там не всегда способны даже понять проблему, тем более найти верное решение.

Сейчас нотариат перешел в ведение Федеральной регистрационной службы. Начиная с 1997 г., когда начали появляться первые учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отдельных регионах, обозначился конфликт: нотариус независим, он удостоверяет договор так, как считает правильным, руководствуясь законодательством и своим правосознанием, а регистратор отказывается регистрировать сделку, руководствуясь тем же законодательством, но так, как оно толкуется правовым отделом регионального управления или правовым управлением Федеральной регистрационной палаты, которая входила в Министерство юстиции, а сейчас стала Федеральной службой, и, скорее всего, старый конфликт примет новые формы, легко прослеживается тенденция на лишение независимости и понижение статуса нотариата в России.

Ярким примером коллизии в области нотариата является исполнительная надпись. Это нотариальное действие, предусмотренное Федеральным законом "Основы законодательства РФ о нотариате", ст. 89 - 94, целая гл. XVI, ст. 89. "Для взыскания денежных сумм или истребования имущества от должника нотариус совершает исполнительные надписи на документах, устанавливающих задолженность". Статья 90: "Перечень документов устанавливается Правительством Российской Федерации". С документом, на котором сделана исполнительная надпись, заинтересованное лицо может непосредственно обратиться к судебному приставу, если не может взыскать долг само. Наиболее часто встречающееся применение исполнительных надписей - это надписи на квитанциях из ломбарда и взыскание денежных средств с военнослужащих за полученное имущество.

Коллизия в том, что ст. 35 Конституции РФ устанавливает, что "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда", таким образом Федеральный закон "Основы законодательства РФ о нотариате" заставляет нотариуса нарушать Конституцию РФ, более того, делегирует такое право нормативному акту меньшей юридической силы - постановлению Правительства РФ. Когда после вступления в силу ныне действующей Конституции РФ нотариусы стали отказываться совершать исполнительные надписи, этот вопрос начал активно обсуждаться, тогда один высокопоставленный чиновник Министерства юстиции направил письмо в Федеральную нотариальную палату о том, что обязанность нотариуса - совершать нотариальные действия, предусмотренные законом, а как они соотносятся с Конституцией РФ - это юрисдикция Конституционного Суда. Такое полное невежество и непонимание тех целей и задач, которые стоят перед нотариусом, со стороны вышестоящих инстанций было бы невозможно, если бы руководство нотариатом в стране осуществлял Верховный Суд. Вывод: урегулировать гражданские имущественные и неимущественные отношения так, чтобы не нашлось ни малейшего повода для обращения в суд, а если это произошло, то создать бесспорную доказательную базу для возможных в дальнейшем судебных разбирательств, уменьшая тем самым нагрузку на суды и облегчая задачу судьи при установлении истины и принятии решения, - вот главное, для чего существует нотариус, вот почему мы настаиваем на том, что нотариальная деятельность - это составная часть правосудия, предупредительное правосудие. Нотариат не должен функционировать в отрыве от судебной ветви власти, а просто обязан в целях повышения эффективности правосудия в нашей стране стать составной частью судебной системы.

Еще один показательный пример необходимости более тесного взаимодействия нотариата и суда. В настоящее время наибольшее количество дел, связанных с участием нотариуса в судах общей юрисдикции, - это дела о признании завещания недействительным. Так, меня только в декабре 2004 г. дважды вызывали для участия в судебное заседание, 17 декабря 2004 г. у мирового судьи пос. Софрино Пушкинского района Московской области, 22 декабря 2004 г. у федерального судьи Мытищинского района, одинаковые иски: пожилые люди, от общения с которыми близкие родственники давно отказались, завещали свои квартиры дальним родственникам или просто знакомым, которые им помогали, заботились или хотя бы дружили. После смерти завещателей наследники по закону, пропустив шестимесячный срок, обращаются к нотариусу и узнают, что свидетельство о праве на наследство уже выдано и у них нет никаких прав на имущество наследодателя. Адвокат разъясняет, что получить квартиру умершего можно, если удастся доказать, что в момент удостоверения завещания завещатель не осознавал, что он делает, ввиду хронического заболевания, приема лекарств, последствия операции и других причин, то есть был недееспособен.

Признание судом завещания недействительным подразумевает обвинение нотариуса в совершении преступления, либо злоупотребления, либо превышения полномочий, поэтому было очень странно, когда мировой судья, несмотря на мою настойчивость, отказался привлекать меня в качестве третьего лица, а лишь в качестве свидетеля, причем завещание удостоверялось более трех лет назад, я, естественно, не мог помнить ни завещателя, ни обстоятельств составления и удостоверения завещания, просто рассказал, как обычно это происходит, какие меры предпринимает нотариус для проверки дееспособности лица, обратившегося за составлением завещания. К судебному разбирательству привлекают врачей, экспертов, соседей, знакомых, зачастую дело рассматривается в нескольких инстанциях, проходят месяцы и годы.

После принятия части третьей ГК РФ процедура удостоверения завещания стала более разнообразной, теперь есть возможность привлекать свидетелей, подавать закрытое завещание, но, без всякого сомнения, существует необходимость доработки и совершенствования процедуры в целях уменьшения количества обращений граждан в суды с исками о признании завещаний недействительными, и если бы Верховный Суд обобщал не только судебную, но и нотариальную практику и регулярно направлял бы свои рекомендации и решения не только в суды, но и в нотариальные палаты, то судебная власть от этого только выиграла бы.

Еще одним ярким примером, однозначно указывающим на то, что нотариус отправляет правосудие и является активным участником судопроизводства, являются нотариальные действия по обеспечению доказательств, предусмотренные ст. 102, 103 Федерального закона РФ "Основы законодательства РФ о нотариате", "нотариус допрашивает свидетелей, производит осмотр письменных и вещественных доказательств, назначает экспертизу". Привлекать свидетелей и экспертов нотариус может принудительно, через судебных исполнителей, о проводимом действии составляется протокол, причем, как и судья в судебном заседании, "нотариус предупреждает свидетеля и эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного показания или заключения и за отказ или уклонение от дачи показания или заключения...", на протоколе свидетель и эксперт ставят свою подпись.

В настоящих условиях эти нотариальные действия почти не используются, большинство нотариусов не совершали их никогда, а я за девять лет работы делал только четыре раза. Последний раз это было, когда один адвокат, не имея возможности закрепить показания свидетеля в интересах своего клиента, так как дело было закрыто, обратился ко мне для обеспечения доказательств, это классический и предусмотренный Законом пример, так как нотариус не имеет права обеспечивать доказательства по делу, которое находится в производстве суда или административного органа. Интрига в том, что дело, по которому свидетель давал показания, связано с убийством, то есть уголовное, а значит, участие нотариуса незаконно, пришлось адвокату придумывать возможность возникновения гражданского иска по надуманному поводу в рамках уголовного дела, чтобы я мог помочь закрепить показания свидетеля.

Иногда возникают ситуации, когда потенциальные участники судебного разбирательства, свидетели, потерпевшие или даже соучастники хотят дать показания в целях установления истины судом, но не могут или боятся появиться в суде: человек, который лежит в реанимации, скрывается от правосудия или от преследования своих компаньонов, противников, в том числе и за границей. Адвокаты в таких ситуациях часто имеют возможность получить какие-то достоверные сведения, но в суде они бесполезны, вот тут мог бы помочь нотариус, составив протокол допроса свидетеля или эксперта, и для судьи такой протокол являлся бы бесспорным доказательством. Конечно же требуются некоторые дополнения и изменения действующего процессуального законодательства и главное - признание нотариуса полноправным участником судопроизводства.

Самое последнее. Федеральная нотариальная палата, региональные нотариальные палаты, как и коллеги адвокатов, по организационно-правовой форме обычные общественные организации, что и неправильно, и незаконно.

Неправильно, потому что нотариат несет публично-правовые функции от имени государства, соответственно и статус должен быть другим, а незаконно, так как ни о какой добровольности, а это первый признак общественной организации, не может быть и речи, я, нотариус Мытищинского района Московской области, хотел бы выйти из общественной организации Московская областная нотариальная палата, но тогда по закону я автоматически теряю свою работу.

Название документа