Конференция генеральных прокуроров государств - членов Совета Европы

(Редакционный материал)

("Законность", 2006, N 8)

Текст документа

КОНФЕРЕНЦИЯ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПРОКУРОРОВ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ

СОВЕТА ЕВРОПЫ

Она была уже седьмой по счету и прошла 5 - 6 июля в Москве, в "Президент-отеле", под председательством Генерального прокурора Российской Федерации Ю. Чайки. Чтобы обсудить роль органов прокуратуры в защите прав и свобод человека, здесь собрались генеральные прокуроры 44 европейских стран. В работе конференции принял участие Президент России В. Путин.

В своем выступлении он, в частности, отметил, что одной из серьезных угроз безопасности остается терроризм, важным шагом в борьбе с которым стала выработка Конвенции Совета Европы о его предупреждении, и подчеркнул, что во многом успех этой борьбы зависит от строгого соблюдения всеми государствами взятых на себя многосторонних обязательств. А если "мы сможем обеспечить, чтобы и закон, и правоприменительная практика были основаны на нормах морали, тогда можем добиться поддержки со стороны наших граждан, интересы которых мы обязаны защищать".

Генеральный прокурор РФ Ю. Чайка в своем докладе отметил, что прокуратура - один из традиционных инструментов обеспечения прав личности и, несмотря на различия юрисдикции, у стран - участниц конференции в сфере правозащиты есть общие проблемы и обязанности. И в этом смысле важно правильно определить роль и место прокуратуры в государственном правозащитном механизме.

Говоря о направлениях, где нужны совместные усилия и более эффективное использование прокурорских полномочий, Генеральный прокурор назвал прежде всего уголовно-правовую сферу, т. е. безопасность и защиту граждан от преступности. Уголовное преследование и пресечение преступности с целью защиты гражданина, поддержания мира и общественного порядка - важнейшая цель всех цивилизованных государств. Но если необходимость международного сотрудничества здесь безоговорочно признается давно, то относительно его конкретных направлений еще немало предстоит сделать.

Многие возможности открывает решение Комитета Министров Совета Европы, принятое на его 935-м заседании 13 июля 2005 г., об институализации Конференции генеральных прокуроров Европы и создании Консультативного совета европейских прокуроров. В его рамках можно развернуть работу по укреплению договорного режима сотрудничества в уголовно-правовой сфере. Европейские конвенции о выдаче и об оказании правовой помощи по уголовным делам приняты почти полвека назад. Последние изменения в них вносились в 1978 г. За это время мир изменился, стал другим и характер преступности. По инициативе Российской Федерации Комитет Министров Совета Европы поручил Европейскому комитету по проблемам преступности рассмотреть вопрос об эффективном применении механизмов сотрудничества в конвенциях Совета Европы. Не должна остаться в стороне от этой работы и российская сторона.

Есть необходимость также разработать механизм разрешения споров, связанных с экстрадицией обвиняемых. Главная задача - чтобы механизм правовой помощи эффективно служил делу борьбы с преступностью, защиты граждан от преступных посягательств.

С уголовным преследованием как с одной из составляющих правозащитной функции прокуратуры неразрывно связаны помощь потерпевшим от правонарушений и обязанности органов прокуратуры в отношении лиц, лишенных свободы. Здесь российская прокуратура стремится к тому, чтобы эти полномочия выполнялись квалифицированно, объективно и беспристрастно, с уважением прав человека, а внутригосударственный механизм защиты прав участников уголовного судопроизводства соответствовал европейскому уровню, а по некоторым позициям и превосходил его.

Не менее важна и другая составляющая правозащитной функции - полномочия прокуроров за пределами уголовно-правового сектора. В России она реализуется в процессе работы по всем направлениям, будучи одной из главных целей и составной частью прокурорского надзора. В 2001 - 2005 гг. прокуроры разрешили почти 6 миллионов жалоб, заявлений и обращений граждан, которые касались трудовых, пенсионных, жилищных и других социальных прав, нарушений законодательства в процессе уголовного преследования и судебного рассмотрения дел. Около полутора миллиона обращений стали основанием для прокурорского вмешательства и восстановления прав граждан.

Правозащитная функция прокуратуры не сводится к мерам воздействия на индивидуальные нарушения закона. Важная особенность российской прокуратуры - ее способность и полномочия реагировать на нарушения, затрагивающие права многих граждан (на отдых и безопасные условия труда, вознаграждение за труд, законное получение потребительских услуг, на экологическую безопасность, охрану здоровья и доступную медицинскую помощь, защиту интеллектуальной собственности, свободу предпринимательской деятельности и т. д.). Поэтому надзор за исполнением законов делает прокуратуру универсальным инструментом утверждения в стране законности и правопорядка.

Все это говорит о том, что многофункциональная прокуратура, в которой правозащитная функция определяющая, не только не противоречит стандартам правового государства, но и активно содействует их формированию.

Прокуратура России всегда готова к совершенствованию своей деятельности с учетом развития эффективной системы государственных правовых институтов, защищающих законные интересы и права граждан, обеспечивающих всеобщее процветание на основе демократии и закона.

В ходе работы конференции принят итоговый документ, в котором говорится, что участники с большим удовлетворением восприняли решение Комитета Министров Совета Европы об ее институализации путем создания Консультативного совета европейских прокуроров (ССРЕ) - совещательного органа Комитета Министров Совета Европы. По мнению участников конференции, учреждение ССРЕ - значительный вклад в реализацию положений Рекомендации Комитета Министров Совета Европы о роли прокуратуры в системе уголовного судопроизводства, ключевой инструмент для ее дальнейшего действия и выработки правил и норм, касающихся органов прокуратуры, а также продвижения принципов правового государства.

Принимая во внимание важную роль органов прокуратуры в осуществлении международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, участники конференции призывают ССРЕ содействовать укреплению такого сотрудничества, в том числе модернизации европейских конвенций в этой сфере, установлению прямых контактов между прокурорами различных стран, рационализации и гармонизации процедур оказания взаимной правовой помощи и повышения эффективности осуществления органами прокуратуры своих полномочий в этой сфере.

В результате дискуссии о роли органов прокуратуры в защите прав личности участники пришли к выводу, что эта обширная и сложная тема заслуживает своего дальнейшего развития и углубленного изучения. Приведенные на конференции примеры эффективности защиты органами прокуратуры прав личности с использованием своих полномочий вне уголовно-правовой сферы могут быть проанализированы с целью возможного распространения этого положительного опыта в тех государствах, где прокуратура обладает такими полномочиями. Состоявшееся обсуждение еще раз подтвердило разнообразие функций органов прокуратуры в Европе, определяющееся различием их статуса и роли в каждом отдельном государстве. Поэтому участники конференции призывают ССРЕ продолжить работу по реализации положений Рекомендации Комитета Министров Совета Европы во всех государствах.

На итоговой пресс-конференции Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Чайка высказал удовлетворение тем, что "конференция приняла очень сбалансированный и конструктивный итоговый документ".

В свою очередь, Генеральный директор Совета Европы по правовым вопросам Ги де Вель заявил, что удовлетворен результатами конференции.

Название документа