Проверки исполнения таможенного законодательства

(Каплунов В.)

("Законность", 2006, N 8)

Текст документа

ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В. КАПЛУНОВ

В. Каплунов, первый заместитель прокурора Амурской области.

Амурская область расположена на границе с Китайской Народной Республикой, на ее территории действует Благовещенская таможня, в составе которой функционирует шесть пунктов пропуска, четыре таможенных поста. Протяженность границы области с КНР и зоны ответственности таможни составляет 1255 км.

Надзор за деятельностью таможенных органов, исполнением законов в сфере внешнеэкономической деятельности осуществляют прокуратура области, четыре специализированные транспортные прокуратуры.

Одно из направлений деятельности прокуратуры области - надзор за полнотой и своевременностью выявления и устранения причин преступлений, административных правонарушений в сфере таможенного дела.

Анализ работы таможни показывает, что на отдельных направлениях есть многочисленные нарушения.

Таможенные органы и служба финансово-бюджетного надзора области оказались не подготовленными к работе в новых условиях, в том числе непосредственно после внесения изменений в КоАП РФ в 2004 г.

Так, таможенные органы неоднократно направляли по подведомственности материалы проверок о нарушениях валютного законодательства экспортерами леса в территориальное Управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области, которое, в свою очередь, необоснованно возвращало материалы в Благовещенскую таможню для принятия окончательных решений по делам.

Потребовалось вмешательство прокуратуры области для вынесения постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, чтобы, например, ООО "Сиблеспром", индивидуальный предприниматель Сафронов не ушли от ответственности за несвоевременное поступление валютной выручки по экспорту леса.

По итогам рассмотрения постановлений прокурора области Управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора ООО "Сиблеспром" привлечено к административной ответственности в виде штрафа на сумму свыше 3 млн. руб., Сафронов привлечен к ответственности также в виде штрафа на сумму в 240 тыс. руб.

Несмотря на ежегодное увеличение объемов экспорта леса, числа участников внешнеэкономических отношений, количество нарушений и дел об административных правонарушениях, возбужденных в таможенных органах в отношении экспортеров леса, снизилось почти на 40%.

С введением в действие нового Таможенного кодекса значительно упростилась процедура таможенного оформления, в соответствии с которой досмотр леса в местах погрузки не обязателен, а может проводиться только непосредственно на границе с РФ. В этой связи и с учетом количества и отдаленности мест отгрузки лесопродукции таможенный контроль практически не осуществляется. Последствия бездействия таможни - резкий спад выявленных нарушений в сфере экспорта леса.

Вместе с тем проверки показывают, что нарушения таможенного законодательства допускаются практически на всех этапах таможенного оформления леса. Выявляются несоответствия сведений, заявленных в ГТД, данным, содержащимся в документах, в декларациях ставятся отметки о проведении досмотра без его фактического проведения. Зафиксированы случаи, когда декларанты не указывают в ГТД полное наименование ввозимых лесоматериалов, их количество с разбивкой по сортам, диаметру, сорту древесины, в связи с чем невозможно установить фактическую стоимость лесоматериала и его соответствие информации о цене.

Прокуратурой области в феврале прошлого года создана межведомственная рабочая группа, координирующая деятельность правоохранительных органов области по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с контрабандой, в 2005 г. возбуждено два уголовных дела о контрабанде лесоматериалов, всего по итогам прошлого года возбуждено 26 уголовных дел о контрабанде (в 2004 г. - 15).

Особое место при осуществлении прокурорского надзора прокуратурой области отведено вопросам выявления фактов коррупции, должностных и иных преступлений, совершаемых сотрудниками таможни.

Так, по результатам общенадзорной проверки привлечен к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность) таможенный инспектор Благовещенского таможенного поста, занизивший таможенную стоимость товара более чем на 500 тыс. руб. Также рассмотрено судом с вынесением обвинительного приговора уголовное дело, возбужденное по материалам общенадзорной проверки в отношении старшего государственного таможенного инспектора по факту получения взятки. Несмотря на актуальность выявления и пресечения правонарушений, связанных с перемещением через границу наркотических веществ под видом лекарственных средств, таможенные органы области практически не выполняли контролирующую функцию и на этом направлении.

В течение 2004 г. отдел административных расследований Благовещенской таможни осуществил производство всего по 7 делам об административных правонарушениях, связанных с незаконным перемещением через таможенную границу из КНР в РФ наркотических средств и сильнодействующих веществ.

В связи с этим органами прокуратуры общенадзорная деятельность на этом направлении в 2005 г. была усилена и направлена на максимальное выявление случаев перемещения наркотических, сильнодействующих веществ через границу, привлечение виновных лиц к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП.

В результате принятых мер в 2005 г. количество дел этой категории выросло более чем в три раза (с 7 в 2004 г. до 27 в 2005 г.), при этом 70% от общего количества дел возбуждено по постановлениям прокурора. Это говорит о том, что ранее надлежащего таможенного контроля при пересечении гражданами границы РФ не было.

В течение 2005 г. осуществлено производство по 8 делам об административных правонарушениях, возбужденных на основании определений должностных лиц Благовещенской таможни, и по 19 делам об административных правонарушениях, возбужденным на основании постановлений Благовещенского транспортного прокурора. Субъектами правонарушений были два гражданина КНР, незаконно переместившие в РФ наркотические средства, и 25 граждан РФ, незаконно переместивших сильнодействующие вещества.

С начала этого года вынесено 7 постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях указанной категории в отношении 5 граждан РФ, незаконно переместивших сильнодействующие вещества и наркотические средства, и двух граждан КНР, незаконно переместивших сильнодействующее вещество и наркотическое средство. Должностные лица Благовещенской таможни по итогам первого квартала правонарушений в указанной сфере не выявляли. Приведенные данные свидетельствуют о возросшем числе выявленных в этой сфере административных правонарушений.

Острой проблемой, требующей постоянного прокурорского надзора, остается низкое качество проведения административных расследований должностными лицами Благовещенской таможни. Так, в течение 2005 г. по выявленным нарушениям административного законодательства в адрес руководства Благовещенской таможни было внесено 7 представлений, за первые месяцы текущего года - 3.

При этом в числе основных нарушений норм КоАП, допущенных Благовещенской таможней при осуществлении административных расследований, следует отметить: нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на ознакомление с определением о назначении экспертизы, а также прав на участие по делу переводчика для лиц, не владеющих русским языком; необеспечение полного, всестороннего и объективного выяснения обстоятельств дела; несвоевременное направление копий постановлений по делам об административных правонарушениях правонарушителям; некачественное и неполное составление протоколов об аресте товаров; неустановление сроков для исполнения поручений, что влечет затягивание расследований; нарушение прав лица на присутствие при составлении протокола об изъятии вещей и документов и на получение его копии; недостоверное указание в постановлениях по делам об административных правонарушениях данных правонарушителей и др.

На незаконные постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные в 2005 г., прокуратурой принесено 13 протестов.

Так, в нарушение ст. 25.1 КоАП, согласно которой дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу, дело об административном правонарушении в отношении Ф. рассмотрено в его отсутствие. Определение о назначении времени и места рассмотрения дела Ф. не направлялось, и он был лишен возможности принять участие в рассмотрении дела, знакомиться с его материалами, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными КоАП. На вынесенное Благовещенской таможней постановление по делу был принесен протест, который федеральным судом удовлетворен. При этом следует отметить, что по этому делу суд ранее уже отменял постановление о назначении административного наказания по жалобе самого Ф. в связи с ненадлежащим уведомлением его о времени и месте рассмотрения дела. По аналогичным основаниям было отменено и постановление Благовещенской таможни по делу об административном правонарушении в отношении Хэйлунцзянской компании по агентированию иностранных судов "Пенавико", опротестованное прокуратурой в Дальневосточное таможенное управление, что говорит о систематичности указанных нарушений.

В нарушение положений ст. 23.2 КоАП Благовещенской таможней было рассмотрено дело об административном правонарушении и привлечена к административной ответственности гражданка В., которая на момент совершения правонарушения не достигла совершеннолетия. При этом все процессуальные действия по делу проводились без законного представителя несовершеннолетней, что повлекло грубое нарушение ее прав и законных интересов.

Как следует из ч. 1 ст. 25.10 КоАП, в качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками, необходимыми для перевода при производстве по делу об административном правонарушении. В соответствии с ч. 2 ст. 25.12 КоАП к участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве переводчика не допускаются лица, если есть основания считать их лично, прямо или косвенно заинтересованными в исходе этого дела.

Однако в нарушение этих положений Благовещенской таможней к участию по делам об административных правонарушениях в качестве переводчика привлекалась заместитель начальника отдела административных расследований таможни, в перечень прав которой, определенных должностной инструкцией, входило осуществление контроля за обоснованностью возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении юридических, физических и должностных лиц, правильности ведения производства по делам, контроль за работой должностных лиц отдела административных расследований, проверка находящихся в производстве дел об административных правонарушениях. К числу должностных обязанностей относилось обеспечение всестороннего, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела об административном правонарушении и разрешения его в соответствии с законом. Таким образом, были все основания сделать вывод о том, что она является лицом, косвенно заинтересованным в исходе любого дела об административном правонарушении, где она участвовала в качестве переводчика. По выявленным нарушениям прокуратурой принесено 5 протестов на постановления по делам об административных правонарушениях, в которых принимало участие это должностное лицо, судом они рассмотрены и удовлетворены в полном объеме.

Название документа

Интервью: Интервью с Президентом Федеральной нотариальной палаты Е. Н. Клячиным

("Юридический мир", 2006, N 6)

Текст документа

ИНТЕРВЬЮ С ПРЕЗИДЕНТОМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ

НОТАРИАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ Е. Н. КЛЯЧИНЫМ

А. ОВОДОВ

- Евгений Николаевич, первый и традиционный вопрос: почему Вы выбрали профессию юриста?

- Решение о том, что я буду юристом, сформировалось еще в школе, когда меня по-настоящему стал интересовать вопрос: насколько прав или не прав человек в той или иной жизненной ситуации. И, помимо понимания своего права, основанного на общем восприятии, на понятиях справедливости, еще и появилось осознание того, что в большинстве случаев лучше опираться не только на свое понимание той или иной ситуации, а на то, что такая-то ситуация урегулирована правовыми нормами. И захотелось познать эти нормы, изучить право и этим заниматься профессионально всю свою жизнь.

Но сразу после школы у меня еще не было уверенности, потому что тогда конкурсы в юридические вузы были очень большими. Да и сейчас тоже. Во всяком случае, в Пермском университете, где я учился, всегда на юридическом факультете был очень большой конкурс.

- Тогда и самих юридических факультетов было не столь много, как сейчас...

- Да, правильно. Так сложилась жизнь, что я немного поучился в Московском автомеханическом институте, потом служил в рядах Советской армии и только в двадцать лет, после армии, окончательно решил, что буду юристом, и поступил на юридический факультет. Об этом нисколько не жалею и считаю, что в свое время принял правильное решение. Хотя, если говорить о каких-то семейных традициях, то никогда в нашем роду раньше не было юристов. То есть это было мое самостоятельное решение.

- Зов души?

- Да, зов души.

- Вы долгое время работали судьей сначала городского, а затем и областного суда и не понаслышке знакомы с проблемами правосудия. Каково Ваше отношение к проведенной судебной реформе?

- У меня отношение к тому, что случилось, как проведена эта реформа... Я часто слышу высказывания в пределах судейского корпуса, причем и от руководства судов: одни склонны считать, что реформа проведена, и достаточно успешно, другие говорят, по существу - ничего не сделано. Ну, как всегда, истина где-то посередине.

То, что я скажу, - это мое личное ощущение, поскольку я не понаслышке знаю судебную работу, а работал я и в областном суде и рассматривал сложные категории дел... Я могу предположить, что сейчас достаточно структурирована судебная система распределения полномочий: арбитражные суды функционируют, рассматривая экономические споры, споры хозяйствующих субъектов, с другой стороны, есть суды общей юрисдикции. Очень правильно, как мне кажется, то, что у нас появилось мировое правосудие, деятельность мировых судей, которые очень большое количество дел рассматривают.

Очень важно то, что появилось осознание, и оно реализовано на практике - судейская кадровая политика. Я имею в виду подбор судей и требования к кандидатуре на должность судьи, экзамен. То есть сейчас достаточно серьезный допуск к профессии, что необходимо было сделать. Очень хорошо, что стали функционировать органы судейского сообщества, которые рассматривают очень важные дела, в том числе и кадровые. Это все, с одной стороны, можно положительно оценить.

- А какова же "темная сторона луны"?

- Знаете, мне запомнилось не потому, что это сказал Президент, а потому, что это было сказано правильно: три года назад в Послании Федеральному Собранию он сказал, что "наш суд не стал ни скорым, ни правым". Проведенная реформа, по-моему мнению, так и не дала ответа на этот вопрос, потому что для нашего гражданина одним из самых страшных наказаний является необходимость обращения в суд. Понимают, что это связанно с серьезными временными издержками, с серьезными материальными издержками - я имею в виду услуги адвокатов, государственную пошлину, хотя она, конечно, не очень обременительна. Но добиться справедливого решения и, самое главное, его исполнения - это так и осталось, на мой взгляд, нерешенным. Самое главное, для чего и замышлялась реформа, - это обеспечение эффективной, быстрой, исполняемой судебной защитой. Этого пока, во всяком случае, не сделано.

- Как Вы считаете, лучше, чтобы мировые судьи назначались или выбирались населением?

- Я сам в свое время избирался судьей районного суда, в областной Совет народных депутатов. Тогда не было ни одного случая, чтобы кого-то судьей не избрали. Есть уже отрегулированные процедуры, и то, что сейчас с помощью судейского сообщества осуществляется... Подбор кадров проводится достаточно серьезно, и все это проводится с помощью критериев, которые должны соблюдаться при отборе кандидата на должность судьи. Я не считаю, что нам надо устраивать очередные избирательные кампании, здесь достаточно в административном порядке назначать судей.

- Вы работали в должности заместителя начальника краевого Управления юстиции, что, по Вашему мнению, принесла органам юстиции состоявшаяся административная реформа?

- Надо сказать, что компетенция в органах юстиции тогда, когда я в них работал, и сейчас существенно различается. Тогда органы юстиции не занимались - во всяком случае, только зачатки были - регистрацией общественных объединений. Тогда только стали появляться какие-то движения, партии, общественные организации. Сейчас это очень важный участок деятельности Министерства, его федеральной регистрационной службы и территориальных структур. Мне кажется, что Министерство юстиции должно более активно влиять на законотворческую деятельность. Это большой недостаток, но не Министерства, а организации исполнительной власти в стране. Государство, как мне кажется, недооценивает роль и значение Министерства юстиции, хотя и написано, что Министерство должно обеспечивать единое правовое пространство в стране. Мне кажется, что единое правовое пространство начинается с принятия законодательных актов, а не с того, как они исполняются. Роль Министерства недостаточно активна. Не потому, что не хочет Министерство, а потому, что полномочий таких не предоставлено. Если уж реформировать Министерство юстиции, то надо было и в этом направлении подумать.

Сейчас происходят довольно странные вещи, как например законопроект, регулирующий деятельность нотариата. Почему-то исполнителем этого законопроекта является Министерство экономического развития и торговли, а не Министерство юстиции. Министерство юстиции выступает только как соисполнитель, то есть значится в числе участников этого процесса. Про реформу правосудия тоже говорит Министр экономического развития и торговли. Понятно, что он может это говорить, так же как любой другой человек, и представлять свое видение этого вопроса. Но согласитесь, что не совсем в компетенции Министерства экономического развития вопросы реформирования или законодательного регулирования судебной власти.

- А как Вы оцениваете разделение функций между Министерством юстиции и Федеральной регистрационной службой?

- Говоря о реформе Министерства юстиции, мне казалось, что создание Федеральной регистрационной службы не является необходимым, что это лишняя структура, и действительно, по ряду вопросов создавалось такое впечатление... Если раньше Федеральная нотариальная палата напрямую работала с Министерством юстиции, то сейчас появилась еще одна структура, с которой нужно взаимодействовать. Что касается каких-то законотворческих процессов, то появилось, как тогда казалось, лишнее звено по согласованию каких-то положений. Для того чтобы издать приказ Министра юстиции, мы направляем наши предложения в Минюст, Минюст направляет в Федеральную регистрационную службу, Федеральная регистрационная служба советуется, опять же, с нами по нашим предложениям, и потом она представляет в Минюст. Но это такой поверхностный взгляд был. Сейчас, конечно, я положительно оцениваю создание Федеральной регистрационной службы. Считаю, что это совершенно оправданно, и исхожу из интересов дела, из того, как мы сейчас реально взаимодействуем с этой новой структурой. Нам стало удобно работать, потому что они правоприменители и мы правоприменители, у нас и полномочия совместные по ряду моментов имеются. Нам в определенном смысле повезло, потому что руководство Федеральной регистрационной службы, руководители структур и подразделений субъектов Федерации в большинстве своем очень компетентные, ответственные люди, понимающие, в том числе и проблемы нотариата. Мне кажется, что мы неплохо сотрудничаем с новой службой и на федеральном уровне, и в субъектах Федерации.

- Перейдем к собственно нотариальной тематике. Несколько абстрактный вопрос: настоящий нотариус - каким он должен быть?

- Вопрос хороший, конечно. И есть ли некая идеальная модель? Ответ на вопрос, каким должен быть нотариус, дают Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Там перечисляются критерии, которым должен отвечать кандидат на должность нотариуса, кто может быть нотариусом. Но понятно, что это формулировка закона, содержание, естественно, шире. В первую очередь это должен быть профессионал, знаток гражданского права, прежде всего в сфере отношений недвижимого имущества; это крупный специалист в области наследственного права, семейного законодательства. Профессионализм предполагает и умение ориентироваться в изменяющемся, порой противоречивом, нашем законодательстве. Общеизвестный факт, что наши законы далеко не совершенны, порой большая часть времени уходит на выработку рекомендаций по применению тех или иных положений закона, потому что мы, Федеральная нотариальная палата, должны разъяснять нашим нотариусам, как действовать в той или иной ситуации. Бывают такие ситуации, когда один закон говорит об одном, другой о другом, и очень сложно бывает сориентироваться. Настоящий нотариус должен уметь принять правильно решение в той или иной ситуации. Хотя не всегда это возможно.

- А кроме чисто юридических моментов, что является определяющим для нотариуса?

- Я считаю, необходимыми качествами нотариуса должны быть его высокая культура - не только правовая, но и в общечеловеческом смысле этого слова, воспитанность, эрудированность; обязательное условие - это умение работать с людьми. Мы начали с того, что мы работаем с людьми - а мы работаем только с людьми. И человек, который не любит людей, - такие тоже есть, к сожалению, не может быть настоящим нотариусом. Если хотите, назовем это любовь к людям. Это и обязательное уважение, и непреклонное исполнение требований закона. Не секрет, что нотариуса очень часто оценивают не потому, как он (правильно или неправильно, по закону или нет) совершает действия, а насколько он удобен для того, чтобы закон обойти. У нотариуса в процессе правоприменения есть некий люфт, когда можно и не обращать внимания на некоторые тонкости законодательства. Настоящий нотариус никогда такого не допустит. Отсюда такие требования, как принципиальность, беспристрастность при осуществлении полномочий и подчинение тем профессиональным принципам, которые свойственны профессии нотариуса.

- Какие, на Ваш взгляд, проблемы стоят перед отечественным нотариатом на современном этапе?

- Главное, как мне кажется, - это отсутствие регулирования, ненадлежащее правовое регулирование вопросов организации деятельности как непосредственно нотариата, так и деятельности каждого нотариуса по применению, по совершению им нотариальных действий. Когда я говорю об организации деятельности нотариата, я имею в виду прежде всего организацию деятельности нотариальных палат в субъектах Федерации и Федеральную нотариальную палату.

На сегодняшний день действуют четыре нормативных акта, которые каждый по-своему решают вопрос о порядке назначения на должность нотариуса, учреждение количества на должности нотариусов в федеральном округе. Один нормативный акт говорит, что это должен делать субъект Федерации в лице какого-то органа власти - законодательного, исполнительного. Другой говорит о том, что это компетенция Федеральной нотариальной палаты и Федеральной регистрационной службы. Третий говорит, что это должны решать палаты субъектов и Управление федеральной регистрационной службы. Такая ситуация совершенно не способствует развитию гармоничной ситуации нотариата, потому что в разных субъектах Федерации вопросы решаются по-разному. А вообще надо помнить, что нотариат осуществляет свою деятельность, а нотариус совершает нотариальные действия от имени государства. Прежде всего государство должно создавать единые стандарты, по которым эта деятельность должна осуществляться. Нашему нотариату тринадцать лет, и такой ситуации, в которой мы сейчас оказались, я, пожалуй, не припомню за все время. Видимо, это в связи с той же административной реформой и с тем, что наш законодатель не всегда последователен. Самое главное, что за эти тринадцать лет нами, во всяком случае, явно осознается, что необходим новый федеральный закон об организации деятельности нотариата. Наша жизнь изменилась, и вспомним, что Основы создавались тогда, когда действовала еще Конституция РСФСР. Жизнь изменилась, изменились отношения и выявились недостатки действующего Закона.

- А готовы ли сами нотариусы к новому закону?

- Мы готовы. Более того, в 2002 году была создана рабочая группа, которой был подготовлен проект закона. Этот проект закона, кстати, прошел экспертизу в Совете Европы, и было получено положительное заключение по этому проекту закона. Но, к сожалению, законодательный проект дальше не пошел по непонятным причинам - во всяком случае, объективных причин не было, просто руки не дошли у авторов законодательной инициативы. Не появился такой проект закона в Государственной Думе. Но сейчас мы активно ведем работу для того, чтобы инициировать этот процесс. Этот закон действительно нужен. Он нужен для того, чтобы нотариат развивался, чтобы деятельность нотариусов действительно в должной мере обеспечивала защиту прав и интересов наших сограждан, как это и предписано законом. Единственная задача и цель у нотариусов - это только защита прав. Мы не карающий меч правосудия, мы не защищаем людей с помощью оружия, мы должны защищать интересы граждан с помощью права. И чтобы эта защита осуществлялась эффективно, надо надлежащим образом регулировать деятельность такого важного института, как нотариат.

- Какие нововведения, на Ваш взгляд, могли бы помочь?

- Я говорил, что сейчас имеется много противоречий по поводу того, как должен быть организован нотариат на федеральном уровне, в субъектах Федерации. И чтобы была единая правовая политика в области нотариата. Нотариат по нашей Конституции находится в ведении Федерации и ее субъектов. Должны быть четко распределены полномочия: чем занимается Федерация, как на федеральном уровне эти вопросы должны решаться и какая компетенция на местах с тем же порядком назначения на должности, с тем же порядком определения количества должностей нотариуса. Чтобы это не было произвольными процессами, которые бы зависели от субъективного восприятия: как какому начальнику видится, так и должны решаться вопросы.

- А ведь взаимопротиворечащие нормативные акты опасны для самой правовой системы государства...

- Сейчас мы имеем отрицательные примеры, опять же, в связи с негативностью, с противоречивостью этих законов. Например, в Томской области установили совершенно необоснованное, не вытекающее из необходимости количество должностей нотариуса. Готовы двадцать лишних человек назначить на должность нотариуса. Совершенно при этом забыли, что нотариат, как и любой другой институт, должен функционировать на определенных принципах. Если хотя бы один принцип нарушается, то рушится вся система. Одним из принципов деятельности нотариата является его самофинансирование как нотариусов, так и объединения нотариусов, нотариальных палат. Я плохо себе представляю ситуацию... Допустим, будут эти двадцать человек назначены. В условиях Томской области они не смогут себя обеспечить в финансовом плане. Скорее всего, появится желание злоупотребить служебным положением, повысить тарифы, закрывать глаза на несоответствие с законом тех или иных документов, которые им придется удостоверять. Это ничего не принесет, кроме вреда. Если кто-то пытается с рыночных позиций подходить к назначению на должность нотариуса, то это глубочайшее заблуждение.

- Если не ошибаюсь, подобный законопроект существует и на федеральном уровне, его готовило Министерство экономического развития?

- Совершено верно, некоторым нашим чиновникам кажется, что нотариусов должно быть столько, сколько их рынок сам урегулирует. Но ведь нотариус - это не ремесленник, нотариус - это не тот, кто печет пироги, нотариус - не предприниматель. Поэтому рыночные подходы здесь недопустимы. Нотариус - лицо, осуществляющее от имени государства публичную деятельность. И подходить с рыночных позиций к публичной деятельности, к организации публичной деятельности - это глубочайшее заблуждение. Министерство экономического развития предлагает вообще снять ограничения. Сейчас существует такой принцип, он называется Numerous Clausus, то есть определение количества должностей нотариуса. Оно должно быть определено. А Министерство экономического развития, ряд его чиновников предлагают снять ограничения: сколько нужно, столько и будет. Я совершенно четко вижу пагубные последствия этого шага. Если ввести не конкурсный, как сейчас, а заявительный порядок назначения на должность нотариуса, то к чему это приведет? Будет решена проблема по обеспечению нотариусов Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и других крупных городов. Естественно, в удаленных уголках, в экономически слаборазвитых регионах нотариусов просто не останется. Они все приедут в Москву, Санкт-Петербург и так далее. К счастью, на определенном этапе наши доводы были услышаны, но тема не закрыта, она продолжает обсуждаться. Где-то в какой-то конторе чиновник увидел очередь... В Москве в одно время были нарекания по поводу того, что в нотариальных конторах очереди. И делается вывод, что это неправильно, потому что допуск к профессии через конкурс препятствует людям, имеющим лицензию, осуществлять эту деятельность. Но опять же о принципах: если есть принцип, то он должен соблюдаться. Если он нарушается, то нарушается вся система.

- Может быть, проблемы нотариата в том, что государство не до конца осознает, что это за институт и какова может быть от него польза обществу?

- Наверное, Вы правы, одна из важнейших проблем сейчас, как мне кажется, - это недооценка роли, значения и возможностей нотариата государством. Я говорю о недооценке возможностей нотариата по защите прав. Действия нашего законодателя в последние годы свидетельствуют об этой недооценке из-за того, что у нотариусов постоянно ограничивается компетенция, уменьшается компетенция нотариальной деятельности. И эта уже набившая оскомину тема о том, что отменена обязательная нотариальная форма договоров отчуждения недвижимого имущества, за исключением ренты... Это и отмена обязательного нотариального удостоверения на пользование, распоряжение автотранспортными средствами. Все новеллы законодателя в области нотариата, во всяком случае в последние годы, сводились к тому, что в принимаемых законах о возможности всякого рода регистрации говорилось, что должны предоставляться нотариально засвидетельствованные копии документов. Ну и в ряде случаев появились обязательные нотариальные доверенности: подача заявления на регистрацию прав, еще ряд случаев...

Это совершенно неправильно, потому что недооценивается то, что нотариус - это, вообще-то, лицо, предотвращающее споры, предотвращающее конфликты. Своей защитой он обеспечивает то, что отношения людей в дальнейшем, в процессе исполнения договора, в процессе действия этого документа, урегулированы законодателем с помощью нотариуса. Нотариус применил закон, который помогает, который предотвращает спор между людьми. Ведь один из принципов нотариата - это предотвращение споров между людьми. Миссия нотариуса направлена на то, чтобы не было споров между людьми. Непонимание законодателем этой возможности нотариата, когда в представлении граждан, не сильно знакомых с правом, нотариус порой воспринимается как некий незначительный клерк, проставляющий печати, - это и понятно, при невысокой правовой культуре нашего населения это объяснимо. Но это также происходит и оттого, что в действительности в большинстве случаев до семидесяти процентов нотариальных действий, совершаемых нотариусом, есть свидетельствование копий документов. Из ста человек семьдесят приходят к нему для того, чтобы засвидетельствовать копию документа о смерти, о рождении и еще что-то. Такое большое количество копий и формирует в обществе сознание того, что нотариус... Я пришел к нему, принес подлинник, копию, он поставил печать и расписался. Подумаешь, великое дело.

- Вы говорите о государстве. А как гражданское общество, сами люди относятся к нотариату и к самим нотариусам? Может быть, общественное мнение формирует и отношение законодателя?

- Здесь я могу сказать, что называется, с документами на руках, недавно мы проводили социологическое исследование "Нотариат глазами россиян". Около половины наших сограждан заявляют, что нотариусу не требуется высшее юридическое образование, что он имеет отношение к делопроизводству и ему достаточно среднего технического образования. Это не нормально!

Мы специально провели это исследование, прежде всего для себя, для того, чтобы нотариусам показать, как их оценивают. Но это мы уже говорим о профессионализме нотариусов, ведь ряд недовольств наших граждан оправдан. С другой стороны, восприятие роли нотариуса вот такое и есть. Но это граждане. А когда такое восприятие есть у людей, от которых, как мы говорим, зависит принятие решения, политиками не осознается, что такое нотариус... Когда смотришь на законопроекты, которые вносят наши депутаты, не являющиеся порой юристами... Им кажется, все очень просто, достаточно две строчки написать. Сейчас есть один законопроект: количество должностей нотариусов определяется органом власти субъекта Федерации. Но вы тогда напишите, что если он определяется субъектом Федерации, то дайте ему какие-либо критерии для определения. Что значит определить количество? Вот определили сейчас в Томской области... На поверку все оказывается просто, а то что должны соблюдать определенные принципы при регулировании любых отношений не только в области нотариата, любых... Неслучайно и Президент говорит о несовершенстве нашего законодательства, хотя он же сам и подписывает все законы. Если бы удалось в новом законе о нотариате отразить действительно статус нотариуса, статут нотариальной деятельности, нотариального акта.

Может, сегодня восприятие таково, что документ, который выходит от нотариуса с его удостоверительной надписью, с его печатью, не имеет такой юридической силы, как имеют нотариальные акты в странах континентальной Европы - в Италии, Франции, Германии, Испании. Там в суде не требуется доказывать то, что установлено в нотариальном акте. То есть, если это удостоверено нотариусом - есть такое понятие "аутентичность", то есть этот документ достоверен. Это первое. Второе: нотариальный акт в ряде случаев должен иметь силу исполнительного документа.

- Превенция правосудия, особая доказательственная сила и публичное признание - это то, к чему стремится отечественный нотариат?

- Если бы было написано о том, что нотариальный акт обладает такими свойствами, то отношение было бы, конечно, другое. Отношение к нотариату, как мне кажется, изменилось бы, и не надо было бы доказывать нашу значимость. Сами нотариусы понимают ту миссию, которую они осуществляют. Но, к сожалению, в силу тех обстоятельств, о которых я говорю, восприятие нашей профессии не очень достойное. При этом я не говорю, что мы или законодатель должны нас наделить какими-то дополнительными нотариальными полномочиями, вернуть нам обязательно нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью, еще какие-то обязательные компетенции нам передать - то есть отдать нам монополию. Хотя это было бы оправданно, но я понимаю, что это просто нереально сегодня. С другой стороны, мне кажется, законодатель должен пойти навстречу развитию нотариата путем создания условий, при которых обращение к нотариусу было бы предпочтительней. Мы сейчас над этим работаем. Когда я говорил о том, что законодатель отбирает у нас полномочия, я был не совсем справедлив в своих оценках.

Буквально на прошлой неделе был подписан Закон о дачной амнистии, там нашел отражение ряд положений... Внесены изменения в наши Основы о нотариате, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, и в Закон о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Появилось новое нотариальное действие - передача нотариусом удостоверенных им документов для регистрации в орган по регистрации прав и получения этих документов для передачи обратно гражданину. Сегодня гражданин не идет к нотариусу, потому что необязательно нотариальное удостоверение. Его ведет риелтор. Пишет ему какой-то договор, он идет в регистрационную палату, простаивает часами в очереди для того, чтобы подать заявление на регистрацию. По этому Закону правом передачи заявления будет обладать нотариус. С первого сентября Закон вступает в силу. Гражданам, помимо того, что они получают юридическую защищенность документа, - то, что обеспечивает нотариус... Многие это знают, но не хотят платить деньги. Зачем платить деньги, если можно этого не делать? Но когда гражданин будет знать, что, придя к нотариусу, он получит готовые документы, это будет привлекательно. Граждане будут обращаться сейчас к нотариусу... Кстати, такая практика уже без принятия Закона у нас сложилась в ряде субъектов Федерации - это очень удобно гражданам. Повторяю, получил правовую защищенность - и избавлен от необходимости ходить по другим инстанциям.

Принятие таких законов, опять же, говорит об исполнительной силе нотариального акта. Сейчас в Законе только в одном случае нотариальный акт имеет силу исполнительного документа - это соглашение об уплате алиментов. Заключили соглашение, нотариус удостоверил соглашение. Если должник отказывается выплачивать алименты, то не надо идти в суд, взыскивать в судебном порядке. Этот договор, соглашение об уплате алиментов, передается судебному приставу-исполнителю, и он осуществляет примирительное взыскание.

Как нам кажется, еще ряд документов, которые удостоверяет нотариус, вполне можно наделить такой силой исполнительного документа. Например, сегодня нотариус правильно совершает исполнительную надпись. Но для того, чтобы получить взыскания по этой исполнительной надписи, надо все равно обращаться в суд, чтобы суд вынес решение о взыскании. Нотариус сегодня вправе опротестовать вексель. Но люди не идут. Держатели, которым не уплачивается по векселю, не очень активно к нотариусам ходят. Потому что помимо тарифа, который ты заплатишь нотариусу, хоть и получишь акт о протесте векселя, но все равно надо идти в суд для того, чтобы хотя бы вынести судебный приказ. За это тоже надо государственную пошлину платить. А ведь, по существу, это все бесспорный факт. Нотариус вообще участник бесспорных отношений: он удостоверяет то, что соответствует закону. Что не соответствует, он не удостоверяет. Если нет спора между сторонами по кредитному договору, если нотариус совершил исполнительную надпись и должник знает, что он должен кредитору, то зачем идти в суд, если никто не оспаривает эту исполнительную надпись. Ее вполне можно передать сразу на исполнение, но для этого должно быть указание в законе. Также протест векселя: если нотариус совершил протест и векселедатель говорит, что он согласен, должен, просто у него денег нет, то зачем загружать суд. Это тоже к вопросу о превентивном правосудии.

- А Вам не кажется, что часто нотариусы сами дискредитируют свое высокое звание и сами формируют негативное отношение к себе?

- Знаете, все эти вопросы компетенции, вопросы о придании соответствующего статуса нотариальному акту - то о чем мы говорили выше, это, конечно, будет способствовать повышению статуса нотариуса. И то, о чем вы меня спрашиваете - о доверии общества и государства к нотариусу. По поводу этого доверия есть две стороны медали - внешняя и внутренняя проблемы. Про внешнюю я уже сказал, по поводу тех компетенций, которые могли бы быть переданы нотариату для повышения эффективности не только деятельности нотариата, для повышения защиты прежде всего, которую осуществляет нотариус.

Но о чем Вы говорите сейчас - это и есть внутренние проблемы. Мне сложно говорить и оценивать наших коллег, употреблять какие-то недостойные эпитеты, но факт есть факт. Мне за этим столом приходится разбирать почту, и очень часто сталкиваешься с обращениями граждан, которые жалуются на наших коллег, и порой эти жалобы совершенно справедливы и обоснованны. Конечно, если человек один раз в жизни пришел к нотариусу и услышал там нелицеприятные высказывания в свой адрес, невнимательное отношение, когда он три часа простоял в очереди и так и не получил необходимой юридической помощи... Этому человеку потом можно долго объяснять, что мы такие белые и пушистые, замечательные ребята, но его уже ничто в этом не убедит.

Любой из нас, потребитель какой-либо деятельности, каких-либо услуг, сталкивается где-то с представителем какой-то профессии, получает негативные эмоции от такой деятельности, и у него потом формируется в целом к представителям этой профессии негативное отношение. Я постоянно об этом говорю с нашими коллегами. Я не могу сказать, что у нас попустительство и мы не реагируем на такие факты. Безусловно, у нас существует и дисциплинарная практика, у нас существует профессиональный Кодекс нотариусов России, который предусматривает меры различной ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Это и дисциплинарные взыскания, которые активно применяются нотариальными палатами субъектов Федерации, это и лишение полномочий. Ежегодно судом Российской Федерации от десяти до двадцати нотариусов лишаются полномочий в связи с тем, что они оказались недостойными быть представителями такой профессии.

- Банальный вопрос: а что делать с очередью в нотариальной конторе, это тоже формирует отношение к нотариусам?

- Я не могу вообще понять этого явления, для меня это загадка. Я вижу в этом только нежелание моих коллег организовать надлежащим образом работу конторы. Журналисты, и на радио, и на телевидении, меня часто спрашивают о том, почему в Москве очереди к нотариусу. Не у всех нотариусов. Повторяю, это только вопрос организации работы. Если нотариус понимает и ценит себя, свое имя, свой имидж, то он организует эту работу так, чтобы никаких очередей не было. Любой нотариус в состоянии это сделать. Если ты не успеваешь всех граждан обеспечить своей деятельностью, значит ты должен подумать о том, что у тебя штат не укомплектован, у тебя оргтехника устаревшая, твой кабинет не отвечает требованиям, предъявляемым к организации деятельности нотариуса. К сожалению, среди нас есть люди, которые всего этого не понимают. Не секрет, что с тех пор, как работа нотариуса стала привлекательной и престижной, и самое главное - обеспечивающей материальные потребности граждан, к нам пришли люди, которые увидели только эту материальную возможность обеспечить свои запросы. С такими тяжело формировать доверие общества и государства к нотариату. Но мы все-таки работаем в этом направлении. У нас существуют и функционируют и в нотариальных палатах субъектов Федерации, и в Федеральной нотариальной палате соответствующие комиссии. Есть комиссии по этике, по профессиональной чести, по имиджу, которые работают для того, чтобы соответствовать тому, что ожидает от нас государство.

- Вернемся к более отвлеченной проблематике. Каково Ваше отношение к внесудебному разбирательству споров: превентивному правосудию, медиации? Третейскому разбирательству?

- По поводу превентивного правосудия и вообще мер несудебного разбирательства. И раньше, работая в суде, должен отметить, что меры, предпринимаемые государством по увеличению количества судей, увеличение зарплаты - это все, конечно, меры необходимые. И должно быть какое-то оптимальное количество судей, и должно быть соответствующее вознаграждение за такой, не побоюсь этого слова, каторжный труд. В милиции не работал, в уголовном розыске не работал, но из того, чем мне приходилось заниматься, я считаю, что у судей самая тяжелая работа. Она очень тяжелая в психологическом плане, когда приходится ставить последнюю точку порой в судьбе человека, когда приходится решать сложные экономические взаимоотношения, когда приходится решать судьбы людей - это очень тяжело.

И тем не менее констатируется неэффективность судов. Я в последнее время этим очень много занимаюсь и абсолютно уверен в том, что реально можно судью разгрузить. Разгрузить и освободить их от несвойственной им деятельности. В суде мне было непонятно, зачем ко мне идут со всякой мелочью. Я помню иски Горбыткомбината... Тогда была распространена практика предоставления в бытовой прокат, и не все клиенты вовремя возвращали полученные магнитофоны, телевизоры, аккордеоны и прочее. И шли ко мне все. Я, судья, именем Российской Советской Федеративной Социалистической Республики... Всякое решение с этих слов начинается. И вот именем этой Республики я пишу: взыскать с такого-то двадцать рублей в пользу Горбыткомбината. Причем эти ответчики в суд не приходили, без них все рассматривалось. Их надо было известить надлежащим образом, а он знает, что он должен. Что делать? Исполнительная надпись должна быть - то, о чем я говорю.

Такой момент: пишите "медиация" - хорошее слово, красивое... В последнее время, кстати, законопроект подготовлен Торгово-промышленной палатой. Надеюсь, что быстро продвинется. Я интересовался этим вопросом. Например, в Федеративных Республиках Германии и в Швейцарии до семидесяти процентов споров, возникающих между участниками различных отношений, не доходит до судов. Как раз используется процедура посредничества. Я уже говорил, что не надо идти в суды, если можно обойтись актом нотариуса. Это, опять же, исполнительные надписи, протест векселя, удостоверение договоров. Кстати, возможность придания силы исполнительного документа удостоверенному нотариусом договору между гражданами, по соглашению, достигнутому с помощью посредника - медиатора... Сейчас есть такое предложение, что если такой договор заключается между сторонами, то он может быть удостоверен нотариусом. Если он будет удостоверен нотариусом, то он имеет силу исполнительного документа. Так же как соглашение об уплате алиментов. А зачем потом идти в суд, если стороны обо всем договорились, у них посредник был, профессионал, который их свел, они урегулировали все позиции между собой, нотариус удостоверил - а раз нотариус удостоверил, то это все соответствует закону. Действительно, что в суде делать?

- А в Германии медиатором часто выступает нотариус...

- Правильно, и мы опять говорим о привлекательности обращения к нотариусу. Люди идут, платят по тарифу, по которому нотариус взыскивает за свою работу. Но люди защищены и избавлены от необходимости хождения в суд. Если бы произошло не только понимание, но и принятие тезиса о том, что нотариус - это участник превентивного правосудия, предупредительного правосудия. Мы не судьи, мы - та структура, которая предотвращает правосудие. Мудрость, известная еще со времен римской эпохи и пришедшая к нам... Один из афоризмов о нотариате говорит, что когда работает нотариус, отдыхают судьи. Желание людей спорить породило суды. Нежелание людей спорить породило нотариуса. Афоризмы же не придумывает человек, это народная мудрость. Если бы это вошло в умы и сознание людей, которые осуществляют законодательную деятельность в отношении нотариата, я думаю, что в этом очень большой резерв, чтобы сделать эффективную судебную систему. Потому что она была бы избавлена от несвойственной ей функции, и суды могли бы заниматься рассмотрением споров. А то, что спором по существу не является, должны решать другие структуры, в том числе и нотариус.

- В 2005 году Вы были переизбраны Президентом Федеральной нотариальной палаты на второй срок. Ощущаете ли груз ответственности за судьбу нотариата России?

- В силу своих полномочий, как Президент Федеральной нотариальной палаты, я представляю - обязан и делаю это - российский нотариат в различных структурах, коридорах власти, органах исполнительной власти, судебной, в других структурах, в том числе негосударственных. И это, конечно, нельзя делать безответственно. Это достаточно тяжело, потому что за твоей спиной, образно говоря, семь тысяч человек. И от того, как ты себя ведешь, от того, какие ты шаги предпринимаешь, зависит если не судьба этих людей, то, во всяком случае, те условия, в которых они осуществляют свою деятельность. Благоприятны ли эти условия, или, наоборот, становится хуже. Это тяжело, очень ответственно.

- И еще один непростой вопрос: как Вы оцениваете свою деятельность за эти годы, чем гордитесь, что хотели бы сделать иначе?

- Самому себе трудно давать оценки, я бы этого делать не стал. Я могу сказать проще: раз произошло переизбрание через четыре года моей деятельности на этом посту, и коль вновь сообщество доверило мне этот пост, причем доверило в такой ситуации, когда не всеми это однозначно воспринималось, и была определенная борьба, были выборы на альтернативной основе... И то, что меня переизбрали, - это знак доверия, это оценка того, что я делал раньше.

Я пришел не на пустое место. У меня был славный, выдающийся предшественник - Анатолий Иванович Тихенко, бывший Президент, который, к сожалению, был зверски убит в 2001 году. Тогда я был в его команде, был членом правления Федеральной нотариальной палаты и знал, чем мы занимаемся. Когда я стал Президентом, мне пришлось продолжать то, чем мы занимались раньше. Должен сказать, что нотариальная структура, независимый небюджетный нотариат появился, еще раз повторяю, тринадцать лет назад. И когда появились Основы законодательства о нотариате, когда появились нотариусы, занимающиеся частной практикой, появились нотариальные палаты, нам никто не дал никаких инструкций, готовых рецептов, как мы должны действовать в той или иной ситуации, какие мы должны создать комиссии, какой осуществлять контроль и прочее. Ведь поверхностно описаны полномочия Федеральной палаты, права и обязанности нотариусов, права и обязанности нотариальных палат субъектов Федерации. И мы из своего видения, из понимания того, что государство нам передало свои полномочия для осуществления нотариальной деятельности, должны соответствовать определенным стандартам.

Мы должны не только совершать нотариальные действия и зарабатывать на этом себе деньги, мы должны организовать деятельность нотариата, мы должны создать систему повышения квалификации, систему контроля за деятельностью как отдельного нотариуса, так и нотариальных палат, мы должны вводить единые стандарты, мы должны вводить стандарты по делопроизводству, стандарты по совершению нотариальных действий. Пять лет я работаю в этой должности, и в последние годы мы действительно создали систему повышения квалификации нотариусов, понимая, что повышение квалификации нотариусов - это не только его право, это его обязанность прежде всего для того, чтобы на надлежащем уровне осуществлять нотариальную деятельность.

У нас созданы центры по повышению квалификации в ряде субъектов, где практически все нотариусы России могут проходить повышение квалификации. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Саратов, Новосибирск - там, где наши центры. Сегодня создана и научная база для повышения квалификации. Если раньше это осознание вынашивалось, то теперь появилось, потом было реализовано. Необходимо создание научной концепции нотариата, потому что никакая структура не может развиваться без научного обоснования. Мы создали Центр нотариальных исследований, который базируется в городе Екатеринбурге. Там славные представители уральской юридической школы, Уральской юридической академии. И деятельность этого Центра в последнее время ощутили на себе практически все нотариусы России, потому что те рекомендации, те методические материалы, учебные пособия, которые издает этот Центр, сегодня востребованы не только нотариусами, но и адвокатами и судьями. Мы издаем журнал "Нотариальный вестник", это профессиональный наш журнал, который помогает нотариусам России сегодня в их практической деятельности.

В прошлом году мы впервые всерьез задумались и сейчас осуществляем такую деятельность, как обеспечение функционирования нотариата в экономически неразвитых регионах, в экономически слаборазвитых регионах. Если палата относится к большому субъекту Федерации, там большое количество нотариусов и достаточно стабильные доходы у нотариусов, то есть это палаты самодостаточные, они могут организовывать свою деятельность. Но есть такие, которые объединяют всего несколько человек. Мы недавно создали палату в Республике Ингушетия, там сейчас, если я не ошибаясь, всего двенадцать нотариусов. В Еврейской автономной области меньше десяти нотариусов. Понятно, что они не в состоянии сами приобрести помещение...

- Спасибо за интересное и содержательное интервью.

Интервью брал А. Оводов

Название документа