Еще раз к вопросу об оценке стоимости наследственного имущества

(Усович Л. В.) ("Налоги" (журнал), 2006, N 2) Текст документа

ЕЩЕ РАЗ К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА

Л. В. УСОВИЧ

Усович Л. В., некоммерческая организация Фонд "Институт развития нотариата", директор.

После вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 201-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" вопрос о новом порядке проведения оценки имущества, переходящего в порядке наследования, стал предметом постоянного обсуждения среди нотариусов. Действительно, определение стоимости наследственного имущества является обязательным и важным этапом по ряду причин: - наследственные отношения - это имущественные отношения, регулируемые гражданским правом и имеющие стоимостный характер; - стоимость наследственного имущества потенциально имеет значение как для самих наследников, так и для кредиторов наследодателя, а также для заинтересованных лиц, в том числе для государства. Если стоимость наследственного имущества будет занижена, то наступают следующие правовые последствия: - происходит уменьшение суммы при определении обязательной доли в наследстве, которая исчисляется согласно ст. 1149 ГК РФ из общей суммы наследства; - занижение суммы при определении ответственности по долгам наследодателя, так как согласно ст. 1175 ГК РФ наследники отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего наследственного имущества; - занижение сумм, подлежащих выплате в качестве возмещения расходов, вызванных смертью наследодателя, и расходов на охрану наследства и управления им, т. к. согласно ст. 1174 ГК РФ расходы выплачиваются в пределах стоимости перешедшего наследственного имущества; - уменьшается сумма задолженности наследодателя по имущественным налогам (задолженность погашается в пределах стоимости наследственного имущества, п. 3 ст. 44 гл. 8 НК РФ). Не следует забывать, что в свидетельствах о праве на наследство, выдаваемых нотариусом в соответствии с формами, утвержденными Приказом Минюста РФ от 10 апреля 2002 г. N 99 (с изм. и доп. согл. Приказу Минюста РФ от 28 июля 2003 г. N 180), в обязательном порядке должна быть указана стоимость наследственного имущества. Размер государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство, а значит, и валовый доход нотариуса, занимающегося частной практикой, зависит от стоимости наследственного имущества. По сравнению с ранее действовавшим Законом РФ "О государственной пошлине" размер данного сбора значительно понизился. Проиллюстрируем это с помощью таблицы. Как видно из таблицы, размер сбора понизился с 1 до 0,3% и с 2 до 0,6%, появился верхний предел взыскиваемого сбора.

Таблица

Размер тарифов на Размер действующих тарифов на осно - основании Закона вании Налогового кодекса РФ, предус - от 20 июня 1991 г. матривающего размеры государственной "О государственной пошлины за совершение действий, пошлине" (в ред. требующих обязательной нотариальной от 19 июля 1997 г. формы N 105-ФЗ)

Выдача - наследникам пер - - детям, в том числе усыновленным, свиде - вой очереди - 1% супругу, родителям, полнородным тельства от стоимости нас - братьям и сестрам наследодателя о праве ледуемого имущест - - 0,3% стоимости наследуемого на нас - ва; имущества, но не более 100000 руб.; ледство - другим наследни - - другим наследникам - 0,6% стоимос - кам - 2% от стои - ти наследуемого имущества, но не мости наследуемо - более 1000000 руб. (ст. 333.24 НК го имущества РФ)

Следует констатировать, что и сегодня отсутствует единообразие в вопросах правового регулирования оснований определения стоимости наследственного имущества, и прежде всего недвижимого имущества. Рассмотрим эти подходы более подробно. Согласно ранее действовавшему Закону РФ от 9 декабря 1991 г. "О государственной пошлине" стоимость жилого дома, квартиры, дачи, гаража и иных строений, помещений, сооружений определялась органами технической инвентаризации, а в местностях, где техническая инвентаризация не проведена, - органами местного самоуправления или страховыми организациями (п. 4 ст. 4). Начиная с 1 января 2005 г. вступила в силу гл. 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса РФ. В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 333.25 указанного закона стоимость недвижимого имущества (за исключением земельных участков) определяется как организациями, получившими в установленном порядке лицензию на оценку недвижимости, так и организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения (подп. 8 п. 1 ст. 333.25 НК РФ). Стоимость земельных участков определяется как организациями, получившими в установленном порядке лицензию на оценку земельных участков, так и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области кадастра объектов недвижимости, и его территориальными подразделениями (подп. 9 п. 1 ст. 333.25 НК РФ). На основании подп. 6 п. 1 ст. 333.25 НК РФ оценка стоимости наследуемого имущества производится, исходя из стоимости наследуемого имущества на день открытия наследства. Таким образом, ни в Законе РСФСР от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине", ни в Налоговом кодексе РФ методика определения стоимости и вид применяемой оценки недвижимого имущества указаны не были. Все это привело к различному толкованию законодательства в подходе к определению базовой оценки при исчислении нотариального тарифа за выдачу свидетельства о праве на наследство. По мнению Минфина РФ, плательщик государственной пошлины с учетом местных особенностей для исчисления размера государственной пошлины вправе воспользоваться на выбор как рыночной стоимостью, определяемой организациями, получившими в установленном порядке лицензию на осуществление оценочной деятельности (независимыми оценщиками), так и инвентаризационной стоимостью, определяемой организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества. Данная точка зрения была изложена в письме Минфина РФ от 14 марта 2005 г. N 03-06-03-03/09. По мнению Московской городской нотариальной палаты, Федеральной нотариальной палаты, ценность наследственного имущества должна определяться исходя из его рыночной стоимости. И БТИ, и иные организации, имеющие лицензию на оценочную деятельность, должны производить оценку объектов недвижимости по единой методике, т. е. по рыночной стоимости, т. к. вполне естественно, что одни и те же объекты не могут оцениваться по различной методике в зависимости от того, какая организация производит оценку. Позиция нотариальных палат обосновывается следующими правовыми нормами. Во-первых, основание применения оценки объектов по их рыночной стоимости содержится в абзаце 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", установившем, что "в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки (далее - договор) не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта". Согласно абзацу 2 указанной статьи данное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных Федеральным законом "Об оценочной деятельности в РФ" или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов "действительная стоимость", "разумная стоимость", "реальная стоимость" и других. В указанном Федеральном законе дается понятие рыночной стоимости как наиболее вероятной цены, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, кроме того, устанавливается порядок проведения оценки. Данный Федеральный закон в полном объеме распространяется не только на организации, получившие в установленном порядке лицензии на осуществление оценочной деятельности (независимые оценщики), но и на органы БТИ, поскольку они как государственные унитарные предприятия также имеют лицензию на оценочную деятельность. В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона документом, в котором отражается итоговая величина стоимости имущества (имущественных прав), является отчет об оценке объекта оценки. Именно этот документ является основанием для исчисления размера нотариального тарифа за совершение нотариальных действий. При этом в ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ предусматривается, что итоговая величина стоимости объекта оценки признается достоверной только в случае, если она указана в отчете, составленном оценщиком по основаниям и в порядке, установленным этим Федеральным законом. Данное положение нашло отражение и в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2005 г. В качестве обязательных требований, предъявляемых к отчету об оценке объекта оценки, ст. 11 данного Федерального закона называет указание в отчете определенных сведений, нумерацию отчета постранично, прошивание отчета и скрепление его печатью и подписью оценщика. Никакой иной, упрощенной (сокращенной, не в полном объеме, содержащей извлечение) формы отчета оценщика об оценке объекта оценки Федеральный закон не предусматривает. Также не установлена упрощенная форма отчета об оценке объекта оценки и Стандартами оценки, обязательными к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 г. N 519. Для проведения оценки отдельных видов объектов оценки законодательством Российской Федерации могут быть определены специальные формы отчетов. Однако на настоящий момент таких форм не имеется. В этой связи следует также помнить о законодательных нормах вступившей в действие с 1 марта 2002 г. ч. 3 ГК РФ, где в ст. 1115 закреплено положение о том, что ценность наследственного имущества определяется исходя из его рыночной стоимости. Высказывалось мнение, что поскольку ст. 1115 ГК РФ посвящена месту открытия наследства, то и данная рыночная оценка имеет узкую направленность - только на определение места открытия наследства. Однако, по нашему мнению, действие ст. 1115 ГК РФ с учетом положений ст. 6 ГК РФ имеет расширительное толкование и распространяется на определение стоимости наследственного имущества в целом, а не только на определение места открытия наследственного дела. В противном случае может сложиться ситуация, когда при нескольких видах наследственного имущества определяется рыночная оценка имущества, являющаяся основой для определения места открытия наследственного дела, нотариус же в выдаваемом свидетельстве о праве на наследство указывает иную, инвентаризационную стоимость, которая не учитывалась при определении места открытия наследства и которая может быть как выше рыночной, так и ниже ее. Вместе с тем вплоть до января 2005 г. нотариусы практически не применяли рыночную оценку, а использовали инвентаризационную. Это объяснялось прежде всего сложившимися обычаями делового оборота. Наличие различных норм, относящихся к одному и тому же предмету регулирования, в нормативных правовых актах, являющихся федеральными законами, а именно: в Федеральном законе от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", в Законе РСФСР от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине" и Законе Российской Федерации от 12 декабря 1991 г. N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" - позволяло нотариусам не требовать предоставления рыночной оценки стоимости наследуемого недвижимого имущества. Это также дало право налоговым органам применять при исчислении налога на наследство "инвентаризационную оценку", определяемую органами технической инвентаризации. Причиной применения "инвентаризационной оценки" являлся еще и тот факт, что на момент принятия Закона РСФСР от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине" практически отсутствовал рынок объектов недвижимого имущества. Большинство законов, регулирующих право граждан на частную собственность на недвижимое имущество, были приняты гораздо позднее. Таким образом, единственно доступным способом определения стоимости объектов недвижимого имущества при оформлении наследства на момент принятия Закона РСФСР от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине" была "инвентаризационная оценка" или оценка, произведенная страховой организацией. По имеющей место в тот период практике для исчисления пошлины и определения размера на наследство стали применять "инвентаризационную оценку", рассчитываемую органами технической инвентаризации. Со вступлением в силу гл. 25.3 НК РФ при оформлении наследства следовало предоставлять только рыночную оценку, поэтому начиная с 2005 г. стала складываться практика, когда нотариусы отказывали в совершении нотариального действия при отсутствии рыночной оценки недвижимого имущества. Правомерность действий нотариусов подтверждается судебными решениями. Так, Бутырским районным судом г. Москвы было рассмотрено заявление гражданки Т. М. Беловой о признании неправомерным отказа нотариуса на совершение нотариальных действий - выдачу свидетельства о праве собственности. Из материалов дела известно, что Белова обратилась с данным заявлением, ссылаясь на то, что нотариус отказал ей в выдаче свидетельства о праве собственности на наследство в связи с непредоставлением отчета о рыночной стоимости наследуемого имущества. В удовлетворении данного заявления судом было отказано на том основании, что наследство открылось в период, когда вступила в действие часть третья ГК РФ, закрепляющая положение о том, что действительная стоимость наследуемого имущества определяется на основе рыночной стоимости данного имущества (ст. 1115 ГК РФ). Следовательно, требование нотариуса предоставить отчет о рыночной стоимости наследуемого имущества для выдачи свидетельства о праве собственности на наследство является законным. Интересным также представляется и решение Басманного районного суда г. Москвы по аналогичному делу. Как следует из материалов дела, заявители обратились за получением свидетельства на право на наследство по закону, предоставив справки о стоимости имущества из БТИ, в которых была определена инвентаризационная стоимость имущества. Нотариус в выдаче свидетельства отказала, ссылаясь на то, что ценность имущества должна определяться исходя из рыночной стоимости. Суд отклонил требования заявителей признать данные действия незаконными. В обоснование своей позиции суд привел следующие доводы. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" оценочная деятельность в РФ подлежит обязательному лицензированию. Указанный Закон не исключает из числа организаций, которым надо получать лицензию на проведение оценочной деятельности, организации (органы) по учету недвижимого имущества, равно как не исключает из числа лицензируемой в обязательном порядке и деятельность, осуществляемую указанными организациями. На основании ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ правила лицензирования разрабатывает и утверждает Правительство РФ. Правительством РФ принято Постановление от 7 июня 2002 г. N 395 "О лицензировании оценочной деятельности". Для органов (организаций) по учету недвижимого имущества в данном Постановлении также не сделано каких-либо исключений в области получения лицензии. Как установлено ст. 4 Федерального закона "Об оценочной деятельности в РФ", субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется настоящим Федеральным законом (оценщики), а с другой - потребители их услуг (заказчики). Следовательно, деятельность органов (организаций) по учету недвижимого имущества регулируется общими нормами и правилами в области оценочной деятельности. Таким образом, Закон предоставляет не право на применение альтернативной оценки, а право на выбор организации, которая может произвести эту оценку: орган (организация) по учету объектов недвижимого имущества либо же любая организация, имеющая соответствующую лицензию. Характер оценки же определен в ст. 7 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которой в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта. Характер оценки имущества, переходящего в порядке наследования в целях уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий, не установлен каким-либо актом, в связи с чем суд полагает, что оценка должна быть произведена исходя из рыночной стоимости. Решения подобного рода были вынесены судами и по другим аналогичным делам (например, решение Нюксенского районного суда Вологодской области по жалобе А. В. Кретова на отказ в совершении нотариального действия частнопрактикующим нотариусом; решение Олонецкого районного суда Республики Карелия по заявлению Г. З. Масайловой об отказе в совершении нотариального действия нотариусом Олонецкого нотариального округа РК). Вместе с тем складывающееся единообразие нотариальной и судебной практики по анализируемому вопросу в январе 2006 г. было вновь изменено. Это связано с принятием Федерального закона N 201-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения". Данный Федеральный закон вносит дополнения в подп. 5 п. 1 ст. 333.25 НК РФ, в соответствии с которыми по выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть предоставлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в подп. 7 - 10 п. 1. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика предоставления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки). В случае предоставления нескольких документов с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества. Положения данного Закона вступают в силу через месяц после даты его официального опубликования, которое произошло 31 декабря 2005 г. На наш взгляд, такой подход, позволяющий в каждом отдельном случае устанавливать стоимость наследственного имущества, применяя то инвентаризационную, то рыночную стоимость, является недопустимым, противоречит основным началам гражданского законодательства и влечет коллизию норм гражданского и налогового законодательства. Следует также иметь в виду, что при установлении нормы о принятии нотариусами наименьшей стоимости имущества для исчисления государственной пошлины могут быть ущемлены права плательщика государственной пошлины, поскольку наименьшая стоимость может быть невыгодна этим лицам. В этой связи наиболее правильным является предоставление права выбирать вид оценки (стоимости) плательщику государственной пошлины в случае представления нескольких документов, выданных организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами). По нашему мнению, наиболее обоснованным является закрепление единого способа оценки наследуемого имущества. Представляется, что в современных условиях "стоимость наследственного имущества" должна трактоваться как рыночная стоимость наследственного имущества на момент открытия наследства. Оценка наследственного имущества должна определяться исходя из его рыночной стоимости независимо от даты смерти наследодателя. В качестве дополнительного аргумента, подтверждающего данный вывод, в заключение статьи хотелось бы также сослаться и на иностранный опыт, а именно на германское законодательство о нотариате. В германском Положении о пошлинах закреплены следующие общие правила определения размера пошлинных сборов: "Пошлинные сборы определяются по стоимости предмета нотариальных действий. Решающим значением для определения стоимости является время, в которое производится сделка. Стоимостью вещи является ее рыночная стоимость. Рыночная стоимость определяется ценой, которая достигается при продаже в обычном деловом обороте с учетом свойства вещи и всех факторов, влияющих на цену" (§ 2, 3.1 раздела Положения о пошлинах) <1>. -------------------------------- <1> Современный нотариат. Структуры и задачи. Кельн, 1993. С. 210 - 211.

По нашему мнению, данный положительный зарубежный опыт должен быть также учтен российским законодателем при подготовке нормативных правовых актов.

Название документа