Наследование имущества частных учреждений

(Клещев С. Е.) ("Наследственное право", 2013, N 3) Текст документа

НАСЛЕДОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА ЧАСТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ <*>

С. Е. КЛЕЩЕВ

Клещев Сергей Евгеньевич, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Пермского института ФСИН России, кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются особенности наследования имущества, переданного наследодателем в оперативное управление при создании частных учреждений. Автор доказывает, что у наследников права учредителей частного учреждения возникают только после государственной регистрации изменений в уставе частного учреждения о смене собственника и их внесения в Единый государственный реестр юридических лиц.

Ключевые слова: наследственное право, наследование, частное учреждение.

The article considers the peculiarities of the inheritance of the property transferred by the testator in the operational management when creating private institutions. The author proves that the heirs of the rights of the founders of the private institutions arise only after the state registration of changes in the Charter of a private institution about change of the proprietor and their entry in the unified state register of legal persons.

Key words: law of succession, inheritance, private institution.

Согласно ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Традиционно к имущественным правам, переходящим в порядке наследования, большинство ученых относят и права требования, которые имеют участники коммерческих организаций (за исключением унитарных предприятий) и потребительских кооперативов в отношении созданных ими юридических лиц. Правда, ГК РФ в гл. 65 "Наследование отдельных видов имущества" упоминает только о наследовании прав, связанных с участием в хозяйственных товариществах и обществах, производственных и потребительских кооперативах (ст. 1176, 1177) <1>, в связи с чем у большинства специалистов возникает резонный вопрос, могут ли права, связанные с участием в иных некоммерческих организационно-правовых формах юридических лиц, переходить в порядке наследования. Стоит согласиться с тем, что "законодательство, регулирующее деятельность некоммерческих организаций, и в частности отношения между учредителями, участниками и самой организацией, не указывает на возможность их наследования, но, памятуя об особенностях метода гражданско-правового регулирования, не устанавливает и запрета в их наследовании" <2>. Для нас представляет интерес ответ на вопрос, могут ли наследоваться права участия (или, точнее, права, связанные с созданием частного учреждения) в деятельности частного учреждения, а в случае положительного ответа на данный вопрос - каков механизм приобретения и оформления прав учредителя частного учреждения. -------------------------------- <1> См.: Блинков О. Е. Общие тенденции развития наследственного права государств - участников Содружества Независимых Государств и Балтии // Гражданское право. 2009. N 3; Блинков О. Е., Никольский С. Е. Наследование пая в жилищном кооперативе: теоретические и практические проблемы конкуренции общих и специальных норм // Нотариус. 2007. N 3; Долинская В. В. Наследование акций // Наследственное право. 2006. N 1; Еганян А. С. Наследование прав участников полных и коммандитных товариществ // Наследственное право. 2006. N 1; Капура М. М. Наследование прав, связанных с участием в производственных и потребительских кооперативах // Наследственное право. 2006. N 1. <2> Буряков В. Н. Гражданское законодательство о наследовании прав, связанных с участием в некоммерческих организациях // Наследственное право. 2008. N 2. С. 4.

Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях). К таким функциям относится достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охрана здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защита прав, законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи, достижение иных общественных благ (п. 2 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях). Частное учреждение нельзя назвать широко используемой организационно-правовой формой юридического лица, но наиболее частное употребление форма частного учреждения имеет в сферах образования, медицины и культуры. Имущество частного учреждения находится у него на праве оперативного управления, при этом порядок финансового обеспечения деятельности частного учреждения и права частного учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное частным учреждением, определяются в соответствии с ГК РФ (п. 2, 3 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях). Частное учреждение может иметь в оперативном управлении практически любое имущество, в том числе здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество (п. 1 ст. 25 Закона о некоммерческих организациях). Однако следует обратить внимание на тот факт, что земельный участок, необходимый для выполнения частным учреждением своих уставных задач, не может быть предоставлен ему на праве оперативного управления, поскольку ни ГК РФ, ни Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не предусматривают подобного вещного права на земельный участок. Если государственным и муниципальным (автономным, бюджетным и казенным) учреждениям земельные участки предоставляются их учредителями (публично-правовыми образованиями) на праве постоянного (бессрочного) пользования, то частное лицо сделать этого не может, поскольку это право предполагается только для земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 20 ЗК РФ). Исходя из смысла положений ЗК РФ, земельные участки частным учреждениям могут быть переданы в аренду (ст. 22 ЗК РФ), на праве ограниченного пользования чужим земельным участком - в частный сервитут (ст. 23 ЗК РФ) или безвозмездное срочное пользование земельными участками на основании договора (ст. 24 ЗК РФ), что имеет большее распространение. Следует отметить, что источниками формирования имущества частного учреждения в денежной и иных формах могут быть не только регулярные и единовременные поступления от учредителей, но и добровольные имущественные взносы и пожертвования прочих лиц, выручка от реализации товаров, работ и услуг, а также доходы, получаемые по ценным бумагам, вкладам и от собственно имущества частного учреждения, равно как и другие не запрещенные законом поступления (ст. 26 Закона о некоммерческих организациях). Независимо от источника формирования имущества частного учреждения и его формы (денежной или натуральной) все имущество поступает частному учреждению на праве оперативного управления, а учредителю учреждения - в собственность. Бесспорно, что полученная частным учреждением прибыль не подлежит распределению между учредителями частного учреждения (п. 3 ст. 26 Закона о некоммерческих организациях), но собственниками всего того, что оно получает, становятся все-таки учредители. Правовой режим имущества частного учреждения, находящегося у него на праве оперативного управления, с одной стороны, ограничивает право собственности учредителя, но с другой - предоставляет ему ряд полномочий, свидетельствующих о возможности распоряжения учредителем-собственником своим имуществом, находящимся в оперативном управлении частного учреждения. Так, в п. 2, 5 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях предусмотрено, что частное учреждение по решению собственника может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества, при этом имуществом, изъятым у учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ). В судебной практике неоднократно вставал и вопрос: может ли учредитель частного учреждения передать свои права другому лицу? Регистрирующие органы нередко придерживаются отрицательной позиции, согласно которой смена учредителей частного учреждения невозможна, что необходимо оспаривать решение регистрирующего органа об отказе во внесении изменений в сведения об учредителе в судебном порядке. При этом имеется судебная практика, которая позволяет говорить о возможности смены учредителей. Например, негосударственное образовательное учреждение "Учебно-тренировочный центр" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения об отказе во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации, принятого Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области и оформленного в виде уведомления об отказе N 03-1090 от 22 февраля 2011 г. В обоснование своих требований заявитель указал, что обратился в ГУ МЮ РФ по Свердловской области с заявлением о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации по форме РН0004, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций". Указанное заявление было подано с целью внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения об учредителях НОУ "Учебно-тренировочный центр". По результатам рассмотрения указанного заявления ГУ МЮ РФ по Свердловской области было принято оспариваемое заявителем решение об отказе во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующих изменений. Это решение ГУ МЮ РФ по Свердловской области заявитель счел незаконным, поскольку законодательство не содержит запрета для некоммерческих организаций, созданных в форме учреждения, на смену учредителей, в связи с чем некоммерческая организация вправе изменять состав учредителей, руководствуясь общим принципом гражданского права "разрешено все, что не запрещено". При этом заявитель указывает, что в силу ст. 120 ГК РФ учредитель частного учреждения является собственником имущества созданной некоммерческой организации и несет субсидиарную ответственность по долгам созданного учреждения, в связи с чем в Едином государственном реестре юридических лиц должны содержаться достоверные сведения об учредителях частного учреждения. Кроме того, заявитель указывает, что форма заявления о государственной регистрации изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанные с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации, позволяет вносить изменения в сведения об учредителях некоммерческой организации. В судебном заседании представитель заявителя дополнил основания иска и просил признать незаконным уведомление об отказе N 03-1090 от 22 февраля 2011 г. также и потому, что ранее заинтересованное лицо зарегистрировало устав заявителя, в котором в качестве учредителей-собственников указаны те же лица, что и в заявлении о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по результатам рассмотрения которого ГУ МЮ РФ по Свердловской области принято обжалуемое решение. При этом устав заявителя, содержащий измененные (новые) сведения об учредителях, прошел правовую экспертизу, в результате которой в положениях устава, в том числе и в части изменения сведений об учредителях, нарушений законодательства заинтересованным лицом не выявлено. Заинтересованное лицо - Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области представило отзыв, доводы которого представитель заинтересованного лица поддержал и в судебном заседании пояснил, что состав учредителей некоммерческой организации определяется единожды при создании, в дальнейшем изменению не подлежит, поскольку законодательством не предусмотрен порядок изменения состава учредителей некоммерческой организации. Было указано также на то, что термин "учреждение" имеет различный смысл в законодательстве об образовании и законодательстве о некоммерческих организациях, поэтому применительно к некоммерческой организации, созданной в форме учреждения, нельзя сделать вывод о том, что термины "учредитель" и "собственник" являются идентичными понятиями во всех случаях. Законодательство позволяет передать права учредителя по управлению учреждением и надзору за его деятельностью, право собственности на имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, лицам, не участвовавшим в принятии решения о создании некоммерческой организации. Однако такие лица не могут именоваться учредителями, и сведения о них не подлежат внесению в Единый государственный реестр юридических лиц. Кроме этого, указывает, что формы заявлений, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций", не предусматривают возможности изменений состава учредителей некоммерческой организации, поскольку не содержат отдельного листа для изменения таких сведений. Третье лицо - Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Свердловской области представило отзыв, доводы которого представитель третьего лица поддержал и в судебном заседании пояснил, что формы заявлений, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций", не предусматривают возможности изменений состава учредителей некоммерческой организации, в связи с чем изменение сведений об учредителях (участниках) некоммерческих организаций не подлежит внесению в Единый государственный реестр юридических лиц. Представитель третьего лица также согласился с позицией заинтересованного лица о том, что состав учредителей некоммерческой организации определяется единожды при создании, в дальнейшем изменению не подлежит, поскольку законодательством не предусмотрен порядок изменения состава учредителей некоммерческой организации. Заслушав представителей заявителя, заинтересованного лица, третьего лица, исследовав материалы дела, суд нашел заявление подлежащим удовлетворению на основании следующего. Заинтересованное лицо не представило законодательного обоснования своего довода о том, что состав учредителей некоммерческой организации не подлежит изменению. При этом суд отклонил довод заинтересованного лица о том, что термин "учреждение" имеет различный смысл в законодательстве об образовании и законодательстве о некоммерческих организациях, поэтому применительно к некоммерческой организации, созданной в форме учреждения, нельзя сделать вывод о том, что термины "учредитель" и "собственник" являются идентичными понятиями во всех случаях, как основанный на неверном толковании закона. В соответствии со ст. 13 Закона РФ "Об образовании" в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается учредитель. Из анализа приведенных правовых норм следует, что решение о создании любого юридического лица, создаваемого в форме учреждения (в том числе и образовательного учреждения), принимает собственник имущества, передаваемого учреждению в оперативное управление. Следовательно, при создании учреждения термины "учредитель" (используемый в Законе РФ "Об образовании") и "собственник" (используемый в ГК РФ и Федеральном законе "О некоммерческих организациях") являются идентичными по своему содержанию. При этом сведения об учредителях учреждения вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц, который ведется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (ст. 1, пп. "д" п. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений, содержащихся о нем в Едином государственном реестре юридических лиц, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. Указанная обязанность установлена в целях обеспечения достоверности сведений Единого государственного реестра юридических лиц, который является открытым и общедоступным федеральным информационным ресурсом (ст. 4, 6 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Учитывая, что учредитель некоммерческой организации, созданной в форме учреждения, несет установленные законом обязанности, в частности несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, в Едином государственном реестре должны содержаться достоверные сведения об учредителе учреждения. Заинтересованное лицо признает, что учредитель некоммерческой организации, созданной в форме учреждения, вправе передать свои права по управлению и надзору за деятельностью учреждения, а также право собственности на имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, третьим лицам. Таким образом, фактически такие третьи лица приобретают статус учредителя, в связи с чем сведения о них подлежат внесению в Единый государственный реестр юридических лиц <3>. -------------------------------- <3> См.: Кировский районный суд г. Екатеринбурга (Свердловская область), дело N 2-2156/54(11) от 30 мая 2011 г. URL: http://docs. pravo. ru/document/view/24238037 (дата обращения: 01.06.2013).

Смерть учредителя-гражданина не влечет за собой прекращения или ликвидации частного учреждения (обратного в действующем российском законодательстве мы не находим), но и не порождает тех наследственно-правовых последствий, что имеют место в случае смерти учредителей (участников) хозяйственных товариществ, обществ и партнерств, производственных и потребительских кооперативов. В состав наследства умершего учредителя частного учреждения входит имущество, переданное частному учреждению на праве оперативного управления, оставшееся в собственности учредителя. Наследование имущества частного учреждения само по себе не влечет возникновения у наследников прав учредителя; для приобретения прав учредителя необходимы внесение изменений в устав частного учреждения и их государственная регистрация, которая осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация частного учреждения (п. 1 ст. 23 Закона о некоммерческих организациях). Согласно Закону о некоммерческих организациях изменения в уставе частного учреждения вступают в силу со дня их государственной регистрации (п. 2 ст. 23). Однако в случае со смертью учредителя частного учреждения и наследования его имущества наследниками в устав вносятся такие изменения, сведения о которых (указанные в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") приобретают юридическую силу со дня их внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 4 ст. 23 Закона о некоммерческих организациях): 1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, если в наименовании указывается на учредителя (учредителей); 2) адрес (место нахождения) лица, имеющего право действовать от имени частного учреждения без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа у частного учреждения); 3) сведения об учредителях частного учреждения (наследниках имущества частного учреждения). За государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации. Еще раз подчеркнем, что только после государственной регистрации изменений в уставе частного учреждения о смене собственника (собственников и (или) сособственника) и их внесения в Единый государственный реестр юридических лиц у наследников возникают права учредителей частного учреждения.

Название документа