Отстаивать закон надо вместе

(Семчишин И. Г.)

("Законность", 2006, N 5)

Текст документа

ОТСТАИВАТЬ ЗАКОН НАДО ВМЕСТЕ

И. Г. СЕМЧИШИН

Иван Григорьевич Семчишин, государственный советник юстиции 2 класса, почетный работник прокуратуры РФ, окончил юридический факультет Иркутского госуниверситета. В органах прокуратуры работает с 1982 г. Начинал деятельность следователем прокуратуры Куйтунского района Иркутской области. В 1984 г. стал старшим следователем прокуратуры области. С 1986 по 1996 г. в течение двух конституционных сроков работал прокурором Слюдянского района Иркутской области. В 1996 г. назначен на должность заместителя прокурора Иркутской области. С марта 2003 г. возглавляет прокуратуру Республики Бурятия.

В этом году вновь увеличилась подписка на наш журнал в Республике Бурятия. Чтобы узнать, насколько полезно издание для читателей и как удается отстаивать закон в отдельно взятой республике, мы обратились к прокурору Бурятии Ивану Григорьевичу Семчишину. Вот что он рассказал.

Практика показала, что поступавших по подписке журналов явно не хватало. В последние годы увеличился приток молодых специалистов, возросли требования к их теоретической и практической подготовке. Значительную роль в подготовке молодых кадров занимают публикации в вашем журнале, постоянные рубрики "В помощь прокурору, следователю", "Разъясняем, комментируем, анализируем", "Теория и практика прокурорского надзора" и другие. Так что подписка росла и только во втором полугодии 2005 г. увеличилась более чем на 160 экземпляров. В этом году журнал выписывают более 340 человек.

Во время аттестации на соответствие занимаемой должности проверяются знание приказов Генеральной прокуратуры РФ, методики проведения общенадзорных проверок, расследования уголовных дел. Изучение материалов в "Законности" нередко помогает освоению знаний в разных областях законодательства - организации надзора по защите прав и интересов несовершеннолетних, за соблюдением трудового законодательства, в том числе по невыплатам заработной платы, в сферах среднего и малого предпринимательства, незаконной миграции, по охране природы, координационной деятельности и т. д. Во многом это обусловило увеличение читательского интереса: более 80% наших прокурорско-следственных работников предпочитают всегда иметь под рукой собственный журнал.

Вообще Бурятия относится к числу высокодотационных субъектов Российской Федерации, бюджеты Республики и ряда муниципальных образований исполняются с дефицитом. Поэтому укрепление законности в деятельности представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, обеспечение соблюдения бюджетного законодательства, законов о государственной и муниципальной собственности стали важнейшими направлениями в нашей работе.

Что касается бюджетного законодательства, в 2002 г. в аппарате прокуратуры создана постоянно действующая рабочая группа, которая анализирует и обобщает работу на данном направлении, организует координацию и взаимодействие со всеми подразделениями прокуратуры, правоохранительными органами и органами финансового контроля. Ежегодно составляются планы проведения надзорных мероприятий с привлечением специалистов Счетной палаты Республики Бурятия, территориального управления Росфиннадзора. Отработан механизм представления Управлением федерального казначейства МФ РФ по Республике Бурятия и ТУ Росфиннадзора сведений о выявленных ими нарушениях финансово-бюджетного законодательства. Постоянно мы проводим семинары, где районные прокуроры обучаются методикам общенадзорных проверок и расследованию уголовных дел этой направленности.

Вот один из характерных примеров. ООО "Икон" для расширения производства ювелирных изделий из драгметаллов и камней получило из бюджета Республики кредит в виде 17 кг чистого золота (в рублевом эквиваленте стоимостью 5506 тыс. рублей). Вернуть золото должны были 1 декабря 2005 г.

По результатам проверки, проведенной нами совместно с аудиторами Счетной палаты Бурятии, прокуратура предъявила в Арбитражный суд РБ иски о признании недействительными двух договоров - о предоставлении бюджетного кредита Правительством республики 000 "Икон" и о предоставлении муниципальной гарантии, заключенной Правительством Бурятии с муниципальным образованием "Северобайкальский район" на 8,6 млн. рублей для обеспечения предоставленного кредита 000 "Икон".

В соответствии с Бюджетным кодексом кредит предоставляется заемщику в виде денег при условии обеспечения им исполнения долговых обязательств. Слитки золота отнесены к валютным ценностям, свободная реализация которых запрещена, как запрещено их использование в качестве средств платежа и взаиморасчетов. Арбитражный суд РБ оба иска удовлетворил и обязал ООО "Икон" вернуть все золото правительству. Судебные решения вступили в законную силу.

Верховный суд Республики по заявлению прокуратуры признал противоречащим федеральным нормам Закон РБ "Об участии Республики Бурятия в уставном капитале ОАО "Акционерный коммерческий "Байкалбанк", на основании которого правительство неправомерно приобрело акции этого банка на сумму 79 млн. рублей.

В 2005 г. в суды органами прокуратуры направлено 44 иска о взыскании с должностных лиц органов местного самоуправления и учреждений ущерба, причиненного незаконным расходованием бюджетных денег, расследовано 16 уголовных дел.

Приведу, к примеру, нашумевшее дело, которое мы возбудили 24 ноября 2005 г. в отношении министра финансов Бурятии Александра Налетова по признакам ст. 286, ч. 2, УК РФ ("Превышение должностных полномочий"). Министр, в нарушение ст. 76 Бюджетного кодекса РФ, заключил договоры о предоставлении на 21 день кредитов из республиканского бюджета четырем золотодобывающим организациям. Спустя 10 месяцев вместо денег правительство получило от этих золотодобывающих предприятий в собственность пакет акций АК "Байкалбанк" в размере 52,1%, в последующем от дополнительных эмиссий сократившийся до 44,2%.

Лишь после вмешательства прокуратуры Республики золотодобытчики возвратили в бюджет незаконно полученные кредиты.

Всего же за прошедший год выявлено 1453 нарушения бюджетного законодательства, принесено 142 протеста, внесено 128 представлений. В интересах бюджетов различных уровней направлено в суды, в том числе в арбитражный, 1368 исков на сумму 200,9 млн. рублей.

Прокуратурой Республики был разработан проект закона Республики Бурятия "Об административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства", проект направлен Президенту РБ для внесения в законодательный орган. 5 мая 2005 г. Народный Хурал Республики рассмотрел и принял Закон РБ "Об административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства".

Практика свидетельствует о распространенности нарушений законов о государственной гражданской и муниципальной службах. Так, прокурорами Кабанского, Курумканского, Джидинского, Иволгинского и Хоринского районов пресечены многочисленные факты совмещения должностными лицами муниципальной службы с предпринимательской деятельностью. Следователями прокуратуры расследованы уголовные дела в отношении 19 должностных лиц органов местного самоуправления.

За хищения осуждены 13 бывших работников контрольно-ревизионной службы министерства финансов Республики, которые неплохо поживились, использовав подложные документы по командировочным расходам.

Верховный суд Республики Бурятия 7 марта 2006 г. вынес обвинительный приговор налоговому инспектору. За получение взятки в крупном размере он осужден по ст. 290, пп. "а", "в", "г", УК РФ на семь лет лишения свободы со штрафом 300 тыс. рублей.

Всего по фактам получения взяток расследовано шесть уголовных дел, по пяти из них вынесены обвинительные приговоры.

По статистическим данным, в Республике к началу 2005 г. образовалась задолженность по зарплате на общую сумму 119 млн. рублей. Учитывая, что для большинства людей заработная плата - единственный источник дохода, республиканская прокуратура приняла меры по преломлению негативной ситуации.

Во всех райпрокуратурах был организован мониторинг по каждому предприятию-должнику: выявлялись причины образования долгов и виновные в этом лица.

По ст. 145.1 УК РФ (за невыплату зарплаты свыше двух месяцев) в 2005 г. прокуроры возбудили 30 уголовных дел, в суды с обвинительными заключениями направлено 25, осуждено 9 руководителей предприятий и организаций. Только в ходе следствия была погашена задолженность по заработной плате на сумму более 35 млн. рублей.

К примеру, "Улан-Удэнское приборостроительное объединение" с середины 2004 г. задолжало полутора тысячам работников около 31,5 млн. рублей. Прокуратура Железнодорожного района в отношении генерального директора возбудила уголовное дело, только после этого в объединении поняли, что с ними не шутят, и сократили сумму до 7 млн. рублей. Руководитель осужден к штрафу.

То же самое произошло на золотодобывающем предприятии "Недра Бурятии" - его гендиректор Шаталов, имея оклад около шести тысяч рублей, ежемесячно получал по 100 тысяч, не забывал и своих приближенных, которые также регулярно получали зарплату и беспроцентные займы до 100 тыс. рублей. По приговору суда Муйского района в июле прошлого года Шаталов за систематическую невыплату зарплаты работникам предприятия приговорен к крупному штрафу. В ходе следствия долги по зарплате выплачены.

Прокурорско-следственная практика показала, что в ходе расследования уголовных дел зачастую на предприятиях находятся средства для полного погашения этих долгов либо они значительно сокращаются.

Комплексом мер прокурорского реагирования в шести районах республики (Баргузинский, Курумканский, Кижингинский, Тункинский, Окинский и Хоринский) полностью ликвидирована задолженность по заработной плате.

В общем, в результате длительного кропотливого труда через год долги снизились до 77,2 млн. рублей, 48 работодателей дисквалифицированы, 185 привлечены к административной ответственности.

Что касается преступности, то в прошлом году уменьшилось число совершенных умышленных убийств и особо тяжких преступлений, существенно сократились разбойные нападения. В прошлом году в сравнении с 2004-м следователи прокуратуры окончили уголовных дел на 60% больше.

На достаточно высоком уровне сохраняется раскрываемость тяжких преступлений. Раскрываемость убийств, например, составляет 91%, как и умышленных причинений тяжкого вреда здоровью граждан.

Вместе с тем возросло количество краж чужого имущества и мошенничества. А увеличилась цифра в связи с выявлением прокурорами значительного числа укрытых органами милиции от регистрации и постановки на учет совершенных краж. Мы отменили незаконные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Проверки по отмененным отказным материалам ставились на особый контроль.

В июне 2005 г. состоялась расширенная коллегия прокуратуры Республики с участием руководителей органов внутренних дел. Ее темой стала организация исполнения Приказа Генерального прокурора РФ и Министра внутренних дел РФ N 18/350 "О мерах по укреплению законности при вынесении постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела". По итогам коллегии издано совместное распоряжение прокурора РБ, министра внутренних дел РБ и начальника Восточно-Сибирского УВД на транспорте.

Для устранения нарушений законности при регистрации, учете и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях прокурорами внесено 631 представление, по которым к дисциплинарной ответственности привлечено 416 сотрудников милиции, в том числе 63 руководителя. Проведено 956 доследственных проверок, возбуждено 20 уголовных дел, из них 10 направлены в суд с обвинительными заключениями. По трем уголовным делам (на момент написания этого материала) вынесены обвинительные приговоры.

В результате активизации надзора и других мер количество выявленных прокурорами укрытых преступлений во втором полугодии 2005 г. в сравнении с первым полугодием сократилось почти вдвое (с 1200 до 625).

Что же касается взаимоотношений с органами власти и управления, местного самоуправления, правоохранительными и судебными органами, то характер и стиль работы надзорная деятельность прокуратуры определяет сама. Но во всех случаях это деловой, конструктивный подход по вопросам обеспечения законности и правопорядка. Общая задача для всех едина - соблюдение Конституции России и федеральных законов.

В связи с тем что в мире постоянно возникают межнациональные конфликты, хочу рассказать о ситуации в Республике.

По последним данным переписи населения, в Бурятии живет 974,3 тыс. человек 168 национальностей, исповедующих различные религии. Преобладают русские (665 тыс.) и буряты (272 тыс.).

По воспоминаниям ветеранов Великой Отечественной войны, во время случайных встреч при передвижении войсковых частей не было большей радости, как повстречать земляка из Бурятии, скоро пересказать о себе и передать родным привет. Осиротевших в военные годы русских детей принимали и воспитывали бурятские семьи, русские растили бурятских сирот. Не случайно многие русские люди, особенно в провинции, прекрасно знают местный язык, поют бурятские песни. Республика в основе имеет сельскохозяйственный профиль развития, совместный труд на ниве земледелия и животноводства всегда укреплял добрые взаимоотношения. Для сохранения обычаев, традиций, родного языка действуют 18 национально-культурных центров и объединений (польское, еврейское, азербайджанское, немецкое, армянское, эвенкийское и другие).

В Республике Бурятия никогда не возникало и нет сейчас межнациональных конфликтов, нарушений конституционных норм о равноправии граждан в зависимости от национальной принадлежности либо вероисповедания.

Не могу не сказать о том, что среди приоритетных направлений нашей деятельности остается защита конституционных прав граждан. Более 10 тысяч обращений и заявлений ежегодно поступает в органы прокуратуры. Несомненно, доверие граждан позволяет говорить об уровне профессионализма и ответственности наших работников.

Название документа