Взаимодействие органов прокуратуры и судов в сфере обеспечения действия Конституции Российской Федерации
(Межецкий А. Н.) ("Мировой судья", 2006, N 3) Текст документаВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ И СУДОВ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А. Н. МЕЖЕЦКИЙ
Межецкий А. Н., аспирант кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права ТюмГУ.
Конституция Российской Федерации 1993 г. имеет фундаментальное значение для современного российского общества. Данное обстоятельство диктует необходимость принятия системы мер, направленных на обеспечение ее высшей юридической силы, прямого действия и применения на всей территории Российской Федерации. Обращаясь к вопросу взаимоотношений прокуратуры и суда, необходимо отметить, что взаимодействие с судебной властью характерно для всех функций и направлений деятельности прокуратуры. Так, в ст. 1 Федерального закона о прокуратуре <*> сформулирована ее основная функция - осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Там же указывается, что деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. -------------------------------- <*> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 8. Ст. 366.
Согласно Конституции России (п. 1 ст. 118) суд является единственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие как особую функцию государственной власти. При этом под правосудием принято понимать правоприменительную деятельность суда, совершаемую в процессуальном порядке, по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства <*>. -------------------------------- <*> Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1998. С. 347.
Таким образом, общность цели, такой как поддержание конституционного строя Российской Федерации, а в итоге создание гарантий законности, защита прав и свобод личности предопределяют тесное взаимодействие между прокуратурой и судами. Одной из форм проявления охраны Конституции Российской Федерации является претворение в жизнь взаимосвязанных норм, закрепленных в п. п. 1, 2 ст. 15 и в п. 5 ст. 76 Конституции. В указанных нормах установлено, что Конституция России имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Кроме того, установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации или по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Именно в данной области значение взаимодействия прокуратуры и суда сложно переоценить. В рамках осуществления надзора за исполнением законов представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации прокуратурой совместно с судами отменяется, приводится в соответствие с федеральным законодательством большая масса региональных нормативно-правовых актов. Претворение в жизнь норм, закрепленных в п. п. 1, 2 ст. 15 и в п. 5 ст. 76 Конституции, в большинстве случаев связано с разрешением вопросов конституционности оспариваемых актов. Как правило, положения Конституции Российской Федерации конкретизируются в федеральных законах. В данном случае возникает вопрос о возможности лишения юридической силы положений конституций (уставов) субъектов Российской Федерации в силу их противоречия положениям федерального закона (особенно если федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации). Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 июля 2003 г. N 13-П выразил свою правовую позицию о невозможности такой постановки вопроса: "Выявление соответствия конституций (уставов) субъектов Российской Федерации федеральным законам без установления их соответствия Конституции Российской Федерации не является достаточным основанием для признания нормы конституции (устава) субъекта Российской Федерации утратившей юридическую силу и потому не подлежащей применению. Разрешение такого рода вопросов влечет за собой необходимость применения процедур конституционного судопроизводства" <*>. -------------------------------- <*> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан" // Российская газета. 2003. 29 июля.
Таким образом, рассмотрение положений конституций (уставов) субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия федеральным законам перестало быть предметом правоприменительной практики. Встает вопрос: соответствует ли такое положение интересам укрепления государства? Отмеченное обстоятельство еще раз подчеркивает рациональность высказанного ранее мнения о нормативном закреплении возможности пересмотра решений Конституционного Суда Российской Федерации <*>. -------------------------------- <*> См., например: Скуратов Ю. И. Полномочия прокуратуры во взаимоотношениях с судебной системой // Российская юстиция. 1999. N 3.
Название документа