Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации. Научно-практический комментарий к ст. 3 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"

(Победкин А. В., Яшин В. Н.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К СТ. 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 февраля 2006 года

А. В. ПОБЕДКИН, В. Н. ЯШИН

Победкин А. В., доктор юридических наук, доцент, начальник кафедры уголовного процесса Тульского филиала Московского университета МВД РФ.

Яшин В. Н., кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры предварительного расследования Тульского филиала Московского университета МВД РФ.

1. Комментируемая статья в общем виде устанавливает правовые основы организации и порядка деятельности органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и полномочий прокуроров (ч. 1 ст. 3) и, кроме того, определяет одно из правил правового регулирования полномочий прокуратуры. 2. Хотя наименование статьи предопределяет в ее содержании лишь правовые основы деятельности прокуратуры, диспозиция статьи указывает на правовые основы не только деятельности прокуратуры, но и ее организации. Это объясняется тем, что организация прокуратуры неразрывно связана с ее деятельностью и выступает как непременное условие ее эффективности. 3. Правовая основа организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации - система нормативных актов, не ниже федерального уровня, регламентирующих порядок образования органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, их систему и структуру, функции, задачи, полномочия и порядок их реализации, правовой и социальный статус прокурорских работников и иных работников органов и учреждений прокуратуры, порядок наделения полномочиями прокуроров, а также иные вопросы статуса и функционирования прокуратуры. 4. Согласно ч. 1 комментируемой статьи организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Поскольку прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, правовое регулирование статуса и деятельности прокуратуры отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации (п. "о" ст. 71 Конституции РФ). Отсюда вытекает, что все иные нормативные акты субъектов Федерации не могут регламентировать вопросы организации и деятельности прокуратуры России. Однако пункт "л" ст. 72 Конституции РФ относит кадры правоохранительных органов, надо полагать, что в том числе и кадры прокуратуры, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Применительно к кадрам прокуратуры это означает, что при решении вопросов назначения на должность отдельных прокурорских работников определенные полномочия имеют субъекты Российской Федерации (в настоящее время это касается назначения на должность прокуроров субъектов Российской Федерации). Следует иметь в виду, что комментируемая статья не относит к правовым основам организации и деятельности прокуратуры нормативные акты субъектов Федерации. Это обусловлено тем, что по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов последние вправе осуществлять нормативное регулирование лишь в рамках, предусмотренных федеральными нормативными актами. 5. Предусмотренные комментируемой статьей нормативные акты, составляющие правовую основу организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации, могут быть классифицированы в зависимости от уровня и юридической силы: 1) международные договоры Российской Федерации; 2) Конституция Российской Федерации; 3) федеральные законы, в том числе и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации". Указанные нормативные акты не исключают, а в некоторых случаях и прямо предусматривают возможность регулирования отдельных вопросов организации и деятельности прокуратуры нормативными актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации и др. 6. Комментируемая статья указывает на международные договоры как на правовую основу организации и деятельности прокуратуры России после перечисления иных элементов правовой основы. Однако согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы, и если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Отсюда следует, что по юридической силе такие международные договоры, нормы и принципы международного права выше, чем иные нормативные акты. В ряде международных договоров России об оказании правовой помощи и о правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам прокурор либо прямо называется как субъект соответствующих правоотношений, либо разъясняется, что при обозначении различных компетентных органов государства используется собирательный термин "учреждения юстиции". Данный термин нужно понимать в широком смысле, поскольку под такими учреждениями имеются в виду суды, прокуратура, нотариат и иные учреждения. Комментируемая статья в числе международно-правовых основ организации и деятельности прокуратуры указывает лишь на международные договоры Российской Федерации, вместе с тем элементом правовой основы, несомненно, являются и нормы и принципы международного права. Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. Под международным договором Российской Федерации надлежит понимать международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (конвенция, пакт, соглашение и т. д.) <*>. -------------------------------- <*> См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" // Рос. газета. 2003. 2 дек.

Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты. Однако норма международного права в значительном количестве случаев создает права и обязанности лишь для субъектов международного права, т. е. собственно государств. Субъекты международного права (государства) обеспечивают реализацию своих прав и соблюдение имеющихся у них обязанностей через действия своих национальных субъектов (официальные органы, физические и юридические лица). Последние же непосредственно нормам международного права не подчиняются. Таким образом, чтобы обеспечить действие норм международного права и выполнение международных обязательств Российской Федерации (имплементацию международного права), нередко необходимо осуществить меры по включению международно-правовых норм в систему национального законодательства путем трансформации (принятия национального нормативного акта на основе норм международного права) либо посредством инкорпорации этих норм в национальные правовые системы <*>. -------------------------------- <*> См.: Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. М., 1998. С. 12.

Международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в статье 6 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" (путем подписания договора, обмена документами, его образующими; ратификации договора, утверждения договора, принятия договора, присоединения к договору; любым иным способом, о котором условились договаривающиеся стороны), а также при условии, что указанный договор вступил в силу для Российской Федерации. Согласие на обязательность международного договора для Российской Федерации должно быть выражено в форме федерального закона, если указанным договором установлены иные правила, чем федеральным законом. Правила действующего международного договора РФ, согласие на обязательность которого было принято не в форме федерального закона, имеют приоритет в применении лишь в отношении подзаконных нормативных актов, изданных органом государственной власти, заключившим данный договор <*>. -------------------------------- <*> См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" // Рос. газета. 2003. 2 дек.

В этой связи нормы и принципы международного права являются правовой основой организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации лишь в случае, если такие нормы и принципы изложены в различного рода двусторонних или многосторонних международных документах (конвенциях, соглашениях, пактах и др.), к которым Россия присоединилась или в заключении которых непосредственно участвовала. Мало того, пределы действия таких договоров прямо зависят от содержания тех актов, которыми выражено согласие с договорами, поскольку такие акты могут содержать заявления и оговорки по поводу конкретных положений ратифицируемого договора <*>. Межведомственные международные соглашения обязательной ратификации законодателем не требуют. Однако если обязательность договора признана ведомственным актом, но такое соглашение противоречит федеральному закону, то подлежат применению нормы федерального закона <**>. -------------------------------- <*> См. об этом: Уголовный процесс. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Под ред. К. Ф. Гуценко. М., 1997. <**> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 8 от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 1.

К числу международно-правовых актов, регламентирующих вопросы деятельности прокуратуры Российской Федерации, ее полномочий, например, относятся: Европейская конвенция о выдаче (1957 г., с дополнительными Протоколами 1975 и 1978 гг.), Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959 г., с дополнительным Протоколом 1978 г., ратифицированная Россией в 2000 г.), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между государствами - членами СНГ (1993 г., ратифицированная Россией в 1994 г., с дополнительным Протоколом к ней 1997 г. <*>), Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания (1998 г., ратифицированная Россией в 2000 г.), а также многочисленные двусторонние договоры бывшего СССР и России о правовой помощи. -------------------------------- <*> Конвенцию подписали Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина. Заключение такой Конвенции не исключает возможность заключения двусторонних договоров между государствами, не противоречащих положениям Конвенции. С другими бывшими союзными республиками, не подписавшими данную Конвенцию, Российской Федерацией заключены двусторонние договоры: с Азербайджанской Республикой такой договор заключен в 1992 г., - Грузией в 1995 г., Латвией - в 1993 г., Литвой - в 1992 г., Эстонией - в 1993 г.

При этом применение Россией положений Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между государствами - членами СНГ (Минская конвенция) не может нарушать положений Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года. 7. Кроме определения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов применительно к организации и деятельности прокуратуры, Конституция Российской Федерации посвящает прокуратуре лишь одну статью (ст. 129 Конституции РФ). В ст. 129 Конституции Российской Федерации определены только общие принципы организации системы органов прокуратуры, порядка и назначения на должность Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов Федерации и иных прокуроров, но ничего не сказано о функциях прокуратуры, ее положении в системе органов государственной власти и конкретных полномочиях. В ч. 5 ст. 129 Конституции Российской Федерации определено, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Несмотря на то что ст. 129 Конституции Российской Федерации открывает раздел 7 Конституции - "Судебная власть", прокуратура не является частью судебной власти, не принадлежит к судебной системе и занимает особое положение среди органов государственной власти Российской Федерации <*>. Прокуратура не входит ни в одну из ветвей власти и является уникальным государственным органом, призванным обеспечивать общесоциальную потребность (в том числе и потребность всех государственных органов, всех ветвей государственной власти) в выполнении законов, принятых высшим представительным органом. Разделение власти в России на законодательную, исполнительную и судебную не исключает возможности существования иных функционально самостоятельных правовых институтов <**>, к числу которых, например, относится Счетная палата Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и др. Особый статус отечественной прокуратуры обусловлен историческими традициями, юридическими, национальными, экономическими, социальными и другими (объективными) условиями функционирования прокуратуры <***>. -------------------------------- <*> Наиболее распространенной и обоснованной точкой зрения является рассмотрение прокуратуры Российской Федерации как органа государственной власти, не входящего ни в одну из ее ветвей и обеспечивающего систему "сдержек и противовесов" в механизме государственной власти. См.: Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / Под ред. А. А. Чувилева. М., 1999. С. 10. <**> См.: Костенко Н. И. Место прокуратуры в государственном механизме // Государство и право. 1995. N 11. С. 19. <***> См.: Кобзарев Ф. М. Прокуратура России: правовое положение и перспективы развития. М., 2002. С. 13.

Согласно ст. 129 Конституции Российской Федерации, прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов Федерации. Порядок и процедура дачи такого согласия определяется конституциями (уставами) субъектов Федерации самостоятельно. В основной массе субъектов Федерации согласие на представленную кандидатуру дает представительный (законодательный) орган власти субъекта, хотя имеются и определенные исключения: в соответствии с Уставом Ставропольского края прокурор края назначается на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с Государственной Думой и губернатором края; в Липецкой области прокурор назначается на должность по согласованию с областным Собранием депутатов и администрацией области; в Уставе (основном законе) Оренбургской области определено, что прокурор области назначается на должность Генеральным прокурором РФ. 8. Федеральный закон РФ "О прокуратуре Российской Федерации" был принят 17 января 1992 г. В дальнейшем Государственной Думой РФ 18 октября 1995 г. была принята его новая редакция, а фактически - новый Закон о прокуратуре. В Закон неоднократно вносились изменения и дополнения. Закон содержит основные положения статуса прокуратуры в целом и различных составляющих ее звеньев. В нем определяется понятие прокуратуры как единой федеральной системы органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Закон определяет принципы организации и деятельности прокуратуры, функции прокуратуры, систему и структуру органов прокуратуры, полномочия прокуроров различных уровней по руководству подчиненными органами прокуратуры. В самостоятельных разделах Закона содержатся нормы, характеризующие отдельные виды (отрасли или подфункции) прокурорского надзора. В Законе регулируются общие условия участия прокурора в рассмотрении дел судами. Значительное место уделено регламентации прохождения службы и требования к кадрам в органах и учреждениях прокуратуры. Существенно развиты меры поощрения и дисциплинарной ответственности работников. Определен специальный порядок привлечения прокуроров и следователей к уголовной и административной ответственности. Установлена особая защита прокурорских работников. В Законе о прокуратуре расширена законодательная регламентация особенностей организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры. 9. В комментируемой статье отмечается, что деятельность органов прокуратуры, помимо Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", регламентируется также и иными федеральными законами. Процессуальное положение прокурора в уголовном, гражданском, арбитражном процессе, при производстве по делам об административных правонарушениях регламентируется соответственно Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Надзорные полномочия прокурора в соответствующих сферах правоотношений регламентируются Таможенным кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации и другими кодексами. Нормы, касающиеся прокурорского надзора, содержатся в федеральных законах, определяющих организацию и деятельность правоохранительных органов. По своей сути, они корреспондируют нормам Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", посвященным надзору за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. К их числу следует отнести: Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. "О милиции" (ст. 38, 39), Федеральные законы от 3 апреля 1995 г. "О Федеральной службе безопасности" (ст. 24), от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" (ст. 4, 21) и другие. В нормах этих Законов воспроизводится требование Закона о прокуратуре относительно осуществления прокурорского надзора за законностью деятельности тех или иных государственных органов. Задачи, полномочия и порядок деятельности прокуроров определяет Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15.07.95 N 103-ФЗ (с посл. изменениями и дополнениями), поскольку данная сфера правоотношений является предметом прокурорского надзора. Компетенция прокуроров закреплена также в таких Федеральных законах, как "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в ред. от 29.12.2004), "О Счетной палате Российской Федерации" от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ и др. К правовым основам деятельности прокуратуры Российской Федерации относятся также федеральные законы, которыми ратифицируются международные договоры и соглашения. Так, деятельность Генеральной прокуратуры Российской Федерации в международно-правовом сотрудничестве Российской Федерации регламентируется в Федеральном законе РФ "О ратификации Европейской конвенции о выдаче" от 25.10.1999 N 190-РФ. При разрешении вопроса о конкуренции норм Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и иных федеральных и федеральных конституционных законов следует учитывать правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженные в Постановлении от 29 июня 2004 года N 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 УПК Российской Федерации и Определении от 8 ноября 2005 года N 439-О по жалобе граждан С. В. Бородина, В. Н. Буробина, А. В. Быковского и других на нарушение их конституционных прав статьями 7, 29, 182, и 183 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно позиции Конституционного Суда РФ приоритет нормативного акта в случае коллизии нормативных актов равной юридической силы определяется с учетом основного предмета регулирования. Однако этот критерий не является безусловным. Так, вопрос о приоритете нормативного акта может решаться с учетом времени его принятия или объема предоставляемых прав участникам правоотношений. 10. К числу правовых основ организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации могут быть отнесены отдельные нормативные акты Президента Российской Федерации. В переходный период с момента принятия Конституции Российской Федерации и до принятия соответствующих законов правовое регулирование зачастую осуществлялось с помощью указов Президента Российской Федерации. Прокуроры также руководствуются указами Президента Российской Федерации, создающими правовой механизм реализации конкретных норм законов. Так, деятельность прокуратуры регулируется указами Президента Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". Например, полномочия прокуроров, основные направления и формы координации ими деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью регламентируются Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 567 от 18 апреля 1996 г. <*> Утверждение такого Положения Президентом РФ прямо предусматривает ст. 8 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Кроме того, Указом Президента Российской Федерации N 659 от 30 июня 1997 г. было утверждено Положение о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации <**>. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1958; 2003. N 48. Ст. 4659. <**> СЗ РФ. 1997. N 27. Ст. 3185.

11. Элементом правовой основы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации являются нормативные акты Генерального прокурора Российской Федерации. В пределах своей компетенции Генеральный прокурор Российской Федерации активно регулирует различные аспекты организации и деятельности органов прокуратуры путем издания приказов и принятия иных нормативно-правовых актов. Согласно ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" Генеральный прокурор Российской Федерации издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации и деятельности системы российской прокуратуры и порядок реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников. Акты Генерального прокурора Российской Федерации относятся к категории ведомственных подзаконных нормативных актов. Они должны основываться на положениях Конституции РФ, федерального закона о прокуратуре, других федеральных законах, положениях международных договоров Российской Федерации. 12. Приказы Генерального прокурора Российской Федерации издаются по ключевым, основополагающим вопросам организации деятельности системы прокуратуры и порядка реализации мер материального и социального обеспечения ее работников. В качестве таковых могут выступать общие вопросы организации надзора и управления в органах прокуратуры; вопросы организации работы по надзору за исполнением законов; вопросы об организации надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие и т. д. В этой связи Генеральным прокурором Российской Федерации были изданы, в частности, следующие отраслевые Приказы: от 22 мая 1996 г. N 30 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина"; от 5 июля 2002 г. N 39 "Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства"; Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 25 апреля 2000 г. N 56 "Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"; от 3 июня 2002 г. N 28 "Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства"; от 5 августа 2003 г. N 27 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых в следственных изоляторах"; от 5 июня 2003 г. N 20 "О реализации прокурорами полномочий в арбитражном процессе"; от 2 декабря 2003 г. N 51 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве" и др. 13. Указания Генерального прокурора Российской Федерации, как правило, регулируют более узкие направления деятельности органов прокуратуры. Они могут быть посвящены вопросам организации надзора за исполнением отдельных законов (например, о приватизации, о внешнеэкономической деятельности и др.) Указания могут издаваться на основе обобщения материалов прокурорской и следственной практики, результатов конкретных проверок. Некоторые указания Генерального прокурора Российской Федерации по силе своей обязательности (по кругу субъектов) выходят за пределы прокурорской системы. Так, указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим дополнительного законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения всеми органами предварительного следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности. Имеются в виду указания не по конкретным делам, а указания более общего, принципиального характера. Такие указания представляют собой результат обобщения практической деятельности правоохранительных органов по применению законов в процессе расследования преступлений и направлены на совершенствование деятельности прокуратуры, повышение гарантий обеспечения законности, соблюдения прав и свобод граждан. Примерами указаний могут служить: указание Генерального прокурора Российской Федерации и Министра внутренних дел Российской Федерации от 2 июня 1993 г. N 15-16-93 "О введении типовой Инструкции по организации работы постоянно действующих следственно-оперативных групп по раскрытию убийств"; указание Генерального прокурора Российской Федерации от 8 ноября 2001 г. N 65/6 "О мерах по обеспечению участия прокуроров в уголовном процессе"; указание Генерального прокурора Российской Федерации от 6 января 1999 г. N 1/7 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами"; указание Генерального прокурора РФ от 20 июня 2002 г. N 32/35 "О порядке рассмотрения ходатайств иностранных государств об экстрадиции в связи с введением в действие нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". 14. Распоряжения Генерального прокурора Российской Федерации связаны в основном с реализацией мер разового или краткосрочного характера. В качестве примера можно назвать распоряжение Генерального прокурора Российской Федерации от 27 октября 1998 г. N 71/38р "Об обеспечении представительства Генеральной прокуратуры Российской Федерации в судах, арбитражных судах"; распоряжение Генерального прокурора Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. N 77/38р "О порядке подготовки в суд, арбитражный суд заявлений (исковых заявлений) Генерального прокурора Российской Федерации (его заместителей) и обеспечения участия в их рассмотрении". 15. Положения как нормативный акт, утверждаемый Генеральным прокурором Российской Федерации, регламентируют статус отдельных структурных подразделений прокуратуры, например структурных подразделений Центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации, наиболее крупных специализированных прокуратур, а также порядок реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников. В частности, Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 5 февраля 1996 г. N 12 утверждено Положение об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации; Генеральным прокурором Российской Федерации 2 сентября 2002 г. утверждено Положение об отделах Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах. 16. Инструкции, утверждаемые Генеральным прокурором Российской Федерации, определяют процедуру осуществления отдельных видов деятельности, в частности организации делопроизводства, статистического учета, порядка хранения документов и т. д. Так, например, Приказом Генерального прокурора от 15 января 2003 г. N 3 введена в действие Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема заявителей в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации; Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 28 декабря 1998 г. N 93 введена в действие Инструкция по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации. 17. В соответствии с Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 20 марта 2002 г. N 10 "О порядке официального опубликования организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящих нормативно-правовой характер" организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, должны быть опубликованы в журнале "Законность".

Название документа