Основные принципы адвокатской деятельности

(Косарев М. А.) ("Право и политика", 2005, N 10) Текст документа

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

М. А. КОСАРЕВ

Косарев Максим Александрович - адвокат коллегии адвокатов "МОСЮРЦЕНТР", почетный адвокат России, лауреат серебряной медали имени Плевако.

Для правового статуса адвоката в определенной степени характерна статичность (статика - от греческого statikos - приводящий к покою) <*>. Свое проявление, внешнее выражение правовой статус адвокатуры находит в активной деятельности адвоката, которая в ч. 1 ст. 1 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" определяется как "квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее - доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию" <**>. -------------------------------- <*> Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 436. <**> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 23. Ст. 2102.

Статья 2 "Адвокат" Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" содержит положение о том, что адвокатом является лицо, получившее в установленном, отмеченным Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. То есть законодатель в понятии "адвокат" выделяет два признака - статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. С. Н. Бабурин, А. Г. Глисков, А. И. Забейворота, авторы Комментария к Закону "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", считают, что "Эти два признака, в общем-то, довольно условны" <*>. Мы же полагаем, что содержащееся в ст. 2 названного Закона определение адвоката не совсем удачно и даже противоречит положениям ст. 1 "Адвокатская деятельность" этого Закона, и в этой связи ч. 1 ст. 2 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации следовало бы изложить в следующей редакции: -------------------------------- <*> Бабурин С. Н., Глисков А. Г., Забейворота А. И. Комментарий к закону "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". М., 2003. С. 40.

"1. Адвокатом является лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката, дающий ему право осуществлять адвокатскую деятельность". Как уже отмечалось, лица, желающие осуществлять адвокатскую деятельность, получают статус адвоката в порядке, установленном Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Но в ходе осуществления адвокатской деятельности статус адвоката получает свое развитие. Как известно, ст. 1 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию федеративным государством. В соответствии с п. 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации федеративное устройство России основано на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Адвокатура в соответствии с п. "л" ст. 72 Конституции относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации. Это означает, что нормативные правовые акты, содержащие нормы об организации адвокатуры и осуществлении адвокатской деятельности, принимаются государственными органами на уровне как Федерации, так и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (чч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ) <*>. -------------------------------- <*> См.: Чиркин В. Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2003. С. 203 - 204.

В силу этого законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, что закреплено в ст. 4 Федерального закона об адвокатуре. Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что хотя правовой статус адвоката претенденты получают в порядке, установленном Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", но свое развитие он может получить и в соответствии с другими нормативными правовыми актами (ст. 4 "Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре" Федерального закона). Системообразующими элементами организации и деятельности современной российской адвокатуры являются положенные в их основу принципы. В качестве принципов имеются в виду основополагающие начала, определяющие сущность и предназначение адвокатуры. Принципы организации и деятельности адвокатуры закреплены в ч. 2 ст. 3 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", где определено, что "адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов". Однако поскольку мы хотим исследовать основные принципы адвокатской деятельности, то отметим, что хотя принципы организации, а тем более деятельности адвокатуры, лежат в основе принципов адвокатской деятельности, тем не менее их нельзя рассматривать как тождественные понятия. С нашей точки зрения, принципы адвокатской деятельности - это общие, руководящие положения, определяющие общие наиболее существенные черты и признаки этой многогранной деятельности и основные предъявляемые к ней требования, обязательные для всех адвокатов - участников адвокатской деятельности. Вместе с тем, поскольку мы признали наличие связи, зависимости принципов организации и деятельности адвокатуры с принципами адвокатской деятельности, то полагаем, что посредством исследования первых мы сможем дать характеристику принципам адвокатской деятельности. Принцип законности является важнейшим общеправовым началом деятельности всех субъектов правоприменения. Его соблюдение служит верным показателем развития процесса построения правового государства. Этот принцип лежит в основе деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц - всех субъектов права. Являясь институтом гражданского общества и частью системы Российской Федерации, адвокатура может осуществлять свою деятельность только при условии неукоснительного соблюдения законов и иных нормативных правовых актов всеми ее членами, адвокатскими образованиями и организационными адвокатскими объединениями. Вместе с тем следует учитывать, что законность характеризуется рядом составляющих компонентов. В их числе: наличие в стране развитой системы законодательства, адекватного потребностям регулирования общественных отношений; наличие необходимой государственно-правовой инфраструктуры, государственных институтов, наделенных всеми необходимыми функциями и полномочиями по обеспечению соблюдения законов; осведомленность граждан и должностных лиц о действующем законодательстве и стремление следовать его нормам; своевременное установление преступлений и иных правонарушений, принятие мер к наказанию виновных, устранению причин и условий, способствовавших их совершению, наличие государственных институтов и институтов гражданского общества, к которым относится и адвокатура, деятельность которых направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина. Статья 2 Конституции Российской Федерации провозгласила: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". В Конституции понятие "высшая ценность" отнесено к человеку, его правам и свободам. Никакая другая основа государственного строя России больше нигде так в Конституции не определена. Провозгласив, таким образом, ценность прав и свобод человека и гражданина, Российская Федерация тем самым признала требования демократического международного сообщества, в частности, Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. и др. Эти нормы отныне должны исполняться на всей территории Российской Федерации. Указанные международные акты и ст. 2 Конституции Российской Федерации исходят из презумпции того, что права и свободы человека возникают и существуют не по волеизъявлению государства, а являются естественным, неотъемлемым благом и свойством гражданина. Согласно преамбуле Всеобщей декларации прав человека и Пактам о правах, признание достоинства, присущего всем людям, их равные и неотъемлемые права служат основой свободы, справедливости и всеобщего мира. В статье 2 Конституции Российской Федерации это право сформулировано в наиболее общем виде. Конкретные же права и свободы человека и гражданина перечислены в других главах и статьях Конституции России. Как уже отмечалось, впервые в истории Российского государства ст. 2 Конституции Российской Федерации установила обязанность государства признать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Права и свободы человека и гражданина неприкосновенны и нерушимы. Государство должно не только воздерживаться от вмешательства в сферу прав и свобод, но и обязано соблюдать их, создавать условия для их реализации. Статья 48 Конституции Российской Федерации предусматривает, что "каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно". Соблюдение законности - это общий основополагающий принцип функционирования государства и общества. В части 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации провозглашено, что "органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы". При этом в ч. 3 ст. 15 Конституции РФ указывается: "Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения". Следует также иметь в виду, что Конституция Российской Федерации вводит общепризнанные принципы и нормы международного права в правовую систему России <*>. Часть 4 ст. 15 Основного закона Российской Федерации констатирует, что "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". -------------------------------- <*> См.: Бессарабов В. Г. Европейский суд по правам человека. М., 2003. С. 33 - 34.

Принцип законности в деятельности адвокатуры проявляется и в том, что различные аспекты ее организации и деятельности должны быть урегулированы федеральными законами, принимаемыми в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих адвокатскую деятельность, а также принимаемых в пределах полномочий, установленных Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Это предусмотрено в ст. 4 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", озаглавленной: "Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре". Соглашаясь в основном с содержанием этой статьи Закона, тем не менее отметим: поскольку организация и деятельность российской адвокатуры регулируется не только федеральными законами и законами субъектов Федерации, но и иными нормативными правовыми актами, то ее название должно быть изменено и звучать, возможно, так: "Законы и иные нормативные правовые акты об адвокатской деятельности". Принцип законности означает и обеспечение ее требований в деятельности самой адвокатуры. Этой задаче способствует совокупность норм, определяющих требования к лицам, стремящимся приобрести статус адвоката, касающихся их профессиональных и иных качеств: уровня образования, стажа работы по юридической специальности, наличия российского гражданства, отсутствия непогашенной или неснятой судимости за совершенное умышленное преступление, ограничений в дееспособности и др. Строгое следование требованиям закона - обязательное условие деятельности и адвокатуры, и адвоката. Это, по мнению А. Д. Бойкова и Н. И. Капинуса, означает, что "Адвокат призван защищать подлинные (а не мнимые) права лица, не любые его интересы, а только законные. Средства и методы защиты должны быть основаны на законе. Адвокат не вправе в интересах клиента представлять правоохранительным органам подложные документы, сфальсифицированные доказательства, воздействовать на свидетелей и потерпевших, дабы склонить их к отступлению от правды и даче ложных показаний и т. д. Это значит, что адвокат не слуга клиента, он самостоятелен в выборе правовой позиции и средств защиты, при неизменном условии - не вредить клиенту, всегда оставаться защитником его законных интересов (но не ложных притязаний)" <*>. -------------------------------- <*> Бойков А. Д., Капинус Н. И. Адвокатура России: Учебное пособие. М., 2001. С. 12.

В целом с пониманием относясь к изложенному мнению, хотелось бы высказать по этому вопросу свою позицию. Она заключается в том, что, как известно, по общему правилу адвокат обязан оказывать юридическую помощь любому человеку, в ней нуждающемуся. Поэтому адвокату не следует выступать "судьей" своего клиента и при обращении его за помощью самостоятельно определять законность или мнимость прав обратившегося. С другой стороны, не вызывает сомнения, что средства и методы защиты адвоката должны быть основаны на законе. При этом критерием их допустимости должно быть следующее утверждение: адвокат при отстаивании интересов своего клиента не имеет права совершать преступление - фальсифицировать подлинные документы, воздействовать на свидетелей или потерпевших для дачи ими ложных показаний, давать консультации, как скрыть следы преступления и т. д. и т. п. <*>. В то же время адвокат должен быть свободен в выборе правовой позиции и средствах ее достижения. -------------------------------- <*> См.: Ария С. Об адвокатской тайне // Российская юстиция. 1987. N 2. С. 350 - 351.

Принцип законности применительно к адвокату также включает в себя: обязанность не принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер; обязанность отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами; а также "немедленно реагировать на нарушения закона судом, прокурором, другими участниками процесса, если эти нарушения ущемляют права и свободы обвиняемого (подозреваемого) или представляемого; обжаловать в интересах и по поручению (или с согласия) доверителя незаконные и необоснованные решения суда и других правоохранительных органов" <*>. -------------------------------- <*> Правоохранительные органы Российской Федерации. М., 2001. С. 350 - 351.

В деятельности адвокатуры при оказании квалифицированной юридической помощи одновременно присутствуют и частный интерес, и публичный (интерес всего общества в целом). Публичный интерес выражается в установлении режима законности, своевременном пресечении нарушений прав и свобод граждан, восстановлении нарушенного права и предупреждении таких нарушений в будущем. Независимость адвокатуры провозглашена в ст. 3 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", в которой определено, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Напротив, на органах государственной власти лежит обязанность по обеспечению независимости адвокатуры. Принцип независимости адвокатуры выражается в том, что органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность адвокатуры, за исключением случаев, когда эта деятельность противоречит законодательству Российской Федерации. Это значит, что никакие органы власти и должностные лица не могут руководить (или пытаться это делать) профессиональной деятельностью и адвокатских сообществ, и отдельных адвокатов, давать им приказы, указания, советы и т. п. В соответствии с ч. 1 ст. 18 "Гарантии независимости адвоката" указанного Федерального закона вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещается. С учетом этого федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения, средства массовой информации, должностные лица, а также их представители не имеют права в какой-либо форме воздействовать на адвоката с целью вмешательства в его профессиональную деятельность, осуществляемую на законных основаниях. В своей деятельности адвокаты не связаны решениями любых общественных объединений (профессиональные союзы т. п.), а не только тех, которые преследуют политические цели (партии, движения и т. п.), и руководствуются законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре. Еще одной конкретизацией принципа независимости адвокатуры как условия объективности и принципиальности деятельности членов адвокатского сообщества является то, что адвокат, согласно Закону об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации является независимым советником по правовым вопросам и не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности (п. 1 ст. 2 Закона). Запрет адвокату заниматься другой оплачиваемой деятельностью обусловлен доверительным характером отношений с физическими лицами и представителями юридических лиц, которым он оказывает юридическую помощь. Законодатель этим самым исключает возможность возникновения ситуации, когда интересы органа, организации, предприятия, иной структуры, в которых работал бы адвокат на платной основе, вступали бы в противоречие с интересами его доверителя. Это подрывало бы основополагающий принцип независимости в деятельности адвокатуры и конкретного адвоката, вело бы к возникновению недоверия к адвокату со стороны граждан и представителей организаций, которым он оказывает юридическую помощь. В то же время законодатель допускает совмещение работы адвокатов в органах адвокатских палат субъектов Российской Федерации и в Федеральной палате адвокатов за вознаграждение, определяемое соответственно собранием (конференцией) адвокатов субъекта Федерации и Всероссийским съездом адвокатов, с их адвокатской деятельностью (п. 8 ст. 31, п. 8 ст. 37 Закона). Адвокаты при осуществлении своей профессиональной деятельности самостоятельно выбирают позицию защиты, представительства доверителей. Никто - ни следователь, ни прокурор, ни суд, ни иные лица, наделенные властными полномочиями, - не вправе давать какие-либо указания адвокатам, вмешиваться в их профессиональную деятельность. К примеру, следователь не может препятствовать свиданию адвоката с подозреваемым по просьбе последнего наедине и конфиденциально до начала его первого допроса со следователем. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его адвоката. Принцип независимости адвоката находит свое подтверждение и в ряде международно-правовых документов. В 1947 году была образована Международная ассоциация адвокатов (IBA), объединяющая юридические сообщества, ассоциации адвокатов, отдельных юристов, занятых в сфере международной юридической практики. IBA подготовила заключение на законопроект "Об адвокатуре Российской Федерации", который предшествовал Федеральному закону об адвокатской деятельности и адвокатуре. В заключении справедливо подчеркивалась необходимость поддержки независимости юридической профессии, но одновременно отмечалось, что ни одно государство не в состоянии мириться с полной независимостью профессии адвоката, да и любой другой профессии в современном обществе. По выводу IBA, независимость можно понимать, в частности, как: "независимость от влияния правительства, под которым имеется в виду вмешательство во взаимоотношения клиента и адвоката, препятствующее исполнению последним его профессиональных обязанностей, и законный интерес правительства к любой профессии; независимость путем самоуправления, которая означает, что адвокатура и ее члены должны управлять своими делами самостоятельно. Вместе с тем государственные органы и должностные лица (парламент, правительство, суд, уполномоченный по правам человека) могут проявлять интерес к деятельности адвокатуры; независимость, в основе которой лежит порядочность адвоката, означает, по определению Европейского суда по правам человека, "не более и не менее чем состояние, противоположное состоянию зависимости". Независимость не может являться абсолютной ценностью и должна приниматься во внимание как состояние баланса между интересами государства, гражданина, суда и самой профессии адвоката" <*>. -------------------------------- <*> См.: Вестник Гильдии российских адвокатов. 2000. N 5. С. 9 - 18.

Адвокаты могут свободно высказываться и избирать формы защиты своих доверителей. Но для этого они должны подчиняться дисциплинарной власти своих коллег, образующих независимый "орден", что гарантирует им широкую степень возможности осуществлять юридическую помощь, даже если сталкиваются с интересами государства. История показывает, что наступление на демократию сопровождается, как правило, прямыми или косвенными действиями, урезающими прерогативы адвокатуры <*>. -------------------------------- <*> См.: Шарвен Р. Юстиция во Франции. М., 1978. С. 62 - 63.

В соответствии с основными принципами роли адвокатов, принятыми Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке, в разделе "Гарантии деятельности адвокатов" указано следующее: "16. Правительства должны обеспечивать адвокатам: а) возможность исполнить все их профессиональные обязанности без запугивания, препятствий, беспокойства и неуместного вмешательства; б) возможность свободно путешествовать и консультировать в своей стране и за границей; в) невозможность наказания или угрозы такового и обвинения, административных, экономических и других санкций за любые действия, осуществляемые в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, стандартами и этическими нормами. 17. Там, где безопасность адвокатов находится под угрозой в связи с исполнением профессиональных обязанностей, они должны быть адекватно защищены властями. 18. Адвокаты не должны идентифицироваться с их клиентами и делами клиентов в связи с исполнением их профессиональных обязанностей. 19. Суд или административный орган не должны отказывать в признании права адвоката, имеющего допуск к практике, представлять интересы своего клиента, если этот адвокат не был дисквалифицирован в соответствии с национальным правом и практикой его применения и настоящими Положениями. 20. Адвокат должен обладать уголовным и гражданским иммунитетом от преследований за относящиеся к делу заявления, сделанные в письменной или устной форме при добросовестном исполнении своего долга и осуществлении профессиональных обязанностей в суде, трибунале и другом юридическом или административном органе. 21. Обязанностью компетентных властей является обеспечение адвокату возможности своевременного ознакомления с информацией, документами и материалами дела, а в уголовном процессе - не позднее окончания расследования до досудебного рассмотрения. 22. Правительства должны признавать и соблюдать конфиденциальность коммуникаций и консультаций между адвокатом и клиентом в рамках их отношений, связанных с выполнением адвокатом своих профессиональных обязанностей" <*>. -------------------------------- <*> Основные принципы о роли адвокатов (приняты VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений). Август 1990 г. Нью-Йорк // Советская юстиция. 1991. N 20. С. 19.

В Генеральных принципах этики адвокатов Международной ассоциации юристов (МАЮ) - крупнейшего объединения юристов мира, - одобренных Правлением МАЮ в г. Эдинбурге (Шотландия) в 1995 г., содержится положение о том, что "Адвокаты должны поддерживать высокую степень собственной независимости для того, чтобы иметь возможность дать клиентам беспристрастный совет" <*>. -------------------------------- <*> Генеральные принципы этики адвокатов Международной ассоциации юристов // Российская юстиция. 1986. N 2. С. 51.

В резолюции многостороннего совещания "Адвокатская этика", проведенного в 1999 г. в Праге, отмечалось: "Адвокат должен всячески избегать столкновения интересов, которые могут поставить под сомнение угрозу его независимости или конфиденциальности его отношений с клиентом" <*>. -------------------------------- <*> Вестник Гильдии российских адвокатов. 1999. N 12. С. 33.

Разрабатывая Концепцию судебной реформы в Российской Федерации, эксперты также отстаивали необходимость гарантировать независимость адвокатуры как самоуправляемой общественной организации. Подчеркивалась задача: отразить в законе самоуправление коллегии адвокатов, включая самостоятельность в решении вопросов о ее численном составе, приеме, исключении и дисциплинарной ответственности адвокатов <*>. -------------------------------- <*> См.: Концепция судебной реформы в Российской Федерации / Сост. С. А. Пашин. М., 1992. С. 68 - 69.

Вопрос о гарантиях независимости адвоката затрагивает его личную неприкосновенность, способы и средства осуществления профессиональных функций. Возникает и более широкая проблема - о гарантированности государством экономической неприкосновенности адвоката, о соблюдении предписаний ст. 37 Конституции Российской Федерации. Поскольку государство использует труд адвокатов, оно должно принимать меры охраны их труда, что означает предоставление бесплатных или по сниженным ставкам помещений для работы, льготной оплаты коммунальных услуг и т. п. По мнению Ю. И. Стецовского и Г. Б. Мирзоева, и мы разделяем их понимание проблемы, процессуальная позиция, способы и средства выполнения поручения должны определяться адвокатом независимо от суда, следователя и прокурора. Участвуя в процессе, адвокат вынужден высказываться по разнообразным вопросам дела, и его мнение помогает вырабатывать процессуальные решения. Но оно представляет ценность, когда выражено свободно, без оглядки на частное определение или иной документ, который может служить поводом к постановке вопроса об ответственности адвоката <*>. -------------------------------- <*> Стецовский Ю. И., Мирзоев Г. Б. Профессиональный долг адвоката и его статус. М., 2003. С. 66.

Обеспечивая гарантии независимости адвокатской деятельности, в п. 2 ст. 18 Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации законодатель включил положение, согласно которому адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение; Закон также запрещает требовать от адвокатов и от работников адвокатских образований, от адвокатских палат и от Федеральной палаты адвокатов каких-либо сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам, о чем указывается в п. 3 ст. 18 Федерального закона. Таким образом, адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием (п. 2 ст. 8 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре; п. 3 ч. 3 ст. 56 УПК РФ), равно как у него не могут быть истребованы письменные сведения, связанные с оказанием им юридической помощи по конкретным делам. В практической же работе воздействие на адвокатов осуществляется, и делается это в различных формах: от завуалированных, исходящих от должностных лиц, в том числе от представителей органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации (путем инспирированных законных публикаций и т. п.), до угроз и реальных мер физического воздействия со стороны организованных преступных группировок и криминализованных коммерческих структур (анонимные и прямые угрозы, побои и т. д.) <*>. Поэтому предусмотрена защита государством самого адвоката, членов его семьи и их имущества, что определено п. 4 ст. 18 Федерального закона. Осуществление этой защиты законодатель возлагает на органы внутренних дел, которые обязаны принимать необходимые меры по обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества. -------------------------------- <*> См., например: Петрухин И. Л., Рогаткин А. А. Защитник нуждается в защите // Независимая газета. 1996. 30 июля; Резник Г. М. Спасите адвоката // Метро. 1997. 6 сентября; Кучерена А. Г. Бал беззакония. Диалог адвоката. М., 1999.

Некоторые гарантии независимости адвоката содержатся также в ст. 8 "Адвокатская тайна" Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре. Пункт 5 ст. 18 Федерального закона определяет гарантии адвокату в случае его уголовного преследования: "Уголовное преследование адвоката осуществляется с соблюдением гарантий адвокату, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством". Такого рода гарантии предусмотрены, в частности, п. 8 ч. 1 ст. 447 УПК РФ (категория лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам); п. 10 ч. 1, чч. 2 и 3 ст. 448 УПК РФ (возбуждение уголовного дела в отношении определенной категории лиц, в том числе и адвокатов, к которым применяется особый порядок производства по уголовным делам); ч. 5 ст. 450 УПК РФ (особенности избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий в отношении лиц, к которым применяется особый порядок производства по уголовным делам). То есть можно констатировать, что предпосылкой доверия к адвокату является его личная и профессиональная независимость. Всякое подчинение препятствует исполнению адвокатом профессионального долга. Адвокат не должен заниматься такого рода деятельностью, которая подчиняет его кому-либо или делает зависимым. В избрании средств и способов защиты адвокат должен руководствоваться законом, указаниями науки, практики и своей совести, не допуская никакого влияния, включая и доверителя, каких-либо органов и должностных лиц, в том числе органов и должностных лиц адвокатуры. Пользуясь независимостью, адвокат должен помнить: "Цель не может оправдывать средства, и высокие цели правосудного ограждения общества и вместе с этим защиты личности от несправедливого обвинения должны быть достигаемы только нравственными способами и приемами" <*>. -------------------------------- <*> Кони А. Ф. Собр. соч.: В 8 т. Т. 4. М., 1967. С. 66.

Одновременно, с нашей точки зрения, следует согласиться с позицией авторов учебно-практического пособия "Адвокатская деятельность" в том, что "адвокатура не может быть полностью независима. С одной стороны, отказ от регламентации адвокатской деятельности и невмешательство государства в процесс осуществления профессиональных целей адвокатуры помог бы обеспечить ей наиболее эффективное выполнение возложенных на нее задач, избавить от попыток неправомерного воздействия на адвокатов. С другой стороны, по своей сути адвокатская деятельность является правозащитной, а защита прав и свобод человека и гражданина в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации - обязанность государства. Закрепив за собой эту обязанность конституционно, государство не может полностью делегировать свои правозащитные функции объединению адвокатов и оставить без контроля со своей стороны" <*>. -------------------------------- <*> Адвокатская деятельность: Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. В. Н. Буробина. М., 2003. С. 64.

В то же время изложенное, как нам представляется, требует более четкого законодательного определения (содержательного наполнения) принципа независимости адвокатуры и, естественно, вытекающего из него принципа независимости адвокатской деятельности. Для этого предлагается в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" включить специальную статью: "Недопустимость вмешательства в осуществление адвокатской деятельности", изложив ее в следующей редакции: "1. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, должностных лиц, а также их представителей на адвоката с целью вмешательства в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность. 2. Истребование от адвокатов, а также от работников адвокатских объединений, адвокатских палат или Федеральной палаты адвокатов сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством, не допускается". Нельзя забывать о том, что адвокат при исполнении любого поручения прежде всего является гражданином и только после этого специалистом <*>, именно поэтому обеспечение прав адвокатов, их защита есть условия эффективности и профессионализма предоставляемой ими юридической помощи. Нельзя обеспечить должный уровень и юридическое закрепление действенной системы гарантий от нарушений прав и свобод человека и гражданина, законных интересов физических и юридических лиц без дальнейшего расширения гарантированных прав адвокатского сообщества в целом и каждого адвоката в отдельности. -------------------------------- <*> См.: Филиппов В. Корпоративный интерес не должен ущемлять права на защиту // Российская юстиция. 2002. N 3. С. 52.

Современная российская адвокатура строится на основе принципа самоуправления, что является реальным проявлением демократизма построения адвокатуры. Принцип самоуправления означает, что адвокатура самостоятельно оформляется организационно и самостоятельно управляет всеми своими делами. Адвокатура как независимый, самоуправляющийся институт гражданского общества для более успешного выполнения возложенных на нее задач вправе и должна вырабатывать систему правил, регулирующих различные отношения. При этом следует вырабатывать и устанавливать лишь общие правила, без мелочной опеки. В статьях 22 и 23 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", определяющих организацию и деятельность соответственно коллегий адвокатов и адвокатских бюро, подчеркивается, что ничто в положениях этих статей не может рассматриваться как ограничение независимости адвоката при исполнении им поручения доверителя, а также его личной профессиональной ответственности перед последним. Во многом именно самоуправление обеспечивает независимость адвокатуры, не допускает вмешательства суда, прокуратуры, органов дознания и следствия во внутренние дела адвокатов. Этому способствует организация адвокатских палат по территориальному принципу, а не при судах, недопущением возложения на суд и прокуратуру функций государственного руководства адвокатурой. Органы государственной власти и местного самоуправления также не вправе навязывать адвокатским объединениям и органам адвокатского самоуправления решения и действия, отменять или приостанавливать действие этих решений. В разделе "Профессиональные ассоциации адвокатов" Основных принципов о роли адвокатов (приняты VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке) определено, что адвокатам должно быть предоставлено право формировать самоуправляемые ассоциации для представительства их интересов, постоянной учебы, переподготовки и поддержания их профессионального уровня. Исполнительные органы профессиональных ассоциаций избираются их членами и осуществляют свои функции без внешнего вмешательства. А также, что профессиональные ассоциации должны кооперироваться с правительствами своих государств для обеспечения права каждого на равный и эффективный доступ к юридической помощи, чтобы адвокаты были способны без неуместного вмешательства со стороны помогать своим клиентам в соответствии с законом и признанными профессиональными стандартами и этическими правилами <*>. -------------------------------- <*> Основные принципы о роли адвокатов (приняты VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений). Август 1990 г. Нью-Йорк // Советская юстиция. 1991. N 20. С. 19.

По отношению к адвокатуре в Российской Федерации в соответствии с российским законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре эти рекомендации нашли свое преломление в положениях о том, что хотя адвокатура имеет определенные общие черты с общественными организациями, так как те и другие являются негосударственными некоммерческими организациями, однако адвокатура не является в полном смысле слова общественной организацией <*>, хотя некоторые авторы так не считают. Так, например, в своей работе "Роль адвокатуры в системе обеспечения конституционного права на юридическую помощь" Е. Г. Тарло писал, что ряд авторов относит адвокатуру к общественным организациям и, в частности, считает, что необходимо внести в Конституцию Российской Федерации понятие адвокатуры как общественного правоохранительного органа. Они полагают, что в этом случае найдет законодательное закрепление новый принцип построения правоохранительных органов: от государства - суд, прокуратура, МВД и от общества - адвокатура. Система двойного контроля обеспечит реальность соблюдения и защиты прав человека, реализацию принципа равенства прав участников процесса, состязательность. При таком подходе адвокатское объединение не будет нуждаться в регистрации в каких-либо государственных органах, так как будет функционировать автономно. Соответственно разрешение на создание новых коллегий адвокатов будет необходимо истребовать лишь у высшего самоуправляющегося органа - Союза адвокатов в лице Съезда уполномоченных <**>. Мы не можем разделить это мнение: основное отличие адвокатуры от общественной организации заключается прежде всего в том, что лица, объединяющиеся в общественные организации, сами ставят перед собой цели, задачи, т. е. вырабатывают свои общие интересы. Цели и задачи адвокатуры определяются законом. Другое отличие заключается в том, что организационно адвокатура основана на обязательном членстве адвокатов, обязанности адвоката состоять в адвокатской палате (корпорации). -------------------------------- <*> См.: Подготовка нового закона об адвокатуре затянулась // Российская юстиция. 1997. N 12. С. 24. <**> Тарло Е. Г. Роль адвокатуры в системе обеспечения конституционного права на юридическую помощь. М., 1977. С. 45.

Самоуправление - принцип организации и деятельности адвокатуры. Что же касается адвокатов, то, по-нашему мнению, следует говорить о принципе самостоятельности адвоката как одном из принципов адвокатской деятельности. Принцип самостоятельности подразумевает определение самим адвокатом форм своей деятельности, конечно же, с обязательным соблюдением законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. Так Д. П. Ватман, характеризуя принцип самостоятельности адвоката как позволяющий определить пределы возможных расхождений с клиентом в отношении материально-правовой природы спорного правоотношения, отбора средств и методов защиты и утверждения правовой позиции по делу, указывает на то, что этот принцип обусловливает вместе с тем те нравственные критерии, сообразуясь с которыми адвокат оценивает приемлемость и дозволенность намерений и действий своего доверителя в ходе процесса с позиции их законности и моральной оправданности и принимает решения по возникающим при рассмотрении дела вопросам. Поэтому самостоятельность адвоката и независимость его от клиента при исполнении своих профессиональных обязанностей являются одним из этических начал адвокатской деятельности <*>. -------------------------------- <*> Ватман Д. П. Адвокатская этика. М., 1977. С. 45.

В Федеральном законе "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" говорится, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов. Таким образом, несмотря на то, что адвокаты вправе осуществлять свою деятельность и коллективно, и индивидуально (адвокатский кабинет), они продолжают оставаться единой профессиональной корпорацией - принцип корпоративности. В Словаре русского языка С. И. Ожегова "Корпорация - это объединенная группа, круг лиц одной профессии, одного сословия и т. д." <*>. В Энциклопедическом словаре "Теория управления: социально-технологический подход" "Корпорация (от лат. corporatio - объединение, сообщество) - 1) объединение или сообщество, созданное для реализации специфических интересов, которые отражены в нормах и принципах совместной деятельности" <**>, а "корпоратизм - принцип организации общественной жизни на основе свободного взаимодействия людей в социальной организации" <***>. То есть следует принимать, что адвокатура как профессиональное сообщество адвокатов создается не только для профессиональной защиты прав граждан и юридических лиц, но и для защиты их собственных специфических корпоративных интересов, формирования компетентного, подготовленного адвокатского корпуса, контроля за качеством оказания юридической помощи. -------------------------------- <*> Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. проф. Н. Ю. Шведовой. М., 1984. С. 256. <**> Теория управления: социально-технологический подход: Энцикл. словарь. М., 2004. С. 185. <***> Там же. С. 184.

В то же время принцип корпоративности находится в тесном единстве и взаимозависимости с иными принципами организации и деятельности адвокатуры: независимости, самоуправления, равноправия адвокатов и, конечно же, - принципом законности. Принцип корпоративности характерен как для организации и деятельности адвокатуры, так и для деятельности каждого адвоката как члена корпоративного адвокатского сообщества, публичной корпорации профессиональных юристов, призванной участвовать в отправлении правосудия и оказывать на профессиональной основе правовую помощь. Причем этот принцип закреплен и регулируется не только Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", другими нормативными правовыми актами, но и нормами Кодекса профессиональной этики адвоката, принятого Первым всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г. в развитие требований, предусмотренных ст. 7 "Обязанности адвоката" Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре "в целях поддержания адвокатами между собой чувства правды, чести и сознания нравственной ответственности перед обществом". Вместе с тем организация и деятельность адвокатуры в Российской Федерации на основе принципа корпоративности отнюдь не означает, что адвокатура может действовать независимо от институтов гражданского общества и государства. По этому поводу в своей диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук И. С. Яртых писал: "Стремление адвокатских сообществ (корпораций, объединений) к освобождению от государственного диктата объяснимо. Противостоять беззакониям государственной власти в лице ее чиновничьего аппарата может только независимый адвокат, опирающийся на авторитет и покровительство независимой адвокатской корпорации. И хотя государство, как правило, декларирует независимость и адвоката, и адвокатуры, однако эту независимость можно представлять по-разному. Адвокат скорее доверит решение своей профессиональной судьбы коллегам корпорации, нежели чиновнику Минюста России. Вместе с тем, добиваясь независимости от государственной власти, адвокатура отнюдь не против государственной защиты ее интересов, опеки органов государственного управления при решении трудных вопросов льготной аренды служебных помещений, приемлемых условий социального обеспечения и налогообложения. Словом, с органами государственной власти адвокатура конфликтовать не хотела бы, ибо это не в ее интересах" <*>. -------------------------------- <*> Яртых И. С. Проблемы взаимодействия адвокатуры и государственной власти: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 106.

Действительно, адвокатура как институт функционирует в конкретном государстве, в определенной системе государственных органов и общественных организаций. Она подчинена национальному праву, определяющему и ее правовой статус, и средства правовой защиты, используемые ею при оказании профессиональной юридической помощи. Принцип равноправия адвокатов означает, что вне зависимости от того, в какой форме, индивидуально или коллективно, осуществляется деятельность адвоката, государство не вправе предоставлять ему какие-либо преимущества или устанавливать какие-либо ограничения. Принцип равноправия распространяется также на случаи, когда представительство интересов доверителей осуществляют адвокаты, входящие в разные адвокатские палаты. Равным образом это относится и к взаимодействию адвокатов с правоохранительными органами и их должностными лицами. Принцип равенства означает также равенство адвокатов внутри адвокатского сообщества независимо от каких-либо признаков. И, наконец, принцип равенства означает равный доступ к адвокатской деятельности. В пункте 10 Основных принципов о роли адвокатов, принятых VIII Конгрессом ООН, указывается, что правительства, профессиональные ассоциации адвокатов и учебные заведения обеспечивают отсутствие дискриминации в ущерб какому-либо лицу в отношении начала или продолжения профессиональной адвокатской практики по признаку расы, цвета кожи, пола, этнического происхождения, религии, политических или иных взглядов, национального или социального происхождения, имущественного, сословного, экономического или иного положения, за исключением того, что требование, согласно которому адвокат должен являться гражданином соответствующей страны, не рассматривается как дискриминационное. А пункт 11 этих Принципов гласит: "В странах, где существуют группы, общины или регионы, чьи потребности в юридической помощи не обеспечены, особенно, если такие группы имеют отличие в культуре, традициях, языке или были жертвами дискриминации в прошлом, правительства, профессиональные ассоциации адвокатов и учебные институты должны принять специальные меры по созданию благоприятных условий для лиц из этих групп, желающих заниматься юридической практикой, и должны обеспечить им подготовку, достаточную для обеспечения нужд этих групп" <*>. Надо отметить, что нормы Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" соответствуют этим международным требованиям, более того, из смысла п. 6 ст. 9 "Приобретение статуса адвоката" Закона вытекает, что статус адвоката могут получить в порядке, установленном Федеральным законом, и заниматься адвокатской деятельностью в России также иностранные граждане и лица без гражданства. -------------------------------- <*> Основные положения о роли адвокатов (приняты VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений). Август 1990 г. Нью-Йорк // Советская юстиция. 1991. N 21. С. 19.

В изложенных материалах этого параграфа диссертационной работы мы рассмотрели принципы организации и деятельности современной российской адвокатуры, закрепленные в Федеральном законе "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". В то же время ряд авторов, исследующих различные аспекты деятельности адвокатуры, ее правового статуса и пр., кроме отмеченных в Федеральном законе, выделяет ряд принципов, не указанных в ст. 3 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре. Так, например, Е. Г. Тарло <*> и авторы учебно-практического пособия "Адвокатская деятельность" <**> под общей редакцией В. Н. Буробина считают, что адвокатура Российской Федерации действует на основе "принципа территориальности". -------------------------------- <*> Тарло Е. Г. Роль адвокатуры в системе обеспечения конституционного права на юридическую помощь. М., 2001. С. 89. <**> Адвокатская деятельность: Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. В. Н. Буробина. М., 2003. С. 63.

В своей работе "Адвокатская этика" Д. П. Ватман как один из принципов адвокатской деятельности называет "принцип престижа профессии", который, по его мнению, проявляется прежде всего во взаимоотношениях адвоката с судом, находит свое выражение в отношениях с лицами, участвующими в деле, и другими участниками процесса, а также в чувстве профессиональной солидарности адвокатов - поверенных, представляющих противоположные интересы сторон в гражданско-правовом споре, но всегда являющихся товарищами по профессии <*>. -------------------------------- <*> Ватман Д. П. Адвокатская этика. М., 1977. С. 53 - 54.

Профессор А. Д. Бойков и профессор Н. И. Капинус предлагают к принципам деятельности адвокатуры отнести "гуманизм", "соблюдение нравственных начал профессии" <*>. -------------------------------- <*> Бойков А. Д., Капинус Н. И. Адвокатура России: Учебное пособие. М., 2000. С. 12.

Ю. А. Дмитриев и М. А. Шапкин считают, что в Российской Федерации адвокатура, среди прочих, действует и на основе следующих принципов: "справедливости и гуманизма", а также "соблюдения норм профессиональной этики и сохранения адвокатской тайны" <*>. -------------------------------- <*> Дмитриев Ю. А., Шапкин М. А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. М., 2002. С. 267.

С. Н. Бабурин, А. Г. Глисков, А. И. Забейворота полагают, что "важнейшим принципом деятельности адвокатуры является принцип обеспечения органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов гарантий независимости адвокатуры в целом и каждого адвоката в отдельности, функционирования деятельности адвокатов, оказывающих в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, юридическую помощь бесплатно, и выделения адвокатским образованиям при необходимости служебных помещений и средств связи" <*>. -------------------------------- <*> Бабурин С. Н., Глисков А. Г., Забейворота А. И. Комментарий к закону "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". М., 2003. С. 103.

Попытаемся определить свою позицию об отнесении к числу принципов адвокатской деятельности и принципов деятельности адвокатуры внесенных предложений. Полагаем, что высказанные С. Н. Бабуриным, А. Г. Глисковым и А. И. Забейворота мнения об отнесении к "важнейшим принципам деятельности адвокатуры" отмеченных "гарантий независимости адвокатуры в целом и каждого адвоката в отдельности", как их определили авторы, недостаточно аргументированы. Все отмеченные ими положения находят свое отражение в целом ряде статей Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации и входят в той или иной мере в содержание принципов законности, независимости и самоуправления. Одновременно представляется, что следует согласиться с мнением о том, что адвокатура в Российской Федерации строится и действует на основе принципа территориальности. Это находит свое подтверждение в ст. 29 "Адвокатская палата субъекта Российской Федерации" Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре, в п. 8 которой определено, что "на территории субъекта Российской Федерации может быть образована только одна адвокатская палата, которая не вправе образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территориях других субъектов Российской Федерации. Образование межрегиональных и иных межтерриториальных адвокатских палат не допускается". Деятельность одной адвокатской палаты в одном субъекте Федерации позволяет контролировать профессиональный уровень адвокатов, привлекать их к работе с малоимущим населением, определять порядок оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокуратуры или суда и т. п. В то же время каждый отдельный адвокат вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории Российской Федерации без какого-либо дополнительного разрешения, что нашло закрепление в п. 5 ст. 9 отмеченного Федерального закона. Закон не ограничивает адвоката территорией, на которой он вправе осуществлять свою деятельность. При этом никто не вправе требовать от адвоката, проживающего на другой территории или внесенного в иной региональный реестр, какого-либо разрешения для выполнения своих обязанностей на "чужой" территории. Это очень важное законодательное установление. Оно дает возможность гражданину приглашать адвоката из других регионов, быть более защищенным от местного влияния на правосудие и законность <*>. Поэтому изложенное дает нам основания утверждать, что принцип территориальности является принципом деятельности адвокатуры, и это необходимо закрепить в Федеральном законе об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации, но одновременно принцип территориальности нельзя относить к принципам адвокатской деятельности. -------------------------------- <*> См.: Адвокатура в России: Учебник для вузов / Под. ред. проф. Л. А. Демидовой, В. И. Сергеева. М., 2005. С. 110.

Что же касается предложений Д. П. Ватмана, А. Д. Бойкова, Н. И. Капинуса, Ю. А. Дмитриева, М. П. Шапкина отнести к принципам деятельности адвокатуры принципы престижа профессии, гуманизма, соблюдения нравственных начал профессии, справедливости и гуманизма, соблюдения профессиональной этики и сохранения адвокатской тайны, то, во-первых, ряд из них повторяет, дублирует друг друга. А во-вторых, и это главное, их скорее следует включить в Кодекс профессиональной этики адвоката, так как они ближе к Принципам и нормам профессионального поведения адвоката, которые содержатся в ст. 1 - 14 этого Кодекса, в которых реализуются задачи формирования нравственных критериев профессионального поведения адвокатов, ставятся задачи поддержания традиций адвокатуры и выработка на их основе адвокатской профессии. Адвокатское сообщество призывает к тому, что Кодекс профессиональной этики адвоката дополняет и развивает правила, установленные законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре <*>. -------------------------------- <*> См.: Кодекс профессиональной этики адвоката // Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. 2003. N 1 (1). С. 33 - 40.

Представляется, что принципы и нормы профессионального поведения адвоката, указанные в Кодексе профессиональной этики адвоката, могли бы быть дополнены следующими принципами и нормами: порядочность; этичность в речах и методах ведения дел; добросовестность в ведении дел; скромность и самокритичность адвоката; принципиальность и настойчивость адвоката; конфиденциальность труда; умеренность и щепетильность в гонорарных вопросах <*>. А также общительность; способность расположить к себе человека; способность принимать быстрые и правильные решения <**>; демократизм деятельности и доступность для населения. Кроме того, видимо, можно предположить, что со временем, изменением социально-экономической обстановки в государстве, развитием институтов гражданского общества, ростом правовой культуры населения какие-либо принципы и нормы профессионального поведения адвоката, нашедшие закрепление в Кодексе профессиональной этики адвоката, станут самостоятельными принципами адвокатской деятельности, разовьются и лягут в основу принципов организации и деятельности адвокатуры. -------------------------------- <*> См. более подробно по этому вопросу: Ария С. Мир спасет доброта. О нравственных началах адвокатской деятельности // Российская юстиция. 1996. N 2. С. 49 - 51. <**> См.: Садовникова Е. Адвокатура изнутри // Наша газета. МГЮА. 2004. N 4 (24) апрель. С. 7.

Так, например, мы предлагаем в число принципов адвокатской деятельности включить принцип профессионализма адвокатской деятельности. Понятие профессиональной деятельности в российской правовой литературе раскрывается применительно к юристам следующим образом: "Любой вид деятельности... должен осуществляться именно профессионально, а не дилетантски, не случайными, мало что знающими и еще меньше умеющими людьми... Признак профессионализма деятельности означает: осуществление деятельности по принятым методикам; соблюдение требований к ее процессу и результатам; возмездность деятельности; влияние субъекта на осуществляемую им работу" <*>. -------------------------------- <*> Жалинский А. Э. Профессиональная деятельность юриста. М., 1997. С. 36.

С. Ария считает, что мало знать дело и владеть знанием его предмета, необходимо изучить до конца любую проблему, относящуюся к нему, прочитать всю доступную научную литературу, ознакомиться с судебной практикой, вести кодификацию и картотеку. Этот труд окупится не только в данном конкретном деле, он обеспечит адвоката бесценным багажом знаний. Только хорошо знающего проблему адвоката будут внимательно слушать судьи, только он сможет считать себя выполнившим нравственный долг перед доверившимся ему человеком <*>. -------------------------------- <*> Ария С. Мир спасет доброта. О нравственных началах адвокатской деятельности // Российская юстиция. 1996. N 2. С. 50.

Профессионализм адвокатской деятельности обеспечивается определенными требованиями к лицу, желающему стать адвокатом: он должен иметь высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении, либо ученую степень по юридической специальности; иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в течение сроков, установленных законом. Кроме того, лицо, претендующее на получение статуса адвоката, должно успешно сдать квалифицированный экзамен, после чего квалификационная комиссия при адвокатской палате субъекта Российской Федерации принимает решение о присвоении ему статуса адвоката. Эти достаточно строгие требования оправданы, поскольку призваны обеспечить высокое качество оказываемой адвокатами юридической помощи и служить защите прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц. Профессионализм адвокатов гарантируется подконтрольностью их деятельности <*>. В этом мы согласны с профессором А. Г. Кучереной, причем полагаем, что профессионализм адвокатов в значительной мере гарантируется контролем как со стороны государства, так и институтов гражданского общества. -------------------------------- <*> См.: Кучерена А. Г. Адвокатура: Учебник. М., 2004. С. 114.

Полагаем, что адвокатура в целом и каждый конкретный адвокат должны действовать гласно, т. е. в ее основе должен лежать принцип гласности. Об этом, в частности, в разные годы писали В. В. Семянников и И. Ю. Сухарев <*>, Ю. И. Стецовский называет гласность одним из демократических принципов организации и деятельности адвокатуры <**>. Гласность, с нашей точки зрения, является принципом деятельности и адвокатуры, и каждого адвоката. При этом принцип гласности, как представляется, означает открытость деятельности адвокатуры и адвоката, доступность для населения средств массовой информации. Посредством реализации этого принципа общество осуществляет контроль за деятельностью адвокатуры, что является одним из условий нормального функционирования любого института гражданского общества. В порядке обратной связи обеспечение принципа гласности повышает уровень информированности населения о деятельности адвокатуры, успехах и недостатках в этой работе и, как одно из следствий, позволяет им обращаться за помощью в адвокатуру и к адвокату с большим доверием. -------------------------------- <*> Семянников В. В., Сухарев И. Ю. Советская адвокатура. М., 1982. С. 52 - 53. <**> Стецовский Ю. И. Советская адвокатура. М., 1989. С. 38.

Конечно же, требуется определенное ограничение этого принципа. Это определяется конституционными требованиями, а также нормами федерального законодательства. Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции Российской Федерации "каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну". Одновременно в ч. 3 ст. 55 Конституции определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения необходимы в любом демократическом обществе. Права и свободы человека нельзя рассматривать как абсолютные - человек живет в обществе и действует в системе общественных взаимосвязей. Для нормального функционирования демократического общества нужен определенный порядок. Поэтому невозможно представить цивилизованные общества без соблюдения его членами обязанностей как перед государством, на территории которого они проживают, так и перед другими людьми. Если бы каждый имел ничем не ограниченные права и свободы, то любое общество было бы ввергнуто в хаос и анархию. В законодательстве практически всех стран мира содержатся специальные положения, ограничивающие определенные права и свободы человека <*>. -------------------------------- <*> См.: Конституция Российской Федерации: Комментарий / Под общ. ред. Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова. М., 1994. С. 284 - 286.

Так, например, перечень сведений, относимых к государственной тайне, установлен Законом РФ "О государственной тайне" (ст. 5). Существуют различные виды служебной тайны (следственная, тайна совещательной комнаты в суде, нотариальная, врачебная и т. п.). Специально охраняемой законом является коммерческая тайна и ее различные разновидности: банковская (ст. 857 ГК РФ), тайна страхования (ст. 946 ГК РФ) и др. Специально охраняемой законом является военная тайна. Понятие "служебная и коммерческая тайна" дается в Гражданском кодексе РФ (ст. 139). Согласно Закону информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом или иными правовыми актами. Правительством Российской Федерации установлен Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Разглашение охраняемой законом тайны влечет установленную материальную (в судебном порядке), дисциплинарную или уголовную ответственность (ст. 183 УК РФ - незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну; ст. 283 УК РФ - разглашение государственной тайны; ст. 310 УК РФ - разглашение данных предварительного следствия и др.). Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в ст. 8 дает понятие "адвокатская тайна". В этой статье Закона "Адвокатская тайна" определено, что "1. Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. 2. Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием. 3. Проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения. Полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей. Указанные ограничения не распространяются на орудия преступления, а также на предметы, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации". Закон (ч. 1 ст. 8) определяет адвокатскую тайну как "любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю". Причем адвокат может получить сведения от доверителя, которые являются адвокатской тайной, как во время обращения к нему за оказанием юридической помощи, так и в процессе исполнения поручения. Законодатель устанавливает, таким образом, что не только адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием ему юридической помощи без его на то согласия (подп. 5 п. 4 ст. 6 Федерального закона), но и другие лица не вправе истребовать от адвоката такие сведения. Гарантиями сохранения адвокатской тайны являются: запрет допрашивать в качестве свидетеля защитника подозреваемого, обвиняемого об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с участием в производстве по уголовному делу (п. 2 ч. 3 ст. 56 УПК РФ); запрет допрашивать адвоката вообще об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи (п. 3 ч. 3 ст. 56 УПК РФ; п. 2 ст. 8 Закона об адвокатуре); обеспечение адвокату возможности свидания с подозреваемым до первого его допроса наедине и конфиденциально, без ограничения во времени, за исключением случая необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого (ч. 4 ст. 92 УПК РФ); запрет на истребование от адвоката и от работников адвокатских образований сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам (п. 3 ст. 18 Закона об адвокатуре); особый порядок производства в отношении адвоката по уголовным делам (п. 8 ч. 1 ст. 447; п. 10 ч. 1, чч. 2 и 3 ст. 448 и ч. 5 ст. 450 УПК РФ). Особо отметим, что п. 3 ст. 18 Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации запрещает истребование от адвокатов, а также от работников адвокатских образований сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам. Адвокатам необходимо иметь в виду, что нарушение адвокатом адвокатской тайны, разглашение им сведений, сообщенных ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи, без согласия на то доверителя, всегда считалось серьезным нарушением, влекущим применение мер дисциплинарной ответственности, вплоть до прекращения статуса адвоката <*>. -------------------------------- <*> См.: Барщевский М. Ю. Организация и деятельность прокуратуры в России: Научно-практическое пособие. М., 1997. С. 77 - 80.

Учитывая отмеченное, считаем целесообразным дополнить п. 2 ст. 3 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской федерации" положением о том, что адвокатура действует (кроме иных принципов) на основе принципа гласности, а также дополнить этот Закон статьей "Гласность адвокатской деятельности и адвокатуры" следующего содержания: "Федеральная палата адвокатов Российской Федерации, адвокатские палаты субъектов Российской Федерации, их исполнительные органы, а также адвокаты осуществляют свою деятельность гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод человека и гражданина, настоящего Федерального закона, других федеральных законов о государственной и иной специально охраняемой законом тайне". Представляется, что адвокаты как представители профессионального сообщества адвокатов, коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации должны на регулярной основе представлять информацию о своей деятельности средствам массовой информации - на радио, телевидение, газетам, иным средствам информации, выступать в печати. Выступления в СМИ помогают обратить внимание общества на вопиющие нарушения закона <*>. -------------------------------- <*> См.: Садовникова Е. "О решении стать адвокатом я не жалел никогда!" (Интервью с А. Г. Кучереной) // Наша газета. МГЮА. 2004. N 4 (24) апрель. С. 3.

Эту деятельность должны осуществлять также адвокатские палаты субъектов Российской Федерации, Федеральная палата адвокатов Российской Федерации, которые могли бы образовать в своем составе специальные подразделения, которые бы проводили постоянную работу по поддержанию связей со СМИ; эти организации адвокатского сообщества могли бы выступать и в качестве учредителей специальных печатных изданий (газет и журналов). Вот, например, что по этому поводу писал еще в 1926 году в своей работе "Советская адвокатура" член Московской Коллегии защитников Э. С. Ривлин: "Мы предлагаем объединение советских адвокатов печатным словом, этим одним из наиболее могучих видов спайки и объединения людей. Президиум Московской Коллегии защитников в недалеком будущем начнет издавать журнал под заглавием "Революционная законность". Отчего бы местным коллегиям защитников не принимать в этом журнале активное участие, как со стороны организационной, так и научного сотрудничества! Активное сотрудничество в этом журнале местных коллегий защитников обеспечит систематический обмен опыта, обмен мнений по наболевшим вопросам адвокатуры и будет способствовать правильному разрешению этих вопросов" <*>. -------------------------------- <*> Ривлин Э. С. Советская адвокатура. М., 1926. С. 59.

Отметим, что Федеральная палата адвокатов Российской Федерации выступила учредителем федерального издания "Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации". В статье "Гласность и оперативность - важнейшие приоритеты", опубликованной в первом номере названного журнала, президент Федеральной палаты адвокатов России Е. В. Семеняко отметил следующее: "Уважаемые коллеги! Перед вами первый номер "Вестника Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации" - официального печатного издания федерального органа адвокатского самоуправления. Федеральной палате адвокатов предстоит решить множество вопросов и проблем по организационному, правовому, социально-экономическому строительству обновленной российской адвокатуры. Огромное значение в этой связи имеет информационное обеспечение деятельности органов Федеральной палаты. Гласность и оперативность в информировании о деятельности органов Федеральной палаты адвокатов - наши важнейшие приоритеты" <*>. Кроме того, в апреле 1995 г. был основан общественно-правовой журнал "Российский адвокат", популярный журнал, в редакционную коллегию которого входят не только представители сообщества адвокатов, но и депутаты Государственной Думы, Верховного, Высшего арбитражного судов РФ, Министерства юстиции РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Российской академии наук и др. Издается информационно-аналитический журнал "Адвокатские вести" и др. Представляется, что работа в этом направлении должна быть продолжена. Конечно же, хотелось бы надеяться, что "Вестник" Федеральной палаты Российской Федерации и другие адвокатские журналы не будут ограничиваться только публикацией принятых органами Федеральной палаты решений, на их страницах найдут отражение конкретные проблемы, с которыми сталкиваются адвокаты в российских регионах, поиски путей разрешения этих проблем. Наряду с этим важно получать своевременную информацию об изменениях в законодательстве, о поступающих от адвокатов и органов Адвокатских палат предложениях по совершенствованию российского законодательства, о положительных примерах адвокатской деятельности, знакомиться с авторитетными представителями нашей профессии и т. д." -------------------------------- <*> Семеняко Е. В. Гласность и оперативность - важнейшие приоритеты // Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. 2003. N 1 (1). С. 3.

В первом разделе Кодекса профессиональной этики адвоката определены принципы и нормы профессионального поведения адвоката, к числу которых отнесены принципы доверия, независимости адвоката, принцип состоятельности и др. В части 7 ст. 2 Кодекса указано: "Все принципы и нормы профессионального поведения, изложенные в настоящем Кодексе, являются руководством к деятельности адвоката при оказании юридической помощи" <*>. Поэтому, поскольку по общему правилу принципы определяют наиболее общие признаки и требования (к кому-либо или чему-либо), то они должны являться обязательными для всех адвокатов Российской Федерации. Но Кодекс был принят делегатами Первого Всероссийского съезда адвокатов 31 января 2003 г. и является внутриведомственным нормативным актом, он не входит в число нормативных актов, указанных в ст. 4 "Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре" Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", поэтому имеет ограниченную юридическую силу и его действие распространяется прежде всего на членов профессионального сообщества адвокатов. -------------------------------- <*> Кодекс профессиональной этики адвоката // Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. 2003. N 1 (1). С. 33.

Учитывая изложенное, мы делаем вывод о том, что не все определенные в Кодексе профессиональной этики адвоката принципы поведения адвоката можно отнести к числу "основных". К основным принципам могут быть отнесены только такие, которые, во-первых, отражают главные, объективно необходимые стороны и проявления деятельности адвоката и, во-вторых, характеризуют стойкие, закономерно существующие отношения и связи в процессе осуществления адвокатом своей деятельности. Поэтому мы полагаем, что к числу принципов деятельности адвокатуры должны быть отнесены, кроме указанных в Федеральном законе "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", принцип территориальности, а также принцип гласности. Полагаем также, что ч. 2 ст. 3 "Адвокатура и государство" отмеченного Федерального закона должна быть изложена в следующей редакции: "Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, гласности, территориальности, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов". К числу основных принципов адвокатской деятельности следует отнести следующие: принципы законности, независимости адвоката, профессионализма, гласности, самостоятельности, самоуправления, корпоративности, равноправия адвокатов. Статью 1 "Адвокатская деятельность" Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" следовало бы дополнить пунктом следующего содержания: "2. Адвокатская деятельность осуществляется на основе принципов законности, независимости, профессионализма, гласности, самостоятельности, корпоративности, равноправия адвокатов".

Название документа