Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью по расследованию серийных убийств

(Исаенко В.) ("Законность", 2005, N 9) Текст документа

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ СЕРИЙНЫХ УБИЙСТВ

В. ИСАЕНКО

В. Исаенко, профессор ИПК РК Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В связи с повышением требований к качеству расследования серийных убийств назрела необходимость разработки методики прокурорского надзора за исполнением законов на этом участке правоохранительной деятельности.

Специфика расследования серийных убийств выражается в том, что в рамках единого производства расследуются несколько совершенных одним и тем же лицом преступлений. Это оптимизирует процесс, обеспечивает его полноту, всесторонность и объективность. Те же цели преследует формирование прокурором следственной группы для ведения производства по объединенному уголовному делу с приданием ей соответствующего оперативно-розыскного, информационного, экспертно-криминалистического и консультативного обеспечения. Вместе с тем в основы методики прокурорского надзора за расследованием серийных убийств должны входить не только организационно-управленческие и процессуальные, но также криминалистические составляющие. Информационной базой для разработки методики прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следователей, расследующих серийные убийства, могут служить: 1) федеральные законы, регулирующие надзорную деятельность прокуратуры; уголовно-процессуальное и уголовное законодательство; Закон об оперативно-розыскной деятельности; приказы, указания и другие руководящие документы Генерального прокурора РФ; 2) материалы обобщения и анализа надзорной, следственной, судебной практики по уголовным делам о серийных убийствах; 3) теоретические положения и практические рекомендации криминалистики об организации, тактике и методике расследования убийств, взаимодействии следователей и сотрудников оперативно-розыскных подразделений при расследовании преступлений; 4) научная и методическая литература по вопросам организации и осуществления прокурорского надзора за расследованием преступлений. На этой основе возможно определение круга общих и частных задач, основных объектов и средств прокурорского надзора при расследовании серийных убийств. В качестве обязательных объектов прокурорского надзора по каждому уголовному делу выделяются следующие элементы: возбуждение уголовного дела или отказ в его возбуждении; задержание и арест подозреваемого и обвиняемого; привлечение к уголовной ответственности; соблюдение прав и законных интересов обвиняемого, потерпевшего и других участников процесса; обеспечение достаточности доказательств для принятия процессуальных решений; разрешение дела по существу <*>. -------------------------------- <*> См.: Соловьев А. Б., Багаутдинов Ф. Н. Надзор за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия // Настольная книга прокурора / Под ред. С. И. Герасимова. М.: Экслит, 2002.

Расследование серийных убийств, совершенных без очевидцев, имеет отличия от расследования иных преступлений как по процессуальному, так и по криминалистическому содержанию. Это оказывает непосредственное влияние на характер и содержание деятельности прокурора по надзору за их расследованием. Начало расследования серийных убийств связано в первую очередь с соединением прокурором в одном производстве группы уголовных дел об убийствах, виновные в которых не установлены, но есть достаточные основания полагать, что эти преступления совершены одним лицом (ч. 2 ст. 153 УПК), а также с поручением его расследования следственной группе, опять-таки создаваемой постановлением прокурора (ч. 2 ст. 163 УПК). Назначаемый им руководитель следственной группы принимает объединенное уголовное дело к своему производству и организует ее работу (ч. 3 ст. 163 УПК). Таким образом, на рассматриваемом этапе, который можно назвать организационным, деятельность прокурора осуществляется посредством реализации им комплекса различных полномочий: 1) организационно-управленческих (административных); 2) по осуществлению уголовного преследования; 3) надзорных, использование которых ориентировано на обеспечение целенаправленной работы по установлению и изобличению серийного убийцы. На ее первоначальном этапе объект прокурорского надзора - работа по устранению недостатков, ранее допущенных при расследовании отдельных убийств, и одновременно - деятельность следователей и сотрудников уголовного розыска, направленная на установление того, кто их совершил. В поле зрения прокурора или его заместителя находится выполнение скоординированного плана следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых с этими целями. Он обязан обращать внимание на то, чтобы по мере получения новой полезной информации она незамедлительно включалась бы в розыскной процесс. При выдвижении и проверке версий объектом прокурорского внимания являются их реальность, обоснованность и полнота исследования. С этой целью он обязан: а) регулярно изучать материалы следствия и оперативно-розыскной работы; б) заслушивать доклады руководителей следственной группы и группы оперативного обеспечения, а также ответственных за отдельные направления работы следователей; в) давать указания о дополнительной проверке той или иной версии, уточнении отдельных обстоятельств, устранении противоречий между доказательствами и контролировать их выполнение. При осуществлении прокурорского надзора за расследованием, проводимым следственной группой, важным моментом является его организация. Необходимо установить такой порядок надзора за законностью производства по отдельным эпизодам расследуемого дела, который обеспечивал бы своевременное выявление и устранение нарушений закона. Но прокурору физически невозможно охватить проверками на протяжении всего хода расследования все эпизоды преступлений, по которым ведется расследование. В таких условиях целесообразно сочетание методов постоянного и выборочного контроля хода работы по раскрытию отдельных убийств серии. Объектом постоянного контроля должно быть наиболее перспективное для раскрытия преступление с использованием всего массива данных о предполагаемом преступнике. При появлении в поле зрения следователей и сотрудников уголовного розыска предполагаемого серийного убийцы руководитель следственной группы обязан немедленно известить об этом прокурора. Это необходимо для того, чтобы задержание вероятного преступника в качестве подозреваемого было произведено только по предусмотренным законом основаниям, т. е. после получения доказательств, указывающих на совершение или высокую вероятность совершения им одного или более убийств расследуемой серии. Вопрос об участии прокурора в допросе подозреваемого решается в каждом случае в зависимости от его необходимости и целесообразности. Однако участие прокурора в планировании допроса и выработке его тактики обязательно. Он же обязан проконтролировать соблюдение следователем требования закона об обеспечении права подозреваемого на защиту и своевременном начале участия защитника в проведении следственных действий с подозреваемым. В интересах полноты, объективности и всесторонности исследования версии о совершении подозреваемым убийств прокурор дает соответствующие указания руководителю следственной группы и контролирует использование следователями всех процессуальных, криминалистических, оперативно-розыскных возможностей получения и использования уличающих подозреваемого доказательств, а также проверку его алиби. В ходе уголовного преследования обвиняемого целесообразно участие прокурора в его некоторых допросах (в том числе при предъявлении обвинения), в проверках показаний на месте, в предъявлении для опознания свидетелям или оставшимся в живых потерпевшим. В предмет прокурорского надзора за исполнением законов следователями и сотрудниками органов дознания, объединяющими усилия в раскрытии и расследовании серийных убийств, должны входить: 1) организация взаимодействия в соответствии с положениями, установленными уголовно-процессуальным законом и Законом об оперативно-розыскной деятельности; 2) направленность скоординированных действий на выполнение единых задач раскрытия и расследования серийных убийств на началах разделения процессуальных и оперативно-розыскных функций; 3) строгое исполнение требований закона, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина; 4) обоснованность, конкретность и выполнение поручений, направляемых следователями органам дознания; 5) своевременное и полное выполнение сотрудниками оперативно-розыскных подразделений поручений следователей, незамедлительное информирование их об имеющих криминалистическое значение промежуточных результатах; 6) обеспечение проведения процессуальных и оперативно-розыскных действий, а также принятие решений исключительно по основаниям и в порядке, которые установлены действующим законодательством; 7) объективность следователей в использовании данных оперативно-розыскной деятельности при планировании следственных действий по их проверке, а также при решении вопросов о тактике их использования в работе с подозреваемыми и обвиняемыми. Особое внимание при расследовании убийств прокурор обязан обращать на активность использования следователями возможностей уголовной регистрации. В поле зрения прокурора при этом должны находиться: 1) факты проведения следователями проверок следов, предметов и документов по соответствующим системам уголовной регистрации (справочным, розыскным учетам, криминалистическим коллекциям и картотекам); 2) полнота проверок, т. е. использование соответствующих баз данных местного, регионального, а при необходимости и федерального уровня; 3) исследование результатов проверок процессуальным путем; 4) обеспечение доказательственного значения результатов проверок, в том числе путем назначения идентификационных экспертиз проверяемых и находящихся в соответствующей криминалистической коллекции объектов для установления их тождества и единства источника происхождения. Процесс уголовного преследования обвиняемого прокурор обязан направлять таким образом, чтобы в деятельности по его изобличению принимались максимальные меры по установлению источников соответствующих доказательств, а также по выявлению возможных фактов совершения обвиняемым других убийств. При выполнении указанной выше и другой работы, а также при проверке законности и обоснованности принимаемых следователями процессуальных решений прокурор может результативно использовать научные рекомендации. Но в то же время полагаем, что требуется уточнение некоторых рекомендаций. На наш взгляд, их содержание и характер должны более соответствовать УПК, Закону о прокуратуре, а также приказам Генерального прокурора РФ. В них следовало бы четче разделить функции прокурора по руководству уголовным преследованием и по надзору за процессуальной деятельностью следователей, а также конкретизировать их применительно к различным этапам деятельности группы. Нежелателен параллелизм в формах деятельности надзирающего прокурора и других прокурорских работников, должностное положение и процессуальные полномочия которых не равнозначны. На наш взгляд, целесообразно внести дополнение в ч. 2 ст. 163 УПК, предоставив право поручения расследования группе следователей не только прокурору или начальнику следственного отдела, но и заместителю прокурора. Есть факты признания судами незаконными постановлений о создании следственных групп, вынесенных заместителями прокуроров. В Центральном федеральном округе был случай, когда защитники подозреваемых обжаловали в суд действия следователей, требуя признать их незаконными по тем основаниям, что они входили в состав следственной группы, постановление о создании которой вынес заместитель прокурора области, в то время как ч. 2 ст. 163 УПК предоставляет такое полномочие только прокурору или начальнику следственного отдела, а ч. 6 ст. 37 УПК наделяет полномочиями процессуального руководства уголовным преследованием только прокурора города, района, его заместителя, вышестоящего и приравненных к ним прокуроров. По этим и другим основаниям федеральный судья районного суда признал производство обысков незаконным и обязал работников прокуратуры возвратить изъятую продукцию и оборудование владельцам. Кассационное представление прокурора области областной суд оставил без удовлетворения, также посчитав, что заместитель прокурора области не вправе создавать своим постановлением группу следователей. На основе анализа положений УПК РФ, а также ст. ст. 15 и 18 Закона о прокуратуре нами было высказано мнение по вопросу о правомочности создания следственной группы постановлением заместителя прокурора области. В его действиях не было усмотрено превышения служебных полномочий и нарушения ч. 6 ст. 37 и ч. 2 ст. 163 УПК РФ, поскольку он является заместителем прокурора субъекта Российской Федерации по должности и, следовательно, вправе принимать процессуальные решения такого рода. Президиум областного суда согласился с доводами надзорного представления прокурора области и отменил постановление судьи районного суда в этой части. В заключение заметим, что проблемы прокурорского надзора за исполнением законов при выявлении, раскрытии и расследовании серийных убийств необходимо рассматривать во взаимосвязи с общими проблемами обеспечения раскрытия, расследования и предупреждения единичных убийств и других особо тяжких преступлений против личности.

Название документа