Некоторые вопросы организации служебно-боевой подготовки в подразделениях уголовно-исполнительной системы

(Гришин Д. А.) ("Закон и армия", 2005, N 7) Текст документа

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Д. А. ГРИШИН

Гришин Д. А., адъюнкт кафедры Управления органами и учреждениями УИС Академии права и управления МЮ РФ, капитан внутренней службы.

Эффективность функционирования учреждений, исполняющих уголовные наказания, в значительной степени зависит от уровня профессионального мастерства личного состава. Увеличение штатной численности и одновременный отток из уголовно-исполнительной системы квалифицированных кадров выдвигают в качестве одной из важнейших проблему профессиональной подготовки сотрудников. Решение ее возможно на основе научно-обоснованной организации профессионального обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы в соответствии с рекомендациями психологии и педагогики. Рассмотрение вопросов профессиональной подготовки сотрудников УИС невозможно без определения основных ее направлений и форм, в которых она осуществляется. Существенное влияние на организацию управления оказывает складывающаяся в исправительном учреждении оперативная обстановка. В зависимости от ее состояния выделяют управление в условиях нормальной, сложной оперативной обстановки и при чрезвычайных обстоятельствах (далее ЧО) <*>. В первом случае управление осуществляется на основе текущих планов, установленных регламентов, как правило, без привлечения дополнительных сил и средств. Сложная оперативная обстановка предполагает разработку специальных мероприятий по ее нормализации, оказание практической помощи, более жесткий контроль за работой таких учреждений. Значительно отличается управленческая деятельность УИС при чрезвычайных обстоятельствах различного рода. Таких, как групповые неповиновения осужденных, массовые беспорядки, захваты заложников, побеги, а также различные аварии и стихийные бедствия. -------------------------------- <*> См.: Организация управления в уголовно-исполнительной системе: Учебник. Т. 1. / Под общ. ред. Ю. А. Чайки. Рязань, 2002. С. 42 - 43.

В соответствии с данными видами управления нам хотелось бы предложить собственную классификацию видов профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы. Классификация видов профессиональной подготовки сотрудников УИС. 1. Профессиональная подготовка для повседневного несения службы в условиях стабильной оперативной обстановки. 2. Профессиональная подготовка для несения службы в условиях сложной оперативной обстановки в учреждении. 3. Профессиональная подготовка к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Хотелось бы отметить, что подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы базируется на общих педагогических принципах, исходных требованиях, выполнение которых обеспечивает решение основных задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. Они представляют собой интерактивные, обобщенные выводы из опыта подготовки и результатов ее научных исследований. Однако, как отмечают некоторые ученые, подготовка сотрудников УИС имеет свою специфику, которая обусловлена рядом факторов: - она проводится с людьми, которые занимаются специфической деятельностью и для участия в занятиях на время отрываются от нее; - она проводится для людей, как правило, уже имеющих профессиональное образование и нередко обладающих немалым опытом решения профессиональных задач; - она является именно подготовкой, а не обучением; - она отличается особыми целями, задачами, организацией, содержанием, формами, методами, условиями и критериями эффективности <*>. -------------------------------- <*> См.: Организация управления в уголовно-исполнительной системе: Учебник. Т. 2. / Под общ. ред. Ю. А. Чайки. Рязань, 2002. С. 364.

Первый вид профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы на сегодняшний день является наиболее освещенным в научно-теоретическом плане. Разработаны, закреплены в ведомственных нормативных актах и успешно применяются на практике программы подготовки различных категорий сотрудников. Полностью отлажен механизм переподготовки и повышения квалификации сотрудников УИС. Для этой цели создана и успешно функционирует система учебных заведений Минюста России. К видам профессиональной подготовки сотрудников для повседневного несения службы в условиях стабильной оперативной обстановки можно отнести следующие: 1) дополнительное начальное профессиональное образование; 2) повышение квалификации; 3) переподготовка; 4) стажировка; 5) послевузовское профессиональное образование; 6) самостоятельная учеба. А также разделы служебно-боевой подготовки и физической подготовки. К основным видам занятий по служебной и боевой подготовке для несения службы в условиях стабильной оперативной обстановки можно отнести: лекции, семинарские и некоторые практические занятия и групповые упражнения. Кроме этого, в системе служебной и боевой подготовки существуют такие формы обучения, как дискуссии, круглые столы, деловые игры, научно-практические конференции, выездные занятия в учреждениях и другие. Одним из видов профессиональной подготовки сотрудников УИС является физическая подготовка. Она организуется в соответствии с Приказом Минюста России от 12 ноября 2001 г. N 301 "Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников УИС Минюста России" и представляет собой плановый учебно-тренировочный процесс, направленный на физическое развитие и укрепление здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы. Основными видами учебно-тренировочных занятий для несения службы в условиях стабильной оперативной обстановки являются занятия общеразвивающего характера, обеспечивающие сотрудникам высокий уровень физической выносливости и укрепление здоровья. Среди них можно выделить спортивную гимнастику, легкую атлетику, плавание и др. Таким образом, профессиональная подготовка сотрудников УИС в условиях стабильной оперативной обстановки представляет собой урегулированный в нормативных актах Минюста России комплекс запланированных учебно-тренировочных занятий, направленных на передачу сотрудникам и приобретение ими совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения повседневных служебных обязанностей. Он осуществляется как по месту службы, в процессе непосредственной служебной деятельности, так и с отрывом от исполнения служебных обязанностей в образовательных учреждениях Минюста России. Второй вид профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы является на сегодняшний день в научно-теоретическом плане наименее освещенным. Не существует и специальной программы подготовки сотрудников к действиям в условиях сложной оперативной обстановки. Целесообразность выделения данного вида в самостоятельный вид профессиональной подготовки обусловливается рядом факторов: 1. В условиях осложнения оперативной обстановки в исправительном учреждении сотрудникам приходится выполнять больший объем работы. Это связано, как правило, с увеличением продолжительности рабочего дня, повышенными физическими и психологическими нагрузками. Все это требует более высокого уровня профессиональной подготовленности всех сотрудников УИС. 2. Увеличивается количество функциональных обязанностей. Это требует от сотрудника дополнительных знаний, умений и навыков, которые должны быть направлены на стабилизацию оперативной обстановки в учреждении. 3. Осложнение оперативной обстановки не является на сегодняшний день редким явлением. Оно может как предшествовать наступлению чрезвычайных обстоятельств, так и проистекать в период прекращения действий чрезвычайных обстоятельств и характеризоваться побочными негативными явлениями. Для изучения данного аспекта профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы необходимо рассмотреть факторы, влияющие на состояние оперативной обстановки и причины ее осложнения в учреждениях УИС. Все это позволит, как нам кажется, дифференцировать основные направления подготовки и выбрать наиболее оптимальные формы учебно-тренировочных занятий для сотрудников уголовно-исполнительной системы. Среди основных факторов, негативно влияющих на состояние оперативной обстановки в исправительном учреждении, можно выделить факторы природного, техногенного и социального характера. 1. К негативным факторам природного характера можно отнести неблагоприятные природные явления, не носящие глобального характера и не причиняющие вреда исправительному учреждению, но затрудняющие работу сотрудников всех отделов и служб. Неблагоприятным явлением такого рода являются туманы, сильные осадки в виде дождя или снега, ураганный ветер и другие. Представленные природные явления сами по себе не несут прямой угрозы учреждению УИС, однако могут послужить причиной возникновения чрезвычайных обстоятельств криминального характера, таких, как групповые неповиновения, массовые беспорядки, побеги осужденных из мест заключения под стражу либо мест лишения свободы и некоторые другие. 2. Факторы техногенного характера представляют собой незначительные аварии на промышленных объектах либо транспорте, влекущие за собой кратковременные перебои в обеспечении устойчивой работы объектов уголовно-исполнительной системы. Среди них можно выделить отключение электричества, перебои в водо - и газоснабжении. Данные факторы существенно влияют на состояние оперативной обстановки и являются, как правило, причиной перехода учреждения УИС на усиленный вариант несения службы. 3. Негативные факторы социального характера представляются одними из наиболее распространенных факторов, существенно влияющих на состояние оперативной обстановки в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Они представляют собой неповиновение ненасильственного характера со стороны осужденных и могут проявляться в форме отказа от выхода на работу, отказа от приема пищи, невыполнения требований о прекращении нарушений режима отбывания наказания и т. п. Под неповиновением осужденных администрации учреждения следует понимать случаи отказа от исполнения обращенного к ним требования представителя администрации, который в силу своего должностного положения имел право предъявить им данное требование, а осужденные обязаны и могли его выполнить, но умышленно не выполнили. К противодействию администрации мест лишения свободы можно отнести и случаи оказания сопротивления, не носящего агрессивный характер. Например, сопротивление осужденного при водворении его в штрафной изолятор. Следует выделить и такой признак неповиновения осужденных (заключенных под стражу), как противодействие администрации в осуществлении ее функций. Сюда необходимо отнести: подстрекательство осужденных к противодействию администрации в укреплении правопорядка в учреждении УИС; организацию группировок отрицательной направленности; организацию картежной игры и уклонение от исполнения возложенных на осужденных законом обязанностей. Как отмечает Е. Г. Ищенко, "поводами проявления неповиновения осужденных (заключенных под стражу) администрации учреждения являются: - неправомерные действия осужденных (заключенных под стражу): вымогательство продуктов питания, склонение к мужеложству, борьба за лидерство, провокационные действия по отношению к администрации, притеснение слабых и т. п.; - неправильные или неумелые действия администрации при задержании нарушителей режима, водворении их в помещение камерного типа или штрафной изолятор, проведение обыска и тому подобное" <*>. -------------------------------- <*> См.: Ищенко Е. Г. Ненасильственные формы неповиновения осужденных и заключенных под стражу как фактор, дестабилизирующий нормальную деятельность мест лишения свободы и заключения под стражу / Труды Академии МВД РФ. М., 1993. С. 83.

Представленные поводы могут служить реальным толчком к развитию чрезвычайного обстоятельства. Администрации исправительного учреждения необходимо приложить максимум усилий, чтобы не допустить его развития. Единственной реальной возможностью недопущения развития чрезвычайных обстоятельств является организация целенаправленной профессиональной подготовки сотрудников к действиям в подобных условиях, то есть в условиях осложнения оперативной обстановки в учреждении. В связи с этим целесообразно, на наш взгляд, выделить основные признаки осложнения оперативной обстановки в учреждении УИС, связанные с недостатками в организации профессиональной подготовки сотрудников. Ими являются: - ослабление влияния администрации на осужденных; - отсутствие целенаправленной системы предупреждения этих эксцессов; - недостаточное научное и методическое обеспечение борьбы с ненасильственными формами сопротивления, слабое использование зарубежного опыта; - недооценка администрацией учреждения возможности перерастания ненасильственных форм сопротивления спецконтингента в преступные действия агрессивного характера; - просчеты в стратегии и тактике пресечения эксцессов подобного рода; - пассивность администрации, отсутствие стремления изменить обстановку, неуверенность в своих силах и средствах либо неправильная оценка оперативной обстановки. С осложнением оперативной обстановки возникает вопрос о мерах по предупреждению и пресечению чрезвычайных обстоятельств. С этой целью в учреждениях УИС разрабатываются оперативные планы действий сотрудников при чрезвычайных обстоятельствах социального характера, не повлекших, но способных, при определенном стечении обстоятельств, повлечь за собой криминальные последствия. Они включают в себя действия личного состава учреждения уголовно-исполнительной системы при голодовках, забастовках и иных формах ненасильственного неповиновения осужденных и заключенных под стражу. Данными планами предусматривается создание сводных отделов (отделений) исправительных колоний (далее ИК) и следственных изоляторов (далее СИЗО), порядок взаимодействия с органами внутренних дел. Кроме этого, в них определяются объекты и места, наиболее уязвимые в оперативном отношении, задачи и примерная тактика действий сотрудников по предупреждению, локализации и пресечению групповых эксцессов и т. д. Исключительно важной задачей руководителей ИК (СИЗО) является обеспечение оперативной готовности подразделений уголовно-исполнительной системы к действиям на случай перерастания неповиновений ненасильственного характера в преступные деяния агрессивного характера. Основными задачами личного состава УИС при резком осложнении оперативной обстановки в учреждении, вызванном групповыми эксцессами ненасильственного характера, являются: - блокирование в целях локализации мест возникновения конфликтных ситуаций собственными силами учреждения УИС, а также нарядами приданных сил; - усиление охраны объектов и правопорядка на их территории; - выявление и документирование действий организаторов групповых негативных проявлений; - ввод групп оперативного реагирования на охраняемый объект для прекращения конфликта. Для решения подобных задач важно, чтобы каждый сотрудник знал свое место в группе немедленного реагирования и был способен в нужный момент применить свои знания, умения и навыки. Именно поэтому трудно переоценить важность профессиональной подготовки сотрудников к действиям в условиях возникновения эксцессов ненасильственного характера, принимающих массовый характер в местах лишения свободы. Главное внимание в организации профессиональной подготовки в условиях сложной оперативной обстановки в учреждении уделяется изучению отдельных разделов служебно-боевой подготовки, а также некоторых направлений физической подготовки. Занятия с личным составом учреждений УИС по подготовке сотрудников к действиям в сложной оперативной обстановке проводятся в следующих формах: теоретические занятия (лекции, семинары и индивидуальные занятия), практические тренировки и упражнения, командно-штабные и оперативные учения. При организации теоретической подготовки особое внимание уделяется вопросам, связанным с условиями и порядком применения сотрудниками УИС к правонарушителям (осужденным и иным лицам) физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Кроме этого, изучается алгоритм и методика действий при возникновении групповых неповиновений осужденных некриминального характера (отказ от выхода на работу, голодовка и др.), а также неблагоприятных ситуаций, связанных с явлениями природного или техногенного характера. В раздел теоретической подготовки можно включить и занятия по психологической подготовке личного состава к действиям в условиях сложной оперативной обстановки. Весь комплекс теоретических занятий должен быть направлен на предотвращение развития чрезвычайной ситуации и скорейшее восстановление нормальных условий функционирования учреждения УИС. К практическим тренировкам и упражнениям следует относить комплекс занятий по практическому закреплению полученных теоретических знаний. Они представляют собой систему учебных ситуаций, возникающих при выполнении комплекса задач по предотвращению развития в учреждении УИС чрезвычайных обстоятельств. Данные занятия проводятся как непосредственно в подразделениях, так и в образовательных учреждениях УИС. Тренировочные занятия в подразделении организуются его руководителем либо лицом, специально назначенным для проведения подобного рода занятий. Они включают в себя штабные и иные тренировки и упражнения по преодолению заранее смоделированных конфликтных ситуаций между сотрудниками УИС и осужденными и поиск компромиссных решений, не ущемляющих прав и законных интересов осужденных. Данные занятия могут проводиться также в форме командно-штабных и тактико-специальных учений. Это позволяет выработать у сотрудников всех отделов и служб учреждения навыки ведения переговоров с осужденными и тем самым предотвратить возможное развитие чрезвычайных обстоятельств. Преимущество командно-штабных и комплексных оперативных учений перед другими формами обучения состоит в том, что они могут воспроизводить ситуации, возникающие в любых условиях при управлении учреждением УИС. Представленные виды профессиональной подготовки личного состава к действиям в условиях сложной оперативной обстановки являются на сегодняшний день наиболее приемлемыми. При организации командно-штабных и тактико-специальных учений в подразделениях УИС по пресечению развития ЧО необходимо помнить, что максимального эффекта от подобных учебно-тренировочных занятий можно добиться, лишь задействовав весь личный состав и особенно руководителей отделов и служб учреждения. Тактико-специальные учения по пресечению противоправных действий осужденных, не носящих криминального характера, должны быть наиболее приближены к реальной обстановке и осуществляться поэтапно. На первом этапе целесообразно провести в наиболее короткие сроки сбор личного состава учреждения по тревоге и привести его в боевую готовность. На следующем этапе учения руководителям учреждения необходимо произвести оценку имеющихся сведений о негативных проявлениях со стороны осужденных и причинах возникновения противоречий между осужденными и администрацией. После этого руководителю учреждения следует переходить к проведению разъяснительной работы с осужденными с целью добровольного прекращения неповиновения и изъятию лиц, призывающих к неповиновению. На следующем этапе учений необходимо проводить комплекс оперативных и профилактических мероприятий по всестороннему и полному расследованию происшедшего события и недопущению перерастания ненасильственных форм неповиновения в насильственные. На заключительном этапе следует подведение итогов тактико-специальных учений. Выявление допущенных сотрудниками недостатков. Причем всесторонней оценке подвергается каждый сотрудник, принимавший участие в учениях. Отработка боевых приемов борьбы, навыков обращения со специальными средствами индивидуальной защиты и активной обороны, применяемыми сотрудниками уголовно-исполнительной системы, и оружием также, на наш взгляд, является формой индивидуальной подготовки личного состава УИС к действиям в условиях сложной оперативной обстановки в исправительном учреждении. В настоящее время повышенное значение приобретают вопросы обеспечения личной безопасности сотрудников УИС. Именно поэтому мы разделяем мнение А. В. Буданова о необходимости включения в программу служебной и боевой подготовки вопросов обеспечения личной безопасности сотрудников <*>. -------------------------------- <*> См.: Буданов А. В. Обучение сотрудников правоохранительных органов тактике и методам обеспечения личной безопасности: Учеб. пособие / ГУК МВД РФ. Метод. Центр. М., 1997. С. 12.

Таким образом, профессиональная подготовка сотрудников УИС к действиям в условиях сложной оперативной обстановки представляет собой самостоятельное направление профессиональной подготовки и включает в себя целый комплекс взаимосвязанных теоретических и практических занятий, направленный на теоретическое изучение, практическое закрепление и совершенствование сотрудниками учреждений УИС навыков деятельности по предотвращению чрезвычайных обстоятельств и приведению оперативной обстановки в учреждении в нормальное состояние. Рассматривая вопросы профессиональной подготовки личного состава УИС к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств, нам необходимо прежде всего определить, что входит в понятие чрезвычайное обстоятельство. Как соотносятся между собой такие наиболее часто употребляемые термины, как "чрезвычайная ситуация", "чрезвычайное обстоятельство" и "чрезвычайное происшествие"? В чем отличие этих терминов от понятия "режим особых условий"? По нашему мнению, требуется не только разграничить эти категории, но и дать им научно обоснованные формулировки, определить наиболее приемлемые. Некоторые авторы полагают, что среди всего многообразия терминов, характеризующих особые условия деятельности правоохранительных органов, ключевым является термин "чрезвычайная ситуация" (далее - ЧС). Так, С. А. Старостин выделяет основные условия и причины возникновения ЧС: - они вызываются действиями человека (неосознанными либо целенаправленными, как, скажем, неквалифицированные действия промышленного персонала или захват заложников) или же природными явлениями; - они возникают внезапно, протекают стремительно и имеют долговременные негативные последствия; - они характеризуются не только экономическими, социальными, но и экологическими последствиями <*>. -------------------------------- <*> См.: Старостин С. А. Проблемы понятийного аппарата и классификация чрезвычайных ситуаций / Академия управления МВД России. Совершенствование системы экстренного реагирования ОВД и ВВ на ЧО: Тр. Акад. упр. М., 1997. С. 63 - 64.

По сфере проявления их можно разделить на чрезвычайные ситуации социально-политического, природного, техногенного характера, а также комбинированные чрезвычайные ситуации. К социально-политическим ЧС относятся: межнациональные конфликты; массовые беспорядки в населенных пунктах и местах лишения свободы (содержания под стражей); деятельность вооруженных и иных особо опасных преступников, бандитских формирований; захват важных объектов, заложников, воздушных судов; террористические акты. Данный вид чрезвычайных ситуаций по-другому можно именовать как ЧС криминального характера. Исследуя негативные процессы, происходящие в местах лишения свободы, профессор Н. П. Барабанов предлагает следующее определение ЧС криминального характера: "Чрезвычайной ситуацией криминального характера в ИУ следует считать такую ситуацию, когда криминогенные процессы и явления, происходящие среди осужденных, и другие факторы обусловили создание сложной оперативной обстановки, вызвали панические настроения, распространение слухов, причинение тяжкого вреда здоровью осужденных или персоналу, совершение осужденными убийств, нападений на персонал, захват заложников, побеги, групповые хулиганства, неповиновения, массовые беспорядки, возникновение угрозы жизни осужденных и персоналу, нарушение устойчивого функционирования исправительных учреждений" <*>. По нашему мнению, предложенное определение достаточно полно раскрывает понятие ЧС в местах лишения свободы. В нем прослеживается связь между криминогенными процессами и явлениями и состоянием оперативной обстановки в ИУ, а также конкретизируются основные признаки и негативные социальные последствия наступления ЧС криминогенного характера в местах лишения свободы. -------------------------------- <*> См.: Барабанов Н. П. Предупреждение и пресечение чрезвычайных ситуаций криминального характера в исправительных учреждениях: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2001. С. 15 - 16.

К природным ЧС относятся наиболее неблагоприятные для человека и общества климатические и гидрологические, резко ограниченные по характеру границ и зон поражения явления: землетрясения, цунами, лавины, ураганы, тайфуны, смерчи, шквалы, наводнения <*>. -------------------------------- <*> См.: Мягков С. М. География природного риска. М., 1996. С. 16 - 17.

К техногенным ЧС относятся: промышленные, транспортные и прочие катастрофы на промышленных, энергетических объектах; при перевозке (транспортировке) опасных грузов; при загрязнении воды, почвы, воздуха токсичными веществами <*>. -------------------------------- <*> См.: Порфирьев Б. Н. Государственное управление в чрезвычайной ситуации. М., 1991. С. 38.

Комбинированные характеризуются сочетанием чрезвычайных ситуаций различного характера. Кроме этого, профессор А. К. Микеев выделяет в своей работе критерии чрезвычайных ситуаций. К ним он относит "типы и виды ЧС, масштабы распространения последствий; уровни привлекаемых для ликвидации последствий сил и средств" <*>. -------------------------------- <*> См.: Микеев А. К. Управление органами внутренних дел при чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие. М., 1995. С. 8.

Под чрезвычайной ситуацией следует понимать определенную обстановку, сложившуюся в результате аварии, опасного природного либо негативного социально-политического явления, катастрофы, стихийного бедствия, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Таким образом, под чрезвычайной ситуацией в учреждениях УИС необходимо понимать обстановку, вызванную явлениями, событиями и процессами социального, природного, техногенного и экологического характера, представляющую собой реальную опасность и угрозу охране порядка и соблюдению законности в местах лишения свободы (содержания под стражей), жизни и здоровью подозреваемых, обвиняемых, осужденных, персоналу и иным лицам, находящимся в районе дислокации этих учреждений, системам жизнеобеспечения, материальным и духовным ценностям, окружающей среде. Под чрезвычайным происшествием в учреждении УИС следует понимать определенное социально значимое событие криминального либо некриминального характера, нарушающее нормальный ритм функционирования учреждения, а также повседневную деятельность сотрудников УИС, иных лиц и спецконтингента. Чрезвычайные обстоятельства, по словам С. Г. Реброва, представляют собой такие условия функционирования органов государства и управления, предприятий, организаций, учреждений, а также жизнедеятельности людей в период локализации и ликвидации процессов и явлений в социальной и техногенной сферах, природной среде, которые существенно влияют на нормальный ритм жизни общества и требуют принятия специальных мер защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, среды обитания, материальных и иных ценностей от уничтожения, повреждения, хищения, и вызывают необходимость восстановления нормальной работы объектов жизнеобеспечения <*>. -------------------------------- <*> См.: Основы управления в органах внутренних дел: Учебник для образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД РФ / Под ред. проф. А. П. Коренева. М., 2003. С. 356.

Представленное определение позволяет нам выделить основные признаки ЧО. 1. ЧО вызываются негативными явлениями в социальной и техногенной сферах и природной среде. 2. ЧО порождают особые условия функционирования органов государства и управления, предприятий, организаций, учреждений, а также жизнедеятельности людей. 3. ЧО требуют решительного государственного вмешательства в лице специальных органов с целью устранения наступивших вредных последствий. Такие ученые, как С. Ю. Паничкин и А. В. Мелехин, определяют чрезвычайные обстоятельства как "разновидность конфликтных ситуаций, для урегулирования которых необходимо введение особой формы государственного управления" <*>. Данное определение, по нашему мнению, рассматривает ЧО в узком смысле, т. е. характеризует ЧО как процесс, вызванный негативными явлениями криминального или некриминального характера в социальной сфере. В нем не рассматривается организация деятельности государственных органов по восстановлению нормальной работы объектов жизнеобеспечения, вызванная процессами и явлениями в техногенной сфере и природной среде. -------------------------------- <*> См.: Паничкин С. Ю., Мелехин А. В. Подготовка органов внутренних дел к действиям в условиях чрезвычайных обстоятельств // ВНИИ МВД РФ. Некоторые вопросы совершенствования деятельности ОВД и ВВ: Сб. науч. тр. адъюнктов. М., 1998. С. 12.

И. П. Щербань в своей работе, сравнивая понятия ЧС и ЧО, говорит: "ЧС и ЧО схожи по своему содержанию - они создают обстановку. В то же время они отличаются по явлениям, их вызывающим: если ЧС возникают в силу природных, техногенных и биогенных событий, то на возникновение ЧО влияют также события криминального и социально-политического характера" <*>. Кроме этого, в ФКЗ "О чрезвычайном положении" термин "чрезвычайная ситуация" как одно из оснований введения режима чрезвычайного положения употребляется применительно к явлениям только природного, техногенного и экологического характера <**>. Социально-политические события криминального и некриминального характера законодатель не относит к ЧС. -------------------------------- <*> См.: Щербань И. П. Организация взаимодействия в УИС при возникновении ЧО: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2003. С. 12 - 13. <**> См.: СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277.

Данную точку зрения разделяют и практические работники УИС. Проведенное нами анкетирование сотрудников различных отделов и служб исправительных учреждений и СИЗО показало, что 73% опрошенных считают, что ЧО в УИС являются следствием именно негативных социальных явлений криминального характера. Однако, как нам кажется, рассматривать понятие "чрезвычайное обстоятельство" только как определенный вид общественных отношений, сложившихся в результате различных ситуаций, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, порядку управления, а также общественному строю, будет не совсем правильно. Понятие ЧО по своему содержанию является более широким. Подтверждение этому можно найти в ведомственных нормативных документах. Так, в Инструкции по планированию действий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах задачи по ликвидации пожаров, последствий взрывов, затоплений, смерчей и тайфунов, химического, бактериологического заражения, иных событий, угрожающих жизни и здоровью персонала и спецконтингента на объектах УИС, обозначаются, но не раскрываются, так как все расчеты привлекаемых сил и средств отражаются в других специальных планах по линиям гражданской обороны и ведомственной противопожарной службы, разработка которых регламентируется другими нормативными правовыми актами <*>. -------------------------------- <*> См.: Приказ МЮ РФ от 14 января 2002 г. N 8. п. 3.4.

Соответственно, под чрезвычайным обстоятельством в уголовно-исполнительной системе следует понимать такие условия жизнедеятельности работников УИС и спецконтингента, а также условия функционирования учреждения УИС в целом, которые существенно влияют на нормальный ритм работы аттестованного и неаттестованного персонала, подозреваемых, обвиняемых и осужденных, требуют принятия специальных мер защиты их жизни, здоровья, прав и свобод, материальных и иных ценностей и вызывают необходимость восстановления нормальной работы объектов УИС. На основании изложенного нам хотелось бы сделать вывод, что чрезвычайные ситуации, чрезвычайные обстоятельства и чрезвычайные происшествия являются близкими по значению понятиями, вызывающими особые условия для деятельности учреждений и органов УИС, однако данные термины имеют некоторые различия. 1. Термин "чрезвычайная ситуация" применяется в основном для определения неблагоприятной обстановки, вызванной в УИС обстоятельствами природного и техногенного характера, а также крупными и длительными неблагоприятными социальными процессами и явлениями, такими, как массовые беспорядки, захваты заложников и др. 2. Понятие "чрезвычайное происшествие" охватывает лишь кратковременные и единичные события социального характера, резко нарушающие нормальный ритм работы учреждений УИС. 3. Понятие "чрезвычайное обстоятельство" является, как нам кажется, наиболее общим. Оно включает в себя как чрезвычайное происшествие, так и чрезвычайную ситуацию и применяется для определения деятельности учреждений и органов УИС по локализации и ликвидации ЧП и ЧС. То есть, рассматривая деятельность органов УИС по нейтрализации ЧП и ЧС, употребляется термин "чрезвычайное обстоятельство". Понятия "чрезвычайная ситуация" и "чрезвычайное обстоятельство" тесно связаны с термином "режим особых условий". Так, термин "режим особых условий" означает особый правовой режим деятельности органов и учреждений УИС, допускающий ограничение прав и свобод осужденных (подозреваемых, обвиняемых), иных граждан, а также сотрудников и возложение на них дополнительных обязанностей. Как справедливо отмечает В. И. Спицин, основанием для введения данного правового режима являются как ЧО и ЧС в местах расположения исправительных учреждений, так и чрезвычайное и военное положение <*>. -------------------------------- <*> См.: Спицин В. И. Правовые и организационные основы деятельности учреждений и органов УИС МЮ РФ в режиме особых условий: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 12.

Таким образом, режим особых условий в УИС вводится как ответная реакция государства в лице специальных органов, применяемая для восстановления бесперебойной работы объектов УИС в целом, обеспечения безопасности осужденных, иных граждан, аттестованного и неаттестованного персонала. Возникновение чрезвычайных обстоятельств объективно вызывает появление новых, более актуальных задач и увеличение объема ранее выполнявшихся функций. Это неизбежно приводит к изменению режима функционирования учреждений УИС в сторону повышения интенсивности и увеличения продолжительности работы личного состава, использованию приданных и взаимодействующих сил других органов и общественных организаций, изменению традиционной структуры управления, созданию временных структурных подразделений. Успех действий учреждений и органов УИС при возникновении чрезвычайных обстоятельств наряду с правильной организацией и продуманным планированием обеспечивает достаточная подготовленность личного состава к действиям в таких условиях. Подготовка сотрудников УИС к действиям при ЧО осуществляется в традиционных формах (лекции, семинары, практические занятия, групповые упражнения, тренировочные занятия и т. д.) Кроме этого, применяются и такие активные формы подготовки, как оперативные игры, учения. Подготовку личного состава уголовно-исполнительной системы к действиям при возникновении ЧО можно рассматривать в широком и узком смыслах. В узком смысле подготовку личного состава можно рассматривать как практическую отработку в ходе проведения тактико-строевыех занятий, штабных тренировок, командно-штабных, тактико-специальных учений алгоритма действий при возникновении в учреждении УИС чрезвычайных обстоятельств. В широком смысле профессиональная подготовка к действиям при ЧО включает в себя весь комплекс запланированных учебно-тренировочных занятий с сотрудниками УИС, направленный на теоретическое изучение и практическое закрепление навыков по тактико-специальной, огневой и физической подготовке, военной топографии, медицине, гражданской обороне, материалов по специальным и юридическим вопросам. В рамках предложенной нами классификации целесообразно рассматривать профессиональную подготовку в узком смысле, то есть как практическую отработку сотрудниками УИС импровизированных ситуаций, связанных с возникновением ЧО и проведением оперативных тренировок, командно-штабных и тактико-специальных учений по их локализации и ликвидации. Оперативные тренировки, штабные и тактико-специальные учения можно, на наш взгляд, объединить общим термином - оперативная игра. Оперативная игра представляет собой систему учебных, взаимосвязанных между собой оперативно-служебных ситуаций, возникающих в реальной действительности при выполнении учреждениями и органами УИС комплекса задач по обеспечению безопасности сотрудников, гражданского персонала, осужденных (заключенных под стражу), иных лиц, а также объектов УИС от внутренних и внешних посягательств. По словам Д. А. Курбанова, преимущество оперативной игры перед другими формами обучения состоит в том, что "она позволяет конструировать любой ход событий и наглядно показывает последовательность и эффективность принимаемых управленческих решений" <*>. -------------------------------- <*> См.: Курбанов Д. А. Управление силами и средствами органов и учреждений внутренних дел при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в СИЗО: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Акад. Упр. МВД РФ. М., 1997. С. 16.

Среди наиболее прогрессивных методов, используемых при подготовке личного состава УИС к действиям при возникновении ЧО, следует выделить метод анализа и проигрывания конкретных ситуаций и проблемный метод. Использование предложенных методов в процессе оперативной игры позволит всем ее участникам глубже изучить и понять специальный типовой план действий сотрудников УИС при ЧО, выработать умения и навыки целенаправленных действий в реальной обстановке, отработать сложный механизм взаимодействия сил и средств, задействованных по плану на всех этапах ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств. Общий сценарий всей оперативной игры и методика ее проведения должны, на наш взгляд, выдерживаться в логической последовательности: от простого к более сложному и включать в себя как вопросы служебно-боевой и физической, так и вопросы психологической подготовки. Все это может быть достигнуто, во-первых, созданием в ходе оперативной игры целесообразных физических и психологических трудностей, вызывающих физические неудобства и внутренние отрицательные эмоции (деятельность сотрудников УИС должна проходить в условиях недостатка информации и времени); во-вторых, воссозданием, путем демонстрации кинофрагментов или видео - и аудиозаписи, внешней картины ЧО. Эффективность оперативной игры должна достигаться как профессиональной организацией всех ее этапов, так и высоким уровнем итоговой оценки знаний сотрудников УИС с использованием современных технологий. Объективная оценка знаний, умений и навыков сотрудников УИС по итогам оперативной игры по вопросам оперативно-служебной деятельности в условиях сложной обстановки и при ЧО, нормативной, социально-правовой регламентации работы личного состава, позволит наметить пути совершенствования учебного процесса в целом, а также содержания и методики теоретического и практического обучения по отдельным дисциплинам. В заключение, хотелось бы отметить, что подготовка сотрудников является постоянным и непрерывным процессом, обеспечивающим нормальное функционирование объектов УИС. Основные виды профессиональной подготовки необходимо рассматривать в единстве, не отдавая предпочтения ни одному из направлений. Предложенная нами классификация предоставляет возможность лишь конкретизировать основные ее виды. Это позволит выработать, с использованием комплекса психолого-педагогических знаний, единые специальные программы подготовки сотрудников к действиям в условиях сложной оперативной обстановки и при возникновении ЧО.

Название документа