Сделайте помощь таможенного брокера эффективной!

(Мамченко А.)

("Коллегия", N 5, 2003)

Текст документа

СДЕЛАЙТЕ ПОМОЩЬ ТАМОЖЕННОГО БРОКЕРА ЭФФЕКТИВНОЙ!

А. МАМЧЕНКО

Александр Мамченко, ведущий таможенный инспектор Главного управления тарифного и нетарифного регулирования ГТК РФ.

В современных условиях таможенный брокер стал неотъемлемым участником рынка услуг в сфере таможенного дела. Наличие профессионально-ориентированной, лицензированной посреднической организации способствует активизации внешнеэкономической деятельности, значительно облегчает положение ее субъектов. Это необходимое условие внедрения в практику передовых форм осуществления таможенного оформления и контроля, повышения гарантии поступления таможенных платежей в федеральный бюджет, пресечения злоупотреблений отдельными должностными лицами своими служебными обязанностями. В настоящем материале речь пойдет о различных аспектах взаимоотношений таможенного брокера и представляемого им лица.

Таможенным брокером является юридическое лицо, созданное в соответствии с российским законодательством в виде коммерческой организации и осуществляющее на основании лицензии ГТК России от собственного имени, но за счет и по поручению клиента операции по таможенному оформлению, а также иные посреднические функции, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенный брокер является своего рода "страховой компанией" рисков, связанных с исполнением обязательств перед таможенным органом, и вдобавок предоставляет расширенный спектр дополнительных услуг: адвоката, консультанта, финансового менеджера, юриста и т. д.

С позиции таможенных органов формирование института таможенных брокеров направлено исключительно на предотвращение возможных потерь федерального бюджета в результате неквалифицированных или неправомерных действий участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). По этой причине таможенное законодательство не уделяет достаточного внимания вопросам взаимоотношений таможенного брокера с представляемым лицом.

Безусловно, регулирование таких взаимоотношений (по причине их договорного характера) относится к ведению гражданского права. Однако специфика института таможенных брокеров гражданским законодательством не раскрывается. Более того, таможенное законодательство содержит ряд положений в этой области, противоречащих нормам гражданского права.

Таким образом, участники ВЭД ввиду возможной некомпетентности могут испытывать определенные трудности при заключении договоров с таможенными брокерами. Так как же избежать подобных проблем, а также проблем, связанных с последующим исполнением условий договора и защитой интересов сторон?

Таможенный брокер, прежде чем участвовать в таможенном оформлении, реализовывать предоставленные ему права и исполнять возложенные на него обязанности, должен установить договорные отношения с представляемым лицом. Рассмотрим элементы таких отношений.

В соответствии со ст. 157 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) и п. 10 Положения о таможенном брокере, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.07.1996 N 873 (Положение), взаимоотношения таможенного брокера с представляемым лицом строятся на основе нотариально заверенного письменного публичного договора. Далее, в п. 12 Положения и п. 1.11 Порядка лицензирования и осуществления контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов (Приказ ГТК России от 15.06.1998 N 392) уточнено применение этой нормы, с указанием случаев, когда нотариальное удостоверение договора не требуется:

- если предметом договора является разовое совершение таможенным брокером операций по таможенному оформлению одной партии товаров, стоимость которой не превышает 5000 МРОТ;

- если предметом договора является совершение действий при предварительных операциях;

- в иных случаях, устанавливаемых ГТК России.

Однако согласно ст. 163 ГК РФ требование нотариального удостоверения договора устанавливается законом либо соглашением сторон. Отсюда следует, что исключение из требования нотариального удостоверения договора, закрепленного в законе, может устанавливаться исключительно законом. В ст. 157 ТК РФ (имеющего силу закона) установлено общее требование нотариального удостоверения договора таможенного брокера с представляемым лицом, сформулированное без каких-либо изъятий. Следовательно, исключения из этого требования, содержащиеся в Постановлении Правительства РФ и Приказе ГТК России, юридически ничтожны.

Подпункт "б" п. 12 Положения устанавливает, что нотариального удостоверения договора не требуется, если предметом договора является совершение действий при осуществлении предварительных операций. Но такого договора не может быть, так как п. 11 Положения четко говорит, что "ограничение полномочий таможенного брокера только выполнением части функций в отношении партии товаров и транспортных средств или совершением ряда операций в пределах одной функции не допускается", а следовательно, и договора на совершение действий при осуществлении только предварительных операций не может быть.

Итак, во избежание возможных проблем необходимо рекомендовать представляемому лицу в любом случае нотариально удостоверять любой договор с таможенным брокером.

Как показывает практика, нотариусы при удостоверении договора таможенного брокера с представляемым лицом взимают госпошлину за удостоверение договора, подлежащего оценке, в размере 1,5% от суммы договора. Однако в соответствии с ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О государственной пошлине" от 31.12.1995 N 226-ФЗ за удостоверение государственным или частным нотариусом договора таможенного брокера и представляемого лица на выполнение операций по таможенному оформлению товаров и транспортных средств и других посреднических функций в области таможенного дела должна взиматься государственная пошлина в размере 2 МРОТ, как за удостоверение договоров, предмет которых не подлежит оценке.

Также, в силу обязательности нотариальной формы такого договора и согласно Основам законодательства РФ о нотариате, тариф за удостоверение таких договоров нотариусами, занимающимися частной практикой, должен соответствовать размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе.

Для таможенных органов форма договора менее важна, так как в соответствии с п. 14 Положения ответственность таможенного брокера перед таможенными органами не зависит от формы договора с представляемым лицом. Более того, таможенный брокер, совершивший одно юридически значимое действие по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, несет ответственность перед таможенными органами, как если бы он имел поручение представляемого лица на совершение операций по таможенному оформлению (ч. 5 п. 11 Положения).

В этой связи письмом ГТК России от 01.07.1999 N 01-15/18315 "О нотариальном удостоверении договоров таможенных брокеров и представляемых лиц" разъясняется, что соблюдение формы договора в виде его нотариального удостоверения необходимо прежде всего таможенному брокеру - для возможности впоследствии требовать исполнения представляемым лицом своих обязанностей и нести ответственность, предусмотренные в договоре.

Совершение юридически значимого действия таможенного брокера по таможенному оформлению при отсутствии нотариально удостоверенного договора влечет возникновение его обязанностей и ответственности перед таможенным органом, однако обязанностей и ответственности перед представляемым лицом не возникает, что способствует ущемлению прав и законных интересов лиц, перемещающих товары и транспортные средства, что недопустимо.

Согласно п. 9 Положения за уплату таможенных платежей брокер несет солидарную ответственность с лицом, перемещающим товары и транспортные средства. А в соответствии с п. 9.3(м) Приказа ГТК таможенный брокер уплачивает таможенные платежи в случае, если это предусмотрено договором с представляемым лицом либо если представляемое лицо является иностранным. Несоблюдение нотариально заверенной формы договора влечет его ничтожность, а следовательно, если представляемое лицо является российским, то оно стоит первым в списке лиц, обязанных уплатить таможенные платежи. Право регрессного требования к таможенному брокеру сохраняется. Единственным плюсом для лица, перемещающего товары и транспортные средства, в данной ситуации является то, что в конечном итоге он уплатит лишь половину суммы таможенных платежей, так как в силу п. 2 ст. 325 ГК РФ, если иное не вытекает из отношений между солидарными должниками (а мы помним, что договора, в силу которого таможенный брокер исполняет обязанности за счет и по поручению представляемого лица, нет) должник, исполнивший солидарную обязанность, имеет право регрессного требования к остальным должникам в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого.

Существует и другой аспект данной проблемы. Исполнение обязанностей по таможенному оформлению и ответственность в этой области связаны с наличием правомочий в отношении товаров и транспортных средств. Совершая юридически значимое действие по таможенному оформлению товаров и транспортных средств и автоматически приобретая обязанности и связанную с этим ответственность перед таможенными органами, таможенный брокер приобретает и правомочия в отношении этих товаров и транспортных средств (так как всегда действует от собственного имени). Но такие правомочия могут возникнуть лишь в силу договора с представляемым лицом.

Здесь налицо правовая коллизия. И в настоящее время она разрешается только путем ущемления прав и законных интересов лица, перемещающего товары и транспортные средства. Действительно, таможенный брокер обязан в данной ситуации завершить все действия, связанные с помещением товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим. А если представляемое лицо сомневается в компетентности и профессионализме данного таможенного брокера и не желает пользоваться его услугами? Нарушается его право выбора. Если представляемое лицо заключило до этого договор с иным таможенным брокером, тогда этот договор придется расторгнуть с выплатой неустойки? Но самой главной проблемой является незаконное ограничение права собственности (и иных вещных прав) лица, перемещающего товары и транспортные средства, так как без учета его мнения правомочия в отношении этих товаров возникают у другого лица.

Во избежание подобных коллизий таможенные органы обязаны требовать представления таможенными брокерами нотариально удостоверенных договоров с представляемыми лицами, и не только в момент подачи ГТД, но и при совершении любого иного юридически значимого действия по таможенному оформлению и оказанию иных посреднических услуг в сфере таможенного дела.

Публичность договора состоит в том, что брокер обязан заключить его с любым лицом, которое к нему обратится, за исключением случаев, когда существуют достаточные основания полагать, что действия (или бездействие) такого лица являются противоправными и влекут уголовную ответственность либо ответственность, предусмотренную ТК РФ (ст. 426 ГК РФ). Заключая договор, таможенный брокер не вправе оказывать кому-либо предпочтение, однако для отдельных категорий представляемых лиц возможно предоставление льгот в отношении цены и иных условий договора (пп. "з" п. 13 Положения).

При рассмотрении содержания договора таможенного брокера с представляемым лицом следует исходить из содержания ст. 159 ТК РФ и п. 2 Положения: "Деятельность таможенного брокера заключается в совершении от собственного имени операций по таможенному оформлению товаров и транспортных средств и выполнении других посреднических функций в области таможенного дела за счет и по поручению представляемого лица".

К какому же виду можно отнести данный договор? Он, несомненно, обладает признаками договора комиссии, агентского договора и договора доверительного управления, однако является при этом специальным договором.

Сторонам следует обращать детальное внимание на закрепление своих прав и обязанностей при заключении договора представляемого лица с таможенным брокером. Для этого рассмотрим особые условия договора.

Практически все условия договора, за исключением некоторых установлений ТК РФ и Положения, устанавливаются по соглашению сторон. Однако посреднические функции таможенного брокера не носят разовый характер, поэтому следовало бы более детально определить основные положения договора таможенного брокера с представляемым лицом. Памятуя о том, что это публичный договор, Правительство РФ на основании п. 4 ст. 426 ГК РФ могло бы утвердить типовой договор таможенного брокера с представляемым лицом.

Таможенный брокер должен предусмотреть в договоре с представляемым лицом положение о расторжении договора, если у брокера появятся достаточные основания полагать, что действия (или бездействие) представляемого лица являются противоправными и влекут уголовную ответственность либо ответственность, предусмотренную ТК РФ. Если расторжение договора производится до наступления предусмотренного законодательством момента прекращения права на изъятие таможенной декларации, таможенный брокер не несет ответственности за нарушение таможенных правил. Расторжение договора с представляемым лицом после наступления указанного момента не освобождает таможенного брокера от ответственности за нарушение законодательства.

Представляемое лицо не может расторгнуть договор с таможенным брокером в отношении товаров и транспортных средств после наступления момента прекращения права на изъятие таможенной декларации, в которой заявлены сведения об этих товарах и транспортных средствах.

Согласно ст. 176 ТК РФ изъятие таможенной декларации может проводиться только до:

- начала проверки таможенной декларации;

- начала досмотра товаров и транспортных средств;

- установления таможенным органом недостоверности указанных сведений.

Представляемое лицо может давать поручение выполнять функции в области таможенного дела только в совокупности. Поручение выполнять одни и те же функции в отношении партии товаров или транспортного средства, данное таможенным брокерам, либо ограничение полномочий таможенного брокера лишь выполнением части этих функций или совершением ряда операций в пределах одной функции не допускается.

Если представляемое лицо заключило с таможенным брокером договор в отношении товаров и транспортных средств, декларирование которых требует подачи нескольких таможенных деклараций, то после совершения таможенным брокером хотя бы одного юридически значимого действия по таможенному оформлению товаров и транспортных средств любое изменение или расторжение договора с целью изменения содержания или отмены поручения в отношении этих товаров и транспортных средств не влечет юридических последствий для целей ответственности перед таможенными органами (п. 11 Положения).

Приведенная формулировка Положения вызывает множество вопросов. Отсутствие юридических последствий для целей ответственности таможенного брокера перед таможенным органом означает обязанность первого совершить необходимые действия по помещению товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим. Однако договор может быть уже расторгнут. В таком случае таможенный брокер осуществляет таможенное оформление за свой счет.

Для возможности же применения положений гл. 50 ГК РФ ("Действия в чужом интересе без поручения") необходимо получение одобрения таких действий заинтересованным лицом (ст. 982 ГК РФ). Действия в чужом интересе, совершенные после того, как тому, кто их совершает, стало известно, что они не одобряются заинтересованным лицом, не влекут для последнего обязанностей ни в отношении совершившего эти действия, ни в отношении третьих лиц (ст. 983 ГК РФ). Таможенный брокер не может в такой ситуации требовать возмещения расходов, связанных с таможенным оформлением товаров и транспортных средств (возмещения таможенных платежей), т. к. такое возмещение возможно только при наличии согласия заинтересованного лица (ст. 984 ГК РФ), не говоря уже о вознаграждении.

Таким образом, представляемое лицо в приведенной ситуации может умышленно расторгать договор с таможенным брокером и не давать в дальнейшем своего согласия на действия последнего по таможенному оформлению товаров и транспортных средств (обязательных для него). При заключении договора необходимо установить запрет представляемому лицу расторгать договор с таможенным брокером либо предусмотреть гарантии деятельности таможенного брокера в случае расторжения договора.

Таможенный брокер получает от клиента как собственное вознаграждение, так и средства для осуществления таможенных платежей, в том числе для уплаты налога на добавленную стоимость.

Уплата НДС и других платежей в бюджет таможенным брокером по поручению клиента должна быть документально подтверждена.

Согласно письму Минфина России от 10.10.1997 N 04-03-08, для того чтобы клиент мог возместить НДС, уплаченный за него в бюджет таможенным брокером, необходимы следующие документы:

- договор организации с таможенным брокером на декларирование товаров и уплату таможенных платежей;

- копия платежного поручения, которым таможенный брокер осуществил уплату НДС в бюджет (в платежном поручении обязательно должно быть указано, за какую организацию производится платеж). Таможенный брокер не всегда может предоставить копию платежного поручения об уплате НДС в бюджет за конкретного клиента. В таких случаях, на мой взгляд, основанием для возмещения НДС из бюджета может служить ГТД, в которой указаны сумма уплаченного налога, а также дата и номер платежного документа, принятого таможенным органом;

- платежное поручение на оказание услуг таможенного брокера.

Таможенный брокер уплачивает НДС в бюджет также по договорам с иностранными юридическими лицами. Иностранное юридическое лицо имеет право на возмещение сумм НДС, фактически уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, при условии постановки на учет в качестве налогоплательщика.

В соответствии со ст. 18 ТК РФ таможенный брокер имеет статус декларанта, следовательно, на основании ст. 118 ТК РФ он может осуществлять таможенные платежи в иностранной валюте.

Вместе с тем любые обязательства между таможенным брокером и представляемым лицом в части возврата сумм уплаченных таможенных платежей в иностранной валюте должны быть оплачены в рублях, так как нормативными актами Банка России не предусмотрены расчеты в иностранной валюте между резидентом и таможенным брокером за оплату последним таможенных платежей в иностранной валюте (см. письма ЦБР от 30.06.1995 N 12-1с-10/2125 и от 29.09.1995 N 12-10-1/1174).

А как же быть с нерезидентом? Ведь клиентом таможенного брокера может быть не только российское, но также и иностранное юридическое лицо. Это бывает в случаях, когда:

- по условиям ИНКОТЕРМС таможенное оформление производит продавец ввозимого (покупатель вывозимого) товара;

- иностранное лицо ввозит товары для осуществления коммерческой деятельности на территории РФ.

Как известно, внешнеэкономическая деятельность регламентируется таможенным, валютным и налоговым законодательством. Каждое из них дает свое определение импортным и экспортным операциям.

В Законе РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" описаны текущие операции, связанные с экспортом и импортом товаров (работ, услуг), осуществление которых возможно в иностранной валюте. Между тем оказание услуг по таможенному оформлению иностранному юридическому лицу нельзя отнести к импортной или экспортной операции. Это услуги, оказываемые на территории РФ.

На мой взгляд, таможенный брокер нарушает валютное законодательство в тех случаях, когда он получает валюту от иностранного клиента, особенно в виде вознаграждения без разрешения ЦБ РФ.

Разъяснения ЦБ РФ от 19.08.1997 подтверждают данную точку зрения.

Название документа