Проблемы соотношения товарного знака и коммерческого обозначения

(Шульга А. К.) ("Общество и право", 2008, N 3) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА И КОММЕРЧЕСКОГО ОБОЗНАЧЕНИЯ

А. К. ШУЛЬГА

Шульга Антонина Константиновна, соискатель кафедры гражданского права Кубанского государственного аграрного университета.

Коммерческое обозначение давно известно международному законодательству. Данная правовая категория упоминается как объект интеллектуальной собственности в Стокгольмской конвенции от 14 июля 1967 г., учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) <1>. -------------------------------- <1> Публикация ВОИС N 250 (R). Женева. Всемирная организация интеллектуальной собственности. 1974 г.

Исключительные права на коммерческое обозначение предусмотрены в части 4 ГК РФ - новелле российского законодательства. Как представляется, появление нового объекта исключительных прав повлечет большое количество вопросов, связанных с соотношением прав на коммерческие обозначения с товарными знаками и другими объектами интеллектуальной собственности. Коммерческому обозначению как институту гражданского права посвящено всего четыре статьи (ст. ст. 1538 - 1541 ГК РФ), которых явно недостаточно для того, чтобы полностью урегулировать все отношения, которые возникают в данной сфере. В законодательстве отсутствует легальное определение коммерческого обозначения как объекта исключительных прав. Отсутствие легального определения понятия "коммерческое обозначение" существенно затрудняет использование других средств индивидуализации, в том числе и товарных знаков <1>. -------------------------------- <1> Записная Т. В. Правовое регулирование коммерческих обозначений в современном российском гражданском праве // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. 2007. N 5. С. 113.

Предполагается, что в качестве коммерческих обозначений используются обозначения, не являющиеся ни фирменными наименованиями, ни товарными знаками. Разновидностями коммерческих обозначений могут быть названия предприятий розничной торговли, бытового обслуживания и сферы услуг (в том числе магазинов, ресторанов, гостиниц и т. д.), эмблемы и другие символы фирменного стиля коммерческой организации, не подпадающие под правовой режим фирменных наименований и товарных знаков. Среди многих определений коммерческого обозначения, встречаемых в отечественной правовой литературе, наиболее удачными следует признать те определения, которые учитывают реалии сложившейся деловой практики. Так, под коммерческим обозначением понимается любое обозначение, индивидуализирующее предпринимательскую деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, не подпадающее под правовой режим других средств индивидуализации. Мировая и отечественная практика выработала общую классификацию коммерческих обозначений, которая включает в себя: наименования транспортных средств (в частности, морских и воздушных судов); названия предприятий розничной торговли, бытового обслуживания и сферы услуг; символы, эмблемы, логотипы, девизы и прочие обозначения, которые в соответствии с Типовыми положениями о защите от недобросовестной конкуренции, разработанными Международным бюро ВОИС <1>, составляют понятие "различительный знак предприятия, иной, нежели товарный знак или фирменное наименование". -------------------------------- <1> WIPO Pub. 1997. N 832 (R).

Коммерческое обозначение служит для индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий как объектов имущественных прав (ст. 132 ГК РФ). Под предприятием понимается (в соответствии со ст. 132 ГК РФ) имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Это может быть, например, торговое предприятие (магазин) или производственное предприятие (завод) <1>. -------------------------------- <1> Комментарий к четвертой части Гражданского кодекса РФ / Под ред. Е. Г. Никоновой. Новосибирск, 2007. С. 128.

В отличие от товарных знаков права на коммерческие обозначения нигде не регистрируются. Коммерческое обозначение не нуждается в какой-либо государственной регистрации. Правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения любым законным способом (путем указания на вывесках, в документах, в объявлениях и рекламе, на товарах и упаковках). Однако юридическую силу и охраноспособность в соответствии с ГК РФ коммерческое обозначение приобретает только при соблюдении двух обязательных условий (п. 1 ст. 1539 ГК РФ): 1) обладание достаточными различительными признаками; 2) известность в пределах определенной территории. Причем критерии различимости и известности законом не установлены, равно как не определены параметры территории, на которой должно быть известно коммерческое обозначение. В ст. 1540 ГК РФ установлены лишь предельные границы действия исключительного права - территория Российской Федерации. Но будет ли охраняться законом исключительное право на коммерческое обозначение, к примеру, на территории города или поселка? Представляется, что введение столь неопределенных оценочных критериев является существенной недоработкой закона, так как в случае спора о правомерности использования конкретного коммерческого обозначения восполнять пробел законодательства придется судам. Вызывает вопросы и другое положение ст. 1539 ГК РФ. Согласно п. 2 указанной статьи право на защиту возникает только у того лица, у которого исключительное право на коммерческое обозначение возникло ранее. Но как определить действительный момент возникновения права на коммерческое обозначение, если момент его создания нигде не фиксируется? Ведь по смыслу ГК РФ для возникновения права на коммерческое обозначение достаточно простого желания владельца соответствующего предприятия. Это обстоятельство может затруднить применение принципа старшинства права в случае коллизии с другими объектами интеллектуальной собственности, в том числе и с товарным знаком, а в ряде случаев - привести к злоупотреблению правом. Так, недобросовестный правообладатель теоретически может требовать прекращения использования известного товарного знака на территории России только потому, что до возникновения права на данные товарные знаки на территории РФ он использовал идентичное коммерческое обозначение в качестве названия магазина спортивных товаров. Кроме того, при доказывании времени возникновения исключительного права на коммерческое обозначение в случае коллизии прав необходимо доказать, помимо прочего, что обозначение приобрело известность в определенное время в пределах определенной территории. Во многих случаях это представляется весьма затруднительным, например если обозначение использовалось в небольшом масштабе и не является широко известным. Выходит, что без издания специальных нормативных актов, детализирующих признаки различимости, известности и территориальности коммерческого обозначения, применить на практике нормы п. 3 ст. 1539 ГК РФ об ответственности (прекращении незаконного использования и возмещении убытков) будет достаточно затруднительно. Новые положения ГК РФ о товарных знаках содержат положения, касающиеся охраны коммерческих обозначений от неправомерного использования. В пункте 8 ст. 1483 ГК РФ указано: не могут быть в отношении однородных товаров зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в Российской Федерации коммерческим обозначением (отдельными элементами такого обозначения), права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака. При нарушении данного требования регистрация товарного знака может быть признана недействительной полностью или частично путем подачи возражения в Палату по патентным спорам Роспатента <1>. -------------------------------- <1> Садовский П. В. Четвертая часть ГК РФ и действующее законодательство: проблема соотношения прав на средства коммерческой индивидуализации // Закон. N 10. 2007. С. 20.

Из содержания норм ГК РФ не совсем понятно, в каком виде может существовать защищаемое исключительным правом коммерческое обозначение (словесном, изобразительном, объемном или каком-либо другом). Также остается вне поля зрения законодателя вопрос о том, могут ли охраняться в качестве данных средств индивидуализации обозначения, вошедшие во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида или являющиеся общепринятыми символами и терминами, фамилии и имена людей и т. д. Кажется очевидным, что недостаток норм и регулятивного, и охранительного характера способен создать трудности для участия в гражданском обороте не только коммерческих обозначений, но и других средств индивидуализации <1>. -------------------------------- <1> Поленова С. Н. Законодательное регулирование исключительных прав на объекты промышленной собственности, отражаемые в бухгалтерском учете // Бухгалтер и закон. 2007. N 7. С. 16.

С нашей точки зрения, имеются основания полагать, что с легальным закреплением нового средства индивидуализации - коммерческого обозначения - будут невольно поставлены под удар некоторые аспекты эффективности защиты товарных знаков. Опасения в данном случае связаны с тем, что правило п. 8 ст. 1483 ГК РФ о регистрации товарных знаков предусматривает как одно из оснований для отказа в предоставлении обозначению правовой охраны в таком качестве идентичность охраняемому в Российской Федерации коммерческому обозначению (отдельным элементам такого обозначения) в отношении однородных товаров, права на которое в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака. Однако надо учесть, что для существования в качестве коммерческого обозначения тому или иному символу достаточно быть известным "в пределах определенной территории", что не подразумевает необходимости быть известным даже в пределах всей территории субъекта Федерации, не говоря уже обо всей территории России. Таким образом, создаются чрезвычайно широкие возможности для оспаривания регистрации обозначения в качестве товарного знака по указанному основанию, что, принимая во внимание потенциальное количество охраноспособных коммерческих обозначений, явно не будет способствовать стабильности гражданского оборота. Одним из правил, направленных на урегулирование обозначенной проблемы, вытекающей из различных сфер территориального действия исключительных прав на товарный знак и коммерческое обозначение, а также оснований их возникновения, может стать закрепление ограниченного срока для подачи обладателем исключительного права на коммерческое обозначение возражений относительно регистрации товарного знака по указанному основанию. Срок этот логично было бы определять периодом времени, исчисляемым начиная с даты публикации сведений о регистрации товарного знака в официальном бюллетене уполномоченного федерального органа.

Название документа