Развитие законодательства в сфере осуществления наследственных прав
(Вавилин Е. В.) ("Наследственное право", 2008, N 3) Текст документаРАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ПРАВ
Е. В. ВАВИЛИН
Вавилин Е. В., доцент кафедры гражданского права Саратовской государственной академии права, кандидат юридических наук, доцент.
Гражданско-правовой институт наследования опосредует безвозмездный переход права собственности на имущество от одного лица к другому. Названная правовая конструкция не является способом для получения коммерческой выгоды. Завещание - одна из немногих сделок, которая направлена на бескорыстное увеличение материальных благ, благосостояния других субъектов. В рассматриваемом юридически значимом действии отражаются актуальные социальные традиции, имеющие глубокие культурные и исторические корни. В культурологической памяти каждой нации сюжет, связанный с завещанием, борьбой за наследство, начиная с библейских времен остается актуальным по сей день. Об этом красноречиво свидетельствует множество известных артефактов: шедевры изобразительного и киноискусства, незабываемые литературные памятники. Так, наиболее впечатляющие образцы мирового детективного жанра восходят к классическим сюжетам Эдгара По и Агаты Кристи о составлении завещаний, наследовании. Подобные примеры в разных проявлениях существуют во многих культурах, поскольку ни одна нация и ни один человек не обходят вниманием данные вопросы. Это нормальные, желаемые для отдельного гражданина, общества и государства отношения. На том или ином историческом этапе развития законодательства предпринимались попытки повлиять с помощью права на осуществление наследования. Так, 27 апреля 1918 г. Всероссийским центральным исполнительным комитетом был принят Декрет "Об отмене наследования". В соответствии с данным правовым актом почти все имущество умерших граждан переходило к государству. Исключение составляла не превышающая определенную сумму часть имущества либо обозначенный в Декрете перечень предметов "трудового хозяйства в городе или в деревне". Выделенные из имущества вещи умершего передавались перечисленному в документе ограниченному кругу лиц - близким умершего. ГК РСФСР 1922 г. <1> закрепил подобную систему раздела имущества <2>. -------------------------------- <1> См.: Источники советского гражданского права: Учеб. пособие для вузов. В 2 т. Т. II. М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1938. С. 335 - 349. <2> См.: Эйдинова Э. Б. Наследование по закону и по завещанию. М., 1985. С. 6.
Таким образом, государство стремилось перевести накопленные в течение жизни людей материальные блага из частной собственности в публичную. Тем самым граждан лишали стимулов к накоплению материальных благ, улучшению своего благосостояния, так как передать материальные блага после смерти своим родственникам и другим близким людям представлялось затруднительным. Это стало отражаться на экономике страны, поскольку значительно влияло на эффективность трудовой, производственной деятельности. Люди начали пытаться применить другие правовые средства, для того чтобы накопленное имущество фактически перешло к родным после смерти собственника. И прежде всего использовали договор дарения (оформляли дарственную). Вероятно, поэтому в 1926 г. система раздела имущества умершего между государством и родственниками была отменена <3>. Наследование как институт был восстановлен, хотя с определенными ограничениями, касавшимися как состава наследства, так и круга наследников. В ст. 416 ГК РСФСР 1922 г. было указано, что наследование по закону и по завещанию допускается. Последнее слово - "допускается" - отражает в целом правовую политику государства на тот период в отношении института наследования. -------------------------------- <3> СУ. 1926. N 91. Ст. 666.
Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. устранил прежнюю формулировку и утвердил актуальность института наследования. В ст. 527 Кодекса констатировалось: "наследование осуществляется". И в целом ГК РСФСР ликвидировал неясность, свойственную формулировкам прежнего Кодекса 1922 г. При этом правовая политика государства принципиально не изменилась. ГК РСФСР устанавливал всего две очереди наследников по закону. Состав наследственной массы был представлен исключительно предметами потребления (бытового использования). Таким образом, и в данный исторический период отечественное законодательство было направлено на переход к государству имущества, в отношении которого наследодатель, не имеющий близких родственников, не распорядился <4>. -------------------------------- <4> См.: Суханов Е. А. О третьей части Гражданского кодекса Российской Федерации // Вестник ВАС РФ. 2002. N 3. С. 19.
Важным событием в развитии института наследования стало установление конституционной гарантии права наследования (п. 4 ст. 35 Конституции РФ) и принятие третьей части ГК РФ, соответствующей новым глобальным изменениям частного права. Наследование стало нормальным, в полной мере желаемым не только для граждан, но и для государства институтом. И хотя многие предшествующие положения наследственного права были всего лишь уточнены и дополнены, главное - были сформулированы принципиальные положения о приоритете выражения воли наследодателя с помощью завещания, беспрецедентного увеличения состава наследников по закону, увеличения круга объектов наследственного правопреемства. Новое российское законодательство сократило число случаев наследования государства, но вместе с тем не отменило установленные ранее налоги с получаемых наследств и подарков в соответствии с Законом РФ от 12 декабря 1991 г. N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" <5>. Можно констатировать, что государство тем самым повысило поступление в государственную казну пошлин и налогов, установленных на принятие наследства <6>. -------------------------------- <5> Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 12. Ст. 593; 1993. N 4. Ст. 118, N 14. Ст. 486; СЗ РФ. 1995. N 5. Ст. 346. <6> См.: Шустов Д. В., Рыжков А. В. Перспективы развития наследственного права в соответствии с проектом части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации // Юрист. 1998. N 10. С. 7.
Таким образом, установление института наследования, соответствующего требованиям правового государства, состоялось. Однако сохранение налога с имущества, переходящего в порядке наследования, не разрешало две актуальные проблемы. Во-первых, косвенно сохранялся некоторый фактический раздел наследства между государством и наследниками, хотя, безусловно, в несравненно выгодной для наследников пропорции. Во-вторых, для многих граждан, и прежде всего малообеспеченных, уплата налогов на наследство становилась непосильным бременем. Например, наследнику, для того чтобы стать собственником недвижимого имущества (жилого дома, квартиры, садового домика, земельного участка и т. д.), фактически необходимо было продавать данное дорогостоящее имущество и уже из вырученной суммы уплачивать налоги. Это объясняется тем, что у большинства населения отсутствовали значительные свободные денежные средства. Льготами по налогу на имущество, переходящее в порядке наследования, могло воспользоваться ограниченное число лиц, отдельные категории граждан. В соответствии со ст. 4 Закона РФ "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения" от налогообложения освобождалось: а) имущество, переходящее в порядке наследования супругу, пережившему другого супруга, от одного супруга другому; б) жилые дома (квартиры) и паенакопления в жилищно-строительных кооперативах, если наследники проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем на день открытия наследства; в) имущество лиц, погибших при защите СССР и Российской Федерации в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей или в связи с выполнением долга гражданина СССР и Российской Федерации по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка; г) жилые дома и транспортные средства, переходящие в порядке наследования инвалидам I и II групп; транспортные средства, переходящие в порядке наследования членам семей военнослужащих, потерявших кормильца. Потерявшими кормильца считаются члены семьи умершего (погибшего) военнослужащего, имеющие право на получение пенсии по случаю потери кормильца. Во всех остальных случаях граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства обязаны были уплачивать налог на наследование. Объектами налогообложения являлись: а) жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах; б) автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства; в) предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий; г) паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах; д) суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении (ст. 2 Закона). Налог взимался при условии выдачи нотариусами (должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия) свидетельства о праве на наследство, если общая стоимость переходящего в частную собственность имущества превышала на день открытия наследства 850 минимальных размеров оплаты труда. С целью уплаты налога на наследование оценка стоимости имущества производилась исходя из стоимости имущества на день открытия наследства, то есть на день смерти гражданина. При уплате налога оценка стоимости имущества не должна была быть ниже оценки органов, производящих оценку соответствующего имущества. Такими органами традиционно являются: органы коммунального хозяйства (бюро технической инвентаризации), страховые организации - для оценки квартир, жилых домов, садовых домиков в садовых товариществах; организации по техническому обслуживанию транспортных средств, судебно-экспертные учреждения системы Министерства юстиции РФ, страховые организации - для оценки транспортных средств; специалисты-оценщики, то есть эксперты, имеющие лицензию на выполнение соответствующих услуг и выдачу экспертных заключений, - для оценки предметов антиквариата и искусства, ювелирных изделий, валютных ценностей, бытовых изделий из драгоценных металлов и камней, лома данных изделий, ценных бумаг в стоимостном выражении, паенакоплений в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах. Следует отметить, что названный порядок оценки стоимости имущества и установления органов, производящих оценку, действует и в настоящее время. В соответствии с ст. 5 Закона РФ "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" наследственное имущество могло быть продано, подарено, обменено собственником только после уплаты им рассматриваемого налога. Федеральным законом от 15 июня 2005 г. "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" сформирован очень важный элемент в механизме наиболее эффективного осуществления субъективных прав на имущество, переходящее в порядке наследования. В соответствии с данным правовым актом с 1 января 2006 г. отменен федеральный налог на наследование. Однако Закон устанавливает и исключения из общего правила: при наследовании подлежат налогообложению доходы в денежной и натуральной формах, выплачиваемых наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов (п. 18 ст. 217 Налогового кодекса РФ). Новый закон не только отменяет налог с имущества, переходящего в порядке наследования, но и приводит законодательные акты (положения правовых актов) в соответствие с данным положением. В частности, признаны утратившими силу: а) Закон РФ от 12 декабря 1991 г. N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения"; б) ч. 4 ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 <7>; в) п. 6 ст. 1 Федерального закона от 27 января 1995 г. N 10-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" <8>; г) абз. 5 п. 2 ст. 56 Бюджетного кодекса РФ <9>; д) п. 7 ст. 13 части первой Налогового кодекса РФ; е) содержание второго предложения ч. 8 ст. 16.1 Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" <10>. -------------------------------- <7> Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 10. Ст. 357. <8> СЗ РФ. 1995. N 5. Ст. 346. <9> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823. <10> Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. N 44. Ст. 1428; Российская газета. 1993. 15 окт.; СЗ РФ. 2000. N 33. Ст. 3348; 2004. N 35. Ст. 3607.
Таким образом, за всю историю развития гражданско-правового института наследования в настоящее время в России создаются самые благоприятные условия для реального осуществления прав на имущество, переходящее в порядке наследования.
------------------------------------------------------------------
Название документа