О толковании Закона "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения"
(Кузнецов А., Крыканова Л.)
("Российская юстиция", N 12, 1997)
Текст документа
О ТОЛКОВАНИИ ЗАКОНА "О НАЛОГЕ С ИМУЩЕСТВА, ПЕРЕХОДЯЩЕГО
В ПОРЯДКЕ НАСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ДАРЕНИЯ"
ПРАВИЛЬНО ЛИ Я ТОЛКУЮ ЗАКОН "О НАЛОГЕ С ИМУЩЕСТВА,
ПЕРЕХОДЯЩЕГО В ПОРЯДКЕ НАСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ДАРЕНИЯ"?
А. КУЗНЕЦОВ
Александр Кузнецов, нотариус Дубровского нотариального округа Брянской области.
Работаю нотариусом Дубровского нотариального округа Брянской области. Ранее обращался с письмом по поводу правильности применения Закона РФ "О государственной пошлине", благодарен специалисту за разъяснения ("Российская юстиция" N 2 за 1997 год).
Вновь обращаюсь в редакцию. Суть вопроса в следующем: Законом РФ от 12 декабря 1991 г. "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом от 22 декабря 1992 г.) предусмотрено взыскание налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, в том случае, если стоимость наследственного имущества превышает 850-кратный установленный законом размер минимальной оплаты труда, а стоимость подаренного имущества превышает 80-кратный установленный законом размер минимальной оплаты труда (в дальнейшем - размер МОТ).
В п. 3 ст. 5 Закона первоначально предусматривалась обязанность нотариусов направлять в налоговую службу копии свидетельств о праве на наследство и копии договоров дарения. По смыслу Закона предполагалось, что копии документов должны были высылаться во всех случаях, независимо от стоимости имущества.
Однако 6 марта 1993 г. внесены изменения в указанный Закон. Абзац 1 п. 3 ст. 5 законодатель изложил в следующей редакции: "Нотариусы обязаны в 15-дневный срок (с момента выдачи свидетельства или удостоверения договора) направить в налоговый орган по месту их нахождения справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения".
Таким образом, по-моему, законодатель конкретизировал п. 3 ст. 5 Закона РФ от 12 декабря 1991 г., указал цель, с которой нотариусы должны представлять справки.
Кроме того, конкретизирован и п. 1 ст. 5 Закона. Указано, что налог взимается при условии выдачи нотариусами свидетельств о праве на наследство или удостоверения договоров дарения в случаях, если общая стоимость переходящего в собственность физического лица имущества превышает соответственно 850- и 80-кратный размер МОТ.
Если же превышения установленного размера нет, то и налога нет. Поэтому не случайно в п. 3 ст. 5 Закона в новой редакции сказано о направлении справки, необходимой для исчисления налога. Об этом говорится также и в п. 4 ст. 16 Основ законодательства РСФСР "О нотариате", и в Инструкции налоговой службы РФ "О порядке исчисления и уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (зарегистрирована Минюстом РФ 14 июня 1995 г. N 871).
Отсюда следует, что если стоимость имущества, переходящего по наследству или в порядке дарения, меньше 850-кратного размера или 80-кратного размера МОТ, то такая справка не нужна, тем более при выдаче свидетельства о праве на наследство. Инструкция предусматривает суммирование стоимостей подаренного имущества, если дарение производилось в течение года несколько раз. Сложения стоимостей наследуемого имущества не требуется (п. 17 Инструкции).
Вот таким образом толкуя названный Закон и разработанную на его основе Инструкцию, справки в налоговую инспекцию о стоимости наследственного имущества, переходящего в собственность наследников, я не представляю, потому что за весь период действия этого Закона у меня не было случаев, когда бы стоимость наследственного имущества превышала 850-кратный размер МОТ.
По договорам дарения справки мною предоставляются регулярно, как и требует того закон, потому что очень часто стоимость подаренного имущества превышает так называемый необлагаемый минимум, т. е. 80-кратный размер МОТ.
В какой-то мере мое толкование Закона убеждало и работников нашей инспекции ГНС. Но проверяющий из областной ГНС потребовал справки, которые указаны в Законе.
Работники нашей ГНС составили акт о непредоставлении мной справок, и начальник ГНС подверг меня штрафу на пять МОТ.
Сразу оговорюсь, что его действия незаконны, так как в силу ст. 17 Основ законодательства "О нотариате" и п. 25 Инструкции ГНС РФ "О порядке исчисления и уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" нотариусы за аналогичные нарушения подвергаются штрафу в размере 5-кратного установленного законом размера МОТ, налагаемого в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Дело не в штрафе, а в том, что, на мой взгляд, я правильно истолковываю названный Закон.
Извините за столь пространное письмо, но объяснить вопрос короче я не смог. Еще раз обращаю ваше внимание на важность затронутой темы, так как нас, частных нотариусов, помимо государственных, около трех с половиной тысяч в России и все мы по логике ГНС должны гнать ворох никому не нужных, ни к чему не обязывающих бумаг.
ЭКСПЕРТ "РОССИЙСКОЙ ЮСТИЦИИ": ЗАКОН ТОЛКУЕТСЯ НЕВЕРНО
Л. КРЫКАНОВА
Л. Крыканова, начальник отдела исчисления имущественных налогов, госпошлины и сборов Госналогслужбы РФ.
Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, введен в России с 1 января 1992 г. в соответствии с Законом РФ от 12 декабря 1991 г. N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (с последующими изменениями и дополнениями).
По действующему в настоящее время налоговому законодательству ставки налога установлены в зависимости от стоимости имущества и степени родства. Так, для наследников первой очереди (дети, в том числе усыновленные, супруг, родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти) установлена минимальная ставка 5 процентов, максимальная - 15 процентов от стоимости имущества, соответственно для наследников второй очереди (братья и сестры, дед и бабка) - 10 и 30 процентов, других наследников - 20 и 40 процентов.
При дарении для детей и родителей установлена минимальная ставка 3 процента и максимальная - 15 процентов, для других граждан соответственно - 10 и 40 процентов.
Все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, независимо от того, проживают они на территории Российской Федерации или за ее пределами, получающие в собственность жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий, паенакопления в жилищно - строительных, гаражно - строительных и дачно - строительных кооперативах, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, земельные участки, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении на территории России в порядке наследования (как по закону, так и по завещанию) или дарения выступают плательщиками налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Полученное в порядке наследования или дарения другое имущество, например, гаражи, магазины, кафе и т. д., обложению не подлежит.
Нотариус в соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" и ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате обязан представлять в налоговые органы справки о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимые для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Поскольку на основании таких справок о стоимости имущества налоговый орган, а не нотариус производит начисление налога, то их следует представлять по всем без исключения договорам дарения и свидетельствам о праве на наследство.
Когда физическое лицо в течение года получает несколько подарков от одного и того же физического лица, в таких случаях налог исчисляется с общей стоимости всего подаренного имущества на основании всех нотариально удостоверенных договоров. В связи с этим нотариус не может однозначно определить, попадает ли под налогообложение то или иное имущество; это могут сделать только налоговые органы.
Справка о стоимости имущества, переходящего в порядке дарения или наследования в собственность физического лица, проживающего на территории России, представляется в налоговый орган в 15-дневный срок после удостоверения договора дарения или выдачи свидетельства о наследовании, и граждане уплачивают исчисленный им налог не позднее трехмесячного срока со дня вручения им платежного извещения.
Если имущество получают граждане, проживающие за пределами России, то в таких случаях справка о стоимости имущества представляется в период оформления права собственности на это имущество, и уплату налога такие граждане должны произвести до получения ими документа (свидетельства о праве на наследство или договора дарения), удостоверяющего их право собственности на имущество, перешедшее в порядке наследования или дарения. Без уплаты налога, что должно подтверждаться соответствующей квитанцией, выдача указанных документов не допускается.
В случае нарушения нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе или занимающимся частной практикой, законодательства Российской Федерации его деятельность в соответствии со ст. 17 Основ законодательства о нотариате может быть прекращена судом по представлению налогового органа.
Кроме того, нотариус может быть привлечен в судебном порядке к штрафу в размере 5-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, в случае непредставления или несвоевременного представления сведений о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан в порядке наследования или дарения.
Законом Российской Федерации "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" установлен размер не облагаемого налогом минимума. Так, при получении имущества в порядке наследования 850-кратный размер минимальной месячной оплаты труда от его стоимости облагаться не будет, а в порядке дарения - 80-кратный размер минимальной месячной оплаты труда. Следует иметь в виду, что установленный размер минимальной месячной оплаты труда применяется тот, который действовал на день открытия наследства или удостоверения договора дарения.
Законодательством также определено имущество, которое не подлежит налогообложению.
Так, от налогообложения освобождаются:
имущество, перешедшее в порядке наследования супругу, пережившему другого супруга, или в порядке дарения от одного супруга другому;
жилые дома (квартиры) и паенакопления в жилищно - строительных кооперативах, если наследники (одаряемые) проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем (дарителем) на день открытия наследства или оформления договора дарения;
жилые дома и транспортные средства, переходящие в порядке наследования инвалидам I и II групп;
транспортные средства, переходящие в порядке наследования членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца. Потерявшими кормильца считаются члены семьи умершего (погибшего) военнослужащего, имеющие право на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Следует отметить, что законодательством не предусмотрено право предоставления дополнительных льгот по уплате этого налога органам власти.
При получении в дар имущества, принадлежащего на праве общей совместной собственности нескольким лицам, а также при дарении имущества в общую совместную собственность нескольким физическим лицам налог исчисляется со стоимости имущества, соответствующей доле, причитающейся каждому одаряемому от каждого из дарителей, по ставке, определяемой в зависимости от стоимости этого имущества и степени родства дарителя и одаряемого.
Доли участников совместной собственности на имущество признаются равными, если иное не установлено законом или не определено соглашением всех участников сделки.
При получении наследства от нескольких наследодателей налог исчисляется отдельно по каждому открывающемуся наследству; совокупность наследуемого имущества от разных наследодателей не допускается.
По истечении установленных сроков уплаты налогов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени в размере 0,3 процента от суммы недоимки за каждый день просрочки.
В случае необходимости налоговый орган имеет право по обоснованному письменному заявлению гражданина предоставить ему отсрочку или рассрочку по уплате налога. С таким заявлением гражданин может обратиться в налоговый орган в течение трехмесячного срока, отведенного ему для уплаты налога.
Под отсрочкой понимается перенос срока уплаты налога на более поздний срок, а под рассрочкой - распределение суммы налога на определенные части с установлением сроков уплаты этих частей.
Отсрочка (рассрочка) уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, предоставляется сроком не более чем на два года с уплатой процентов в размере 0,5 ставки на срочные вклады, действующие в Сберегательном банке РФ на момент вынесения решения. Начисление процентов производится исходя из количества дней отсрочки (рассрочки) платежа.
В заключение необходимо напомнить, что наследственное имущество и имущество, перешедшее в порядке дарения, может быть продано, подарено, обменено собственником только после уплаты налога, что подтверждается справкой налогового органа.
Название документа