К вопросу о понятиях "наука" и "научная деятельность" в свете инновационного развития современного российского образования <*>
С.А. ИВАНОВА
<*> Ivanova S.A. To the question on concepts "science" and "scientific activity" in the light of innovative development of modern russian education.
Иванова Светлана Анатольевна, декан юридического факультета и заведующая кафедрой гражданского права Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук.
В современных условиях социально-экономическое развитие страны все в большей степени зависит от создания и эффективного использования достижений науки, инновационного внедрения принципиально новой техники и широкого использования информационных ресурсов. В связи с этим возникает закономерный вопрос: как законодательство о науке способно выработать точное определение и законодательно урегулировать такое сложнейшее явление, как наука?
Ключевые слова: наука, научная деятельность, образование, вуз, обучение, знание, научная политика, государственная научно-техническая политика.
In modern conditions social and economic development of the country all in a greater degree depends on creation and an effective utilisation of achievements of a science, innovative introduction of essentially new technics and wide use of information resources. In this connection there is a natural question: how the legislation on a science is capable to develop exact definition and legislatively to settle such most complicated phenomenon, how a science?
Key words: a science, scientific activity, formation, high school, training, knowledge, the scientific policy, the state scientific and technical policy.
Словарное толкование понятия наука трактуется как система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний <1>.
<1> Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008. С. 397.
Образное определение науки приведено в Толковом словаре В.И. Даля: "Наука (в высшем значении) - разумное и связное знание: полное и порядочное собрание опытных и умозрительных истин, какой-либо части знаний; стройное, последовательное изложение любой отрасли, ветви сведений" <2>. Малый энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона дает такое определение науки: "Наука - систематическое объединение и изложение объективно достоверных сведений, принадлежащих к какой-либо области знания, в более общем смысле - объективно достоверное и систематическое знание о явлениях природы и жизни человека со стороны их закономерности и неизменного порядка" <3>.
<2> Даль В.И. Толковый словарь русского языка. М.: АСТ Астрель, 2007. С. 749.
<3> Цит. по: Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Иллюстрированный энциклопедический словарь. М.: Эксмо, 2008. С. 814.
Встречаются и иные определения науки. Наука определяется как особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Признается взаимодействие науки с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира <4>. Наука рассматривается и как сфера человеческой деятельности, имеющая своей целью сбор, накопление, классификацию, анализ, обобщение, передачу и использование достоверных сведений, построение новых или улучшение существующих теорий, позволяющих адекватно описывать природные (естественные науки, естествознание) или общественные (гуманитарные науки) процессы и прогнозировать их развитие <5>.
<4> URL: http://ru.wikipediа.org/wiki/Наука.
<5> URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Портал:Наука.
Под правовым содержанием науки следует понимать гарантированную Конституцией РФ свободную, активную, познавательно-мыслительную сферу жизнедеятельности человека и общества, направленную на получение новых знаний и достижение определенного результата, обусловливающего возникновение интеллектуальных прав, которая не должна иметь общественно опасного характера для существования самого человечества.
Познанию сущности науки, помимо рассмотрения этого явления с четырех разных позиций, может способствовать также классификация, применяемая исследователями по отношению к рассматриваемому понятию.
В настоящее время научные дисциплины принято подразделять на три большие группы (в зависимости от их предмета и метода):
- естественные науки;
- общественные науки;
- технические науки.
Однако можно встретить и иную классификацию. В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) деятельность в сфере исследований и разработок (код 73) подразделяется на две области:
- естественные и технические науки (код 73.1);
- общественные и гуманитарные науки (код 73.2) <6>.
<6> Классификатор видов экономической деятельности. М.: ИПК Издательство стандартов, 2002. С. 248.
В деятельности, осуществляемой человеком, можно выделить несколько компонентов (последовательных элементов, этапов):
- определение цели;
- планирование работы;
- осуществление запланированной деятельности;
- осознание, проверка результатов деятельности (исправление ошибок);
- подведение итогов деятельности и ее оценка <7>.
<7> Гоноболин Ф.Н. Психология. М.: Просвещение, 1973. С. 32.
Все обозначенные основные компоненты присущи также и научной и научно-технической деятельности. Но следует учитывать, что использование определений научная и научно-техническая придают понятию деятельность особое содержание, отличающее ее от обычной повседневной деятельности человека. Обязательные компоненты научной деятельности и научно-технической деятельности будут рассмотрены автором позднее с целью уяснения правового содержания данных понятий, поскольку логичнее начинать рассмотрение этих терминов с определения их понятий.
В тексте Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (точнее, в его преамбуле) впервые законодательно закрепляется необходимость государственной поддержки инновационной деятельности. Определение этого нового для законодателя и правоприменителя понятия дается в ст. 2 данного Закона, согласно которой научная, технологическая, организационная, финансовая и коммерческая деятельность является инновационной при условии ее направленности (т.е. постановки соответствующих целей и задач, получения результатов) на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности <8>.
<8> Соответствующие изменения в комментируемый Закон были внесены Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 254-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" и вступили в силу 25 июля 2011 г., со дня его официального опубликования (опубликован в Собрании законодательства РФ, 25.07.2011, в "Российской газете" 26.07.2011). В частности, этим Законом была введена новая глава IV.1 "Государственная поддержка инновационной деятельности".
Важность и своевременность указания в преамбуле на инновационную деятельность очевидна в свете современного "перестроения" всего российского законодательства на рельсы инновационного развития. В том числе это касается и научных исследований, и методов и форм развития российской науки в постиндустриальную эпоху.
Чаще всего инновации связываются с научно-техническими достижениями или сопутствующими им явлениями. Именно в этом ключе они обычно трактуются в директивных документах органов государственной власти современной России. В этом плане инновации могут характеризоваться как нововведения в области техники, технологии, организации труда или управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающие качественное повышение эффективности производственной системы (качество продукции).
Подтверждением сказанному служат дефиниции, приведенные в Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г. (утверждены Председателем Правительства РФ 05.08.2005 N 2473п-П7). Здесь:
- инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на:
- создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);
- создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;
- применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии;
- инновационная продукция - результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации;
- инновационная система - совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы;
- инфраструктура инновационной системы - совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. К инфраструктуре инновационной системы относятся центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др.;
- политика Российской Федерации в области развития инновационной системы - составная часть государственной научно-технической и промышленной политики, представляющая собой совокупность осуществляемых государством социально-экономических мер, направленных на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на базе передовых достижений науки, технологий и техники и повышение доли такой продукции в структуре производства, а также системы продвижения и реализации продукции и услуг на отечественном и мировом рынках;
- наукоемкие высокотехнологичные отрасли (производства) - отрасли, сферы или виды экономической деятельности, результатом которой является продукция (товары, работы, услуги) со значительной добавленной стоимостью, полученной за счет применения достижений науки, технологий и техники, характеризующаяся высокой долей внутренних затрат на исследования и разработки в стоимостном объеме производства такой продукции.
Таким образом, концепция трактует инновационную систему как некое совокупное производство и распространение новых знаний и технологий.
Заметим, что в последнее время понятия модернизации и инновационного развития в политической риторике зачастую отождествляются или используются в неразрывной связке. В действительности же это не верно. Сразу же оговоримся: в данном случае политические и социокультурные инновации не рассматриваются сами по себе, хотя, конечно же, в широком плане об этом также можно достаточно много рассуждать и проводить соответствующие изыскания. Согласно заявленной теме в основе рассматриваемых здесь явлений модернизации и инновационного развития лежит экономика. Все остальное акцентируется лишь в связи с ее инновационным развитием и необходимостью обеспечения НИС.
В этой связи отождествление инноваций в науке и модернизации экономики знаний следует различать качественно, хотя их взаимосвязь в достижении целей инновационного развития науки несомненна. В этом ключе важно ясно осознавать, что модернизация сама по себе может быть основана не только на заимствованиях уже существующих научных технологий, но и вообще в отдельных случаях осуществляться лишь на основе организационных изменений. В целом цель модернизации - это вывод производства и его организационного обеспечения на современный уровень. Это сама по себе актуальнейшая и достаточно самостоятельная задача, поскольку реальный сектор экономики России представляет собой в основном то, что удалось сохранить и незначительно улучшить, но отнюдь не то, что создано заново на принципиально новой технологической основе. По сути, это все та же советская экономика, но с одним принципиальным отличием: в ней фактически полностью уничтожены механизмы развития и технологического роста <9>.
<9> Исключения здесь редки. Это, например, отдельные предприятия оборонной или авиакосмической промышленности, которые, впрочем, можно рассматривать и как единую совокупность.
С позиций современных задач российской науки рассматривать модернизацию образования и науки изолированно от инновационного развития социально-экономического сектора всей страны уже не представляется возможным. Инновационная экономика знаний и потребность в ее развитии не возникли в недрах современной России. Более того, таких потребностей современная российская промышленность не испытывает даже в момент ощутимой нехватки потенциала советского наследия. Мы в данном случае идем от обратного: если на Западе инновации стали следствием развития реального производства и резкого роста на его основе уровня жизни и развития социокультурной сферы и науки, то в современной России основная потребность в развитии инновационной экономики вызвана эффектом глобализации и геополитическими факторами.
В силу этого изолированное развитие страны на собственном фундаменте и на уровне собственных ориентиров уже невозможно. Не войдя в число держав, имеющих инновационную экономику, уже невозможно сохранить свое место в мире и обеспечить достойный уровень жизни населения. В этом случае возникает множество угроз, в т.ч. национальному суверенитету, избежать которые можно лишь на пути ускоренного инновационного развития. И здесь не следует уповать на благоприятную ситуацию с ценами на энергоносители. Этими доходами современные вызовы и угрозы не нейтрализовать. Напротив, наличие временных сырьевых преимуществ является, пожалуй, главным ресурсом ускоренного инновационного развития.
Итак, политические ориентиры на формирование новой экономики не имели под собой реального внутреннего основания. На уровне идей необходимость этого была понятна, однако реальная отдача сырья перекрывала весь негатив от устоявшихся векторов развития. Внешнее же давление, побудившее руководство страны декларировать курс на инновационное развитие, как раз и повлекло за собой обратную логику становления инновационных ориентиров в современной России. Вместо приоритетного развития реального сектора на поверхности и в приоритетном положении оказалось инновационное развитие как таковое.
В ходе формирования политики инновационного развития в 2000-х гг. это ясно прослеживалось в концептуальных и руководящих политических документах. В них сырьевая направленность экономики внешне осуждалась, однако альтернатив ей в виде преимущественной модернизации реального сектора сделано не было. Речь шла о том, чтобы этот бесспорно необходимый этап модернизации уже существующего потенциала сразу заменить на экономику инноваций, опираясь при этом на огромные финансы, получаемые от сырьевого и прежде всего нефтегазового сектора экономики.
Наука в настоящее время - это чрезвычайно сложное общественное явление, имеющее многосторонние связи с миром. Ее рассматривают с четырех сторон (как и любое другое общественное явление - политику, мораль, право, искусство, религию):
1) с теоретической, где наука - система знаний, форма общественного сознания;
2) с точки зрения общественного разделения труда, где наука - форма деятельности;
3) с точки зрения социального института;
4) с точки зрения практического применения выводов науки со стороны ее общественной роли <10>.
<10> Бакалавр экономики: Хрестоматия: В 3 т. / Под ред. проф. В.И. Видяпина. М.: Триада, 1999. Т. 1. С. 100.
Термин "единая государственная политика в области науки" получил свое законодательное закрепление в Конституции Российской Федерации в п. "в" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ. В указанной статье говорится, что Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки <11>, в частности, разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки, обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки. Проведение единой государственной политики в области науки подразумевает под собой разработку единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, касающихся науки, принятие и реализацию государственных программ в области науки.
<11> Конституция РФ 1993 г. // Российская газета. 1993. N 237. Ст. 137.
Научная и научно-техническая политика - составная и неотъемлемая часть государственной социально-экономической политики. Сегодня, когда ушла в прошлое административно-распределительная система и прямое государственное финансирование/управление наукой, наука, наряду с иными сферами жизни и деятельности, напрямую зависит от экономики.
Существует много определений научной политики. Наиболее краткое, точное и ясное дали А.А. Батяев и Д.Ю. Каркавина. По их мнению, под научной политикой подразумевается отношение руководства страны к состоянию отечественной науки <12>.
<12> Батяев А.А., Каркавина Д.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" // СПС "КонсультантПлюс".
Государственная научно-техническая политика является базисом, ядром всех видов государственной политики. Для того чтобы превратить науку в базовый элемент, двигатель общественного развития, ее необходимо шире привлекать к определению и экспертизе целей, задач, направлений этого развития. Иными словами, научно-техническая политика должна переключиться с прогнозирования развития исключительно науки и технологий на участие в прогнозировании развития общества в целом <13>.
<13> Ваганов А. В поисках научно-технической политики. Блеск и нищета российской науки // Отечественные записки. 2002. N 7. С. 181 - 188.
Действительно, это так. Наука является движущей силой развития экономики и общества, поэтому и внимание со стороны государства должно ей уделяться достаточно много. Сейчас научно-техническая политика все-таки больше является основой экономической политики, чем основой всех видов государственной политики. Хотя в последние годы в среде исследователей укрепляется представление о том, что роль науки не должна сводиться только к преобразованию экономики на базе высокотехнологичного и наукоемкого производства. В свете прогнозируемой уже теперь для науки XXI в. управленческой функции она должна быть привлечена к осуществлению не только экономических, но также важнейших политических, социальных и культурных задач государства <14>. Данное мнение представляется верным, поскольку научно-техническая политика лежит в основе не только экономики, т.к. последняя тесно связана с обществом и неотъемлема от него.
<14> Гордеева Н.А., Филь М.М. Право и реформирование науки. Проблемы и решения. М.: Новая правовая культура, 2005. С. 10.
Степень и формы государственного вмешательства в развитие науки, прикладного ее использования зависят от многих факторов: стадии экономического развития; социально-экономических внутренних и внешних условий экономической политики, проводимой правительством в целом. Государственная научно-техническая политика может выступать как активная, умеренная или пассивная; сдержанная, дающая простор рыночным процессам; протекционистская по отношению к отечественному научному комплексу или предельно открытая для зарубежной науки и техники; с опорой на собственный научный потенциал или на заимствование иностранных идей и технологий; высокоселективная или фронтальная, всеохватывающая; с выраженным приоритетом фундаментальных и стратегических прикладных исследований или с приоритетом прикладных НИОКР и внедренческих работ. Реальная государственная научно-техническая политика сочетает указанные альтернативные формы в зависимости от фактически складывающейся ситуации, состояния экономики и активности научного сообщества. Реализация государственной научно-технической политики осуществляется посредством финансирования НИОКР, финансирования и совершенствования системы среднего и высшего образования, осуществления ряда организационно-институциональных мер <15>.
<15> Нестерова А.Д. Государственное регулирование экономики: Курс лекций. Калининград: Калинингр. ун-т, 1997. С. 42.
На современном этапе Российское государство рассматривает науку как отрасль экономики, которая должна обеспечить ее конкурентные преимущества на мировых рынках, и ставит задачу превращения науки в движущую силу преобразования отечественной экономики в "экономику знаний", перехода к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов <16>. Обилие существующих понятий о науке, обращение к этому понятию специалистов разных областей (лингвистов, лексикографов, правоведов, философов, науковедов) свидетельствует об одном и очередной раз подтверждает то, что само по себе такое явление, как наука, многогранно.
<16> Гордеева Н.А., Филь М.М. Право и реформирование науки: Проблемы и решения. М.: Новая правовая культура, 2005. С. 14.
В связи с этим возникает закономерный вопрос: как законодательство о науке способно выработать точное определение и законодательно урегулировать такое сложнейшее явление, как наука? Тем более что специалисты прямо указывают на возникающие сложности при попытках законодательно определить понятие "наука". Например, в литературе отмечается, что обязательно должно быть законодательно обеспечено единообразие и однозначность используемых понятий, относящихся к сфере науки, на всем правовом поле <17>. Иными словами, начиная с конституционного права, все отрасли законодательства (гражданское, бюджетное, налоговое и т.д.) должны оперировать одним-единственным понятием "наука".
<17> Законодательство о науке: Современное состояние и перспективы развития / Отв. ред. В.В. Лапаева. М.: Норма, 2004. С. 96.
На практике же в настоящее время и налоговое, и бюджетное законодательство используют свои собственные подходы в понимании границ этого явления и, в частности, границ научной деятельности и научной сферы <18>. Выработке единого подхода к определению такого сложного явления, как наука, может способствовать специальная отрасль исследований - науковедение. Данная отрасль исследований занимается исключительно познанием науки и представляет собой науку о науке. Она изучает закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества. Но приходится признать, что в настоящее время некогда очень популярная и востребованная область знания на сегодня не имеет былой популярности, поскольку интерес к науковедению соответствует интересу к самой науке <19>. Что, в свою очередь, сказывается и на выработке определений основных понятий в сфере науки, научной и научно-технической деятельности.
<18> Там же. С. 96 - 97.
<19> Науковедение и новые тенденции в развитии российской науки / Под ред. А.Г. Аллахвердян, Н.Н. Семенова и А.В. Юревич. М.: Логос, 2005. С. 3.
В законодательстве указание на науку содержится в нескольких нормативных правовых актах. Например, в Конституции РФ указано, что общие вопросы науки находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (подп. "е" ч. 1 ст. 72), также определено, что Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки (подп. "в" ч. 1 ст. 114). Кроме этого, закреплено, что каждому гарантируется свобода научного творчества (ч. 1 ст. 44) и не допускается без добровольного согласия подвергать человека научным опытам (ч. 2 ст. 21) <20>.
<20> Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. N 237.
В Гражданском кодексе РФ наука упоминается несколько раз, однако ее определения законодатель не приводит. В частности, гражданским законодательством урегулированы следующие вопросы, имеющие отношение к науке: возникновение гражданских прав и обязанностей в результате создания произведений науки (ст. 8) <21>, одной из составляющих содержания правоспособности граждан является то, что граждане могут иметь права авторов произведений науки (ст. 18) <22>, интеллектуальные права на произведения науки являются авторскими правами (ст. 1255) <23>.
<21> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 17.07.2009) // Собрание законодательства Рос. Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.
<22> Там же.
<23> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 17.07.2009) // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5696.
Базовый нормативно-правовой акт, регулирующий отношения в сфере науки, - Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", основной целью которого являлось создание правовой основы для других нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере науки, - содержит определения таких понятий, как научная (научно-исследовательская) деятельность и научно-техническая деятельность, а определение понятия "наука", несмотря на свое название и назначение, этот Федеральный закон не содержит <24>.
<24> Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (ред. от 02.08.2009) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. N 35. Ст. 4137.
Отмеченный законодательный пробел необходимо устранить путем внесения в ст. 2 вышеназванного Федерального закона нормы-дефиниции, содержащей определение понятия "наука".
Гражданский кодекс РФ содержит указание на один из примеров результата научно-технической деятельности, выраженного в объективной форме, - единую технологию. Результат такой деятельности включает в себя изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране (ст. 1542) <25>. Определение "научная" употребляется не только в отношении деятельности. Существует, например, часто употребляемое понятие "научное исследование", под которым понимается процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности, характеризующийся объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью <26>.
<25> Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 17.07.2009) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5696.
<26> Аспирантура и диссертация // Словарь основных понятий. URL: http://www.aspirantura.info/lexicon.php.
Обращает на себя внимание тот факт, что законодатель не разграничил понятия "научная деятельность" и "научно-техническая деятельность", а объединил их одним определением в виде интеллектуальной творческой деятельности. Наиболее удачен с точки зрения проработки понятийного аппарата в части исследуемых понятий Закон Тюменской области от 21 февраля 2007 г. N 544 "О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тюменской области". Данный Закон определил оба понятия: и научной деятельности, и научно-технической деятельности. Научной признается деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Научно-техническая деятельность - это деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы <27>. Однако при соотнесении понятий данного Закона с определениями, предусмотренными федеральным законодательством, отмечается их схожесть. Таким образом, законодательство субъектов Российской Федерации в большинстве случаев идет по пути использования отсылочных к федеральному законодательству норм и самостоятельно не определяет понятия рассматриваемых терминов.
<27> Закон Тюменской области от 21.02.2007 N 544 "О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тюменской области", ст. 1 // Тюменские известия. 2007. N 40.
С одной стороны, это, безусловно, не способствует развитию понятийного аппарата, относящегося к сфере науки. Но, с другой стороны, полностью соответствует требованиям, установленным ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, согласно которой по предметам совместного ведения Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
До настоящего времени актуален вопрос о наличии в научной деятельности элемента творчества. По нашему мнению, нельзя не учитывать при рассмотрении этого вопроса положения ч. 1 ст. 44 Конституции РФ о том, что каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества <28>.
<28> Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. N 237.
И наука, и творчество сами по себе являются определенными видами человеческой деятельности. В Конституции РФ законодатель объединил две разные сферы человеческой деятельности в одну и тем самым внес некоторую путаницу, поскольку фраза "научное, техническое и другие виды творчества" не совсем понятна (ч. 1 ст. 44). Творчество более совместимо с эмоциональной, артистичной сферой жизни человека, предполагающей создание культурных и материальных ценностей, в связи с чем уместно употребление этого понятия с такими определениями, как народное, художественное и т.д., тогда как наука - это особый вид мыслительной, умственной и познавательной деятельности человека, направленный на получение каких-либо новых знаний.
В связи с этим неясная смысловая нагрузка такого выражения, как "научное творчество", "техническое творчество", должна быть устранена законодателем путем принятия соответствующих изменений. Например, можно предусмотреть право каждого на занятие наукой, научной и научно-технической деятельностью.
Отличие науки от других сфер деятельности человека предопределяется ее целью. Особая цель, присущая только научной деятельности, - ее направленность на получение новых научных знаний <29>. Именно определение науки через ее целевую сущность в литературе предлагалось закрепить юридически. Цель получения в результате такой деятельности новых научных знаний предполагает определение признаков понятия "новые знания" как юридически значимых <30>.
<29> См., например: Ракитов А.И. О природе научного исследования // Вопросы философии. 1968. N 12; Гатовский Л.М. Наука как объект экономического исследования // Вопросы экономики. 1974. N 5.
<30> Дозорцев В.А. Правовой режим научно-технических знаний // Советское государство и право. 1973. N 6.
Решая задачу выработки определений таких понятий, как наука, научная деятельность и научно-техническая деятельность, можно обратиться и к опыту других государств. И поскольку зарубежный опыт в части отношения к науке, научной и научно-технической деятельности может быть полезен для Российской Федерации, целесообразно рассмотреть несколько наиболее ярких примеров регулирования этой сферы в некоторых странах.
В частности, в Соединенных Штатах Америки основная ответственность за развитие науки и техники с начала 90-х годов XX в. перенесена на государство, при этом механизм государственного регулирования науки и техники опирается на всесторонне разработанные правовые нормы. Надо заметить, что Конституция США от 17 сентября 1787 г. в отличие, например, от Конституции РФ содержит только одну-единственную норму о науке, которой установлено, что Конгресс имеет право содействовать развитию наук и полезных ремесел, обеспечивая на определенный срок авторам и изобретателям исключительные права на их произведения и открытия <31>.
<31> Конституция Соединенных Штатов Америки от 17 сентября 1787 г., раздел 8.1 // Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. 2-е изд., исправ. и доп. М.: БЕК, 1999. С. 22.
В Японии в середине XX в. был отмечен небывалый подъем в экономике, который был во многом обусловлен именно развитием науки <32>. Послевоенная Конституция Японии от 3 мая 1947 г. провозгласила, что гарантируется свобода научной деятельности (ст. 23) <33>. И в настоящее время по сумме инвестиций на научные исследования Япония является одним из лидеров в мире <34>. Конституционное регулирование сферы науки в Японии имеет схожие черты с конституционным регулированием науки в США, поскольку также ограничивается одной конституционной нормой, что, однако, не мешает этим государствам иметь передовые научные достижения и постоянно развивать науку.
<32> Наука в Японии // Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki.
<33> Статья 23 Конституции Японии от 03.05.1947 // Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2003. С. 227.
<34> О Японии. Экономика, наука, техника. Официальный сайт посольства Японии в России. URL: http://www.ru.emb-[apan.go.[p/ABOUT/ECONOMICS/index.php.
В Германии в настоящее время существует мощный научно-исследовательский потенциал. Это основано на положениях Основного закона ФРГ от 23 мая 1949 г., в частности, его ст. 5, провозглашающей, что искусство и наука, исследования и преподавание свободны, а также ст. 91 о том, что Федерация и земли могут действовать сообща путем заключения соглашений в области помощи научным учреждениям и в реализации проектов в области научных исследований, значение которых выходит за региональные рамки <35>. Надо отметить следующую особенность Конституции Германии, не характерную для Конституции РФ: помимо провозглашения свободы науки, Основной закон ФРГ устанавливает конкретный механизм поддержки научной деятельности - заключение специальных соглашений по научным проектам, имеющим определенное государственное значение.
<35> Конституция Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г. // Конституции государств Европы: В 3 т. / Под общ. ред. директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Л.А. Окунькова. М.: Норма, 2001. Т. 1. С. 565.
Особенным отношением к науке выделяется Китай, который по темпам развития науки и технологии занимает второе место в мире, уступая только США <36>. Основным законом КНР от 4 декабря 1982 г. урегулирован довольно обширный перечень вопросов в сфере науки: для общественной морали Китая характерна любовь к Родине, народу, труду и науке (ст. 24); государство поднимает научно-культурный уровень всего народа, проводит научно-техническое обучение рабочих, крестьян, государственных служащих (ст. 19); государство развивает естественные и общественные науки, популяризует научно-технические знания (ст. 20), граждане КНР пользуются свободой научно-технической деятельности (ст. 47) <37>.
<36> Медникова М. Китай становится ведущим научным центром мира. Радио Свобода. URL: http://www.svobodanews.ru/content/article/366635.php#ixzz0YKr13V1k.
<37> Конституция Китайской Народной Республики от 4 декабря 1982 г. // Китайская Народная Республика: Конституция и законодательные акты / Отв. ред. Л.М. Гудошников. М.: Прогресс, 1994. С. 27.
В июле 1993 г. был принят и вступил в силу Закон КНР "О научно-техническом прогрессе", который довольно полно определил цели, роль, финансовые источники и систему стимулирования научно-технического развития и стал основным кодексом, направляющим научно-техническое развитие Китая. Помимо этого, принят Закон КНР "О распространении научно-технических знаний", который определяет популяризацию науки и техники и повышение научно-технического образования граждан как критерий действий и требует достижения поставленных целей усилиями всего общества <38>.
<38> Беларусь - Китай. Развитие науки и техники. Сайт Белорусского центра научно-технического сотрудничества с провинциями Китайской Народной Республики. URL: http://www.belarus-china.metolit.by/ru/dir/index.php/732.
Таким образом, опыт различных стран весьма существенно различается в отношении многих вопросов науки, важных для Российской Федерации, но есть и общие черты. Специалистами отмечается, что таким странам, как Германия, Япония и США, удалось организовать свою систему научных исследований без специального закона о науке <39>. В целом же, несмотря на различие систем управления и выработки политики в отношении исследований и разработок, решающую роль играет характерное для каждой страны признание основных научных принципов: оценка на основе научного достоинства, важность образования и содействие пониманию науки общественностью.
<39> Глендей К., Щер Г. Законодательство в научно-технической сфере в РФ и в странах Организации экономического содействия и развития (ОЭСР) // Опыт отдельных стран - членов ОЭСР. URL: http://www.nasledie.ru/fin/6_14/article.php?art=4.