Охрана прав и свобод гражданина: обеспечение международных обязательств РФ

(Винокуров А., Чурилов А.)

("Законность", N 6, 1997)

Текст документа

ОХРАНА ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАНИНА:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РФ

А. ВИНОКУРОВ, А. ЧУРИЛОВ

А. Винокуров, прокурор управления.

А. Чурилов, заместитель начальника управления по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Генеральной прокуратуры РФ.

Внесенные в октябре 1996 г. изменения в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" оказали существенное влияние на систему приоритетов прокурорского надзора. На первый план выдвинулись задачи усиления правозащитной функции органов прокуратуры, прежде всего в деле соблюдения прав и свобод человека и гражданина, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Достаточно сказать, что только по протестам прокуроров в 1996 г. отменено свыше 60 тыс. актов органов власти, управления и контроля. Большинство из них грубо нарушали права и свободы граждан. Одновременно в защиту граждан предъявлено более 170 тыс. исков в суды общей юрисдикции.

Правовую основу деятельности органов прокуратуры по указанным направлениям составляет прежде всего глава вторая Конституции РФ. По оценкам специалистов сейчас только этот документ в целом отвечает мировым стандартам в области прав и свобод человека и гражданина. Значительный массив законодательных актов по своему содержанию пока заметно отстает от требований международного права. С учетом такой обстановки чрезвычайно важно обеспечить (в том числе средствами прокурорского надзора) прямое действие норм Конституции РФ.

При определении задач органов прокуратуры в рассматриваемой сфере необходимо исходить из положений ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ - составная часть ее правовой системы. Для прокуроров это означает одно - в их практической деятельности должно обязательно учитываться действие правовых норм, вытекающих из международных обязательств России.

Как показывает практика, прокуроры чаще всего обращаются к таким международно - правовым актам, как Всеобщая декларация прав и свобод человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах. Эти документы ранее ратифицированы СССР и в соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" являются действующими для РФ.

В конце 1995 г. законодатель впервые определил роль прокуратуры в системе органов государства, обеспечивающих защиту прав и свобод человека и гражданина, регламентировав в гл. 2 третьего раздела обновленного Закона о прокуратуре предмет и объекты надзорной деятельности по этим вопросам, а также соответствующие полномочия прокуроров.

Такое нововведение неоднозначно оценивается в обществе. Некоторые правоведы выражают даже удивление по поводу расширения задач прокурорского надзора, как они отмечают, в "исконно судебной сфере правоприменительной деятельности".

Генеральная прокуратура РФ нацеливает подчиненных прокуроров избегать дублирования судебных органов, роль которых в защите прав и свобод граждан первостепенная и в конечном счете решающая. Согласно ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Конкретизируя эту норму, ст. 46 Конституции РФ определяет, что граждане и юридические лица вправе обжаловать в суд решения и действия (и бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Таким образом, область правозащитной деятельности судебных органов практически безгранична.

По общему правилу прокуроры подключаются к этой работе в случаях, когда требуется без всяких на то отлагательств применить специальные, только им предоставленные полномочия в защиту публичных интересов (неопределенного круга лиц) либо в защиту отдельных категорий граждан, лишенных в силу объективных причин возможности самостоятельно отстаивать свои права в суде. Причем эти полномочия минимальны, их применение открыто для обсуждения и может быть оспорено в суде.

Среди специальных полномочий прокурора - опротестование незаконных правовых актов, направление заявлений в суды (арбитражные суды), внесение представлений об устранении нарушений правовых норм, возбуждение уголовных дел и производство об административных правонарушениях в отношении должностных лиц, нарушающих права граждан.

О важности этой работы свидетельствует практика. За два последних года по требованиям прокуроров отменено свыше 32 тыс. незаконных нормативных актов органов местного самоуправления, которыми ущемлялись права большинства жителей сотен городов, районов, сельских поселений. Трудно себе представить, чтобы эту работу смог бы сегодня полностью выполнить другой орган государства. В связи с этим положения Концепции судебной реформы об упразднении функции "общего" надзора прокуратуры находятся в серьезном противоречии с жизнью.

Наиболее полно определил условия прокурорского вмешательства приказ Генерального прокурора РФ от 22 июня 1996 г. "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", который устанавливает, что прокурорские проверки могут проводиться только на основании поступившей информации о допущенных правонарушениях, требующих использования специальных полномочий прокурора, и, как правило, для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и гарантий групп населения, трудовых коллективов, репрессированных, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране.

Приказ требует от прокуроров акцентировать внимание на защите закрепленных в Конституции РФ трудовых, имущественных, жилищных, экологических, избирательских и иных политических прав и свобод человека и гражданина.

Исходя из ст. 32 Основного Закона граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Это право закреплено также в нормах международно - правовых документов: Всеобщей декларации прав человека (ст. 21) и Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 25).

В минувшем году прошли выборы Президента России, глав исполнительных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Массовых случаев нарушений избирательного законодательства, прежде всего - избирательных прав граждан, не было. Однако прокурорами вскрыты вопиющие факты нарушений. Так, в Новосибирской области были нарушены избирательные права граждан, временно содержащихся в следственном изоляторе, в период проведения выборов в органы местного самоуправления. В результате своевременного вмешательства прокурора более 3000 граждан реализовали свое избирательное право. Мэром Владивостока были незаконно ликвидированы районы и не назначены выборы в органы местного самоуправления. По этому факту прокуроры районов краевого центра с целью защиты прав граждан обратились с заявлениями о назначении выборов в Приморский краевой суд, где они были рассмотрены и удовлетворены.

Согласно ст. 20 Всеобщей декларации прав человека и ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах никто не может быть принужден вступать в какую-либо ассоциацию. Статья 30 Конституции РФ также не допускает принудительного порядка вступления в какое-либо объединение или пребывания в нем. Нарушения этих норм выявлялись прокурорами. Так, председатель Партии народного капитала С. Мавроди своим приказом от 24 июля 1995 г. установил, что граждане (избиратели), вступившие в эту партию, получали преимущество по сравнению с другими вкладчиками небезызвестного АО "МММ" при выплатах дивидендов по акциям и билетам этого акционерного общества. Приказ нарушал положения ч. 5 ст. 45 и ч. 2 ст. 46 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Несоответствующий закону п. 4 Приказа был после отклонения протеста отменен в судебном порядке, в политотдел Партии народного капитала внесено представление о недопустимости подобных фактов, а прокурорам субъектов РФ разослана информация о принятии решительных мер по пресечению нарушений прав граждан при их вступлении в политические партии.

В соответствии со ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит в пределах этой территории право на свободное передвижение и свободный выбор местожительства. Аналогичная норма закреплена и в ст. 27 Конституции РФ.

Этот порядок зачастую нарушается. По данным официальной статистики с пограничных с Китайской Народной Республикой регионах сегодня оседают тысячи нелегальных мигрантов из КНР, которые, пользуясь льготными условиями Соглашения о безвизовом обмене между двумя странами, в составе туристических групп проникают на территории России для занятий предпринимательской и иной деятельностью, а также в преступных целях. Учитывая геополитическую обстановку и безучастное отношение китайской стороны к подобным явлениям, явное нежелание принимать депортируемых китайских граждан обратно, приходится констатировать, что КНР одобряет эту "тихую экспансию". Вопрос требует дополнительного правового регулирования со стороны РФ и КНР.

В ряде краев и областей юга России длительное время существовала нездоровая практика дискриминации прав прибывающих на территории этих регионов граждан. Предпринимались попытки ограничить права граждан на въезд в соответствующие местности (в том числе по национальным признакам), что противоречило ст. ст. 27, 55 и 71 Конституции РФ, Закону "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и, прежде всего, ст. 13 Всеобщей декларации прав и свобод человека, согласно которой каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. Более того, в некоторых субъектах РФ предусматривалось даже принудительное выдворение граждан, нарушивших установленный местными властями порядок въезда в регион. В ряде областей право мигрантов на пребывание и проживание на территории этого субъекта РФ было поставлено в прямую зависимость от наличия родственных связей. Такие правовые акты опротестованы прокурорами.

Российская Федерация, приняв на себя обязательства по Конвенции о статусе беженцев (Россия присоединилась к этому документу после принятия Верховным Советом РФ постановления от 13 ноября 1992 г.), обязана предоставлять беженцам, законно пребывающим на ее территории, право выбора места проживания и свободного передвижения в пределах своей территории. Правовой статус мигрантов, а также обязанности государства в лице специально уполномоченных им органов закреплены в Законах РФ "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах". Проверки, проведенные органами прокуратуры в ряде субъектов РФ в 1996 г., выявили многочисленные нарушения должностными лицами требований названных законов, в связи с чем Генеральный прокуратурой РФ внесено представление руководителю Федеральной миграционной службы России. В частности, в нем обращалось внимание на волокиту при рассмотрении ходатайств, необоснованное придание ряду лиц статуса беженцев, нецелевое расходование средств, предназначенных для выдачи ссуд беженцам и вынужденным переселенцам, неправомерное распоряжение специальным жилым фондом и ряд других грубых нарушений миграционного законодательства.

Всеобщая декларация прав человека в ст. 23 провозгласила, что каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения. Пункт 3 ст. 37 Конституции России также провозглашает право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Органы прокуратуры в последнее время уделяют немалое внимание вопросам обеспечения права граждан на вознаграждение по труду. Продолжающийся не первый год в стране кризис платежной системы, усугубляющийся многочисленными злоупотреблениями в финансовой сфере, зачастую порождает ситуации, когда людям месяцами не выплачиваются заработанные ими денежные средства. Учитывая всю остроту проблемы, Генеральная прокуратура РФ направила на места указание от 28 февраля 1996 г. "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о своевременной выплате заработной платы и соблюдении платежной дисциплины". Защищая права граждан на вознаграждение по труду, прокуроры в прошедшем году активно направляли исковые заявления в порядке ст. ст. 41 ГПК РСФСР и 41 АПК РФ соответственно в суды и арбитражные суды о взыскании задолженностей по заработной плате и дебиторских задолженностей, являющихся нередко причиной невыплат вознаграждения. Так, из 1524 исков, направленных в суды прокурорами в Чувашской Республике в интересах граждан, более половины составили иски о взыскании зарплаты. В большинстве случаев суды выносили положительные решения. В Новосибирской области выработана практика обращения прокуроров в суды с заявлениями о выдаче судебного приказа. Помимо традиционных протестов и представлений прокуроры выносили постановления о возбуждении производств об административных правонарушениях и о возбуждении уголовных дел. Всего за прошлый год органами прокуратуры возбуждено по фактам невыплат зарплаты около 200 уголовных дел.

Согласно п. 4 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека и ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право создавать профессиональные союзы для защиты своих прав. К сожалению, довольно часто профсоюзы не выполняют свои обязанности и занимают позиции, противоречащие их прямому предназначению. Прокуроры вскрывали факты откровенной дискриминации прав работающих женщин при попустительстве профсоюзных организаций. Так, совместным актом администрации и профкома АО "Прогресс" (Республика Коми) было принято решение о первоочередной выплате зарплаты работающим мужчинам. Это решение было опротестовано прокурором. В ряде случаев по инициативе профсоюзов принимались незаконные решения о непредоставлении работникам, занятым на вредных производствах, ежегодных дополнительных отпусков.

Участие прокуроров в обеспечении прав женщин особенно заметно при осуществлении надзора за исполнением законов о труде и охране труда. Согласно Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой и открытой для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи 34/180 от 18 декабря 1979 г., государства обязаны обеспечить женщинам право на охрану здоровья и безопасные условия труда, в том числе функции продления рода. К сожалению, процент производственного травматизма и смертности, особенно на предприятиях негосударственных форм собственности, чрезвычайно высок. И здесь, как отмечают прокуроры, еще низка активность специально уполномоченных органов Российской трудовой инспекции, которые часто не выполняют свои должностные обязанности по выявлению и устранению нарушений в области охраны труда на предприятиях и в объединениях. Наибольшее число нарушений в истекшем году в этой сфере выявлено прокурорами в Москве (439), Пермской области (327), Республике Адыгея (306). Во многих отраслях промышленности, в строительстве и сельском хозяйстве до сих пор в силу отсутствия автоматизации производственных процессов и средств на ее внедрение используется физический труд женщин. Прокуроры в целях пресечения и устранения таких правонарушений вносят акты прокурорского реагирования как непосредственно руководителям предприятий и организаций, так и бездействующим контролирующим органам, которые допускают порой преступную пассивность.

При проведении проверок исполнения трудового законодательства выявляются также многочисленные случаи увольнения с работы женщин по мотивам беременности либо отказов в принятии на работу по тем же основаниям, в то время как п. 2 ст. 11 названной Конвенции требует от государств запрета подобной практики. Выявляются случаи использования труда женщин в период беременности на вредных участках производств. Эффективным средством реагирования прокуроров на подобные нарушения прав женщин являются протесты, представления и постановления о возбуждении производств об административных правонарушениях. К сожалению, в новом УК РФ не предусмотрена ответственность за нарушения работодателем трудовых прав граждан, как это было в ст. 138 УК РСФСР. Думается, законодатели преждевременно декриминализировали соответствующие деяния, что в конечном итоге может вызвать увеличение числа нарушений прав граждан.

Пункт d ст. 8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах обязывает обеспечить подписавшие этот документ государства реализовывать право трудящихся на забастовку при условии его осуществления в соответствии с законом каждой страны. В развитие этой нормы, а также п. 4 ст. 37 Конституции РФ, признающего право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку, в России принят Федеральный закон "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", который подробно регламентирует разрешение конфликтных ситуаций, возникающих в трудовой сфере.

Статистка показывает, что трудовые коллективы нередко используют предоставленное им международно-правовыми и конституционными нормами право на забастовки. Причем, если несколько лет назад Россию сотрясали многочисленные массовые выступления шахтеров, то сейчас конфликтные ситуации характерны для работников социальной сферы - учреждений образования и медицины, а также представителей организаций, осуществляющих транспортные и коммунальные услуги. В истекшем году по стране прокатилась волна забастовок, которые затронули более чем 8 тыс. предприятий и организаций. Зачастую понимая предоставленное им право на забастовки как вседозволенность и не вникая в тонкости закона, регулирующего эти правоотношения, трудовые коллективы нередко нарушают законодательство. В таких ситуациях велика роль органов прокуратуры, призванных осуществлять от имени государства надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Практика показывает, что прокуроры проводят на местах многочисленные профилактические беседы с трудовыми коллективами, разъясняют требования законодательства, что предотвращает во многих случаях нарушения законов. Однако факты нарушений норм Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" есть, и тогда прокуроры направляют в суды иски о признании таких забастовок недействительными. Так, прокуратурой Республики Саха (Якутия) в Верховный суд республики были предъявлены иски о признании незаконными объявленных забастовок на базе электротехнического обеспечения самолетов и службы управления воздушным движением Колымо - Индигирского авиапредприятия. Новосибирским областным судом по иску прокурора области признана незаконной забастовка работников ЖЭУ производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Черепановского района.

Укрепление законности в сфере взаимоотношений между работодателями и работниками - важная задача органов прокуратуры. В 1996 г. прокурорами вскрыто почти 69 тыс. нарушений трудового законодательства, по их инициативе отменено 18,5 тыс. незаконных правовых актов, наказано в материальном, дисциплинарном и административном порядке 12 тыс. виновных должностных лиц.

Одна из социально незащищенных категорий - дети. Мировым сообществом выработаны специальные нормы для их защиты, закрепленные в международно - правовых актах. Так, ч. 1 ст. 24 Конвенции ООН "О правах ребенка" провозгласила, что ни один ребенок не должен быть лишен своего права на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения и средствам лечения болезней и восстановления здоровья. Прокуратурой Москвы в ходе проверки исполнения законодательства об охране здоровья детей было установлено несоответствие ряда приказов департамента здравоохранения правительства Москвы федеральному законодательству о медицинском страховании, а также положениям названной Конвенции. Вскрытые нарушения законодательства устранены. Всего органами прокуратуры в 1996 г. выявлено 37,5 тыс. нарушений прав детей и подростков, опротестовано по этим вопросам 6 тыс. незаконных правовых актов.

В ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах говорится, что государства - участники признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование. В развитие этой международно - правовой нормы ст. 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Сейчас в РФ приняты и действуют узкоспециализированные "социальные" законы, такие как "О ветеранах", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". Эти законы "обслуживают" социально незащищенные категории граждан, не имеющие зачастую иных источников существования, кроме социальных выплат. Поэтому надзор прокуроров за исполнением законов в этой области должен быть постоянным. Кризис неплатежей в стране, прокручивание целевых средств банками и нецелевое их использование недобросовестными лицами региональных пенсионных и иных фондов приводят к задержкам, порой к многомесячным, выплат пенсий и иных социальных пособий. Доведенные до отчаяния люди идут на акции социального протеста (например, голодовки ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, перекрытие полотна железной дороги пенсионерами Тульской области). Во избежание подобной обстановки, когда ситуация выходит из-под контроля, прокурорам необходимо принимать строгие меры воздействия к виновным должностным лицам, используя для этого весь арсенал полномочий, предусмотренных Законом о прокуратуре. На это органы прокуратуры прямо нацеливает и Указ Президента РФ от 26 марта 1997 г. "Об усилении контроля за использованием средств федерального бюджета, предназначенных для выплаты заработной платы".

Статьи 3, 5 и 9 Всеобщей декларации прав человека провозглашают, что каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность, никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию, как и подвергаться произвольному аресту, задержанию или изгнанию. Эти нормы нашли свое отражение в соответствующих статьях Конституции РФ.

Анализ практики применения мер административного принуждения органами внутренних дел показывает, что они часто весьма произвольно и расширительно трактуют свои полномочия по поддержанию общественного порядка. Нередки случаи применения наручников и резиновых палок в ситуациях, не предусмотренных Законом "О милиции". Очень часто превышаются установленные законом сроки пребывания административно задержанных в органах внутренних дел. Нарушения законности при применении к гражданам мер административного принуждения в 1996 г. резко возросли. Достаточно сказать, что каждый седьмой из выявленных прокурорами в прошедшем году незаконных правовых актов исходил от органов внутренних дел. Такое положение требует внимательного изучения проблемы и принятия дополнительных мер воздействия на должностных лиц, нарушающих закон. Это тем более важно потому, что в 1995 г. органами внутренних дел к различным мерам административной ответственности привлечены около 60 млн. граждан.

Важнейшее средство воздействия прокуроров на складывающуюся в субъектах Федерации правоприменительную практику - работа по опротестованию незаконных правовых актов органов представительной и исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы граждан. Исходя из оценки результатов деятельности за 1996 г., возросшей прокурорской активности, следует отметить, что протест как форма реагирования по-прежнему остается эффективным средством корректирования правоприменительной практики.

За прошлый год с использованием новых полномочий прокурорами опротестовано свыше 700 не соответствующих Конституции РФ и федеральному законодательству решений законодательных собраний, государственных советов, дум, органов исполнительной власти республик, краев и областей.

Прокурорская деятельность все чаще обнажает серьезные проблемы общества и государства. В ряде регионов рельефно вырисовываются черты сепаратизма, контуры противостояния региональных властей и центра. В них все больше укореняется практика присвоения полномочий, отнесенных к компетенции РФ или к совместному ведению России и ее субъектов. Это проявляется в установлении незаконных ограничений избирательных прав, прав собственников, предпринимателей. В Омской области недавно принят закон, ущемляющий права иностранцев на этой территории. Обстановка осложняется тем, что отдельные субъекты РФ постарались сформировать собственную правовую базу, которая позволяет им, вопреки Конституции, самостоятельно ограничивать права и свободы граждан.

Приходится с сожалением констатировать, что некоторые прокуроры попали под пресс местничества и не сумели обеспечить эффективный надзор за исполнением федеральных законов, позабыв, что они - представители федерального центра на территориях. Прокурорское реагирование на антиконституционные акты субъектов Федерации явно запаздывает, осуществляется порой неохотно, с оглядкой на мнение региональных властей. Эти недостатки предстоит изживать как можно быстрее. Спрос с прокуроров, не выполняющих возложенные на них обязанности, усиливается.

Кроме того, Генеральная прокуратура РФ нацеливает прокуроров на их непосредственное участие в разработке законов и других нормативных актов, имеющих принципиальное значение, т. е. затрагивающих интересы основных групп населения. Это относится и к прокурорам городов и районов, где все больше разрастаются масштабы беззакония, массовые нарушения прав граждан.

В новых условиях значительное число прокуроров оказалось слабо подготовленными к осуществлению эффективного надзора за соблюдением избирательных, политических, имущественных и некоторых других социальных прав, провозглашенных в стране за последнее пятилетие, они слабо ориентируются в международно-правовых стандартах в области обеспечения прав человека. В этом деле необходима коренная перестройка. В целях определения основных направлений в работе по надзору за соблюдением прав и свобод граждан необходимо существенное изменение системы показателей отчетности. Над этим сейчас работает аппарат Генеральной прокуратуры РФ.

Будущее общего надзора видится в тесной связи с судом. К этому "общенадзорные" подразделения обязывает п. 4 ст. 27 Закона о прокуратуре, а также решение коллегии Генеральной прокуратуры РФ от 3 октября 1996 г., определившее для прокуроров основные сферы применения судебных процедур в целях защиты прав отдельных категорий граждан. Эти требования необходимо неукоснительно проводить в жизнь. Некоторый сдвиг в лучшую сторону в этих вопросах наметился. За прошлый год прокурорами предъявлено более 85 тыс. исков в защиту имущественных интересов граждан - это в 3 раза больше, чем годом ранее. Активнее использовались судебные процедуры для защиты интересов населения целых регионов.

Например, прокурор Курской области Н. Ткачев умело применил дополнительные полномочия, предоставленные прокуратуре Федеральным законом от 26 ноября 1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления". Видя, что процесс избрания органов местного самоуправления в регионе искусственно тормозится, в том числе со стороны главы областной администрации и областной думы, он обратился в суд с заявлением о назначении даты выборов в органы местного самоуправления. Суд удовлетворил иск прокурора. Аналогичные меры принимались и в других регионах.

Таковы некоторые направления работы прокуроров по обеспечению международно - правовых стандартов в области прав и свобод человека и гражданина.

Дальнейшие задачи органов прокуратуры видятся в установлении более тесных контактов с аппаратом Уполномоченного по правам человека в РФ и правозащитными организациями. Путем регулярного обмена информацией необходимо выявлять наиболее неблагополучные сферы, где нарушаются права человека и гражданина, оперативно пресекать факты превышения власти со стороны должностных лиц и коллегиальных органов, шире использовать меры правовой ответственности в отношении злостных правонарушителей, наладить оповещение населения о действенности мер, принимаемых органами прокуратуры. Следует эффективнее использовать полномочия, предоставленные Указом Президента РФ от 6 июня 1996 г. N 810 "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы". В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ от 12 августа 1996 г. N 50/7, изданным в развитие названного Указа, в случае установления фактов серьезных нарушений законодательства руководителями федеральных органов исполнительной власти, главами исполнительной власти субъектов РФ прокуроры обязаны представлять в Генеральную прокуратуру материалы и проекты представлений Президенту России о наказании виновных, вплоть до освобождения их от должности.

Важное направление работы центрального аппарата Генеральной прокуратуры - обучение подчиненных прокуроров требованиям международно - правовых стандартов в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина, в том числе в процессе учебы в Институте повышения квалификации руководящих кадров органов прокуратуры или путем организации специальной научно - практической конференции по этому вопросу с привлечением представителей МИДа России и прокуроров субъектов Федерации. Это особенно актуально потому, что Россия вступила в Совет Европы, а также подписала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и протоколы к ней, Европейскую конвенцию о запрещении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания, Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств, возложив на себя тем самым серьезные обязательства в области прав и свобод человека и гражданина.

Название документа

Вопрос: Вправе ли нотариус удостоверять копии паспортов?

("Российская юстиция", 1997, N 5)

Текст документа

Вопрос: Вправе ли нотариус удостоверять копии паспортов?

Ответ: Нет, не вправе на основании Указа ПВС СССР от 4 сентября 1983 года N 9779-Х.

Название документа

Вопрос: Регистрировать ли согласие супруга на отчуждение недвижимого имущества в реестре, если супруг лично явился к нотариусу?

("Российская юстиция", 1997, N 5)

Текст документа

Вопрос: Регистрировать ли согласие супруга на отчуждение недвижимого имущества в реестре, если супруг лично явился к нотариусу?

Ответ: Пунктом 3 ст. 35 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено нотариальное удостоверение согласия другого супруга на отчуждение совместного недвижимого имущества.

Название документа