Новации в законодательстве о нотариате

(Фрик О. В.)

("Арбитражный и гражданский процесс", 2013, N 6)

Текст документа

НОВАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О НОТАРИАТЕ

О. В. ФРИК

Фрик Ольга Владимировна, доцент кафедры гражданского и арбитражного процесса юридического факультета Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, нотариус нотариального округа г. Омска, кандидат юридических наук.

Законодательство о нотариате находится на этапе реформирования. Идет процесс создания Единой информационной системы нотариата, которая будет содержать сведения о наиболее важных нотариальных действиях. Законом введены такие новые виды нотариальных действий, как регистрация уведомлений о залоге движимого имущества и выдача выписок из реестра уведомлений о залоге движимого имущества. В статье дается правовой анализ соответствующих изменений в законодательстве.

Ключевые слова: нотариат, нотариальные действия, единая информационная система, реестр завещаний, реестр уведомлений о залоге.

Novations in notary legislation

O. V. Frik

The law stipulates new types of notary acts, eg. Registration of notifications on pledges of movable property and Issuing of extracts from the Registry of notifications on pledges of movable property. In this article the author analysis relevant changes in notary law.

Key words: notaries, notary acts, unified information system, register of testaments, register of pledges on movable property.

В настоящее время законодательство о нотариате находится на этапе реформирования, идет работа над проектом нового закона о нотариате. На основе анализа последних изменений в гражданском законодательстве становится очевидным, что российский законодатель не определил место и роль нотариата в системе гражданского оборота.

Тем не менее существенные изменения вносятся и в действующие Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Так, Федеральным законом от 2 октября 2012 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации" введены новые главы в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы). В частности, глава 7.1 Основ предусматривает создание с 10 января 2014 г. Единой информационной системы нотариата, глава 20.1 Основ устанавливает регистрацию уведомлений о залоге движимого имущества как отдельный вид нотариального действия. Вопросы, нашедшие правовое разрешение в рассматриваемых главах, весьма значимы.

До принятия настоящего Федерального закона Федеральной нотариальной палатой была введена единая информационная система "еНот", которая имеет определенные информационные блоки, содержит сведения об отмененных доверенностях, о заведенных нотариусами наследственных делах, данные о завещаниях, испорченных и использованных номерных бланках и т. д. В то же время в соответствии со ст. 5 Основ сведения о совершенных нотариальных действиях являются нотариальной тайной, в соответствии со ст. 1123 Гражданского кодекса Российской Федерации тайной завещания является не только его содержание, но и сам факт его составления, изменения или отмены. Право на получение информации, отнесенной к нотариальной тайне, имеет только строго установленный законом круг лиц и в строго установленных законом случаях, в то время как лица, осуществляющие управление системой "еНот", к такому кругу лиц не относятся.

Необходимость правового регулирования на законодательном уровне единой информационной системы нотариата очевидна. Так, создание единой базы завещаний на всей территории России способствует реализации воли наследодателя, создание единой базы доверенностей - предотвратит совершение незаконной сделки по отмененной или недействительной доверенности.

Таким образом, указанные законодательные новеллы исключительно важны.

Так, в соответствии со ст. 34.1 единая информационная система нотариата - это автоматизированная информационная система нотариата, принадлежащая на праве собственности Федеральной нотариальной палате и предназначенная для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена). В единую информационную систему нотариата подлежат включению сведения, в том числе в форме электронных документов, о совершении нотариальных действий. Состав таких сведений определяется в соответствии с Основами.

С целью реализации указанных положений ст. 11 Основ дополнена обязанностью нотариусов вносить соответствующие сведения в данную систему с использованием электронно-цифровой подписи.

Так, для совершения нотариальных действий с документами в электронной форме и передачи сведений в единую информационную систему нотариата нотариус использует усиленную квалифицированную электронную подпись.

Квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи выдается уполномоченным Федеральной нотариальной палатой удостоверяющим центром из числа аккредитованных удостоверяющих центров.

Единая информационная система нотариата будет включать в себя такие реестры, как реестр удостоверенных завещаний и уведомлений об отмене завещаний, реестр удостоверенных доверенностей и уведомлений об отмене доверенностей, реестр открытых наследственных дел, реестр удостоверенных брачных договоров, реестр уведомлений о залоге движимого имущества.

Такое наименование реестра, как "реестр удостоверенных завещаний и уведомлений об отмене завещаний", не соответствует положениям ст. 1130 ГК РФ, которая предусматривает, что завещание отменяется распоряжением завещателя об отмене завещания, а не уведомлением.

Данный реестр строится на принципах полноты и достоверности информации, содержащейся в реестре. Так, в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2012 с 10 января 2014 г. ст. 37 Основ, предусматривающая полномочия должностных лиц органов местного самоуправления, будет дополнена частью третьей, устанавливающей обязанность соответствующих должностных лиц предоставлять сведения об удостоверении завещания, доверенности, а также об отмене завещания, доверенности или о внесении в них изменений любому нотариусу, осуществляющему деятельность в нотариальном округе соответствующего поселения или соответствующей территории, для внесения таких сведений о завещании, доверенности в единую информационную систему нотариата. Должностные лица консульских учреждений при совершении нотариального действия должны направлять соответствующую информацию через федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, в Федеральную нотариальную палату для внесения таких сведений в единую информационную систему нотариата.

Состав сведений, подлежащих включению в единую информационную систему нотариата в соответствии с частью четвертой названной статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата. Оператором единой информационной системы нотариата является Федеральная нотариальная палата.

Закон устанавливает и обязанность лиц, имеющих доступ к данной системе, сохранять соответствующие сведения в тайне. Так, в соответствии со ст. 34.1 Основ нотариусы и лица, осуществляющие обработку данных единой информационной системы нотариата, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять сведения, содержащиеся в этой информационной системе, за исключением случаев, установленных Основами. Данное положение Закона подлежит расширительному толкованию, поскольку обязанность сохранения нотариальной тайны должна возлагаться не только на нотариуса, но и на работников нотариальной конторы, к которым относятся помощник нотариуса, лицо, временно исполняющее обязанности нотариуса, секретарь нотариуса.

Положительным моментом является то обстоятельство, что в ч. 3 ст. 1123 Гражданского кодекса Российской Федерации внесены изменения о том, что не является разглашением тайны завещания представление нотариусом, другим удостоверяющим завещание лицом сведений об удостоверении завещания, отмене завещания в единую информационную систему нотариата в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. Это позволило устранить существующие противоречия о законности создания единого реестра завещаний.

Создание единого реестра завещаний не является новацией российского законодательства, положительный опыт действия таких реестров имеет место в европейских странах латинского нотариата. В некоторых из них реестры создаются на межгосударственном уровне, в частности, во Франции и Бельгии действует единый реестр завещаний. В целом данные изменения российского законодательства следует оценивать как положительные.

С более критической точки зрения хотелось бы проанализировать положения гл. 20.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, которая предусматривает такие виды нотариальных действий, как регистрация уведомлений о залоге движимого имущества, выдача выписок из реестра уведомлений о залоге движимого имущества.

В соответствии со ст. 103.1 Основ регистрацией уведомления о залоге движимого имущества признаются внесение нотариусом в реестр уведомлений о залоге движимого имущества единой информационной системы нотариата сведений об объекте залога, о возникновении, об изменении, о прекращении права залога движимого имущества, содержащихся в уведомлении о залоге движимого имущества, представленном залогодержателем или залогодателем, и выдача заявителю свидетельства о регистрации уведомления о залоге движимого имущества в случаях и в порядке, которые установлены Основами.

Уведомление о залоге движимого имущества, в том числе содержащее сведения об изменении, о прекращении права залога, может быть представлено нотариусу в электронной форме. В этом случае оно должно быть подписано квалифицированной электронной подписью заявителя.

Форма уведомления о залоге движимого имущества и форма свидетельства о регистрации уведомления о залоге движимого имущества устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой.

В соответствии со ст. 103.2 Основ нотариус регистрирует уведомление о залоге движимого имущества, если в уведомлении содержатся все сведения, предусмотренные законом. При регистрации уведомления о залоге движимого имущества нотариус не проверяет подлинность, достоверность сведений об объекте залога, о возникновении, изменении, прекращении права залога движимого имущества. Следовательно, можно сделать вывод о том, что принцип достоверности сведений, внесенных в реестр залогов движимого имущества, не нашел своего отражения в законе.

При этом нотариус обязан внести сведения, содержащиеся в уведомлении о залоге движимого имущества, в реестр уведомлений о залоге движимого имущества в электронной форме в день обращения заявителя в течение одного часа с момента обращения. В данном случае закон не учитывает интересы иных граждан, обращающихся к нотариусу за совершением нотариальных действий. На прием к нотариусу возможна предварительная запись. В то время как приоритет граждан, обратившихся за регистрацией уведомлений о залоге, приведет к ущемлению прав иных лиц, например интересов пожилых граждан, обратившихся к нотариусу с целью оформления наследства.

Уведомлению о залоге движимого имущества присваивается регистрационный номер единой информационной системы нотариата, который отражается в первоначальном свидетельстве о регистрации уведомления о залоге движимого имущества и в каждом последующем свидетельстве о регистрации уведомления о залоге движимого имущества, содержащем сведения об изменении, о прекращении права залога движимого имущества.

Закон предусматривает особые основания для отказа в регистрации уведомления о залоге движимого имущества. Так, нотариус отказывает в регистрации уведомления о залоге движимого имущества в случае, если:

1) в уведомлении отсутствуют сведения, предусмотренные законом;

2) уведомление направлено лицом, не являющимся залогодержателем или залогодателем либо его представителем;

3) не произведена оплата нотариального тарифа, предусмотренная настоящими Основами.

Об отказе в регистрации уведомления о залоге движимого имущества и основаниях такого отказа нотариус выносит постановление в сроки, установленные для выдачи свидетельства о регистрации уведомления о залоге движимого имущества. Таким образом, в отличие от десятидневного срока, предоставленного для вынесения письменного отказа в совершении нотариального действия, здесь предусмотрен специальный срок вынесения письменного отказа в совершении нотариального действия - день обращения.

При анализе рассматриваемых положений закона возникают определенные вопросы. В частности, применяются ли установленные ст. 103.2 Основ специальные основания для отказа в совершении нотариального действия по регистрации уведомлений о залоге движимого имущества наряду с общими основаниями отказа в совершении нотариального действия, установленными ст. 48 Основ, или же общие основания отказа в совершении нотариального действия к рассматриваемым правоотношениям применяться не должны?

Проанализируем специальные основания отказа нотариуса в регистрации уведомлений о залоге движимого имущества. Одним из таких оснований отказа в совершении данного нотариального действия является установление нотариусом факта направления уведомления лицом, не являющимся залогодержателем или залогодателем, либо его представителем. Похожее основание для отказа в совершении нотариального действия предусмотрено и в п. 2 ст. 48 Основ и говорит о том, что нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если с заявлением о его совершении обратился недееспособный гражданин или представитель, не имеющий полномочий.

Очевидно, что при регистрации уведомлений о залоге движимого имущества нотариус должен установить дееспособность лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, полномочия представителя, а также факт того, что с соответствующим заявлением обратился залогодатель или залогодержатель. Для установления последнего обстоятельства нотариус проверяет принадлежность лицу закладываемого имущества, а также знакомится с содержанием основного обязательства.

Следующим специальным основанием для отказа в регистрации уведомления о залоге движимого имущества, предусмотренным в ст. 103.2 Основ, является отсутствие в таком уведомлении установленных законом сведений. Похожее основание содержится в ст. 48 Основ и говорит об отказе в совершении нотариального действия в случае предоставления нотариусу документов, не соответствующих требованиям законодательства. Однако если в первом случае речь идет о несоответствии закону только формы уведомления, то во втором случае имеет место несоответствие закону всех представленных для совершения нотариального действия документов.

Таким образом, с одной стороны, в соответствии со ст. 103.2 Основ нотариус при регистрации уведомления о залоге движимого имущества не имеет права проверять подлинность, достоверность сведений об объекте залога, о возникновении, изменении или прекращении права залога движимого имущества. С другой стороны, из анализа положений ст. 103.3, ст. 48 Основ очевидно, что нотариус обязан установить факт того, что за совершением данного нотариального действия обратились законный залогодатель (что возможно только при установлении факта принадлежности заложенного имущества) и залогодержатель (данный факт устанавливается путем проверки основного обязательства, обеспечиваемого залогом), проверить дееспособность данных лиц и полномочия представителей, а также законность представленных документов.

Следовательно, возникает вопрос: если нотариусом будут обнаружены противоречия положений договора залога закону, вправе ли нотариус отказать во внесении соответствующих сведений в реестр, если форма уведомления соблюдена? Представляется, что в этом случае нотариус должен руководствоваться общими основаниями для отказа в совершении нотариального действия, установленными в ст. 48 Основ, и целями нотариальной деятельности, которыми является защита прав и законных интересов граждан, и отказать в совершении нотариального действия, если сделка противоречит требованиям закона.

В то же время в силу закона нотариус не несет ответственности за подлинность, достоверность сведений, содержащихся в уведомлении о залоге движимого имущества, в том числе содержащем сведения об изменении, о прекращении права залога движимого имущества. Таким образом, добросовестность лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, предполагается.

В данном случае ответственность нотариуса установлена за соответствие сведений, внесенных в реестр уведомлений о залоге движимого имущества, содержанию направленного ему уведомления о залоге движимого имущества, за своевременность размещения им указанного уведомления в таком реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закон устанавливает, что для внесения соответствующих сведений в реестр залогов достаточно заявления одной из сторон по договору, например залогодержателя, при этом согласие залогодателя не требуется. В соответствии с п. 3 ст. 154 ГК РФ для заключения договора залога необходимо выражение согласованной воли двух сторон сделки, следовательно, и для регистрации соответствующего уведомления о заключенной двухсторонней сделке должно быть волеизъявление каждой стороны договора. Иная ситуация на практике может привести к судебным спорам.

В соответствии со ст. 11.1 Закона Российской Федерации "О залоге" стороны договора имеют право уведомить нотариуса о возникновении залога движимого имущества. Если же для договора залога закон устанавливает обязательную нотариальную форму, например, такая форма установлена для договора залога доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, внесение сведений в реестр залогов движимого имущества становится обязательным.

Таким образом, отсутствие в реестре залогов движимого имущества соответствующих сведений не будет являться гарантией того, что данное имущество не находится в залоге. Следовательно, нельзя говорить о полноте сведений, содержащихся в реестре залогов движимого имущества.

В то же время Закон Российской Федерации "О залоге" в ст. 18.1 устанавливает последствия регистрации сведений о залоге движимого имущества в реестре залогов.

Так, в случае, если в реестре уведомлений о залоге движимого имущества единой информационной системы нотариата отсутствуют сведения о регистрации уведомления о залоге движимого имущества, а также об изменениях, произошедших в праве залога, в момент приобретения заложенного движимого имущества лицом, которое не знало и не могло знать о том, что приобретаемое имущество является предметом залога, такое лицо признается добросовестным приобретателем (данное положение вступает в действие с 10 января 2015 г.). Признание такого гражданина добросовестным приобретателем не позволит изъять у него данное имущество, однако право залога на этом основании прекращено не будет и реализация добросовестным приобретателем такого полномочия собственника, как распоряжение, будет весьма затруднительным, т. к. до исполнения основного обязательства принадлежащее ему имущество будет находиться в залоге.

Определенные правовые последствия возникают и при регистрации уведомления о последующем залоге.

Так, ст. 22 Закона "О залоге" дополнена следующими положениями: "Если предметом залога становится заложенное движимое имущество, которое уже служит залоговым обеспечением иного обязательства, последующий залог, сведения о котором внесены в единую информационную систему нотариата, имеет приоритет по отношению к последующему залогу, сведения о котором не внесены в реестр уведомлений о залоге движимого имущества единой информационной системы нотариата. Если сведения обо всех последующих залогах внесены в реестр уведомлений о залоге движимого имущества единой информационной системы нотариата, требования последующих залогодержателей удовлетворяются из стоимости предмета залога в очередности, соответствующей очередности направления уведомления о залоге движимого имущества".

На основе анализа рассматриваемых положений закона можно сделать вывод о том, что в настоящее время законодатель все чаще отказывается от использования в правоприменительной деятельности классических видов нотариальных действий, например таких, как удостоверение сделок. При этом появляются новые виды нотариальных действий, содержание которых достаточно спорно и противоречиво. Это не способствует реализации принципов латинского нотариата в системе российского права. Представляется, что такая ситуация объясняется тем, что законодатель не определил роль нотариата в системе гражданского оборота в России. Новейшее законодательство достаточно объемно, поскольку содержит множество положений, которые традиционно регулируются инструкциями по делопроизводству или иными подзаконными нормативными правовыми актами.

В соответствии с Основами функции Нотариальной палаты Российской Федерации заключаются в координации деятельности нотариальных палат субъектов, в представлении интересов нотариусов в органах государственной власти и в сфере международного сотрудничества. Такая функция, как ведение государственных реестров учета, не соответствует целям деятельности Федеральной нотариальной палаты как некоммерческой организации, созданной для защиты интересов нотариата в Российской Федерации.

Название документа