Место муниципального образования в российском и украинском бюджетном праве
(Гнатовская А. И.) ("Актуальные проблемы российского права", 2013, N 8) Текст документаМЕСТО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОМ И УКРАИНСКОМ БЮДЖЕТНОМ ПРАВЕ
А. И. ГНАТОВСКАЯ
Гнатовская Алена Ильдусовна, соискатель кафедры конституционного, административного и финансового права Черновицкого факультета Одесской юридической академии.
В статье описана возможность использования термина "муниципальное образование" в украинском законодательстве путем заимствования опыта российской финансовой науки. Определены признаки муниципального образования, прописанные в статьях Конституции Украины, а также указано на отсутствие термина, который бы их объединял в один. Несмотря на то что в украинском законодательстве и используется термин "местное самоуправление", важно помнить, что объединять местное самоуправление и муниципальные образования нельзя, поскольку местное самоуправление есть право территориальной общины, а муниципальное образование - это территория и жители, на ней проживающие, со своими правами и интересами. Предложены возможные виды муниципальных образований Украины, при этом учтено ее административно-территориальное устройство и унитарность. В статье также дана характеристика понятия "бюджет" как объекта бюджетных правоотношений, которые складываются между муниципальными образованиями и государством, проанализированы его материальный, экономический, политический и правовой аспекты.
Ключевые слова: юриспруденция, бюджет, категории понятия "бюджет", бюджетные правоотношения, субъекты права, субъекты правоотношений, муниципальное образование, местное самоуправление, административно-территориальная единица, местный бюджет.
Role of municipal unit in russian and ukrainian budget law A. I. Gnatovskaya
Gnatovskaya Alyona Ildusovna - postgraduate student of the Department of Constitutional, Administrative and Financial Law of Chernovitsky Faculty of the Odessa Law Academy.
The article describes the possibility of use of the term "municipal unit" in Ukrainian law via adoption of the experience of Russian financial science. The author defines the characteristic features of municipal union, as provided for in the Constitution of Ukraine, and she also points out the lack of the term, which would unite them. In spite of the fact, that Ukrainian legislation uses the term "municipal self-government", one should remember that it is not possible to unite the terms "municipal self-government" and "municipal unit", since the municipal self-government is a right of territorial community, while the municipal unit is comprised by the territory and its inhabitants with their rights and interests. The author gives propositions for the possible types of municipal units in Ukraine, taking into account its administrative and territorial structure and unitary nature. The article also includes characteristics of the term "budget", as an object of budget relations, which are formed between the municipal units and the state, as well as the analysis of its material, economic, legal and political bases.
Key words: jurisprudence, budget, categories of the term "budget", budgetary relations, subjects of law, subjects of legal relations, municipal unit, local self-government, administrative and territorial unit, local budget.
Развитие любого государства осуществляется через общество и через живущих в нем граждан. Конституция РФ и Конституция Украины провозглашают человека своей самой большой ценностью, гарантируя защиту его жизни и здоровья, а одним из основных своих заданий ставят повышение уровня жизни населения и социальное обеспечение незащищенных его слоев. Обеспечение реализации поставленных задач невозможно без стабильного развития экономических и финансовых отраслей. Именно для обеспечения существования последних функционирует финансовая наука, которая направляет свои силы на развитие финансовой отрасли права, на усовершенствование ее норм и повышение их эффективности. Наука финансового права, анализируя теорию и практику, определяет наиболее правильный и необходимый порядок формирования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований, стимулируя развитие финансовых отношений и формируя законодательную основу для их регулирования. Бюджетное право, являясь важным составляющим институтом финансовой науки, определяет бюджетную систему государства, структуру и порядок распределения доходов и расходов бюджетов, а также полномочия государства и органов местного самоуправления в сфере бюджетов, бюджетного процесса, контроля и ответственности за нарушения бюджетного законодательства <1>. Специфика бюджетного права состоит в том, что оно определяет полномочия публичных субъектов, а именно в Российской Федерации: Государственной Думы, Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Федерального казначейства, Центрального банка РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления и т. д.; в Украине: Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, Министерства финансов Украины, Государственной казначейской службы Украины, Национального банка Украины, органов власти Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления и т. д. Эти полномочия определены в сфере формирования, распределения и использования бюджетных средств государства и муниципальных образований. -------------------------------- <1> Фiнансове право Украiни: Навч. посiб. / За заг. ред. Т. А. Латковськоi, С. В. Пархоменко-Цироциянц. О., 2012. С. 48.
Обращаясь к изучению понятия "бюджет", следует отметить, что оно является сложной категорией, включающей в себя материальный, экономический, политический и правовой аспекты. Как известно, в материальном аспекте бюджет является централизованным денежным фондом государственного или административно-территориального субъекта для реализации задач и функций соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления <2> или централизованным в масштабах определенного государства или муниципального образования денежным фондом, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления <3>. Материальное состояние бюджета изменчиво, поскольку меняются его доходная и расходная части, постоянно происходит процесс перемещения денежных потоков. -------------------------------- <2> Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. М., 2002. С. 460. <3> Химичева Н. И., Покачалова Е. В. Финансовое право: Учеб.-метод. комплекс / Отв. ред. д. ю.н., проф. Н. И. Химичева. М., 2005. С. 169.
Как экономическая категория бюджет являет собой совокупность денежных отношений, которые возникают в связи с получением, распределением и использованием централизованных денежных фондов, благодаря которым решаются государственные задачи, исполняются функции соответствующих органов власти и управления. Д. А. Бекерская рассматривает бюджет как экономическую категорию через систему экономических отношений, в результате которых формируются и используются финансовые ресурсы для обеспечения исполнения функций государством и органами власти административных территорий <4>. Ю. В. Пасичник отмечает, что бюджет как экономическая категория является формой перераспределяющихся отношений национального дохода, которые совершаются для удовлетворения нужд всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований <5>. Ю. А. Крохина, характеризуя местный бюджет как экономическую категорию, определяет его как основной финансовый план, утвержденный соответствующим представительским органом, в отношении которого возникают общественные отношения по созданию, распределению и использованию централизованного денежного фонда муниципального образования, который находится в распоряжении местного органа самоуправления, предназначенного для финансирования задач местной общины <6>. -------------------------------- <4> Бекерская Д. А. Бюджетное право и бюджетный процесс в Украине: Учеб.-метод. пособие. О., 2004. С. 14. <5> Пасiчник Ю. В. Бюджетна система Украiни та зарубiжних краiн: Навч. посiб. К., 2002. С. 271. <6> Крохина Ю. А. Бюджетное право и российский федерализм / Под ред. Н. И. Химичевой. М., 2002. С. 407.
Важную роль играет бюджет в политической жизни государства. А. М. Никитин утверждает, что по своей природе бюджет является политическим актом, потому что это план управления на будущий период, программа управления, предложенная исполнительной властью на утверждение парламенту <7>. Естественно, структура, размер и содержание бюджета ежегодно являются причиной конфликтов и споров между политическими силами любого государства. Бюджет отображает политическую, социальную и экономическую сущность государства. В зависимости от того, какие политические силы влияют на органы, определяющие сущность бюджета, такая программа политической силы получает возможность реализовываться. Потому ежегодно ведется политическая борьба при составлении и утверждении бюджета. Л. К. Воронова определяет, что политическое значение бюджета подтверждается тем, что законодательный орган своим решением определяет объем доходов и расходов на год, который планируется, и этим ставит правительство под свой контроль <8>. Безапелляционным, по нашему мнению, является утверждение о том, что бюджет - это неотъемлемый атрибут государства и важный инструмент реализации его политики во всех сферах общественной жизни. -------------------------------- <7> Бюджетное право: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А. М. Никитина. М., 2001. С. 10. <8> Воронова Л. К. Понятие и значение бюджета для функционирования государства // Финансовое право. Харьков, 1998. С. 19.
Правовая категория бюджета устанавливается Бюджетными кодексами РФ и Украины. Так, Бюджетный кодекс Украины определяет эту категорию как план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения заданий и функций, которые реализуются органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления на протяжении бюджетного периода <9>. В Бюджетном кодексе РФ бюджет является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления <10>. -------------------------------- <9> Бюджетний кодекс Украiни // URL: http://zakon. nau. ua/doc/?uid=1011.44.22&nobreak=1 (дата обращения: 26.12.2012). <10> Бюджетный кодекс РФ // URL: http://www. consultant. ru/popular/budget/56_1.php# (дата обращения: 26.12.2012).
О. В. Болтинова определяет бюджет как основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующими представительными органами государственной власти или муниципального образования в форме закона (или в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципального образования) для осуществления задач и функций государства и муниципальных образований <11>. -------------------------------- <11> Болтинова О. В. Бюджетное право: Учеб. пособие. М.: Норма, 2009. С. 56 - 57.
Таким образом, бюджет можно рассматривать как: 1) финансовый план государства; 2) государственный и местный фонд денежных средств; 3) материальный план управления на год; 4) нормативно-правовой акт, который является законодательной основой финансового плана государства; 5) формой образования и расходования денежных средств. Бюджетное право, устанавливая круг участников отношений, которые возникают при формировании, распределении и использовании бюджетов, определяет их юридические права и обязанности, обеспечивая тем самым использование бюджетного денежного фонда с целью развития и укрепления демократического, социального, правового государства, обеспечения прав и свобод человека, а также достойных условий его жизни. Рассматривая субъектов бюджетного права, отметим, что понятие субъекта права вообще является основным для любой правовой науки, поскольку субъект права - это потенциальный субъект правоотношений, который непосредственно реализует права и обязанности, данные законом <12>. Проблема субъектов права является одной из важнейших проблем любой отрасли права и отрасли юридической науки <13>. Бюджетное право как подотрасль финансового права <14>, не являясь исключением, относится к публичным отраслям права <15>, а органы государственной власти выступают как самостоятельные субъекты права при реализации закрепленных за ними функций в сфере законодательной, исполнительной и судебной власти. Правовой статус органа государственной власти определяется его компетенцией <16>, которая является основной составляющей правового статуса субъектов бюджетного права и означает: 1) круг вопросов, в которых отдельная особа или особы наделены знаниями; 2) круг полномочий, прав и обязанностей управлять чем-то <17>. Компетенция субъектов в сфере бюджетного права - это принадлежащие им в области бюджета полномочия в лице соответствующих государственных органов власти или местного самоуправления по формированию и реализации собственного бюджета и регулированию бюджетных отношений на своей территории в определенных законодательством пределах <18>. Государство в лице органов государственной власти и территориальная община в лице органов местного самоуправления реализуют полномочия в сфере бюджетной деятельности. То есть государство имеет право на формирование и исполнение государственного бюджета, а также полномочия регулировать бюджетные правоотношения на своей территории. Соответственно, и местное самоуправление имеет право на формирование и исполнение местного бюджета, а также полномочия по регулированию отношений, связанных с созданием и использованием финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения функций и полномочий местного самоуправления <19>. При описании субъектов бюджетного права и бюджетных правоотношений российскими учеными активно используется термин "муниципальное образование" <20>. В Украине подобный термин используется, как правило, при сравнительных характеристиках российского и украинского законодательства. Целью этой статьи является определение возможности введения термина "муниципальное образование" в финансовый словооборот Украины. -------------------------------- <12> Финансовое право: Учебник / Под ред. М. В. Карасевой. М., 2002. С. 101. <13> Винницкий Д. В. Субъекты налогового права. М., 2000. С. 3. <14> Химичева Н. И., Покачалова Е. В. Финансовое право: Учеб.-метод. комплекс / Отв. ред. д. ю.н., проф. Н. И. Химичева. М., 2005. С. 130; Финансовое право: Учеб. / Отв. ред. Е. Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко. М., 2004. С. 29; Орлюк О. П. Фiнансове право: Навч. посiбник. К., 2003. С. 30. <15> Теория государства и права: Учебник / Под ред. М. Н. Марченко. М., 2001. С. 514; Оборотов Ю. М., Крестовська Н. М., Крижанiвський А. Ф., Матвеева Л. Г. Теорiя держави i права. Харкiв, 2008. С. 137. <16> Теория государства и права: Учебник / Под ред. М. Н. Марченко. М., 2001. С. 536. <17> Лазарев Б. М. Компетенция органов управления. М., 1972. С. 11. <18> Химичева Н. И., Покачалова Е. В. Финансовое право: Учеб.-метод. комплекс / Отв. ред. д. ю.н., проф. Н. И. Химичева. М., 2005. С. 187. <19> Фiнансове право Украiни: Навч. посiб. / За заг. ред. Т. А. Латковськоi, С. В. Пархоменко-Цироциянц. О., 2012. С. 54. <20> Карасева М. В. Финансовое правоотношение. М., 2001. С. 115; Крохина Ю. А. Финансовое право России. М., 2008. С. 17; Финансовое право / Под ред. Е. Ю. Грачевой. М., 2012. С. 77; Пешкова Х. В. Вопросы налоговых и бюджетных правоотношений в судебной практике: Монография. М., 2012. С. 7; Соколова Э. Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований. М., 2009. С. 17.
Термин "муниципальное образование" был введен в российском законодательстве Гражданским кодексом РФ, а сейчас он активно используется как в законодательстве, так и в разных отраслях правовой российской науки. Муниципальное образование - это территория, в пределах которой вместе с государственным управлением дозволено местное самоуправление для решения исключительно местных вопросов. Так, местное самоуправление реализуется непосредственно и/или через избранные или другие органы местного самоуправления с целью решения вопросов местного значения <21>. Муниципалитет (нем. Munizipalitat, фр. municipalite, лат. municipium) - самоуправляемая административно-территориальная единица с четко определенной территорией и проживающим на этой территории населением (обычно группа населенных пунктов, город, поселок или деревня). -------------------------------- <21> Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2006. С. 301 - 302.
В законодательстве Украины используются термины "административно-территориальная единица" - область, район, город и т. д. и "территориальная община" - жители, объединенные постоянным проживанием в селе, поселке, городе <22>. Статья 140 Конституции Украины указывает, что местное самоуправление - это право территориальной общины - жителей села или добровольно объединенных в сельскую общину жителей нескольких сел, поселков и города - самостоятельно решать вопросы местного значения в соответствии с Конституцией и законами Украины <23>. -------------------------------- <22> Про мiсцеве самоврядування в Украiнi: Закон Украiни вiд 21.05.1997 N 280/97-ВР // URL: http://zakon. nau. ua/doc/?uid=1086.322.74&nobreak=11 (дата обращения: 03.01.2013). <23> Конституцiя Украiни N 254к/96-ВР вiд 28.06.1996 // URL: http://zakon. nau. ua/doc/?uid=1013.3.8&nobreak=11 (дата обращения: 26.12.2012).
Анализируя нормы раздела XI Конституции Украины, находим все признаки муниципального образования, а именно: 1) ч. 1 ст. 140 Конституции Украины устанавливает, что территориальная община - это жители села или добровольно объединенные в сельскую общину жители нескольких сел, поселков и города; 2) за территориальной общиной закрепляются права самостоятельно решать вопросы местного значения (ч. 1 ст. 140); 3) ч. 3 ст. 140 закрепляет норму о том, что управление реализуется общиной непосредственно, а также через органы местного самоуправления: сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы; 4) ст. 143 Конституции Украины определяет, что территориальные общины непосредственно или через созданные ими органы местного самоуправления управляют имуществом, которое находится в коммунальной собственности. Но в Конституции Украины нет единого термина, объединяющего все эти признаки. При этом важно помнить, что объединять местное самоуправление и муниципальные образования нельзя, поскольку местное самоуправление является правом территориальной общины, а муниципальное образование - это территория и жители, на ней проживающие, со своими правами и интересами. При характеристике муниципального образования следует обратить внимание на его виды. Так, в ст. 2 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выделены: - сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; - городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; - муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ; - городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ; - внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления <24>. -------------------------------- <24> Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ // URL: http://www. consultant. ru/popular/selfgovernment/ (дата обращения: 04.01.2013).
В связи с тем что Украина унитарное государство, то есть единое, состоящее из административно-территориальных единиц, с единым центром, единой системой органов власти и управления и единой системой права <25>, то описанный раздел территории нам не подходит. В соответствии со ст. 132 Конституции Украины систему административно-территориального устройства Украины составляют: Автономная Республика Крым, области, районы, города, районы в городах, поселки и села. Поэтому в соответствии с административно-территориальным разделением Украины стоило бы выделить такие муниципальные образования: -------------------------------- <25> Крестовська Н. М., Матвеева Л. Г. Теорiя держави i права. Х., 2007. С. 65.
- областное муниципальное образование - это административно-территориальная единица с населением, которое постоянно в нем проживает и решает вопросы местного значения самостоятельно или при помощи избранных органов муниципальной власти; - районное муниципальное образование - это несколько административно-территориальных единиц сельского или поселочного типа, которые объединены общей территорией, с населением, которое постоянно в нем проживает и решает вопросы местного значения самостоятельно или при помощи избранных муниципальных органов власти; - городское муниципальное образование - это административно-территориальная единица с населением, которое постоянно в нем проживает и решает вопросы местного значения самостоятельно или при помощи избранных органов муниципальной власти; - районное в городе муниципальное образование - это часть территории города, в границах которой осуществляется местное самоуправление жителями, постоянно там проживающими, или органами, ими избранными; - сельское или поселочное муниципальное образование - это административно-территориальная единица с населением, которое постоянно в нем проживает и решает вопросы местного значения самостоятельно или при помощи избранных органов муниципальной власти. Исследовав нормы законов и взгляды ученых-финансистов России и Украины на место муниципального образования в бюджетном праве, а также проанализировав понятие "бюджет" и его категории, приходим к выводу, что бюджетное право является важным институтом финансового права, регулируя отношения в сфере формирования, распределения и использования бюджетных денежных средств. Бюджет как сложное комплексное понятие включает в себя взаимосвязанные категории, которые в своей совокупности составляют сущность последнего. Органы власти, реализуя свои полномочия по управлению государством, формируют бюджет в зависимости от следующего, насколько будут учтены и реализованы все его категории, настолько реально будут обеспечены демократические основы существования и развития государства, а для этого необходимо учитывать экономическую ситуацию в стране и только после этого на законодательном уровне утверждать план формирования и использования финансовых ресурсов на текущий год. Публичные органы власти вступают между собой в отношения по определению доходной и расходной части бюджета соответствующего уровня. При описании работы с местными бюджетами в российской финансовой науке используется термин "муниципальное образование". Украинским законодателем не установлен такой субъект правоотношений, но мы считаем, что, определив его признаки, описанные в Конституции Украины, мы можем говорить про него как про реалию сегодняшнего дня и настоящего субъекта финансовых и бюджетных правоотношений.
Библиография:
1. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. М., 2002. 687 с. 2. Болтинова О. В. Бюджетное право: Учеб. пособие / О. В. Болтинова. М.: Норма, 2009. 287 с. 3. Бюджетное право: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А. М. Никитина. М., 2001. 463 с. 4. Винницкий Д. В. Субъекты налогового права. М., 2000. 192 с. 5. Карасева М. В. Финансовое правоотношение. М., 2001. 288 с. 6. Крохина Ю. А. Бюджетное право и российский федерализм / Под ред. Н. И. Химичевой. М., 2002. 456 с. 7. Крохина Ю. А. Финансовое право России. М., 2008. 688 с. 8. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2006. 672 с. 9. Лазарев Б. М. Компетенция органов управления. М., 1972. 280 с. 10. Пешкова Х. В. Вопросы налоговых и бюджетных правоотношений в судебной практике: Монография. М., 2012. 184 с. 11. Соколова Э. Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований. М., 2009. 161 с. 12. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М. Н. Марченко. М., 2001. 624 с. 13. Финансовое право / Под ред. Е. Ю. Грачевой. М., 2012. 576 с. 14. Финансовое право: Учеб. / Отв. ред. Е. Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко. М., 2004. 536 с. 15. Финансовое право: Учебник / Под ред. М. В. Карасевой. М., 2002. 576 с. 16. Химичева Н. И., Покачалова Е. В. Финансовое право: Учеб.-метод. комплекс / Отв. ред. д. ю.н., проф. Н. И. Химичева. М., 2005. 464 с. 17. Бекерская Д. А. Бюджетное право и бюджетный процесс в Украине: Учеб.-метод. пособие. О., 2004. 206 с. 18. Воронова Л. К. Понятие и значение бюджета для функционирования государства // Финансовое право. Харьков, 1998. С. 17 - 21. 19. Крестовська Н. М., Матвеева Л. Г. Теорiя держави i права. Х., 2007. 432 с. 20. Оборотов Ю. М., Крестовська Н. М., Крижанiвський А. Ф., Матвеева Л. Г. Теорiя держави i права. Харкiв, 2008. 256 с. 21. Орлюк О. П. Фiнансове право: Навч. посiбник. К., 2003. 528 с. 22. Пасiчник Ю. В. Бюджетна система Украiни та зарубiжних краiн: Навч. посiб. К., 2002. 495 с. 23. Фiнансове право Украiни: Навч. посiб. / За заг. ред. Т. А. Латковськоi, С. В. Пархоменко-Цироциянц. О., 2012. 190 с.
References (transliteration):
1. Babich A. M., Pavlova L. N. Gosudarstvennye i munitsipal'nye finansy: Uchebnik dlya vuzov. M., 2002. 687 s. 2. Boltinova O. V. Byudzhetnoe pravo: Ucheb. posobie. M.: Norma, 2009. 287 s. 3. Byudzhetnoe pravo: Ucheb. posobie dlya vuzov / Pod red. prof. A. M. Nikitina. M., 2001. 463 s. 4. Vinnitskiy D. V. Sub'ekty nalogovogo prava. M., 2000. 192 s. 5. Karaseva M. V. Finansovoe pravootnoshenie. M., 2001. 288 s. 6. Krokhina Yu. A. Byudzhetnoe pravo i rossiyskiy federalizm / Pod red. N. I. Khimichevoy. M., 2002. 456 s. 7. Krokhina Yu. A. Finansovoe pravo Rossii. M., 2008. 688 s. 8. Kutafin O. E., Fadeev V. I. Munitsipal'noe pravo Rossiyskoy Federatsii. M., 2006. 672 s. 9. Lazarev B. M. Kompetentsiya organov upravleniya. M., 1972. 280 s. 10. Peshkova Kh. V. Voprosy nalogovykh i byudzhetnykh pravootnosheniy v sudebnoy praktike: Monografiya. M., 2012. 184 s. 11. Sokolova E. D. Pravovoe regulirovanie finansovoy deyatel'nosti gosudarstva i munitsipal'nykh obrazovaniy. M., 2009. 161 s. 12. Teoriya gosudarstva i prava: Uchebnik / Pod red. M. N. Marchenko. M., 2001. 624 s. 13. Finansovoe pravo / Pod red. E. Yu. Grachevoy. M., 2012. 576 s. 14. Finansovoe pravo: Ucheb. / Otv. red. E. Yu. Gracheva, G. P. Tolstopyatenko. M., 2004. 536 s. 15. Finansovoe pravo: Uchebnik / Pod red. M. V. Karasevoy. M., 2002. 576 s. 16. Khimicheva N. I., Pokachalova E. V. Finansovoe pravo. Uchebno-metodicheskiy kompleks / Otv. red. d. yu. n., prof. N. I. Khimicheva. M., 2005. 464 s. 17. Bekerskaya D. A. Byudzhetnoe pravo i byudzhetnyy protsess v Ukraine: Uchebno-metodicheskoe posobie. O., 2004. 206 s. 18. Voronova L. K. Ponyatie i znachenie byudzheta dlya funktsionirovaniya gosudarstva // Finansovoe pravo. Khar'kov, 1998. S. 17 - 21. 19. Krestovs'ka N. M., Matveeva L. G. Teoriya derzhavi i prava. Kh., 2007. 432 s. 20. Oborotov Yu. M., Krestovs'ka N. M., Krizhanivs'kiy A. F., Matveeva L. G. Teoriya derzhavi i prava. Kharkiv, 2008. 256 s. 21. Orlyuk O. P. Finansove pravo: Navch. posibnik. K., 2003. 528 s. 22. Pasichnik Yu. V. Byudzhetna sistema Ukraini ta zarubizhnikh krain: Navch. posib. K., 2002. 495 s. 23. Finansove pravo Ukraini: Navch. posib. / Za zag. red. T. A. Latkovs'koi, S. V. Parkhomenko-Tsirotsiyants. O., 2012. 190 s.
------------------------------------------------------------------
Название документа