О вопросах прокурорского надзора в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Некоторые вопросы квалификации
(Мазур В. Н.) ("Военно-юридический журнал", 2013, N 3) Текст документаО ВОПРОСАХ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ <*>
В. Н. МАЗУР
Мазур Владимир Николаевич, помощник военного прокурора Восточного военного округа, подполковник юстиции.
В статье раскрывается роль военных прокуроров при надзоре в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Ключевые слова: прокуроры, противодействие легализации.
The article reveals the role of military procurators in supervision in the sphere of counteraction of legalization (laundering) of revenues received by criminal means and financing of terrorism.
Key words: procurators, counteraction of legalization.
Легализация (отмывание) преступных доходов и их проникновение в легальную экономику в последнее десятилетие получили широкое распространение во многих странах мира, приобретая международный, транснациональный характер. Основная опасность легализации доходов, полученных преступным путем, заключается в возможности их использования в противоправной деятельности, и в первую очередь организованной преступностью, оказания негативного влияния или фактического захвата экономической и политической власти в стране и получения на этой основе возможностей управления ключевыми сферами жизни общества, что является серьезной угрозой экономической безопасности любого государства. По данным Международного валютного фонда (МВФ), сумма таких денежных средств, находящихся в обороте различных финансовых систем, составляет от 590 млрд. до 1,5 трлн. долларов США, что равно 2 - 5% валового национального продукта (ВНП) всех стран мира. По различным экспертным оценкам, основная часть (до двух третей) доходов, полученных в результате противоправной деятельности, легализуется посредством неконтролируемого их ввода в гражданский оборот, как правило, путем вклада в развитие незаконного предпринимательства, пятая часть - используется для приобретения недвижимости и другого имущества. В условиях происходящих в России социальных перемен и осуществления борьбы с коррупцией особая роль принадлежит правовым нормам, регулирующим экономические отношения. Правовой механизм противодействия легализации преступных доходов в России закреплен в ряде нормативно-правовых актов, а именно: - в Федеральном законе от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"; - в Федеральном законе от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности"; - в Федеральном законе от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"; - в Федеральном законе от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"; - в Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах Российской Федерации и в Кодексе об административных правонарушениях, содержащих основные правовые нормы, направленные на пресечение деятельности по легализации преступных доходов; - в Законе Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне"; - в Федеральном законе от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"; - в Постановлении Правительства Российской Федерации от 23.06.2004 N 307 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу"; - в письме Банка России от 27.04.2007 N 60-Т "Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)"; - в других законах и подзаконных актах, создающих нормативно-правовые фильтры на пути легализации преступных доходов. Одним из основных инструментов борьбы с указанными противоправными деяниями является вступивший в силу 01.02.2002 Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". В ст. 3 указанного Федерального закона содержится определение понятия "легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем" (т. е. придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных ст. ст. 193, 194, 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации). Принятие вышеуказанного Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ привело к изменению редакции ст. 174 УК РФ. Так, Федеральным законом от 07.08.2001 N 121-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" изменена редакция ст. 174 УК РФ, а также введена новая норма ст. 174.1 УК РФ. Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" редакция указанных статей изменена: исключен порог наступления уголовной ответственности, которым являлся крупный размер финансовых операций и сделок с легализуемым имуществом (в новой редакции крупный размер предусмотрен в качестве квалифицирующего обстоятельства и законодателем определена его сумма, превышающая 1 млн. руб.); исключен такой квалифицирующий признак, как неоднократность совершения этих деяний; расширен список исключений из числа предикатных преступлений - ст. 199.1 (неисполнение обязанностей налогового агента) и ст. 199.2 (сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов). Федеральным законом от 21.07.2004 N 73-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" в частях четвертых статей 174 и 174.1 УК РФ ужесточена санкция за совершение указанных преступлений путем увеличения размера штрафа в виде заработной платы или иного дохода осужденного с 3 до 5 лет. С учетом того что в процесс легализации неизбежно вовлечен банковский сектор, законодателем в Федеральных законах от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" заложены важные нормативные предписания, направленные на пресечение такой деятельности и осуществление контроля за деятельностью финансово-кредитных учреждений. В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного контроля - Центральным банком Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации. В соответствии с Законом банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации. Согласно п. 6 ст. 20 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" лицензии кредитных организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг за неоднократное нарушение Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" могут быть отозваны Центральным банком Российской Федерации. В соответствии со ст. 74 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев. В соответствии с п. п. 5.6 и 5.13 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу банки направляют, в том числе по запросам, информацию по вопросам, отнесенным к сфере ведения службы, которая в рамках полномочий взаимодействует с Центральным банком Российской Федерации по вопросам установленной сферы деятельности. Департамент внешних и общественных связей Центрального банка Российской Федерации 7 мая 2007 г. в своем пресс-релизе проинформировал общественность о согласованном с Федеральной службой по финансовому мониторингу письме Банка России от 27.04.2007 N 60-Т "Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)". Издание письма вызвано тем, что Банк России считает необходимым закрепить позитивные тенденции по исключению из банковской практики сомнительных операций и совместно с банковским сообществом активизировать работу в области противодействия этим операциям. В письме кредитным организациям рекомендуется при заключении договоров, предусматривающих обслуживание клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету (включая интернет-банкинг), включать в договоры право кредитной организации отказывать клиенту в приеме от него распоряжения на проведение операции по банковскому счету (вкладу), подписанному аналогом собственноручной подписи, в случае выявления сомнительных операций клиентов. При этом кредитным организациям рекомендуется принимать от таких клиентов только надлежащим образом оформленные расчетные документы на бумажном носителе. С учетом того что на практике в противоправную деятельность нередко вовлекаются различного рода фонды, казино, предприятия торговли и туристического бизнеса, индустрии развлечений, в том числе шоу-бизнеса, пункты по обмену валюты, а в последнее время и сеть Интернет, существенное значение имеет надлежащая работа правоохранительных органов по привлечению граждан, должностных лиц и организаций к административной ответственности, в том числе финансово-кредитных организаций. Так, главой 15 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрено 34 состава различных правонарушений, за совершение которых наступает административная ответственность. Важнейшую роль в борьбе с преступностью, осуществлении надзора за соблюдением на территории Российской Федерации всеми уполномоченными органами, учреждениями, организациями, юридическими лицами и гражданами законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем, и финансированию терроризма выполняет Генеральная прокуратура Российской Федерации и Главная военная прокуратура, в которых изданы: 1) Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 19.01.2010 N 11 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в котором от всех прокуроров потребовано: обеспечить эффективную систему надзора в данной сфере; при его осуществлении особое внимание обращать на соблюдение законодательства кредитно-финансовыми учреждениями и во взаимодействии с правоохранительными органами пресекать факты осуществления в этих учреждениях и организациях операций по легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма; наладить систематический обмен информацией с Росфинмониторингом и его межрегиональными управлениями о состоянии законности в сфере операций с денежными средствами и иным имуществом, проводить регулярные сверки информации и материалов, направленных в правоохранительные органы в порядке ст. 8 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ; при осуществлении надзора за рассмотрением правоохранительными органами информации и материалов, поступивших из Росфинмониторинга и его межрегиональных управлений, исходить из того, что они подлежат проверке в установленном ст. ст. 144 и 145 УПК РФ порядке при наличии данных, указывающих на признаки преступлений, в том числе предусмотренных ст. ст. 174, 174.1, 205.1 УК РФ; не допускать случаев незаконного и необоснованного возбуждения уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ, реагировать на факты преждевременного их возбуждения при отсутствии признаков преступления; не реже одного раза в полугодие в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, изучать дела оперативного учета на предмет полноты и законности принимаемых по ним мер; при осуществлении надзора за расследованием уголовных дел о финансировании терроризма и преступлениях, в результате совершения которых получены легализованные в последующем преступные доходы, добиваться их изъятия из оборота путем наложения судом ареста на имущество в целях обеспечения его конфискации, предусмотренной ст. 104.1 УК РФ; при расследовании уголовных дел о преступлениях в сфере экономики с причинением ущерба в крупном и особо крупном размере, террористической, коррупционной направленности принимать меры к получению из Росфинмониторинга информации о сделках и финансовых операциях лиц, причастных к совершению таких преступлений; обеспечить участие в рассмотрении судами уголовных дел о преступлениях, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием терроризма, наиболее квалифицированных государственных обвинителей, своевременное кассационное обжалование каждого незаконного, необоснованного и несправедливого приговора и иного судебного решения; обращать особое внимание на соответствие вида и размера назначенного наказания характеру и степени общественной опасности совершенного преступления; наиболее актуальные проблемы организации работы по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма рассматривать на координационных и межведомственных совещаниях, особое внимание уделять вопросам эффективного взаимодействия между правоохранительными органами, Росфинмониторингом и иными государственными органами, в том числе в целях выявления источников и каналов финансирования террористических организаций; принимать меры к повышению квалификации подчиненных работников, в том числе с приглашением на учебные мероприятия представителей Росфинмониторинга, иных заинтересованных государственных органов; систематически анализировать состояние законности и практику прокурорского надзора за исполнением законодательства в данной сфере; 2) совместный Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы, Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, Федеральной службы по финансовому мониторингу от 5 августа 2010 г. N 309/566/378/318/1460/43/207 "Об утверждении Инструкции по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем", изданный для совершенствования организации информационного взаимодействия в целях предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, связанных с легализацией денежных средств и иного имущества, а также предикатных преступлений, т. е. преступлений, предшествующих легализации; 3) указание заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора от 09.09.2010 N 192 "Об организации исполнения в органах военной прокуратуры Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 19.01.2010 N 11 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"; 4) указание Генерального прокурора Российской Федерации от 05.12.2007 N 193/27 "О порядке направления в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведений по вопросам противодействия финансированию экстремистской и террористической деятельности", согласно которому прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, в частности, предписано: принимать необходимые меры к своевременному получению информации об организациях и физических лицах, в отношении которых имеются данные об их участии в экстремистской и террористической деятельности, не позднее 3 рабочих дней после ее получения направлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведения: о вступивших в силу решениях судов Российской Федерации о признании организаций террористическими, их ликвидации и запрете деятельности на территории страны; о вступивших в силу решениях судов Российской Федерации о ликвидации (запрете деятельности) общественных или религиозных объединений либо иных организаций (их региональных или других структурных подразделений) по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"; о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, и привлечении в качестве обвиняемых лиц, причастных к совершению указанных преступлений, а также направлении таких дел в суд для рассмотрения по существу; о вступивших в законную силу приговорах (постановлениях) судов Российской Федерации о признании лиц виновными в совершении вышеуказанных преступлений; о прекращении уголовных дел указанной категории и уголовного преследования лиц, обвинявшихся в совершении таких преступлений, а также о случаях изменения квалификации их действий; при поступлении из Росфинмониторинга и его подразделений в федеральных округах данных об осуществлении финансовых операций физическими лицами и организациями, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, немедленно организовывать проверку этих сведений, а в необходимых случаях передавать их с контролем в органы предварительного следствия для принятия процессуального решения. С целью активизации работы по выявлению преступлений данной категории в данном направлении деятельности с представителями Росфинмониторинга, включенными в состав межведомственной рабочей группы военной прокуратуры ВВО по борьбе с нарушениями в сфере экономики и коррупцией, на постоянной основе осуществляется взаимное информирование с направлением копий приговоров и иных процессуальных решений о судебной практике по вопросам расследования преступлений, предусмотренных ст. ст. 174, 174.1 УК РФ, а также участие сотрудников указанной организации в учебно-методических сборах с прокурорским составом военных прокуратур гарнизонов ВВО и аппарата военной прокуратуры округа, работниками военных следственных органов. В 2010 г. аппаратом военной прокуратуры ДВО для активизации работы в данной сфере на места направлено два письма информационно-методического характера о результатах анализа состояния работы по организации надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и мерах по повышению ее качества и эффективности. Кроме этого, в целях совершенствования надзора и организации информационного взаимодействия с Росфинмониторингом в указанной сфере 20 октября 2010 г. в военной прокуратуре округа издано распоряжение N 61/1р "О порядке реализации в военной прокуратуре ДВО указания заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора от 09.09.2010 N 192 "Об организации исполнения в органах военной прокуратуры Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 19.01.2010 N 11 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и совместного Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы, Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, Федеральной службы по финансовому мониторингу от 5 августа 2010 г. N 309/566/378/318/1460/43/207 "Об утверждении Инструкции по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем", в котором изложены конкретные меры по повышению эффективности прокурорского надзора в данной сфере. В результате налаженного в военной прокуратуре ВВО взаимодействия с военными следственными органами, другими правоохранительными органами, органами безопасности в войсках, Межрегиональным управлением Росфинмониторинга РФ в ДФО, а также в результате профилактической работы в войсках ВВО отмечается невысокий уровень преступлений, предусмотренных ст. ст. 174, 174.1 УК РФ, в 2009 г. - 3, в 2010 г. - 0. Каков же механизм взаимодействия правоохранительных органов? Данный механизм осуществляется на федеральном уровне, на уровне федеральных округов и субъектов Российской Федерации. Росфинмониторинг немедленно после завершения финансового расследования при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция или сделка связаны с легализацией денежных средств и иного имущества, направляет соответствующие информацию и материалы в правоохранительные органы согласно ст. 8 Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Направлению в правоохранительные органы (как в инициативном порядке, так и по запросам правоохранительных органов) подлежат следующая информация и материалы: письмо с изложением сведений о том, что операция либо сделка связаны с легализацией денежных средств и иного имущества; информационная справка, в которой излагаются результаты анализа операций (сделок) проверяемых лиц на предмет связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и содержатся следующие сведения: - о характере и источнике поступления в органы Росфинмониторинга информации о финансовых операциях и других сделках с денежными средствами или иным имуществом, послужившей основанием для проведения проверочных мероприятий; - об установочных данных, позволяющих идентифицировать юридических и физических лиц, совершающих (или совершавших) финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, возможно связанные с легализацией денежных средств и иного имущества; - о периоде, общем количестве и суммах совершенных финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом с целью легализации денежных средств и иного имущества; - о выявленной схеме легализации денежных средств и иного имущества и признаках, свидетельствующих о том, что совершенные финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом могут быть связаны с легализацией денежных средств и иного имущества; - информация и документы, получаемые Росфинмониторингом от организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, налоговых, таможенных и иных государственных органов, а также Банка России, сведения о финансовых операциях проверяемых лиц, схемы финансовых операций и учредительских связей проверяемых лиц, выписки из государственных реестров и регистров, иная информация, подтверждающая доводы, изложенные в информационной справке; - информация, в отношении которой, по мнению Росфинмониторинга, необходима дополнительная проверка с использованием методов оперативно-розыскной деятельности. При отсутствии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция либо сделка связаны с легализацией денежных средств и иного имущества, но при наличии сведений об операциях (сделках), имеющих запутанный или необычный характер, не имеющих очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, несоответствии операций (сделок) целям деятельности организации, неоднократном совершении операций (сделок), характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, Росфинмониторинг информирует в инициативном порядке правоохранительные органы о факте совершения таких операций (сделок) и лицах, их совершивших. О результатах использования полученной информации и материалов правоохранительные органы информируют Росфинмониторинг в течение десяти рабочих дней с момента завершения дела оперативного учета, принятия соответствующего процессуального решения по результатам проверки сообщения о преступлении, а также предварительного расследования уголовного дела. Осуществление надлежащего прокурорского надзора в данном направлении неразрывно связано со знанием специфики составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ. При этом существенную помощь правоохранительным органам в расследовании уголовных дел данной категории оказывает дающее соответствующие разъяснения Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем" (далее - Пленум). В действующей редакции ст. 174 УК РФ предусматривается ответственность участников легализации "грязных" денег, совершающих финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем. Статьей 174.1 УК РФ законодатель установил уголовную ответственность лица, получившего в результате совершения преступления денежные средства или иное имущество и совершившего с ним финансовые операции, другие сделки либо использовавшего указанные средства или имущество для осуществления предпринимательской деятельности. Из числа первичных (предикатных) преступлений исключены преступления, предусмотренные ст. ст. 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ. Очень важно при расследовании выделить непосредственный объект преступления, что позволит отграничить составы преступлений. С существующей точки зрения непосредственным объектом преступления, связанного с легализацией доходов, полученных преступным путем, является порядок, регулирующий совершение финансовых операций с денежными средствами и сделок с иным имуществом. К операциям с денежными средствами или иным имуществом Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" относит действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей, независимо от формы и способа их осуществления. Определяя предмет рассматриваемых преступлений, следует исходить из того, что к нему относятся денежные средства, ценные бумаги в российской или иностранной валюте и иное движимое или недвижимое имущество. В соответствии с гражданским законодательством понятие "имущество" является собирательным, к нему относятся как движимые, так и недвижимые вещи (ценные бумаги, драгоценные камни или металлы, строения, земельные участки, результаты интеллектуальной собственности и т. д.), а также имущественные права. Как показала практика, чаще всего лица, отмывающие преступные доходы, совершая операции с ними, разбивают их на несколько частей, что дает им возможность уйти от ответственности. Поэтому, с одной стороны, такая позиция законодателя разрешает проблему, а с другой - отсутствие порога приводит к признанию преступлением малозначительных действий. Основываясь на зарубежном опыте (США, Франция, Англия), в качестве пороговой суммы можно было бы рассматривать размер операций и сделок, который в соответствии с вышеназванным Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ позволяет отнести их к подозрительным. Вместе с тем признание того или иного деяния малозначительным находится в компетенции следствия и суда. Поскольку цель любой операции по отмыванию денег или иного имущества заключается в том, чтобы наживу от противоправной деятельности выдать за легальные доходы и получить возможность их использования, не вызывая подозрений, неслучайно в диспозиции статьи законодатель указал лишь те способы отмывания, которые позволяют придать им правомерный (законный) вид. Понятие и суть сделок, посредством которых совершается легализация, аналогичны применяемым в гражданском праве, при этом возможна любая их форма (купля-продажа, аренда, мена, дарение и т. д.). В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделка - это правомерное действие, которое должно соответствовать требованиям законодательства, и этим она отличается от неправомерных действий - деликтов. Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не порождает юридических последствий, достижения которых добивались совершившие ее стороны, а влечет признание ее недействительности. При этом недействительность сделки, если к тому имеются надлежащие правовые основания, по общему правилу наступает в момент ее совершения. Это означает, что притворная или ничтожная сделка (к которой может быть отнесен и фиктивный договор дарения) не порождает права правомерного пользования или распоряжения денежными средствами или иным имуществом, полученным в результате совершения преступления, а поэтому цель легального, т. е. законного, использования доходов от преступной деятельности не может быть достигнута. Представляется, что такие действия следует рассматривать как покушение (приготовление) на легализацию преступно нажитых доходов. В том случае, если нотариус использует свои служебные полномочия для удостоверения сделки, заведомо для него направленной на легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, его действия квалифицируются как пособничество по ч. 5 ст. 33 УК РФ и, соответственно, по ст. 174 или ст. 174.1 УК РФ, при наличии к тому оснований - по ст. 202 УК РФ (п. 24 Пленума). Использование денежных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности как форма легализации по ст. 174.1 УК РФ предполагает, что денежные средства или иное имущество вкладываются в законное производство, для чего под прикрытием сделок может, например, арендоваться другое имущество, помещения, строения, а денежные средства или имущество могут быть внесены в уставный капитал какого-либо предприятия и т. д. Инструментами для отмывания денег с целью их ввода в легальный оборот могут служить все виды хозяйственных предприятий, имеющих дело с большими объемами денежной наличности. Ошибочным является мнение о том, что при расследовании преступлений, предусмотренных ст. 174.1 УК РФ, использование денежных средств или иного имущества, добытых преступным путем, в предпринимательской или иной экономической деятельности не требует доказательств, подтверждающих совершение финансовых операций, в результате которых им была придана видимость законно полученных, а ответственность по ст. 174.1 УК РФ наступает уже при фактическом их использовании. Вместе с тем использование "грязных" денег и иных ценностей для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности само по себе не всегда влечет их отмывание, поскольку в предпринимательской деятельности могут использоваться и уже отмытые деньги. Поэтому исходя из содержания ст. 174.1 УК РФ, предусматривающей уголовное наказание за "легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения преступления", использование "грязных" денег предполагает их отмывание, которое сопряжено с осуществлением различных операций, в том числе и сделок с ними. Таким образом, совершение этих операций входит в предмет доказывания. В рассматриваемых статьях УК РФ говорится о легализации денежных средств или имущества, заведомо (т. е. несомненно) полученных преступным путем. Это означает, что лицо знало и не могло не знать о преступном происхождении ценностей (заведомость отсутствует, если добытое преступным путем имущество приобретено на вещевом рынке, на улице - иными словами, если приобретатель не знал и не мог знать о том, что лицо, у которого он приобретает данное имущество, не имело права его отчуждать). Если же был заключен договор купли-продажи в целях легализации имущества, полученного им в результате преступления, и покупатель, осуществляя сделку, осознавал указанное обстоятельство, приобрел это имущество для придания правомерного вида владению, пользованию или распоряжению им, то действия покупателя надлежит квалифицировать по соответствующей части ст. 174 УК РФ, а действия продавца - по соответствующей части ст. 174.1 УК РФ (п. 26 Пленума). В соответствии с п. 22 Пленума в тех случаях, когда лицо приобрело денежные средства или иное имущество в результате совершения преступления и использовало эти денежные средства или иное имущество для совершения финансовых операций и других сделок, содеянное этим лицом подлежит квалификации по совокупности преступлений (например, как получение взятки, кража, мошенничество и как легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества). Ответственность за действия, перечисленные в ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ, может наступить только в том случае, если они совершены с прямым умыслом (т. е. когда лицо осознает, что совершает финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо преступным путем, либо использует указанные средства для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности и желает их совершения). При этом умыслом охватывается и осознание преступности происхождения легализуемого имущества. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, добытых преступным путем, имеет некоторую схожесть с приобретением или сбытом имущества, заведомо добытых преступным путем. Принципиальное различие между ними заключается в том, что при приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем, виновный не стремится придать его происхождению официальный, законный характер (что обязательно для легализации), а в отличие от преступления, предусмотренного ст. 174.1 УК РФ, само лицо не участвует в совершении предикатного преступления. Если легализуется (отмывается) имущество, которое было приобретено в результате совершения преступления, предусмотренного ст. 175 УК РФ, ответственность наступает по двум статьям - ст. ст. 174 и 175 УК РФ. В то же время сбыт имущества, которое было получено в результате совершения преступления (например, хищения) иными лицами, не образует состава легализации, если такому имуществу не придается видимость правомерного приобретения (п. 25 Пленума). Как показывает практика, большинство лиц, легализующих доходы, добытые преступным путем, руководствуются мотивом получения этого имущества в собственное владение, с тем чтобы на законных основаниях пользоваться и распоряжаться им, хотя мотив может быть и иным. Выяснение мотивов в ходе расследования имеет важное значение, в первую очередь с точки зрения раскрытия и предупреждения этих преступлений. Преступления, предусмотренные ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ, признаются оконченными с момента выполнения действий, направленных на легализацию, вне зависимости от того, удалось ли отмыть преступные доходы и вступить в их пользование. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ, является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет (за исключением лиц, которые сами приобрели денежные средства или иное имущество преступным путем), осознающее, что оно совершает финансовую операцию или сделку, направленную на легализацию (отмывание) денег или иного имущества, полученных заведомо преступным путем. Субъект преступления по ст. 174.1 УК РФ - лицо, достигшее 16 лет, которое само приобрело преступным путем денежные средства или имущество. Каждая сделка предполагает ответственность сторон, которую несут наделенные правом их совершения и обладающие дееспособностью лица. Следовательно, субъектом легализации может быть лишь лицо, признанное полностью дееспособным. В примечании к ст. 174 УК РФ законодатель определил, что финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере, признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую 1 млн. руб. Как правило, действия, связанные с легализацией преступных доходов, тщательно маскируются, поэтому выявление признаков этого деяния требует значительных усилий, времени, а также использования всех возможных механизмов проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на их обнаружение. Выявление признаков легализации возможно не только путем проверки лиц, непосредственно легализующих доходы, полученные преступным путем, но и посредством обнаружения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом и участвующих в легализации, которыми в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ могут являться: кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также проводящие лотереи и иные игры, в которых разыгрывается призовой фонд между участниками, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами. Для выявления фактов отмывания (легализации) денежных средств или иного имущества, добытых преступным путем, могут применяться любые оперативно-розыскные мероприятия из числа закрепленных в ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Перечислены в Законе и основания для их проведения - ставшие известными сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п. 1 ч. 2 ст. 7 Закона). Первым этапом в сложной схеме отмывания "грязных" денег является законспирированное (в смысле сокрытия путей незаконного обогащения и истинных владельцев средств) включение преступного дохода в законный оборот денежных средств. На этой стадии нередко используется перечисление средств на счета подставных лиц (чаще всего это родственники или близкие лица преступников, а в тех случаях, когда речь идет о высокой степени организации преступной деятельности, это могут быть лица, не связанные с ними родственными и дружественными связями). На втором этапе преступниками принимаются меры по маскировке происхождения денежных средств и имущества, приобретенных преступным путем. Для сокрытия сведений о преступном характере дохода и его дальнейшего оборота средства неоднократно переводятся на другие счета, в том числе и за рубеж, причем нередко используется возможность отправки денег в офшорные зоны путем их транспортировки с курьером. Перевозку крупных денежных сумм обычно поручают особо доверенным лицам, которых, как правило, можно установить в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также при допросах сотрудников фирмы и иной организации, где работает подследственный (секретарей, водителей автотранспортных средств и других), лиц из обслуживающего персонала (прислуги, массажистов, парикмахеров и других), а также близких подозреваемого, обвиняемого. Зарубежные поездки курьеров могут маскироваться под деловые или экскурсионные поездки в те страны, в банки которых вкладываются денежные средства, полученные преступным путем и переведенные обычно в доллары США или евро. На третьей стадии преступные доходы приобретают легальный характер происхождения и окончательно размещаются в законной экономике. По завершении этой стадии заканчивается процесс легализации криминальных доходов. Однако их отмывание может закончиться и на предыдущей стадии, если маскирующие сделки проведены удачно. В настоящее время возможно использование трех схем выявления и расследования преступлений о легализации. В первом случае в процессе расследования первичного (предикатного) преступления выявляется факт легализации средств, добытых в результате его совершения, и действия обвиняемого дополнительно квалифицируются по ст. 174 (174.1) УК РФ. Во втором случае уголовное дело возбуждается непосредственно при обнаружении признаков легализации, а уже в процессе его расследования устанавливается предикатное преступление, при совершении которого получен незаконный доход. В третьем случае уголовное дело о легализации возбуждается и расследуется при наличии преюдициального факта - после вынесения судом обвинительного приговора по уголовному делу о предикатном преступлении. В процессе выявления фактов легализации "грязных" денег важное значение имеет знание признаков, указывающих на такое преступление, которыми могут быть, например: 1) по операциям юридических и физических лиц, связанным с получением и предоставлением кредитов (займов) в денежной форме: заявление о выдаче кредита под залог сертификата; предоставление или получение кредита (займа), исполнение обязательств, которое обеспечено документом, удостоверяющим наличие у заемщика вклада в иностранном банке, либо с процентной ставкой, превышающей среднюю процентную ставку по денежным вкладам на внутреннем и внешнем рынке; 2) по операциям с ценными бумагами: выплата необычно высокой комиссии за посредничество в осуществлении операций с ценными бумагами; единовременное выставление поручений на покупку и продажу ценных бумаг по ценам, имеющим заметное отклонение от рыночной стоимости по аналогичным сделкам, а также другие сделки, связанные с манипулированием ценами на фондовом рынке; осуществление операций, при которых финансовый инструмент (например, пакет ценных бумаг) многократно продается, а затем выкупается в сделках с одной и той же стороной; регулярный дефицит денежных средств при расчетах по операциям на срочных рынках. Практика показывает, что выявление преступлений, предусмотренных ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ, во многом зависит от применяемых организационных мер, эффективность которых напрямую определяется качеством информационно-аналитической работы, которая должна начинаться с анализа оперативной обстановки, сложившейся на определенной территории в конкретный период времени. Можно выделить следующие известные на сегодняшний день способы легализации (отмывания) преступных доходов: 1) завышение стоимости работ или услуг (например, получение необоснованно высокого гонорара за книгу или лекцию); 2) имитация активной предпринимательской деятельности путем заключения контрактов с фиктивными фирмами, зарегистрированными на лиц, ранее утерявших паспорта, недееспособных или умерших, для обоснования поступления крупных денежных средств на банковские счета; 3) проведение незаконных операций по обналичиванию и обезналичиванию денежных средств; 4) создание видимости получения кредита от банка или компании-нерезидента, часто зарегистрированной в офшорной зоне, путем многократного перечисления виртуальных денежных средств на счета различных фирм и последующего их возврата; 5) осуществление сделок и банковских проводок через сеть созданных банком офшорных фирм и кредитно-финансовых учреждений, формально не являющихся аффилированными (наиболее часто используемая схема). Одним из признаков таких операций является заключение контрактов с фирмами, имеющими регистрацию в офшорных зонах иностранных государств, на поставку программного обеспечения, лома цветных металлов, многопозиционных и иных станков, нефтепродуктов и пр. В преступной схеме всегда имеется два-три начальных звена, состоящих из действующих фирм, а последующие оформлены, например, на умерших лиц либо граждан, утративших паспорта. Характерной чертой использования такой схемы легализации криминальных капиталов является фиктивный (виртуальный) перевод денежных средств в виде займа и оплаты за товар на корреспондентские счета одного офшорного банка-нерезидента и дальнейшее их перечисление через сеть российских фирм в другой офшорный банк-нерезидент с последующим возвратом на исходные корреспондентские и расчетные счета в рамках одного российского банка в течение банковского дня. Смысл таких операций заключается в имитации поступления валютной выручки при отсутствии денежных средств, достаточных для проведения требуемых финансовых операций. Преступные доходы конвертируются и перечисляются на счет иностранной фирмы как возврат займа; 6) ввоз и пересылка на территорию государства, вывоз и пересылка с территории государства, а также перевозка и пересылка в пределах территории государства денежных средств. Сюда же можно отнести: международные денежные переводы на территорию и с территории государства (например, переводы, в том числе в пределах государства, процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала; переводы неторгового характера с территории и на территорию государства, а также в пределах государства, включая суммы заработной платы, пенсии, наследства; переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, и др.); 7) реинвестирование преступных доходов, ранее вывезенных за рубеж, в российскую экономику путем скупки акций прибыльных предприятий (алмазно-бриллиантового, топливно-энергетического комплексов и др.). Активное применение этого способа обусловлено тем, что за рубежом, в основном в офшорных зонах, аккумулирован огромный объем нелегально вывезенного из России капитала, который затруднительно использовать в развитых странах мира. Для легализации доходов организованные преступные формирования путем незаконных банковских проводок перечисляют денежные средства, приобретенные преступным путем, за рубеж. Затем эти доходы, уже в виде инвестиций, возвращаются в Россию и используются в том числе для приобретения вышеупомянутых акций; 8) оформление денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, в качестве прибыли от законной деятельности предприятия, специально для этого созданного. С этой целью могут быть использованы магазины "секонд хэнд", кинотеатры, рестораны, пункты обмена валюты и различные предприятия, осуществляющие операции с наличными деньгами. Указанный способ применяется и для отмывания безналичных денег. Для этого, как правило, используется фирма или банк, занимающиеся незаконным обналичиванием денежных средств; 9) неформальная система перевода денежных средств, по сути являющаяся незаконной системой трансграничных расчетов. Смысл работы такой системы заключается в том, что деньги передаются клиентом оператору в месте нахождения клиента и в соответствии с его распоряжением переводятся получателю средств в другом регионе. При этом оператор системы связывается со своим коллегой в месте нахождения получателя средств, сообщая сумму, которую следует выплатить получателю. В таких случаях используют телефонную, факсимильную связь или Интернет. За перевод средств оператор снимает с клиента 2 - 3% от суммы. Как правило, работа операторов основана на доверии и может быть построена на семейных, этнических или деловых связях; 10) иные способы. Например, создание интеллектуальной собственности и продажа ее зарубежным партнерам; подтасовка и последующая демонстрация крупного выигрыша клиента в игорном заведении.
Название документа